Педагогические технологии

Для успешного развития личности школьника в сфере физической культуры невозможно без широкого использования современных педагогических технологий в образовательном (воспитательном) процессе (ИКТ, проектные, исследовательские, развивающего обучения и др.). В процессе обучения учащихся и формирования знаний по физической культуре у школьников прежде всего учителя используют образовательные и воспитательные технологии, а именно:

· Игровые технологии, повышающие интерес учащихся к учебному процессу, а также направленные на расширение кругозора и развитие познавательной деятельности воспитанников (вовлечение школьников в школы, через проведение спортивных мероприятий, коллективно-творческих дел и т.д.).

· Технология личностно-ориентированного образования, при которой обучение ориентировано на самостоятельный поиск решения учебной задачи (при помощи каких упражнений будет реализована поставленная цель на уроке);

· Информационные технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков (умственных действий), например при использовании заданий тестового характера;

· Технологию проектов, направленную на формирование коммуникативных и умственных действий (работа над созданием проекта по выбранной теме по физической культуре).

· Технологию уровневой дифференциации, способствующей обучению каждого на уровне его возможностей и способностей, а так же, возможность более эффективно работать с учащимися, имеющими группу здоровья и повышать уровень мотивации к учению у воспитанников данной группы (рост спортивных достижений у детей имеющих отставания по предмету «физическая культура»).

· Здоровье сберегающие технологии.

Анализ программ по физической культуре

Учебный процесс по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы строится на основе программы по физической культуре в соответствии с существующими требованиями. Программы составлены по возрастному принципу, а для профессиональных школ - с учетом будущей профессиональной деятельности. Программы по физической культуре для учащихся общеобразовательных школ имеют следующую содержательную основу - объяснительную записку, в которой определены цель, задачи, содержание обучения, средства и формы контроля за физическим развитием учащихся. Основное содержание уроков по физической культуре - ознакомление с теорией, формирование навыков и умений, воспитание физических способностей, примерные упражнения для выполнения дома. В занятия по физической культуре включены элементы таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, плавание, лыжная подготовка, а в младшем школьном возрасте - подвижные игры. Программа по физической культуре в общеобразовательной школе имеет разностороннюю направленность средств и методов физического воспитания. Кроме общей программы по физической культуре имеют оздоровительную, лечебную направленность, что определяет содержание занятий с учащимися специальных медицинских групп. Для учащихся, занимающихся в спортивных секциях и кружках, разрабатываются программы в соответствии с общей и спортивной направленностью. В соответствии с программой планируются и организуются уроки по физической культуре, профессионально-прикладной физической подготовке, лечебной физической культуре и учебно - тренировочные уроки.

Планирование - это один из основных компонентов системы физического воспитания учащихся. Важно, чтобы учитель при планировании фиксировал свои основные мысли, поиски, руководствуясь конкретными условиями, в которых он трудится, куда входят климатические особенности, наличие спортивного инвентаря и другое. На основании программы по физической культуре составляется один из главных документов планирования - план-график прохождения учебного материала за год.

Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях образовательных учреждений в последние годы постоянно находится в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и спорту и педагогов-практиков. В научной литературе подчеркивается, что конкретным объектом управления всегда является деятельность или отдельные ее составляющие. Управление физкультурно-оздоровительной работой обязательно предполагает определение цели предстоящей деятельности, наилучших путей и средств к её достижению. Общей целью образования в области физической культуры является формирование у школьников формирования системы знаний и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, программа основного общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:

· развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

· формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно - оздоровительной деятельности;

· освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания и построении индивидуальной стратегии здорового образа жизни каждым учащимся. Еще в конце 18 века Новиковым Н.И. впервые в России было введено понятие «физическое воспитание». Предпосылки школьной системы физического воспитания в России формируются во второй половине 19 века. В этот период в европейских странах активно создаются национальные системы физического воспитания. Передовая общественность, озабоченная физическим состоянием молодежи, активно ведет поиск новых форм, средств и методов в физическом воспитании и спорте. Особый вклад в создание отечественной системы физического воспитания внёс Лесгафт П.Ф. Его перу принадлежит фундаментальный труд «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888-1901). Россия, имея высокие темпы развития в экономическом и культурном аспекте, тем не менее, не создала собственной системы физического воспитания. В России на рубеже 19-20 века в школах не существовало единой системы физического воспитания, как и единой программы по нему. В народных школах физическое воспитание отсутствовало, в учебных учреждениях для привилегированных слоев населения уроки проводились в том случае, если позволяли условия.

В учебных заведениях нового типа занятия по физической культуре являлись обязательными, в объеме не менее 4 - 6 часов в неделю. В них внедрялись передовые программы по физическому воспитанию, разработанные Лесгафтом П.Ф., Бокиным П.Н., Анохиным А.К. Основу программы по физическому воспитанию врача А.К. Анохина составляли подвижные игры, различные виды гимнастики, элементы отдельных видов спорта, несложный ручной труд. Уже в тот же период в программах нового типа подчеркивалась важность врачебного и педагогического контроля за процессом физического воспитания учащихся. В связи с этим Анохин А.К. рекомендовал проведение контрольного тестирования физической подготовленности и состояния здоровья детей два раза в год. Вопросы индивидуализации нагрузок в процессе физического воспитания детей нашли отражение в программе врача Рудина В.В. В «Школе правильного физического развития» В.В. Рудин разделил учащихся на четыре антропометрические группы: «хорошо развитых», «среднеразвитых», «слабогрудых», «слабосильных». Для каждой из этих групп Рудиным В.В. была составлена специальная программа с учетом выявленных отклонений в физическом развитии. Им была высказана мысль, что физическое воспитание следует оценивать по антропометрическим изменениям, а не «баллами по предметам физических упражнений».

Начиная с первых лет существования советской школы физическое воспитание включалось в новые учебные планы. В школах - девятилетках на уроки физического воспитания отводилось по 2 часа в неделю.

Помимо учебных занятий школьники посещали во внеучебное время кружки физической культуры, создаваемые при школах. В летний период организовывались лагеря, санатории для городских школьников. В 20-е годы группа научных работников и врачей (Головинский Н.В., Игнатьев В.Е., Гориневский В.В. и др.) приступила к научному обоснованию советской системы физического воспитания. В 1919 г. разработано содержание занятий физической культурой с детьми и подростками. Эти материалы стали основой для составления губернскими отделами народного образования примерных программ. Основу программ составляла гимнастика, в большинстве случаев приближенная к сокольской, в том числе: строевые и порядковые упражнения, перечень военных умений и навыков, подвижные и некоторые спортивные игры. Идеи пролетарского культа легли в основу «Схематической программы физического воспитания и трудовых навыков в возрасте от 7 до 18 лет на основе пролетарской физкультуры». Набор средств имел четко выраженную воспитательно-поддерживающую направленность.

В 1927 г. Наркомпрос утвердил первые обязательные школьные программы по физической культуре для школ I и II ступени. В них были выделены следующие разделы: цели, задачи, средства и методы физического воспитания, ориентировочные учебные нормативы. Количество уроков - не менее 2-3 в неделю. Кроме урочных форм рекомендовались и другие формы двигательной активности: гимнастика до занятий, массовые игры и спортивные развлечения, пляски, экскурсии. Основу данных программ составляла гигиеническая направленность процесса физического воспитания.Основными принципами советской системы школьного физического воспитания в 30-е годы становятся политизация, военизация и трудовая направленность. Важным фактором, предопределившим содержание и структуру школьных программ по физической культуре 1932 г., явилось введение физкультурного комплекса ГТО СССР. В начале 1934 г. комплекс БГТО вошел в практику работы по физическому воспитанию.

