Виды шейных платков

В связи с тем, что платки на шее долгое время носили мужчины, существует несколько видов платков, названия которых упоминаются именно в связи с мужской модой.

  • Фуляр — длинный узкий платок, напоминающий шарф. Фуляр обычно наматывают вокруг шеи и скрепляют булавкой. Прекрасно сочетается с деловым костюмом, а также с кожаной курткой, джинсами и спортивной одеждой.
  • Аскот — небольшой по размеру, неярких расцветок, завязывается простым узлом и скрепляется булавкой. Название произошло от названия английской деревни. Согласно этикету, мужчины должны были являться на бега в костюмах, повязав платок на шею. Сейчас аскот — один из самых популярных аксессуаров, который может добавить в строгий деловой имидж нотку романтизма и изысканности.
  • Пластрон — отличается сложным кроем: суженный в середине и расклешенный к краям. Больше всего пластроны подходят для вечерних нарядов. Нередко является аксессуаром свадебного наряда жениха.
  • Лавальер — широкий платок белого цвета, его носят со смокингом или фраком.

Женские модели отличаются только цветовой гаммой — для них характерны более яркие и сочные цвета.


Материалы для шейных платков и правила ухода

Платки шьют как из натуральных, так и из синтетических тканей.

  • Натуральный шелк . Для производства шелковой ткани используют тончайшие нити тутового шелкопряда. Шелк хорошо пропускает воздух и совершенно не проводит тепло. Поэтому шелковые платки так приятно носить и в летнюю жару, и холодной зимой. Платки, например, из атласа к тому же образуют мягкие красивые складки, поэтому такие платки не просто завязывают на шее, а драпируют.


  • Натуральная шерсть . Чаще всего для производства платков используют овечью шерсть, она хорошо сохраняет тепло и поглощает влагу. К тому же, платок из овечьей шерсти очень легкий, мягкий, приятный на ощупь и практически не мнется. Единственный недостаток: шерсть требует специального ухода, так как способна сваливаться.
  • Шерстяные платки редко бывают ярких расцветок, потому что шерсть плохо воспринимает красители. В любом случае, во избежание линьки и сваливания, шерстяной платок следует стирать в теплой воде, сушить в горизонтальном положении.
  • Хлопчатобумажные ткани , несмотря на тонкость волокон, — очень прочные. Хлопковые волокна прекрасно сохраняют тепло, устойчивы к истиранию, воздействию света. Недостаток: ткани из хлопка легко мнутся и вытягиваются. Популярностью пользуются платки из сатина, ситца, бархата.


  • Лен . Платки из льняного полотна мягкие, легкие, с характерной матовой поверхностью. За изделиями изо льна легко ухаживать, они обладают хорошей устойчивостью к истиранию, воздействию химических веществ, содержащихся в стиральных порошках, поэтому долго сохранят свой цвет. К тому же лен способствует естественной терморегуляции тела, поэтому льняные изделия так приятно носить летом, в разгар жары.
  • Синтетические ткани . Преимущество синтетических тканей в том, что они прекрасно окрашиваются и надолго сохраняют яркий цвет. К тому же, платки из синтетики более долговечны, мало мнутся, за ними легко ухаживать. Да и стоимость их зачастую намного ниже, чем у платков из натуральных тканей.


Как правильно подобрать шейный платок

Выбор этого аксессуара во многом зависит от сезона, стиля одежды и цветовой гаммы наряда.

Мужчины в основном отдают предпочтение платкам нейтральных цветов (черный, серый, коричневый и белый). Эти оттенки сочетаются с любым предметом гардероба.

Беспроигрышным вариантом являются и платки с мелким рисунком. Они придают больше шарма и элегантности вашему образу.

Женщины более свободны в выборе. Главное, что нужно учитывать: платок должен гармонировать со стилем одежды и ее цветом. Многое зависит и от того, как завязать платок на шее.


