Трудно представить, чтобы в наши дни невеста каждое утро с момента сватовства до самого дня замужества выходила из дому и причитала, рыдала, оплакивала свое девичество, красоту, молодость.

Впрочем, как и с трудом представляются возможными сейчас многие из тех обычаев и обрядов, которые были некогда неотъемлемой частью свадебного ритуала, а теперь либо забыты, либо утрачены, либо переосмыслены…

Сватовство

Сватовство — это не только неожиданный приезд жениха в сопровождении родственников в дом невесты, чтобы в иносказательной форме посвататься (себя показать да товар посмотреть). Сватовство было той отправной точкой, с которой буквально начиналось перерождение главных участников свадебного обряда, жениха и невесты. С момента самого просватания на невесту (сговоренку) налагалось ограничение в передвижении, ее жизненное пространство резко сужалось до пределов родительского дома. Если девушка и выходила, то только в сопровождении подруг и, по сути, только для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу. Невеста также отстранялась от всех домашних дел, становилась недееспособной. Так происходило постепенное "расчеловечивание”, необходимое для рождения нового человека, уже семейного.

Смотрины

Через два-три дня после сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжают в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями и причитаниями,- чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка могла отказаться от женитьбы, не выйдя к жениху.

Рукобитье

Незадолго до намеченного дня свадьбы происходило рукобитье или же запой, событие, которое окончательно закрепляло договоренность о свадьбе. После рукобитья отказ от свадьбы был невозможен. Жениха и невесту усаживали рядом за стол и величали в песнях, которые исполнялись подругами невесты.

А что же делают сами жених и невеста? Невеста не разговоривает, а причитает, а в некоторых домах и вовсе зовут выльницу, которая «воет», то есть исполняет причеты, а невеста охает и плачет. И, несмотря на видимую активность жениха, его постоянные перемещения (он приезжает в дом невесты практически каждый день после рукобитья на «побывашки», «поцелуи», «проведки»), все же он остается пассивным: за него говорят и делают всё сваты, родственники, дружки.

Девичник

Неужели этот обряд тоже исчез? Дело в том, что девичник на Руси — это не только прощальные посиделки невесты с подругами накануне венчания, но и изготовление «красоты» («воли»), расплетание косы, мытье невесты в бане, уничтожение или передача «красоты» подруге или жениху. Девичья «красота» — последнее, что связывает невесту с ее девичеством. Это мог быть кудель, деревце, украшенное лентами и лоскутами, венок, платок. После изготовления «красоты» ее сжигали либо невеста раздавала ее близким подругам. Каким бы ни был предмет, символизирующий «красоту», он неизменно связан с головой, точнее волосами, а волосы - своего рода олицетворение девичьей красоты, воли. С уничтожением или раздачей «красоты» девушка аллегорически лишалась девичества.

Также невесте могли отрезать косу и передавали ее жениху. А ритуальное омовение в бане окончательно завершало процесс: невеста становилась: ”ни жива, ни мертва”, и в этом состоянии ее передавали жениху, устраивался торгом, а невеста и ее подруги изо всех сил сопротивлялись.

Прическа молодухи

Сразу после венчания невесте делали прическу молодухи: заплетали две косы и покрывали голову платком или же сразу «окручивали по-бабьи»: заплетенные в две косы волосы закручивали на затылке в пучок, а поверх надевали головной убор замужней женщины (повойник, очток, наметка). С этого момента волосы невесты мог видеть только муж: показаться с непокрытой головой постороннему мужчине было равносильно измене, а сорвать с женщины головной убор — оскорбление. Перемена прически означает переход девушки во власть мужа, а также представляет собой формирование нового облика человека, его перерождение в новом статусе. Девушка начинает «оживать»: к ней возвращается способность самостоятельно передвигаться, а также способность все делать своими руками: невеста, войдя в дом, начинает активно осваивать его пространство, бросает рожь, кладет коровай, бросает пояс и др.

Раскрывание невесты

Особый обряд был посвящен «раскрыванию» невесты, когда молодые приезжали из-под венца в дом жениха. Этот обряд наделялся двойным смыслом: для невесты он означал возвращение зрения; невеста, продолжая оживать, смотрела теперь на все иными глазами, а для жениха это было своего рода узнаванием любимой, так как она теперь была иная. В некоторых деталях обряда прочитывается эротический смысл, когда невесту «вскрывают»: свекор или дружка приподымает подол кнутовищем, ухватом, пирогом или палкой. Или же на голову невесты клали пирог без начинки, символизирующий дитя, и заворачивали его в платок, клали его в чулан, где молодые отдельно от всех сначала ели, а затем проводили брачную ночь. В некоторых областях был обычай устраивать постель новобрачным в клети или хлеве, что связано с идеей плодородия, деторождения.

Отводины

«Отводины» (совместное посещение молодыми родителей невесты) знаменует конец свадьбы как особого состояния для всех ее участников. Этот элемент свадебного обряда особенно важен для невесты, которая приезжает ненадолго и в качестве гостьи, что подчеркивает необратимость всех превращений, произошедших с ней во время свадьбы. Впрочем, встречаются и другие данные о связи невесты со своим домом. Например, в Воронежской губернии, молодица в течение первого года замужества жила у матери и занималась прядением для своих будущих нужд.

Считается, что в языческой Руси свадеб не было. В те времена между соседними деревнями и селами часто затевались игры, собирались девушки и молодые люди, водили хороводы, пели — и брак заключался очень просто: мужчина сам выбирал себе жену и уводил ее в свой дом, но только при ее согласии. Даже в те далекие времена женщина имела право выбора, чего почти полностью лишилась в XVIII-XIX веках, когда во множестве случаев родители подбирали дочери выгодного жениха, пусть он стар и нехорош собой, зато богатый. И перечить девушка не смела.

Наряду с этим насыщенная богатейшим фактическим материалом «Повесть временных лет» рассказывает очень романтическую историю любви и женитьбы КНЯЗЯ Игоря и Ольги. Новобрачных осыпали хмелем, чтобы жизнь была богатой. Нам, конечно, интересен праздничный наряд невесты. Все украшения, ткани привозились Игорем из Византии, и надо сказать, ткани были не менее драгоценны, чем украшения. Платье понизу украшено вышивкой, так же как и ворот, и рукава.

В те времена орнаменты вышивки имели глубоко магический и оберегающий смысл. Фаты не существовало, на голову набрасывали красивый платок, чтобы волосы не были видны. Полагали, это тоже предохраняет от сглаза. Возможно, в более поздние времена именно фата заменила платок.

К середине XIII века сложилась свадебная тер-минология: «жених», «невеста», «женитьба», «сваты», «венчание», «свадьба» и др. Уже и на Руси появляется брачный договор — ряд, который составляли сваты или родственники. В рядных записях подробно указывался размер приданого, пре-дусматривалась выплата значительной неустойки, как отступного в случае отказа жениха от брака, часто заботливые отцы включали пункт, запрещающий бить жену или плохо с ней обращаться. Ряд имел юридическую силу.

Однако прежде всего было сватовство.

Толковый словарь Даля дает следующее опреде-ление данному обряду: «Сватовство — предложение девице, а более родителям ее, отдать ее замуж за такого-то». Между тем, жених не обязан свататься сам, это можно поручить сделать его родителям, иногда обязанности по сватовству принимали на себя крестные родители или близкие родственники.

