Крадущиеся в ночи с горящими глазами, показывающие необыкновенную физическую гибкость и ловкость, кошки, как полагают, напарницы старых женщин, которые практикуют магию. Считалось, что ведьмы и кошки, могли контролировать или предсказывать погоду. Когда кошка умывала мордочку, должен был пойти дождь. Если кошка уходила, с теплого места, от огня подальше - шторм назревал. Внимание и даже дискомфорт был типичной реакцией на кошек, даже, общее ирландское приветствие гласило: "Бог благословит всех здесь, кроме кошки".

На острове Мэн считалось, если ты увидел любую кошку, то тебе не повезет, в то время как в Ирландии избегали только черных кошек, если только их кровь не была необходима для ритуалов исцеления. В Шотландии считалось, что черные кошки это перевоплощенные ведьмы, убеждение, которое может объяснить некоторые общие украшения американского праздника Хэллоуина. Страх черных кошек, как и их ассоциации с ведьмами и Хэллоуином, также связаны с историей греческой богини колдовства, Гекаты, которая была связана с кошками.

Геката (др.-греч. Ἑκάτη)

Древнегреческая богиня лунного света, преисподней и всего таинственного. Она была также богиней ведьм, ядовитых растений и многих других колдовских атрибутов. Есть предположение, что культ Гекаты существовал сначала у фракийцев и от них уже перешёл к грекам. Геката дарует мудрость в народных собраниях, счастье на войне, богатую добычу на охоте и другое. Как богиня преисподней, она считалась также богиней всего таинственного. Греки представляли ее порхающей, с душами умерших на перекрёстках. Поэтому культ Гекаты иногда связывают с перекрёстками.

Связь кошек и колдовство включает в себя гадания, ритуалы. В Шотландии при гадании кошек убивали, один из ритуалов назывался Тагейрм (Taghairm). Это ритуал по призванию огромного черного кота по прозвищу «большие уши», считалось, тому, кому удастся его призвать, большой кот ответит на все вопросы и выполнит любое желание мучителя.

В Древнем Египте людям было запрещено под страхом смерти вредить кошке. Когда кот умер, скорбящая семья сбривала брови в знак траура. Кошку мумифицировали и проводили большие похоронные процессии. С плачем и рыданием о кошке, в гробницу клали ее любимые игрушки, блюдца и пищу. Эта церемония была правилом, а не исключением!

Почему кошек так почитали?! Население грызунов могло бы легко выйти из-под контроля, но кошки защищали египетские дома, убивая крыс, мышей и даже змей. Они контролировали популяцию грызунов и 1500 до н.э. Тогда кошки стали рассматриваться как боги. Религиозные культы выросли вокруг них. Богиня Бастет, или "Глаз Ра" стал синонимом домашней кошки. Изображалась Бастет, как женщина с головой кошки, она считалась богиней радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага.

Бастет была защитником кошек и тех, кто заботился о кошках. Ее подарками были радость и удовольствие. Ее культ был сосредоточен в городе Бубастиса (так называемый Пер-Баст, или дом Баст, у египтян), где, стоял ее храм. Также в городе размещался некрополь, где были похоронены сотни мумифицированных кошек. В городе имелся ежегодный фестиваль, который, кажется, был одним из самых популярных во всем Египте, сопровождался громкой музыкой и пением.

Среди списка египетских кошачьих богинь мы находим Мау, олицетворение Ра. (Мау - мужской род, так обозначали котов).

Тефнут, хвалебное имя Нубийская кошка - в египетской мифологии богиня влаги и жары. Она изображалась в виде кошки. Входит в гелиопольскую эннеаду. Центр культа Тефнут - Гелиополь.

И Мафдет, богиня защиты. Считалась сестрой-близнецом богини письма Сешат. Праздник дня рождения Мафдет совпадал с днём рождения Сешат. Ей приписывались качества мстительницы. Воплощалась в образе гепарда, всегда с палкой и ножом. О Мафдет сложены мифы, где она сражается со змеем, всегда на стороне Ра. Мафдет помогает больным, уничтожает змей, как карающий судья принимает участие в загробном суде, заботится об умерших в загробном царстве.

Новая религия: Как домашние кошки распространялись из Египта в остальные части мира, легенды и мифы продвигались. Несколько древних религий считали, что в кошках размещались души, или кошки служили в качестве проводников из этого мира в другой. Одна порода кошки, сиамская, уже давно ассоциируется с храмами Сиама. В Храмах специальные священники были обучены по уходу за ними, а богатые кормили кошек лучшими продуктами и делали для них самые комфортные жилищные помещения. В скандинавской мифологии кошка была тесно связана с Фреей, богиней любви, удовольствия и привлечения. Она часто призывалась в делах сердечных. Она показана верхом на колеснице, движимой двумя большими кошками.

Древние евреи не любили кошек. Только одно упоминание о кошке дается в Послании Джереми, часть Ветхого Завета апокрифов, но оно не включено в еврейские Писания сегодня. Арабы, наряду с евреями, не любил кошек, но у Мухаммеда, как говорили, был кот по имени Муизза. И если кошка входит в мечеть, это считается признаком хорошего состояния даже сегодня.

В Таиланде и Бирме душа человека, который в момент смерти достиг степени духовного просветления, проникает в организм кошки. Душа, как полагают, остается с кошкой, пока животное не умрет, и только тогда душа переходит к небу. В древнем тайском погребальном обычае, когда член королевской семьи умер, живой кот был похоронен вместе с телом. Небольшие отверстия были специально расположены в месте захоронения, так что кошка может в конечном итоге выйти. Когда кот вылезал через отверстие, в храме священники объявили, что душа умершего перешла в кошку.

Таковы лишь некоторые примеры доминирования кошки в этих бесконечно увлекательных и глубоко сложных мифологиях мира, иллюстрирующих культурные и духовные убеждения их общества.

Грациозные и свободолюбивые, ни от кого не зависящие кошки уже много веков будоражат умы человечества.

