Это состояние может привести к дискомфорту, мешать речи и глотанию и ухудшает гигиену полости рта, приводя к снижению рН полости рта и усилению роста бактерий. Многолетняя сухость во рту может привести к серьезному кариесу и кандидозу полости рта. Ксеростомия является распространенной жалобой среди пожилых людей (около 20%).

Патофизиология ксеростомии

При стимуляции слизистой оболочки полости рта передается сигнал ядрам в продолговатом мозге, отвечающим за выделение слюны, что обусловливает эфферентную реакцию. Эфферентные нервные импульсы стимулируют выделение ацетилхолина в нервных окончаниях слюнных желез, который активирует мускариновые рецепторы (М 3), что приводит к увеличению выработки и выделения слюны. Медуллярные сигналы, отвечающие за слюноотделение, также могут модулироваться кортикальными сигналами от других раздражителей (например, вкуса, запаха, тревожности).

Причины ксеростомии

Ксеростомия обычно вызывается следующими факторами:

  • Препаратами.
  • Облучением головы и шеи (при лечении рака).

Системные заболевания реже являются причиной, но сухость во рту является обычным признаком при синдроме Шегрена и может развиться при ВИЧ-инфекции/СПИДе, неконтролируемом диабете и некоторых других заболеваниях.

Препараты. Препараты являются наиболее частой причиной; около 400 отпускаемых по рецепту лекарственных средств и многие безрецептурные препараты вызывают уменьшение слюноотделения. Из них наиболее распространены:

  • антихолинергические препараты;
  • противопаркинсонические лекарственные средства;
  • антинеопластические средства (химиотерапия).

Химиотерапевтические препараты вызывают серьезную сухость и стоматит во время их приема; эти проблемы, как правило, заканчиваются после прекращения терапии.

Другие распространенные классы препаратов, вызывающие сухость во рту, включают гипотензивные средства, анксиолитики и антидепрессанты (менее тяжелую при комбинации с СИОЗС, чем с трициклическими антидепрессантами).

Увеличение незаконного употребления метамфетамина привело к возрастанию частоты «метамфетаминового рта», который является серьезным поражением зубов вызванным метамфетамин-индуцированной ксеростомией. Повреждение усугубляется скрипом и сжиманием зубов, вызванными препаратом и теплом вдыхаемого пара. Такое сочетание приводит к очень быстрому разрушению зубов.

Употребление табака обычно вызывает снижение слюны.

Некоторые причины ксеростомии

Причина Примеры
Наркотические средства
Антихолинергические средства Антидепрессанты. Противорвотные препараты. Антигистаминные препараты. Нейролептики. Анксиолитики
Для развлечения/ незаконно Конопля. Метамфетамины. Табак
Другие Антигипертензивные.Антинеопластические (химиотерапевтические) препараты. Противопаркинсонические лекарственные средства. Бронходилататоры. Противоотечные. Мочегонные. Гидроморфон, метадон I и другие опиоиды
Системные расстройства Амилоидоз. СПИД. Проказа. Саркоидоз. Синдром Шегрена. Туберкулез
Другие Чрезмерное дыхание через рот. Травма головы и шеи. Лучевая терапия. Вирусные инфекции

Облучение. Случайное облучение слюнных желез во время лучевой терапии рака головы и шеи часто вызывает тяжелую сухость во рту (5200 сГр вызывает тяжелую, постоянную сухость, но даже низкие дозы могут вызвать временное пересыхание).

Гериатрические основы

Сухость во рту становится все более распространенной среди пожилых людей, вероятно, из-за многих препаратов, обычно используемых пожилыми людьми, из-за самого по себе старения.

Оценка пациента с ксеростомией

Анамнез. История текущего заболевания должна включать остроту начала, временные закономерности (например, постоянное против интермиттирующее, наличие только при пробуждении), провоцирующие факторы, в т.ч. ситуационные или психогенные факторы (например, возникает ли сухость во рту только в периоды психологического стресса или определенных видов деятельности), оценку состояния жидкости (например, привычное потребление жидкости, рецидивирующая рвота или диарея) и привычки сна. Нужно целенаправленно выявлять использование наркотических средств для развлечения.

При обзоре систем органов нужно стремиться выявить симптомы причинных расстройств, в т.ч. сухость глаз, кожи, сыпь и боли в суставах (синдром Шегрена).

Из истории ранее перенесенных заболеваний нужно узнать о состояниях, связанных с ксеростомией, включая синдром Шегрена, лучевую терапию, травмы головы и шеи и диагностику ВИЧ-инфекции или факторов риска ее возникновения. Профили применения препаратов должны быть пересмотрены для потенциально незаконных препаратов.

Физикальное обследование. Физикальное обследование сосредотачивают на ротовой полости, в частности обращая внимание на любую очевидную сухость (например, является ли является ли слюна пенистой, густой, волокнистой или нормальной на вид), наличие каких-либо повреждений, вызванных Candida Albicans, и состояние зубов.

Наличие и выраженность ксеростомии можно оценить по-разному. Например, языковую лопатку можно приложить к буккальной слизистой оболочке в течение 10 сек. Если язык лезвия падает сразу же при ее отпускании, выделение слюны считается нормальным. Чем труднее удалить языковую лопатку, тем тяжелее ксеростомия. У женщин след губной помады на зубах может быть полезным индикатором ксеростомии.

При выявлении проявлений сухости во рту, нужно пальпировать подчелюстную, подъязычную и околоушную железы, наблюдая отверстия протоков для выделения слюны. Отверстия располагаются в основании языка кпереди для подчелюстных и подъязычных желез и по середине внутренней поверхности щеки для околоушной железы. Высушивание отверстий протоков с помощью марлевого тампона перед пальпацией помогает наблюдению. Если доступен градуированный контейнер, пациент может сплюнуть один раз, чтобы очистить рот и далее сплевывать всю слюну в контейнер. Нормальная выработка слюны составляет 0,3-0,4 мл/мин. При значительной ксеростомии этот показатель составляет 0,1 мл/мин.

Кариес можно искать по краям реставрированных участков или в необычных местах (например, на линии десен, режущем крае или параболических кончиках зубов).

Распространенным проявлением инфекция С. albicans являются области эритемы и атрофии (например, потеря сосочков на спинке языка). Менее распространен более известный белый сырный сгусток, который кровоточит при стирании.

Настораживающие признаки. Следующие симптомы вызывают особую озабоченность:

  • обширный кариес;
  • сопутствующие сухость глаз, кожи, сыпь, боли в суставах;
  • факторы риска для ВИЧ.