На Руси в старину жених присылал в дом невесты подготовленных им людей, чтобы договориться о возможности свадьбы. Чаще всего это была сваха, а иногда и родители жениха или ближайшие родственники-мужчины. Разговор принято было заводить очень издалека, он всегда развивался по определенному сюжету и не принуждал родных не-весты давать определенный ответ сразу же. Если того требовали обстоятельства (например, нерешительность со стороны родственников невесты, продолжительное раздумье ее родителей и т.п.), сва-тов можно было засылать до 3-4 раз. Принимая предложение жениха, родители невесты разрезали принесенный сватами хлеб, перед тем как возвра-тить его. В случае же отказа хлеб возвращался сватам целым.

Далеко не всегда сразу давали согласие на брак, часто договаривались встретиться через неделю-две. За это время родители невесты старались узнать, насколько в роду жениха работящие мужчины, нет ли пьяниц или больных. Возможно, и это обстоятельство объясняет, почему прежние поколения были значительнее здоровее нас. Кто сейчас будет наводить справки о здоровье родни жениха или невесты? Кстати, во многих зарубежных странах и сейчас перед свадьбой необходимо представить справку о состоянии здоровья.

Чтобы обеспечить успешное сватовство, нужно было соблюсти множество традиций и примет. Так, во избежание сглаза, отправлялись сватать после захода солнца. По дороге в дом невесты сваты старались ни с кем не встречаться и не разговаривать. По уходу сватов кто-либо из домашних жениха (обычно одна из женщин) связывал все ухваты и кочерги вместе — чтобы делу сопутствовала удача. Дни недели играли важную роль — среда и пятница, например, считались неподходящими днями для любых свадебных затей. Такие числа месяца, как 3—, 5-, 7- и 9-е, в любых предсвадебных и свадебных процедурах играли своеобразную обрядовую роль, считаясь счастливыми. А вот 13-е число считалось худшим днем для сватовства и женитьбы и его старались избегать.

Если на сватовство отправлялся сам жених, ему следовало иметь с собой два букета, первый для невесты, второй для ее матери. По древнеславянскому обычаю, предлагая руку и сердце, обращаются к родителям избранницы. Жених говорит им о силе и глубине своих чувств к их дочери. А после успешного сватовства будущие молодые договариваются об объявлении помолвки и определяют подходящую для нее дату.

Помолвка на старой Руси именовалась сговором и являлась наиболее важным предсвадебным обрядом. Родители обеих сторон садились напротив друг друга и какое-то время молчали, так было принято. После этого они составляли уговор и писали так называемую «рядную записку», где указывалось, в какое время состоится свадьба.

В доме невесты дворянского происхождения устраивали бал с угощениями, где ее отец представлял собравшимся будущих молодых и торжественно объявлял об их помолвке. Затем следовали официальные поздравления всех присутствующих. Когда церемония поздравления завершалась, жених и невеста открывали бал вальсом.

В городских семьях, что победнее, помолвка не была столь пышной. Скромно проходило официальное знакомство родителей жениха и невесты, после чего священнослужитель совершал обряд благословения. Духовное лицо обязательно присутствовало и при отдаче денежной части приданого, отец невесты передавал всю оговоренную заранее сумму отцу жениха.

В небольших деревнях на помолвке всегда присутствовали близкие родственники с обеих сторон. Жениха с невестой родители благословляли иконой, а затем по традиции происходил обмен хлебом-солью. Далее отцы жениха и невесты поочередно отвешивали друг другу по семь поклонов, ударяли по рукам и во всеуслышание обещали завершить начатое дело в согласии. Получив родительское благословение, невеста сразу же выходила на крыльцо и, поклонившись те же семь раз по всем сторонам, объявляла собравшимся у ее дома подругам и соседям, что она окончательно засватана.

Помолвку вполне можно назвать предварительным договором о заключении брака. Веками это со-бытие было важнейшим в жизни людей, порою даже важней самой свадьбы. Сбылись девичьи мечты, довольны родители и впереди радостные хлопоты. Любопытно, что еще в петровские времена помолвка сопровождалось обменом кольцами (отсюда слово «обручение»). Лишь в 1775 году при Екатерине II обмен кольцами был по велению святейшего Синода объединен с венчанием. Даже белый цвет платья вошел в моду при этой царице.

Сама свадьба была необыкновенно красочной и веселой. Излюбленным цветом был красный — обе-рег. В одежде присутствующих сочетались тоже яркие, сочные цвета: алый, синий, зеленый с желтым.

На Руси издревле символом девичьей красы считалась коса. Позднее появились прически девичьи и женские. После замужества волосы заплетали в две косы и обязательно прикрывали голову платком. Не было большего оскорбления для замужней женщины, чем сорвать с ее головы платок.

Старинная русская свадьба считается сложным, но мудрым и красивым спектаклем с великим множеством примет и поверий. Их свято соблюдали, поскольку свадебный ритуал накладывал отпечаток на всю последующую совместную жизнь молодых. Однако свадьба — не только акт торжества, но и все то, что ему предшествует и что за ним последует.

Накануне свадьбы для невесты обязательно топили баню. Она знаменовала прощание с родным домом и девичеством. В баню невесту вели под руки подруги. Они несли украшенный тряпичками веник, а после бани расчесывали невесте волосы и последний раз плели девичью косу. А потом в доме невесты начинался веселый девичник.

Существовало убеждение, что если при совершившемся христианском церковном обряде не было сватовства, «закрывания» невесты и обязательного «пира на весь мир», общество не признавало этот брак и не считало свадьбу действительной. И еще очень долго на Руси свадебный обряд был для общественного мнения важнее церковного венчания.

В утро перед свадьбой невеста прощалась с родителями и подругами, ее наряжали и причесывали. За невестой всегда приезжали, даже если она жила совсем рядом. А в доме жениха в это время готовились к выкупу невесты. Прежде чем добраться до невесты, жениху приходилось преодолевать немало препятствий. И в этом тоже есть свой глубокий смысл — ведь за счастье надо сперва побороться. «Свадебный поезд» всегда мог натолкнуться на какую-нибудь засаду, и тогда лишь от щедрости жениха зависело, как скоро он увидит свою избранницу: много крупных и мелких монет предстояло ему раздать на своем пути к дому невесты. По традиции переговоры с представителями невесты вел дружка. Он также выкупал и косу невесты, и место рядом с ней, а для этого дружке необходимо было отгадать загадки и одарить всех подружек невесты деньгами, лентами и сладостями. Ну, а после того, как все испытания оставались позади, жених занимал за праздничным столом место рядом со своей избранницей, обычно на возвышении, вокруг же рассаживались в соответствии со своими чина-ми гости и родственники. Пышный свадебный пир длился целых 3 дня, и каждый день имел собственное, строго установленное расписание.

Скажем несколько слов о свадебном сарафане. Впервые «сарафан» как женская одежда упоминается в XVII веке. Это было одеяние в виде платья с рукавами, и многие исследователи полагают, что до того такой одежды не существовало. В XVII веке Елена Глинская венчается с Василием III. Согласуясь с канонами церковного облачения, для этого события создается новая конструкция, упоминаемая в русских летописных книгах как «сарафан». Золотой парчовый сарафан был одеждой царицы, его носили только члены царской семьи.

В 1762 году Екатерина разрешила носить сарафаны всем слоям населения, правда, шились они из других тканей, нежели царские. А в конце XVIII века, когда дворяне и богатое купечество перешли на ношение гардероба европейского, сарафан превратился в одежду для небогатых людей. Постепенно он стал только крестьянской одеждой.

Девичий свадебный сарафан надевали с кисейными «рукавами», дополняли лентой, шелковым платком. Вообще же, сарафаны украшали оборками, кантами из тесьмы, кисейными лентами, полосками контрастных тканей и обязательно охватывали красивыми поясами. Поверх сарафана надевали коротену (в нашем понимании, короткий, до талии, жакет с длинными рукавами, впереди доходящий до середины груди, чтобы был виден перед платья), завершался наряд головным убором цилиндрической формы из парчи, украшенным на затылке широкими шелковыми лентами, каскадом спускавшимися по спине. Шалью с яркой каймой окутывали фигуру, драпировали ее на груди, переплетали на талии.

