Не каждый знает, что военные священники в российской армии имеются не понаслышке. Впервые они появились в середине XVI века. В обязанности военных священников вменялось преподавание Закона Божьего. Для этого устраивались отдельные чтения и беседы. Священники должны были стать примером благочестия и веры. Со временем это направление в армии было забыто.

Немного истории
В Воинском уставе ратное духовенство впервые официально появилось в 1716 г., по приказу Петра Первого. Он решил, что священники должны были находиться везде – на кораблях, в полках. Морское духовенство было представлено иеромонахами, их главой был обер-иеромонах. Сухопутные священники подчинялись полевому «оберу», в мирные времена – архиерею епархии, где располагался полк.

Екатерина Вторая несколько изменила эту схему. Она поставила во главе только одного обера, под руководством которого были священники как флота, так и армии. Он получал постоянное жалованье, после 20 лет служения ему начислялась пенсия. Затем структура военного духовенства корректировалась в течение ста лет. В 1890 г. появилось отдельное церковно-военное ведомство. В него входили многие церкви, соборы:

· тюремные;

· госпитальные;

· крепостные;

· полковые;

· портовые.

У военного духовенства появился собственный журнал. Были определены определенные оклады, в зависимости от сана. Главный священник приравнивался к генеральскому чину, ниже по званию – к оберу, майорскому, капитанскому и т. д.

Многие военные священники проявили героизм в Первую мировую и примерно 2500 человек получили награды, было вручено 227 золотых крестов. Одиннадцать священнослужителей получили Орден Св. Георгия (четверо из них – посмертно).

Институт военного духовенства был ликвидирован по приказу Народного комиссариата в 1918 г. Из армии было уволено 3700 священнослужителей. Многие из них подверглись репрессиям, как классово чуждые элементы.

Возрождение военного духовенства
Идея возродить военных священников возникла в середине 90-х гг. Советские руководители не дали направлению широкого развития, но дали положительную оценку инициативе РПЦ (Русской православной церкви), так как идеологический стержень был необходим, а новая яркая идея еще не была сформулирована.

Однако идея так и не получила развития. Простой батюшка не годился для армии, нужны были люди из среды военных, которых бы уважали не только за мудрость, но и за отвагу, доблесть и готовность к подвигу. Первым таким священником стал Киприан-Пересвет. Изначально был солдатом, потом стал инвалидом, в 1991 г. принял постриг, через три года стал священником и начал служить в армии в этом чине.

Он прошел чеченские войны, был пленен Хаттабом, находился у расстрельной черты, смог выжить после тяжелых ранений. За все это и был наречен Пересветом. Он имел собственный позывной «ЯК-15».

В 2008-2009 гг. в армии проводились специальные опросы. Как оказалось, почти 70 процентов военнослужащих – верующие. Об этом был проинформирован Медведев Д. А., который был в то время президентом. Он и дал указ возродить институт военного духовенства. Приказ был подписан в 2009 г.

Копировать структуры, бывшие еще при царской власти, не стали. Началось все с формирования Управления по работе с верующими. В организации было создано 242 единицы помощников командиров. Однако за пятилетку все вакансии заполнить не удалось, несмотря на множество кандидатур. Слишком высока оказалась планка требований.

Управление начало работу со 132 священниками, из которых двое – мусульмане и один буддист, остальные – православные. Для них всех была разработана новая форма и правила ее ношения. Она утверждена патриархом Кириллом.

Военные священники должны носить (даже на учениях) воинскую полевую форму. На ней нет погон, наружных или нарукавных знаков, но имеются петлицы с темными православными крестами. Во время богослужения военный священник поверх полевой формы обязан надевать епитрахиль, крест и поручи.

Сейчас обновляются и строятся базы для духовной работы на суше и флоте. Уже действует больше 160 часовен и храмов. Они строятся в Гаджиево и Североморске, в Канте и других гарнизонах.

Свято-Андреевский морской кафедральный собор в г. Североморске

В Севастополе военизированным стал храм Св. Архистратига Михаила. Ранее это здание использовалось только как музей. Правительством было принято решение на всех кораблях первого ранга выделить помещения для совершения молитв.

Военное духовенство начинает новую историю. Как она будет развиваться, насколько окажется нужной и востребованной – покажет время. Однако, если оглянуться на прежнюю историю – священнослужители поднимали воинский дух, укрепляли его, помогали людям справляться с трудностями.