В соответствии со структурой вводимого комплекса ГТО весь программный материал для каждой школьной группы включал физические упражнения, теоретические знания, физкультурно-организационные и санитарно-гигиенические навыки, учебные нормативы.

В 30-е годы уже около 90% учащихся были охвачены обязательными физкультурными занятиями - школьными уроками.

Обострение военно-политической обстановки в Европе обусловило необходимость слияния процессов физического воспитания и военной подготовки. В 1942-43 учебном году в связи с введением военной подготовки для школьников всех возрастов была принята «Программа начальной и допризывной военной подготовки учащихся 5-10 классов неполных средних и средних школ и техникумов». Для всех школ была обязательной гимнастика до учебных занятий продолжительностью 10-15 минут.

На рубеже 40-50-х годов в СССР берется курс на повышение престижа советского спорта на между народной арене. В этой связи спортизация становится основой содержания учебных программ по физической культуре.

В программе 1954 г. на изучение предмета «Физическая культура» во всех классах отводится 66 часов в год. В качестве основных задач обозначены образовательные, направленные на обучение умениям и навыкам в основных видах спорта. Для 8-10-х классов были составлены раздельные программы для девушек и юношей. Основной формой классной работы стал урок, внеклассной - секции по видам спорта. Школьные программы физического воспитания предусматривали, чтобы семиклассники были значкистами БГТО, десятиклассники - ГТО I ступени.

В новых учебных планах и программе 1960 г. особое внимание уделялось комплексному подходу. Для каждого класса указывались ведущие задачи обучения по разделам программы. Программа состояла из двух частей: первая включала общий для всех учебный материал по гигиене физических упражнений, гимнастике, атлетике, лыжной подготовке, подвижным играм, баскетболу; вторая - материал углубленных занятий по одному избранному школой разделу программы. Основной акцент делался также на решение образовательных задач физического воспитания.

В 1975 г. была подготовлена и утверждена новая, усовершенствованная программа. В 9-10 классах ею предусматривались следующие виды спорта:

· гимнастика,

· легкая атлетика,

· лыжная подготовка,

· классическая борьба,

· спортивные игры.

Впервые в каждом разделе программы предлагался конкретный материал в виде перечня специально подобранных физических упражнений. Программа 1983 г. по физической культуре для учащихся 4-10 классов была обусловлена необходимостью дальнейшего подъема массовости физической культуры и спорта. Были внесены следующие изменения: включено содержание теоретических требований, традиционные разделы дополнены элементами футбола, конькобежной подготовки, плаванием. К элементам художественной гимнастики для старшеклассниц добавлены современные и национальные танцы. Впервые введены 2 раздела: «Навыки и умения самостоятельных занятий», «Межпредметные связи».

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы 1984 г. обозначила необходимость организации ежедневных занятий физической культурой школьников. Данный аспект был положен в основу «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы», вступившей в силу с 1 сентября 1985 г.

Содержание программы состояло из четырех частей: 1 - физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня; 2 - программный материал для уроков физической культуры; 3 - внеклассные формы физического воспитания; 4 - общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Структура программного материала включала основы знаний, навыки, умения, развитие физических качеств, учебные нормативы. Особое внимание уделялось самостоятельным занятиям школьников. Подчеркивалась роль семьи в приобщении ребенка к систематическим занятиям физической культурой. Программа впервые согласованно объединяла все сложившиеся за последние годы формы школьной физической культуры в единый физкультурно-оздоровительный режим.

В 1992 г. была разработана и принята школьная программа «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей» (авторы: В.И. Лях, Г.Б. Мейксон). Впервые программное и нормативное содержание школьной программы не увязывается с комплексом ГТО. Вводится базовый (обязательный) и вариативный (дифференцированный) компонент учебного материала. Его соотношение в учебной программе рекомендуется как 60-75% для базовой части, 25-40% - для вариативной. Объем организованной двигательной активности учащихся должен составлять 7-12 часов в неделю для юношей, 4-9 часов для девушек.

С середины 90-х годов возможности внедрения авторских программ в практику школьного физического воспитания значительно расширяются.

«Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (1-11 классов)» под редакцией Матвеева А.П. (1995 г.) характеризовалась акцентированной направленностью на формирование у школьников научно обоснованного мировоззрения, связанного с телесной культурой человека, а также системой знаний умений и навыков. В соответствии с целью школьного физкультурного образования в программе выделялись три этапа обучения:

1. «Учись у учителя», для учащихся младших классов (уровень начального физкультурного образования);

2. «Учись вместе с учителем» (уровень неполного физкультурного образования);

3. «Учись быть учителем» (уровень полного физкультурного образования).

Программа рассчитана на освоение учебного материала в рамках учебно-методических занятий и факультативных занятий по избранному виду спорта. Разделы программы (теоретико-методических основ, базовых основ физкультурной деятельности, зачетных требований), предусматривают спортивную специализацию, обеспечивают овладение школьниками техникой упражнений, способствуют воспитанию у них общих и специальных физических качеств и овладению ими методическими знаниями и умениями использовать разученные движения в самостоятельно реализуемых формах физической культуры. Учебные занятия, согласно этой программе, строятся по принципу спортивной тренировки и с учетом пола и возраста занимающихся. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов в 1996 г. предусматривала решение следующих задач: укрепление здоровья, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных способностей; приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; воспитание самостоятельности и сознательности при занятиях физическими упражнениями; воспитание нравственных и развитие психических качеств и свойств личности. Программа содержит комплексный подход в оценке физической подготовленности детей школьного возраста - важного компонента показателя здоровья. Попытка решения задач физического воспитания школьников средствами одного вида спорта реализована в «Программе физического воспитания учащихся 1-11 классов», основанная на одном виде спорта (баскетбол). Авторы разработки Литвинов Е. Н, Виленский М. Я, Туркунов Б.И. Спортивная направленность программы входит в противоречие с реализацией прикладной функции школьного физического воспитания, т.к. не учитывается соотношение базового и вариативного компонентов программы.

Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов «Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ)» разработана авторами Попковым А.В., Литвиновым Е.Н. (1996). Программа состоит из материала, основанного на «Комплексной программе физического воспитания учащихся». Разделы программы: основы знаний, элементы АПГ, двигательные умения и навыки, игры. Учебные нормативы отсутствуют.

Элементы АПГ включены в программу в объеме от 20 до 50% (в зависимости от параллели классов, в остальное время осваиваются базовые виды). В настоящее время действует программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов с направленным развитием двигательных способностей (А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, 2000), носящая соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества и исходя из сущности общего и среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему гармоническому развитию личности. В примерной программе для основного общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность.

Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).

В первом разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры, раскрываются представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности.

Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, адресованные учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или хронические заболевания).

В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению оздоровительных форм занятий физической культурой, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, самомассажа и гигиенических процедур.