Как правильно завязать платок на шее

Умение завязывать платок сродни искусству. Из многих существующих способов приведем лишь наиболее популярные:

. Простой узел. Накиньте платок на шею, завяжите простой узел и расправьте концы. Вариант: 2 узла. Концы спрячьте под блузку, рубашку. Свободные концы платка должны образовать подобие манишки. Этот способ подходит практически всем и сочетается и с любым стилем одежды.


. Длинный платок оберните вокруг шеи, концы скрестите и закрепите булавкой или брошью. Завязанный таким образом платок является стильным аксессуаром и не требует никаких дополнений.

. Скользящий узел . Платок сложите по длине и несколько раз перекрутите. Накиньте на шею в виде обруча, концы подверните под образовавшийся круг. Платок будет напоминать круглый объемный воротник. Завязанный таким образом платок прекрасно сочетается с коротким жакетом или джемпером без отложных воротников. Накиньте платок на шею, чтобы один конец был длиннее. Длинный конец перебросьте через плечо. Этот способ создает иллюзию летящего, свободного шарфа, что придает образу некоторую легкость. А если скрепить концы брошью, то получится прекрасный аксессуар для вечернего наряда.


. Ковбойский способ . Платок сложите в виде косынки, завязанный узел должен находиться сзади. Концы спрятать под рубашкой или блузкой, или повязать платок поверх одежды. Этот способ прекрасно гармонирует со спортивным стилем или молодежной модой.

. Галстучный узел . Сложите платок по длине, накиньте на шею и завяжите так, как обычно завязывают мужской галстук. Концы расправьте. Этот узел эффектнее смотрится, если не затягивать узел плотно, а оставить свободным.

. Бант . Платок на шее, завязанный бантом, больше подходит для вечернего туалета. К тому же бант на шее придает образу женственности и нежности.


История шейных платков

В качестве аксессуаров шейные платки используются с незапамятных времен. Еще в III веке до нашей эры шейные платки были знаком отличия для китайских солдат и во многом заменяли современные погоны. По цвету шейного платка различали ранг военного.

В Древнем Риме полоска льняной ткани, повязанная на шею, была деталью мужского костюма.

Во времена царствования Людовика XIV шейные платки стали обязательным аксессуаром мужского наряда. Обычно платки были ярких расцветок, а купить их могли себе позволить только вельможи и представители знати.


Королева Виктория также была поклонницей ярких и стильных аксессуаров. В XIX веке в Англии шейный платок, особенно способ, каким повязан платок на шее, указывал на статус его владельца.

Сейчас платки — это аксессуар, позволяющий в считанные мгновения преобразить наряд, сделать образ стильным, модным, добавить элегантности и привлекательности.

ОТ РИМЛЯН К ФРАНЦУЗСКОМУ КОРОЛЮ-СОЛНЦЕ

Начнем с Людовика – ведь многое в мужской моде начинается именно с него. Да нет, обычай повязывать платок на шею для защиты от холода появился гораздо раньше, но ни одному римскому воину, суровой поступью нарушавшему государственную границу Галлии или Германии, не пришло бы в голову сказать, что это модно. Война есть война, тут не до франтовства.

Империя римлян росла и ширилась, но и она распалась, как распадаются и тают в забвении все сверхмощные гиганты. Рим заполнили варвары, благородная латынь превратилась в мертвый язык, бывшие провинции разобрали оставшееся от метрополии наследство, а традиция прикрывать горло куском материи перешла к румынским племенам. Маршрут движения шейного платка от имперского легионера к королю-солнце продолжился в Хорватии. В 1648 году, когда наконец окончилась Тридцатилетняя война, праздновать победу в Париж съехался интернационал победителей, в том числе и хорватский ударный полк, весь поголовно, вернее сказать, пошейно, в платках. Говорят, что хорваты повязывали яркие шейные платки, чтобы в пылу сражения отличать своих от врагов - славяне, как известно, люди горячие, не разобравшись, могут и своего зашибить. На близком расстоянии совсем еще юный Людовик смог узреть шейный аксессуар, когда офицерские сливки прибыли к нему на аудиенцию. «Формидабль!» - воскликнул король, и хорватам тут же перевели: «Великолепно!» И так ему эта штучка понравилась, что он повелел приближенным аристократам, а потом и военным отныне ввести ее в обязательный придворный гардероб. А чтобы небольшие кусочки ткани не затерялись среди прочей одежды, немедленно объявил вакансию на должность специального дворецкого, отвечавшего исключительно за шейные платки. Счастливого обладателя новой должности с распростертыми объятиями приняли в свою семью хранитель королевской трости, смотритель королевского парика и надзиратель за ночным горшком.