На войне Божественную справедливость и Божие попечение о людях видно особенно отчетливо. Война не терпит бесчестия - человека безнравственного пуля быстро находит.
Преподобный Паисий Святогорец

Во времена тяжелых испытаний, потрясений и войн Русская Православная Церковь всегда была со своим народом и своей армией, не только укрепляя и благословляя солдат на брань за свое Отечество, но и с оружием в руках на передовой, как в войне с армией Наполеона и фашистскими захватчиками в Великую Отечественную. Благодаря Указу Президента России от 2009 года о возрождении института штатного военного духовенства православные священники стали неотъемлемой частью современной российской армии. Наш корреспондент Денис Ахалашвили побывал в отделе по взаимоотношению с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Екатеринбургской епархии, где из первых уст узнал о том, как сегодня складываются отношения Церкви и армии.

Чтобы в части и Литургия служилась, и беседы на духовные темы проводились

Полковник - руководитель отдела по взаимоотношению с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Екатеринбургской епархии:

В Екатеринбургской епархии отдел был создан в 1995 году. С этого времени мы подготовили и заключили договора о сотрудничестве со всеми силовыми структурами на территории Уральского федерального округа: Главным управлением МЧС по Свердловской области, Главным управлением МВД РФ по Свердловской области, Уральским военным округом, Уральским округом внутренних войск МВД РФ. Первой в постсоветской России Екатеринбургская епархия подписала соглашение о сотрудничестве с военным комиссариатом Свердловской области. Из нашей структуры впоследствии были созданы отделы по работе с казачеством и по тюремному служению. Мы сотрудничали с 450 воинскими частями и соединениями Вооруженных Сил и подразделениями силовых структур на территории Свердловской области, где окормлением верующих регулярно занимались 255 священнослужителей нашей епархии. С преобразованием епархии в митрополию в Екатеринбургской епархии это 154 священника в 241 воинской части и подразделении силовых структур.

С 2009 года после издания Указа Президента РФ о создании института штатного военного духовенства в российской армии определено должностей штатного военного духовенства 266, помощников командиров по работе с верующими военнослужащими из числа духовенства традиционных конфессий, в том числе православных священников. На территории нашей епархии таких должностей определено пять.

Сегодня у нас 154 священника посещают военные части, где совершают таинства, читают лекции, проводят занятия и т.д. Как-то Святейший Патриарх Кирилл сказал, что священник, посещающий военную часть один раз в месяц, похож на свадебного генерала. Не уверен, что передаю дословно, но смысл понятен. Я, как кадровый военный, прекрасно понимаю, что если священник будет раз в месяц приходить в часть, где служит 1500 человек, то реально он сможет пообщаться в лучшем случае с парой десятков воинов, что, конечно же, недостаточно. Мы решили повысить эффективность нашего сотрудничества следующим образом: с согласия командования частей в определенный день в конкретную военную часть приезжает сразу 8-10 священников. Трое прямо в части служат Божественную литургию, остальные исповедуют. После Литургии, исповеди и Причастия военные отправляются на завтрак, после которого их распределяют на группы, где каждый из священников проводит беседу на заданную тему, исходя из церковного календаря и конкретных потребностей той или иной части. Отдельно - офицеры штаба, отдельно - контрактники, отдельно - военнослужащие срочной службы, затем медики, женщины и гражданский персонал; группа тех, кто находится в медучреждениях. Как показала практика, в сегодняшних условиях это наиболее эффективная форма сотрудничества: военнослужащие получают духовные знания, но и участвуют в Литургии, исповедуются и причащаются, а также имеют возможность пообщаться и обсудить с конкретным священником волнующую личную тему, что, учитывая психологические требования к современной армии, очень важно. От командования соединений я знаю, что эффект был очень хорошей, командиры частей просят проводить подобные мероприятия постоянно.

Ежегодно мы отмечаем день защитника Отечества. А накануне этого праздника мы, по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, едем по домам поздравлять наших ветеранов, вручаем им поздравительные адреса и памятные подарки от правящего архиерея.