Вернемся, однако, к свадьбе. По сценарию, для всех ее участников были распределены роли. Жених — это князь, невеста, соответственно, княгиня. Почетные гости и близкая родня — большие бояре, а дальняя родня и все остальные гости — бояре меньшие. Высокие звания, присваиваемые на время свадьбы, позволяли людям чувствовать себя почти великими. Во всех свадьбах участвовал дружка — то есть женатый мужчина, хорошо знающий ритуал, задачей дружки было занимать и веселить гостей, а также подбадривать жениха (в наше время эти обязанности чаще всего выполняет тамада); вместе с дружкой несли свои обрядовые обязанности сват и сваха.

Что касается «умыкания» невест, это было достаточно часто, и объяснялось той простой причиной, что у жениха с невестой не было денег. Этот факт был нежелателен, но, по крайней мере, всем понятен.

Свадебный пир длился не у всех одинаково долго. Все зависело от социального положения новобрачных. Что касается фамилий аристократических, то основная масса приглашенных гостей утром присылала в дом подарки, потом новобрачные в сопровождении близких шли в церковь на венчание, вечером молодые отдыхали или сразу отправлялись в путешествие.

Купечество праздновало свадьбу несколько дней, насколько денег хватит, но гостей тоже выбирали.

А вот в деревне гуляли все, и, конечно, ни о каком свадебном путешествии речи не шло.

Хотя разводы не практиковались и семьи считались крепкими, но о любви не говорили. Все решали родители, в любых социальных слоях, по поговорке «стерпится — слюбится». Иначе не было бы Катерины из «Грозы» Островского или Анны Карениной. Может быть, свекровь Катерины и относилась к ней так плохо, что сердцем чуяла, не любит та ее сына. Да и самая современная мать не сможет относиться к невестке иначе в подобных обстоятельствах.

У меня соседка выходила замуж как раз по принципу «стерпится — слюбится». Когда она через год приехала домой уже рожать, первой ее фразой была: «Никогда не стерпится, никогда не слюбится». Так-то!

Что такое древнерусская свадьба в предствлениях современного человека?

Можно сказать, что русская свадьба тех времен - это всеобщие гуляния с выпивкой и танцами, радость, праздник для всех и каждого, однако на самом деле свадьба представляла собой полностью продуманный порядок действий, заранее предписанный обычаями. Сложно даже вообразить все многообразие тех примет, порядков и принципов, на которых основывалась свадьба в старину.
В целом современные представления о древнерусской свадьбе весьма размыты, полных и достоверных сведений практически нет, в основном, все что у нас осталось - летописи, материалы историков и некоторые археологические находки, позволяющие составить лишь общую картину.

Древние летописи же говорят о том, что как таковых общеславянских свадебных традиций не существовало, обычаи были различны у разных племен. Так, к примеру, поляне более уважительно относились к брачным узам, считали их священными, а супругам вменяли в обязанность взаимоуважение, сохранение мира в семье. Другие племена, такие как древляне, северяне просто похищали понравившихся девушек, в том числе из других племен, и без совершения каких-либо обрядов начинали с ними жить. Многоженство также не было редкостью в те времена.

У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к 15-му веку.

После запрещения языческих верований на Руси и введения христианства в бытовой обрядности образовался вакуум: обращаться к волхвам было нельзя, церковь еще не могла учесть все множество потребностей народа в сфере отправления обрядов. Если князья и бояре венчались в церкви, то для остального населения это пока не было доступно, еще не построили нужное число церквей, не полностью была переведена богослужебная литература Преемниками языческой обрядности какое-то время были скоморохи, выполняя обязанности языческих жрецов. Кстати церковь беспощадно боролась со скоморошеством и в итоге победила. В XVII веке скоморошество было запрещено царским указом.

Определить во всей полноте влияние скоморохов на обряд свадьбы и учесть всесторонне степень их участия в самой свадебной игре сейчас невозможно, но сохраненные фольклором реалии показывают, что диапазон их влияния и участия был достаточно велик: от музыкального сопровождения свадебного поезда до участия в народном способе закрепления брака и организации веселья во время свадебного пира в доме невесты и жениха, а также участие в отдельных эпизодах свадебной игры независимо от ее локальных разновидностей: выход «с крюком», «с конем», «за мячом», «садить тещу на яйца», читать опись приданого или «страмные» указы с правилами поведения в будущем молодой жены и пр. Возможно, что многие поколения русских скоморохов были создателями самых поэтических и веселых сторон в обрядовом комплексе свадебной игры. Их обязанности позднее перешли к свадебным дружкам.

Свадебное игрище переросло в обряд и стало развиваться двумя путями. С одной стороны, в великокняжеском, царском, боярском быту складывался торжественный обряд, следовавший церковному чину, насыщенный религиозным содержанием, хотя и хранивший элементы народного быта (из летописных описаний великокняжеских и царских свадеб XVI—XVII веков видно, что в них участвовали свахи, тысяцкие, дружки, поезжане, говорились обрядовые речи, молодых обсыпали хмелем, кормили кашей, водили в мыльню, сторожили с мечом и саблей наголо и пр.). С другой же стороны, в народное свадебное игрище проникали элементы не только церковной обрядности (венчание), но и церемониала из княжеского быта (жених - князь, невеста - княгиня). Вместе с тем в народную свадьбу стали входить комические сцены дружек, приезжавших за невестой и вступавших в полные остроумия, но не всегда скромные «перекоры» с ее родней. Эти перекоры заменили кровавую схватку, имевшую место в старину при умыкании невесты.

Старый дореволюционный обряд состоял из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было одинаково для всех сословий. При самом строгом следовании обычаям первый цикл включал сватовство, осмотр дома, девичник, обрядовое посещение женихом и невестой бани (перед свадьбой). Второй цикл - это сбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой брачной ночи и т. п. Центральное место в нём занимал свадебный пир. К третьему, заключительному, циклу относились «отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам. Одинаковым для всех был обряд венчания. В остальном свадьбы каждого сословия различались. Многообразие ритуалов и суеверий делали непохожей деревенскую свадьбу на городскую, а дворянскую - на купеческую. Но все ритуалы были направлены на обеспечение согласия, богатства и потомства в семье.

Обычно свадьбу на Руси праздновали после праздника Покрова, когда собран весь урожай, а также на Красную горку. Главным украшением свадебной избы была вызревшая рябина. Гроздьями рябины украшали не только дом. Рябина являлась оберегом невесты. Веточку рябины затыкали за пояс наряда перед тем, как невеста должна была отправиться в церковь. Обязательным атрибутом свадьбы был пшеничный свадебный каравай, хотя не всегда семья могла позволить себе вкусный белый пшеничный хлеб. Хлебом и солью встречали молодых. В настоящее время свадебный торт украшают пластмассовыми фигурками жениха и невесты. Ранее же каравай украшали «семейным древом». Традиционная русская кукла «семейное древо» - это рогатина, на которой с одной стороны расположена фигурка невесты, с другой - жениха: две ветки, два рода сходятся в одну общую семью. А маленькая кукла, которая привязывалась внизу к веточке невесты, - это знак ребенка, который их соединит и сделает настоящей семьей.

В русской традиции была еще одна обрядовая кукла, которая называлась «неразлучниками». Ее с раннего утра в день свадьбы делала и дарила молодым свекровь. Сначала «неразлучников» подвешивали под дугу лошади, которая шла первой в «свадебном поезде», а затем вешали над ложем молодых.

