В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.

В психолого-педагогической литературе существует несколько определений, соотносимых с понятием «Эмоциональное благополучие». Так, в психологическом словаре мы находим понятие « эмоциональное состояние» - особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта- дискомфорта (мне хорошо, мне плохо) как интегральные ощущения благополучия – неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Можно сказать, что понятие соотносимо с понятием «настроение» как в разной степени осознанное психическое состояние, как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида. Оно соотносимо также и с понятием «эмоциональное самочувствие», понимаемым как ощущение или переживание ребенком эмоционального комфорта – дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.

Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклимата в группах.

Эмоциональное благополучие ребенка, согласно Г.Г.Филипповой, представлено следующими компонентами:

Эмоция удовольствия- неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;

Переживание успеха – неуспеха в достижении целей;

Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними;

Переживание оценки другими результатов активности ребенка.

Если все эти составляющие соотнести с периодом посещения ребенком детского сада, то можно утверждать, что ребенку эмоционально хорошо, когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется; когда деятельность его успешна или же переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих; когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес; когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие.

В работе Кошелевой определенно несколько условий эмоционального комфорта или дискомфорта дошкольников. А именно:

Состояние здоровья ребенка в период посещения им детского сада;

Особенности взаимодействия ребенка со взрослыми (воспитателями, помощником воспитателя, другими специалистами, которые работают с детьми);

Особенности взаимодействия ребенка с детьми группы, которую он посещает;

Эмоциональная обстановка, общий уклад жизни в детском саду;

Обстановка в семье ребенка.

Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.

Организуя жизнь детей в группе, воспитатель сталкивается с разными характерами, с разным эмоциональным и социальным опытом, полученным ими в семьях. Особенно трудной становится работа воспитателя при появлении в группе детей с резко выраженными особенностями в поведении: шумных, крикливых, склонных к ссорам, детей с рассеянным вниманием; ребят, избегающих своих сверстников и совместных с ними дел. При внимательном отношении к детям с отклонениями в поведении можно заметить, что немалую роль в возникновении трудностей играют отрицательные эмоциональные переживания, которые могут способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия. Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребенка, которое может возникнуть в разных случаях, например при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определенной пище или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду.

Проблемой эмоционального благополучия занимались многие ученые: А.Д.Кошелева, Л.И. Божович, А.В.Запорожец, Г.Г.Филиппова, В.М.Бехтерев, А.Рояк, Т.А. Репина, В.С.Мухина и другие.

В исследованиях Т. А. Репиной позиция и положение ребенка в группе исследовались в связи с успешностью ребенка в деятельности. Было показано, что повышение успешности в деятельности увеличивает число положительных форм взаимодействие и повышает социометрический статус ребенка.

Как полагает В. С. Мухина, успешность в деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовать свои притязания, стремятся быть признанными. Все это сказывается на положение ребенка в группе.

Кошелева А.Д. занималась вопросами эмоционального неблагополучия: причинами его возникновения и способами нормализации.

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста (А.Д.Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.) устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий, коррелирующие с типом детского- родительского взаимодействия и его выраженностью. Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Разные формы эмоционально-зависимых и эмоционально-отвергающих типов взаимодействия и степень их выраженности продуцируют средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка.

Таким образом, дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребёнка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Что такое эмоциональное благополучие? Единого определения данного понятия нет. Существует множество мнений и размышлений о данном термине. Начнем рассматривать определение «эмоциональное благополучие» с термина «эмоция» .

В психологии эмоции рассматриваются как психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

В современном обществе достаточно снизился возраст появления эмоциональных нарушений у дошкольников .

Термин «эмоциональное благополучие (неблагополучие) » в различных источниках имеет множество определений.

Под эмоциональным благополучием дошкольника 3-5 лет Фрайфельд И. В., Терентьев А. Е. понимают положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, характеризуемое ощущением комфорта, защищенности, успешности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, любви и принадлежности, самовыражении и общении .