Интерпретация результатов. Ксеростомию диагностируют по наличию симптомов, внешнему виду и отсутствию слюны при массировании слюнных желез. Дополнительная оценка не требуется, когда сухость во рту возникает после начала приема нового препарата и прекращается после отказа от его использования или когда симптомы появляются в течение нескольких недель после облучения головы и шеи. Ксеростомия, возникающая внезапно после травмы головы и шеи, может быть обусловлена повреждением нервов.

Одновременное наличие сухих глаз, сухости кожи, сыпи или боли в суставах, особенно у пациентов женского пола, предполагает диагноз синдрома Шегрена. Тяжелое обесцвечивание и разрушение зубов, непропорциональное ожидаемым результатам, может свидетельствовать о незаконном приеме наркотиков, в частности метамфетамина. Ксеростомия, которая возникает только в ночное время или которую отмечают только при пробуждении, может свидетельствовать о чрезмерном дыхании через рот в сухом микроклимате.

Тестирование. Для пациентов, у которых наличие сухости во рту остается неясным, сиалометрия может быть проведена путем размещения устройств для сбора слюны за отверстиями основных протоков, а затем стимулияции выделения слюны лимонной кислотой или при жевании парафина. Обычное выделение слюны из протока одной околоушной железы составляет 0,4-1,5 мл/мин. Контроль скорости выделения слюны также может помочь определить ответ на терапию.

Причина ксеростомии часто очевидна, но если этиология не ясна и системное заболевание считается возможным, дальнейшая оценка должна проводиться с биопсией малых слюнных желез (для обнаружения синдрома Шегрена, саркоидоза, амилоидоза, туберкулеза или рака) и тестированием на ВИЧ. Нижняя губа является удобным местом для биопсии.

Лечение ксеростомии

Когда это возможно, причину ксеростомии следует рассматривать и лечить.

Для пациентов с ассоциированной с наркотиками ксеростомией, терапию которых нельзя изменить на другой препарат, графики применения препаратов должны быть изменены, чтобы достичь максимального эффекта лекарственных средств в течение дня, потому что вечерняя сухость во рту, скорее всего, станет причиной кариеса. Индивидуально подобранные акриловые ночные капы, несущие фторидный гель, могут также помочь предотвратить кариес у этих пациентов. Для всех препаратов нужно использовать формы простого состава, такие как жидкости, и следует избегать использования подъязычных лекарственных форм. Рот и горло нужно смочить водой, прежде чем проглотить капсулы и таблетки, или перед использованием нитроглицерина сублингвально. Пациентам следует избегать противоотечных и антигистаминных препаратов.

Пациенты, получающие лечение непрерывным положительным давлением в дыхательных путях при обструктивном апноэ сна, могут получить выгоду от использования функции увлажнения в устройстве. Пациенты, использующие устройства оральной терапии, могут извлечь выгоду из применения комнатного увлажнителя воздуха.

Контроль симптомов. Симптоматическое лечение состоит из мер, обеспечивающих:

  • Увеличение количества слюны.
  • Возмещение потерянных выделений.
  • Контроль кариеса.

Препараты, которые увеличивают выработку слюны, включают цевимелин и пилокарпин - холинергические агонисты. Цевимелин (30 мг внутрь 3 раза в день) оказывает меньшее действие на М 2 (кардиальные) рецепторы, чем пилокарпин и более длительный период полувыведения. Пилокарпин может быть назначен после исключения офтальмологических и кардиореспираторных противопоказаний; побочные эффекты включают потливость, приливы и полиурию.

Может помочь частое потребление малых количество не содержащих сахара жидкостей, жевание ксилит-содержащей смолы и использование продаваемых без рецепта заменителей слюны, содержащих карбоксиметилцеллюлозу, гидроксиэтилцеллюлозу или глицерин. Вазелин может быть применен на губах и под протезы, чтобы облегчить высыхание, растрескивание, болезненность и травмирование слизистой. Холодный увлажнитель воздуха может помочь тем, кто дышит через рот и, как правило, имеют худшие симптомы в ночное время.

Пациенты должны постоянно чистить зубы щеткой и пользоваться зубной нитью (в т.ч. непосредственно перед сном), использовать фторидсодержащие жидкости для полоскания или гели ежедневно; использование новых зубных паст с добавлением кальция и фосфора также может помочь избежать необузданного развития кариеса. Рекомендуется более часто профилактически посещать стоматолога для удаления зубного налета. Наиболее эффективный способ предотвращения кариеса - сон с индивидуально подобранными носителями, содержащими фторид натрия или фторид олова. Кроме того, стоматолог может применить 5% лак фторида натрия 2-4 раза в год.

Пациентам нужно перестать употреблять сладкие или кислые продукты и любые раздражающие продукты - сухих, пряных, терпких или чрезмерно горячих или холодных. Особенно важно избегать потребления сахара перед сном.

Ключевые моменты

  • Наиболее распространенной причиной ксеростомии являются препараты, но системные заболевания (чаще всего синдром Шегрена или ВИЧ) и лучевая терапия также способны вызвать сухость во рту.
  • Симптоматическое лечение включает увеличение существующего потока слюны с помощью стимуляторов или препаратов и использование заменителей слюны; ксилитсодержащие смола и конфеты, не содержащие сахара, могут быть полезны.
  • Пациенты с ксеростомией имеют высокий риск кариеса; важное значение имеют хорошая гигиена полости рта, дополнительные превентивные меры на дому и применение стоматологом фторидов.

Есть несколько причин сухости во рту: побочное действие некоторых лекарственных препаратов, побочный эффект некоторых заболеваний и инфекций (часто заболевание печени, сахарный диабет дает сухость во рту), ораторская работа, курение и т.д.

Установить причину сухости во рту можно вот таким алгоритмом.

1. Сдать на анализ суточную мочу (направление даст врач), а отнести анализ может кто-то из близких. Это еще раз опровергнет (или подтвердит) наличие диабета.
2. Нужно проверить уровень гемоглобина и железа в крови. Однако если вы мало едите мяса (или постоянно заменяете его колбасами и сосисками), сухость во рту может и без анализа говорить Вам о дефиците железа и витамина В12. Прием поливитаминов решит эту проблему. Что принимать - лучше уточнить у врача.
3. Возможно, вы потребляете мало жидкости. В день человеку нужно не менее литра воды, даже с поправкой на возраст Имею в виду именно воду (газировки, чай или кофе могут обезвоживать организм).
Если не удается устранить причину, то помимо мед. препаратов, есть рецепты народные средства от сухости во рту.


