Консультация для родителей «Конструирование из строительного материала»

Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, малыш получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов), координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.

В конструировании существует возможность для развития творческой стороны интеллекта – эти игры моделируют творческий процесс, создают свой микроклимат. Они долго не надоедают, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению. Вместе с тем, как в любой игре, в конструировании существуют правила , которых родители должны придерживаться.

1. Родители должны помнить о первом впечатлении от игры. Очень важно как вы представите малышу новую для него игрушку. Если вы на виду у ребенка откроете крышку и с грохотом опрокинете на стол кубики, то можете быть уверены – любимым занятием малютки в дальнейшем станет не строительство «башенок» и прокладывание «дорожек», а примитивное выкидывание кубиков из коробки или сбрасывание их со стола. Гораздо правильнее будет, если вы подведете малыша к уже лежащим в беспорядке кубикам и вместе с ним начнете их убирать. Или будете доставать кубики из коробки аккуратно один за другим и сразу же начнете делать какую-нибудь постройку, привлекая по возможности малыша к совместным действиям.

2. Избегайте очень подробных и подсказывающих объяснений и показов, например: «Поставь кубик на кубик – вот так! (Ребенок ставит.) Теперь возьми еще кубик – вот так! (Ребенок ставит.) Еще кубик!» При таком способе подачи малыш может возвести очень сложную постройку, но сделает он это чисто механически, без активного усвоения нужных умений и навыков. Результаты окажутся непрочными, и самостоятельно малыш строить не научится, так как развиваться будут только исполнительские способности, а более важная сложная сторона – творческие способности – останется на примитивном уровне.

3. Бывают дети очень застенчивые, или обидчивые, или неуверенные в своих силах, боязливые. Таким детям очень важен результат. Играя с ними вы не только можете, но и просто обязаны давать дробные пояснения, использовать подсказывающие приемы, действовать вместе с ребенком (положив свою ладонь на его ручку сверху) так, чтобы у малыша появилась уверенность в собственных силах.

4. Для малыша очень важно не только построить, но и поиграть с постройкой, и вы должны показать ему, как это можно сделать. Этот момент называется «обыгрыванием». Например, построив домик, надо помочь малышу поставить в домик матрешку, либо куколку, либо зайчика, которые «будут там жить». Но игрушку малыш получает только тогда, когда постройка сделана. Это побуждает малыша добиваться результата.

5. Занятия с одним и тем же содержанием надо повторять до тех пор, пока не будет выработан прочный самостоятельный навык построения. Чтобы ребенку не наскучило делать одно и то же, надо предлагать малышу новые игрушки для обыгрывания или брать строительный материал другого цвета, размера.

6. При проведении игр со строительным материалом недопустимо менять по своему усмотрению последовательность проведения игр, так как последовательность предполагает нарастание степени сложности конструктивных задач, ставящихся перед ребенком, а именно – постепенный переход от простого к сложному.

Вывод.

Игры со строительным материалом и различными конструкторами помогут вашему ребенку развивать:

· мелкую моторику;

· пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга;

· воображение;

· творческие способности;

· узнать много нового;

· совершенствовать элементарные технические умения;

· активизировать словарь.


«Конструирование из строительного материала»

Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Известно, что ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии большое внимание уделяют детскому конструированию.

Ребенок в процессе конструирования познаёт свойства деталей (дерево, железо, пластмасса), возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом ребёнок как дизайнер творит, сочиняет, экспериентирует.

Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, малыш получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов), координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.

На занятиях в детском саду детям очень часто предлагалось конструирование из счетных палочек, геометрических фигур. При этом совмещать конструирование можно с любым занятием(развитие речи – домик, окружающий мир – птицы, математика- счет и изучение геометрических фигур). Детям очень нравится фантазировать, при этом они сами планируют свою деятельность.

Вместе с тем, как в любой игре, в конструировании существуют правила, которых родители должны придерживаться.

1. Родители должны помнить о первом впечатлении от игры. Очень важно как вы представите малышу новую для него игрушку.

