Почему вы решили родить ребенка? Если одна из причин та, что мы привели ниже, то срочно отказывайтесь от этого планирования.

Причина 1. Родить, потому что у всех уже есть дети

Одна из самых распространённых причин любого человеческого поведения — потому что все так делают. Когда мы окружены мамами: подругами, коллегами, родственницами, а у нас ещё нет своих детей, мы начинаем чувствовать себя ущербными, не такими, как все.

На деле может оказаться, что сейчас далеко не лучшее время для рождения крохи. Психологическая , скромные условия жизни, оборвавшаяся карьера или оказавшийся «не тем» мужчина могут существенно омрачить материнство. Не стоит ориентироваться на окружающих: что бы ни говорили врачи советской закалки, современная медицина позволяет вынашивать и рожать здоровых детей и после 30, и даже после 40 лет.

Причина 2. Родить, чтобы не остаться одной

Ещё один плохой мотив для рождения крохи — страх одиночества. Чаще всего возникает он на фоне неустроенной личной жизни, разлада с родителями и другими родственниками. «Кто ж мне стакан воды в старости подаст?» — думаете вы и решаете завести ребёнка вне зависимости от своего семейного, экономического и психологического состояния.

На деле , даже если ситуация на первый взгляд идеальна (у вас есть жильё, высокооплачиваемая работа, с ребёнком готовы сидеть бабушки или няни), неполная семья всё равно наложит отпечаток на жизнь малыша, его характер и поведение. А решение родить «для себя» по сути эгоистично и связывает ребёнка обязательством заботиться о маме, существенно ограничивая его физическую и моральную свободу. Не говоря уж о том, что устроить личную жизнь маме с крохой на руках будет куда сложнее.

Причина 3. Родить, потому что муж/родственники настаивают

«Когда ты собираешься заводить детей? Когда тебе 45 стукнет? Я так и помру, не дождавшись внуков, а муж уйдёт к другой, которая ему родит — вот увидишь!» Такие слова нередко заставляют уступить и решиться на рождение ребёнка. А то вдруг и правда, уйдёт и помрёт?

На деле не слишком желанный малыш может стать не особо любимым. Вероятно, мама всю жизнь будет бессознательно или осознанно и в открытую осуждать ребёнка за то, что он поломал её жизнь. Лишил хорошей работы, забрал красоту и молодость, отнял лучшие годы. Согласитесь, такой багаж никого не сделает счастливым. Прислушивайтесь к себе и не бойтесь отстаивать свои права перед родственниками. Ведь это будет ваш ребёнок, которого вы будете и за которого будете нести ответственность, а значит, и решение должны принимать исключительно вы без всякого давления извне. Вы имеете полное право не хотеть детей сейчас или вообще никогда.

Причина 4. Родить, потому что малыши такие милые

Некоторые девушки, почувствовав прилив нежности при общении с чужими малышами, насмотревшись на фото новорожденных и наряды для младенцев, решают, что пришла пора пойти на поводу у материнского инстинкта и реализовать свои желания.

На деле в поговорке «первый ребёнок — последняя кукла» есть смысл. И если нянчить милого крошку — единственное желание молодой мамы, она будет очень разочарована, когда малыш начнёт проявлять характер и действовать так, как хочется ему. А произойдёт это скоро.

Причина 5. Родить, потому что вышла замуж

Так заведено: люди встречаются, люди влюбляются, женятся… Следующий логичный шаг — появление первенца. И зачем с этим тянуть?

На деле эта ситуация похожа на ту, когда дети есть у всех вокруг. Психологи подтвердят: основной мотив поведения в рамках уклада и традиций — страх столкнуться с чем-то новым, выйти из зоны комфорта, потерять опору под ногами. Выйти замуж, потому что так надо, потому, что так надо. В этом случае будущие родители не задумываются о своих желаниях, возможностях и целях. Может, вам хотелось бы достичь определённых карьерных высот? Или попутешествовать вдвоём с любимым мужем? Малыш, лишивший вас надежды на это, вряд ли будет в радость.

Причина 6. Родить, чтобы отдохнуть

Бывает, что хочется во что бы то ни стало круто изменить свою жизнь. Мы устаём от работы, от людей, от транспорта, хотим тишины, уединения, покоя. А как получить это, не потеряв материальную поддержку? Правильно — уйти в декрет.