Травы и масло шиповника от сухости во рту.

Вам понадобятся травы: ромашка, шалфей, корень аира и ягоды черники. Эти растения необходимо заваривать каждое отдельно: 1 ст.л. на 1 ст. воды. Настаивать минут 40. Потом настои процедить и в течение дня полоскать ими поочередно рот, а чернику съедать. Также купите в аптеке масло шиповника и масляный раствор «Хлорофиллипта». 3 раза в день закапывайте эти средства в нос. В каждую ноздрю по половине пипетки средства. Сначала надо капать шиповник, отдохнуть минут 15 и закапать «Хлорофиллипт». После каждого закапывания надо немного полежать. Делать так 10 дней. Сухость пройдет.

Ранний ужин.

Очень часто сухость во рту проходит после того, как вы начнете ужинать не познее 18.00. Такой режим питания должен войти в привычку.

Причины сухости во рту

Причин для такой жалобы множество. Самая простая -неправильный водный режим, когда имеется недостаточное потребление жидкостей на протяжении дня. Этот недостаток может быть абсолютным, если жидкости потребляется в принципе мало, но может быть и относительным, когда вроде бы выпивается достаточно, но велики потери жидкости в силу разных причин, а эти потери адекватно не восполняются. Это может быть, например, при повышенном потоотделении во время интенсивных физических нагрузок. Потоотделение повышается и при повышенной температуре тела, поэтому любая лихорадка тоже сопровождается сухостью во рту.

Потери жидкости могут быть ненормально велики и с мочой, что обозначают термином «мочеизнурение». Мочеизнурение, связанное с повышенным содержанием сахара, характерно для сахарного диабета, а остальные причины объединяют под термином «несахарный диабет». Это одна из наиболее частых причин, поэтому при упорной сухости во рту в первую очередь исключают именно эти заболевания.

Следует иметь в виду, что подобные состояния характеризуются обязательной жаждой и частым мочеиспусканием. Если сухость во рту не сопровождается жаждой, то, скорее всего, имеется повышенное подсушивание слизистых полости рта. Такое возможно при частом или постоянном дыхании через рот. Причем здесь причиной необязательно служит заложенность носа и затруднение носового дыхания, бывает и просто такая привычка.

Сухость во рту вызывают и некоторые вещества - токсины. Например, повышенное содержание мочевины в крови тоже может вызывать сухость во рту, и это нередкий симптом при различных заболеваниях почек. Это далеко не все возможные причины, но гадать вряд ли стоит, лучше обратиться за помощью к врачу.

Терапевт Ольга Давыденко

Кровь в слюне

С годами во всем организме происходят изменения. И слизистые оболочки желудка, пищевода или полости рта могут истончаться. В итоге они утрачивают способность восстанавливаться и при малейшей травме подкравливают. Слизистая во всем организме одинаково уязвима. Если у вас пересыхает во рту, то при любом неосторожном движении челюстей она травмируется. Возможно и натирание зубами, и даже мягкими тканями языка. А если у вас еще и съемные зубные протезы, тем более. Ведь они давят на слизистую оболочку, растягивают ее, а иначе просто не будут держаться во рту. Конечно, хорошо бы вам обратиться к врачу-гомеопату или травнику, чтобы подобрать индивидуальное лечение. Но есть и общие рекомендации.

Итак, если слизистая истончена и ее не восстановить, приходится приспосабливаться, учиться с этим жить. Для начала надо успокоиться и каждый раз думать, что вы кладете в рот, надо ли вам это. Важно соблюдать режим питания. Есть каждые 2 часа, но не более 100-150 г за один раз. Лучше готовить все протертое, слизистое, обволакивающее. Ваша диета: каши, супы, кисломолочные продукты, яйца (через мясорубку). Можно нежирные мясо, рыбу, птицу. Вместо сахара - немного меда. И желательно избегать сырых продуктов. В первое время овощи и фрукты в сыром виде вообще под запретом. Когда пройдет обострение, можно понемногу включать их в рацион, но не злоупотреблять. А вот от жирного, копченого, маринованного, жареного следует отказаться навсегда.

Запомните, что слизистая не должна пересыхать, ее надо постоянно смазывать, увлажнять. Для этого можно заваривать травяной чай. Например, с ромашкой, мятой, подорожником, календулой, шиповником, облепихой или красной рябиной.
На 1 ст. л. сырья - 0,5 л воды, заваривать в термосе и пить теплым каждый час по 1/4 стакана. Или просто ополаскивать настоем рот и понемногу проглатывать его. Хорошо помогают соки из свежих овощей: картофеля, белокочанной капусты, яблок, апельсинов. Отжать 1/4 стакана сока и залить крутым кипятком, чтобы получилось 1/2 стакана. Пить в теплом виде. Каждый сок принимать в течение дня за 10-15 минут до еды по 10-14 дней. На каждый прием готовить свежий напиток.

Вам надо включать в рацион продукты, которые содержат витамины группы В, а также А, РР, С. Наверное, сразу приходит в голову, что это печенка. Можно и ее, но не чаще 2 раз в неделю. Также необходимо масло облепихи, шиповника. Это источники провитамина А и Е, которые благотворно влияют на слизистые. Очень много каротиноидов содержится в листьях облепихи, поэтому хорошо бы их заваривать, если есть такая возможность.
врач-натуротерапевт Г.Г. Гаркуша.

14. Артикуляция.

15. Моторика.

16. Сенсорика.

17.

18.

19.

20. Кризис трех лет.

Логика и математика - что развивать?

1. Учить понятия «много - мало».

2. Ближе к трем годам - осваивать понятие «больше-меньше» (определять количество предметов в группе - каких больше, а каких меньше).

3. Учиться различать количество предметов «один» и «два». (Как минимум. Можно идти и дальше, учиться считать до 3 - 4, но не всем малышам в возрасте от 2 до 3 это по силам - учитывайте интерес ребенка и его способности).

4.Учиться сортировать предметы - по величине, по цвету, по типу (сортировать различные виды макарон, пуговицы, большие и маленькие предметы (кружочки, квадраты и т.д.)), пробовать другие виды сортировки.

5. Учиться ориентироваться в пространстве (усваивать понятия выше, ниже, право, лево).

6. Складывать самостоятельно, без помощи мамы, элементарные пазлы или разрезные картинки из 2-3-4 деталей (это умение развивается постепенно и становится более развитым ближе к трем годам, на первых порах мама помогает ребенку).

7. Учиться сопоставлять - играть в «кто что ест», «где чей домик», «где чей хвостик» (с карточками или на картинках в книгах и пособиях).