В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории развития Древних и Современных Олимпийских Игр, раскрываются основные понятия спортивной тренировки (нагрузка, физические качества, техника двигательных действий), даются представления об общей и специальной физической подготовке и формах их организации. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью», приводятся физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. Отличительными особенностями этого раздела является то, что по решению Совета школы, учащимся может быть предложено углубленное освоение одного из видов спорта с соответствующим увеличением объема часов (до 25%) на его освоение. При этом предусматривается, что увеличение часов осуществляется за счет уменьшения их по другим разделам и темам раздела «Спортивно-оздоровительная деятельность». В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведении самостоятельных занятий спортивной подготовкой. Ретроспективный анализ программ по физическому воспитанию показал, что каждая программа отражает, прежде всего, социальный заказ того времени, к которому она относится. Но при этом содержание большинства программ учитывает широкие возможности физической культуры и спорта в деле всестороннего гармоничного развития личности и укрепления здоровья подрастающего поколения. К сожалению, как показывает практика, далеко не всегда заявленные программы были реализованы в полной мере.

Рассматривая оздоровительный потенциал системы физического воспитания, необходимо обратится к анализу учебных программ по этой дисциплине, для более полного рассмотрения вопроса формирования системы знаний в сфере физической культуры у школьников.

Для сравнения мы представляем программы по физическому воспитанию авторов В.И. Ляха, А.А. Зданевича 4 класс и «Программу общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы» автора А.П. Матвеева.

Рассматривая программу В.И. Ляха, А.А. Зданевича мы видим, что программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается со второго полугодия второго класса (или раньше в соответствии с решением педагогического совета школы). Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод. Большинство заданий учащимся первого класса рекомендуется планировать и давать в форме игры.

По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. Распределение учебного времени на прохождение базовой части программного материала по физической культуре в 1-4 классах составлено в соответствии с «Комплексной программой физического воспитания учащихся» (В.И. Лях, А.А. Зданевич). При этом вид программного материала «Лыжная подготовка» - заменена разделом «Кроссовая подготовка», на изучение раздела «Подвижные игры» добавлено часов. Часы вариативной части дополняют основные разделы программного материала базовой части, при этом с учетом рекомендаций Минобрнауки РФ с целью содействия физическому развитию обучающихся, повышению двигательной активности в режиме учебного дня увеличено изучение программного материала в разделах «Подвижные игры», «Легкоатлетические упражнения».

Урок физической культуры - основная форма обучения жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья школьника. Уроки решают задачу по улучшению и исправлению осанки; оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому развитию; воспитывают координацию движений; формируют элементарные знания о личной гигиене режиме дня; способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность.

Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

Укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;

Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;

Формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;

Воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, пульс и т.д.)

В соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию главными задачами для учителя являются:

Укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому физическому развитию;

Развитие координационных способностей;

Формирование простейших знаний о личной гигиене, режиме дня;

Приобщение к самостоятельным занятиям (дома), подвижным играм;

Воспитание морально-волевых качеств;

Воспитание устойчивого интереса к двигательной активности;

Обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;

Развитие умения контролировать уровень своей двигательной подготовленности.

Уроки физической культуры должны строиться на принципах демократизации, гуманизации, педагогике сотрудничества, личностного и деятельностного подходов, оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Программа включает в себя содержание только урочных форм занятий по физической культуре.

Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без них невозможна успешная адаптация к жизни и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, какую профессию выбирает молодой человек в будущем.

Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных особенностей работы школы и индивидуальных способностей учеников, в отличие от вариативной части, где всё это учитывается.

Рассмотрим программу Общеобразовательных учреждений Физическая культура. Начальные классы 1-4, автор А.П. Матвеев.

В соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего (2 стандарт) образования по физической культуре предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью.

В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности, целью данной программы по физической культуре является формировании у учащихся 4 классов основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Данная программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих образовательных задач:

· укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных жизнеобеспечивающих систем организма;

· совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

· формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

· развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

· обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Структура и содержание учебного предмета задаются в данной программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».

Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.

Раздела «Физическое совершенствование» (физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно оздоровительная деятельность) ориентирован на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.

Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Лыжные гонки» и «Плавание». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.

В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудованием. В IV классе, на завершающем этапе начального образования, содержание обучения усложняется. Это проявляется прежде всего в том, что школьники должны теперь осваивать не отдельные упражнения и движения, а элементы и фрагменты двигательной деятельности. Так, по разделу «Гимнастика с основами акробатики» - это освоение целостных (соревновательных) комбинаций, по разделам «Футбол» и «Баскетбол» - игра по упрощенным правилам.

Освоение учебного материала практических разделов программы сочетается с усвоением основ знаний и способов двигательной деятельности.

Проведение уроков по этой программе позволит значительно повысить воспитательный и оздоровительный эффект.

Тема и содержание урока, во время учебного процесса может варьироваться по усмотрению учителя, ориентируясь на уровень физической подготовленности класса; на материально-техническую базу школы; на климатические условия и места проведения урока. Учитель физической культуры имеет право вводить в учебный процесс дополнительные темы, сокращать или упрощать предлагаемый в программах учебный материал, при этом учителю необходимо избегать учебных перегрузок учащихся, не нарушая логику распределения программного содержания, не выходить за рамки Требований Государственного стандарта.

Использование всего периода обучения программа является оправданным, поскольку позволяет учителю физической культуры на протяжении всего периода обучения осуществлять объективную оценку успеваемости учащихся с учётом индивидуальных возрастных и особенности полового развития каждого ученика.

Учитель вправе самостоятельно разрабатывать индивидуальные возрастные шкалы требований (контрольные задания) и в соответствии с ними оценивать успеваемость учащихся). На знания о физической культуре по программе А.П. Матвеева в 4 классе отводится 8 часов. В программе же В.И. Ляха, А.А. Зданевича знания о физической культуре подразделяются на естественные основы и социально-психологические. «Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (1-11 классов)» под редакцией Матвеева А.П. (1995 г.) характеризовалась акцентированной направленностью на формирование у школьников научно обоснованного мировоззрения, связанного с телесной культурой человека, а также системой знаний умений и навыков. В соответствии с целью школьного физкультурного образования в программе выделялись три этапа обучения:

4. «Учись у учителя», для учащихся младших классов (уровень начального физкультурного образования);

5. «Учись вместе с учителем» (уровень неполного физкультурного образования);

6. «Учись быть учителем» (уровень полного физкультурного образования).

Программа рассчитана на освоение учебного материала в рамках учебно-методических занятий и факультативных занятий по избранному виду спорта. Разделы программы (теоретико-методических основ, базовых основ физкультурной деятельности, зачетных требований), предусматривают спортивную специализацию, обеспечивают овладение школьниками техникой упражнений, способствуют воспитанию у них общих и специальных физических качеств и овладению ими методическими знаниями и умениями использовать разученные движения в самостоятельно реализуемых формах физической культуры.

Учебные занятия, согласно этой программе, строятся по принципу спортивной тренировки и с учетом пола и возраста занимающихся.

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов в 1996 г. предусматривала решение следующих задач: укрепление здоровья, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных способностей; приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; воспитание самостоятельности и сознательности при занятиях физическими упражнениями; воспитание нравственных и развитие психических качеств и свойств личности.

В программе А.П. Матвеева формирование знаний осуществляется на основе изучения понятий о физической культуре, основных способах передвижения человека, профилактики травматизма и правил поведения на водоёмах.

Таким образом, при сравнительном анализе представленных программ по физической культуре мы видим, что формирование системы знаний предусмотрено авторами обеих программ.