На деле если последние два месяца беременности, когда становится неудобно спать, наклоняться и ходить, хоть как-то с натяжкой можно назвать отдыхом от работы, то жизнь с младенцем на руках — это большой физический и моральный труд. Вам не удастся выспаться, вы вряд ли найдёте время для любимых занятий и общения с приятными вам людьми. Многие мамы достаточно быстро устают от домашних дел и мечтают вернуться на работу, но всё равно ребёнок всю жизнь будет отнимать дополнительное время и силы. Если ваше единственное желание — отдохнуть или просто изменить что-то в жизни, лучше взять отпуск, сменить работу, пойти учиться чему-то новому, сделать хобби своим бизнесом.

Причина 7. Родить, чтобы поправить финансовое положение

Выплаты, положенные семье при рождении ребёнка, весьма ощутимые, особенно в столице. А — отличный способ улучшить жилищные условия. Чем не повод?

На деле никакие выплаты не покроют суммы, которые нужно будет тратить на ребёнка. Даже если друзья и родственники обещают отдать вам детскую одежду, игрушки и гаджеты, то подгузники, лекарства, посещение кружков, а в дальнейшем школьные принадлежности и прочее они вряд ли будут вам оплачивать. Поэтому рожать ради выплат как минимум неразумно, а в целом — совершенно неэтично по отношению к крохе.

Причина 8. Родить, чтобы воспитать нормального человека

Когда мы видим, как ужасно воспитаны окружающие нас дети (да и взрослые тоже), в нас просыпается Макаренко. Уж мы-то точно знаем, как воспитать хорошего человека! Нельзя дать пропасть этому потенциалу.

На деле здесь есть как минимум два варианта развития событий. Мамы, озабоченные воспитанием, либо с рождения мучают ребёнка правилами, ограничениями, графиками и нотациями, либо в первые же месяцы жизни младенца осознают, что реальность не соответствует их представлениям о детях, совершенно не могут справиться со своим чадом и решают предоставить его самому себе. И в том, и в другом случае есть опасность, что ребёнок, вырвавшись из-под контроля мамы, пустится во все тяжкие и вырастет тем самым плохо воспитанным взрослым, которых мы так не любим. При этом психика его будет испорчена либо гиперопекой, либо отчуждённостью со стороны мамы.

Принимая решение родить малыша, стоит помнить, что и вы, и ребёнок — в первую очередь личности. Со своими желаниями, правами и свободами. И гармоничная, счастливая семья — та, где никто не ущемлён и не страдает.

Давай начнем сегодня с упражнения. Это упражнение иногда ставит в тупик участниц моих тренингов, но я уверена, что ты с ним справишься, если видела мое видео про формулировку цели . Проверим?

Возьми чистый лист бумаги. А еще лучше заведи себе отдельную красивую тетрадь для работы. Лучше всего, если на обложке этой тетради будет ребенок или мама с ребенком – фотография из журнала, которая тебе очень-очень нравится. А еще лучше, если вырежешь такую фотографию, а на место лица мамы приклеишь свою фотографию соответствующего размера – так ты начинаешь формировать свою реальность и притягивать ребенка в свою жизнь.

Итак, перед тобой чистый лист. Раздели его на 2 столбца. В первом столбце напиши последовательный и подробный план действий на тему что нужно сделать для того, чтобы получить желаемый результат.

Кстати, что является для тебя конечным желаемым результатом?

Варианты ответов:

А. Наступление беременности
Б. Успешное вынашивание беременности
В. Легкие роды
Г. Ощущение себя мамой
Д. Рождение ребенка
Е. Здоровый ребенок

Мне очень интересно знать, что ты выбрала.

Если ты выбрала конечным желаемым результатом наступление беременности – это очень хороший результат, но посмотри немного вперед, беременность может наступать, наступать и наступать. Практически это возможно каждый месяц, но она может не сохраняться… И такие случаи, к сожалению, не редкость. Подумай, хочешь ли ты получиться беременность, которая не сохранится?

Если ты выбрала успешное вынашивание беременности, то ты стала на шаг ближе к своей мечте. Это очень хороший вариант, но является ли он конечным? Предположим, что беременность вынашивается отлично, но роды проходят неудачно… В итоге ты возвращаешься в начальную точку. Может ли это быть результатом, к которому ты стремишься?

Если ты выбрала легкие роды – это замечательно. Роды могут пройти очень быстро и легко для тебя, но такие быстрые роды не всегда благоприятны для ребенка – он может получить повреждения из-за слишком быстрого прохождения по родовым путям. Ты хочешь заказать себе такой результат?