Особенность «неразлучников» состоит в том, что у них одна общая рука взявшись за руки, молодожены идут по жизни вместе. Когда рождается первый ребенок, то между супругами подвешивают еще одну нитяную куколку и т.д. Обрядовые куклы присутствовали буквально во всех сферах жизни наших предков. Известно более двухсот разных кукол, но это - тема для отдельной статьи.

Пением обрядовых песен обычно сопровождался весь свадебный обряд. Существовали специальные «причитания плачи» невесты и её подруг. Величальные и корильные свадебные песни. В свадебных песнях упоминаются языческие боги любви и радости Лада, Тур, Лель и слова, имеющие старинное происхождение: горючь-камень, скатерти браные, перепечи, гривны и каравай.

Неизменным атрибутом любого бракосочетания являются, как известно, обручальные кольца. Как давно и где именно они возникли? Родина их — Восток, а оттуда они были заимствованы Древней Грецией. В свою очередь, этот обычай переняли римляне, а уж потом и весь мир!

Обручальные кольца являются, как и встарь, символом верности, неким залогом счастья и долгой семейной жизни. Можно рассматривать этот обычай и как отголосок бытовавшего некогда обычая купли женщины. С этого момента кольцо как бы давало знак другим мужчинам, что эта женщина уже принадлежит другому мужчине и «купить её нельзя».

В 800 г. Папа Римский Николай объявил о праве использования колец христианами, и с того дня кольцо стало служить знаком не только материальной сделки, но и означать «верность, постоянство и целостность любви». Оно должно было напоминать людям о святости брака. Есть также мнение что кольцо - это очень древний, архитипичный символ женского начала и плодородия. Надевая кольцо на палец молодожены символически соединяли «мужское» и «женское» в единый союз. Кстати крестьяне обручальных колец не носили, а надевали их только на венчании. Второй раз кольцо одевали только на похоронах. Венчальные свечи тоже хранили до дня погребения и клали в гроб покойного. Как пойдет речь ниже, свадебные и похоронные обряды были во многом схожи.

Во всем многообразии свадебных обрядов разных эпох и областей нашей родины хотелось бы выделить главное в любом из свадебных обрядов, а именно - инициацию для новобрачных. Празднество и гулянья лишь вторичны, хотя именно на этой части принято концентрировать внимание сегодня. Итак, свадьба была главной в череде инициаций славянской женщины. Мужчина проходил свои (мужские) инициации и к свадьбе был уже принят в общину, как взрослый мужчина. Для женщины же вступление в брак как раз и было этим переходом во взрослые члены общины. Считалось, что знания, необходимые для того, чтобы человек стал взрослым, могут дать только умершие предки. И дабы эти знания добыть, необходимо уйти в царство мертвых, то есть временно умереть.

Представления о невесте как о существе, находящимся между миром живых и миром мертвых, своими корнями уходят в эпоху доклассовых обществ и встречаются у многих народов.

По традиции после домашней помолвки невеста сразу надевала траур: в одних областях белые рубахи и сарафаны (белый цвет — цвет снега и смерти у славян), в других — черные (влияние христианского представления о скорби). В Архангельской губернии вообще голову невесты покрывал куколь, в котором обычно хоронили. После этого для девушки наступала пора исполнять обряд оплакивания своей судьбы. Плакать вовсе не означало - лить слезы, как может подумать современный читатель, а особым образом исполнять специальные обрядовые песни. Обрядовые плачи были двух видов свадебные и похоронные. И в том и в другом случае оплакиваемый совершал переход в иной мир. Мы уже привыкли за многие века считать, что так невеста прощалась с родительским домом. Но на самом деле из текста прощальных песен ясно, что речь идет о смерти: «за три леса, три горы и три реки», то есть в обитель нежити. Невеста оплакивала себя как покойника: на Новгородчине, например, до сих пор поется о саване, который она хочет получить в подарок. Нередко девушка в плачах обращалась к кукушке с просьбой передать весточку родителям. Это тоже не случайно: кукушка считалась птицей, беспрепятственно летавшей между двумя мирами.

Во многих странах невестам было запрещено говорить, смеяться, выходить на улицу, иногда даже садиться за общий стол. Они мертвы, им нельзя заниматься ничем, кроме приданого, и то лишь потому, что по поверьям, женским душам в потустороннем мире разрешено прясть и шить. Само слово «невеста» значит «неизвестная» (от «не ведать»), то есть обезличенная, как все покойники.

Некоторые обычаи хранят память о страхе, который когда-то испытывали родители перед своими «умершими» дочерьми. Именно он лежал в основе традиции запирать невест в чулане. В XIX веке этот обычай ещё практиковался, конечно чисто символически, в селах Рязанской и Псковской губерний. Для невест также шили специальные рубахи с рукавами ниже кистей, чтобы они не дотрагивались до людей и вещей — прикосновение мертвеца могло быть губительным. Наконец, и традиционное покрывало, трансформировавшееся позднее в фату, изначально было средством скрыть невестин взгляд, который некогда воспринимался всё равно что ведьмин. В Рязани невест до сих пор называют «русалками». Сейчас это метафора, а раньше — нет: в русской демонологии русалками были заложные покойники, то есть те, кто умер раньше отмеренного ему срока: убитые не на войне, утонувшие или наложившие на себя руки. Они превращались в живых мертвецов, скитающихся между двумя мирами и приносящих зло живым, пока не выживут свой век и не уберутся к покойникам навсегда. Такими же были и невесты.

В этом контексте становится понятен изначальный смысл обычая устраивать для невесты накануне свадьбы баню. Это не что иное, как омовение перед похоронами. В карельских деревнях новобрачную после этого даже клали, как покойника, в красном углу под образами. За нашу долгую историю этот обычай был многократно переосмыслен. В большинстве случаев его воспринимали как ритуальное бракосочетание с духом воды — чтобы было больше детей. С XV века баню стали использовать ещё и для проведения последней девичьей вечеринки Мальчишников, кстати, тогда еще не было. Они появились гораздо позже, но и тогда практически не содержали обрядовых действий.

На девичник собиралась женская родня и подруги невесты, с которыми она прощалась. Гости дарили девушке предсвадебные подарки. После этого, в одних регионах, подруги невесты расплетали ей косу, расчесывали волосы на пробор и заплетали в две косы, закручивая в бабий убор и закрепляя на голове. Разделяя волосы как бы разделяли женскую силу на две части для себя и будущего ребенка. Такую прическу носили только замужние женщины, и теперь молодой предстояло всегда заплетать две косы. В других регионах косу невесте расплетала сваха перед венчанием, а заплетали волосы заново в доме жениха. Есть также свидетельства, что косу отрезали и отправляли жениху, а он хранил ее как большую ценность.

Невеста прощалась со своей девичьей волей, расставалась с красотой (волюшкой) - передавала подружкам ленту, которой перевязывала волосы. Красотой (волюшкой) мог быть также другой предмет, символизирующий девичью красоту и свободу - кольцо, цветок, платок, коронка, обшитая лентами и мишурой и т.п., но чаще всего в качестве этого предмета выступала лента. Иногда красоту хранили незамужние подруги, иногда подруги передавали ее жениху, иногда невеста передавала ее младшей сестре - в зависимости от местной традиции.

В последнюю в отцовском доме баню невесту также отводили ее подруги. Девушки парили невесту вениками с красными лоскутами, причитали, прощаясь с ней. Дрова для бани и мыло брали со двора жениха.