Если внимательно исследовать историю любой страны или континента, то можно обнаружить, что поклонение таинственным мистическим кошкам присутствовало во все века и у всех народов. И ведь действительно, если вы обладаете хоть самой небольшой фантазией, то наверняка в облике и поведении своих любимцев заметите нечто мистическое и удивительное. Чего стоит один только взгляд кошки. В нём хранится многовековая мудрость и вселенская память.

Во многих странах кошка стояла в одном ряду с высшими богами. Ей поклонялись тысячи людей, наделяя удивительными качествами и возможностями. В одних странах это были светлые божества, покровительствующие людям. В других кошек причисляли к существам демоническим, но не менее могущественным. Ни одно животное не умеет так неожиданно и бесшумно появляться, словно из ниоткуда, ни одно животное не обладает такою живучестью и умением приспосабливаться к любым условиям, оставаясь неизменно гордым и прекрасным существом.

Множество легенд и поверий связано с этими удивительными существами. В Древнем Египте существовала красивая легенда о том, что бог солнца перевоплотился в кота для того, чтобы победить коварного змея Апопа, являющегося предводителем демонов. Кошка же, представленная в древнеегипетской мифологии богиней Бастет , являлась символом богатства и плодородия, покровительницей влюблённых и защитницей матерей. Амулеты с её изображением носили многие жители Египта. Считалось, что они способны защитить владельца от любых невзгод и немилости богов. В её честь возводились храмы, до сих пор потрясающие посетителей своей красотой и богатством отделки. В этих храмах жили кошки, за которыми ухаживал специальный жрец. В каждом доме жила кошка, которую холили и лелеяли, а в случае пожара спасали первой, даже если в доме были дети. Если же кошка умирала, то вся семья носила траур и оплакивала её как самое дорогое и родное существо. Хоронили кошек в специально для них построенных гробницах, которые своим убранством не уступали гробницам фараонов. Стоит ли говорить о том, что даже за случайное убийство кошки человека просто казнили как за тягчайшее преступление.

Богиня Бастет изображалась как изящная женщина с головой кошки. До сих пор одним из самых красивых комплиментов женщине является сравнение с кошкой, ведь кошка часто вызывает восхищение у людей своей любовью к чистоте, материнскими инстинктами, красотой и грацией.

Древнейшее изображение домашней кошки в Египте относится к 2-му тыс. до н. э., её захоронение - к концу 15 - началу 14 в. в. до н. э. (кладбище кошек обнаружено в Бубастисе - центре их культа и Бени-Хасане). Богиня Бубастиса Баст, связанная с радостью и весельем, обычно изображалась в виде женщины с кошачьей головой, один из её атрибутов - эгида с головой кошки. Случайное нанесение ущерба кошкам, посвящённым Баст, и особенно их убийство, могли караться смертью.
Баст-кошка нередко смешивается с богинями-львицами Тефнут и Сехмет (Баст иногда изображается с головой львицы), а позже и с Исидой, что обнаруживает связь образа Кошки с идеей царственности. В «Книге мёртвых» Кот, сражающийся при дереве ишед (сикимора) в Гелиополе со змеем Ими-Ухенеф, выступает как одна из ипостасей бога солнца Ра (ср. восхваление Ра в надписях на гробницах царей XIX и XX династий: «Ты - великий кот, мститель богов»).

В скандинавской мифологии богиня магии Фрейя ездила в роскошной колеснице, запряженной парой серых кошек.

В низшей мифологии Кот выступает как воплощение (или помощник, член свиты) чёрта, нечистой силы. У индейцев кечуа существует поверье об особом кошачьем дьяволе, злом духе, у которого колдуны заимствуют свою силу. В японской традиции Кот рассматривался как злонамеренное существо, обладающее сверхъестественной силой. В ряде традиций ему приписываются черты вампиризма. В той же Японии кошек считали вампирами, выпивающими душу спящего человека.

Самая известная японская легенда о кошках связана с религией буддизма.
Давным-давно существовал старый буддийский храм. В нем почти никогда не было посетителей и он был практически заброшен. Однажды в нем поселилась кошка. Каждый день она выходила на дорогу, садилась на порог и поднимала переднюю лапу, как будто приглашая зайти внутрь. Узнав о таком необычном явлении, множество людей отправились посмотреть на этот храм, и он снова стал богатым и процветающим. С тех пор считается, что статуи кошек с поднятой передней лапой приносят удачу. И по сей день их можно увидеть установленными возле храмов и жилых помещений.

В других традициях (например, в ряде литовских мифологических текстов) Кот-змееборец инвертируется в противника змееборца, выступающего в отдельных случаях в виде Кота противник Перкунаса (в частности и пре-жде всего чёрт) может превращаться в кошку или Кота чёрной масти, иногда с красными глазами (ср. мотив поражения Перкунасом чёрного и красного камня). В латышской фольклорномифологической традиции чёрный чёрт с коровьими ногами, сталкиваясь с громом-молнией, превращается в чёрного Кота, старающегося спрятаться около человека. В Кота может превращаться и змееборец, сказочный герой, победитель чудовища, например Иван Попялов, герой одноименной белорусской сказки (Афанасьев I, . 135).

Существуют подобные сказки и в мифологии восточных славян, где в кота могут превращаться как положительные, так и отрицательные персонажи. У восточных славян грань между человеком и кошкой очень тонка и способна с лёгкостью отклоняться в ту или иную сторону. Мотив превращения героя в Кота известен и в восточнославянском цикле сказок об Иване-Кошкином сыне (чаще - Иван Сучич или Иван-крестьянский сын). В некоторых таких сказках Кот (наряду с ним иногда выступает Кот Котович, брат Ивана Царевича) может быть и воплощением или помощником змея и змееборцем. Обе эти функции соединяются в сказке о Воле Воловиче, который после каждого сражения со змеем встречается с «Котищем, вытращи глазища», грозящимся его съесть. Герой убивает Кота, надевает на себя его шкуру и под видом Кота входит к бабе-яге . Оппозиция змееборца и змея в трансформированном виде (через оппозицию «кошки-мышки») широко представлена в ритуалах и их вырожденных формах - детских играх.
Мотив превращения Кота в человека и обратного превращения человека в Кота, как и его следствие - наличие форм, совмещающих элементы Кота и человека, неуловимость границ между кошачьим и человеческим, отчасти позволяет объяснить происхождение фольклорных имён типа Кот Котофеич, Котофей Иванович, Котонайло и т. п., а также использование «кошачьих» имён в ономастике (раздел лингвистики, изучающий имена собственные).