2. Избегайте очень подробных и подсказывающих объяснений и показов,

иначе самостоятельно малыш строить не научится, так как развиваться будут только исполнительские способности, а более важная сложная сторона – творческие способности – останется на примитивном уровне.

3. Для малыша очень важно не только построить, но и поиграть с постройкой, и вы должны показать ему, как это можно сделать.

4. Занятия с одним и тем же содержанием надо повторять до тех пор, пока не будет выработан прочный самостоятельный навык построения. Чтобы ребенку не наскучило делать одно и то же, надо предлагать малышу новые игрушки для обыгрывания или брать строительный материал другого цвета, размера.

5. При проведении игр со строительным материалом недопустимо менять по своему усмотрению последовательность проведения игр, так как последовательность предполагает нарастание степени сложности конструктивных задач, ставящихся перед ребенком, а именно – постепенный переход от простого к сложному.

Игры со строительным материалом и различными конструкторами помогут вашему ребенку развивать:

мелкую моторику;

пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга;

воображение;

творческие способности;

узнать много нового;

совершенствовать элементарные технические умения;

активизировать словарь.

Консультация для родителей

«Конструирование в детском саду»

Занятия по конструированию в детском саду начинают проводиться с раннего возраста, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и стимулирует логическое мышление.

Материал для конструирования в детском саду

Основным материалом для конструирования, с которого и начинается знакомство малыша с этим видом деятельности, является конструктор. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов).

Занятия по конструированию в детском саду

Конструирование для самых маленьких начинается с освоения элементарных навыков: выложить из кирпичиков дорожку, построить башню из нескольких кубиков. Затем детей обучают комбинировать детали конструктора (соорудить стульчик, диван, используя кубики и кирпичики) и показывают различные способы использования уже знакомых деталей (из кирпичиков можно не только выложить дорожку, но и построить забор, установив их вертикально).

Следующий этап обучения конструированию в детском саду – строительство перекрытий, начиная от простенькой скамеечки или кровати и заканчивая строительством моста. В младшей группе, используя полученные навыки, дети, конструируют разнообразные домики. Причем задача постоянно усложняется за счет добавления деталей (окон, дверей, дымохода), которое достигается при помощи подстановки элементов конструктора (например, подставляем к стенке домика пластину, и получается дверь).

Занятия по конструированию, как и большинство занятий в детском саду, проводятся в игровой форме, то есть дети выполняют то, или иное задание не потому, что это интересно само по себе, а для реализации какого-то игрового момента. То есть малыши конструируют кроватку, чтобы потом положить на нее куклу, строят мост через речку, чтобы потом под мостом проплыл кораблик и т.д.

Другой важной составляющей занятий по конструированию является обучение ребенка мыслить самостоятельно и находить пути решения поставленных задач. После того как дети освоят тот или иной прием конструирования, им обязательно будет предложено выполнить самостоятельное задание. К примеру, если дети научились строить из кубиков башню, то на заключительном занятии по этой теме воспитатель сам построит такую башню и предложит детям соорудить башню повыше, чем та, что получилась у него.

Большинство детей просто обожают конструировать, поэтому конструктор – эта та вещь, которая должна быть в каждом доме. А польза от такого приобретения налицо – с одной стороны, ребенок увлечен интересным занятием, а, с другой стороны, это занятие способствует его всестороннему развитию.

Консультация для родителей

«Конструирование из строительного материала»

Игры по конструированию проводятся с ребенком с целью формирования мыслительных процессов и восприятия, обогащения сенсорного опыта (действуя с деталями строительного материала, малыш получает конкретные представления о различной форме, величине, цвете предметов), координации движений и развития мелкой моторики. Игры способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, приучают к бережному обращению с игрушками, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.

В конструировании существует возможность для развития творческой стороны интеллекта – эти игры моделируют творческий процесс, создают свой микроклимат. Они долго не надоедают, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций, помогают творческому самовыражению. Вместе с тем, как в любой игре, в конструировании существуют правила, которых родители должны придерживаться.