Поначалу французы повязывали их затейливо, но однообразно. Руку к ребрендингу приложила фаворитка короля Луиза де Лавальер. Как-то невзначай, может быть, во время любовной игры Луиза завязала галстук Людовика изящным бантом, похожим на бабочку. И все - над двором доброго Луи поднялась заря новой моды, а галстук с тех пор и поныне называется лавальер.

Французское зарево увидели с другой стороны Ла-Манша. В 1685 году английский король Яков II уже не мыслил без шейного платка собственной коронации, выложив за кусочек шелка аж 36 фунтов 10 шиллингов – безумную сумму по тем временам, хорошо, что на этот момент он еще не был женат, а то запилила бы жена за расточительство.
Но вот в 1692 году, когда Франция пятый год билась за Пфальцское наследство и под этим предлогом потихоньку завоевывала Европу, случилось армии Луи Каторза стоять под бельгийской деревушкой Стейнкерк. С англичанами, кстати, бились. Неожиданно на рассвете без предупреждения те атаковали. Французы, как всякие военные, привыкшие одеваться за 40 секунд, не успели соблюсти тонкости костюма. Они просто намотали свои шейные платки на шею, наспех завязали их обычным узлом и заткнули концы в петлицы. Англичан они разбили, а в историю моды благодаря вероломству англичан и доблести французов вошел стиль стейнкерк. При дворе материал для такого платка слегка изменился в сторону роскоши, преобразившись из шелкового в батистовый с оторочкой из тонких кружев. Приближенные короля-солнце утверждали, что носят такое украшение в честь героев Стейнкерка. Патриотические соображения были столь сильны, что захватили даже женщин, с удовольствием украсивших свои лилейные шейки валансьенскими кружевами.

Уже при следующем Людовике шейные платки мутировали в узкий галстук, туго стягивающий шею. Свободы и творчества стало меньше, а условностей и строго соблюдаемых ритуалов – больше. Но шейный платок не растворился в небытии, а стал элементом домашнего костюма. Хотя смотря что считать домом – 10 лет назад такой шейный платок, защищавший от холода шею Людовика XVI в тюрьме Тампль перед казнью, был продан на аукционе за 70 тысяч евро. Спасти шею от гильотины не удалось, платок был снят за ненадобностью, вот и уцелел для потомков.
Французская революция на время уравняла сословия, и в эти годы шейный платок перестает быть привилегией аристократов. Одним из лозунгов революции, и это на полном серьезе, был такой: «Новому времени - новые галстуки!» Лавальер предается революционной анафеме. Пахнущие порохом и дымом революционеры с удовольствием прикрывают шеи кусочком муслина, несколько раз обмотанным вокруг шеи. И здесь не все так просто, как кажется: платок нового времени следовало драпировать от середины груди до подбородка, завязав несколькими сложными узлами. Платки даже прозвали «энкруаябль» - «невероятные», и, чтобы их правильно намотать на шею, требовалась сноровка. Кто не мог справиться самостоятельно, за малую мзду приглашал на дом учителя, который обучал искусству наматывать и носить энкруаябль.

Вот интересно: именно платок в разные эпохи исторических перемен становится символом принадлежности к определенной касте или организации, особым знаком для посвященных. Взять хотя бы кумачовый пионерский галстук. А французские революционеры предпочитали галстуки, как они выражались, «черные, как проклятье» - потому что до них аристократы обожали платки белоснежные, стиранные натруженными руками эксплуатируемого народа.