Своей любовью к свободе кошка покорила сердца древних римлян. В этом старинном городе кошка олицетворяла собой свободу и всегда её изображение можно найти рядом с изображениями богини Либертас – богини свободы и независимости. А вот во Франции кошек боялись. Им приписывали всевозможные колдовские качества, вследствие которых святая инквизиция признала кошку помощницей колдунов. Этих несчастных животных сжигали на кострах вместе с хозяевами, обвинёнными в колдовстве. Но не только во Франции боялись кошек. Наделяли их негативными мистическими свойствами и жители других стран.

В Европе в средние века кошки считались пособницами дьявола и прочно ассоциировались с ведьмами. Считалось, что ведьмы способны девять раз превращаться в кошку, - вероятно, потому, что, как считалось, у кошки девять жизней. О черных котах говорили, что это - сам дьявол. По всей средневековой Европе черных кошек отлавливали и сжигали, особенно в четверг на масленичной неделе и на Пасху. Кошку, обвиненную в том, что она является спутницей ведьмы, обычно казнили, сжигая заживо. Подобные преследования, возможно, начались после процесса рыцарского ордена тамплиеров: на допросе некоторые члены братства признались в поклонении кошкам. Также в религиозном искусстве кошка считается символом лени и похоти. Тем не менее, преследования быстро сошли на нет: в начале 16 века посетитель английского дома должен был при приветствии приласкать хозяйскую кошку. А знаменитый кардинал Ришелье имел несколько хвостатых "фавориток". Рассказывают, что пророк Магомет, собравшись идти на молитву, обнаружил, что в рукаве у него заснула кошка. Чтобы не тревожить ее, он оторвал часть своей одежды. На востоке верили, что душа короля при его смерти переселяется в сиамскую кошку. Священные кошки Бирмы возникли у храма богини Цун Киян-Тзе.

В старинных легендах кошки нередко приносят своим сирым и убогим хозяевам неожиданное богатство. Их отголоски слышны в знаменитой сказке Ш. Перро «Кот в сапогах». Другим ярким примером служит легенда об основании Венеции, в которой рассказывается о бегстве жителей города Аквими от завоевателей на остров, где в будущем предстрояло вырасти прославленной Венеции. Один бедняк, у которого не было за душой ни монеты, а была только пара кошек, взял с собой животных, которые принесли счастье не только хозяину, но и всем жителям нового города. На острове кишмя кишели крысы, и маленькие отважные охотницы объявили им войну. Легенда заканчивается тем, что кошки были проданы за баснословные деньги, а Венеция, избавившись от серой нечисти, достигла процветания и благополучия.

Об удивительных способностях кошек приносить удачу своим хозяевам свидетельствует и история, произошедшая в XII в. с Ричардом Уайтингтоном, который в плавание к берегам Индии захватил кота – все, что у него было. Корабль потерпел крушение – и путешественник попал в страну, где водилось много крыс. Кот взялся за дело. Обрадованный правитель назначил кота верховным главнокомандующим всей армии, а его хозяина возвел в ранг советника. Всяистория закончилась тем, что Уайтингтон стал лордом – мэром Лондона.


В кельтской мифологии кот встречается достаточно часто. Он может быть представлен как в образе взрослого зрелого кота, так и в образе маленького пушистого котенка. Для кельтов кот не просто священное животное. Это существо, которое помогает в сложных жизненных ситуациях, когда требуется мобилизация всех внутренних сил, когда кажется, что настал тупик и уже ничего не исправить. Именно кот приходит тогда человеку на помощь. Именно кот помогает сохранить внутренние силы, собраться и справиться с тяжелой ситуацией.

Кот для кельтов – это еще и защитник от разбоя и воровства. В кельтских преданиях маленький беззаботный котенок, который играет, развлекается и, казалось бы, ничего не замечает вокруг себя, вдруг превращается в огромный огненный столп, чтобы покарать вора и выжигает его дотла.

Коты горды, независимы, свободолюбивы, но, несмотря на это, они верные спутники человека в его душевных странствиях. Они приходят на помощь там, где другие животные помочь не могут. Коты умны, их интуиции может позавидовать любое животное. Тотемы с изображением кота незаменимы тогда, когда требовалось решение в трудной ситуации, когда человек находится на грани срыва, на той грани, за которой уже нет сил и желания бороться.


Кельтский гороскоп животных – это календарь, где каждому времени соответствует образ какого-либо животного. Таким образом, оно является тотемом тех, кто рожден в этот период, своего рода духом покровителем. Образ этого животного накладывает отпечаток на характер, наделяет определенными чертами и энергетикой.

Египет. История египетских кошек начинается еще во втором тысячелетии до нашей эры: именно этим временем датируется древнейшее изображение домашних кошек, которое было найдено. Причина же, по которой эти уникальные животные заняли такое важное место в истории Египта, проста: это государство испокон веков было аграрным, и именно кошки могли спасти его урожаи от грызунов.

Впрочем, кошки в истории Египта были не только "надзирателями" за зерном, но и охотниками: их специально дрессировали для того, чтобы они могли охотиться на пернатую дичь, а кроме того, эти животные успешно охотились на мелких грызунов, кротов, а иногда даже зайцев.

Но в целом кошек считали "добрыми гениями" любого египетского жилища и истинными хранителями очага, а когда кошка умирала естественной смертью, в доме объявлялся траур, и все его обитатели срезали себе волосы и брови. Хоронили же кошек только на специальных кладбищах и с особыми почестями - мумии этих животных были найдены также в некоторых гробницах фараонов.

Поклонение египтян кошкам. При этом египтяне за всю свою историю не просто эксплуатировали кошек, но и поклонялись им. В Нижнем Египте было найдено древнейшее место захоронения кошек - Бабустис, где был широко распространен культ этих животных. В его центре - египетская богиня Баст (Бастет), которая изображалась с кошачьей головой. Также с культом кошек в Египте связана не только Баст - богиня, символизирующая любовь, счастье и деторождение, но и сам великий бог солнца Ра, которого часто запечатлевали в образе рыжего кота.

При этом кошки в Египте никогда не жили, где придется. Для них был создан особый храм (в его центре - опять-таки богиня кошек в Египте), а уход за этими животными считался одной из самых почетных служб в государстве, поэтому присматривать за кошками чаще всего могли только жрецы, причем эта великая миссия с гордостью передавалась от отца к сыну.

Впрочем, поклонение египтян кошкам не всегда приносило им только радость. В 525 году до нашей эры на любви Египта к этим животным коварно сыграл Камбиз - персидский царь, который завоевал страну именно при помощи кошек. Он просто приказал раздать каждому воину по одной кошке, которых привязали к щитам, и в итоге египтяне сдались фактически без боя, потому что не могли сражаться с врагом, на щите которого извивалась несчастная кошка. В самом же Египте кошек охраняли на уровне закона, а их значение было настолько велико, что за преднамеренное убийство животного виновник подвергался смертной казни, а за непреднамеренное - огромным штрафам.

Древний Рим. Считается, что римляне узнали о кошках от египтян, однако кошки оставались в Древнем Риме довольно редкими домашними животными и ценились прежде всего как ловцы мышей. Впоследствии римляне распространили кошек по всей Европе. Но возможно, что ещё до появления Римской Империи, кошки уже были известны в Европе. Существуют некоторые свидетельства того, что на Британских островах кошки существовали ещё в конце железного века, возможно что они были доставлены туда на кораблях древних мореходов.

Средние века. У викингов кошка была священным животным и олицетворением богини любви и плодородия Фрейи. В Младшей Эдде Снорри Стурлусона Фрейя путешествует на колеснице, запряжённой двумя котами.

В средневековой Европе отношение к кошкам было разным. В католических странах Европы кошка считалась спутницей ведьм и олицетворением нечистой силы. В Англии кошек считали спутницами королевы фей Маб. Из-за этого кошек (особенно чёрных) заживо сжигали на кострах или сбрасывали с колоколен. Уничтожение кошек в Средние века косвенно стало причиной эпидемий чумы, так как истреблять крыс и других грызунов-переносчиков чумы стало почти некому.

Кошки из старой доброй Англии

. В девятнадцатом веке, когда в Англии наступила Викторианская эпоха, интерес к породистым кошкам резко возрос. В то же время в Британию стали завозить котов с Ближнего Востока – в том числе из Персии. В итоге питомцы старой доброй Англии добавили к своим преимуществам плотную шелковую шкурку персидских кошек. Закрепление названия породы произошло в 1871 году, именно тогда британские короткошерстные предстали как официальная порода на первой выставке кошек во Дворце.


Лондон, 1871 г., выставка кошек в Crystal Palace

По пришествию золотого века, сменившегося эпохой дендизма, популярность у англичан получили новые породы кошек. Так что интерес к классическим британцам вернулся нескоро – лишь после Второй мировой войны. Это произошло на волне послевоенного патриотизма, когда британские заводчики призвали к более тщательной селекции этой островной аборигенной породы. К тому времени их место на улицах начали сменять самые обыкновенные дворовые кошки. Современные стандарты породы были утверждены в 1980 году, после многочисленных споров между американскими и британскими ассоциациями. Различия существуют и по сей день: например, британцы с острова Мэн не признаются фелинологами США, равно как и кошки окраса color point.

В православных странах Европы отношение к кошкам было практически противоположным. Кошка единственное животное, которое может посещать православный храм (кроме алтарной части).

В славянской мифологии кошка - любимый персонаж народных сказок, пословиц и суеверий. На Руси домашняя кошка стоила дорого и могла служить ценным подарком, поскольку гарантировала защиту урожая от грызунов. Она была также символом мира и благополучия в доме, защищающим дом от нечистой силы. Считалось также, что кошки могли проникать в потусторонний мир и общаться с духами.

В русском фольклоре обширный пласт составляют народные сказки, пословицы и поверья, связанные с кошками и котами. Персонажем таких сказок был, например, кот Баюн.
Владимир Гиляровский рассказывает, что до XX века сохранялся обычай среди купцов соревноваться, чей кот толще и откормленней. В. И. Даль в 1853 году опубликовал двухтомник «Пословицы русского народа», где в разных разделах встречается около 75 пословиц о кошках.

Российские монархи также ценили кошек, в царском дворце всегда жили кошки. У отца Петра I, Алексея Михайловича, был любимый кот, портрет которого изображён на гравюре. А уже Пётр Великий издал указ, согласно которому в каждом хозяйстве следовало «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Самого Петра также часто сатирически изображали в виде кота, о чём свидетельствуют многочисленные сохранившиеся до наших дней лубочные картинки с надписями: «Кот казанской, ум астраханской, разум сибирской».

Азия. В Японию кошки были завезены в VI веке и служили высшей наградой, которую мог дать император своим приближённым. Существует несколько вариантов легенды о кошке, помогающей своей хозяйке или хозяину. Фарфоровая или фаянсовая статуэтка кошки черепахового окраса с поднятой к правому уху лапой - Манэки-нэко, до сих пор считается привлекающей денежную удачу. До сих пор в Японии сохранился древний культ, согласно которому души умерших предков переселяются в пегих кошек. В Сето существует Музей Манеки-нэко. Особенно ценятся в Японии короткохвостые кошки, изображения которых можно увидеть на многочисленных средневековых гравюрах.

В Индии существовала богиня материнства Сашти (иначе Састи), которая изображалась в виде женщины с ребенком на руках и считалась хранительницей домашнего очага. Её ваханой являлась кошка. В Бенгале и Западной Индии существует легенда о черной кошке, которая также ассоциируется с богиней Сашти.

Персидский историк Ат-Табари записал легенду, согласно которой, Творец, создавая Вселенную, создал крыс, но забыл создать кошек. Но ему пришлось исправить это, когда во время Всемирного потопа крысы начали прогрызать отверстие в днище Ноева ковчега. Ной погладил спину льва, лев чихнул, и пара кошек выскочила из его ноздрей. Эта легенда была широко распространена в регионе. Существует персидская пословица, которая гласит: «Лев чихнул, и появилась кошка.». Похожая легенда объясняет также происхождение ванской кошки и ванского окраса у кошек.

Ислам. В исламе существует множество преданий, которые связаны с кошками. Часть из них вошла в сборники хадисов. Согласно одному из них, кошки высоко почитаются в исламе, так как главного мусульманского пророка Мухаммеда кошка его сподвижника Абу Хурайры (его имя дословно переводится как «Отец кошек») спасла от укуса змеи. В исламе достойным похвалы считается поить кошек молоком. Как рассказывает одно из преданий, у пророка Мухаммеда была разноглазая белая кошка. Другое предание повествует о том, что однажды пророк Мухаммед после окончания молитвы обнаружил, что его любимая кошка Мусса (Муэца) уснула на рукаве сложенного рядом халата. Мухаммед предпочёл отрезать кусок от рукава, чтобы не тревожить сон Муccы. В иных случаях, если кошка спала на одежде, Мухаммед выбирал что-либо другое из своего гардероба. Кошки являются единственными животными, которым разрешено входить в мечеть.

Истоки содружества человека и кошки теряются в песках египетских пустынь. Среди иероглифических надписей в пирамидах-гробницах фараонов V-VI династий (ок. 2700год До н. э.) встречаются уже иероглифы со значением «кошка».

В древнем Египте кошек особенно почитали, для них строили специальные храмы. Поэтому у египтян было много мифов о богинях – кошках. Самая почитаемая из этих богинь – Бастет, богиня танца, музыки, удовольствия, женственности, домашних кошек и материнства. Она объединяла в себе образы двух богинь: богини любви и развлечений Хатхор и богини войны Сохмет. В «Сказании об истреблении людей» четко описывается, как богиня любви Хатхор сначала превращается в богиню войны Сохмет, а потом превращается в богиню, которая объединила в себе эти два противоположных образа, а именно Бастет. Сначала нам рассказывают только о богине Хатхор. Она молодая, хрупкая и красивая девушка. Она не создана для схватки с людьми, но её отец, бог Ра отправляет её в самое пекло войны. Что бы выиграть сражение ей приходится показать свою чёрную сторону, превратиться в кровожадную богиню Сохмет. Сохмет безжалостно убивает людей, и, насытившись кровью, она уже не может остановиться, ей нужно больше крови и страданий. Но хитрые боги, напоив Сохмет красным пивом, похожим на кровь, уговаривают Сохмет превратиться опять в миролюбивую богиню Хатхор. И так как, оказавшись кровожаднее, чем все считали, и считала сама богиня Хатхор, она не может опять превратиться в миролюбивую богиню. И поэтому превращается в богиню женственную и царственную, и в то же время сильную и безжалостную.

Но само превращение Хатхор и Сохмет в богиню Бастет для египетского народа происходило медленнее, чем рассказывается в мифе. С начала Баст изображалась с головой львицы. Но потом в качестве священного животного Баст выступает кошка; начиная с Нового царства, она сама изображается с кошачьей головой. Богиня наделяется всегда дружественными чертами; она имеет отношение к луне и в мифе становится глазом луны. "Яростные" качества раннего периода передаются богине Сохмет, которая тем самым становится отрицательной, половиной Баст.

В изображении богини Бастет мы можем по деталям распознать богиню Хатхор и богиню Сохмет. Богиню Хатхор изображали со старинным музыкальным инструментом – систром. На рисунках Бастет тоже держит этот инструмент. А само изображение Бастет как женщины с головой кошки очень похоже на изображение Сохмет. Таким образом, египетская богиня кошка Баст объединяет в себе хрупкую, миролюбивую Хатхор и беспощадную, жестокую Сохмет.

Греческая богиня Геката так же превращается в кошку. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых людей. Она – подательница материнского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам лёгкую дорогу; помогает покинутым влюблённым. Геката – богиня колдовства, волшебница и покровительница волшебства, совершающегося под покровом ночи. К ней обращаются за помощью, прибегая к таинственным специальным манипуляциям.

Римская мифология прямиком вытекла из греческой и именно поэтому в римской и в греческой мифологии много похожих богов и мифов. Один из таких мифов миф о Тифоне.

В нём говорится о том, что когда Тифон, ужасное чудовище, порожденное землёй, выбрался на свободу, и обезвредил Зевса, то все боги испугались и решили убежать от Тифона. Пробегая мимо Египта приняли облик обитающих там животных, что бы Тифон не нашел их. Вакх стал козлом, Вулкан обратился быком, Диана превратилась в кошку. Опять же деталь про кошку очень маленькая, но она играет большое значение.

Диана не случайно превратилась в кошку. Кошка в Египте осациируется с богиней Баст. А богиня Баст и богиня Диана очень похожи. Первый их признак - это то, что они обе богини луны. Бастет назвали богиней луны из-за того, что зрачок у кошки то сужается то расширяется, и этим напоминает фазы луны. У Дианы есть брат – Гелиос, который осациируется с солнцем. То если он солнце, то она соответственно луна. Потом Диана это безжалостная богиня – воительница, чем похожа на одну из сторон Бастет, т. е. Сохмет. Но в образе грозной воительницы так же встречается образ невинной девушки, ведь по течению всех лет своей жизни Диана всегда пряталась в лесу вместе со своими нимфами и так и не нашла своей любви.

Поэтому я считаю, что образ кошки как образ Дианы идеально сочетается.

Если сравнить всех трёх богинь, то окажется, что они очень похожи. Посмотрите, каждая из них олицетворяет девичью красоту и невинность, но в то же время Диана - царица безжалостных амазонок, Фрейя – предводительница грозных валькирий, а Бастет может превращаться в жестокосердечную и жаждущую крови Сохмет.

Не зависимо от географического положения кошка сохраняла свои повадки. И в совсем разных мифологиях кошка ассоциировалась не только как невинная богиня, но и как жестокая безжалостная воительница, приносящая смерть.

В скандинавских мифах о кошках сказано немного, всего лишь одна строчка, но и эта строчка может о многом сказать. (А ездит она (Фрейя) на двух кошках, впряженных в колесницу.) Мне кажется, что всё же тут есть некая символика. Большинство ассов – богов Скандинавии, передвигаются на колесницах, запряженных разными животными. У Тора, так как он грозный бог громовеждец, это козлы – гордые и своенравные, они защищаются как смелые воины. У богини Фригг, так как она богиня брака и домашнего очага, это бараны – они, как и Фригг хозяева своей территории, они заботятся обо всех, кто нуждается в их помощи. Значит, если Фрейя – богиня плодородия, любви и красоты, то это будут кошки, так как они очень женственные и мягкие. Но ведь Фрейя ещё и предводительница грозных валькирий, которые воевали за доблестных воинов и потом уносили их же собой в Валгаллу, значит, она не так мягка, как кажется. Но ведь и кошка, если её обидеть, то она может показать вам свою решительность и умение постоять за себя.

Мы думаем, что образ кошки прекрасно отображает нам и тонкую, чувствительную богиню любви и красоты, и бесстрашную предводительницу валькирий.

У древних славян было два бога Люб и Нелюб. Люб - это рыжий кот, который хранил брачное ложе, Нелюб – в образе чёрного кота сеял споры и раздоры.

Но есть и другие поверья. Кошка в Полесье, например, считается домашним покровителем: «Кот – хозяин хаты».

Кот – спутник младенческой жизни человека, часто упоминался в колыбельных украинских сказках. Кота приглашают укачивать ребёнка, кот приносит сон детям, ему запрещают мурлыкать, что бы не разбудить дитя. Другая ипостась – любовные образы. Часто девица отпускает от себя милого в образе кота. В своей книге Басовская называет древнего человека «дикарь-младенец», вот как она это объясняет: «Дети, как известно не любят общих рассуждений. Чем ярче образ, тем глубже усваивается материал. Таково и мышление доисторического человека». Поэтому мы решили взять разные древние упоминания о кошках, пусть и не имеющие отношений к мифологии, так как любые старинные рукописи, полны одухотворением. Таким образом, мы видим, что у каждого народа и злые духи в образе кошки, и добрые.

Легенды о кошках складывали многие народы Европы, Африки и Азии, только в Америке мифы о них почти не создавались, поскольку усатые-полосатые прибыли туда только ограниченным контингентом вместе с переселенцами и конкистадорами. В этой статье мы познакомим вас с наиболее популярными мифами о кошках.

Легенды о кошках славянские

Наши предки считали кота животным Велеса, бога скота, земледелия и поэзии. Поэтому нам всем известен Кот-Баюн - огромное чудище, что сидит на железном столбе и своими сказками усыпляет богатырей, а потом их ест. Впрочем, Баюна можно было поймать и приручить, тогда его сказки становились лечебными для владельца.

Кроме того, кошки в славянской мифологии всегда были связаны с домовым и овинником, оба хранителя могли превращаться в котов или общаться с ним. А еще оба любили молоко, которым кошки с ними охотно делились, предпочитая мышей.

В сказах Бажова, сохранивших для нас заводские уральские легенды, часто упоминается Земляная кошка. На Урале считалось, что живет этот зверь под землей, а над землей торчат только его рыжие, огненные уши. Где покажутся такие уши - там клад зарыт. А появилось такое поверье, видимо, благодаря сернистым огонькам, вырывающимся из горных пустот.

Легенды о кошках скандинавские

Согласно скандинавским эддам, кошки - спутницы богини Фрейи, второй по старшинству и красоте богини Асгарда. Красавица Фрейя, предводительница валькирий, покровительница фей и эльфов, любила разъезжать по небу в колеснице, запряженной двумя котами. Коты эти походили на рысей - большие, мохнатые и с кисточками на ушах. Видимо, их потомками и стали норвежские лесные кошки - национальное достояние Норвегии.

В Исландии в XIX веке появилась особая легенда о страшном Йольском коте. Это огромный кот, который живет у людоедки, похищающей ленивых детей. Йольский кот орудует во время святок (Йоля), поедая любого, кто не успел обзавестись шерстяной обновкой к этому времени. Легенду придумали родители, чтобы дети активнее им помогали в работе с овцами и их шерстью - основным источником дохода исландцев.

Легенды о кошках кельтские

Кот Ши, что встречается в шотландских и ирландских легендах, - это крупный черный зверь с белым пятном на груди. По-видимому, мифы о нем появились благодаря келласским кошкам - полумифическим гибридам местных лесных котов и домашних кошек, завезенных на римскими легионерами. Кот Ши - не злой и не добрый. Он может воровать души покойников, пока их не похоронили, а может благословить дом, где его покормили молочком в Самайн. По другой версии, Кот Ши - это ведьма-оборотень, она может лишь 8 раз скинуть обличие животного. Если обернется кошкой в 9ый, то примет этот образ навсегда. Наверное, поэтому мы и считаем, что у кошки 9 жизней.

Еще один мифический ирландский кот - Ирусан, король-котов. Ирусан однажды покусился на известного менестреля, но святой Киаран бросил в кота раскаленный прут, убил его и спас поэта.

Валлийские триады сохранили рассказы о Шапалу или Коте Палуге - страшном звере, который своими непомерными когтями наводил ужас на поселения и опустошал посевы. Этого кота родила свинья Хенвен, которая испугавшись его зла, выкинула отпрыска в море. Но Палуг выжил, потому что его подобрали и выходили крестьяне, которых он сожрал, когда вырос. Победить страшного кота смог только сэр Кей - один из рыцарей Круглого стола.

Жила в Уэльсе и богиня Каридвен, богиня перерождения, трансформации и вдохновения. Каридвен служили - они передавали на землю ее приказы.

У англичан, среди которых так много моряков и рыбаков, бытовала легенда о морской кошке. Ей обязательно нужно было кинуть часть улова, чтобы она не разозлилась и не вызвала шторм. Морская кошка - ведьма, которая однажды отправилась на лодке вместе со своим женихом-рыбаком. Один из матросов предложил выкинуть ее за борт, поскольку женщина на корабле не к добру. Ведьма разозлилась, накликала шторм, разметавший все корабли и погубивший всех рыбаков, а потом все же прыгнула в море, но уже сама и в образе кошки.

Легенды о кошках баскские

На севере Испании и на юге Франции баски и народы, живущие по соседству, верят в чудесного кота матагота. Матагот - злобное существо, появляющееся в обличие черного кота. Вообще-то, оно поедает христиан, но если его поймать, то можно обеспечить себе безбедное существование. Следует подманить матагота рыбкой или курицей, схватить и бежать домой, не оборачиваясь. А затем нужно давать ему первый кусок каждого блюда и первый глоток каждого напитка и получать за это по золотой монетке в день. Только не забудьте отпустить матагота, когда станете достаточно богатым, иначе будете умирать долго и мучительно, пока не дадите существу свободу.

Кстати, вероятно, именно матагот явился прототипом знаменитого Кота в сапогах.

Легенды о кошках греческие


Верховный греческий бог Зевс очень любил женщин и не пропускал ни одной юбки. Одной из его избранниц стала царица Алкмена, которая родила богу сына - Геракла. Однако Геракл рождался целых семь дней, потому что Гера заставила богиню-повитуху Люцину задержать роды Алкмены. Ревнивая супруга Зевса хотела, чтобы первым в династии Персея родился кузен Геракла, так трон бы достался не божественному бастарду. Но одна из служанок Алкмены, рыжая Галанфида сказала Люцине, что сын Зевса уже родился несмотря на все ее старания не допустить этого. Богиня повелась и дала разрешиться Алкмене от бремени уже по-настоящему. В отместку разгневанная Гера превратила Галанфиду в кошку и сослала в преисподнюю, чтобы та жила в одиночестве. Но котики милы, и над бывшей служанкой сжалилась Геката, покровительница ведьм, знахарок и перекрестков, так кошка и приобщилась к колдовству. э

Была у греков и еще одна богиня-кошка - Айлурос (Эйлурос), так они называли египетскую Баст, только отождествляли ее с Луной, а, следовательно, считали ночным воплощением Артемиды. В одном из мифов Артемида даже превращается в кошку, чтобы сбежать от титана Тифона. Имя же богини Эйлурос дало название боязни кошек - эйлурофобии.

Легенды о кошках римские

Кошка, которая гуляет сама по себе, у римлян стала спутницей богини свободы - Либертас. Либертас поклонялись вольноотпущенники, бывшие рабы, а потому кошка красовалась и на знамени войск Спартака.

Легенды о кошках египетские

Сегодня доподлинно известно, что кошек приручили не в Египте, а немного восточнее - на территории Плодородного полумесяца (от Месопотамии до Анатолии). Но только в стране пирамид эти милейшие звери обрели столь впечатляющую популярность. Конечно, главным кошачьим божеством в Египте была Баст, покровительница женщин и домашнего очага. Кроме того, Баст отвечала за плодородие и родовспоможение, поскольку кошки всегда славились плодовитостью и развитым материнским инстинктом.

Также у бога Ра был кот, который помогал ему в борьбе с змеем-Апопом, поэтому кошка в Египте была связана с солнцем, а ее глаза, подстраивающиеся под свет, часто служили солнечными часами.

Легенды о кошках еврейские

Евреи - кочевой народ скотоводов, поэтому с кошками они встречались не часто. Но у еврев-сефардов бытовала легенда о том, что Лилит (первая жена Адама) превратилась в кошку-демона Эль-Брушу, которая умерщвляла младенцев, выпивая их кровь.

Легенды о кошках персидские

В Персии (Иран) есть две легенды о происхождении кошек. Первая связана с поговоркой «Лев чихнул, и родилась кошка». Один из персидских историков писал, что Творец, создавая землю, забыл про кошек, но не забыл про мышей. Проблема отсутствия равновесия ярко проявилась в ковчеге Ноя: мыши за время путешествия расплодились и стали угрожать запасам, рассчитанным на всех. Тогда Ной попросил льва чихнуть, тот подчинился и вычихнул кошку. Запасы были спасены.

Другой персидский миф о кошках - более древний. Однажды богатырь Рустам, герой эпоса Шахнаме, спас мага от бандитов. Маг в благодарность пригласил богатыря в свой шатер и спросил, что ему подарить. Рустам был скромен и сказал, что у него все уже есть: тепло костра, приятный запах дыма и звездное небо над головой. Тогда маг смешал дым, огонь и звезды и вручил Рустаму теплого дымчатого котенка, чьи глаза сияли как звезды. Наверное, это был родоначальник знаменитой персидской породы .

Легенды о кошках индийские

Индийская богиня родов и защитница детей Шаштхи часто изображалась с головой кошки или верхом на кошке. Первоначально Шашхти была злобным демоном, насылающим болезни на новорожденных и рожениц, но позже именно у нее женщины стали просить защиты и беременности.