Как уже говорилось выше, жених к свадьбе был уже инициирован и принят во взрослые члены общины, иначе он не имел права заводить семью. Отголоском этого обычая звучат особые фольклорные имена новобрачного, сохранившиеся в некоторых областях Центральной России. Так, в Смоленской губернии в XIX веке жениха все ещё называли «волком», а во Владимирской — «медведем». Уподобление зверю было забытым свидетельством того, что жених прошел обряд вступления в мужской союз, во время которого юношам необходимо было «превратиться» в своего тотемного предка. А волк и медведь считались мифологическими предками у большинства восточнославянских племен.

Итак, жених принадлежал к миру живых. Соответственно, в его задачу входило отправиться в мир мертвых, найти там свою невесту и вернуть её к жизни, сделав женщиной. Само прощание жениха с родителями и родственниками перед отъездом за невестой воспроизводит речь человека, лежащего на смертном одре.

Приехав к невесте, юноша обнаруживал, что её подруги не пускают его в дом. В Нижегородской губернии «охранницы» прямо заявляли, что в доме лежит мертвец. Единственный способ попасть туда — заплатить выкуп за ворота, двери, лестницу и т. п. В архаичных представлениях это типичная ситуация для живого, попавшего в потусторонний мир. Изначально надо было правильно назвать имена всех входов и выходов, дабы они открылись. Нечто подобное описывалось ещё в Египетской книге мертвых. Позже ритуал называния трансформировался в требование денежного выкупа.

Подруги, не желающие отпускать невесту, выступают здесь в роли её загробных спутниц. Одинаково одетые, они требовали у жениха, чтобы тот угадал среди них свою суженую, иными словами, снял с нее мертвенную безликость.Угадывать надо было до трех раз. Если все попытки были неудачны, это считалось дурной приметой — брак не будет крепким.

Но жених являлся к невесте тоже не в одиночку, с ним были дружка (главный распорядитель из женатых родственников жениха) и тысяцкий (обычно его крестный). Изначально Тысяцкими назывались должностные лица в Киевской, Новгородской и Московской Руси, первоначально военный начальник городского ополчения («тысячи»). Этот титул попал в народные свадебные обряды из обрядов более высоких сословий.

Эти двое - помощники жениха в царстве мертвых. В сказках и легендах такими помощниками обычно выступают разные волшебные существа и говорящие звери и птицы. Без них живой в мире мертвых очень уязвим. Отсюда огромное количество свадебных оберегов — более четырехсот. Тысяцкий являлся держателем свадебной казны и выкупал все, что положено по обряду. А дружка орудовал кнутом, хлеща им крест-накрест, отпугивая бесов. Он же мог помогать жениху искать невесту. Через плечо у него было повязано особое полотенце — вышитый красным рушник. Это был символ пути в иной мир: на рушниках опускали гроб в могилу, а иногда даже клали на покойного. Теперь дружка превратился в свидетеля, а погребальный рушник в синтетическую ленту на его плече.

После благословения родителей невесты свадебный поезд отправлялся в церковь. Иногда перед венчанием место жениха занимает младший брат или подросток, родственник невесты, у которого жениху необходимо выкупить место рядом с невестой. Обряд называется «продажа сестриной косы».

Невеста ехала со своей свахой и в некоторых случаях ложилась ей на колени, изображая умершую. В её руках был веник — оберег от нечистой силы, чтобы та не удерживала её от возвращения в мир живых. Теперь вместо веника невеста держит букет. Жених ехал с тысяцким. В Костромской и Ростовской губерниях свадебный поезд по дороге заезжал на кладбище, дабы духи предков не были в обиде, что у них забирают некогда им принадлежавшее.

После все участники свадьбы кропились колодезной водой, а телеги проезжали сквозь разложенный костер: полагалось очиститься после общения с миром мертвых. Тот же самый обряд, кстати, соблюдался на родинах, и на похоронах.

Но вот все предосторожности соблюдены, невеста выкуплена, отвезена в церковь, обвенчана и привезена в дом к жениху и уложена на брачное ложе. Далее следовало застолье. На Руси свадебный пир всегда являлся одной из важнейших составляющих свадебного ритуала. В подготовке свадебного пира принимало участие практически всё село, он являлся важным общественным событием в жизни села, которое по прошествии вспоминали ещё долгое время. Если какие-то семьи не устраивали свадебного пира, то это их решение подвергалось публичному осуждению, поэтому даже самые бедные в селе семьи прилагали усилия, чтобы найти средства и устроить достойный свадебный пир.

Итак все усаживаются за стол и начинают пировать.

Все, кроме молодых, перед которыми хотя и стоит жареная курица, но съедают они её лишь по окончании пира. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешается.

«Тетера на стол прилетела - молода спать захотела».

В разгар веселья молодые уходят в клеть, где заранее подготовлено брачное ложе. Под напутствие, молодожёны, захватив закутанный в рушник обрядовый каравай и курицу, закрываются в клети. У дверей (раньше - с обнаженным мечом) ходит дружка жениха, охраняя покой новобрачных.

Кунью шубу топтать!
Друг дружку толкать!
Здоровенько спать!
Весёленько встать!

После таких, достаточно откровенных пожеланий, гости удаляются в дом, но через некоторое время посылают
узнать о «здоровье». Если жених отвечал, что он в «добром здоровье», значит «доброе» свершилось.

Наутро, а иногда в тот же вечер, происходило вскрывание молодых. Тысяцкий открывал спальню, нередко это был просто чулан или клеть (ключи от спальни молодых хранились у него), и свахи шли за простыней или рубахой молодушки.

«Весёленько встав», молодые приступают к еде. Взявши курицу, новобрачный должен отломить ножку и крыло, после чего бросить их назад через плечо. Отведав курицы и каравая, молодые присоединяются к гостям, и веселье продолжается.

Если невеста «честная» - о дверь спальни били горшки, наряжали упряжку и ехали утром за родителями невесты (после венца на пиру у жениха их не было), приводили и начинали угощать и величать.

В доме мужа новобрачная надевала уже женскую, а не девичью одежду. В каждой области - это свой вариант костюма. Обычно белую рубаху с пестрой вышивкой и праздничную поневу (юбку) красного цвета. Наутро перед гостями появлялся заново рожденный человек, причем в древности это понималось буквально: та, что стала женой, меняла не только фамилию (родовое имя), но и личное имя. Эта метаморфоза «официально» закреплялась на следующий день через обряд поиска родственниками жениха невесты в доме её родителей: был человек — и нет. Иногда наоборот родители новобрачной приходили в дом жениха и ритуально не могли узнать свою дочь. Вроде как не она это, а совсем другой человек. С той же целью проводились и поиски покойного. Так ставилась ритуальная точка.

За ХХ столетие содержание и порядок традиционного свадебного обряда забылся окончательно. Из некоего сакрального акта пробуждения женского начала свадьба превратилась в большую вечеринку по случаю получения двумя молодыми людьми штампа в паспорте.

Вернуть древние обряды в современную реальность едва ли возможно, но возможно переосмыслить те, что еще практикуются в наши дни.

Макарова Наталья
Воеводина Ольга

Интересно, зачем на свадьбе бьют посуду и почему новобрачную принято вносить в дом на руках?

Оказывается большинство современных лет 200 назад делались вовсе не ради красивого эффекта - в их основе старинные свадебные обряды, дошедшие до нас из глубины языческих времен.

1. История свадебных обрядов.

Если бы с помощью машины времени мы попали на крестьянскую свадьбу (например, века 17-го), то, во-первых, вряд ли развеселились, а во-вторых, не поняли бы и половины из происходящего - какое-то бессмысленное смешение песен, плача и таинственных «телодвижений». Тем не менее, всё, до мельчайших деталей, на русских свадьбах - имело свой смысл, значение и было строго регламентировано.

Старинные свадебные обряды - это система последовательных и четко обыгрываемых ритуалов (многие из которых «живут» до сих пор, только в несколько облегченном варианте).