Эмоциональное благополучие (неблагополучие) в психологии рассматривается как характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. В психолого-педагогической литературе нет единого определения данного понятия, но в то же время все исследователи эмоциональной сферы человека к сущностным характеристикам эмоционального благополучия относят нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях, достаточно высокую самооценку. А.Д. Кошелева, М.И. Лисина, Г.Г. Филиппова рассматривают эмоциональное благополучие как базовое состояние, определяющее позитивное отношение ребенка к миру и самому себе. Оно положительно влияет на эмоционально-волевую и познавательную сферу дошкольника, способствует полноценному нравственному развитию дошкольника, формирует у него ориентацию на успех и достижение поставленных целей. Отсюда следует, что эмоциональное неблагополучие – это некое нарушение положительных связей ребенка с окружающим миром, которое может приводить к развитию нежелательных черт характера: агрессивность, безразличие, а также к психосоматическим расстройствам .

В настоящее время эмоциональное благополучие (неблагополучие) рассматривают в разных направлениях, однако они дополняют друг друга и дают нам возможность рассмотреть данное понятие более глубоко. О. И. Бадулина, Л. И. Божович, Т. В. Драгунова, М. В. Зиновьева, О. А. Идобаева, В. Р. Лисина, В. И. Самохвалова, Т. Я. Сафонова, Л. С. Славина определяют эмоциональное благополучие как положительную направленность эмоционального самочувствия. Л. М. Аболин, О. А. Воробьева, В. Р. Сары-Гузель рассматривают эмоциональное благополучие как показатель успешности эмоциональной регуляции человека (т. е. насколько «хорошо» , полноценно эмоции могут выполнять свои функции в жизнедеятельности отдельного человека) . М. С. Дмитриева, М. Ю. Долина, Л. В. Куликов рассматривают эмоциональное благополучие как важную часть психологического благополучия личности в целом: как интегральная характеристика, в которой сфокусировались чувства, обусловленные успешным (или неуспешным) функционированием всех сторон личности. В некоторых работах понятие «эмоциональное благополучие соотносят с термином «эмоциональное здоровье» , которое по мнению Л.В. Тарабакиной определяется как составную часть психологического здоровья человека, которая обеспечивает «…единство преходящего и непрерывного на основе функционирования уровней – ситуативно-ориентировочного, адаптационно-целевого, личностно-деятельностного; эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания…» .

Также в современном обществе проблему эмоционального благополучия рассматривают еще по нескольким направлениям: социально-психологическому (М. Аргайл, Р. Бернс) , психоаналитическому (М. Кляйн, В. Оклендер) и психофизиологическому (В. М. Бехтерев, П.В. Симонов) .

Представители социально-психологической школы считают, что эмоциональное благополучие связано с социальными и психологическими факторами, а именно наличием устойчивого положения в обществе, социальной удовлетворенностью, общим психоэмоциональным состоянием личности.

Представители психоаналитической концепции четко видят причинно-следственную связь между эмоциональным благополучием, особенностями протекания раннего периода развития личности и соматическими патологиями.

Имея психофизиологические представления об эмоциональном благополучии, мы можем говорить о тесной взаимосвязи физического и психологического здоровья человека .

Эмоциональное благополучие рассматривается практически всеми авторами, занимающимися изучением эмоций, но зачастую это понятие рассматривается опосредованно, то есть используются синонимы - «положительный нервно-психический тон» (В. М. Бехтерев) , «удовольствие, радость» (К. Изард) , «счастье» (М. Аргайл) и т. п. Таким образом, эмоциональное благополучие тесно связано с такими понятиями как «эмоциональное здоровье» , «психическое благополучие» , «удовлетворенность жизнью» , «субъективная оценка качества жизни» . Это сложный термин, который является многомерным и многоуровневым. Интерпретация эмоционального благополучия меняется на протяжении жизненного пути и в зависимости от социальной группы. Российские психологи прежде всего говорят о взаимосвязи здоровья, субъективного благополучия и психического состояния человека, делая акцент именно на субъективной стороне здоровья, подразумевая под этим удовлетворенность жизнью в целом и переживание благополучия. .

Мы рассмотрели множество понятий, различных направлений и представлений об эмоциональном благополучии, но к единому выводу так и не пришли. В настоящее время, несмотря на все разнообразие подходов к данной проблеме, мы можем говорить о том, что проблема эмоционального благополучия полностью не раскрыта, не говоря уже о проблеме эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Самое важное, что в психологии до сих пор существует проблема учета психологических характеристик и свойств личности, когда мы говорим о средствах и способах формирования эмоционального благополучия личности.