8. Играть в загадки - мама описывает в самой простой форме предмет или животное, ребенок угадывает его по описанию (например - маленький, пушистенький, с длинными белыми ушками, вот так прыгает и ест морковку, кто это? Кто говорит «му-му» и дает молоко? И т.п. Постепенно можно усложнять загадки).

9. Угадывать животное по описанию.

10. Складывать друг в друга несколько матрешек, стаканчиков.

11. Строить башенку из кубиков/стаканчиков с убывающей величиной размера:

12. Учиться сопоставлять фигуры, геометрические тела с их проекциями (блоки Дьенеша, домашние заготовки):

13. Ближе к трем годам - конструирование простых конструкций по чертежу (примерно как на картинке, но начинать лучше с двух деталей):


14. Начиная с 2,5 лет - играть в "Сложи квадрат" Никитина (на первых порах - вместе с ребенком, но очень быстро дети учатся собирать его самостоятельно):

15. Начиная с 2,5 лет - играть в сборные конструкторы-пазлы:

16. Учиться классифицировать предметы по общему признаку (например: перед ребенком раскладываются карточки с изображением игрушек, еды, животных. Малышу предлагают разложить их на соответствующие группу (например, игрушки в коробку, еду в "холодильник", животных в "домик"). На первых порах ребенок учится раскладывать предметы с активной помощью мамы. Чтобы обучение прошло успешно, лучше - долго играть с одним и тем же набором предметов (например для начала долго сортировать карточки только игрушек и еды).

Отлично для освоения этого навыка подходят карточки или деревянные игрушки "Подбери группу":

17. Классификация предметов - играть в игру «что в этой комнате?» (найди, что в этой комнате круглое? Что в этой комнате мягкое и т.п.).

18. Игры с блоками Дьенеша, с простым конструктором, другими подходящими предметами (игрушками, макаронами, пуговицами, бусинами и т.п.) по типу:

Найди предметы, фигуры такой же формы;

Найди предметы, фигуры такого же цвета;

Найди предметы, фигуры такого же размера;

Найди такие же фигуры по величине, толщине и другим признакам.

19. Игры с палочками Кюизенера.

20. Играть в «часть и целое» - "чей это хвостик", "подбери крышу к домику" и т.п.

21. Учиться находить фигуру по двум признакам (например, найди большой желтый круг (в группе предметов есть при этом и маленький желтый круг и круги других цветов), маленький красный квадрат и т.п.).

22. Ближе к трем годам (и очень индивидуально) - находить ошибки на картинках (работа с пособиями) - чего не хватает, что неправильно, какой из предметов неправильного цвета и т.п. Отлично для этого пригодятся совсем недорогие пособия серии "Умные книжки":

Изучение свойств предметов.

1. Цвета предметов.

2. Геометрические фигуры, формы.
3. Длинный-короткий.
4. Высокий - низкий.
5. Широкий-узкий.
6. Одинаковые-разные (ближе к трем годам).
7. Теплый-холодный.
8. Твердый-мягкий.
9. Гладкий-шершавый.
10. Тяжелый-легкий.
11. Вкус, запах.

Развитие внимания.

1. Играть в «Найди!» - просим ребенка найти какой-либо объект в комнате (найди, где лежит твой мишка, где находится красный кубик), на улице (смотрим через окно - найди, где гуляет собачка? Найди красную машину!), поиск на картинке в книжке и т.п. - играть можно всегда и везде. Эта игра очень простая, дети легко в нее втягиваются. При этом очень хорошо развивается внимание и умение его концентрировать.

2. Игра в «Найди пару» - более усложненный вариант, чем это было от года до двух - найди пару среди предметов которые очень похожи друг на друга. Например:


3. Найди такой же узор (пары варежек, шапочек, чашечек и блюдец, заплатки к полотенцам, крыши к домикам и т.п.):

4. Ближе к трем годам - построй башенку, домик по чертежу (начинать необходимо с 2-х деталей).

5. Игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизенера.

6. Поиск предметов по одному признаку - найди что в этой комнате красное, твердое, мягкое, круглое, большое и т.п. (играть можно в любом месте).

7. Поиск предметов по двум признакам - найди что в этой комнате большое и белое, маленькое и твердое и т.п.

8. Играть в прятки с ребенком (прятаться так, чтобы малыш легко находил, подсказывать ребенку, подзывая его голосом).

Как развивать память.

1. «Что пропало?» - запомни картинки (игрушки), разложенные на столе, угадай, какую картинку спрятала мама. Запоминание предметов проводится в игровой форме - мама рассказывает сказку о предметах, которые разложены на столе, в процессе сказки ребенок успевает хорошо запомнить ее героев. После этого мама забирает одного из них и спрашивает «кто пропал?». Подробнее о том, как играть в эту игру с совсем маленькими детьми можно прочитать .

2. Что появилось? - играем по тому же принципу, что написано в предыдущем пункте, но не прячем, а добавляем игрушки, ребенок должен определить, какую игрушку добавила мама.

3. Спрятать 3-4 игрушки вместе с ребенком. Потом попросить его их найти (ищем по памяти).

4. Попросить ребенка принести 2-3 предмета (приносим предметы по памяти).

5. Вспоминать вместе с мамой, что ребенок делал вчера, утром, какое-то время назад, какие события происходили на улице (кто сегодня гулял из друзей, какие у них были игрушки и т.п).

6. Запоминать, что нарисовано на картинке и отвечать на вопросы о том, что там было нарисовано, после того, как картинка закрыта.

7. Игра «Найди пару» с прятками - мама показывает ребенку картинку и прячет ее за спину. Просит найти такую же картинку в группе карточек (ребенок ищет парную картинку не держа ее в руке, как обычно, а по памяти):

8. Игра в «наперсточки». Берем разноцветные стаканчики, под один из них кладем игрушку. Несколько раз меняем стаканчики местами, затем просим найти - где спрятана игрушка (постепенно увеличиваем число игрушек и стаканчиков).

9. «Мемори» - игра с 2-3 карточками. Кладем перед ребенком карточки, ребенок запоминает их (чтобы ему помочь, можно рассказать сказку про героев, которые нарисованы на картинках, слушая сказку ребенок хорошо запомнит расположение карточек. «Сказка» может быть очень простой из 4-5 предложений). Переворачиваем карточки картинкой вниз - таким образом, все картинки прячутся от малыша и не видны ему. Просим ребенка найти, где лежит определенная карточка по памяти ("найди, на какой карточке нарисован мишка?"). Другой вариант "Мемори" можно .