Главный бог индийского пантеона, громовержец Индра был не менее любвеобилен, чем Зевс, а потому приходил к своим любовницам в образе кота, чтобы обмануть их мужей и поклонников.

Легенды о кошках китайские

В Китае водились свои дикие коты, и похоже их там одомашнили чуть ли не раньше, чем в Древнем Египте. А потому китайцы разделяли домашнюю кошку Мао и лесную кошку Ли.

Слово «мао» состоит из трех иероглифов, которые означают поле, трава и монстр, что справедливо, ибо кошка защищала рисовые поля от мышей и была для них настоящим монстром. А еще «мао» созвучно китайскому слову «восемьдесят», поэтому кошки нередко красуются на поздравительных открытках. По одной из легенд Мао купил колдун Миау-Куау, который мог воскрешать мертвых и лечить людей, так кошка стала его спутницей. Также китайцы, как и египтяне, определяли время по кошачьим глазам.

Ли же была связана с богиней Ли Шоу. Когда боги создали землю, Ли Шоу вызвалась присмотреть за их творением. Однако ей больше хотелось спать под вишней или играть с лепестками цветов, нежели следить за происходящим. Тогда Ли Шоу отказалась и от должности, и от умения говорить, и предложила назначить главным - человека. Однако человек не понимал богов, поэтому Ли Шоу стала связным между ним и творцами.

Существовала в Китае и богиня кошек Ифан Чжэнь, предводительница легиона котов. Однако кроме этих данных про нее известно только то, что она со своим легионом сражалась за одну из древнекитайских династий.

Легенды о кошках японские

Японцы многих животных наделяли магическими способностями, не избежала этой участи и кошка - она стала оборотнем бакэнэко. Бакэнэко может стать любая кошка любая кошка, если выполнит одно из следующих условий: будет весить 1 кан (3,75 кг), будет обладать длинным хвостом или доживет до 13 лет. Причем, у длиннохвостых котов хвост раздваивался, и они превращались в «раздвоенных кошек» - нэкомата, особый отдельный вид бакэнэко. Согласно легендам, кошки-оборотни могли съесть хозяина и принять его обличье или оживить мертвого, перепрыгнув через него. А еще бакэнэко были способны создавать призрачные огненные шары и ходить на двух лапах. Чаще всего, в кошек вселяются духи погибших женщин, которые хотят отмстить своим мужьям. Наверное, поэтому в стране восходящего солнца появились японские бобтейлы - коты изящного телосложения, с короткими хвостами, почти не способные стать бакэнэко.

Но есть в Японии и счастливый кот - манэки-нэко. Традиционная манэки-нэко - это статуэтка белой кошки с рыжими и черными пятнами или без них, которая держит одну или две лапы поднятыми в призывном жесте (призывает деньги, клиентов, удачу). Иногда в опущенной лапе талисмана лежит золотая монетка в 10 миллионов рё, еще чаще его украшают нагрудником, аналогичным нагруднику Будды-Дзидзо - покровителя детей и путешественников. Есть три версии появления манэки-нэко. В первой кошка стала зазывать гостей в заброшенный монастырь, и благодаря ей монастырь снова расцвел; во второй - кошка спасла от змеи высококвалифицированную проститутку; в третьей явилась во сне нищей хозяйке, которая ее выгнала, и посоветовала лепить кошечек из глины, чем обеспечила старушке безбедную старость. А монетку манэки-нэко взяла из легенды про котика, который украл у своего хозяина-богач две золотых денюжки для его больного соседа-бедняка, который кормил кота рыбой.

Еще одно японское поверье гласит, что белая кошка с пятном на спине - это переселившаяся душа человека, потому что такие пятна похожи на кимоно.

Легенды о кошках тайские

Согласно поверьям тайцев, в кошек вселялись души умерших, поэтому их хоронили в склепах вместе с хозевами, но так, чтобы животные могли выбраться. По этой же причине кошки частенько присутствовали на коронациях королей Сиама и церемониях погребения буддийских учителей.

Тайские и сиамские кошки часто имеют узелки на хвосте, сейчас это считается племенным браком, вызванным близкородственным скрещиванием, но раньше таких кошек называли «королевскими». Дело в том, что существует легенда о царских дочках, которые нанизывали на хвосты любимых питомцев свои кольца во время купания. Чтобы кольца эти не падали, кошки и «отрастили» узелки.

В Таиланде было известно около 20 пород кошек, про них даже была написана книга стихов, а потому легенды здесь слагались не только о всем известных сиамах и тайцах, но и о других - например, о коратах. Кораты в регионе, откуда они родом, регулярно участвуют в ритуалах по привлечению дождя и считаются хорошим подарком на свадьбу, поскольку способствуют плодородию.

Легенды о кошках американские

Как уже говорилось, домашние кошки в Америку попали поздно, однако здесь всегда водились дикие кугуары, ягуары, рыси и т.д., а потому часть поверий о них перешло на кошек. Так, в Северной Мексике и Аризоне есть легенда о коте-кактусе, покрытом колючками и делающем водку-пульке. Такой кот, если сделает пульке и напьется, принесет много неприятностей тем, кто попадется под его лапу.

А вот в Неваде как-то судили кота за то, что он убил младенца, этот судебный процесс был связан с легендой, привезенной переселенцами из Англии - кошки забирают дыхание у детей. Но скорее всего, большие коты и, правда, могли придавливать слабых детей во время совместного сна.

В конце XX века в США, благодаря психологу Полу Даму, Уильяму Бритону и доктору Уоллесу Сайфу, возникла легенда о том, что кошки после смерти попадают на волшебный Радужный мост, где живут в тепле и заботе, ожидая встречи со своими хозяевами, когда придет их срок.

Есть своя легенда и у аргентинцев, они верят, что по улицам городов бродит загадочный Омбре Гатто (Теневой кот) или Кэтмен - кот-оборотень, который не прочь напасть на человека.

Легенды о кошках - многочисленны и разнообразны, но все они сходятся в одном: кошки - удивительные создания, наши проводники в потусторонний мир.