«Батюшка для солдата - родной человек,
с которым можно поговорить о наболевшем»

, помощник командира по работе с верующими военнослужащими:

Моя история служения в армии началась много лет назад, когда я был настоятелем храма Сергия Радонежского на окраине Екатеринбурга - в поселке Большой Исток за аэропортом Кольцово. Благочинным у нас был замечательный батюшка протоиерей Андрей Николаев, из бывших военных, который 13 лет прослужил в армии прапорщиком и пользовался у военных большим авторитетом. Как-то раз он спросил у меня, как я смотрю на то, чтобы не просто время от времени ездить в военную часть, которую мы окормляли, а стать постоянным штатным армейским священником. Я подумал и согласился. Помню, когда мы с отцом Андреем пришли к нашему владыке Кириллу за благословением, тот пошутил: вот, мол, некоторые (показывает на отца Андрея) из армии уходят, а некоторые (показывает на меня) туда, наоборот, идут. На самом деле владыка был очень рад, что отношения с армией у нас перешли на новый уровень, что кроме меня еще четверо священников нашей епархии были утверждены министром обороны и стали штатными священниками. Владыка благословил и сказал много теплых напутственных слов. И с июля 2013 года, как пришел официальный приказ о моем назначении, я служу в расположении своей части.

Как происходит служение? Сначала, как полагается, утренний развод. Я обращаюсь к военнослужащим воинской части с напутственной речью, после этого официальная часть заканчивается, ноги в руки - и пошел мотать километры по подразделениям. Воинская часть у нас большая - 1,5 тысячи человек, пока обойдешь все намеченные по плану адреса, к вечеру ног под собой не чуешь. В кабинете я не сижу, сам хожу к людям.

Молитвенная комната у нас в середине казармы. Когда солдату нелегко, он посмотрит - а Бог вот Он, рядом!

Молитвенная комната у нас находится в холле, в середине казармы: слева койки в два яруса, справа койки, молитвенная комната посередине. Это удобно: захотел помолиться или с батюшкой пообщаться - вот он рядом, пожалуйста! Там я принимаю каждый день. Да и нахождение святынь, икон, жертвенника, иконостаса, свечей посреди солдатского быта тоже действует благотворно на солдат. Солдату бывает непросто, он посмотрит - Бог вот Он, рядом! Помолился, со священником пообщался, поучаствовал в таинствах - и стало лучше. Это же все видно, на твоих глазах происходит.

Если никаких учений или авралов, каждую субботу и воскресенье я служу. Кто хочет и не в наряде, приходит на вечернюю, исповедуется, готовится к Причастию.

Во время богослужения у Святой Чаши все мы становимся братьями во Христе, это тоже очень важно. Это потом сказывается на отношениях между офицерами и подчиненными.

Вообще так скажу: если бы от священников пользы в армии не было - их бы там тоже не было! Армия - дело серьезное, там некогда ерундой заниматься. Но как показывает опыт, нахождение священника в части реально благотворно влияет на обстановку. Священник - это не психолог, это батюшка, батя, для солдата - родной человек, с которым можно поговорить по душам. Буквально позавчера пришел ко мне ефрейтор-срочник, глаза грустные, потерянный… Что-то у него не получается, где-то с ним грубо обошлись, вот и напало на человека уныние, он замкнулся в себе. Мы с ним поговорили, посмотрели на его проблемы с христианской стороны. Я говорю: «Ты же ведь в армию не просто так попал, ты сам службу выбрал?» Он кивает. «Ты хотел служить?» - «Конечно, хотел!» - отвечает. - «Что-то пошло не так, что-то оказалось не таким радужным, как думал. Но разве так только в армии? Везде, если присмотреться, есть и вершки, и корешки! Когда женишься, то думаешь, что будешь лежать у телевизора и радоваться, а вместо этого в два раза больше работать придется, чтобы жену и семью содержать! Не бывает, как в сказке: раз - и готово, по щучьему велению! Нужно потрудиться! И Бог поможет! Давай мы помолимся, попросим у Бога помощи вместе!»

Когда человек видит, что он не один, что Господь рядом и ему помогает, все меняется.

В условиях современной армии с повышенными психологическими и профессиональными нагрузками такие теплые доверительные искренние отношения очень важны. Ты с ребятами каждый день общаешься, разговариваешь, чай пьешь, все в открытую, глаза в глаза. Молишься за них каждый день. Если этого у тебя нет, если ты какой-то весь из себя непреступный, в армии тебе делать нечего, никто тебя не поймет, и никому ты здесь не нужен.