Последовательность была такая: сначала - сватовство, затем - смотрины, «рукобитие» (сегодня - «помолвка») и, наконец, «вытие» (от «выть», «плакать»). Обязательно устраивали девичник - для подготовки и плача невесты, ее подружек и родственников и «молодешник» - для жениха и его друзей. Важнейший элемент - выкуп, после него шло венчание. Обвенчавшись, молодые отправлялись на гуляние и затем - на свадебный пир. Не правда ли, очень знакомые моменты?

2. Обряд сватовства и обручения.

Сегодня сватовство и обручение - необязательны или носят символический светский характер, тогда как в старину именно в день «рукобития» - договаривались о дне свадьбы и публично признавали молодых людей женихом и невестой. Тогда-то и делался первый подарок невесте - кольцо, которое было своего рода «задатком». Вместе с кольцом преподносили и другие ценные презенты - знак того, что пути назад уже нет.

В этот же момент молодые получали от своих родителей официальное благословение, то есть одновременно согласие и напутствие на дружную совместную жизнь. Обручение обязательно происходило при свидетелях, для которых устраивался небольшой пир.

3. Предсвадебная "неделя" и девичник

Обычно за обручением шла «неделя» (впрочем, это могло продолжаться и недели полторы - две), во время которой шла подготовка к свадьбе. Весь этот период невеста не показывалась на людях и все время причитала и плакала, потому что она должна была символически умереть для своей семьи и рода, а после возродиться для новой жизни в семье своего супруга. А кому ж охота умирать? Отсюда и вытие (с ударением на «Ы»).

Родители встречали новобрачных хлебом-солью (делают это и сегодня). Молодожены откусывали от каравая, который затем разламывали у них над головами. Этот хлеб супруги должны были хранить всю оставшуюся жизнь, ведь он испокон века символизировал семейный достаток, плодородие земли и скота. И, хотя в наш век все уже не так серьезно, каравайный момент обязательно присутствует.

Чтобы в дому новобрачных водилась не только скотинка и хлеб, но и детки, молодых усаживали на вывернутую мехом вверх звериную шкуру или шубу. Скорее всего, это были символы животной плодовитости.

Немного подробнее о славянской свадьбе можно прочитать в статье «Славянская свадьба»

(для скачивания-кликнуть файл)

8. Традиции свадебного пира.

Свадебные празднества продолжались до трех дней: первый - в доме жениха, второй - в доме невесты, на третий снова возвращались к жениху. Причем, новобрачные в первый день свадебного пира ничего не ели. Между первым и вторым днями осуществлялся обряд «укладывания и бужения» молодых. С точки зрения наших предков, такой контроль над первой брачной ночью был залогом здорового потомства. Частенько, в знак плодовитости брачное ложе молодой пары обкладывали разными орудиями труда.

Во время пиров (на второй и третий день) новобрачной устраивали «проверки». Например, заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, при этом всячески ей мешали, испытывая терпение и усердие молодой хозяйки. (В наше время - это традиции 2-го дня свадьбы). Конец этим притязаниям мог положить новоиспеченный супруг, переключив внимание гостей на водку и угощения.

Способствовал «породнению» семей и началу их общения такой обычай: рядом с невестой садились родители жениха, а рядом с женихом - родители невесты. И еще на русских свадьбах пировали и пели величальные, то есть хвалебные, песни супругам, их родителям и дружке, было место и различным забавам.

Современные свадьбы не так строго «обременены» условностями - они более веселые, музыкальные и зрелищные. И все-таки особый русский колорит им придают именно старинные свадебные обряды, которые составляют основную канву программы свадебного торжества и вносят в него трогательные и проникновенные нотки, или, наоборот, дают повод для их шуточного обыгрывания.

Понимание истоков русских свадебных традиций дает возможность пользоваться ими осознанно, бережно и свободно.

Правильное включение старинных обрядов в современный свадебный сценарий - становится украшением праздника, а сама свадьба с ними - настоящим радостным событием и хорошим началом для долгой и счастливой семейной жизни новобрачных!

О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н.М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жен и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство ее девственной непорочности…

Статус жены приравнивался к статусу рабыни: на нее было возложены все заботы по хозяйству и воспитанию детей. При этом женщина не могла ни жаловаться на мужа, ни противоречить ему, высказывая полную покорность и послушание. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Живая вдова бесчестила все семейство.

Летописец Нестор оставил свидетельства того, что нравы и обычаи древних славян разнились от племени к племени. Так, поляне отличались кротким и тихим нравом, уважали священные узы брака, который считали святой обязанностью между супругами.

В семьях полян господствовали мир и целомудрие. Напротив, радимичи, вятичи, северяне и особенно древляне обладали диким нравом, жестокостью и необузданностью страстями. Они не знали браков, основанных на взаимном согласии родителей и супругов. Древляне просто уводили или похищали приглянувшихся девиц.

У радимичей, вятичей и северян вместо свадеб существовали "игры межи селы" ("игры между полей"), во время которых мужчины выбирали себе невест и безо всяких обрядов начинали с ними жить. Кроме всего прочего, среди древних славян было широко распространено многоженство.

Со временем обрядовая жизнь языческих славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами, вокруг которых строился их каждодневный быт.

Пантеон славянских богов постоянно расширялся, включая все новые и новые самобытные и заимствованные божества.
Особым уважением среди молодых людей пользовался бог веселья, любви, согласия и всякого благополучия — Ладо (Лада).

Во время игрищ и плясок у воды, посвященных этому божеству, было распространено умыкание невест, которое, как правило, происходило по предварительному сговору. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви.

Помимо добровольного умыкания невест, у славян периода разложения первобытнообщинного строя появились такие брачные обряды, как плескание водой, вождение вокруг дуба, покупка жен и др.

До самого начала нашего столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" — семейный обряд, уходящий своими корнями в далекое прошлое.

Иерархи православной церкви в своих посланиях и в XVI в., и в первой половине XVII в. продолжали порицать все элементы народного свадебного обряда как "волхования", не имеющие ничего общего с христианской религией, но, по-видимому, не только не запрещали, а даже предписывали священникам принимать ближайшее участие во внецерковной части обряда.

Сами высшие церковные иерархи занимали важные места в свадебном поезде и за пиршественным столом. Даже в церкви наряду с обрядами предписываемыми правилами православного богослужения, совершались в присутствии духовных лиц действия, этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал.

В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены над алторем, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь — каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и празненство как бы начиналось сызнова: невеста пировала со своими родичами, а жених со своими.

Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир.

В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. К ним можно отнести, например, множество действий оберегающих участников свадьбы от враждебных сил.

Эти действия должны способствовать благополучию брачущихся, деторождению, приумножению достатка в хозяйстве, приплоду скота. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки.

Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство.

К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком.

Свадебный обряд сложился как развернутое драматизированное действо, включающее песни, плачи, приговоры и присказки, заговоры игры и танцы. В форме причетов невеста прощалась с родным домом, своим девичьем головным убором и девичьей косой. Как во всяком драматическом произведении в свадебном обряде был свой постоянный состав действующих лиц — "чинов", исполнявших определенные традицией роли.

Центральными фигурами были жених и невеста. Невеста должна была выражать благодарность родителям за то, что они ее "вспоили и вскормили". А с момента сватовства до отъезда в церковь невеста горько оплакивала свою девичью жизнь.

Активными участниками свадьбы были родители жениха и невесты, ближайшие родственники, крестные родители, а также сваты, тысяцкий, брат невесты, дружка, девушки-подружки невесты и др.

Дружка (дружко) — представитель жениха — главный распорядитель на свадьбе, следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община. Он должен был уметь балагурить и веселить участников свадьбы.