ШЕЙНЫЙ ПЛАТОК В РОССИИ

До того как стать центром мировой революции, Россия тоже пережила несколько волн моды на шейный платок. Сюда его привез Петр I, с которого, как с Луи Каторза во Франции, в России началось многое. Он назвал его элементом «немецкого костюма» и сделал частью офицерского обмундирования. В принципе офицер носил форму почти такую же, как у рядового. Одна деталь - офицер повязывал на шею широкий бело-сине-красный шарф с серебряными или золотыми кистями. Гражданским тоже предписывалось подвязывать место, еще недавно прикрытое бородой, широким лавальером. Несчастные бояре и купечество смотрели на сию тряпочку с отвращением и по простоте своей постоянно путали шейный платок с носовым. Петру даже пришлось издать специальный циркуляр, в котором подданным популярно объяснялось, что «галстуком негоже утираться и в него не велено сморкаться». Подданные вяло огрызались, обзывая галстук на все лады: и гаврилкой, и удавкой, и петелькой, и змеюкой, и даже фофочкой. Но потом смирились.

Конец вольностям положил Павел I, стукнувший кулаком по столу, на котором лежал эскиз обмундирования. Отныне шею офицера закрывал только нещадно натиравший жесткий воротничок. По одной из версий смерть Павла произошла от удушения именно офицерским шарфом старого образца. С шеей вообще так: то, что вчера ее защищало, завтра может превратиться в петлю. При преемнике Павла, Александре Освободителе, военная форма стала еще более неудобной. Так что всякие глупости вроде платочка на шее перешли в ранг салонной и домашней одежды.

ШЕЙНЫЙ ПЛАТОК В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА

Особенно мода на шейный аксессуар расцвела в эпоху романтизма. Гёте, Байрон, Пушкин, Жуковский, Вяземский позировали портретистам именно в однотонных платках - белых, черных или темно-синих. Черный надевали не только родственники умершего, но и несчастные возлюбленные, потерявшие надежду на счастливый исход. Белый носили только под фрак или смокинг и исключительно на дипломатические приемы или балы - эдакое эгалите, временное перемирие, частичка белого флага на шее. Праправнуки тех, кто подавал на балах шампанское, потом повяжут на шею частички флага красного, но это уже будет в следующей серии. Красные галстуки, кстати, целый сезон считались самым что ни на есть писком моды, после того как где-то на окраине Парижа случилась кровавая дуэль. А поводом было как раз оскорбление владельца алого галстука. Вся Европа ахнула и мигом полюбила красные платки.

Потом все читали Вальтера Скотта и шили себе галстуки из шотландки. К услугам любителей эпатажа были ярко-лимонные галстуки, но их могли себе позволить только самые смелые. Генрих Гейне, поэт, франт, донжуан и бонвиван, обожал пестрые жилетки и шейные платки веселых расцветок. Он вообще ценил комфорт и ласку во всем, даже в тканях. Свою жену, молоденькую продавщицу обуви, звал Матильдой, потому что, дескать, когда он произносит ее настоящее имя - Крессанс, у него отчаянно першит в горле. При таком трепетном отношении к горлу он просто не мог обойти вниманием такой аксессуар, как шейный платок из шелка или, в крайнем случае, батиста.