Физическое развитие.

1. Прыгать на месте на двух ногах. Ближе к трем годам - учиться прыгать вперед (но не у всех это получается).

2. Учиться бросать и ловить мяч, бросать мяч об стенку.

3. Подбрасывать вверх воздушный шарик, мячик.

4. Держать равновесие, проходя по доске положенной на пол, по скамеечке, брусу.

5. Изображать движения животных по показу мамы.

6. Ползать (как удав, как гусеница) на животе вперед.

7. Прыгать, как зайка.

8. Изображать птичку - махать руками, бегая по комнате, приседать - «искать зернышки в травке», подпрыгивать - «взлетать».

9. Громко топать, высоко поднимая ноги, как слон.

10. Плавать, как осьминог: ложимся на спинку поднимаем руки и ноги вверх, машем руками-ногами («плаваем»).

11. Бегать быстро, медленно, на носочках.

12. Сидя на полу, стучать по полу ногами, «как по барабану».

13. Перекатываться по полу, как колобок.

14. Подпрыгивать из полуприседа, как лягушка.

15. Танцевать и заниматься логоритмикой (под музыку Железновых, других авторов).

16. Поднимать предметы с пола, нагибаясь, приседая.

17. Тянуться руками вверх, доставая предметы которые расположены высоко (предметы на высоте вытянутой руки ребенка может держать мама).

18. Передвигаться по комнате, не задевая разбросанные на полу предметы (например подушки), постепенно увеличивая темп и количество предметов.

19. Переносить крупногабаритные, но не тяжелые вещи (например, детский стульчик, легкую коробку с игрушками).

20. Ходьба по массажным поверхностям.

21. Ходьба на носочках, ближе к трем годам - на пяточках.

22. Выполнять движения в танце - ставим ногу на носочек, на пяточку.

23. Ходьба по начерченной на полу извилистой линии (или полоске бумаги) - развитие координации.

24. Подлезание под натянутой веревочкой.

25. Игра «Поймай солнечного зайчика» - играем с солнечным зайчиком, который пускает мама.

26. Коллективные игры: водить хоровод, бегать паровозиком друг за другом (дети держатся друг за друга), игры со специальным детским игровым парашютом, игры в "догонялки", "волк и зайчата" и т.п.

27. «Кошки-мышки». Пока кошка спит (воображаемая кошка или другой взрослый) - дети с мамой ходят тихо-тихо. Когда кошка просыпаются - быстро убегают в домик.

28. Висеть на турничке, кольцах, маминых руках.

29. Лазать по спортивным стенкам дома, на детских площадках.

30. Ходьба по «кочкам» (хаотично разбросанным подушечкам, книгам).

31. Лазить через туннель (покупной или сооруженный из стульев, поставленных в ряд).

32. Игры на фитболе.

33. Игра "Улиточка и домик". Ребенок становится на четвереньки. На его спину кладут подушечку. Он превращается в улиточку, которая на спине несет свой домик (подушечку). Задание для улиточки - пройти как можно дольше, не уронив свой домик (ползем на четвереньках, неся на спине подушечку).

34. Ходьба на руках:

Музыка и ритм.

1. Слушать много песенок по возрасту.

2. Учиться слушать музыку - прослушивая с мамой классические мелодии, слушать рассказ мамы "О чем нам рассказывает эта мелодия?". Такой рассказ легко придумать самостоятельно (например вот так), с его помощью у ребенка развивается умение по-настоящему слушать музыку, улавливать ее оттенки и настроение.

3. Учиться различать быструю и медленную музыку, учиться играть на шумовых музыкальных инструментах быстро и медленно.

4. Учиться различать веселую и грустную музыку.

5. Учиться различать громкую и тихую музыку, учиться играть на шумовых музыкальных инструментах громко и тихо.

6. Если есть возможность (большая семья) играть в игру «кто позвал?» (ребенок угадывает по голосу - кто его зовет).

7. Прислушиваться вместе с мамой к «звукам жизни» - как чирикают птицы, шумит автомобиль, шуршит листва и т.п.

8. Пробовать определять, откуда идет звук (например - "слышишь, птичка чирикает? Как ты думаешь, на каком дереве она сидит?").

9.Заниматься логоритмикой (под музыку Железновых, других авторов).

10. Играть на музыкальных инструментах (детских и шумовых - барабан, маракасы, бубен, ксилофон и т.п.).

11. Познакомиться с различными инструментами и их звучанием (можно просматривать вместе с ребенком ролики на ютубе, где исполнители играют классическую музыку на различных инструментах).

12. Ближе к трем годам (если ребенок увлекается песенками и помнит многие мелодии на слух) - играть в угадай мелодию - мама поет мелодию («В лесу родилась елочка», «Антошка») малыш угадывает, что это за песенка.

13. Петь песенки ребенку.

14. Танцевать - быстро, медленно, притопывать ногами, прихлопывать руками, вертеть ладошками - движение «фонарики», прыгать, в танце ставить ножки на носочек - на пяточку, стучать пяточкой по полу, стучать носочком по полу, водить хоровод, танцы с предметами - ложками (танцуем и стучим ложками по полу, друг об друга, над головой, за спиной, громко-тихо, быстро медленно), погремушками-маракасами (танцуем и аккомпанируем себе, выполняем те же движения что и с ложками), с платочками (самостоятельно и в паре с мамой.)

15. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение под музыку движений, пере-дающих характер изображаемых животных.

Рисование.

1. Рисовать дорожки.

2. Рисовать кружочки.

3. Рисовать простые композиции - дождик, снег, травку, елочные украшения на елке, кружочки (которые будут мячиками, яблочками, и т.п.), рисовать палочки - ниточки у шариков, стебли (палочки) у цветочков, ручки у лопаток, иголки у ежика, травку, узоры (произвольные) на чашках, ковриках, полотенцах.

4. Рисовать вертикальные и горизонтальные линии.

5. Рисовать короткие и длинные линии.

6. Ближе к трем годам - раскрашивать картинки (некоторые преподаватели рисования против раскрашивания - они считают, что раскрашивание убивает творчество (так как ребенок не рисует самостоятельно, а работает по готовому шаблону). Решайте индивидуально - учить ребенка раскрашивать или нет).

7. Обращать внимание ребенка на выбор цвета для рисунка (травку рисуем зеленым цветом, лучики солнышка - желтым).

8. Рисовать палочкой на песке, манке, снегу.

9. Оставлять отпечатки красками при помощи штампиков, губки.

10. Учиться рисовать красками (мыть и смачивать кисточку).