Если ты выбрала вариант ощущения себя мамой, это здорово, потому что это волшебное ощущение, и я очень хочу, чтобы ты его испытала в полной мере в ближайшем будущем. Предлагаю с данным вариантом ответа подумать на такую тему: где в этом варианте твой будущий ребенок? Тебе важно ощутить СЕБЯ мамой, это можно сделать в любой момент. Ведь наши ощущения зависят только от нас, не так ли? В этой, главе мы еще поговорим об этом.

Если ты выбрала вариант рождение ребенка, то ты смотришь далеко вперед. Это действительно результат, который ты хочешь получить. Предлагаю подумать только над одним нюансом: ты готова стать мамой не совсем здорового ребенка, тебе все равно кто это будет мальчик или девочка, тобой будет этот ребенок рожден или суррогатной мамой или ты усыновишь его? Ведь твой ребенок может родиться, но родишь его не ты – сейчас и не такое возможно. Ты готова принять такой вариант?

Если ты выбрала в качестве результата здорового ребенка, то ты больше всех близка к своей цели, ты максимально правильно формулируешь то, что хотела бы получить в результате выполнения своей мечты.

Зачем я так подробно расписываю возможные варианты твоего выбора конечного результата? На этих примерах ты можешь понять как правильно формировать свои цели и события в своей жизни. От правильного определения конечного результата выполнения твоей мечты зависит очень и очень многое. Мы сами часто заказываем во Вселенском столе заказов себе такие события в жизни, что потом мы можем только плакать и вопрошать: «Кто это со мной сделал?» Правильный ответ: мы сами. Мы сами заказали себе все те результаты, которые получаем в жизни.

Поэтому уже на этапе планирования нам очень важно определиться с правильной формулировкой того, что будет являться конечным результатом выполнения нашего желания.

Итак, у тебя есть время, чтобы определить, какой результат ты хочешь получить.

Запиши его в свой тетради внизу страницы и обведи в рамочку.

А сейчас мы будем составлять план действия, как ты придешь к этому результату.

План мы будем писать на том же листе, где внизу записан конечный результат, начиная сверху страницы.

Итак, у тебя есть время написать последовательный план действий, который приведет тебя к рождения здорового ребенка.

Сначала напиши план, а потом продолжай чтение этой главы.

План готов?

Предлагаю теперь вместе дополнить его.

Я расскажу тебе какой план составили на одном из моих тренингов «Хочу ребенка» его участницы.

Итак, план действий по получению результата «здоровый ребенок»:

Захотеть ребенка.
Обдумать свое решение.
Поговорить с мужем и узнать, хочет ли он ребенка.
Проверить состояние здоровья.
Заняться сексом с мужем.
Не зацикливаться, жить полной жизнью.
При задержке месячных, сделать тест.
Увидеть вторую полоску.
Порадоваться.
Рассказать мужу.
Порадоваться вместе с ним.
Встать на учет по беременности.
Начать относиться к себе как к хрустальной вазе.
Ходить по магазинам и выбирать вещи для малыша.
Выбрать имя.
Выбрать место рождения ребенка.
Выбрать с кем я буду рожать ребенка.
Пойти на курсы подготовки к родам.
Купить все необходимое для родов и первого времени жизни с малышом.
Подумать, кто будет помогать первое время после родов.
Почувствовать себя счастливой от того, что твоя мечта сбывается.
Легко родить здорового ребенка.
Почувствовать себя счастливой мамой.
Обнять, поцеловать своего малыша и мужа.
Почувствовать, что жизнь прекрасна!

После составления этого плана я могла сказать только «Браво!» участницам того тренинга. Особенно мне понравились пункты про «порадоваться», «почувствовать себя счастливой», «начать относиться к себе как к хрустальной вазе».

После составления этого плана я попросила участниц тренинга подумать: что из написанных пунктов они могут реализовать уже сейчас, не дожидаясь рождения ребенка и наступления беременности?

Этот вопрос я хочу задать и тебе. Посмотри свой план. Какие пункты плана ты можешь реализовать уже сейчас, не дожидаясь заветных двух полосок?

Если мой вопрос поставил тебя в тупик, то я расскажу как решили эту задачу участницы тренинга «Хочу ребенка». Они тоже сначала задумались, а потом решили, что:

Захотеть ребенка, обдумать свое решение, поговорить с мужем и проверить состояние своего здоровья они могут уже сейчас. И большинство из них все эти пункты уже сделали. Я думаю, что и ты уже прошла этот пусть, если читаешь эту книгу .

Поздравляю тебя! Ты уже идешь по пути к своей желанной цели!