К середине XIX века в мире актуальны два стиля завязывания шейного платка. Флагманом первого стали французы. В качестве галстука они предпочитали шарф длиной около метра и шириной 10 сантиметров, выкроенный по косой. Концы шарфа были выкроены в форме треугольника. Эту полоску ткани французы и иже с ними дважды обматывали вокруг шеи, свободные концы собирали в складки на груди и обязательно закрепляли булавкой, чтобы они не выбивались из-под воротника. Такой платок называли фуляром, как и одноименную мягкую и легкую ткань широкого применения: из нее, помимо платков для шеи или носа, шили абажуры, купальные костюмы и платья. Фуляры могли быть однотонными или с неброским набивным рисунком. Если же какой-нибудь приезжий из провинции осмеливался появиться в обществе в полосатом фуляре, изумленные взгляды через лорнет и шепот за спиной: «Моветон!» были ему обеспечены.
В 30-х годах XIX века, в самый расцвет романтизма, бытовало несколько актуальных узлов для шейного платка. Помимо фуляра, мужчины владели искусством вязания узлов «а-ля Байрон», «примо темпо», «по-ирландски», «по-восточному».

АНГЛИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ

В Британии еще слышались ехидные замечания в адрес любителей шейного платка, еще находились те, кто называл новые веяния «салфеточной модой». Но моральный перевес был на стороне некоего Джорджа Брайана Браммела, который прямо сказал: «Быть денди круто!» и как-то моментально всех в этом убедил. На собственном примере он показывал, во что должен быть «денди лондонский одет» и что у него должно быть на шее. Как наш историк моды Александр Васильев, «красавчик Браммел» сводил с ума общество шейными платками всех видов и расцветок, придумал 101 способ их завязывания и получил прозвище «галстучного лорда». Видимо, ни о чем другом он думать не мог, потому что наделал таких долгов и впал в такую нищету, что даже хоронить его пришлось друзьям за свой счет.
Зато ему посвящали книги. И не кто-нибудь – Конан Дойл, Бодлер и Бальзак. Последний так увлекся темой, что выпустил учебник по завязыванию шейных платков. Это сейчас всякий уважающий себя деятель или его жена посвящает досуг сочинению кулинарных книг. Живи этот деятель в бальзаковские времена, он настрочил бы пособие по завязыванию галстука. «Мужчина стоит столько же, сколько его галстук», - гласит афоризм Бальзака. Точно так же считала сильная половина Европы.

Англичане, как всегда, подчеркивали, что не участвуют в общем процессе, и носили свое собственное изобретение - аскот. Как когда-то стейнкерк, название узел взял от Аскота, небольшой деревушки недалеко от Виндзора. Известным это место стало после того, как королева Анна впервые провела здесь скачки. С первых скачек прошло уже 300 лет, а дресс-код остался неизменным: в Аскоте немыслимо появиться без серого цилиндра и фрака. А также без шейного платка - аскота, который придает облику благородство, а осанке - прямоту. Красота аскота была так заразительна, что перед ней не устояли даже французы со своим фуляром. В Англии аскот надевался не только на скачки. Любое торжественное мероприятие подразумевало именно этот вид галстука из дорогого шелка приглушенного цвета. Завязывался он легко и непринужденно: спереди поверх рубашки накладывался треугольный конец платка, концы огибали шею и подкладывались под этот треугольник и закреплялись брошью, золотой булавкой с жемчужиной или без жемчужины.

ШЕЙНЫЙ ПЛАТОК В АМЕРИКЕ

Пока изнеженные аристократы Старого Света размышляют о том, каким бы узлом сегодня завязать свой шейный платок, в Новом Свете мужественные ковбои не тратили время на размышления. Для этих парней шейный платок был не украшением для шеи, а защитой лица от пыли, особенно во время перегона, когда ковбой ехал на лошади позади стада. Красный хлопчатобумажный платок повязывали вокруг шеи широким концом вперед и использовали для всего. Через него можно было процедить воду для питья или защитить шею на открытом солнце, чтобы не обгорела. Если ковбой падал с лошади и ломал руку, платок становился перевязью. А если внезапно ссорился с кем-то, раны можно было перевязать все тем же шейным платком. На красном и крови не видно. И не то чтобы этот цвет считался самым ковбойским, просто ткани другой у парней не было. Через какое-то время торговцы завезли на Дикий запад синие платки в белый горошек, но почти вся партия досталась местным железнодорожникам, которые сделали его частью своей униформы.