1. Родители должны помнить о первом впечатлении от игры. Очень важно как вы представите малышу новую для него игрушку. Если вы на виду у ребенка откроете крышку и с грохотом опрокинете на стол кубики, то можете быть уверены – любимым занятием малютки в дальнейшем станет не строительство «башенок» и прокладывание «дорожек», а примитивное выкидывание кубиков из коробки или сбрасывание их со стола. Гораздо правильнее будет, если вы подведете малыша к уже лежащим в беспорядке кубикам и вместе с ним начнете их убирать. Или будете доставать кубики из коробки аккуратно один за другим и сразу же начнете делать какую-нибудь постройку, привлекая по возможности малыша к совместным действиям.

2. Избегайте очень подробных и подсказывающих объяснений и показов, например: «Поставь кубик на кубик – вот так! (Ребенок ставит.) Теперь возьми еще кубик – вот так! (Ребенок ставит.) Еще кубик!» При таком способе подачи малыш может возвести очень сложную постройку, но сделает он это чисто механически, без активного усвоения нужных умений и навыков. Результаты окажутся непрочными, и самостоятельно малыш строить не научится, так как развиваться будут только исполнительские способности, а более важная сложная сторона – творческие способности – останется на примитивном уровне.

3. Бывают дети очень застенчивые, или обидчивые, или неуверенные в своих силах, боязливые. Таким детям очень важен результат. Играя с ними вы не только можете, но и просто обязаны давать дробные пояснения, использовать подсказывающие приемы, действовать вместе с ребенком (положив свою ладонь на его ручку сверху) так, чтобы у малыша появилась уверенность в собственных силах.

4. Для малыша очень важно не только построить, но и поиграть с постройкой, и вы должны показать ему, как это можно сделать. Этот момент называется «обыгрыванием». Например, построив домик, надо помочь малышу поставить в домик матрешку, либо куколку, либо зайчика, которые «будут там жить». Но игрушку малыш получает только тогда, когда постройка сделана. Это побуждает малыша добиваться результата.

5. Занятия с одним и тем же содержанием надо повторять до тех пор, пока не будет выработан прочный самостоятельный навык построения. Чтобы ребенку не наскучило делать одно и то же, надо предлагать малышу новые игрушки для обыгрывания или брать строительный материал другого цвета, размера.

6. При проведении игр со строительным материалом недопустимо менять по своему усмотрению последовательность проведения игр, так как последовательность предполагает нарастание степени сложности конструктивных задач, ставящихся перед ребенком, а именно – постепенный переход от простого к сложному.

Вывод. Игры со строительным материалом и различными конструкторами помогут вашему ребенку развивать:

· мелкую моторику;

· пространственную ориентацию – представление о расположении предметов в пространстве и относительно друг друга;

· воображение;

· творческие способности;

· узнать много нового;

· совершенствовать элементарные технические умения;

· активизировать словарь.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

Конструирование - один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Конструирование в детском саду»

Одной из основных особенностей строительно-конструктивной игры является то, что в её основе лежат конструктивные умения и способности.

Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр.

Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение на занятиях. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций.

Взаимосвязь конструирования и игры:

Важно учитывать взаимосвязь игр со строительными материалами с сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими.

Ранний возраст: конструирование слито с игрой.

Младший дошкольный возраст: строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. (Например, дети задумали играть в моряков, поэтому возникла необходимость строить корабль.)

Старший дошкольный возраст: строительная игра может возникнуть и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная игра. (Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.)

Творческий характер игры определяет:

  • наличие игрового замысла,
  • его свободное развитие,
  • вариативность решения созидательной задачи,
  • интерес детей к процессу деятельности,
  • наличие воображаемой ситуации.

Между строительно-конструктивными и сюжетно-ролевыми играми есть существенные различия:

  • в сюжетно-ролевой игре отражаются, прежде всего, разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми;
  • в строительно-конструктивной игре основным является конструктивное творчество.

Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань – можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань – можно строить высокий забор и т. д.

Возможность выполнить постройку на одну и ту же тему разными способами активизирует воображение. Заимствование образцов из окружающей жизни требует умений выделять главное, отвлекаться от частностей, принимать условность собственного созидания (использовать в качестве колонны цилиндр, заменять треугольной призмой крышу и т. п.). В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов и форм конструирования, которым должны овладеть дети:

Виды детского конструирования:

1) Из строительного материала.