В помощь дружке избирали подружье, в помощь тысяцкому — старшего боярина. В южнорусском обряде назначались каравайници готовившие обрядовый каравай.

Каждый персонаж свадьбы отличался своей одеждой или каким-то дополнительным ритуальным элементом ее. Обычно это были полотенца, ленты, платки, венки.

Невеста в дни предшествующие свадьбе и в дни самой свадьбы, несколько раз меняла одежду и головной убор, что означало перемены в ее состоянии: сговоренка, т.е. просватанная, княгиня молодая — до венца, молодуха после венца и брачной ночи.

Жених также именовался князем молодым, а за тем просто молодым. Он не менял одежды, но имел свои символы — цветок или букетик на головном уборе или на груди, платок полотенце на плечах. В день свадьбы жених и невеста одевались нарядно и по возможности во все новое.

Тема брака постоянно присутствовала в жизни подрастающего поколения. Например, вся добрачная жизнь девушки была подготовкой к замужеству. Поэтому ее приучали к заботам будущей матери и хозяйки. Буквально с рождения мать начинала готовить ей приданное.

К 16-17 годам девушка становилась невестой. Важным моментом в предбрачной обрядности были общественные "смотры" ("смотрины") невест. Они помогали найти подходящую невесту, выяснить экономическое положение ее семьи, узнать о поведении и характере. Родители старались подобрать "ровню".

Смотрины устраивались в весенне-летние гуляния и на святки, обычно приурочивая их к престольным праздникам, а также на Крещенье.

Обычно недели через две или через месяц после смотров мать жениха, взяв с собой сестру или замужнюю дочь, отправлялась сватать ту девушку которая, которую облюбовала на общественных смотринах.

Важное место в предбрачной жизни молодежи занимали девичьи гадания о замужестве, апогей которых приходился на святки. Задумав женить сына, родители начинали искать ему невесту, узнавали, у кого есть "девушка на выданье".

Желание сына учитывалось, но не всегда было решающим, т.к. девушка должна была отвечать требованию родителей. Засидевшихся девушек, (обычно в возрасте 23-25 лет) считали "перестарками", "вековухами" и женихи избегали их, думая, что они с пороком. Такое же недоверие и подозрение вызывали засидевшиеся в холостых молодые люди (бобыли, перестарки).

Первые браки обычно заключали с соблюдением всех обычаев и обрядов свадебного ритуала. Так же праздновались свадьбы вдовых мужчин с девушками, ранее не состоявшими в браке. Браки же вдовых и холостых мужчин с вдовами не сопровождались свадебными обрядами.

Время свадеб определялось земледельческим календарем — обычно свадьбы играли в свободные от сельскохозяйственных работ период. Существенное значение имел церковный календарь, т.к. в посты свадеб "не играли".

Большинство браков приходилось на осень, от Покрова (1 октября) и до Филилипова заговенья (14 ноября), а так же на зиму от Крещения до Масленницы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи.

Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный.
Первый период начинался негласным семейным советом — "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную.

Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя. Существовало несколько способов сватовства, например, родители жениха ехали в дом невесты и начинали переговоры.

В других случаях в дом невесты засылали сваху или свата, и они спрашивали разрешения приехать с женихом и его родителями. Обычно сватами были духовные родители жениха — крестный отец или мать, или же кто-нибудь из родственников.

Иногда прибегали к помощи профессиональных свах. Для сватовства выбирали легкие дни, избегая постных: понедельника, среды и пятницы. Во многих местах свахи брали с собой палку, кочергу или сковородник с целью "выгрести девку".

Посещение сватов повторялось 2-3 раза, а то и более. Первое посещение рассматривалось как "разведка". Родители невесты накрывали на стол: ставили хлеб, соль, зажигали лампады и свечи.

После согласия на замужество дочери определялась величина кладки, т.е. количества денег, даваемых родными жениха на покупку нарядов для невесты и на свадебные расходы, а так же размеры приданного (личного имущества невесты состоящего из одежды и обуви — его называли еще сундуком или корабьем).

Через два — три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела".

Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков — пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром. После пира подружки невесты провожали жениха до дома. Он приглашал их к себе и щедро угощал.

Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два — три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой".

Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. После рукобитья и пира, который нередко продолжался всю ночь, утром отворяли ворота, чтобы каждый мог зайти и посмотреть на жениха и невесту.

Богомолью придавалось особое значение — "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами — обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством — запоем.

После сговора начинали период подготовки к свадьбе. Он мог длиться от одной — трех недель до месяца и более. У сговоренки менялся образ жизни и внешний вид. Она почти не выходила из дома (в отличие от жениха) и причитала. Считалось, чем невеста больше плачет, тем легче ей будет жить в семье мужа.

Последний день перед свадьбой именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом.

Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: изготовление красоты (ударение на О), расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом.

В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью. В этот же вечер родню жениха отправляли с подарками в дом невесты. Если жених ехал сам, его сборы сопровождались особыми ритуалами и наставлениями. Вслед за женихом уезжали его гости.

Невесту тоже наряжали, нарядившись, невеста умывалась водкой (вином) и садилась с подругами ждать жениха. Вскоре (к часам 9-10 вечера) приезжали сваты. На девичник жених привозил корзину с туалетными принадлежностями, а иногда и подвенечное платье, а подругам дарил ленты. По окончании стола, перед уходом жениха невесту прятали. Жених искал ее среди подруг, ему подсовывали старух, пока он не давал подругам выкуп.

К свадьбе пекли специальный обрядовый хлеб — каравай. В русской свадьбе хлеб олицетворял жизнь, достаток, благополучие и счастливую долю. Приготовление свадебного хлеба и его раздача занимали важное место в свадебном обряде.

День свадьбы был кульминацией всего свадебного действа. В этот день в домах жениха и невесты совершались ритуалы, подготавливавшие их к бракосочетанию и выражавшие согласие и благословение семьи на этот брак. После венчания, уже в доме новобрачных, исполнялись обряды, приобщающие молодую к новому хозяйству и положению замужней женщины.

Утро проходило в хлопотах и приготовлениях к венцу. Невесту одевали, возможно наряднее. Когда жених приезжал, с него требовали выкуп, за право проехать и войти в дом невесты. Затем родители благословляли дочь и отпускали в церковь, вслед за этим в дом жениха обычно привозили приданное.

Существовало несколько вариантов поездки к венцу. По одним — невеста и жених ехали в церковь вместе, по другим — врозь. Благословив своих детей, родители передавали в распоряжение дружки и свахи (сами родители в церковь не ездили).

Дружко выйдя во двор с женихом (если жених ехал из своего дома) и поезжанами (другими участниками свадьбы) ходил по двору с иконой, а сваха, стоя на повозке рассеивала хмель. Обойдя три раза с иконой вокруг, дружко испрашивал у всех присутствующих благословение жениху на брак. После этого отправлялись в церковь.

На прощание желали: "Дай Бог под злат венец стать, дом нажить, детей водить". Жених ехал торжественно, привесив к дуге колокольчики, лошадей жениха покрывали белыми полотенцами. Невеста же приезжала в церковь без особого шума, с одним повоздником ("плаксой").

Перед венчанием они сходились, в чьей нибудь избе и здесь жених брал невесту за руку, обводил ее три раза вокруг себя, слегка дергал косу, как бы показывая, что невеста лишается своей воли и должна подчиниться воле мужа. Обычно свадебный поезд выезжал нечетом, т.е. нечетным количеством лошадей.

В среднерусских губерниях, напротив, дружки с буйством разгоняли встречных. Выезжая со двора, поезжане поздравляли друг друга с "молодецким выездом".