Заняться сексом с мужем ты можешь прямо сегодня (если твой муж не в командировке, конечно).

Не зацикливаться, жить полной жизнью. Это один из сложных моментов, но, согласись, тебе это вполне доступно уже сейчас. Подробнее о том, как не зацикливаться мы будем говорить 7 главе «Переключаем тумблер»).

7,8,10 – Делать тест без задержки, конечно, не имеет смысла, как и рассказывать мужу. Поэтому эти пункты мы оставляем до момента выполнения твоей мечты.

9,11 – Порадоваться самой и вместе с мужем. А вот эти пункты ты можешь выполнить уже сейчас! Зачем, спросишь ты?

Все очень просто, таков механизм притягивания в твою жизнь желаемых вещей: если ты уже искренне радуешься как будто у тебя уже есть то, о чем ты мечтаешь, реальности ничего не остается, как подстроить себя под твои ощущения! Если ты радуешься уже сейчас наступлению беременности, то реальность может решить: «Ага, она радуется, что беременна, искренне, без тени сомнений, посмотрим… Непорядок, радость есть, а беременности нет. Будем исправлять!»

Но перед этим реальность проверить все уголки твоей души на наличие неуверенности, страхов и сомнений в том, что ты действительно веришь в то, что беременна. Начинай радоваться прямо сейчас! Это продвинет тебя вперед в любом случае!

12,22 – Эти пункты мы пока оставляем до времени твоей беременности.

13-21 – А вот начать относиться к себе как к хрустальной вазе, ходить по магазинам и выбирать вещи для малыша, выбрать имя, выбрать место рождения ребенка, выбрать с кем ты будешь рожать ребенка, пойти на курсы подготовки к родам, купить все необходимое для родов и первого времени жизни с малышом, подумать, кто будет помогать первое время после родов, почувствовать себя счастливой от того, что твоя мечта сбывается – ты можешь все это сделать УЖЕ СЕЙЧАС!

Ты можешь спросить КАК? Очень просто, это вполне доступные вещи. Я вижу как ты задумываешь и говоришь: «Но ведь это будет неправдой?» Я отвечу тебе: «Это будет самой настоящей правдой, которая имеет все шансы очень скоро стать реальностью». Почему?

Дело в том, что наше подсознание не отличает события, которые произошли в реальности от событий, которые мы ярко представили в своем воображении – и те, и другие события подсознание добавляет в копилку своего опыта без разбора. Какой замечательный вывод мы можем сделать из этого знания?

Ты можешь формировать свою реальность сама. Это давно известный факт, который не все могут принять с первого раза. Многие посмотрели фильм «Секрет», но никаких выводов не сделали и живут как жили до этого. А кто-то изменил свою жизнь полностью. К какой из этих групп хочешь относиться ты?

Кто мешает тебе начать относиться к себе бережно и с любовью уже сейчас? Разве для того, чтобы любить себя необходимо забеременеть?

Делать любой выбор, касающийся твоего будущего ребенка и тебя, ты тоже можешь уже сейчас. Больше половины участниц моих тренингов на пункты «Выбрать, с кем ты будешь рожать» говорят, что хотели бы пригласить меня в качестве психолога на роды. Я с радостью готова выполнить эту почетную миссию помочь пройти женщине через роды так, чтобы это стало ярким духовным опытом.

Ты уже сейчас можешь сделать большой шаг вперед, пойдя на курсы будущих мам. Там ты можешь пропитаться энергетикой материнства, стать своей и почувствовать себя уже беременной. Для этого достаточно не закрывать для себя такую возможность. Лучше всего, если ты имитируешь беременность и придешь на курсы в образе. Не бойся, что тебя рассекретят – пока не было ни одного случая в моей практике. Мы на тренинге «Хочу ребенка» весь третий день проводим в образе глубоко беременных женщин, и все посетители центра «Разумный путь», когда видят моих красавиц во время перерывов, спрашивают у администраторов: «А у вас тут и курсы для беременных есть?» Курсы у нас действительно есть, трехмесячные курсы психологической подготовки к родам «Разумная беременность». И я всех вас надеюсь там увидеть. Это самое мое любимое пожелание всем участницам тренингов «Хочу ребенка»: «В следующий раз я хочу встретиться с вами на «Разумной беременности»!»

Тебе хочется, чтобы ребенок хорошо учился, а по утрам бодро вскакивал, охотно шел в школу и приносил хорошие отметки? Чрезмерной строгостью, угрозами и наказаниями этого не добиться. Придется стать психологом. Наши советы помогут хорошо учиться!

