Татьяна Епифанова
Эмоциональное благополучие детей, как фактор и показатель их физического и психического здоровья

Здоровье - это состояние полного физического , психического и социального благополучия , а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ) .

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников .

Одним из показателей здоровья детей является эмоциональное благополучие .

Эмоциональное благополучие человека - уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи - во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми.

Эмоции и чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. По-этому эмоции , которые испытывает малыш, легко прочитать на его лице, в позе, в жестах, во всем его поведении.

Жизнь человека немыслима без эмоций как положительных так и отрицательных, и ограждать ребенка от них невозможно, да и нет надобности. Ведь наш мозг нуждается в напряжении, тренировке, закаливании в такой же степени, как и мышцы. Для человека важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний , а постоянный динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности.

Тревогу вызывает позиция, которой придерживаются многие : единственное направление эмоционального развития детей - воспитание способности контролировать свои чувства. Отсюда вытекает и со-ответствующая воспитательная позиция : жестко подавлять любые проявления эмоций . К чему это может привести? Как правило, к формированию личности, неспособной понимать не только чужие чувства, но и свои, не владеющей так называемым словарем эмоций , т. е. не умеющей выражать (или сдерживать) свои эмоции . Как следствие - психосоматические заболевания , неудовлетворенность межличностными взаимоотношениями.

А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, И. Ю. Ильина, Г. А. Свердлова, Е. П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, эмоционально – комфортное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную и эмоционально-волевую сферу , стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

Ключевым словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или «баланс» . Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным , между телесным и психическим благополучием . Только согласованное функционирование этих систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Как и любое интегральное понятие, эмоциональное благополучие зависит от многих причин. А. Д. Кошелева особо среди них выделяет :

Состояние здоровья ребенка в период посещения детского сада;

Особенности взаимодействия ребенка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении;

Особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребенок посещает;

эмоциональная обстановка и уклад жизни в детском саду в целом;

Обстановка в семье ребенка.

Совокупное влияние вышеперечисленных факторов в тех или иных вариациях и является патогенным комплексом, на базе которого изменяется самоощущение ребенка и развивается заболевание.

Рост эмоционально- психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей . Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах детского сада. В связи с этим перед психологом встает задача развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отозваться на чужие переживания.

Г. Г. Филиппова предлагает рассматривать эмоциональное благополучие как показатель оптимальности общего развития ребенка и его психического здоровья и безопасности .

Вследствие нарушения психологической безопасности у ребенка могут развиваться признаки стрессового состояния, проявляющиеся :

В трудностях засыпания и беспокойном сне;

В усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла;

В беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

В рассеянности, невнимательности, в беспокойстве и непоседливости;

В отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых;

В проявлении упрямства;

В еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита) ;

В боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх сверстников;

В подергивании плеч, качании головой, дрожании рук, в повышенной тревожности;

В снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;

В дневном и ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось и т. д.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения .

Возникает вопрос как же выявить то или иное эмоциональное состояние ребенка . Существует множество методик по выявлению эмоционального состояния , но наиболее комфортными для детей дошкольного возраста являются методики связанные с изобразительной деятельностью. Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке) . Если ребенок спокоен и счастлив, то в его работах присутствует позитивный, радостный фон, если же ребенок находится под влиянием негативных эмоций , работы зачастую неаккуратны, в них прослеживается и подавленность, и агрессивность, и негативный настрой к окружающему.

Как же справиться с проявлениями эмоционального неблагополучия у ребенка и какие существуют профилактические меры? В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я использую различные здоровьсберегающие технологии направленные на улучшение как физического так и психического состояния воспитанников :

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Ритмопластика :

Время проведения в режиме дня : Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.

Особенности методики проведения : Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка .

Динамические паузы :

Время проведения в режиме дня : Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Особенности методики проведения : Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Релаксация :

Время проведения в режиме дня : В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.

Особенности методики проведения : Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы

Гимнастика бодрящая :

Время проведения в режиме дня : Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Особенности методики проведения : Форма проведения различна : упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.

Гимнастика корригирующая :

Время проведения в режиме дня : В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Особенности методики проведения : Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей .

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) :

Время проведения в режиме дня : В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач.

Особенности методики проведения : Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Коммуникативные игры :

Время проведения в режиме дня : 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Особенности методики проведения : Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Самомассаж :

Время проведения в режиме дня : В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы .

Особенности методики проведения : Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Сказкотерапия :

Время проведения в режиме дня : 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Особенности методики проведения : Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Технологии воздействия цветом :

Время проведения в режиме дня : В течение всего дня.

Особенности методики проведения : Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Психогимнастика :

Время проведения в режиме дня : 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Особенности методики проведения : Занятия проводятся по специальным методикам.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность . Самое важное в воспитании – любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь – самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.

В свою очередь педагоги, с которыми ребенок общается на протяжении большей части дня, также должны способствовать эмоциональному благополучию детей :

Необходимо привлекать детей к различным играм и поручениям, в которых ребенок может самореализовываться.

Следует отметить, что только совместные действия родителей и педагогов могут принести, положительный результат и внести в душу ребенка мир и гармонию, а используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге сформируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни .

Список литературы :

1. Довгая, Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы / Н . Довгая, О. Перелыгина // Дошкольное воспитание -2007. № 12.- С. 12-17

2. Кошелева, А. Д. Мелодия душевной жизни ребенка/. А. Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. - 2003.- № 8. С. 91-96.

3. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников/ А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева– М.: Академия, 2003.- 176с.

Эмоция - это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» . Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства.

Эмоции ребенка отличаются многообразием, открытостью, слитностью и частой сменяемостью, подвижностью, импульсивностью, неосознанностью. Они связаны с выражением своих возможностей. Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.

Согласно исследованиям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных .

А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова определяют эмоциональное благополучие как устойчиво-положительное, комфортно- эмоциональное состояние ребенка, являющееся основой отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживаний, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками .

Ключевым словом для описания эмоционального благополучия является «гармония» или «баланс». Прежде всего, это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим благополучием. Только согласованное функционирование этих систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности .

В эмоциональном благополучии можно выделить несколько составляющих, каждая из которых представляет собой континуум между положительным и отрицательным полюсами. В совокупности они представляют собой уровень общего эмоционального благополучия ребенка.

1. Эмоция удовольствия - неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения.

2. Переживание успеха - неуспеха достижения целей.

3. Переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта.

4. Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуации взаимодействия с ними.

5. Переживание оценки другими результатов активности ребенка.

Все эти составляющие могут иметь разное содержание, то есть разную «точку» на континууме от «+» до «-», однако их не может не быть вообще. Чтобы понять, что именно входит в функции матери и как они обеспечивают ту индивидуальную точку на континууме, которая определяет уровень эмоционального благополучия конкретного ребенка, необходимо представить себе онтогенез всех составляющих эмоционального благополучия ребенка.

Первые представления об эмоциональном благополучии ребенка возникли в рамках классических подходов к изучению психологии личности.

В психоанализе основой развития ребенка считается своевременное и качественное удовлетворение матерью биологических потребностей ребенка. Переживание удовольствия при удовлетворении этих потребностей и стремление к этому лежит в основе психосексуального развития. Первоначально у ребенка возникает «любовь к заботе», которую осуществляет мать, и только на основе этого - любовь к матери, как объекту, с которым связано удовольствие от удовлетворения потребностей. Мать становится первым объектом влечения, причем для всех потребностей вообще. Как первоначальный источник и объект удовлетворения потребностей, она оказывает влияние на дальнейшее формирование объектов влечения всех потребностей и способов их удовлетворения. Фрустрация удовольствия (некачественное выполнение матерью своих функций объекта влечения или ее недоступность) ведет к нарастанию напряжения потребностей и нарушению эмоционального состояния ребенка. Наличие в классическом психоанализе двух альтернативных состояний субъекта - страдания от напряжения потребностей и переживания наслаждения при их удовлетворении, а также роль матери в этом процессе, как внешнего источника этих переживаний, положило начало целому вееру концепций, касающихся формирования у ребенка базового отношения к миру и форм переживаний своей активности в нем .

Э. Эриксон принимает за основу чувство базовой веры и надежды, противопоставляя его базовому недоверию. Базовая вера и надежда порождаются заботой и любовью матери, которая своевременно и качественно удовлетворяет потребности ребенка, предоставляя ему возможность прогнозировать и ожидать ее закономерное и своевременное появление, и, соответственно, устранение состояния неудовольствия и получение удовольствия. Мир устроен так, что ребенок постоянно оказывается в состоянии напряжения потребностей и вынужден некоторое время пребывать в этом состоянии. Поведение матери позволяет ему «побеждать» чувство базового недоверия и к концу первого года образуется баланс между базовой верой и базовым недоверием, который для успешного психического развития должен быть в пользу веры и надежды. Именно концепция Э. Эриксона (в которой выделяются и дальнейшие этапы развития отношения ребенка к миру и себе, основанные на формировании «базовых способов разрешения конфликтов» между противоположными тенденциями, присущими каждому периоду развития) послужила источником дальнейшей разработки проблемы базового отношения к миру и его онтогенеза .

Д. Винникотт акцентирует свое внимание на критичности для ребенка качества заботы матери в первые недели и месяцы жизни. Забота матери, помимо своевременного удовлетворения физиологических нужд ребенка, должна быть окрашена любовью. Знаменитым стало утверждение Д. Винникотта о том, что «кормление без любви - деструктивно». Мать является «идеальной средой» для ребенка в силу своего особого психического состояния, возникающего после родов и обеспечивающего ей интуитивное переживание состояний ребенка. На основе этого она способна оптимально удовлетворять все потребности ребенка и переживать при этом чувство любви и глубокой удовлетворенности. Это чувство защищает ее и ребенка от естественных для них обоих агрессивных импульсов, неизбежно присущих им как индивидуальным субъектам и служащим для защиты и сохранения этой своей индивидуальной целостности. Ребенок в условиях адекватного, «достаточно хорошего» материнского отношения получает хорошо сбалансированный опыт удовольствий и фрустраций, позволяющий ему выстраивать образ внешнего мира и себя. Качества матери, сначала осваиваемые ребенком «по отдельности», впоследствии «собираются» в целостный образ матери («материнский объект»). Промежуточный этап, когда мать еще не является целостным объектом, представляет собой для ребенка весь внешний мир в его положительных и отрицательных качествах. Оптимальным для развития личности содержанием, получающимся в результате построения модели мира и себя, является усвоение (включение в эту модель) ребенком «хороших» качеств первичного объекта - матери. Для этого «достаточно хорошая мать» должна полностью отдаться своим эмоциям и некоторое время жить с ребенком единой жизнью, в которой удовлетворение потребностей ребенка переживается матерью как ее собственное удовольствие .

Понятие об эмоциональном комфорте, необходимом для психического развития, наличие потребности в безопасности и роль матери в их обеспечении, а также влияние этих структур на формирование базовых образований личности легли в основу теории привязанности (Дж. Боулби, М. Айнсворт). На основе заботы и поддержки, оказываемых матерью в первый год жизни, у ребенка образуется привязанность к ней как к объекту, эту поддержку обеспечивающему .

Английский психолог Д. Магагна считает, что вне контакта с матерью ребенок не развивается, все его ресурсы «работают» на защиту от тревоги и на преодоление эмоционального дискомфорта .

В.В. Лебединский выделяет две основные функции эмоциональной регуляции: тоническую и регулятивную. Эти функции также могут быть «разнесены» на разные объекты, хотя в норме они принадлежат матери. У детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации, тоническая функция может закрепляться не только на взрослом, но и на другом ребенке, а также обеспечиваться с помощью аутостимуляции. Это состояние имеет вполне определенные физиологические параметры, характеризуемые как стеническое состояние, обеспечивающее уверенность и готовность к действию, которое субъективно переживаются как состояние эмоционального комфорта. Потребность в оптимальном состоянии возбуждения основана на потребности мозга в притоке стимуляции и является источником формирования потребности во впечатлениях .

В гуманистической психологии меньше внимания уделяется раннему онтогенезу, но состояние эмоционального комфорта и потребность в нем также специально выделяются. А. Маслоу в своей иерархии потребностей человека выделяет потребность в безопасности, которая в раннем детстве обеспечивается родителями. Это безопасность от страха, защита от боли, гнева, неустроенности. Она относится к потребностям первого уровня и должна быть удовлетворена после удовлетворения потребностей нужды (физиологических). Удовлетворение потребности в безопасности служит необходимым условием для удовлетворения потребностей второго уровня - потребностей развития. Удовлетворение потребности безопасности продуцирует чувство благополучия. Для его возникновения и закрепления необходимы стабильное окружение и уверенность в его стабильности. Это обеспечивается зависимостью ребенка от родителей, которая и стимулирует родителей такое окружение создавать и поддерживать. В этом состоит конструктивная роль зависимости в раннем детстве. Чувство безопасности создается заботой родителей, поддержкой и проявлением их любви к ребенку .

Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия.

Под высоким уровнем эмоционального развития принято понимать: желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время; успешное участие в коллективных делах, успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей, умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем, признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми, заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя, владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния и т.д.

Общим заключением, следуемым из этих подходов, является констатация потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь - матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности ко взрослому и поведение привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого и своевременное ее получение.

В отечественной психологии традиционно упор делался на эмоциональные переживания ребенка во взаимодействиях со взрослым. Мать первоначально рассматривалась как источник стимуляции, обеспечивающий удовлетворение потребности во впечатлениях. В первые недели жизни поведение матери (проявление положительных эмоций во взаимодействии с ребенком) обеспечивает возникновение на основе потребности во впечатлениях потребности в общении (в форме эмоционального взаимодействия) . М.И. Лисина и ее последователи считают потребность в общении самостоятельной потребностью, но возникающей также в течении периода новорожденности на основе активного воздействия взрослого. Проявляя свое эмоциональное отношение, взрослый формирует у ребенка потребность в эмоциональном взаимодействии, которое является содержанием первой формы общения - ситуативно-личностной. Эмоциональная депривация ребенка в этом возрасте ведет к задержке и искажениям развития не только общения, но и всей эмоционально-личностной сферы. Основное внимание уделяется структуре и содержанию эмоциональной сферы ребенка, хотя не отрицается влияние его эмоционального состояния на развитие познавательной сферы. Роль эмоционального общения в предупреждении и терапии депривационных последствий (госпитализм и его более мягкие формы) состоит не только в развитии самого общения и всех остальных форм деятельности (которые являются основным предметом исследования), но и в формировании и поддержании стабильного, благополучного (а точнее - эмоционально-положительного) состояния ребенка .

Функции матери в обеспечении эмоционального комфорта ребенка более прицельно изучаются в рамках двух направлений отечественной психологии: в подростковом и предподростковом возрасте, где искаженное материнско-детское взаимодействие рассматривается как источник нарушения эмоционально-личностной сферы и психического здоровья ребенка. Сюда относятся исследования родительского отношения, родительской позиции, стиля детско-родительских взаимоотношений. Второе направление связано с изучением вариантов материнско-детских отношений и их последствий для психического развития ребенка в дошкольном возрасте.

В рамках первого направления исследований выделяется базовое отношение к миру, которое формируется в раннем возрасте . Содержанием этой структуры является чувство базового доверия к миру , активно-доверительное отношение к миру , устойчивый положительно-эмоциональный фон настроения. Формирование такого содержания субъективного опыта ребенка основано на поведении матери, которая помимо физиологических удовлетворения потребностей ребенка и потребности в эмоциональном общении, обеспечивает поддержку его активного, инициативного отношения к миру, воспринимает ребенка как субъекта на только потребностей, но и эмоциональных переживаний, активности. Выделяется потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого , в эмоциональном взаимодействии со взрослым , к трем месяцам проявляющаяся как устойчивая потребность в получении положительных эмоций от взрослого , потребность обрести чувство уравновешенности и безопасности, достигаемая в контакте со взрослым . Удовлетворение этих потребностей является условием нормального психического развития ребенка.

Эти исследования также позволяют заключить, что чувство эмоционального комфорта служит показателем оптимального состояния ребенка в системе «Я-Мир», и является необходимым условием его развития. Оно продуцируется положительным эмоциональным отношением матери, активно проявляемым в процессе взаимодействия с ребенком. Нарушение такого поведения матери (разные формы эмоциональной депривации) ведет к искажению психического развития ребенка, причем во всех сферах.

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий, коррелирующие с типом материнско-детского взаимодействия и его выраженностью. Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Разные формы эмоционально-зависимых и эмоционально-отвергающих типов взаимодействия и степень их выраженности продуцируют средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка. Разработаны методы диагностики уровня эмоционального благополучия и типов материнско-детского взаимодействия.

Исследования эмоционального благополучия ребенка в разных возрастах и его связи с отношением и поведением матери показали, что оно проявляется не только в преимущественном положительном фоне настроения, но и в стиле переживания результатов действий, успехов и неудач, развитии познавательной мотивации, включении взрослого в совместную деятельность, отношении к оценке взрослого, развитии самоконтроля, стиле переживания ситуации разлуки с близким взрослым, переживании семейной ситуации. В младенчестве состояние эмоционального благополучия определяется как базовое чувство эмоционального комфорта, обеспечивающее доверительное и активное отношение к миру. В более старшем возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.

Таким образом, именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности его развития. Оно не зависит от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, а только от оптимальности системы «мать-дитя» и поэтому может рассматриваться как критерий успешности материнства .

Эмоциональное благополучие человека - уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи - во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, делая нашу жизнь богаче и разнообразнее, но и могут выручить в трудных ситуациях.

Маленький ребенок доверчиво относится к людям, он открыт окружающему миру, его самоощущение положительное. При поддержке окружающих эти качества остаются ведущими на протяжении всего дошкольного детства, и у ребенка развивается уверенность в себе. Психологическая поддержка, которую взрослые должны постоянно ему оказывать, позитивно сказывается на развитии личности и является своеобразной профилактикой неврозов и школьной дезадаптации.

Открытость миру выражается в стремлении ребенка активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач; чувствовать уверенность в своих силах. На таком фоне общей положительной самооценки формируется способность адекватно, в том числе критически, оценивать результаты собственных действий и действий других.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность. Самое важное в воспитании – любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь – самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.

Пока ребенок мал, взрослые, как правило, не задумываются, что станет в его жизни главным, каким человеком он вырастет. Но процесс формирования личности очень сложен и его нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. В последнее время отмечается рост числа детей, имеющих проблемы в развитии эмоциональной сферы. Это и задержка эмоционального развития (сниженный эмоциональный интеллект), и наличие аффективных вспышек, сопровождающихся агрессией, и нестабильный эмоциональный фон с резкими частыми перепадами настроения, и неспособность детей управлять своими эмоциями, что приводит к отсутствию адекватного общения между ребенком, сверстниками и взрослыми. А если своевременно не уделять внимания эмоциональному развитию детей, в будущем это может стать фоном для развития психосоматических заболеваний, которые являются следствием повышенного темпа жизни и увеличения эмоциональных перегрузок.

Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются более глубокие чувства (любовь, ненависть и др.). Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания. Маленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми. Эмоционально – волевая готовность старшего дошкольника является одним из компонентов психологической готовности к школе. Поэтому детей необходимо вводить в сложный мир человеческих эмоций, помогать им переживать определенное эмоциональное состояние, объяснять, что оно означает.

Для полноценного развития ребенку необходимы как положительные, так и отрицательные эмоции. Вреден только их избыток, опасна излишняя интенсивность. Для эмоционального развития ребенка важно не сохранение однообразно положительных состояний, а их постоянный динамизм, смена в рамках определенной интенсивности. Мозг ребенка нуждается в напряжении, тренировке, иначе наступает эмоциональный голод, порождающий скуку, тоску, угнетенное состояние. Проявлять негативные эмоции – нормально. Неподходящим может быть время, место и способ выражения. Вспышки гнева необходимы для развития ребенка, но он должен знать, что они допустимы не везде и не всегда. Лучший способ научить ребенка осознавать свои чувства – сочувственно выслушивать его и помогать идентифицировать возникающие у него эмоции. Коррекция эмоциональной сферы дошкольников должна включать в себя организацию совместных форм игровой и продуктивной деятельности ребенка со взрослым, ориентацию ребенка на адекватные способы и средства коммуникации и организацию их усвоения. Для этого можно использовать элементы игротерапии и арттерапии, а также психогимнастику, релаксацию.

Следует помнить, что чаще, чем прочие эмоции, человеком переживается интерес – фундаментальная позитивная эмоция. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес характеризует активность ребенка с самого начала его жизни. Эмоция интереса рождается в процессе творческого труда. Эмоция радости появляется в творчестве и в любви. С эволюционной точки зрения, эмоция радости вместе с эмоцией интереса обеспечивает социализацию человека. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Прямое, непосредственное обучение радостным переживаниям невозможно, однако взрослые могут научить им ребенка косвенно, деля с ним свою радость, демонстрируя такой стиль жизни, который благоприятствует радостным переживаниям. Нужно только помнить правило, основанное на законе идентификации: “воспитывают не слова, а поступки”. Следовательно, то, чему мы учим детей, не отличается от того, чему мы должны продолжать учиться сами. И лучшее, что могут сделать взрослые для ребенка – быть счастливыми.

Литература

  1. Грей Джон. Дети с небес. Искусство позитивного воспитания. – М.: ИД “София”, 2004.
  2. Изард Кэрролл Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.
  3. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. Р н/Д.: Феникс, 2001.
  4. Чопра Дипак. Семь духовных законов для родителей. – М.: ИД “София”, 2007.
  5. Экман Пол. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – СПб.: Питер, 2010.
Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста

По мнению американского врача-психотерапевта Элизабет Кюблер-Росс, здоровье человека можно представить в виде круга, состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

Психический, или эмоциональный, составляющий компонент здоровья не менее важен, чем физический.

Известен тот факт, что з доровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием, эмоциональным благополучием и, в целом, с развитием личности. Ребенок, находящийся в спокойном, уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившиеся заболевания, быстрее выздоравливает. В то же время, эмоциональное перенапряжение у ребенка, чрезмерные переживания, стрессы , а также многие другие факторы могут привести к появлению невроза у ребенка.

Нужно помнить, что наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности.

Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. С другой стороны, причиненное ему огорчение, проявление несправедливости, вызывают обиду и злость.

Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Например, И.М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт,

Под эмоциональным благополучием Г.А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Таким образом, можно сделать заключение, что психологически благополучный ребёнок – это, прежде всего, ребёнок спонтанный и творческий, жизнерадостный и весёлый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом принимает ценность и уникальность окружающих его людей.

Выделяют следующие основные показатели эмоционального благополучия:

  1. Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.
  2. Общий эмоциональный тонус.
  3. Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.
  4. Уровень сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане.

Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий.

Под высоким уровнем эмоционального благополучия принято понимать:

Желание вступать в общение,

Взаимодействовать длительное время;

Успешное участие в коллективных делах;

Успешное выполнение лидерских, и пассивных ролей;

Умение уладить конфликт, уступить или настоять на своем, признание и адекватное выполнение правил, предложенных взрослыми;

Заботливое отношение к миру чувств людей и предметному миру, умение занять себя, владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния и т.д.

Средний уровень эмоционального благополучия:

Недостаточная инициативность при общении;

Предпочтение исключительно пассивных ролей;

Неумение улаживать конфликты;

Принятие помощи и при возможности ее оказание.

Низкий уровень эмоционального благополучия:

Нежелание и неумение действовать совместно со взрослыми и сверстниками;

Отсутствие инициативы в общении; избегание взаимодействия;

Отсутствие самоконтроля в действиях, поведении и эмоциях;

Исключительная ориентация на собственные действия;

Непризнание правил и норм общения, деятельности

Отсутствие понятий «хорошо» - «плохо» или нежелание им следовать при сформированности;

Конфликтность, агрессивность.

Общим заключением, является констатация факта потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь – матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность к взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности к взрослому и поведение привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого и своевременное ее получение.

Анкета для родителей

«Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

1. Что значит «эмоциональное благополучие в семье»?

  • родители любят детей;
  • родители знают, чем интересуются дети, что их беспокоит;
  • родители уважают мнение детей, их переживания;
  • родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;
  • нравственная атмосфера семьи;
  • наличие семейных традиций (дни рождения, посещение кино, театра и другие);
  • наличие увлечений у членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование и другие);
  • наличие обязанностей по дому;

2. Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми?

  • благополучно;
  • иногда бывают конфликты;
  • обижается на взрослых за то, что наказывают, или что-то не разрешают;
  • неблагополучно.

3. Как Вы разрешаете конфликтные ситуации с ребенком?

  • настаиваю на своей точке зрения;
  • ищу компромисс;
  • «иду на поводу у ребенка»;
  • обращаюсь за помощью к другим членам семьи.

4. Как Ваш ребенок проявляет себя в отношении с другими детьми?

  • уравновешенный;
  • терпеливый;
  • уступчивый;
  • приветливый;
  • вспыльчивый;
  • склонный командовать;
  • свой вариант ________________________________________________________

5. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

  • прямого влияния не оказывают;
  • благополучие семейных отношений - это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду;
  • сущность семейных отношений еще недостаточно понятна ребенку.

Тест на оценку уровня тревожности и выявление

признаков психического напряжения.

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

1. Легко расстраивается, много переживает.

2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

3. Капризничает и раздражается по пустякам.

4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Бывают припадки злости.

6. Заикается.

7. Грызёт ногти.

8. Сосёт палец.

9. Имеет плохой аппетит.

10. Разборчив в еде.

11. Засыпает с трудом.

12. Спит беспокойно.

13. Неохотно встаёт.

14. Часто моргает.

15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17. Старается быть тихим.

18. Боится темноты.

19. Боится одиночества.

20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

21. Испытывает чувство неполноценности.

Обработка результатов

28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Анкета для воспитателя

«Анализ эмоционального благополучия детей в группе»

Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:

Обстановка в группе.

1. Какова атмосфера в моей группе? (Общие впечатления.)

2. Почему я так думаю?

3. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

4. Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные?

Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

1. С кем из детей у меня хороший контакт?

2. Чем это объясняется?

3. С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?

4. Чем это можно объяснить?

Взаимоотношения между детьми.

1. Между какими детьми существуют хорошие отношения?

2. Чем это вызвано?

3. Какие дети часто ссорятся между собой?

4. Почему это происходит?

5. Каких детей часто обижают?

6. Почему это происходит?


В настоящее время важнейшей заботой взрослых, воспитывающих и обучающих детей, в период, когда их организм так еще хрупок, раним, является охрана и укрепление их здоровья. Мы должны позаботиться как о физическом, так и о психологическом здоровье наших воспитанников.

Термин «психологическое здоровье» возник недавно, но уже достаточно широко используется в психолого-педагогической практике. Психологическое здоровье подразумевает целостное состояние личности, которое часто выражается такими понятиями, как «эмоциональное самочувствие», «эмоциональное благополучие», «внутренний душевный комфорт».

Обладание хорошим психологическим здоровьем чрезвычайно значимо для возникновения у ребенка чувства самоценности, радости.

Забота о таком здоровье предполагает внимание, в первую очередь, к внутреннему миру воспитанника, его чувствам и эмоциональным состояниям, к личностной микросреде ребенка, его братьям, сестрам, взаимоотношениям со сверстниками в «детском обществе».

Дети среднего дошкольного возраста уже в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, эмоциональное состояние сверстников и выразить свое отношение к ним. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей; эмоции влияют на будущее поведение человека, способствуют также социальному и нравственному развитию ребенка. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных- пресна и бесцветна.

В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются у них более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка- его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласковы в обращении с ребенком, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признание окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие.

Эмоциональное неблагополучие может возникать в разных ситуациях, например, при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, на занятии или в ситуациях жесткой регламентации жизни в детском саду.

Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников.

Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха. Они могут проявляться ярко и непосредственно в речи, мимике, позе, движениях или иначе- в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям.

Положение ребенка в группе сверстников, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом . От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения детей

1- неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. При возникновении конфликта со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции в этом случае могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными. Быстро вспыхивая, они также быстро угасают. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность, приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативны, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.

2- второй тип поведения характеризуется устойчивым негативным отношением к общению . Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержаны, чем дети первого типа. Они избегают общения и как будто равнодушны к окружающим. однако они пристально, но незаметно следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя, недовольством детьми, нежеланием посещать детский сад.

3- третий тип поведения . Основной чертой поведения детей третьего типа является наличие у них многочисленных страхов. Следует отличать нормальное проявление страха у детей от страха как свидетельства эмоционального неблагополучия. Страхи детей, за исключением боязни громких звуков и падения, не являются врожденными. Однако, начиная с первого года жизни, у них может развиться много страхов. Некоторые возникают в ответ на реальные обстоятельства, например, боязнь собак вообще зачастую вызвана ситуацией, в которой ребенок был напуган конкретной собакой. В других случаях виноваты сами взрослые, которые пугают детей возможным наказанием типа: «Если ты будешь плохо себя вести, я отдам тебя плохому дяде». Таким образом, при нормальном эмоциональном развитии страх связан с какими-либо пугающими предметами, животными, иногда с неопределенностью ситуации. В этом случае страх является необходимым эмоциональным звеном в поведении, мобилизующим действия, направленные на самосохранение или преодоление опасности.

Иначе обстоит дело у детей с эмоциональным неблагополучием. Их страх, как правило, не связан с какими-то предметами или ситуациями и проявляется в форме тревоги, беспричинного, беспредметного страха. Если пугливый ребенок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемо. В этом случае самые незначительные предметы и ситуации фиксируются ребенком, и именно их впоследствии он и начинает бояться. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совершенно неадекватной реакцией на ситуацию.

Очень часто психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка ( фрустрация - появление переживаний неудачи, возникающих при наличии реальных или мнимых непреодолимым препятствий на пути к цели, в качестве которых выступают те или иные отрицательные образы и представления)

При авторитарном, репрессивном стиле воспитания со стороны родителей, воспитателей дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Фрустрация этих потребностей, приводящая к психологическому дискомфорту, серьезно сказывается на психическом и физическом развитии ребенка. Дети, испытывающие на себе подобный стиль воспитания, как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику угрозы и опасности. Они предпочитают до минимума сводить общение со взрослыми и сверстниками, отказываются от контакта с незнакомыми людьми, в ситуации обучения не отвечают на вопросы, так как боятся допустить ошибку, за которой может последовать наказание. Постоянное ожидание угрозы со стороны окружающих, непрерывные стрессовые перегрузки вызывают истощение еще не вполне окрепшей нервной системы ребенка, что приводит к различным соматическим и функциональным заболеваниям.

В основе неврозов, часто проявляющихся в виде различных заболеваний (бронхиальная астма, приступы рвоты или головной боли и т. д.) как правило, лежит фрустрация одной или нескольких детских потребностей. Так замечено, что очень часто приступы бронхиальной астмы впервые возникают у детей, когда они начинают посещать ясли, детский сад или школу. При этом детям явно не нравится то заведение, куда их определили. Причины могут быть самые разные: злая крикливая учительница, обижающие дети-драчуны, постоянный испытываемый неуспех в какой-либо деятельности. Все эти причины приводят к психологическому дискомфорту, следствием которого могут быть заболевания, имеющие невротический характер.

Заболевания ребенка нередко являются защитной реакцией на испытываемый им психологический дискомфорт в той или иной ситуации.

Профилактика психосоматических заболеваний ребенка во многом зависит от обеспечения для него атмосферы психологического комфорта, начиная с первых лет рождения, и далее в соответствии с его жизненно важными потребностями.