«У нас уже традиция: на все учения мы обязательно берем походную церковь»

, помощник начальника отделения по работе с верующими военнослужащими Управления по работе с личным составом Центрального военного округа:

В 2012 году я был настоятелем храма архангела Михаила в рабочем поселке Ачит и окормлял военкомат, пожарную часть, полицию, поэтому, когда владыка благословил меня на это служение, я уже имел неплохой опыт отношений с представителями разных силовых структур. При штабе округа создано отделение по работе с верующими военнослужащими, где постоянно находятся два священника и начальник отделения. Кроме духовного окормления командного состава округа, наша задача - помочь воинским частям, где нет штатных священников, наладить работу с верующими, приезжать по мере необходимости и выполнять свои священнические обязанности. Кстати, в части иногда к тебе обращаются не только православные. Недавно ко мне подходил солдат-мусульманин. Он хотел попасть на службу в мечеть, но не знал, как это сделать. Я ему помог, узнал, где находится ближайшая мечеть, когда там проводятся службы, как можно туда добраться…

В это время у отца Владимира звонит телефон, он просит прощения и отвечает: «Здравия желаю! Бог благословит! Да, согласен! Пишите рапорт на имя правящего архиерея. Если он благословит, я еду с вами!»

Спрашиваю, в чем дело. Отец Владимир улыбается:

На учения? Конечно, поеду! Будем находиться в поле, жить в палатке, режим - как у всех

Звонил командир части, на следующей неделе они выезжают на учения, просил поехать с ними. Конечно, поеду! Учения короткие - всего две недели! Будем находиться в поле, жить буду в палатке, режим - как у всех. Утром они на зарядку, у меня утреннее правило. Потом в походном храме, если нет службы, я принимаю желающих. У нас уже традиция: на все учения мы обязательно берем с собой походную церковь, где можем совершать все необходимые таинства, крещение, Литургию… Также обязательно ставится палатка для мусульман.

Вот были мы на сборах возле г. Чебаркуля, что в Челябинской области; рядом находилась деревня, где был храм. Местный батюшка не только служил с нами Литургию, но и давал нам для богослужения свои сосуды и просфоры. Было большое богослужение, куда съехалось несколько священников, все исповедовали, на Литургии было много причастников из нескольких военных частей.

На территории нашей части на Уктусе (один из районов г. Екатеринбурга. - Д.А. ) построен храм мученика Андрея Стратилата, где я являюсь настоятелем и регулярно там служу. Кроме этого по договоренности с командирами частей мы постоянно выезжаем группами священников до десяти человек в какую-нибудь часть нашего округа, где читаем лекции, проводим открытые занятия на заданную тему и обязательно служим Литургию, исповедуем и причащаем. Потом мы расходились по казармам, и - по желанию - общались со всеми верующими, как с военными, так и с гражданским персоналом.

Служить в разведке - дело непростое

, настоятель храма Георгия Победоносца в пос. Марьинском:

Я дважды выезжал в командировки в Северокавказский регион, где находился с походным храмом Александра Невского в расположении воинской части Уральского округа внутренних войск. Как проходила служба? Утром на построении с разрешения командования читаешь утренние молитвы. Выходишь перед строем, все снимают головные уборы, читаешь «Отче наш», «Богородице Дево», «Царю Небесный», молитву на начало доброго дела и отрывок из жития святого, которому посвящен этот день. Кроме тех, кто на выезде, на построении присутствует 500-600 человек. После молитвы начинается развод. Я иду в храм, где принимаю всех желающих. Раз в неделю провожу духовные беседы с личным составом. После беседы начинается личное общение с глазу на глаз.

Есть такая шутка, что в армии не матерятся, в армии на этом языке разговаривают. А когда рядом находится священник, даже офицеры начинают себя сдерживать в этом плане. Говорят уже более близкие русскому языку слова, вспоминают о вежливости, прощения просят, отношения между собой и подчиненными становятся более дружественными, более человечными что ли. Приходит, например, майор на исповедь в нашу палатку, а перед ним простой боец стоит. Майор ведь не отталкивает его, не лезет вперед, он стоит и ждет своей очереди. А потом они вместе с этим солдатом из одной Чаши причащаются. И когда они встречаются в обычной обстановке, они уже друг друга по-иному воспринимают, чем до этого.