Чтобы мотивировать ребенка хорошо учиться, достаточно запомнить и постараться применить в жизни некоторые правила, давно выведенные профессиональными психологами.

Секрет №1 Как хорошо учиться - Отвечай на все вопросы

Как бы ты ни была занята – не отмахивайся от сына или дочери, если они обратились к тебе с вопросом. Отвлекись от своего занятия, вникни и постарайся ответить интересно, исчерпывающе и правильно. Не знаешь ответа – так и признайся, и пообещай найти информацию, допустим, вечером, в крайнем случае – завтра. Нужно поддерживать в ребенке интерес к процессу познания, тогда он будет точно знать: учиться – это интересно!

Секрет №2 Как хорошо учиться - Поддерживай увлечения

Если ребенок любит рисовать – запиши его в художественную школу, если ему нравится ставить опыты по химии – купи энциклопедию, реактивы и набор «Юный химик», если дочь без ума от балета – подари пуанты и отдай в хореографический кружок. Чтобы понять, чем ребенку интересно заниматься в жизни, он должен попробовать как можно больше разных занятий. Для того и дается детство!

Секрет №3 Как хорошо учиться - Будь в курсе школьных дел

Ты должна четко представлять себе ту атмосферу, которая сложилась в школе. Как можно чаще беседуй с учителями, посещай все родительские собрания, расспрашивай ребенка, как прошел день. Если начались серьезные проблемы – конфликт с учителем или травля сверстниками – обязательно разберись. Возможно, придется перевести свое чадо в другую школу, порой это единственный выход. Нет смысла говорить об успехах в учебе, если ребенок идет в школу, как на каторгу. Тогда о хорошей учебе бесполезно и разговаривать.

Секрет №4 Как хорошо учиться - Сильное окружение – это важно

Зачем напрягать силы, когда ты и так самый умный в классе? Так часто рассуждают дети, случайно попавшие в окружение слабых учеников и без всякого труда выделяющиеся на их фоне. Такой подход сразу отбивает охоту развиваться, становиться более умным и знающим. Поинтересуйся уровнем одноклассников и реши, не слишком ли расслабляющая для твоего ребенка здесь сложилась обстановка.

Секрет №5 Как хорошо учиться - Не ругай за плохие оценки

Это неконструктивно. Тем более не следует сравнивать оценки ребенка с оценками других детей, ставить их в пример. Выясни: почему плохой результат, что мешает добиться лучшего? Нужна помощь – обязательно помоги, разъясни, позанимайся с ребенком, найми репетитора, если есть такая необходимость. И не забывай всегда хвалить за хорошие результаты!

Секрет №6 Как хорошо учиться - Разработай режим дня

Это лучше сделать вместе с ребенком. Отведи определенное время для уроков, научи пользоваться будильником.
Выпускай в конце каждой недели «домашнюю стенгазету», в которой с юмором сообщай об успехах и неудачах ребенка. В конце недели, если все было хорошо в учебе, обязательно должно быть поощрение – например, прогулка в парке или визит к друзьям, посещение кино или кафе-мороженого.

Секрет №7 Как хорошо учиться - Берем пример со знаменитостей

Достань биографии людей, которые являются для ребенка авторитетом, и прочитай вместе с чадом. Пусть он убедиться: чтобы добиться в жизни успеха, нужно много работать, дисциплинировать себя, развиваться.

Если ты будешь всегда держать руку «на пульсе», если будешь интересоваться делами своего школьника не от случая к случаю, а постоянно, - серьезных проблем с учебой не возникнет. А мелкие ошибки и неприятности вы исправите вместе.

Ольга Моисеева для Женского журнала «Прелесть»

Еще с самых первых дней своего малыша каждая мама мечтает о том, как будет кормить своего ребенка вкусными котлетками и пирожками. Когда начинается , появляется глобальная проблема - как накормить чадо. Не каждый ребенок будет сидеть и спокойно есть всю еду, которую ему предлагают. Именно поэтому родителям приходится идти на весьма хитрые уловки для того, чтобы малыш с удовольствием съедал все до последнего кусочка.

Малыш не хочет есть: как решить проблему

Существует множество уловок, которые помогают перехитрить ребенка и заставить его незаметно съесть все, что ему подают. Главное правило кормления - не делать из процесса развлекательное шоу. Многие родители начинают давать ребенку игрушки, рассказывать сказки и петь песенки. Малыш в таком случае совсем расслабится и будет в будущем ассоциировать прием пищи как что-то веселое и активное.