Итак, исследование проблемы содержания учебного предмета «физическая культура» в школе показало, что она еще далека от разработанности. В 2011-2012 учебном году на всех ступенях общего образования используется комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Основные содержательные линии программы физического воспитания реализуется в двух направления - развитие двигательных умений и навыков, развитие и совершенствование двигательных качеств. Предполагается их интегрирование посредством применения метода «сопряженного упражнения». Формирование системы знаний в сфере физической культуры зачастую сводится к механической передаче готовой информации, а в большинстве случаев даже такой способ не используется, и урок сводится лишь к овладению двигательными навыками и минимально к развитию физических качеств. Передача теоретической информации не способствует формированию познавательного интереса у школьников как направленности личности на овладение всей системой знаний. Существуют разные подходы учителей физической культуры, которые предполагают проводить работу по формированию ситемы знаний за счет дополнительного времени (факультативы, дополнительные уроки физической культуры), что не соответствует, нормативным документам, а самое главное, выходит за рамки программы.

В связи с рассмотренными подходами, намеченной проблемой, возникает необходимость в проведении нашего исследования по формированию системы знаний в сфере физической культуры у школьников в соответствии с требованиями, предъявляемыми Государственным образовательным стандартом к знаниям учащихся. Поэтому, для формирования физической культуры личности данным факторам необходимо уделять особое место при работе с детьми.

Программы для общеобразовательных учреждений:

В настоящее время в практике ОУ используются образовательные программы: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (сост. В.И. Лях, А.А. Зданевич.- М.: «Просвещение», 2005); Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальная школа (1-4 классы). Основная школа (5-9 классы). Средняя школа (10-11 классы) (сост. А.П. Матвеев. - М.: «Просвещение», 2008).

Структура программы по физической культуре на примере комплексной программы для учащихся 1-11 классов (сост. В.И. Лях, А.А. Зданевич.- М.: «Просвещение», 2005).

Пояснительная записка включает: цели и задачи Ф.В., содержание программного материала базовой и вариативной (дифференцированной) части. Базовый компонент составляет основу государственного образовательного стандарта в сфере физической культуры. Вариативная часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных особенностей детей, региональных, местных и национальных особенностей.

Часть 1. Основные разделы программы (1- 4 классы,5-9 классы, 10-11 классы): 1.1. Цели и задачи. 1.2.Организационно-методические указания. 1.3.Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов). 1.4. Базовая часть содержания программного материала: 1.4.1.Основы знаний о физической культуре.1.4.2.Спортивные игры.1.4.3.Гимнастика с элементами акробатики.1.4.4.Лыжная подготовка.1.4.5.Элементы единоборств.14.6.Плавание.1.5. Вариативная часть программного материала (национальные вида физических упражнений, игры, единоборства, прикладные виды спорта и др.).

Часть 2. Физкультурно-одоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки, физкультпаузы, физические упражнения и подвижные игры удлиненных переменах). Часть 3 . Внеклассная работа (спортивные секции). Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (дни здоровья и спорта, спартакиады, туристические слеты, походы, физкультурные праздники).

Технология разработки плана-конспекта урока физической культуры в школе.

План-конспект урока - документ планирования педагогического процесса по физическому воспитанию на каждый урок на основе рабочей программы и представляет собой полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются: задачи урока: образовательные, воспитательные, оздоровительные (пример), время, место проведения, дата проведения, инвентарь и оборудование, определяется содержание урока в соответствии с ГОСом и рабочей программой, подбираются необходимые средства (упражнения) с указанием параметров нагрузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность в мин., сек и т.п.), разрабатываются организационно-методические указания.


При разработке содержания: 1) определить средства и методы; 2) уточнить инвентарь и оборудование; 3) разработать методы организации деятельности учащихся на уроке (фронтальный, групповой и др.); 4) определить критерии оценки.

План-конспект урока физической культуры в……классе

Задачи урока:

Место проведения-


Общей целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ учебных программ по физическому воспитанию.

Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях образовательных учреждений в последние годы постоянно находится в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и спорту и педагогов-практиков.
В научной литературе подчеркивается, что конкретным объектом управления всегда является деятельность или отдельные ее составляющие. Управление физкультурно-оздоровительной работой обязательно предполагает определение цели предстоящей деятельности, наилучших путей и средств к ее достижению.
Общей целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В соответствии с этим, программа основного общего образования своим предметным содержанием ориентируется на достижение следующих практических целей:

  • развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания и построении индивидуальной стратегии здорового образа жизни каждым учащимся.


Рассматривая оздоровительный потенциал системы физического воспитания, необходимо обратится к анализу учебных программ по этой дисциплине.

Основная часть

Еще в конце 18 века Новиковым Н. И. впервые в России было введено понятие «физическое воспитание».


Предпосылки школьной системы физического воспитания в России формируются во второй половине 19 века. В этот период в европейских странах активно создаются национальные системы физического воспитания. Передовая общественность, озабоченная физическим состоянием молодежи, активно ведет поиск новых форм, средств и методов в физическом воспитании и спорте.


Особый вклад в создание отечественной системы физического воспитания внес Лесгафт П. Ф. Его перу принадлежит фундаментальный труд «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888 – 1901).


Россия, имея высокие темпы развития в экономическом и культурном аспекте, тем не менее, не создала собственной системы физического воспитания.
В России на рубеже 19-20 века в школах не существовало единой системы физического воспитания, как и единой программы по нему. В народных школах физическое воспитание отсутствовало, в учебных учреждениях для привилегированных слоев населения уроки проводились в том случае, если позволяли условия.


В учебных заведениях нового типа занятия по физической культуре являлись обязательными, в объеме не менее 4 – 6 часов в неделю. В них внедрялись передовые программы по физическому воспитанию, разработанные Лесгафтом П. Ф., Бокиным П. Н., Анохиным А. К.
Основу программы по физическому воспитанию врача А. К. Анохина составляли подвижные игры, различные виды гимнастики, элементы отдельных видов спорта, несложный ручной труд. Уже в тот же период в программах нового типа подчеркивалась важность врачебного и педагогического контроля за процессом физического воспитания учащихся. В связи с этим Анохин А. К. рекомендовал проведение контрольного тестирования физической подготовленности и состояния здоровья детей 2 раза в год.


Вопросы индивидуализации нагрузок в процессе физического воспитания детей нашли отражение в программе врача Рудина В. В. В «Школе правильного физического развития» В. В. Рудин разделил учащихся на четыре антропометрические группы: «хорошо развитых», «средне развитых», «слабогрудых», «слабосильных». Для каждой из этих групп Рудиным В. В. была составлена специальная программа с учетом выявленных отклонений в физическом развитии. Им была высказана мысль, что физическое воспитание следует оценивать по антропометрическим изменениям, а не «баллами по предметам физических упражнений».

Начиная с первых лет существования советской школы физическое воспитание включалось в новые учебные планы. В школах – девятилетках на уроки физического воспитания отводилось по 2 часа в неделю.
Помимо учебных занятий школьники посещали во внеучебное время кружки физической культуры, создаваемые при школах. В летний период организовывались лагеря, санатории для городских школьников.
В 20-е годы группа научных работников и врачей (Головинский Н. В., Игнатьев В. Е., Гориневский В. В. и др.) приступила к научному обоснованию советской системы физического воспитания.
В 1919 г. разработано содержание занятий физической культурой с детьми и подростками. Эти материалы стали основой для составления губернскими отделами народного образования примерных программ. Основу программ составляла гимнастика, в большинстве случаев приближенная к сокольской, в том числе: строевые и порядковые упражнения, перечень военных умений и навыков, подвижные и некоторые спортивные игры.
Идеи пролетарского культа легли в основу «Схематической программы физического воспитания и трудовых навыков в возрасте от 7 до 18 лет на основе пролетарской физкультуры». Набор средств имел четко выраженную воспитательно-поддерживающую направленность.

В 1927 г. Наркомпрос утвердил первые обязательные школьные программы по физической культуре для школ I и II ступени. В них были выделены следующие разделы: цели, задачи, средства и методы физического воспитания, ориентировочные учебные нормативы. Количество уроков- не менее 2-3 в неделю. Кроме урочных форм рекомендовались и другие формы двигательной активности: гимнастика до занятий, массовые игры и спортивные развлечения, пляски, экскурсии. Основу данных программ составляла гигиеническая направленность процесса физического воспитания.
Основными принципами советской системы школьного физического воспитания в 30-е годы становятся политизация, военизация и трудовая направленность. Важным фактором, предопределившим содержание и структуру школьных программ по физической культуре 1932 г., явилось введение физкультурного комплекса ГТО СССР. В начале 1934 г. комплекс БГТО вошел в практику работы по физическому воспитанию.

В соответствии со структурой вводимого комплекса ГТО весь программный материал для каждой школьной группы включал физические упражнения, теоретические знания, физкультурно-организационные и санитарно-гигиенические навыки, учебные нормативы.

В 30-е годы уже около 90 % учащихся были охвачены обязательными физкультурными занятиями – школьными уроками.
Обострение военно-политической обстановки в Европе обусловило необходимость слияния процессов физического воспитания и военной подготовки.

В 1942-43 учебном году в связи с введением военной подготовки для школьников всех возрастов была принята «Программа начальной и допризывной военной подготовки учащихся 5-10 классов неполных средних и средних школ и техникумов». Для всех школ была обязательной гимнастика до учебных занятий продолжительностью 10-15 минут.

На рубеже 40-50-х годов в СССР берется курс на повышение престижа советского спорта на международной арене. В этой связи спортизация становится основой содержания учебных программ по физической культуре.
В программе 1954 г. на изучение предмета «Физическая культура» во всех классах отводится 66 часов в год. В качестве основных задач обозначены образовательные, направленные на обучение умениям и навыкам в основных видах спорта. Для 8 - 10-х классов были составлены раздельные программы для девушек и юношей.


Основной формой классной работы стал урок, внеклассной – секции по видам спорта. Школьные программы физического воспитания предусматривали, чтобы семиклассники были значкистами БГТО, десятиклассники – ГТО I ступени.

В новых учебных планах и программе 1960 г. особое внимание уделялось комплексному подходу. Для каждого класса указывались ведущие задачи обучения по разделам программы. Программа состояла из двух частей: первая включала общий для всех учебный материал по гигиене физических упражнений, гимнастике, атлетике, лыжной подготовке, подвижным играм, баскетболу; вторая – материал углубленных занятий по одному избранному школой разделу программы. Основной акцент делался также на решение образовательных задач физического воспитания.

В 1975 г. была подготовлена и утверждена новая, усовершенствованная программа. В 9-10 классах ею предусматривались следующие виды спорта:

  • гимнастика,
  • легкая атлетика,
  • лыжная подготовка,
  • классическая борьба,
  • спортивные игры.

Впервые в каждом разделе программы предлагался конкретный материал в виде перечня специально подобранных физических упражнений.
Программа 1983 г. по физической культуре для учащихся 4-10 классов была обусловлена необходимостью дальнейшего подъема массовости физической культуры и спорта. Были внесены следующие изменения: включено содержание теоретических требований, традиционные разделы дополнены элементами футбола, конькобежной подготовки, плаванием. К элементам художественной гимнастики для старшеклассниц добавлены современные и национальные танцы. Впервые введены 2 раздела: «Навыки и умения самостоятельных занятий», «Межпредметные связи».

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы 1984 г. обозначила необходимость организации ежедневных занятий физической культурой школьников. Данный аспект был положен в основу «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы», вступившей в силу с 1 сентября 1985 г. Содержание программы состояло из четырех частей: 1 – физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня; 2 – программный материал для уроков физической культуры; 3 – внеклассные формы физического воспитания; 4 – общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Структура программного материала включала основы знаний, навыки, умения, развитие физических качеств, учебные нормативы. Особое внимание уделялось самостоятельным занятиям школьников. Подчеркивалась роль семьи в приобщении ребенка к систематическим занятиям физической культурой. Программа впервые согласованно объединяла все сложившиеся за последние годы формы школьной физической культуры в единый физкультурно-оздоровительный режим.

В 1992 г. была разработана и принята школьная программа «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей» (авторы: В.И. Лях, Г.Б. Мейксон). Впервые программное и нормативное содержание школьной программы не увязывается с комплексом ГТО. Вводится базовый (обязательный) и вариативный (дифференцированный) компонент учебного материала. Его соотношение в учебной программе рекомендуется как 60-75 % для базовой части, 25-40 % - для вариативной. Объем организованной двигательной активности учащихся должен составлять 7-12 часов в неделю для юношей, 4-9 часов для девушек.

С середины 90-х годов возможности внедрения авторских программ в практику школьного физического воспитания значительно расширяются.
«Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (1-11 классов)» под редакцией Матвеева А. П. (1995 г.) характеризовалась акцентированной направленностью на формирование у школьников научно обоснованного мировоззрения, связанного с телесной культурой человека, а также системой знаний умений и навыков. В соответствии с целью школьного физкультурного образования в программе выделялись три этапа обучения:

  1. «Учись у учителя», для учащихся младших классов (уровень начального физкультурного образования);
  2. «Учись вместе с учителем» (уровень неполного физкультурного образования);
  3. «Учись быть учителем» (уровень полного физкультурного образования).

Программа рассчитана на освоение учебного материала в рамках учебно-методических занятий и факультативных занятий по избранному виду спорта. Разделы программы (теоретико-методических основ, базовых основ физкультурной деятельности, зачетных требований), предусматривают спортивную специализацию, обеспечивают овладение школьниками техникой упражнений, способствуют воспитанию у них общих и специальных физических качеств и овладению ими методическими знаниями и умениями использовать разученные движения в самостоятельно реализуемых формах физической культуры.

Учебные занятия, согласно этой программе, строятся по принципу спортивной тренировки и с учетом пола и возраста занимающихся.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов в 1996 г. предусматривала решение следующих задач: укрепление здоровья, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных способностей; приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; воспитание самостоятельности и сознательности при занятиях физическими упражнениями; воспитание нравственных и развитие психических качеств и свойств личности.
Программа содержит комплексный подход в оценке физической подготовленности детей школьного возраста – важного компонента показателя здоровья.


Попытка решения задач физического воспитания школьников средствами одного вида спорта реализована в «Программе физического воспитания учащихся 1-11 классов», основанная на одном виде спорта (баскетбол). Авторы разработки Литвинов Е. Н, Виленский М. Я, Туркунов Б.И.
Спортивная направленность программы входит в противоречие с реализацией прикладной функции школьного физического воспитания, т.к. не учитывается соотношение базового и вариативного компонентов программы.

Программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов «Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ)» разработана авторами Попковым А. В., Литвиновым Е. Н. (1996). Программа состоит из материала, основанного на «Комплексной программе физического воспитания учащихся». Разделы программы: основы знаний, элементы АПГ, двигательные умения и навыки, игры. Учебные нормативы отсутствуют. Элементы АПГ включены в программу в объеме от 20 до 50 % (в зависимости от параллели классов, в остальное время осваиваются базовые виды).
В связи с приказом Министерства образования РФ и олимпийского комитета России «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и олимпийских игр» в программах 1996 г. помещены методические рекомендации «Основы олимпийских знаний».

В настоящее время действует программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов с направленным развитием двигательных способностей (А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, 2000), носящая рекомендательный характер. В данной программе указано, что в соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества и исходя из сущности общего и среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему гармоническому развитию личности.

В примерной программе для основного общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).

Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга.

В первом разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры, раскрываются представления о современных оздоровительных системах физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности.

Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, адресованные учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или хронические заболевания).

В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению оздоровительных форм занятий физической культурой, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, самомассажа и гигиенических процедур.

Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся.

В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории развития Древних и Современных Олимпийских Игр, раскрываются основные понятия спортивной тренировки (нагрузка, физические качества, техника двигательных действий), даются представления об общей и специальной физической подготовке и формах их организации.

Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью», приводятся физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. Отличительными особенностями этого раздела является то, что по решению Совета школы, учащимся может быть предложено углубленное освоение одного из видов спорта с соответствующим увеличением объема часов (до 25%) на его освоение. При этом предусматривается, что увеличение часов осуществляется за счет уменьшения их по другим разделам и темам раздела «Спортивно-оздоровительная деятельность».

В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведении самостоятельных занятий спортивной подготовкой.

Ретроспективный анализ программ по физическому воспитанию показал, что каждая программа отражает, прежде всего, социальный заказ того времени, к которому она относится. Но при этом содержание большинства программ учитывает широкие возможности физической культуры и спорта в деле всестороннего гармоничного развития личности и укрепления здоровья подрастающего поколения. К сожалению, как показывает практика, далеко не всегда заявленные программы были реализованы в полной мере.

Сегодня основными задачами физкультурно-спортивной работы в школе специалисты считают формирование у учащейся молодежи физической культуры и приучение к здоровому образу жизни, привитие интереса к физкультурно-спортивной деятельности, выработку навыков регулярных занятий физическими упражнениями, содействие эмоциональному, интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности, формирование творческих способностей.

Новые школьные программы по физическому воспитанию направлены на решение именно этих задач.

В новых школьных программах по физическому воспитанию предусматривается большее, по сравнению со старыми программами, количество часов, выделяемых на подвижные и спортивные игры , а также большее разнообразие игр.

В нашей стране можно выделить четыре основных подхода к переосмыслению содержания физкультурно-спортивной работы в школах и других учебных заведениях. Первый ориентируется, главным образом, на усвоение учащимися определенных знаний в сфере физической культуры и спорта, а также двигательных умений и навыков. В рамках второго подхода акцент делается на значимом тренировочном эффекте и высоком уровне развития физических качеств посредством увеличения объема обязательных занятий физкультурой. Третий, спортивно-ориентированный, подход основан на рациональном сочетании классно урочной и секционных форм занятий определенными видами спорта. Ставится задача формирования у учащихся привычки систематически заниматься избранными видами двигательной активности. В рамках четвертого – оздоровительного подхода, как высшая ценность рассматриваются здоровье учащихся и соответствующий уровень их физического развития, физической подготовленности.

В ходе поиска инновационных подходов к организации учебных занятий с детьми и подростками, психологами и специалистами была выявлена особая значимость и привлекательность для них игровой деятельности. Подвижные и спортивные игры позволяют решить целый комплекс важных задач в работе с детьми и подростками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические качества, но и умственные, психические и творческие способности, нравственные качества и т.д. Систематическое использование подвижных игр на уроках физкультуры, в группах продленного дня, на удлиненных переменах в школах способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умственной работоспособности. Спортивные игры можно по праву назвать средством всесторонней физической подготовки учащихся.

Планирование учебного процесса по физической культуре для проведения уроков по спортивным играм со школьниками.

Планирование спортивной подготовки

В вузах при работе со студентами-спортсменами используются специальные документы: годовые планы работы, графики учебного процесса, календари соревнований, индивидуальные планы, планы-конспекты занятий. Документы предусматривают принципы спортивной тренировки, учитывая объем и индивидуальность нагрузки. В то же время классическая система подготовки спортсменов высокой квалификации предусматривает начало занятий с 8-11 лет.

Урок - основная форма организации занятий по спортивным играм.

Основной формой организации и проведения занятий по спор­тивным играм является урок , который проводится с постоянным составом занимающихся по установленному твердому расписа­нию и под руководством преподавателя. Достижение высоких спортивных результатов невозможно, кроме того, без системати­ческого выполнения утренней гимнастики, самостоятельной ра­боты над техникой и тактикой, участия в соревнованиях.

Каждый отдельно взятый урок должен быть связан как с пре­дыдущими, так и с последующими уроками. Урок составляется по определенному плану , что дает возможность преподавателю распределить материал в нужной последовательности и преду­смотреть организацию и методы проведения занятий в зависимо­сти от конкретных условий.

Перед каждым уроком выдвигаются конкретные задачи, вы­текающие из общих задач учебно-тренировочного процесса. При определении задач урока следует учитывать состав занимающих­ся, их подготовленность, состояние материальной базы и конечную цель занятий с данной группой. Исходя из конкретных задач урока, определяется и его содержание.

Структура урока по спортивным играм предусматривает три части - подготовительную, основную и заключительную, каждая из которых имеет свои преимущественные задачи и типовые сред­ства.

1-я часть урока - подготовительная.

Основное назначение: организация и подготовка занимаю­щихся к последующей деятельности.

Задачи: 1. Организация группы для занятий, мобилизация внимания и повышение эмоционального тонуса занимающихся.

2. Подготовка двигательного аппарата и повышение деятель­ности нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

2-я часть урока - основная.

Основное назначение: обучение специальным знаниям и на­выкам и их совершенствование.

Задачи: 1. Повышение уровня физического развития и подго­товленности занимающихся.

2. Дальнейшее развитие и воспитание двигательных, мораль­ных и волевых качеств, подготовка занимающихся к повышен­ным напряжениям.

3. Овладение техническими и тактическими навыками игры. Типовые средства: специально-подготовительные упражнения,

упражнения в технических и тактических приемах и действиях, игровые упражнения и подготовительные игры, командные игры (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и др.)- 3-я часть урока - заключительная.

Основное назначение: завершение урока.

1. Постепенное снижение (успокоение) деятельности органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной и мышечной си­стем.

2. Подготовка к последующей (после урока) деятельности.

3. Подведение итогов урока.

Типовые средства: медленная ходьба, бег в умеренном темпе, строевые упражнения, упражнения на внимание и расслабление, игровые упражнения, не требующие большой интенсивности дей­ствий, разбор ошибок и замечания по уроку.

Организация деятельности учащихся (выполнения физических упражнений) на уроке спортивных игр.

Особенности проведения занятий по спортивным играм со школьниками разных возрастов.

В этом возрасте дети не могут сосредотачивать внимание достаточно длительное время, и поэтому необходимо чаще менять задания, шире использовать игровую, соревновательную форму, проводить обучение по преимуществу целостным методом с большой долей показа и подводящих упражнений.

Секционные занятия по видам спорта в системе образования проводят преподаватели спортивно-секционной подготовки детских юношеских клубов физической подготовки при областных региональных центрах физической культуры и спорта. Преподаватель спортивно-секционной подготовки в отличие от тренера узкой специализации по боксу, дзюдо, футболу, таэквондо и т.д. является спортивным специалистом широкого профиля. Наряду со знаниями физического воспитания он должен владеть базовыми знаниями по игровым видам спорта и единоборств, в совершенстве владеть методикой преподавания с учетом возрастной психологии, физиологии человека.

Спортивно-секционная подготовка по видам спорта проводятся по учебным программам и учебным планам рассчитанным в основной, старшей школах 1.30 академических часов три раза в неделю, в средне-специальных, высших учебных заведениях 1.30 академических часов четыре раза в неделю на 52 недели секционных занятий, соревнованиях, спортивно-оздоровительных лагерях и по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха в период школьных каникул.

Основными формами работы ДЮКФП являются:

Спортивно-секционная подготовка (индивидуальные и групповые);

Спортивно-секционная подготовка на учебно-секционных сборах;

Участие на соревнованиях;

Учебно-секционный процесс в оздоровительно-спортивном лагере;

Медико-восстановительные мероприятия;

Теоретические занятия;

Инструкторская и судейская практика;

Просмотр и анализ учебных кинофильмов, видеопрограмм, спортивных соревнований;

Составление перспективного плана и анализ работы за год.

Занятия в спортивно-секционных и спортивно-оздоровительных группах проводятся в общеобразовательных школах, в среднеспециальных учебных заведениях с использованием имеющихся спортивных сооружений, спортинвентаря и оборудования. Для обеспечения круглогодичных учебно-секционной подготовки и активного отдыха учащихся в период каникул при учебных заведениях организовываются оздоровительно-спортивные лагеря.

ДЮКФП организует и проводит воспитательную работу с учащимися по утвержденному директором плану. Воспитательная работа должна способствовать всестороннему гармоничному развитию личности, любви к Родине и ответственности перед коллективом и осуществляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей уровня спортивного мастерства.

Учебно-секционную подготовку, спортивно-массовые мероприятия по видам спорта ДЮКФП проводит после окончания уроков общеобразовательных предметов, выходные, праздничные и каникулярные время среди юношей и девушек раздельно 5-6,7-8,9-11 классов, под общим руководством Национального научно-практического центра физической культуры.

2,25Задачи и содержание процесса подготовки в ДЮСШ (1)

Направленность и содержание подготовки юных волейболистов оп­ределяются прежде всего возрастными особенностями функционирова­ния органов и систем организма, психологическими особенностями и ориентируются на модельные характеристики спортсменов высшей ква­лификации.

По особенностям психофизиологического развития детей школьно­го возраста занимающиеся волейболом в ДЮСШ условно делятся на следующие возрастные группы: 8-10 лет, 10-12 лет, 12-14 лет, 14-16 лет, 16-18 лет.

8-10 лет (группы начальной подготовки). До 10-летнего возраста су­щественных различий в темпах прироста развития организма у мальчи­ков и девочек не наблюдается.

Окостенение рук, ног, тазовых костей в начальной стадии. Слабо­развитая мускулатура спины при увеличенных нагрузках может выз­вать деформацию позвоночных изгибов.

Функциональные показатели нервной системы еще далеки от со­вершенства. Резко выражено запредельное торможение. Восприятие но­вых движений носит созерцательный характер. Выделяют наиболее за­поминающиеся детали движения, а важные части упражнения упуска­ют. Внимание и точность движений развиты слабо, особенно при разу­чивании движений. Поэтому направленное обучение технике волейбола нецелесообразно.

Основные задачи подготовки:

1. Обучение технике выполнения физических упражнений для фор­мирования двигательных навыков и умений.

2. Содействие гармоничному развитию растущего организма, ук­репление здоровья, развитие ловкости, скоростно-силовых способнос­тей, общей выносливости, гибкости.

3. Ознакомление с основами техники игры в волейбол.

4. Выявление перспективных юных спортсменов для обучения в СДЮШОР.

Обучение физическим упражнениям осуществляется с помощью методов наглядности, использования слова, метода упражнений, игро­вого и соревновательного с соблюдением принципов тренировки - от простого к сложному, от известного к неизвестному

Планирование учебно-тренировочного процесса по спортивным играм в спортивных секциях, группах, командах.

При планировании учебной работы по физическому воспитанию школьников необходимо помнить о такой его важной составляющей, как деятельность спортивных секций и проведение соревнований.

Необходимо позаботиться о том, чтобы спортивные секции были организованы в первую очередь по видам физической подготовки, включенным в учебную программу. Это даст возможность учителю физкультуры подготовить актив, способный оказать ему помощь при проведении уроков и спортивных мероприятий.

Участие школьников в спортивных соревнованиях позволяет лучше закрепить учебный материал уроков физкультуры. Для этого календарный план спортивно-массовых мероприятий, в том числе соревнований, должен быть максимально увязан с графиком учебного процесса и рабочими планами педагогов. Оптимально, когда в зависимости от вида физических упражнений, изучаемых на уроке, планируется и проведение спортивных соревнований. Например, после изучения техники игры надо проводить общешкольные соревнования по спортивным играм и вовлечь в них максимальное число участников.

2,26Основы планирования тренировочной работы

Цель системы подготовки спортивных резервов состоит в том, что­бы подготовленность юных волейболистов, прошедших многолетний курс обучения, отвечала требованиям, предъявляемым командам выс­ших разрядов. Эти требования и служат ориентиром в программирова­нии подготовки юных спортсменов и разработке нормативов.

Эффективность планирования существенным образом зависит от показателей, на основании которых разрабатываются планы и осуще­ствляется оценка тренировки. Все показатели, которые сопровождают тренировочную работу, отражены в программном материале для ДЮСШ (тренировочные режимы, распределение времени на виды подготовки и др.).

Процесс качественной тренировочной работы достигнет высокой эффективности в том случае, если он осуществляется систематически, на основе перспективного плана, разработанного с учетом возрастных особенностей растущего организма, подготовленности спортсмена, ре­жима его жизни, учебы.

Соблюдать последовательность в постановке задач. Первые два-три года занятий в ДЮСШ - создание прочного фундамента всесторонней подготовленности иобучение спортивной технике. Далее - развитие физических качеств и совершенствование спортивной техники и такти­ки в соответствии с возрастными особенностями.

Подготовленность спортсмена будет прогрессивно повышаться лишь в том случае, если тренировочные и соревновательные нагрузки на всех этапах работы будут полностью соответствовать функциональным воз­можностям организма юного спортсмена.

Каждый период следующего годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок, чем предшествующий.

Для спортсменов младшего возраста целесообразно составлять перс­пективные планы на 2-3 года; для старшего возраста - на более дли­тельные сроки.

Перспективные планы разрабатываются как для группы, так и для одного спортсмена.