Сразу чувствуется, что ты находишься в расположении военной части, каждый день выполняющей боевые задачи. Это на гражданке все бабушки тебя любят, только и слышишь: «Батюшка, батюшка!», и, каким бы ты ни был, тебя просто потому, что ты священник, любят. Здесь совсем не так. Они здесь повидали всякого и просто так с распростертыми объятиями тебя не примут. Их уважение нужно заслужить.

Наш полевой храм приписан к взводу разведки. На них лежит обязанность установки, сборки и перемещения передвижного храма. Эти ребята очень серьезные - краповые береты. Чтобы стать краповым беретом, ты должен умереть, а потом воскреснуть - так говорят. Многие из них прошли обе чеченские кампании, видели кровь, видели смерть, теряли боевых друзей. Эти люди - состоявшиеся личности, отдавшие служению Родине всего себя. Все разведчики - это простые прапорщики, у них нет высоких званий. Но случись война, каждого из них по отдельности поставят командиром взвода, они выполнят любые задачи командования, поведут за собой солдат. На них держится боевой дух, это элита нашей армии.

Разведчики всегда вновь прибывшего священника приглашают к себе на чай знакомиться. Это очень важный ритуал на самом деле, во время которого о тебе складывается первое и часто оно же и последнее впечатление. Что ты из себя представляешь? Что ты за человек? Можно ли вообще тебе доверять? Они проверяют тебя как мужчину, присматриваются, задают разные каверзные вопросы, интересуются твоей прошлой жизнью.

Сам я из оренбургских казаков, и поэтому для меня шашечки и пистолетики были знакомы с детства, у нас на уровне генетики любовь к военному делу. В свое время я занимался в клубе юного десантника, с 13 лет прыгал с парашютом, мечтал служить в десанте. К сожалению, из-за проблем со здоровьем в десант меня не взяли, я служил в обычных войсках.

Разведчики мишени осмотрели, смеются: «Тест прошел!» Давай, говорят, к нам, в краповые береты!

Я выезжал с разведчиками на стрельбы, там они проверили, чего я стою в бою. Дали мне сначала пистолет. Мне он не очень понравился: я на «гражданке» в тире из более тяжелой «Беретты» стреляю. Но ничего, приноровился, выбил все мишени. Потом они дали мне какой-то новый автомат, специально для разведчиков разработанный, короткоствольный. Я отстрелял по общей мишени, смотрю: отдача у него слабая, стрелять легко, удобно - и второй магазин отстрелял по движущимся мишеням, выбил все «десятки». Они мишени осмотрели, смеются: «Тест прошел!» Давай, говорят, к нам, в краповые береты! Стрелял я из пулемета АК, тоже хорошо получилось.

После стрельб количество прихожан в части резко увеличилось. Сейчас с Пашкой из разведки мы регулярно переписываемся. Он пишет мне, как там у них дела, а я - как тут у нас; обязательно с праздниками друг друга поздравляем. Когда мы с ним познакомились во время моей первой командировки, то он, когда «Отче наш» читал, раз восемь ошибся, а в крайней командировке через два года, когда мы снова с ним встретились, он читал на службе Часы и молитвы к Причастию.

Еще у меня есть друг из казаков, Сашка-фээсбэшник. Такой на Илью Муромца похожий, на полголовы меня повыше и в плечах пошире будет. Их отряд ФСБ перевели, а его оставили что-то из оставшегося оборудования охранять. Вот он и охраняет. Спрашиваю: «Как, Сашка, дела?» Он благословение берет, мы целуемся по-братски, и он радостно отвечает: «Всё слава Богу! Охраняю помаленьку!»

Хоругвь нес знаменосец из Кремлевского полка. Так нес - глаз не оторвать! Хоругвь по воздуху плыла!

На Крещение мы с нашими разведчиками нашли заброшенный старый фонтан, быстренько его очистили, заполнили водой и сделали Иордань. Отслужили праздничную службу, а потом был ночной крестный ход, с хоругвями, с иконами, фонарями. Идем, поем, молимся. Впереди хоругвь нес настоящий знаменосец, так нес - глаз не оторвать! Хоругвь просто по воздуху плывет! Я потом у него спрашиваю: где ты этому научился? Он мне говорит: «Да я профессиональный знаменосец, в Кремлевском полку служил, на Красной площади со знаменем ходил!» Вот такие у нас замечательные бойцы там были! А потом все - и командиры, и бойцы, и гражданский персонал - пошли как один к Крещенской купели. И всё слава Богу!

Интересуетесь, как я храм построил? Я в нем настоятель, так скажу. Когда мы стройку окончили, храм освятили, поехал я к своему духовнику. Рассказываю, фотографии показываю: так, мол, и так, батюшка, я храм построил! А он смеется: «“Муха, муха, где ты была?” - “Как где? Поле пахала!” Ее спрашивают: “Как, сама?” Она говорит: “Ну, не совсем сама. Я на шее у вола сидела, который поле пахал”. Так и твой храм люди строили, благотворители, жертвователи разные… Может, бабушки по копеечке собирали. Твой храм народ построил, а Господь поставил тебя там служить!» С тех пор я больше не говорю, что я храм построил. А служить - да, служу! Есть такое дело!

«Бог даст, эту Пасху будем служить уже в новом храме»

, помощник командира отдельной железнодорожной бригады:

Хорошо, когда командир подает пример своим подчиненным. Наш командир части - верующий человек, регулярно исповедуется и причащается. Начальник управления - тоже. Подчиненные смотрят, и некоторые тоже приходят на службу. Никто никого не заставляет, и этого делать нельзя, ведь вера - это личное сокровенное дело каждого. Своим личным временем каждый может распоряжаться, как ему хочется. Можешь книжку читать, можешь телевизор смотреть или спать. А можешь пойти в храм на службу или со священником пообщаться - если не исповедоваться, то так, по душам поговорить.

Никто никого не заставляет, и этого делать нельзя, ведь вера - личное сокровенное дело каждого

Иногда у нас на службе собирается по 150-200 человек. На последней Литургии причащались 98 человек. Общая исповедь сейчас не практикуется, поэтому представьте, сколько у нас длится исповедь.

Кроме того, что я служу в части, на «гражданке» я настоятель храма святителя Ермогена на Эльмаше. Когда есть возможность, мы берем бортовой «Урал», там может разместиться 25 человек желающих, которые приезжают ко мне на службу. Естественно, люди знают, что это не экскурсия и не увеселительное мероприятие, что там надо будет стоять на службе, молиться, поэтому случайные люди туда не ездят. Ездят те, кто хочет помолиться в храме за богослужением.

Раньше вечернее время в части занимал заместитель командира по воспитательной работе, сейчас решили вечернее время отдать священнику, то есть мне. В это время я встречаюсь с военнослужащими, знакомлюсь, общаюсь. Спрашиваю: «Кто хочет поехать ко мне в храм на службу?» Составляем список желающих. И так по каждому подразделению. Подаю списки командиру бригады и командиру подразделения, ротному, те отпускают военнослужащих, когда надо на службу. И командиру спокойно, что солдат не болтается где-то и не занимается ерундой; и солдат видит к себе доброе отношение и может решать какие-то свои духовные вопросы.

В подразделении, конечно, проще служить. Сейчас наш приход святителя Ермогена строит на территории части храм во имя небесных покровителей железнодорожных войск князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Начальник управления генерал-майор Анатолий Анатольевич Брагин выступил инициатором этого дела. Он верующий человек из благочестивой верующей семьи, с детства исповедуется и причащается и горячо поддержал идею строительства храма, помог с оформлением документов и согласованиями. Осенью 2017 года мы забили сваи в основание будущего храма, залили фундамент, сейчас подвели крышу, купола заказали. Когда служба будет проводиться в новом храме, конечно, там не будет недостатка в прихожанах. Уже сейчас люди останавливают меня, спрашивают: «Батюшка, когда храм откроете?!» Бог даст, эту Пасху будем служить уже в новом храме.

«Главное - это конкретный человек, который пришел к тебе»

, клирик храма святителя Николая Чудотворца в г. Екатеринбурге:

Вневедомственную охрану я окормляю уже больше 12 лет, со времен, когда они относились к МВД. Управление Росгвардии окормляю два года, с момента его образования.

Вы спрашиваете, кому пришла идея освятить все автомобили ГАИ? К сожалению, не мне, это инициатива руководства Главного управления МВД по Свердловской области. Я только совершил обряд. Хотя, конечно, идея мне понравилась! Еще бы! Собрать на главной площади города - площади 1905 года - все 239 новых автомобилей управления ГИБДД и разом освятить! Надеюсь, это скажется и на работе сотрудников, и на отношении к ним со стороны водителей. А что вы улыбаетесь? С Богом возможно все!