Ковбойская сага растаяла вместе с XIX веком, а век XX продолжал любить шейный платок. Выяснилось, правда, что до него нужно дорасти, как до джаза или курения трубки. Шейный платок XX века - это выражение идеологии или принадлежности к творческой среде. Первыми в свой дресс-код его ввели пионеры. Ноги советских пионеров растут из царской России. Галстуки-косынки на шеях подрастающего поколения появились в 1909 году, после того как в Павловском парке по весне был зажжен огромный скаутский костер. Заморский скаутинг в России стремительно обрастал атрибутикой. К примеру, гимном с таким до боли знакомым всем пионерам Советской страны названием «Будь готов!»

После 17-го года, естественно, скауты уже все в Париже. Остались только называвшие себя «юными коммунистами-скаутами» или членами городского клуба «Красный скаут». Но, в общем, к чему лукавить, красный скаут - это уже пионер. Потому что у красного скаута и цели могут быть только красные. И галстук того же цвета. Тут, кстати, оказалось, что три конца галстука символизируют «удивительный тройственный союз» пионеров, коммунистов и комсомольцев.

ШЕЙНЫЙ ПЛАТОК В ХХ ВЕКЕ И СЕГОДНЯ

Спустя три десятилетия страсти по шейному платку разгорелись в СССР с новой силой. В Москву со всего мира съехались участники фестиваля молодежи и студентов, веселые, свободные и общительные молодые люди. Уехав, они оставили у нас не только «детей фестиваля», но и моду на джинсы, кеды, бадминтон и шейные платки. Советская интеллигенция периода оттепели завела себе шейные платки и гордо носила их на натруженной шее. Их надевали творческие люди самых разных убеждений: Андрей Вознесенский, например, и Константин Симонов. Но в целом шейный платок считался вещью буржуазной, чуждой. Поэтому в советском обществе они не прижились. По шейному платку на соотечественнике можно с минимальной погрешностью определить или шестидесятника, или человека, чьи модные пристрастия формировались уже в постперестроечный период.

А в современном мире используется все. Старик лавальер, пережив несколько столетий, стал продаваться уже завязанным, узел его уменьшился, короче стали и аккуратно задрапированные концы. Наиболее популярен в наши дни фуляр, который не стыдно и на официальное мероприятие надеть, и под клубный пиджак вполне подходит. Современный фуляр допускает самые разные расцветки, вплоть до горошка или индийских огурцов.

Каждая женщина знает, что мужчину наших дней можно заставить повязать себе шейный платок только под пытками. Но есть одно исключение - свадьба. Герой свадьбы - аскот, но на ней можно запросто встретить и фуляр, и пластрон - широкий шейный платок, охватывающий пространство не только шеи, но и груди. Свадебный пластрон повязывается поверх рубашки жениха и закрепляется булавкой или брошью. Помните «Гордость и предубеждение»? Мистер Дарси носил именно такой.

Если кто-то еще не готов освободить шею от узкой петли традиционного галстука и с достоинством обернуть ее шейным платком, несправедливо полагая, что он - вещь из давно ушедших дней, тот незнаком с тенденциями мировой и особенно европейской моды. В Британии, к слову, старый добрый аскот модно носить и с дневной офисной одеждой, и на свадьбах, и на загородной охоте. Шейный платок любят за его неформальность, изысканность и явную принадлежность к высшему классу галстуков. На шее, уныло согнутой под бременем забот и скуки, ни фуляр, ни аскот, ни тем более лавальер не будут смотреться. В этом смысле этот аксессуар создан для сильных и гордых. Не хотите проверить?

Шейный платок – это привлекательный и практичный аксессуар. Он способен украсить и наряд в более демократичном стиле. К тому же мужчины давно признались, что платок на шее смотрится очень сексуально.

Виды платков на шею

Стандартный размер платка на шею – это 40 см на 60 см. Но сегодня модными считаются квадратные платки на шею размером от 40 до 70 сантиметров. Их повязывают не только на шею, но и на голову, пояс и, даже, сумку. Такой аксессуар прекрасно украшает женщину, делает ее образ более изысканным и нежным.