Перспективный (групповой) план включает следующие разделы:

Краткая характеристика группы;

Цель и основные задачи многолетней тренировки;

Этапы подготовки и основная направленность тренировок по эта­пам;

Спортивно-технические показатели и контрольные нормативы, характеризующие подготовленность спортсменов;

Педагогический и врачебный контроль. Годовой план расшифровывает определенный год перспективного плана и состоит из следующих разделов:

характеристика команды;

Цель спортивной подготовки;

Основная направленность работы по периодам годичного цикла;

Основные средства тренировки и их распределение в течение года;

Участие в соревнованиях;

Контроль подготовки.

Учебная программа Т.В. Мамченко "Физическая культура для учащихся 5-9 классов" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 17.12. 2010 г. № 1897) , фундаментального ядра содержания общего образования и основной образовательной программы ООО МБОУ г. Абакана "Лицей".

Цели и задачи физического воспитания обучающихся 5-9 классов направлены на:

  • -cодействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
  • -обучение основам базовых видов двигательных действий;

формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основе системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

формирование представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности.

В среднем школьном возрасте (с 10-11 лет) техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование наиболее тесно переплетаются с развитием координационных способностей. В соответствии с дидактическими принципами (последовательность, систематичность и индивидуализация) учитель физической культуры должен приучать учащихся к тому, чтобы они выполняли задания на технику или тактику прежде всего правильно (т.е. адекватно и точно). Затем необходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий и, наконец, к находчивости при выполнении упражнений в изменяющихся условиях. В этой связи педагог должен умело переходить от стандартно-повторного к вариативному упражнению, игровому и соревновательному методам.

В 5-9 классах увеличиваются индивидуальные различия школьников, что необходимо учитывать при обучении движениям, развитии двигательных способностей, осуществлении процесса воспитания. В этой связи для группы школьников или отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп освоения программного материала, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подходы особенно важны для учащихся, имеющих низкие и высокие результаты в области физической культуры.

С 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч, волейбол или футбол. При наличии в школе, регионе определенных традиций и соответствующих условий вместо указанных спортивных игр в содержание программного материала можно включать любую другую спортивную игру (хоккей с мячом, с шайбой, на траве, бадминтон, теннис и др.).

После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям.

Наиболее целесообразными в освоении в 5-7 классах являются прыжки в длину с разбега способом "согнув ноги", в высоту с разбега способом "перешагивание". В 8-9 классах можно использовать другие, более сложные спортивные способы прыжков.

Учитывая большую доступность и естественность легкоатлетических упражнений, особое значение следует уделять формированию умений учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий (тренировок) в конкретных условиях проживания.

Начиная с 7 класса в содержание программного материала включены элементы единоборств. Этот материал, во-первых, способствует овладению учащимися жизненно важными навыками единоборств, во-вторых, оказывает разностороннее воздействие на развитие координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реагирования и перестроения двигательных действий, равновесие, вестибулярная устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц, дифференцирование силовых параметров движения) и кондиционных (скоростно-силовых, силовых, силовой выносливости) способностей. Занятия с использованием единоборств содействуют также воспитанию волевых качеств: смелости, решительности, уверенности.

Для обучения двигательным действиям учащихся основной школы используются следующие методы:

  • -метод разучивания упражнения по частям (расчлененно-конструктивный);
  • -метод разучивания упражнения в целом (целостно-конструктивный);

метод сопряженного воздействия.

Метод расчлененно-конструктивный предусматривает разучивание отельных частей движения с последующим их соединением (например, гимнастические комбинации). Этот метод применяется в следующих случаях:

  • -при обучении координационно-сложным двигательным действиям, когда нет возможности изучить его целостно;
  • -если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало связанных между собой;

если упражнение производится так быстро, что при целостном выполнении нельзя изучить и усовершенствовать его отдельные части;

когда целостное выполнение действия может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;

когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, чтобы поддержать интерес к учебной деятельности, сформировать уверенность в своих силах.

Сущность метода целостно-конструктивного упражнения состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной структуре без расчленения на части. Целостный метод позволяет разучить структурно несложные движения (например, бег, метания, ловля предмета) и применяется на любом этапе обучения. Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники. Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах возможно закрепление ошибок. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно.

Метод сопряженного воздействия применяется преимущественно в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность метода сопряженного воздействия состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

Для развития двигательных действий учащихся основной школы используется комплекс упражнений, который рекомендуется выполнять на уроках физической культуры после общей разминки.

Особенности подбора упражнений заключаются в необходимости гармоничного развития всех двигательных действий учащихся основной школы.

Именно поэтому, в программе по физической культуре ООО МБОУ г. Абакана "Лицей" выделяют упражнения, направленные на развитие опорно-двигательного аппарата, плечевого сустава, а также мышц позвоночного столба.

Для развития опорно-двигательного аппарата предлагается использовать упражнения с отягощением (набивные мячи, гантели, скамейки):

  • 1. Из основной стойки приседания с выносом рук с гантелями вперед и вставать на носки, отводя руки назад.
  • 2. Лежа на спине, сгибание и разгибание ног и туловища с захватом руками голени.

Из положения сидя руки сзади поднимание ног в угол с последующим возвращением в исходное положение.

Различные виды бега и прыжков.

Для развития плечевого сустава используются следующие упражнения:

1. Метание малого мяча в цель.

Введение баскетбольного мяча с обводкой стоек.

Для развития гибкости плечевого сустава, опорно-двигательного аппарата, и поясничного столба используются следующие упражнения:

Исходное положение (И.п.): лежа на спине. Выполнение: поднять прямые ноги, коснуться пола за головой, вернуться в и.п. с прямыми ногами.

И.п.: стойка ноги врозь, мяч набивной за головой. Выполнение: перенос центра массы с одной ноги на другую, поочередно меняя положение опоры. Голову и спину держать прямо.

Развитие двигательных действий учащихся 9 классов осуществляется посредством подвижных игр (эстафеты, выжигало и т.п.), выполнения общеразвивающих упражнений (бег, прыжки, приседания и т.п.), упражнений с партнером (прыжки с сопротивлением), акробатических (кувырки вперед и назад), на гимнастической стенке (подъем ног под прямым углом из виса на руках), с предметами (метанием мяча в корзину, метание гантели в цель); прыжков в длину с разбега; длинных кувырков через препятствия; стойки на руках; кувырков назад через стойку на руках; акробатические комбинации и т.п. Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности). Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми.

Согласно программы Т.В. Мамченко, каждый раздел направлен на развитие двигательных действий школьников 9 классов:

В разделе "Гимнастика", на изучение которого выделяется 21 час, осуществляется развитие мышц плечевого сустава и позвоночного столба;

в разделе "Лыжная подготовка", на изучение которого выделяется 24 часа, осуществляется развитие опорно-двигательного аппарата;

в разделе "Спортивные игры", на изучение которого выделяется 30 часов, осуществляется развитие мышц позвоночного столба, опорно-двигательного аппарата, а также мышц плечевого сустава.

Таким образом, учебная программа по физической культуре составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования и основной образовательной программы ООО МБОУ г. Абакана "Лицей". Для обучения двигательным действиям учащихся основной школы используются следующие методы: метод разучивания упражнения по частям (расчлененно-конструктивный); метод разучивания упражнения в целом (целостно-конструктивный); метод сопряженного воздействия. В программе по физической культуре ООО МБОУ г. Абакана "Лицей" выделяют упражнения, направленные на развитие опорно-двигательного аппарата, плечевого сустава, а также мышц позвоночного столба.

подросток двигательный физкультура