Для того чтобы ребенок хорошо ел, необходимо:

  1. Показать малышу, что прием пищи - это отдельный ритуал, во время которого все члены семьи садятся за стол, каждый со своими приборами.
  2. Объяснить, что тот, кто встал из-за стола - поел. После этого его тарелку убирают. Этим пресекается постоянная беготня туда-сюда.
  3. Если ребенок начинает капризничать, его силой за столом не держат.
  4. Запретить перекусы: никаких бутербродов, печенья, сладостей между основными приемами пищи.
  5. Не кормить насильно - ребенок сам попросит еду, когда проголодается.

Хитрости для родителей капризных малышей

Существуют и другие уловки, которые могут помочь в решении проблемы отказа от еды. Необходимо сделать так, чтобы малыш заинтересовался процессом. Некоторые советы, которые опробовали многие родители:

  1. Можно пообещать малышу что-то интересное в качестве награды. Это может быть просмотр мультика, покупка игрушки, да даже та самая конфетка - ребенок захочет побыстрее получить желаемое и съест все без остатка!
  2. Тарелки должны быть красиво оформленными. Желательно с каким-либо рисунком на донышке. Тогда можно заинтриговать ребенка таким способом. Спросить, что же там нарисовано. Малышу станет интересно, и он съест всю или суп для того, чтобы добраться до заветного донышка.
  3. Еда обязательно должна быть выложена на тарелку красиво. Даже обычная манная каша, украшенная в виде солнышка или симпатичного личика, принесет ребенку небывалую радость. Оформить красиво можно и бутерброд, и гречневую кашу, рис, картофельное пюре, овощи и фрукты. В продаже есть фигурные макароны - машинки, буквы, звездочки и цветочки. Можно даже обычную морковь для супа красиво нарезать. Малышу будет намного приятнее есть такую еду.
  4. Ребенку можно объяснить, что еда обязательна для того, чтобы вырасти большим. Можно упомянуть любимого героя мультфильма или, например, папу. Каждый малыш захочет стать таким же большим и сильным, как его кумир.
  5. Еще один способ заставить ребенка поесть - обхитрить. Приготовить что-то одно, а подать под видом совершенно другого. Когда ребенок поймет, что в тарелке на самом деле не растопленное мороженое, а манная каша, нужно просто сказать, что он не распробовал. Малыш продолжит пробовать и съест абсолютно все!

Родители должны помнить, что принуждать ребенка есть, когда он капризничает, просто бесполезно. Намного лучше воспользоваться вышеописанными обманными маневрами и сохранить хорошее настроение себе и своему малышу. Тогда совместные завтраки, обеды и ужины станут только в радость!

Лето, каникулы, отдых от учебников и тетрадей. Может быть, это идеальное время года для того, чтобы ребёнок подсел на чтение? Главное, подойти к процессу «книгоедения» творчески.