2) Из бумаги.

3) Из природного материала.

4) Из бросового материала.

5) Из деталей конструкторов.

6) Из крупно - габаритных модулей.

Формы организации обучения конструированию:

1) Конструирование по образцу.

2) Конструирование по теме (подводит ребёнка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы её ограничены темой).

3) Конструирование по замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребёнок решает все задачи самостоятельно).

4) Конструирование по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определённые параметры (вид строительного материала, цвет, размер, количество), исходя из которых ребёнок должен самостоятельно выполнить постройку).

5) Конструирование по модели (вид конструирования, разработанный А. Р. Лурия) – ребёнок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы.

6) Конструирование по чертежам и схемам.

Таким образом, в основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность, в которой дети отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними.

Воспитательное и развивающее влияние

строительно-конструктивных игр на ребёнка

Строительно-конструктивные игры способствуют развитию у ребёнка:

  • творчества,
  • конструктивного мышления,
  • пространственного воображения,
  • фантазии,
  • создавать различные модели,
  • знаний цвета, величины, формы.

В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство.

В процессе строительно-конструктивных игр взрослый учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя её в целом, осуществляют анализ и синтез постройки.

Строительные игры способствуют формированию положительных взаимоотношений между сверстниками. Строительно-конструктивные игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, у детей заметно развивается интерес к технике, умения доводить начатое дело до конца; видеть результат коллективного труда, его пользу.

Строительно-конструктивные игры – это возможность овладеть точным словарём (обогащается речь), выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх - вниз, длинный - короткий и т. п.

В строительно-конструктивных играх проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выдержку и выносливость.

Таким образом, строительно-конструктивные игры значительно влияют на развитие ребёнка-дошкольника.

Условия для игр со строительными материалами

Для строительно-конструктивных игр должны быть созданы специальные условия: наличие необходимого строительного материала.

Различаются следующие виды строительного материала:

  • природный (песок, снег);
  • подсобный (доски, ящики, коробки и др.);
  • специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Лего»; мозаика:
  • геометрическая,
  • круговая,
  • мелкая

Необходимо обеспечить время в режиме дня и место для данных игр.

Материал должен быть разнообразным, привлекательно оформленным, устойчивым, соответствовать возрасту детей.

  • Мелкий строительный материал и конструкторы лучше хранить в шкафу или на стеллаже доступно для детей.
  • Крупный строительный материал располагается вдали от столов, т. к. строительные игры требуют большего пространства, так как дети часто объединяются в группы по несколько человек, разговаривают, советуются, переносят детали, вносят изменения в постройки.

Обычно для хранения строительного материала отводится постоянное место – строительный уголок. Детали складываются аккуратно, устойчиво, с целью соблюдения техники безопасности. Дети младшего возраста берут материал и укладывают его после игры с помощью взрослого, а старшие дошкольники все это делают самостоятельно. Детей нужно обязательно познакомить с порядком хранения строительного материала, требовать аккуратного с ним обращения и бережного отношения к постройкам. Для обыгрывания построек необходимо создавать условия, подобрав мелкие игрушки (машинки, фигурки животных, людей и т. д.). Важным условием для строительно-конструктивных игр является их тема .

Например:

во второй младшей группе (3-4 года) – ворота, дорожки, грузовая машина, мебель для кукол, домики, башенки, гараж, поезд, загородки для животных, птиц и т. д.;

в средней группе (4-5 лет) – двухэтажные дома, пароход, горка со скатом, гараж для двух машин, мост, железная дорога и поезд и т. д.;

в старшей группе (5-6 лет) – самолёт, разные автомобили, улица, детский сад, зоопарк, пароходы разные, мосты пешеходный и автомобильный и т. д.;

в подготовительной группе (6-7лет) - сказочные домики, речной и железнодорожный вокзалы, театр, многоэтажные дома, самолёты разные, метро, теремок по сказке и т. д.

со строительным материалом

Дети очень любят строительно-конструктивные игры. Причём эти игры в равной степени увлекают и мальчиков, и девочек. В отечественной дошкольной педагогике ряд исследований были посвящены методике формирования у детей конструктивных умений (Е. А. Флерина, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамонова). Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребёнка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности.