Погода в день венчания имела особое значение. Считалось, если "снег и дождь на свадебный поезд — богато жить", "дождь на молодых — счастье", "вихрь с пылью на встречу поезду — не к добру", "красный день свадьбы — жить красно, да бедно", "метель на свадебный поезд — богатство выдут".

Обряд венчания состоял из обручения и возложения брачных венцов — собственно венчание совершаемое священником. Во время обручения священник спрашивал у жениха и невесты об их обоюдном и добровольном согласии вступить в брак и надевал кольца.

Церковное венчание давало юридическую силу. Однако брак с венчанием, но без свадьбы не поощрялся.

Венчание сопровождалось множеством магических обрядов: было принято перед женихом и невестой разметать дорогу по церкви веником, под ноги брачущихся расстилали платок или полотно и бросали деньги, чтобы избежать "голой жизни".

Жених и невеста старались наступить друг другу на ногу, и тот, кто успевал это сделать первым, имел "верх" в семейной жизни. Строго следили, чтобы между женихом и невестой никто не прошел (дабы никто из них не нарушил супружеской верности).

Стоя перед венцом, невеста крестилась "покрытой" т.е. не голой рукой (чтобы богато жить). Много поверий было связано с венчальной атрибутикой: кольцом, свечами, венцами. Считалось, что уронить во время венчания обручальное кольцо "не к доброму житью". А тот, кто под венцом свечу выше держал, "за тем и большина" (главенство в семье).

Венчальные свечи старались задувать разом, чтобы жить вместе и умереть вместе. Подвенечную свечу берегли и зажигали при первых родах.

После венчания в церковной сторожке или ближайшем доме, невесте заплетали две косы и укладывали вокруг головы — "окручивали молодую по бабьи". Свахи жениха невесты, заплетавшие косы плели на перегонки, — чья сваха первая заплетет косу, такого пола будет первенец. После этого молодой надевали женский головной убор — повойник. Этот обряд знаменовался переходом невесты в группу замужних женщин.

В доме молодого новобрачных ждали. Женщины — односельчанки выходили встречать свадебный поезд к околице, завидев его, начинали петь песни. Встречающие у дома, родственники и гости стреляли вверх из ружья, молодых обсыпали хмелем и зерном, у ворот раскладывали огонь и переводили их через него. Родители благословляли новобрачных — отец иконой, мать хлебом и солью.

В некоторых местностях хлеб разламывали над головами молодых и каждый и каждый из них должен был хранить его до конца жизни. После благословения молодые кланялись в ноги, стараясь сделать это одновременно, чтобы жить дружно. Их усаживали за стол, на лавки, покрытые шубами, приговаривая: "шуба тепла и мохната, — жить вам тепло и богато".

Обычно свекровь или кто-то из родни жениха с помощью ухвата, сковородника раскрывали молодую невесту, т.е. снимали с нее покрывало (позднее фату). Затем здоровались с ней и подносили подарки.

Первый стол обычно назывался "свадебным". Молодые, хотя и сидели за ним, но ничего не ели. В честь молодых произносили поздравления и пожелания. Вскоре их уводили в другое помещение и кормили ужином. Затем молодые снова возвращались к поезжанам. К этому времени накрывали второй стол, называемый "горным". На этот стол приезжали родственники новобрачной. Их встречали у крыльца, подавая каждому по рюмке водки.

Приехавшие рассаживались за столом по старшинству — мужчины с одной стороны, женщины с другой. За горным столом молодая одаривала родственников мужа, кланялась им, обнимала их и целовала. Тогда же она должна была назвать свекра — батюшкой, а свекровь — матушкой. Во время пира девушки пели песни. По окончании стола молодые, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе.

Его устраивали в каком нибудь не отаплиевом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Брачную постель стелили с особым тщанием. Иногда рядом с брачной постелью клали какие-нибудь орудия крестьянского или ремесленного труда с тем, чтобы у новобрачных рождались сыновья и были хорошими работниками.

Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом, вероятно, такое оформление имело значение оберега. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых, и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином.

Спустя час или два, а в некоторых местах и ночь, приходили будить и поднимать молодых.

Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель, и вели новобрачных в избу, где продолжался пир. Молодые принимали поздравления.

Во многих местностях было принято демонстрировать окровавленную рубашку новобрачной. Если молодая оказывалась непорочной, ей и ее родне оказывали большие почести, если же нет, то подвергали всяческому поруганию.

Во многих местностях обряды, связанные с "бужением" сопровождались баней. Ее топили подружье, свахи, дружки, крестные. Проводы в баню проходили с шумом, песнями и музыкой. Перед молодыми разметали дорогу вениками. Впереди процессии шел дружка и нес разукрашенный и покрытый платком веник.

Со временем обряд второго дня постепенно стал заменяться обливанием водой, валянием молодых в снегу, даже просто посещения нетопленой бани. После бани молодые катались по селу, заезжая в дома родственников и приглашая их на следующее застолье.

Застолье второго дня называлось — "сырный стол". Во время сырного стола совершалось разрезание сыров. Дружко по старшинству вызывал сначала родственников молодой, затем молодого и просил их принять угощение от молодых — водку и закуску, и положить что-нибудь "на сыры".

Наиболее распространенным обрядом второго и третьего дня было первое посещение новобрачной источника или колодца, во время которого молодая обычно кидала в воду деньги, кольцо, краюшку хлеба отрезанную от венчального каравая или пояс.

Другим, не менее распространенным обрядом, были пояски ярки. Родственники молодой приходили в дом ее мужа и заявляли о пропаже девушки. Начинались поиски. К ним выводили новобрачную. Они признавали ее за свою, но после осмотра находили много изменений и отказывались от своих прав.

Продолжающиеся свадебные гуляния старались разнообразить всякого рода играми и забавами. Распространенным обычаем второго дня было ряженье. Ряженые одевались в вывернутые шкуры. Рядились в разных зверей, цыганами, солдатами. Иногда мужчины одевались в женскую одежду, а женщины в мужскую.

Третий день обычно был заключительным. Нередко в этот день устраивали испытания молодой. Заставляли ее разжигать печь, готовить, мести пол, но при этом всячески мешали, — разливали воду, опрокидывали тесто, испытывая ее терпение. Избавить молодую от всех испытаний мог только муж, угостив всех водкой.

Одним из ответственных и достаточно распространенных обрядов было посещение зятем тещи ("хлебины"). Молодого теща угощала блинами и яичницей. Нередко в этот приезд зять демонстрировал свое отношение к ней, зависевшее от того сумела ли она воспитать дочь, и сохранить ее целомудрие или нет.

После угощения зять разбивал посуду о пол. Во многих деревнях посещение тещи заканчивалось подачей разгонного пирога, означавшего коней свадебного гуляния.

Обычно свадебные торжества продолжались три дня, у богатых длились дольше. Специальных обрядов в эти дни не совершали, как правило, повторялись различные развлечения, шли застолья с угощением, то в доме молодой, то в доме мужа.

Крестьянский свадебный обряд послужил основой городского.

В условиях города он значительно изменился, как в целом, так и в деталях. К середине XIX в. в ритуалах горожан наблюдались общие и специфические черты, отличающие их от крестьянской традиции: ослабление магии элементов, усиление роли профессиональных свах, большее распространение брачных контрактов, изменения в ритуальной пище и порядке застолий, замена плясок танцами, а фольклорного репертуара городскими песнями. Это позволяет говорить об уже сложившихся городских формах свадебной обрядности.

Примерно с 80-х годов XIX в. под воздействием нарастающей демократизацией общественной и культурной жизни России произошли изменения в социальных и бытовых отношениях горожан, что так же сказалось и на свадебном обряде.

Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная.