Усиление простенков и перемычек

Простенки и перемычки относятся к наиболее нагруженным участкам стен и поэтому часто подвергаются усилению.

Традиционно для усиления простенков используют стальные и железобетонные обоймы, хотя в некоторых случаях целесообразно оштукатуривание по сетке или обкладывание кирпичом.

При небольших вертикальных и наклонных трещинах простенки усиливают арматурными сетками из проволоки диаметром 3-5 мм с ячейкой 100x100 мм (табл.4.4, п.1). Сетки сваривают, образуя замкнутый контур. Для лучшего прилегания сетки к стене исполь­зуют штыри (гвозди) длиной 100-150 мм, забиваемые в швы кладки. На усиленный простенок наносят торкрет-бетон или слой штукатурки толщиной 15-20 мм.

При больших вертикальных трещинах простенок усиливают стальной обоймой (табл.4.4, п.2), которую монтируют по предварительно оштукатуренной и выровненной поверхности простенка. Обойма представляет собой конструкцию из продольных уголков 50x50 (45x45) мм и приваренных к ним планок из стальной полосы 50х5 мм с шагом 300-500 мм. При этом шаг планок не должен превышать наименьшего размера простенка. Чтобы создать предварительное напряжение в обойме и улучшить ее совместную работу с кирпичной кладкой, планки перед приваркой иногда нагревают до температуры 150-200°С.

Однако такой способ преднапряжения обоймы достаточно трудоемок и сложен в исполнении, поэтому редко применяется. Более технологично преднапряжение, которое достигается с помощью раствора, приготовленного на напрягающем (расширяющемся) цементе и нагнетаемого в зазор между уголками и кирпичной кладкой.

Простенки, имеющие сложную конфигурацию и поверхностные повреждения, усиливают с помощью железобетонной обоймы (табл.4.4, п.3). Обойму изготавливают из бетона класса В15-В20 и армируют пространственным каркасом, состоящим из продольных и поперечных стержней. Толщину железобетонной обоймы и площадь сечения продольной арматуры определяют расчетом.

Таблица 44

Способы усиления (замены) простенка

№ п/п Способы усиления. Эскиз усиления Элементы усиления
№ поз. Материал, размеры
Оштукатуривание по сетке Гвозди l=100-150 Сетка из проволоки, кл. Вр1 Ø=3…5 мм; ячейка 100х100 Цементно-песчанный раствор М100; δ=15-20
Стальная обойма Уголок 50х50х5 Планки 50х5 с шагом 300-500
Железобетонная обойма Продольная арматура Кл. АII, AIII Ø=6..12 Поперечная арматура кл. АI Ø=6…8 Бетон кл. В15-В20 δ=40-60
Замена простенка Стойки Доски δ=30-40 Доски δ=50-60 Деревянные клинья Новый простенок

В проекте усиления простенков большой длины (когда их длина в два и более раз превышает толщину) необходимо предусматривать постановку дополнительных связей, пропускаемых через кладку простенка.

При значительных разрушениях каменной кладки бывает целесообразной замена простенка на новый . Перекладывают (заменяют) простенок после предварительной разгрузки. С этой целью в смежные с простенком оконные проемы устанавливают деревянные стойки, которые для обеспечения жесткости и устойчивости расшивают досками. Нагрузку от перемычек на стойки передают через деревянные клинья, забиваемые враспор со стойкой (табл. 4.4, п.4). После устройства простенка зазор между новой и старой кладкой зачеканивают жестким раствором.

Важно отметить, что материалы для кладки нового простенка и ремонта стены должны иметь аналогичные физико-механические характеристики. Это позволяет исключить неравномерные деформации стены и возможное перенапряжение простенка.

Повреждение перемычек над дверными и оконными проемами обычно наблюдается в старых зданиях, имеющих большой физический износ, и характеризуется появлением вертикальных трещин и выпадением отдельных камней кладки.

Перемычки усиливают стальными уголками (швеллерами) или железобетонными балочками, устанавливаемыми в предварительно устроенные гнезда (табл.4.5). Уголки усиления объединяют при сварке горизонтальными пластинами, а швеллеры - пластинами или болтами. Нагрузку от перемычки, воспринимаемую стальными элементами, передают на стены посредством подвески из полосовой стали или через стальные балочки уголкового или швеллерного профиля, заложенные в пробитые в стене отверстия.

Общие двигательные способности – это результат развития ряда конкретных специальных и специфических способностей, своего рода их обобщение. Итак, под общими двигательными способностями следу- ет понимать потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к успешному осуществлению различных двигательных действий. Специальные двигательные способности – это возможность человека осуществлять сходное по значению, происхож- дению и смыслу двигательное действие. В этой связи тесты дают ин- формацию о сформированности специальных и специфических двига- тельных способностях. Тема 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Понятие закономерностей развития двигательных способностей. Закономерно- сти развития двигательных способностей: движения – ведущий фактор развития физических способностей; зависимость развития способностей от режима дви- гательной деятельности; этапность; неравномерность и гетерохронность (разно- временность) развития способностей; перенос; единство и взаимосвязь двига- тельных умений и физических способностей. Развитие физических качеств осуществляется через направленное развитие ведущих способностей человека, которые в свою очередь раз- виваются на основе определенных закономерностей. Закономерности рассматриваются как выражение действия законов и отражают общие тенденции педагогического процесса не зависимо от состояния здоровья занимающихся. Направленному развитию всех физических способностей присущ целый ряд закономерностей. К их числу относятся: Движения – ведущий фактор развития физических способностей. Движение присуще всем живым объектам на самых различных уровнях организации. В ходе эволюции характер и способ движения приобретали различные формы, но наиболее совершенные виды движе- 12 ния в основе своей имеют мышечное сокращение, энергия которого на- правлена на перемещение массы тела. Организм человека рассчитан на постоянное движение, поэтому оно рассматривается как стержень всей жизнедеятельности и поведения человека и в то же время как формули- рующее начало в его развитии (И.А. Аршавский, 1971). По мнению В.С. Фарфеля (1964), физическое развитие не происходит само собой с дос- тижением определенного возраста, а является результатом двигательной активности. Двигательная активность направлена на совершенствование пси- хофизиологической природы человека. Значение деятельности, упраж- нения, как необходимого фактора функционального и морфологическо- го совершенствования организма впервые было показано Жаном Ла- марком. Формулируя свой «закон упражнения», он писал: «Частое и не- ослабевающее употребление какого-либо органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает его, увеличивает и сообщает ему силу, соразмер- ную с длительностью самого употребления, тогда как постоянное не- употребление органа неприметно ослабевает его, приводит в упадок, последовательно сокращает его способности и, наконец, вызывает его исчезновение». Тем самым Жан Ламарк отразил один из общих законов развития живой природы. Существенный вклад в дальнейшее изучение этого закона был сделан П.Ф. Лесгафтом, А.А. Ухтомским, И.П. Павло- вым, Н.Н. Яковлевым и др. Зависимость развития способностей от режима двигательной деятельности Физические способности развиваются в процессе деятельности, требующей не только их проявления, но и определенного режима ее выполнения. РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это точно уста- новленный порядок чередования работы, связанной с выполнением ка- ких-либо физических упражнений и интервалов отдыха между ними в рамках одного занятия или в системе занятий. 13 При отдыхе (после окончания упражнения) происходит восста- новление работоспособности. Организм при этом проходит ряд состоя- ний: фазу пониженной работоспособности; фазу полного восстановле- ния и фазу повышенной работоспособности (сверхвосстановления). В зависимости от того, в какой фазе отдыха повторяется каждое последующее упражнение, можно выделить три основных режима дви- гательной активности, которое оказывает различное влияние на разви- тие физических способностей. 1-й режим, при котором каждое последующее упражнение повто- ряется через короткие интервалы отдыха, т.е. в фазе недовосстановле- ния работоспособности. Такой режим соответствует развитию выносли- вости. 2-й режим, где каждое последующее упражнение будет повто- ряться через такие интервалы отдыха, которые обеспечивают возвраще- ние ряда функциональных показателей организма к дорабочему уровню, т.е. в фазе полного восстановления работоспособности. Такой режим характерен для занятий, направленных на развитие скоростных, сило- вых и координационных возможностей. 3-й режим, при котором каждое последующее упражнение повто- ряется через интервалы отдыха, совпадающие с фазой повышенной ра- ботоспособности. При таком режиме от повторения к повторению на- блюдается разнонаправленное изменение двигательных возможностей человека – мышечная сила и быстрота будут увеличиваться, а выносли- вость - снижаться. Этапность развития физических способностей Данная закономерность устанавливает, что по мере выполнения одной и той же нагрузки эффект развития способностей снижается. Чтобы постоянно поддерживать его на высоком уровне, необходимо изменять содержание нагрузки, условия ее выполнения. Развитие физи- ческих способностей при относительно длительном использовании по- стоянной нагрузки характеризуется тремя этапами: повышение уровня 14 развития способностей, достижения максимальных показателей в разви- тии способностей и снижения показателей в развитии способностей. На первом этапе в результате применения нагрузки происходят всесторонние приспособительные изменения в организме, которые вы- зывают постепенное расширение его функциональных возможностей и поступательный рост физических способностей, обусловленный специ- фикой двигательной деятельности. Для этапа, как правило, характерны неадекватные реакции организма в ответ на выполняемую нагрузку, низкая экономичность механической работы. На втором этапе. По мере развития приспособительных измене- ний, стандартная нагрузка будет вызывать все меньшие функциональ- ные сдвиги в организме. Это является одним из признаков перехода приспособительных процессов в стадию устойчивой адаптации. Повы- шается экономичность работы и взаимосогласованность в деятельности органов и систем. Это создает условия для максимального проявления способностей. На третьем этапе данная нагрузка перестает вызывать приспосо- бительные сдвиги и не обеспечивает дальнейший рост способностей, т.е. развивающий эффект ее снижается или почти полностью исчезает. Для того, чтобы повысить эффект воздействия, необходимо изменить содержание нагрузки (увеличить мощность работы, ее продолжитель- ность или условия выполнения упражнения), создав тем самым новые повышенные требования к физическим способностям. Иными словами, необходимо перевести развитие способностей на предыдущие этапы. Неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей Данная закономерность развития устанавливает, что в процессе биологического созревания организма наблюдаются периоды интенсив- ных количественных и качественных изменений отдельных его органов и структур. Если в эти периоды оказывать педагогическое воздействие, то эффект в развитии соответствующих двигательных способностей значительно превысит результат, достигаемый в периоды относитель- 15 ной стабилизации. В теории физической культуры подобные периоды получили название СЕНСИТИВНЫХ (чувствительных). Таблица 3 Сенситивные периоды развития физических способностей у детей (по А.П. Матвееву) ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗРАСТ СПОСОБНОСТИ 7- 8- 9- 10- 11- 12- 13- 14- 15- 16- 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Собственно силовые д д м д/м Сило- вые Скоростно-силовые д м д д м м Частота движений д/м д д м Скоростные Скорость одиночно- д м м м го движения Время двигательной д м м реакции Статический режим д д д д д м Динамический ре- д д д/м м м выполнению работы жим К длительному Зона максимальной д д м м интенсивности Зона субмаксималь- д м д м м ной интенсивности Зона большой м д/м д/м д д м м интенсивности Зона умеренной д/м м м м интенсивности Простые координа- д/м д/м д м Координаци- ции Сложные д м д м координации оные Равновесие д д/м д д м Точность движений д/м д м Гибкость д д/м д д д/м д д Условные обозначения: д – девочки; м – мальчики Например, способность длительно поддерживать работу в режиме большой интенсивности обусловлена функцией аппарата, продуцирую- щего энергию. Его производительность, выражающая МПК, интенсивно возрастает в возрасте от 7-8 лет до 9-10. В результате предельное время 16 работы в режиме большой мощности увеличивается в среднем ан 50%. Если в этот период воздействовать на развитие аэробных возможностей организма посредством циклических упражнений (бега, ходьбы на лы- жах и др.) в зоне умеренной и большой мощности, то дополнительный прирост предельного времени работы составит 35-45% (В.И.Лях, 2000). Обратимость показателей развития способностей Периоды интенсивного развития отдельных физических способно- стей у детей приведены в таблице № 1. Видно, что каждая способность имеет свой сенситивный период, причем периоды интенсивного разви- тия той или иной физической способности у девушек и юношей не сов- падают. Как правило, девушки обгоняют подростков на 1,5-2 года. Функциональные и структурные изменения, достигаемые в ре- зультате систематических занятий физическими упражнениями, обра- тимы, они могут претерпевать обратное развитие. Достаточно относи- тельно небольшого перерыва в занятиях, как начинается понижение уровня функциональных возможностей, происходит регресс структур- ных признаков и в результате снижаются показатели развития физиче- ских возможностей. В первую очередь снижаются скоростные способности, позднее – силовые. А последнюю очередь – выносливость. Наблюдения за спорт- сменами показали, что прекращение тренировки, длившейся 5 месяцев, приводит к возвращению исходного уровня темпа движений через 4-6 месяцев, мышечной силы – через 18 месяцев, а выносливости – через 2- 3 года. Перенос физических способностей Данная закономерность устанавливает наличие связи между уров- нями развития нескольких физических способностей. ПЕРЕНОС ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ – процесс, при ко- тором направленное изменение в уровне развития одной способности влечет за собой изменение в уровне развития другой. 17 Перенос может быть положительным и отрицательным. При по- ложительном переносе развитие одной способности содействует совер- шенствованию другой. Например, увеличение «взрывной силы – росту быстроты движений. Отрицательный перенос характеризуется тем, что развитие одной способности тормозит рост другой или понижает уро- вень ее развития (увеличение максимальной силы понижает уровень гибкости). Перенос бывает однородным и разнородным. При однородном пе- реносе наблюдается повышение уровня одной и той же способности в применявшихся и не применявшихся упражнениях. Например, повыше- ние уровня силовой выносливости при сгибании-разгибании рук в висе приводит к изменению той же способности в сгибании-разгибании рук в упоре лежа. При разнородном переносе тренировка, направленная на развитие одной способности, приводит к изменению уровня как этой, так и других физических способностей (если человек в поднятии тяже- сти повысил уровень силовых способностей, то это отразится в росте скоростно-силовых способностей, например, в метании гранаты или толкании ядра). Перенос может быть взаимным (например, при развитии силовых способностей совершенствуются скоростные, а при совершенствовании скоростных – силовые способности) и односторонним (например, если при развитии быстроты движений совершенствуется и время реакции, а упражнения, направленные на улучшение времени реакции, никак не оказывают влияние на развитие быстроты движений). Перенос физических способностей имеет существенное педагоги- ческое значение. Благодаря этому явлению можно, занимаясь относи- тельно небольшим кругом физических упражнений, создать некоторые предпосылки для успешного овладения любым видом двигательной деятельности. 18 Единство и взаимосвязь двигательных умений и физических способностей Проявляясь в деятельности, физические способности неотделимы от двигательных умений и навыков. От того, насколько человек владеет тем или иным двигательным действием. В решающей мере зависит ус- пешная реализация соответствующих физических способностей. Тема 3. ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Принцип регулярности педагогических воздействий. Срочный (ближайший) эффект. Трансформированный (отставленный) эффект. Кумулятивный (накопи- тельный) эффект. Принципы: прогрессирования и адаптвционно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий; рациональ- ного сочетания и распределения во времени педагогических воздействий раз- личного характера; принцип целенаправленности и адаптивной адекватности воздействий; принцип возрастной адекватности педагогических воздействий; принцип сопряженного воздействия. Процессы обучения движениям и развития физических способно- стей подчиняются разным закономерностям. Несмотря на то, что объект воздействия у них один – конкретный человек, выполняющий физиче- ские упражнения. Специфичность закономерностей требует и соответ- ствующих педагогических (методических) воздействий их реализации: для обучения движениям одни педагогические принципы, для развития физических способностей - другие. Это является одной их характерных особенностей процесса при освоении двигательных действий. Принци- пы развития физических способностей выражают закономерности взаи- мосвязи состояния человека и физической нагрузки в зависимости от ее организации во времени. Принцип регулярности педагогических воздействий Этот принцип предполагает необходимость постоянных занятий физическими упражнениями для развития физических способностей че- 19 ловека. В результате многократного выполнения двигательных дейст- вий в отдельном занятии и повторяемося самих занятий в организме че- ловека происходят функциональные сдвиги, которые характеризуют со- ответствующий эффект. СРОЧНЫЙ (ближайший) ЭФФЕКТ – это изменения, наступившие в организме после выполнения каждого упражнения или к моменту за- вершения занятия. Этот эффект не исчезает сразу, а сохраняется неко- торое время. ТРАНСФОРМИРОВАННЫМ (отставленный) ЭФФЕКТ – это из- менения в состоянии организма, наблюдаемые после окончания преды- дущего занятия до начала очередного занятия. Если между занятиями следует слишком большой перерыв, то данный эффект может исчез- нуть. Поэтому для прогрессивного изменения показателей физических способностей, педагог должен строить педагогический процесс так, чтобы «следы» от каждого предыдущего занятия наслаивались на эф- фект последующего. Благодаря такому сложению возникает кумулятив- ный (накопительный) эффект. КУМУЛЯТИВНЫЙ (накопительный) ЭФФЕКТ – это накопление. Суммирование эффектов от тренировочных занятий. Следовательно, при практической реализации принципа регуляр- ности важно обеспечить постоянство, непрерывность адаптационных перестроек функционального и структурного характера, составляющих биологическую основу развития физических способностей. Принцип прогрессирования и адаптвционно-адекватной предельности в наращивании эффекта педагогических воздействий Данный принцип базируется на закономерностях этапности и не- равномерности развития физических способностей (другими словами, постепенности и предельности). Постепенность означает плавное увеличение нагрузки как в от- дельном, так и в целом ряде занятий, облегчает приспособление орга- низма к ним, содействует углублению и закреплению вызванных ими 20 адаптационных перестроек и тем самым, способствует созданию пред- посылок перехода на новый, повышенный уровень нагрузок. Постепенность в повышении нагрузок предполагает применение предельных (максимальных) нагрузок. Предельной нагрузкой считают такую, которая в полной мере мобилизует функциональные резервы ор- ганизма человека и не приводит к его перенапряжению и перетрениров- ке. Понятие «предельная» нагрузка имеет относительный характер: то, что является предельной нагрузкой при одном уровне подготовленно- сти, перестает быть таковой при другом. Принцип рационального сочетания и распределения во времени пе- дагогических воздействий различного характера Этот принцип требует соблюдения разумно обоснованного, целе- сообразного способа взаимосвязи и порядка следования различных по величине нагрузок как внутри отдельного занятия, так и в рамках серии занятий. Для его реализации важное значение имеет учет закономерно- стей «переноса» физических способностей и закономерностей, лежащих в основе чередования нагрузки и отдыха. В процессе развития физических способностей могут использо- ваться нагрузки избирательного (однонаправленного) и комплексного характера. Первые предусматривают преимущественное развитие от- дельных способностей (скоростных, силовых и др.), а вторые обеспечи- вают последовательное или параллельное (одновременное) совершенст- вование разных способностей, скажем, скоростных возможностей и вы- носливости. Доказано, что использование однонаправленных нагрузок при раз- витии одной какой-либо способности оказывает на организм человека более глубокое, но локальное воздействие. Нагрузка комплексной направленности оказывает более широкое, но менее глубокое воздействие на организм. При использовании нагру- зок комплексной направленности с последовательным развитием раз- личных способностей в первую очередь необходимо: 21

Образовательные задачи в младшем школьном возрасте связаны с формированием двигательных умений и навыков, обогащением двигательного опыта, а также с приобретением знаний о значении физических упражнений для здоровья человека, о двигательном режиме, личной гигиене, закаливании. Система условных связей, сформированная в этом возрасте, отличается значительной прочностью и оказывает влияние на двигательные способности в последующей жизни. Очень важно не упустить этот благоприятный для развития двигательных умений и навыков период, так как впоследствии на их ускорение придется затратить значительно больше времени и усилий. Так, обучить технике плавания в возрасте 7--9 лет значительно легче, чем в 17--19 и старше.

В ходе обучения движениям дети накапливают определенный двигательный опыт, что облегчает процесс овладения новыми, более сложными умениями и навыками.

Оздоровительные задачи состоят в содействии естественному развитию организма детей, обеспечении повышения его функциональных возможностей, формировании осанки, борьбе с избыточным весом учащихся.

Развитие физических качеств -- одна из важнейших задач, стоящих перед физическим воспитанием в начальной школе. В наибольшей мере это касается быстроты и ловкости, так как обучение в младших классах совпадает с периодом, наиболее благоприятным для интенсивного развития именно этих качеств.

В развитии выносливости главной задачей является способствовать повышению аэробных возможностей организма детей и на этой основе обеспечить рост общей выносливости.

Задачи в развитии силы связаны прежде всего с формированием осанки и укреплением отстающих в развитии мышечных групп.

Гибкость у младших школьников следует поддерживать в оптимальных пределах с тем, чтобы ее показатели не снижались по мере естественного возрастного уменьшения эластичности тканей и увеличения мышечной массы.

Занятия физическими упражнениями, игры создают условия для решения задач нравственного воспитания. Несмотря на существование определенных правил, в игре всегда создаются ситуации, на примере которых детям можно показать, «что такое хорошо и что такое плохо».

Пробуждение интереса к физической культуре и спорту -- задача, которую следует решать уже в начальной школе, так как привычки, заложенные в детстве, весьма прочны. Стойкий интерес к физическим упражнениям у детей может быть вызван только тогда, когда занятия будут приносить им радость.

Основные средства физического воспитания младших школьников представлены в школьной программе. Упражнения основной гимнастики призваны обогатить двигательный опыт детей и способствовать развитию физических качеств.

Строевые упражнения -- построение в шеренгу, колонну, круг, передвижения и выполнение строевых команд, перестроения и элементы фигурной маршировки -- включаются в содержание большинства уроков физической культуры, приучая детей к организованности и коллективным действиям.

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами обладают весьма широким диапазоном воздействия и применяются для решения основных задач физического воспитания младших школьников как на уроках, так и во внеклассных занятиях. В равной мере сказанное относится к ходьбе и бегу в различных вариантах. Так, бег с преодолением препятствий и челночный бег 3X10 м -- хорошее средство для развития ловкости, продолжительный равномерный бег (1--2 км) способствует повышению выносливости, а пробегание 30 м с максимальной скоростью -- развитию быстроты.

Элементы акробатики, броски набивного мяча весом 1 кг, метание малого мяча в цель, разнообразные прыжки, упражнения в равновесии и лазанье, танцевальные движения -- далеко не полный перечень средств для развития силы, ловкости, быстроты и обучения умениям и навыкам, предусмотренным школьной программой.

Подвижные игры представляют собой очень важный раздел в ряду средств физического воспитания младших школьников. Подвижные игры должны способствовать закреплению и совершенствованию изученных упражнений или решать самостоятельные задачи по развитию физических качеств. Огромное разнообразие подвижных игр позволяет сделать выбор с учетом задач, условий для занятий, местных традиций.

Плавание и передвижение на лыжах -- прекрасные средства, содействующие решению задач прикладной подготовки и воспитания выносливости у младших школьников.

Говоря о средствах физического воспитания, было бы ошибкой не отметить те из них, которые используются детьми самостоятельно: классики и скакалки, дворовой футбол и хоккей, различные игры с мячом, катание на коньках, санках, лыжах, велосипедах, самокатах и многое другое. Поощрение и содействие в применении этих средств в значительной мере помогут обеспечить оптимальный двигательный режим на протяжении дня.

В последние годы в качестве средства физического воспитания младших школьников стали применяться элементы, спорта. Прежде всего это относится к видам спорта, в которых требуется высокая степень координации движений, красота, выразительность и точность: акробатика, спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, горные лыжи, плавание, теннис, фигурное катание. Эти средства, применяемые квалифицированными специалистами, не вызывают возражений при условии, что высокие спортивные достижения мыслятся лишь в отдаленной перспективе и занятия проводятся исходя из интересов развития ребенка и укрепления его здоровья.

Для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья или нарушения осанки, в качестве дополнительных средств физического воспитания применяются упражнения из арсенала лечебной физкультуры и корригирующей гимнастики.

В процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста применяются методы упражнения, методы использования слова и методы обеспечения наглядности. Применительно к возрасту занимающихся привлечение названных методов сопряжено с некоторыми особенностями, на которые учителю следует обратить внимание.

Некоторые особенности применения метода упражнения в работе с младшими школьниками:

При обучении предпочтение следует отдать целостному упражнению, расчленение его на элементы снижает интерес к выполнению;

Многократное повторение одного и того же упражнения утомляет детей, но без этого невозможно формирование двигательного навыка. Для успешного обучения младших школьников необходимо варьировать упражнения, изменять условия выполнения, исходное положение, направление движения и т. п.;

Непосредственная помощь (или проводка) как методический прием должна использоваться тем чаще, чем младше возраст обучаемых. Этот прием необходим при обучении 6-летних; ,". *

Длительные перерывы в занятиях отрицательно сказываются на процессе обучения; новое упражнение следует изучать на 3-- 4-х уроках подряд, а затем периодически повторять на последующих занятиях с уточнением отдельных элементов.

Особенности использования методов обеспечения наглядности при обучении младших школьников:

Показ должен быть качественным и многократным. Показывать упражнения необходимо в различных ракурсах, не только в том темпе, в котором движение должно выполняться, но и в замедленном;

Показывать необходимо непосредственно перед тем, как движение будут выполнять дети. Если между показом и выполнением допускается продолжительная пауза, то внимание детей будет переключаться на посторонние объекты;

Показывать должен не только сам педагог; в ходе обучения целесообразно в качестве демонстрирующего выбирать ребенка, у которого упражнение получилось хорошо. Это внушает другим детям уверенность в доступности упражнения, активизирует их деятельность и ускоряет процесс освоения двигательного действия;

Кроме натурального показа, могут быть использованы и наглядные пособия. Это должны быть красочные цветные изображения детей, выполняющих соответствующие упражнения, или макеты, диафильмы и т. п. При всей занимательности и яркости наглядные пособия должны подчеркивать основу структуры упражнения, выделять главные его элементы;

Использование предметных ориентиров -- методический прием, способствующий большей наглядности. При работе с детьми целесообразно широкое применение таких предметов, как флажки, цветные фишки, палки, обручи, подвешенные мячи, кольца, а также разметка указателей мелом или краской на полу, стенке, асфальте, дорожке. Например, при обучении юных горнолыжников вместо традиционных флагов применяются разметки в виде забавных зверюшек.

На всех этапах обучения показ должен сопровождаться словесным объяснением. Методы слова и наглядности тесно связаны между собой: доступное образное объяснение обеспечивает более полную наглядность, более глубокое понимание содержания действия, которое предстоит изучить.

У детей мал не только объем двигательных умений и навыков, но и словарный запас. Поэтому метод слова должен применяться при их обучении с соблюдением ряда методических особенностей:

Объяснение, рассказ, указания и команды должны быть лаконичны, доступны и понятны детям;

Использование образной речи не только помогает постичь суть движения, но и вносит элемент игры, эмоциональную окраску в ход занятий, что крайне необходимо детям и способствует ускорению процесса обучения;

Словесные сигналы применимы и при освоении темпа и ритма выполняемого упражнения. Здесь могут использоваться и условные звуковые сигналы голосом или свистом. Ритм может быть задан хлопками в ладоши, музыкой;

В практике физического воспитания успешно используется и такой прием, как сочетание выполнения упражнения с громким проговариванием -- речитативом. Особенно часто он используется при групповых занятиях;

Оценка деятельности -- важный методический прием, который способствует активности детей. Повторяя упражнение, ребенок должен быть уверен, что его старания и успехи будут оценены.

Для того чтобы успешно управлять процессом развития физических качеств, необходимо периодически измерять уровень их показателей с помощью контрольных упражнений или тестов. Для младших школьников приемлемы в качестве тестов бег на 30-- 60 м, челночный бег 3X10 м, прыжки в длину с места, подтягивание, броски набивного мяча весом 1 кг, измерение гибкости позвоночного столба и др. Тестирование следует проводить не реже двух раз в год.

При воспитании скоростных качеств следует стремиться развивать у детей способность к высокому темпу движений, что сделать в старшем возрасте будет уже чрезвычайно трудно. Игровой и соревновательный методы как нельзя лучше способствуют решению этой задачи. Следует отдавать предпочтение целостным двигательным действиям и избегать узкоспециальных упражнений. Учитывая исключительную важность быстроты и сенситивный возраст занимающихся, скоростные упражнения должны включаться во все уроки физической культуры в начальных классах.

В развитии силы у младших школьников основным следует считать метод повторных усилий. Когда упражнение повторяется; многократно (8--12 раз), то это способствует утолщению мышечных волокон и росту мышечной массы. Большое внимание необходимо уделить мышечным группам, которые формируют осанку. Здесь приемлемы и кратковременные статические упражнения. Упражнения для развития силы должны применяться не только на уроках, но и в качестве домашних заданий.

Воспитание ловкости через увеличение запаса двигательных умений и навыков и путем приобретения способности быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с меняющейся обстановкой -- процесс довольно продолжительный. В этой связи к развитию ловкости у детей следует приступать как можно раньше: желательно с приходом их в школу. Материал, способствующий развитию этого качества, следует включать в каждый урок физической культуры.

Воспитывать ловкость следует в подготовительной и в начале основной части урока. При выполнении сложных по координации упражнений сериями интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления.

Из числа методических приемов, которыми пользуются для развития ловкости в процессе физического воспитания младших школьников, можно рекомендовать: а) применение необычных исходных и конечных положений при выполнении упражнений; б) «зеркальное» выполнение упражнений; в) выполнение упражнений в равновесии.

Воспитание гибкости у младших школьников, как правило, не составляет проблемы в связи с высокой степенью эластичности тканей, отсутствием мощной мускулатуры и другими факторами. Поддерживать оптимальный уровень гибкости плечевых и тазобедренных суставов и позвоночного столба можно, включая соответствующие упражнения в школьный урок, домашние задания, утреннюю зарядку и другие формы занятий. Упражнения для развития гибкости следует применять после разогрева (разминки); они могут чередоваться с силовыми упражнениями, производиться на фоне утомления. Критерием достаточности этих упражнений служит ощущение боли в момент выполнения.

Выносливость у младших школьников развивается как в результате суммарного эффекта от нагрузок, связанных с воспитанием других качеств, так и в специально направленных занятиях. Некоторые специалисты успешно применяют с этой целью продолжительный бег со скоростью 60% от максимальной.

Поскольку воспитание выносливости сопряжено с выполнением упражнений на фоне наступившего утомления, то ими следует заниматься в конце урока после обучения новому материалу или после выполнения упражнений на быстроту и ловкость. Многократное, однообразное повторение упражнения с целью воспитания выносливости не привлекает младших школьников;

РЕФЕРАТ

по предмету

«Физическая культура»

на тему

«Развитие двигательных способностей»

Выполнила: студентка

Группы 01ЭПЗ2

Ярославль 2005


Введение

1. Понятие о двигательных способностях

2. Характеристика двигательных способностей

3. Предпосылки развития двигательных способностей

4. Возрастные особенности воспитания двигательных способностей

Заключение

Список использованной литературы


Введение.

Тема общей характеристики и возрастных особенностей двигательных способностей - одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания, психологии спортивной тренировки и спортивной метрологии. Интерес к данной проблеме не угасает вот же более 100 лет. Сейчас попытаемся объяснить, почему мы назвали эту проблему сложнейшей.

В настоящее время выделяют до восемнадцати видов выносливости человека, около двух десятков специальных координационных способностей, проявляемых в конкретных двигательных действиях (циклических, ациклических, баллистических и др.), да ещё около десятка так называемых специфически проявляемых координационных способностей: равновесие, реакция, ритм, ориентация в пространстве, способность к дифференцированию пространственных, силовых и временных параметров движений и др., плюс ещё кучу всевозможных видов гибкости, силовых, скоростных и других способностей. Тут и теоретику есть над чем поломать голову, а ж учителю физической культуры тем более. Какие двигательные способности развивать, когда и все ли из них? На сколько они зависят от наследственных и средовых факторов, как поддаются тренировке? Как правильней говорить: двигательные, физические, моторные, психомоторные или психофизические способности? Синонимы ли понятия качества и способности? Какова их классификация и структура? С помощью каких критериев и методов (главным образом, моторных тестов) их можно оценить (измерить)? Как протекает развитие различных двигательных способностей в зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, целенаправленных воздействий и других факторов? Каковы основные положения, средства и метолы совершенствования двигательных способностей? Как правильно планировать материал для их развития в течение года, четверти, рока? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые возникают при изучении данной проблемы.

Как же говорилось раннее интерес к данной проблеме не гасает вот же более ста лет. Главный человек, которому более всего интересна эта проблема - учитель. При её рассмотрении он находит ответ на главный вопрос: для чего необходимо систематически и направленно воздействовать на развитие физических способностей учащихся? Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, держания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц. Высокий уровень развития координационных способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий, спешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям. В условиях научно-технической революции значимость различных координационных способностей постоянно возрастает. Процесс освоения любых двигательных действий (трудовых, спортивных, выразительных и т.д.) идёт значительно спешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые способности управлять собой, своим телом, своими движениями. Наконец, высокий уровень развития физических способностей - важный компонент состояния здоровья. Из этого, далеко неполного перечня видно, на сколько важно заботиться о постоянном повышении ровня физической подготовленности.

1. Понятие о двигательных способностях.

Для обозначения способностей, относящихся к двигательной деятельности, пользуются разными понятиями. Следует отметить, что эти понятия-термины отражают специфику научных дисциплин, из которых они возникли. Например, в теории и методике физического воспитания в большей мере используют термины физические или двигательные способности, в психологии - психомоторные и психофизические способности, в физиологии - физические качества, в биомеханике - физические или моторные качества. Нас более всего будет интересовать обозначение способностей, относящихся к двигательной деятельности, с точки зрения теории и методики физического воспитания. Доктор педагогических наук В.И. Лях /10/ отмечает, что разных людей уровень развития и сочетания, слагаемых названных физическими качествами очень различны. Поэтому в современной литературе используют термин не физические качества, а физические (двигательные) способности: силовые, скоростные, координационные, к выносливости и гибкости. Понятие физические способности точнее передаёт смысл о сложном составе компонентов, входящих в ту или иную группу способностей, а также то, неодинаково развиты каждого индивидуума. Однако вполне допустимо использовать оба понятия: физические качества и двигательные способности, как равнозначные. При этом нужно понимать, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых и скоростных способностей. Представление о физических качествах первоначально использовалось