Рецепт № 1
Для родителей, которые сами не очень дружат с буквами
«Ему бы только в танчики играть в интернете, а за книжку приходится силой усаживать», - стандартное объяснение многих мам и пап (для самих себя и окружающих), почему их дети не рвутся читать с фонариком под одеялом или закрывшись в ванной. Таких родителей так и хочется спросить - а вы сами читаете? Именно книги, а не посты в социальных сетях? Не очередное творение модного автора (чтобы в компании честно сказать «Мне не понравилось!»), а для самого себя?
Если лично для вас это чуждое занятие, даже не надейтесь, что вы увлечёте им чадо. Потому что все ваши доводы выглядят искусственно и не подкрепляются личным примером. Сын или дочка вполне резонно может сделать вывод, что чтение литературы - это ещё один нудный, но обязательный атрибут детства. И только если у ребёнка внутри сидит «книжный червь», который так и подталкивает его открыть новую книгу, есть реальный шанс, что он полюбит литературу.
Поэтому родителям, которые сами не любят читать, можно посоветовать только одно. А именно - начать это делать. Помните анекдот: «Вы не любите кошек? Просто вы не умеете их готовить!» С литературой то же самое. Среди тысяч и тысяч книг обязательно найдутся те, которые станут вашими любимыми. Над которыми вы будете грустить, плакать и смеяться. Кстати, начать можно с тех самых произведений, которые вы безуспешно подсовываете ребёнку. Глотайте произведения в одиночестве, наперегонки с чадом, хоть аудиоверсию в машине слушайте, главное - постарайтесь «подружиться» с прозой и поэзией. Если у вас есть любимые фильмы, созданные по литературным произведениям, начните читать их. Зачастую первоисточник оказывается намного сильнее киноверсии, кроме того, режиссёрам приходится безжалостно обрезать многие сюжетные линии, чтобы фильм шёл не пять часов, а всего лишь два.
Рецепт № 2
Для родителей, которые очень любят книги и не понимают, почему это не передалось с генами их отпрыскам
Для начала забудьте пафосный довод, который многие родители (а также бабушки и дедушки) считают невероятно весомым: «Я в твоём возрасте читал очень много!». Проверить, правда это или нет, невозможно. Кроме того, в советское время не было ни интернета, ни многочисленных гаджетов. Не навязывайте чадам свои любимые произведения силком. Это то же самое, что упорно дарить ребёнку конструкторы только потому, что для вас в детсадовском возрасте это был лучший презент на день рождения.
Это не значит, что книги, изданные в СССР, хуже тех, что печатаются сейчас. Просто зачастую они ДРУГИЕ. И читают их ДРУГИЕ дети.
Вот как рассказывает о своём видении этой интересной проблемы Марина Аромштам, главный редактор сайта «Папмамбук»: «Важный вопрос, почему мне (как и другим «среднестатистическим» взрослым) хочется, чтобы дети читали те книжки, которые я любила. Будто бы моя прежняя «любовь», мой детский выбор - непременный залог качества. Логика здесь, видимо, такая. Мы, взрослые, себе нравимся. По крайней мере, в общем и целом. (Как ещё может быть?) А почему мы стали такими хорошими? Потому что нас правильно воспитали. Наше детство - золотой век нашей личной истории (не зря же детство считается «добрым и чистым»). И очевидно, что мы читали «правильные книжки» (детские книжки тоже, как правило, называют «добрыми»). Мы редко допускаем, что стали «такими хорошими» не благодаря, а, например, вопреки. И что нам пришлось бороться с множеством предрассудков и навязываемых взрослыми образцов поведения, чтобы стать теми, кем мы являемся. Почему-то такой ход рассуждений встречается крайне редко. И свои детские книжки мы тоже с большим трудом переоцениваем: они являются своеобразной гарантией нашего «доброго правильного детства». В крайнем случае, мы говорим, что их язык «устарел». Кстати, Мария Аромштам провела очень любопытный эксперимент - принесла на встречу детского литературного клуба свою главную книгу детства «Приключения доисторического мальчика» д’Эрвильи и его современного конкурента - «прикольную» книгу «Неандертальский мальчик в школе и дома» Мальмузи. Что предпочли дети и сама Марина Аромштам (которая перечитала любимую книжку после очень долгого перерыва), можно узнать на сайте papmambook.ru. Кстати, там собрано множество рецензий на самые разные творения авторов, которые сегодня издаются на русском языке. И даётся куча полезных советов. Например, как поставить настольный спектакль для малыша по конкретному литературному произведению.
Рецепт № 3
Для тех, кто собирается в книжный магазин за детской литературой
На самые популярные вопросы родителей по «магазинной теме» мы попросили ответить Татьяну Руденко и Марию Мелик-Пашаеву, которые возглавляют издательство «Мелик-Пашаев».
Как выбирать книги для ребёнка дошкольного возраста?
Особенность изданий для самых маленьких читателей (2–5 лет) в том, что художник в них выступает как полноправный соавтор. Ведь именно благодаря иллюстрациям ребёнок, не умеющий читать, общается с книгой напрямую. Очень важно, чтобы взрослый хотя бы пролистал книгу - присмотрелся к иллюстрациям, оформлению, прочитал несколько абзацев текста. Это как бы первичный отбор, который позволяет отфильтровать издания сомнительного качества. Самое важное, чтобы книги были очень разными: по стилю рисования, по цветовой гамме, по настроению. Ведь детская книга - это как первый поход в музей, ребёнок знакомится со всем многообразием мира благодаря хорошим иллюстрациям.
Стоит ли брать ребёнка (старше 4 лет) с собой в книжный магазин и позволять ему самому решать, что купить?
Да. Очень важно, чтобы ребёнок мог сделать свой выбор, но лучше, если он будет делать этот выбор из уже отобранных вами книг, потому что на полках магазинов встречаются издания самого разного уровня. Убедившись, что у вас в руках книга хорошего качества, стоит дать её посмотреть ребёнку - понравятся ли ему рисунки? Симпатичен ли ему герой, цепляет ли что-то в иллюстрациях? Бывает и так: взрослый сомневается, не может выбрать конкретную книгу, а ребёнку она сразу западёт в душу. И прочитав её потом вместе 150 раз, вы тоже полюбите этого героя.
На полках стоят произведения множества авторов, которые мне абсолютно незнакомы. Может, стоит отдать предпочтение классикам, проверенным временем?
Это понятно и естественно, что все мы тянемся к тому, что знакомо и любимо с детства. В советское время действительно издавалось большое количество хороших книг. Но очень важно разнообразить книжную полку с помощью новых и современных имён. Из наших любимых это немецкий писатель Янош, англичанин Ник Баттерворт, норвежский писатель Альф Прёйсен, книги бельгийской художницы Габриэль Венсан. Честно говоря, помимо конкретных имён, хочется посоветовать родителям не бояться неизвестных авторов и новых книг (не важно, российских или переводных). Ведь темы, которые интересуют и детей, и взрослых, практически неизменны, а вот свежий, современный взгляд может помочь по-новому увидеть знакомые вещи.
Кстати, в разных московских магазинах цена на одну и ту же книгу может различаться на 10–30%. Невыгоднее всего покупать литературу в киосках переходов - там можно переплатить до 40%. Для экономии бюджета стоит подобрать список понравившихся книг, а потом найти, где за них просят саму скромную цену (это может быть даже книжная лавка при издательстве или интернет-магазин).
«Без рецепта»
И напоследок, ответим ещё на несколько «литературных» вопросов с помощью Ирины Балахоновой, главного редактора издательского дома «Самокат».
Каждое лето школьникам нужно прочитать длинный список литературы «вне программы». Как совместить такую «обязаловку» и знакомство с новыми книгами (для души)?
Нужно ввести в школьную программу в обязательном порядке реальные «новинки» - книги, которым не больше 1–2 лет. Для чего необходимо учить студентов-словесников работать с современной детской прозой и поэзией, ориентироваться в ней, самим выбирать книги для классного и внеклассного чтения. Так делают в Европе и в Америке, где процент читающих детей и уровень понимания текста гораздо выше, чем сегодня в России. Все эти схемы давно изучены и успешно используются. Они наверняка знакомы Министерству образования. И я бы задала нашему министру образования вопрос, почему эффективные схемы пропаганды чтения не вводятся в России?
Может ли электронная книга заменить ребёнку бумажную?
Думаю, что подростки вполне могут читать книги и на электронных носителях. Что касается детей до 10 лет, и особенно совсем малышей - им нужна тактильность. И не важно, будет ли это бумага или какой-то её экологический заменитель.
До какого возраста стоит читать ребёнку вслух? И важно ли, кто именно и как читает книжку? Может ли оттолкнуть от литературы невыразительный голос рассказчика?
Читать вслух можно до любого возраста, даже взрослым людям. Я, например, очень люблю это делать. Конечно, важно, чтобы книга нравилась и читающему, и ребёнку. Если же это будет пытка для обоих, вряд ли ребёнок полюбит чтение. Вообще, как пишетДаниэль Пеннак, нужно «учить любить читать, а научить любить можно только что-то, что любишь сам». Насчёт голоса я не уверена. Скорее всего, монотонный голос папы-дальнобойщика, которого ребёнок видит раз в месяц, будет для него слаще всех хорошо поставленных актёрских голосов.
Как быть, если ребёнок предпочитает только один жанр литературы, а с другими даже отказывается знакомиться.
Лучше всего оставить его в покое и предлагать ему лучшее в этом жанре. Никто не говорил, что все должны предпочитать Толстого хорошему детективу.
Стихи - это ведь только для маленьких?
Это неверно в корне. Стихи - для всех, и прежде всего для родителей. Бродский, Мандельштам, Саша Чёрный - чем раньше вы начнёте читать их своему малышу, тем меньше вопросов о жизни он будет вам задавать.
Кстати
Искать хорошую литературу можно не только по авторам, но и по компаниям, которые их публикуют. Вот список издательств, которые выпускают много интересных детских книг:
«Розовый жираф»
«Самокат»
«Мелик-Пашаев»
«КомпасГид»
«Речь»
«Дрофа-Плюс»
«Махаон»
«Захаров»
«А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА»
«Детская литература»
«Текст»
«Эксмо»
«Росмэн»
«Настя и Никита»
Издательский дом Мещерякова
ДЕТГИЗ
«Мир детства»
«Центр Нарния»
«Машинки творения»