Изучив различные направления, мы считаем, что эмоциональное благополучие – это эмоциональное состояние человека, зависящее от его здоровья, которое отражает положительное отношение ребенка к самому себе и окружающему его миру, способность легко адаптироваться к различным ситуациям, не испытывая при этом дискомфорт, страх и тревогу.

Российские психологи (Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, В. А. Ганзен, Л. В. Куликов и др.) прежде всего говорят о взаимосвязи здоровья, субъективного благополучия и психического состояния человека, делая акцент именно на субъективной стороне здоровья, подразумевая под этим удовлетворенность жизнью в целом и переживание благополучия .

Список литературы:

  1. Данилова О.Ю. Проблема формирования эмоционального благополучия личности в психологической науке и ее взаимосвязь с индивидуально-типологическими особенностями человека // Сибирский педагогический журнал. 2007. №1. (дата обращения: 02. 03. 2017) .
  2. Калишенко Валентина Дмитриевна Влияние оценки педагога на эмоциональное благополучие дошкольников // Вестник славянских культур. 2012. №XXV. (дата обращения: 19. 03. 2017) .
  3. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. №3. С.51 – 55.
  4. Никулина Д.С. Подходы к определению эмоционального благополучия // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2008. №6 [Электронный ресурс] . (дата обращения: 19. 04. 2017) .
  5. Пожиткина Н.В., Савенок Д.А., Папушина А.В. Анализ эмоционального благополучия дошкольника в контексте его психологического здоровья // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс] . (дата обращения: 19. 12. 2016) .
  6. Данилова Оксана Юрьевна Проблема формирования эмоционального благополучия личности в психологической науке и ее взаимосвязь с индивидуально-типологическими особенностями человека // Сибирский педагогический журнал. 2007. №1. .
  7. Фрайфельд И. В., Терентьев А. Е. Организация физкультурно-оздоровительных занятий при формировании эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. №4. (дата обращения: 08. 05. 2017) .
  8. Никифорова О. В., Антонова Е. Н. Создание предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. №5. (дата обращения: 29. 05. 2017) .
  9. Никифорова Т. Предметно-пространственная среда, как условие эмоционального благополучия и самовыражения детей / Т. Никифорова. – [Электронный ресурс] . (Дата обращения: 01. 06. 2017) .
  10. В.В. Одинцова., Н.М. Горчакова. Эмоциональное благополучие как интегративная характеристика эмоциональной сферы // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2014. Вып. 1
  11. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в начальной школе. Бадьина Н.П., 2007. – 152 с.
  12. Трусова С.С. Особенности личности и поведения соматически ослабленных детей / С.С. Трусова. – [Электронный ресурс] .

Эмоциональное благополучие человека - уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи - во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, делая нашу жизнь богаче и разнообразнее, но и могут выручить в трудных ситуациях.

Маленький ребенок доверчиво относится к людям, он открыт окружающему миру, его самоощущение положительное. При поддержке окружающих эти качества остаются ведущими на протяжении всего дошкольного детства, и у ребенка развивается уверенность в себе. Психологическая поддержка, которую взрослые должны постоянно ему оказывать, позитивно сказывается на развитии личности и является своеобразной профилактикой неврозов и школьной дезадаптации.

Открытость миру выражается в стремлении ребенка активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач; чувствовать уверенность в своих силах. На таком фоне общей положительной самооценки формируется способность адекватно, в том числе критически, оценивать результаты собственных действий и действий других.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность. Самое важное в воспитании – любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь – самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.

Пока ребенок мал, взрослые, как правило, не задумываются, что станет в его жизни главным, каким человеком он вырастет. Но процесс формирования личности очень сложен и его нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. В последнее время отмечается рост числа детей, имеющих проблемы в развитии эмоциональной сферы. Это и задержка эмоционального развития (сниженный эмоциональный интеллект), и наличие аффективных вспышек, сопровождающихся агрессией, и нестабильный эмоциональный фон с резкими частыми перепадами настроения, и неспособность детей управлять своими эмоциями, что приводит к отсутствию адекватного общения между ребенком, сверстниками и взрослыми. А если своевременно не уделять внимания эмоциональному развитию детей, в будущем это может стать фоном для развития психосоматических заболеваний, которые являются следствием повышенного темпа жизни и увеличения эмоциональных перегрузок.

Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются более глубокие чувства (любовь, ненависть и др.). Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания. Маленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми. Эмоционально – волевая готовность старшего дошкольника является одним из компонентов психологической готовности к школе. Поэтому детей необходимо вводить в сложный мир человеческих эмоций, помогать им переживать определенное эмоциональное состояние, объяснять, что оно означает.

Для полноценного развития ребенку необходимы как положительные, так и отрицательные эмоции. Вреден только их избыток, опасна излишняя интенсивность. Для эмоционального развития ребенка важно не сохранение однообразно положительных состояний, а их постоянный динамизм, смена в рамках определенной интенсивности. Мозг ребенка нуждается в напряжении, тренировке, иначе наступает эмоциональный голод, порождающий скуку, тоску, угнетенное состояние. Проявлять негативные эмоции – нормально. Неподходящим может быть время, место и способ выражения. Вспышки гнева необходимы для развития ребенка, но он должен знать, что они допустимы не везде и не всегда. Лучший способ научить ребенка осознавать свои чувства – сочувственно выслушивать его и помогать идентифицировать возникающие у него эмоции. Коррекция эмоциональной сферы дошкольников должна включать в себя организацию совместных форм игровой и продуктивной деятельности ребенка со взрослым, ориентацию ребенка на адекватные способы и средства коммуникации и организацию их усвоения. Для этого можно использовать элементы игротерапии и арттерапии, а также психогимнастику, релаксацию.

Следует помнить, что чаще, чем прочие эмоции, человеком переживается интерес – фундаментальная позитивная эмоция. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес характеризует активность ребенка с самого начала его жизни. Эмоция интереса рождается в процессе творческого труда. Эмоция радости появляется в творчестве и в любви. С эволюционной точки зрения, эмоция радости вместе с эмоцией интереса обеспечивает социализацию человека. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Прямое, непосредственное обучение радостным переживаниям невозможно, однако взрослые могут научить им ребенка косвенно, деля с ним свою радость, демонстрируя такой стиль жизни, который благоприятствует радостным переживаниям. Нужно только помнить правило, основанное на законе идентификации: “воспитывают не слова, а поступки”. Следовательно, то, чему мы учим детей, не отличается от того, чему мы должны продолжать учиться сами. И лучшее, что могут сделать взрослые для ребенка – быть счастливыми.

Литература

  1. Грей Джон. Дети с небес. Искусство позитивного воспитания. – М.: ИД “София”, 2004.
  2. Изард Кэрролл Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.
  3. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. Р н/Д.: Феникс, 2001.
  4. Чопра Дипак. Семь духовных законов для родителей. – М.: ИД “София”, 2007.
  5. Экман Пол. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – СПб.: Питер, 2010.

Введение

Глава 1. Семейные взаимоотношения и особенности эмоционального благополучия старшего дошкольника

1.1 Семейные отношения в рамках различных теоретических концепций

1.2 Родительские стили воспитания и установки

1.3 Психологическая характеристика личности старшего дошкольника

1.4 Особенности эмоционального благополучия ребенка

1.4.1 Особенности эмоционального поведения ребенка

1.4.2 Особенности эмоциональных отношений в семье

Выводы по первой главе

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности старшего дошкольника

2.1 Программа эмпирического исследования

2.2 Описание и анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия дошкольников

2.2.1 Описание результатов исследования родительского отношения к ребенку

2.2.2 Диагностика особенностей эмоционального благополучия личности старшего дошкольника

2.2.3 Исследование взаимосвязи показателей семейных отношений и особенностей эмоционального благополучия в семьях старших дошкольников

2.3 Интерпретация результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.

Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. У ребенка формируется эмоциональное поведение в отношении самого себя и других членов семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации, что формирует предпосылки для эмоционального благополучия.

Исследованием детско-родительских отношений в отечественной психологии занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Костенко М. А., Лунякова Л.Г., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие.

Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой – родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий семейных отношений. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Дошкольный возраст – это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства формируется эмоциональное поведение и отношение ребенка к семье. Именно поэтому так важно изучить особенности эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста. Более того, диагностика эмоционального поведения и эмоциональных взаимоотношений в семье выступает важнейшим средством формирования у ребенка отношения к действительности, средством нравственного, эстетического и умственного воспитания. Главной задачей дошкольного воспитания является создание полноценной личности, что актуально и в настоящее время.

Функции матери в обеспечении эмоционального комфорта ребенка более прицельно изучаются в рамках базового отношения к миру (А.Я. Варга, М.В. Колоскова, О.В. Баженова, Г.В. Скобло и др.), активно-доверительного отношения к миру (М.В. Колоскова), устойчивый положительно-эмоциональный фон настроения, потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого (Л.И. Божович), в эмоциональном взаимодействии со взрослым (М.И. Лисина), в обретении чувства уравновешенности и безопасности, достигаемая в контакте со взрослым (Г.В. Скобло). Удовлетворение этих потребностей является условием нормального психического развития ребенка. Кроме того, эти исследования также позволяют заключить, что чувство эмоционального комфорта служит показателем оптимального состояния ребенка в системе «Я - Мир» и является необходимым условием его развития.

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста (А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.) устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия.

В связи с вышеизложенным, цель нашей работы: теоретическое и эмпирическое изучение взаимосвязи семейных взаимоотношений с особенностями эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.

Задачи исследования :

1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.

2. Провести анализ семейных взаимоотношений в семьях старших дошкольников;

3. Выявить особенности эмоционального благополучия личности старших дошкольников;

4. Выявить взаимосвязь семейных взаимоотношений и особенностей эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.

Объект исследования : дети 5 – 6 лет в количестве 51 человек, их родители (матери и отцы) в количестве 51 человек.

Предмет исследования : семейные взаимоотношения, эмоциональное поведение, эмоциональное принятие и эмоциональное отношение старшего дошкольника к семье.

Основная гипотеза исследования: особенности эмоционального благополучия личности старшего дошкольника взаимосвязаны с типами семейных взаимоотношений.

Методы исследования:

Методы обработки данных:

описательная статистика, частотный анализ, методы анализа различий (Краскал-Уоллес, Манн-Уитни, таблицы сопряженности) статистическая обработка данных проводилась с использованием компьютерного пакета SPSSver. 18.0.

Методы сбора данных:

1. «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис);

2. Методика «PARI» предназначена для изучения типов эмоционального отношения родителей к ребенку. (Е.С. Шефер и Р.К. Белл, адаптирована Т.В. Нещерет);

3. Методика «Рисунок семьи», позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка к семье: эмоциональное благополучие, эмоциональная нестабильность, эмоциональное неблагополучие (В.Хьюлс, Л.Корман, А.И.Захаров);

4. Проективный тест «Два дома»: направлен на определение круга значимого общения ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы (Вандвик И., Экблад П.);

5. Методика «Метаморфозы», позволяет выявить тип эмоционального поведения ребенка: условно нормативный, защитный и демонстративный тип (Ж. Руайер, адаптирована Н.Семаго).

Теоретическая значимость исследования родительских отношений и эмоционального благополучия обусловлена выявлением новых граней в разработке социальной теории личности и вносит вклад в исследование детско-родительских отношений и таком мало изученном феномене, как эмоциональное благополучие ребенка. Реализована попытка обобщения имеющегося теоретического материала по вопросам влияния семейных взаимоотношений на эмоциональное благополучие детей, и путях совершенствования воспитательного процесса в семье.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты можно учитывать в практике психологического консультирования, психодиагностике, групповой и индивидуальной работе с родителями. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в своей работе психологами, дефектологами, педагогами для создания и реализации программ психокоррекционных и развивающих тренингов, а также разработки комплекса рекомендаций для родителей.


ГЛАВА 1. СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

1.1 Семейные отношения в рамках различных теоретических концепций

В настоящее время проблемам родительства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю.И. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. В последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни.

Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста

По мнению американского врача-психотерапевта Элизабет Кюблер-Росс, здоровье человека можно представить в виде круга, состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

Психический, или эмоциональный, составляющий компонент здоровья не менее важен, чем физический.

Известен тот факт, что з доровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием, эмоциональным благополучием и, в целом, с развитием личности. Ребенок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает. В то же время, эмоциональное перенапряжение у ребенка, чрезмерные переживания, стрессы , а также многие другие факторы могут привести к появлению невроза у ребенка.

Нужно помнить, что наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности.

Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. С другой стороны, причиненное ему огорчение, проявление несправедливости, вызывают обиду и злость.

Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Например, И.М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт,

Под эмоциональным благополучием Г.А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Таким образом, можно сделать заключение, что психологически благополучный ребёнок – это, прежде всего, ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом принимает ценность и уникальность окружающих его людей.

Выделяют следующие основные показатели эмоционального благополучия:

  1. Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.
  2. Общий эмоциональный тонус.
  3. Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.
  4. Уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане.

Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий.

Под высоким уровнем эмоционального благополучия принято понимать:

Желание вступать в общение,

Взаимодействовать длительное время;

Успешное участие в коллективных делах;

Успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей;

Умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем, признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;

Заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя, владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния и т.д.

Средний уровень эмоционального благополучия:

Недостаточная инициативность при общении;

Предпочтение исключительно пассивных ролей;

Неумение улаживать конфликты;

Принятие помощи и при возможности ее оказание.

Низкий уровень эмоционального благополучия:

Нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;

Отсутствие инициативы в общении; избегание взаимодействия;

Отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;

Исключительная ориентация на собственные действия;

Непризнание правил и норм общения, деятельности

Отсутствие понятий «хорошо» - «плохо» или нежелание им следовать при сформированности;

Конфликтность, агрессивность.

Общим заключением, является констатация факта потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь – матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности к взрослому и поведение привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого и своевременное ее получение.

Анкета для родителей

«Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

1. Что значит «эмоциональное благополучие в семье»?

  • родители любят детей;
  • родители знают, чем интересуются дети, что их беспокоит;
  • родители уважают мнение детей, их переживания;
  • родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;
  • нравственная атмосфера семьи;
  • наличие семейных традиций (дни рождения, посещение кино, театра и другие);
  • наличие увлечений у членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование и другие);
  • наличие обязанностей по дому;

2. Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми?

  • благополучно;
  • иногда бывают конфликты;
  • обижается на взрослых за то, что наказывают, или что-то не разрешают;
  • неблагополучно.

3. Как Вы разрешаете конфликтные ситуации с ребенком?

  • настаиваю на своей точке зрения;
  • ищу компромисс;
  • «иду на поводу у ребенка»;
  • обращаюсь за помощью к другим членам семьи.

4. Как Ваш ребенок проявляет себя в отношении с другими детьми?

  • уравновешенный;
  • терпеливый;
  • уступчивый;
  • приветливый;
  • вспыльчивый;
  • склонный командовать;
  • свой вариант ________________________________________________________

5. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

  • прямого влияния не оказывают;
  • благополучие семейных отношений - это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду;
  • сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку.

Тест на оценку уровня тревожности и выявление

признаков психического напряжения.

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

1. Легко расстраивается, много переживает.

2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

3. Капризничает и раздражается по пустякам.

4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Бывают припадки злости.

6. Заикается.

7. Грызёт ногти.

8. Сосёт палец.

9. Имеет плохой аппетит.

10. Разборчив в еде.

11. Засыпает с трудом.

12. Спит беспокойно.

13. Неохотно встаёт.

14. Часто моргает.

15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17. Старается быть тихим.

18. Боится темноты.

19. Боится одиночества.

20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

21. Испытывает чувство неполноценности.

Обработка результатов

28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Анкета для воспитателя

«Анализ эмоционального благополучия детей в группе»

Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:

Обстановка в группе.

1. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.)

2. Почему я так думаю?

3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

1. С кем из детей у меня хороший контакт?

2. Чем это объясняется?

3. С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?

4. Чем это можно объяснить?

Взаимоотношения между детьми.

1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?

2. Чем это вызвано?

3. Какие дети часто ссорятся между собой?

4. Почему это происходит?

5. Каких детей часто обижают?

6. Почему это происходит?