Помимо размера женские платки могут отличаться материалом, но все они сделаны исключительно из натуральной ткани, в основном это шелк. Также материалом для платка может послужить:

  • шифон;
  • атлас;
  • шелк с войлоком.

Именитые бренды в качестве материала чаще всего используют шелк, он очень практичный, ноский и имеет потрясающий блеск, который прибавляет платку и образу в целом роскоши. В жаркую погоду шелковый шейный платок подарит вам прохладу, а в прохладную согреет вашу шею.

Не мало важен и рисунок на платке. Он может быть классическим – орнамент в широкой рамке или современным. Модные платки и шарфы на шею имеют рисунок соответствующий модным тенденциям, совсем недавно это был животный принт – зебра и леопард. Всегда были актуальны аксессуары украшенные символикой бренда, основной цвет для платка соответствует фирменному цвету компании-изготовителя.

Красивые платки на шею для женщин крайне редко бывают однотонными, именно это их и отличает от мужских. Самыми удачными женскими рисунками являются цветы, французский огурец, абстракция или геометрические фигуры. Обилие цветов только украсит аксессуар. Многие известные компании выпускают платки с фирменным рисунком, который узнается модницами во всем мире. Ярким примером является известный бренд Burberry - черно-бело-красная клетка на коричневом фоне известна практически всем.

Отдельно стоит сказать о женских летних платках на шею у арабских мужчин. Они имеют клетчатый рисунок, чаще всего черно-белый, и бахрому по краям. Не все знают, как называется такой платок на шею? Это арафатка. Она популярна среди молодежи в весенне-летний период. Арафатка прекрасно смотрится с футболкой, легкой курточкой, рубашкой.

Как подобрать на шею?

Шейный платок - элегантный аксессуар, поэтому его нужно правильно подбирать к основному наряду. В выборе платка очень важно все:

  • рисунок;
  • цвет;
  • размер;
  • узел.

Помимо этого стоит учитывать форму и размер выреза на блузке и стиль одежды. К деловому костюму или классическому плащу лучше выбрать маленький платок на шею с приглушенными цветами и завязать на французский узел. Плотно обвяжите платок вокруг шеи и завяжите сбоку аккуратный бантик, тогда ваш образ будет по-французски утонченным и роскошным.

Если вы хотите надеть платок на важную деловую встречу, тогда завяжите аксессуар в квадратный узел. В этом случае рисунок может быть абсолютно любым, главное, чтобы цвет подходил к вашим глазам и волосам. Для квадратного узла лучше выбирать длинные узкие платки. И смотрится он лучше с V-образным вырезом.

Для более демократичной одежды стоит подобрать треугольный платок на шею и завязать его в ковбойском стиле. В этом случае вырез на кофте или блузе не имеет никакого значения. Если вы надеваете пиджак или куртку, тогда аксессуар должен быть на несколько тонов светлее или темнее. Платок не должен быть слишком ярким или очень отличаться по цвету, иначе он не будет гармонировать с нарядом, и будет очень выделяться. Также не стоит сочетать платок с вещами с большим количеством деталей, он потеряет свою привлекательность.

Первым платок на шее начали носить римские легионеры не для красоты, а защищаясь от холодных ветров. Но спустя несколько веков они стали модным аксессуаром. Людовик 14 увидел у послов из Хорватии такие платки и решил их сделать элементом моды.

Завязывание узлом, который называется аскот, пришло от англичан. Края нужно прятать под рубашкой или пиджаком. Стилисты говорят, что если правильно подобрать сочетание цветов, то это ни в коем случае не смотрится женственно.

Выбирайте шелковую или хлопковую фактуру. Но желательно чтоб цвет немного отличался от рубашки. Дамы, замечая такой аксессуар приходят в восторг.

Рассмотрим популярные типы: аскот, фуляр и пластрон.

Аскот — классический британский платок, который носят поверх рубашки под воротником, а также и под рубашкой. Не забывайте, что при такой носке верхняя пуговица на рубашке должна быть расстегнута.

Фуляр — узкий, шириной 10 см, а длина может до метра. Его повязывают вокруг шеи и закрепляют булавкой. Его можно надеть с кардиганом или пиджаком, это неофициальный стиль.

Пластрон классический вариант, мужской платок вместо галстука, который надевают в торжественных случаях. Широкие края и узкий центр, как у галстука. Очень красиво смотрится при носке под жилет, а завязывается он под воротом и закрывает грудь.

Не бойтесь носить со свитером, а также красиво смотрится платок с куртками, блейзерами и даже футболками.
Выбирайте в каталоге самые популярные мужские шейные платки под рубашку, среди этих 10 платков вы сможете себе купить подходящий.

Большой выбор с низкими ценами и бесплатной доставкой можно найти на Алиэкспресс .

Если мужчина следует модным тенденциям, он не пропустит это новое веяние. На смену галстукам приходит достойная альтернатива - шейные платки мужские. С их помощью можно сделать образ более завершенным и стильным. Особенно популярен этот аксессуар среди творческих натур, но и в целом мода на них только увеличивается с каждым днем.

История появления

Еще на древних картинах воины Рима были изображены с этим аксессуаром, но тогда это был предмет обмундирования, а не дополнение стильного образа. Позже Людовик XV издал указ, по которому шейные платки мужские обязаны были носить не только представители знати при дворе, но и простые граждане. В XVIII веке этот предмет гардероба стал правилом хорошего тона.

Разновидности шейных платков

Модели отличаются не только цветовой гаммой, но и тканью, размером и кроем.

  1. Классическая модель - шейные платки мужские "Аскот". Изначально их носили только во время торжественных приемов и мероприятий. Для закрепления ткани использовались броши из жемчуга и Классические модели платков обязательно присутствуют в гардеробе ценителей современной моды.
  2. Со временем французские модельеры разработали собственную модель - фуляр. Его отличительные черты - крой, длина и способ завязывания. Этот мужской шейный платок под рубашку обматывают вокруг шеи, а концы закрепляют узлами и специальными булавками. Цветовое решение - самые яркие оттенки с различными геометрическими и растительными рисунками.
  3. Модель "Пластрон" покрывает и шею, и грудь мужчины, а расширенные концы сужаются к середине. Эта разновидность платка особенно популярна для свадебного образа.

Как правильно подобрать платок?

Сторонникам подойдет светлый, лучше однотонный, шейный платок мужской. Фото элегантных образцов этого аксессуара подчеркивают, что и смелые расцветки смотрятся отнюдь не вызывающе, а скорее дополняют образ уверенного в себе джентльмена. Ценителям комфорта следует обратить внимание на модели из натуральных тканей - они не только дополнят образ, но и согреют в прохладную погоду. Существует несколько безошибочно выигрышных сочетаний: к темно-синему костюму подойдет платок пурпурного оттенка, возможно, с узорами. Не менее привлекательно будет смотреться и голубой цвет. Помните, что белый платок на шее - идеальное дополнение любого образа. Современные дизайнеры предлагают сочетать мужские платки с футболками и брюками. А Жан-Поль Готье добавил к яркий шейный платок в горошек.

Основные узлы

Способы завязывания шейного платка тесно перекликаются с конкретными моделями. Так, чтобы завязать узел "Аскот", перекрестите нахлестом концы платка на груди, заведите правый конец под левый и протяните через горловое кольцо. Полученный узел заложите за узел рубашки, а две верхние пуговицы сорочки оставьте расстегнутыми.

Шейные платки мужские классического покроя завязываются немного иначе: концы перекрестите на груди, заведите правый за левый, обогните правым концом левый и заложите за него, после чего проденьте через кольцо. Концы шейного платка расположите за жилетом и закрепите булавкой.