Основные умения дети приобретают:

  • в процессе обучения на занятиях по конструированию;
  • в совместной деятельности со взрослым;
  • а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя в самостоятельные строительно-конструктивные игры.

Чтобы формировать у детей интерес к этим играм, воспитатель использует различные приёмы:

  • по образцу
  • по схеме
  • по замыслу

В младших группах дети строят по образцу. Взрослый строит сам в присутствии малышей, вовлекает их затем в обыгрывание постройки (в зоопарке поселяются в клетках разнообразные животные, туда приходят дети с родителями).

По схеме: сначала проводим анализ схемы, выбор материала.

Выполнение постройки:

Параллельно Поочерёдно

По одной схеме создаётся с поочерёдным выкладыванием деталей.

Взрослый выполняет свою работу и ребёнок свою.

По замыслу: обсуждается тема, материал, характеристики постройки (размер, цвет, материал). Ребёнок выполняет постройку по замыслу. Если взрослый сам что-то строит для детей, то привлекает их к участию в работе: просит отыскать нужные детали, подать материал и т. д.

Дети 3-4 лет уже могут играть рядом , поэтому задача взрослого учить играть, не мешая друг другу, бережно относиться к постройкам товарищей, постепенно объединять играющих по 3-4 человека, тем самым учить коллективным играм.

Руководство строительно-конструктивными играми

с природным материалом

Для строительно-конструктивных игр в дошкольных учреждениях можно использовать природный материал: снег, вода, песок, камешки, шишки, ветки и т. п.

Строительно-конструктивные игры из природного материала развивают у детей творчество, конструктивное мышление, художественный вкус.

Способы чувственного познания, умение выделить свойства и качества предметов развиваются в процессе разнообразной деятельности, прежде всего в игре. Однако без специально организованного обучения игры с природным материалом бывают однообразными и малосодержательными. Природные свойства материалов ребёнок познает чувственным путём.

Дети очень любят игры с песком. Песок – недолговечный строительный материал. Дети с увлечением строят из песка замки, горки, роют каналы, глубокие колодцы и т. д. Но как только песок высыхает – созданные постройки рассыпаются. Поэтому песок в песочницах нужно содержать постоянно во влажном состоянии. Маленькие дети с удовольствием осваивают приём формовки из песка, используя специальные формочки, совочки, маленькие ведерки, игрушки с подставкой или на палочке, чтобы воткнуть в песок. Взрослый, обогащая сенсорный опыт детей, учит правильно называть признаки и свойства песка.

В зимний период во время прогулки дети с увлечением играют со снегом. Младшие дети разгребают его лопатками, насыпают горки. Самый простой приём – лепка, если снег липкий. Можно вылепить маленькие комочки – снежки, морковку, чтобы накормить зайчика и т. п. В присутствии детей можно слепить снеговика. Потом вместе с детьми сделать ему глаза, рот, уши, волосы из сухих веточек, сучков. Играя, малыши усвоят представления о свойствах снега и способах игры с ним.

Интересно познакомить и с приёмами строительства из утрамбованного снега, собранного в течение длительного времени в одном месте. Это великолепный материал для снежных кирпичей, из которых можно делать разнообразную снежную скульптуру и архитектурные постройки. В дошкольных учреждениях для развлечений детей широко распространены снежные горки, в строительстве которых они принимают активное участие.

Прекрасный материал для строительно-конструктивных игр – камешки, шишки, палочки, листья. Можно учить детей выкладывать узоры из камешков на песке, из листьев. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет. Эти игры очень полезны для развития пространственной ориентировки. Из шишек можно делать различные образы (человечков, зверюшек).

Таким образом, для развития и расширения содержания строительно-конструктивных игр детей дошкольного возраста во всех возрастных группах необходимо осуществлять обучение конструктивным умениям в специально-организованной, в совместной и в самостоятельной деятельностях. Строительно-конструктивные игры детей дошкольного возраста способствуют развитию сенсорного опыта, мыслительных операций, творческого воображения, обостряют наблюдательность, развивают волю.