11. Рисовать пальчиковыми красками.

1. Раскатывать пластилин, тесто прямыми и круговыми движениями кистей рук (шарики и колбаски).

2. Отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями, пальцами.

3. Соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.

4. Просто играть с тестом и пластилином (свободное творчество).

5. Лепить комочки пластилина на бумагу (кормим курочку, делаем точки божьей коровке и т.п.).

6. Осваивать технику размазывания пластилина по бумаге.

7. Оставлять отпечатки на тесте различными предметами.

8. Вырезать из теста фигурки при помощи формочек для печенья.

9. Учиться отрезать тесто пластмассовым ножичком.

Аппликация.

1. Выполнять сюжетную аппликацию (солнышко+тучка+домик и т.п.) из 2-3 объектов.

2. Выполнять аппликацию объекта из 2-3 частей (домики (крыша+окно), грибочки (шляпка+ножка) и т.п.).

3. Аппликация из ваты (изображать облака, снег, одуванчики, овечку и т.п.).

4.Аппликация из скомканных комочков бумаги.

5. Аппликация из рваной бумаги.

Конструирование.

  1. Строить домики, заборчики, мостики, горку, гараж.
  2. Играть с «лего».
  3. Ближе к трем годам - строить домики по простому чертежу (из двух-трех деталей).
  4. Игры с блоками Дьенеша.
  5. Игры с палочками Кюизенера.

Окружающий мир.

1. Продолжить изучение домашних и диких животных, их детенышей. Узнавать простые факты о животных (где живет, что ест, характерные особенности, например, "корова дает молоко", "коза бодается" и т.п.), учить, что дают человеку домашние животные, учить названия основных частей тела животных (рога, копыта и т.п.).

2. Птицы - расширять свои знания о видах птиц, изучать основные факты о птицах (где живут, что едят, как появляется потомство, названия птенцов). Знакомится с разделением на домашние и дикие птицы (просто проговаривать это с ребенком, при изучении птиц подчеркивать, что кто-то живет рядом с человеком и приносит ему пользу, кто-то - дикая птица и живет сам по себе).

3. Насекомые - изучать самых распространенных насекомых (муравей, пчела, бабочка и т.п.); знать самые простые факты из их жизни (пчелка приносит мед, гусеница грызет листочки и т.п.), узнавать их по внешнему виду, воспитывать доброе отношение к насекомым. Подвести к пониманию, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются.

4. Познакомиться с понятием день и ночь. Пробовать различать утро, обед, вечер.

5. Познакомиться с явлениями природы: дождь, снег, ветер, радуга.

6. Познакомиться с 3-4 самыми характерными для местности деревьями, цветами.

9. Знакомится с понятием о материалах из которых сделаны окружающие предметы (бумага, дерево, камень, стекло).

10. Изучить темы:

  • Транспорт.
  • Доктор, поликлиника.
  • Магазин.
  • Семья.
  • Мир моря (обитатели, морская стихия, корабли).
  • Поезд и железная дорога, рельсы, вагоны, машинист.
  • Рыбка, аквариум, подводный мир. (Понаблюдать за рыбками, отмечать их особенности («Имеет хвостик, глазки, рот, живет в воде»).
  • Город.

11. Труд взрослых.Учить различать некоторые трудовые действия. Воспитывать чувство уважения к труду мамы, других людей.

12. Обобщение темы "Человек" - строение, части тела, (по желанию родителей - элементарные знания о внутренних органах), здоровье, беседа о необходимости гигиены.

13. Техника в доме, электроприборы. Правила безопасности обращения с электричеством (розетки, вилки электроприборов).

14. Профессии. (В этом возрасте лучше изучать профессии без отрыва от общей темы. Например учим тему «транспорт» - попутно изучаем профессии водитель, пилот и т.п. Учим тему «доктор, здоровье» - изучаем профессию врач, медсестра и т.п.).

15. Если в возрасте от 2 до 3 вы планируете отдать ребенка в детский сад - уделите внимание знакомству малыша с темой садика, проговорите и проиграйте самые важные моменты - самостоятельность, расставание и встреча с мамой, самостоятельный сон, режим, уважение к воспитателям и т.п.

Развитие на прогулке.

1. Правила дорожного движения: познакомить ребенка с правилами перехода через дорогу, объяснить опасность невнимательного поведения на дороге. Объяснить, что тротуар - для людей, дорога - для машин. Обсуждать правила безопасного перехода через проезжую часть (светофор, зебра). Развивать у детей наблюдательность, умение правильно оценивать дви-жение на дороге (учиться проверять, можно ли переходить дорогу, оценивать как двигаются машины - быстро - медленно, объяснять, что мы переходим дорогу только тогда, когда машин нет или они далеко). Учить переходить дорогу только со взрослым, не выбегать на проезжую часть.

2. Учить ориентироваться в пространстве (изучать применение таких слов как «туда», «сюда», «здесь», «там», «направо», «налево», «далеко», «близко», «возле»), изучать предлоги места.

3. В домике на площадке играть в простые сказки, в которых присутствует домик: «Заюшкина избушка», «Теремок», «Волк и семеро козлят». Побуждать ребенка рассказывать сказку вместе со взрослым (договаривать предложения, вставлять знакомые слова), в простой форме изображать и произносить реплики героев сказки (быть зайчиком, мышкой и т.п.). Поиграть в то, как луч-ше встретить вечером папу, вернувшегося с работы (либо дру-гого родного человека), что ему сказать.

4. Изучать растительность - цветы, деревья, траву, кусты (названия и отличия). Учиться различать дерево и куст. Изучать части растений (лист, ствол и т.п.). Следить за сезонными изменениями природы (листья желтые, опали, деревья голые, появились почки и т.п.). Учить бережному отношению к растениям. Поливать деревья, цветы из лейки.

5. На примере деревьев, травы, кустов, веточек изучать понятия «толстый-тонкий», «большой-маленький», «много-мало», «высокий-низкий».

6. Транспорт: различать виды транспорта, различать виды (грузовой, легко-вой) и части автомобиля (кабина, руль, колесо).

7. В непринужденной форме побуждать ребенка отвечать на вопрос: «Что это?» предложением, состоящим из нескольких слов (для детей, уже начавших активно осваивать фразовую речь).

8. Солнышко: беседовать на тему о том, что для жизни на земле нужно солнце, что солнце помогает расти растениям, согревает все живое на земле. Наблюдать за солнцем (спряталось за тучи, яркое, тусклое, садится, встает, закат).

9. Небо: наблюдать за изменениями в небе - облака, пасмурное, облачное, ясное, хмурое, чистое, небо ночью.

10. Наблюдать за луной.

11. Отвечать на вопросы: Что сделали тучи? (Закрыли солнце.) Что делает солнце? (Светит.) и т.п.

12. Используя природные материалы (камешки, веточки) и объекты окружающего мира (деревья, машины и т.п.) изучать понятия «толстый-тонкий», «большой-маленький», «много-мало», «высокий-низкий», «твердый-мягкий», «теплый-холодный», «самый» («самый высокий, самый низкий»), цвета, свойства предметов и т.п.

13. Развивать словарный запас - обсуждать различные объекты, встречаемые на улице (животные, птицы, растения, люди, транспорт, постройки, подъезд, лифт и т.п.). Называть качества этих объектов, рассказывать, зачем они нужны.

14. Обсуждать необходимость поддержания чистоты на улице, в подъезде, бережное отношение к окружающей среде и чистоте двора, улицы, подъезда.

15. Играть с песком. Обратить внимание на свой-ства песка: сухой, рассыпается; если полить (или он после дож-дя) - становится влажным, и из него можно лепить «пирожки».

16. Играть со снегом.

17. Играть с лужами (кидать камушки, засыпать песком, раскапывать, играть с водой, строить каналы, пускать кораблики, изучать свойство предметов «тонет - не тонет») - по желанию родителей.

18. Пускать солнечного зайчика, ловить его.

19. Времена года: рассказывать об изменениях природы, об изменениях в жизни людей, животных, птиц.

20. Дома: уточнять названия разных домов и строений, изучать части дома (окно, подъезд и т.п.).

21. Проговаривать на улице различные речевые темы, интересные ребенку (животные, птицы, детеныши и т.п.).

22. В свободное от игр время учить стихи.

23. Строители и рабочие: по возможности наблюдать за трудом взрослых на строительных площадках, рабочих различных служб. Называть и обсуждать их трудовые действия, учить названия профессий, обсуждать важность их труда, рассматривать и запоминать названия их оборудования и инструментов.

Развитие речи.

Все приведенные ниже способы развития подходят для детей которые уже начали говорить отдельные слова (пускай даже на своем "детском" языке - это нормальный этап развития, который проходит большинство детей). Если ваш ребенок пока не спешит разговаривать, возможно вам лучше применять приемы по развитию речи, которые опубликованы .

Развитие речи у детей от 2 до 3 лет:

1. Развивать умение отвечать на вопросы взрослого о том, что изображено на картинке (в очень упрощенной форме), о том, что происходит вокруг - дома, на улице.

2. Много общаться с ребенком по поводу всех ситуаций и событий, которые происходят в его жизни (пополнять пассивный словарный запас).

4. После прочтения книг обсуждать с ребенком на самом простом уровне прочитанное.

5. Вместе рассказывать знакомые ребенку сказки («жили были дед… и кто еще жил? правильно! Баба! А кто у них был? Кто говорит ко-ко? Правильно! Молодец! Курочка Ряба!).

6. Разыгрывать с ребенком простые сказки (например, «Теремок» - ребенок может быть мышкой, сидящей в домике и впускающей остальных зверей). По ходу игры побуждать ребенка к тому, чтобы он выполнял различные действия (открывать-закрывать дверь, махать ручкой на приветствие - прощание, говорить простые слова и фразы или звукоподражания («пи-пи!», «ко-ко»).

7. Слушать песенки.

8. Учить прилагательные: часто употреблять их в беседе с ребенком, описывая предметы. Играть в игру «какой?» (задавать вопрос «какой он?» в отношении предметов, которыми интересуется ребенок, отвечать на этот вопрос, побуждать ребенка, чтобы он сам придумывал ответ (если малыш вспомнит хотя бы одно прилагательное, это уже хорошо!).

9. Изучать различные предлоги (около, у, за и т.п.) и наречия, употребляемые для ориентации в пространстве (далеко, близко, выше, ниже, право, лево и т.п.), местоимения (там, тут), слова для сравнения (такой же, другой).

10. При изучении различных лексических тем обращать внимание на то, из каких частей состоят предметы и объекты (например - дом состоит из крыши, окна, дверей и т.п.).

Артикуляция.

Моторика (общая и мелкая).

1. Заниматься пальчиковой гимнастикой.
2. Заниматься лепкой, рисованием, аппликацией, творчеством.
3. Играть с рамками-вкладышами.
4. Учиться расстегивать пуговицы, молнию, кнопки (если есть интерес и получается - то и застегивать их).
5. Застегивать - расстегивать липучки (на ботинках, куртке, в развивающих игрушках).
6. Снимать носки, шапку, перчатки, учиться снимать и одевать другую одежду.
7. Пересыпать/переливать крупу/воду в разные сосуды, учиться пользоваться для пересыпания/ переливания воронкой, кувшинчиком, чайничком от детской посудки, лейкой.
8. Играть с наклейками.
9. Учиться мыть руки (акцент на слове «учиться», побуждать к освоению навыка, но не заставлять), в том числе включать-выключать кран (если конструкция крана позволяет это сделать легко), намыливать руки, выдавливать жидкое мыло из бутылочки.
10. Вылавливать округлые предметы (шарики, контейнеры от киндеров) в блюде с водой ложкой или ситечком и складывать их в сухой стакан.
11. Вылавливать округлые предметы (шарики, контейнеры от киндеров) из стакана.
12. Взбивать мыльную пену венчиком (в воду добавляется несколько капель моющего средства или шампуня).
13. Набирать и переливать воду с помощью клизмы или пипетки .


14. Учиться собирать воду губкой и отжимать ее.


15. Комкать бумагу (делать круглые комочки) и проталкивать полученные комочки в бутылку, баночку с узким горлышком.
16. Составлять узоры из палочек, макарон, камешков, фасоли:


17. Играть с прищепками.


18. Играть с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша.


19. Играть со шнуровками.
20. Играть с мозайкой, «Лего», другими конструкторами.
21. Ближе к трем годам можно начинать учиться обводить по точкам (если у ребенка есть желание, и процесс обучения проходит легко). Обводить очень простые линии - различные дорожки, линии прямые или с небольшим изгибом.
22. Перекладывать бусины и другие мелкие предметы пинцетом.
23. Подбирать крышечки к бутылочкам, баночкам. Откручивать и закручивать крышечки.
24. Опускать мелкие предметы (например, пуговицы, бусины) в узкий цилиндр, узкое отверстие.
25. Некоторые игрушки для развития моторики (самостоятельное развитие в игре):

Логический квадрат:

Шнуровки:

Разрезные овощи и фрукты:

Медвежата:

Рыбалка:

По прежнему актуальны для развития мелкой моторики различные пирамидки, рамки-вкладыши, соретры и др.

Развитие сенсорики.

1. Ощупывать предметы различной фактуры, обсуждать их свойства.

2. Играть в «найди пару» с кусочками материалов разной фактуры (на рисунке - пособие "завези каждую машину в свой гараж". Для выполнения задания ребенок сравнивает различную фактуру белых материалов - мягкая бумага, твердый картон, ватный диск, белый трикотаж):

3. Ближе к 3-м годам - определять предметы на ощупь (вытаскивать из мешочка, не глядя, по заданию мамы фигуры, овощи, фрукты, игрушки, определять на ощупь, что за предмет лежит в мешочке и т.п.).

4. Знакомиться со вкусами, запахами, играть в игры «найди такой же вкус, запах».

Взаимодействие со сверстниками.

1. Обращать внимание ребенка на других детей, пробуждать интерес и симпатию к детям (какая хорошая девочка! Она такая же малышка как и ты! Давай с ней познакомимся! Как тебя зовут?).

2. Знакомиться на площадке с другими детьми, побуждать к совместным играм - вместе строить и ломать куличики, и т.п. В этом возрасте дети не смогут играть самостоятельно - взаимодействовать и играть вместе им будет помогать мама. Такие игры и социализация особенно важны, если ребенок в скором времени пойдет в детский сад.

3. Учить меняться, уважать собственность другого, уважать свое право играть со своей игрушкой.

4. Учить жалеть и сопереживать горю другого (пожалеть мальчика, который упал и плачет и т.п.).

Бытовые навыки и самообслуживание.

Все указанные ниже навыки очень индивидуальные. Малыша лучше подталкивать, побуждать к их освоению, хвалить за успехи, но не заставлять их выполнять через силу.

1. Мыть руки, умываться, пользоваться полотенцем - с помощью мамы (в том числе включать и выключать воду (если конструкция крана не слишком сложная), намыливать мыло, выдавливать жидкое мыло из флакона).

2. Вместе с мамой убирать за собой стол после еды.

3. Вытирать разлившуюся жидкость губкой.

4. Самостоятельно есть густую пищу.

5. Ближе к трем годам учить самостоятельно одевать и снимать одежду. Трудные элементы (сильно облегающую одежду, молнии, крючки и т.п.) застегивать, расстегивать вместе с мамой.

6. Поливать цветы (идеально - летом на улице из лейки).

7. Ближе к трем годам - складывать свою одежду (учиться).

8. Убирать игрушки на место (учиться, вместе с мамой, по просьбе мамы, большинство детей не может в этом возрасте убирать игрушки самостоятельно и по собственному желанию).

9. Помогать маме по хозяйству: вместе готовить (мыть крупу, овощи, набирать ложкой ингредиенты для блюда и т.п.), что-то мыть, убирать и т.п. Заинтересовать ребенка домашним трудом будет намного легче, если поручать малышу то, что будет по-настоящему интересно для него.

10. Если вы планируете отдать ребенка в детский сад, то заблаговременно (минимум за полгода) начните приучать ребенка к нужным навыкам - одеваться-раздеваться, умываться, особенно важно - тщательно мыть руки и вытирать их полотенцем, самостоятельно есть. Не откладывайте обучение на последний момент - чудес не бывает - чтобы обучиться этим умениям потребуется достаточно времени. Адаптация ребенка в детском саду пройдет намного легче, если у ребенка не будет возникать проблем при самообслуживании.

Развитие желания заниматься и развиваться.

1. Хвалить за успехи.
2. Не ругать за неуспехи и нежелание заниматься (со временем все обязательно получится, просто может не сейчас и не сегодня, а если и не получится никогда - стоит ли из-за этого расстраиваться?).
3. Заниматься тем, что интересно ребёнку . Любой навык (внимание, логику, моторику) можно развивать бесчисленным количеством упражнений. Среди них вполне можно найти то, что больше всего понравится вашему малышу (например, если ребенок не любит пальчиковую гимнастику, вполне успешно можно заменить это лепкой и рисованием, не любит слушать чтение - заменить это живым общением и т.п.)
4. Заниматься развитием тогда, когда хочет и может ребенок (иногда бывает, что мы приступаем к развивающим играм после того, как переделаем домашние дела и другую работу, а к тому времени малыш уже наигрался, устал и больше хочет отдохнуть и расслабиться, а не выполнять сложные задания).
5. Преподносить развивающие игры и занятия в игровой форме.
6. Заниматься тем, что по силам ребенку - у каждого свои склонности и способности. Кто-то с удовольствием и долго сидит возле мамы и с интересом слушает книжку, кого-то хватает только на 10 минут - и в этом нет ничего страшного, наверняка он хорошо справляется с другими делами. Кто-то легко считает и выполняет задачи на логику и внимание, кто-то этого не делает, зато хорошо рисует. Кто-то не рисует, не любит чтение, кажется вообще ничего не любит, зато намного лучше других делает вещи, которые лежат вне сферы раннего развития (например, во много раз добрее и нежнее своих сверстников, инициативнее и ответственнее, быстрее и стремительней и т.п.).

7. Занятие ранним развитием происходит намного проще и веселее, если адекватно оценивать способности ребенка и «не бежать впереди паровоза», выполнять задания, которые будут по силам малышу, даже если все стальные сверстники (как правило, эти «все» при ближнем рассмотрении оказываются далеко не большинством) ушли намного дальше.

Кризис трех лет.

Ближе к трем годам у большинства детей начинается кризис трех лет. Это сложный период как для малыша, так и для мамы. Общий совет всех психологов и педагогов для этого непростого времени такой - это трудно, но когда-нибудь все закончится, "кризис трех лет" надо просто пережить. Подготовьтесь заранее к этому кризисному периоду жизни - почитайте литературу, понаблюдайте за «сложным» поведением более старших детей в этом возрасте.

Многие детки в этот период отказываются заниматься вместе с мамой ранним развитием. Если вы заметили это у своего малыша - это не значит, что эпоха развивающих игр и занятий для вас закончилась. Просто постарайтесь настроиться на волну ребенка и подумать - а что ему сейчас действительно интересно? Что можно ему предложить такое, что поразит его до глубины души и крайне заинтересует? Возможно своим нежеланием заниматься ребенок подсказывает вам, что он уже вырос и хочет сам решать, что ему делать в тот или иной момент.

Нравится