В своей священнической жизни мне много чего пришлось повидать. С 2005 по 2009 год я служил на приходе во имя архангела Михаила в Заречном микрорайоне - и четыре года подряд каждое воскресенье служил в парке под открытым небом. Никакого помещения и храма у нас не было, я служил прямо посреди парка - сначала молебны, потом с Божией помощью купил сосуды, матушка сшила покров на Престол, и уже осенью мы отслужили первую Литургию. Расклеивал объявления по району, что такого-то числа во столько-то приглашаем на богослужение в парк. Народу иногда собиралось до ста человек! По праздникам мы по всему району крестным ходом ходили, кропили святой водой, подарки собирали, бабушкам-ветеранам дарили! Весело жили, дружно, грех жаловаться! Иногда встречаю старых прихожан, с которыми в парке служили, они радуются, обнимают тебя.

Священника в армии слушают. Мы помогаем. Да меня для этого и послал сюда Бог - людям помогать

Если говорить о специфике служения в силовых структурах, то священник там фигура сакральная. Представьте себе здание с высокими кабинетами и большими начальниками, занятыми важными государственными делами, связанными с безопасностью страны, и так далее. Если туда придет гражданский, его слушать не будут и сразу выставят за дверь. А священника слушают. По опыту скажу, что там, в больших кабинетах, замечательные люди сидят! Главное, ничего у них не просить, тогда вы сможете найти с ними общий язык. Так ведь я и не прошу, я, наоборот, им такие сокровища несу, что любо-дорого! Какие, как написано в Евангелии, и ржа не берет, и воры не украдут, - сокровища, которые дает нам вера и жизнь в Церкви! Главное - это люди, это конкретный человек, который перед тобой сидит, а погоны - это дело пятое.

Чтобы священнику успешно заниматься окормлением в силовых структурах, в первую очередь нужно наладить хорошие контакты с начальством и с руководителем отдела кадров. Он знает личное дело каждого, это, если хотите, душеприказчик в силовых структурах. Он много чего знает и может подсказать и от многих ошибок уберечь. Как и ты можешь помочь ему в его работе. Это все взаимно, он помогает тебе, ты ему, и в результате у всех становится меньше проблем. Он может мне позвонить и сказать: «Знаешь, вот у такого-то офицера проблемы. Можешь с ним пообщаться?» Я иду к этому офицеру и, как священник, помогаю ему разобраться в его проблеме.

Если контакты состоялись, все будет хорошо. Я знаю, о чем говорю. За время моей службы в силовых структурах сменилось трое руководителей, и со всеми я был в хороших конструктивных отношениях. Всех людей по большому счету интересуют только они сами. Надо стараться быть нужным и полезным в той мере, в какой эти занятые люди готовы воспринимать тебя. Тебя поставили туда, чтобы помогать им решать их проблемы с помощью Божией! Если ты это понимаешь, то все у тебя получится; если начнешь заниматься просвещением или проповедями, это все плохо закончится. Специфика силовых структур вносит свои суровые коррективы, и, если хочешь преуспеть в своем деле, нужно это учитывать. Как апостол Павел говорил: для всех быть всем!

За годы общения люди начинают тебе доверять. У кого-то я крестил детей, кого-то повенчал, кому-то дом освятил. Со многими у нас стали близкие, почти родственные отношения. Люди знают, что в любой момент могут к тебе обраться за помощью с любой проблемой и ты никогда не откажешь и поможешь. Меня для этого послал сюда Бог: чтобы я людям помогал - вот и служу!

По-разному Бог приводит людей к вере. Помню, один полковник относился с большой неприязнью к тому, что к ним в управление приходит священник и, как он думал, всем только мешает. Я видел по его презрительному взгляду, что ему не нравилось мое присутствие. А потом у него умер брат, и так получилось, что я его отпевал. И там он, может, впервые, посмотрел на меня другими глазами, увидел, что от меня может быть польза. Потом у него были проблемы с женой, он пришел ко мне, и мы с ним долго говорили. В общем, сейчас этот человек хоть и не ходит в храм каждое воскресенье, но уже по-другому к Церкви относится. А это главное.

Министерство обороны России опубликовало фотографию архимандрита Андрея (Ваца) в сообщении об акции «Подари книгу солдату» на базе в Армении. Снимок примечателен тем, что на нем запечатлена униформа военных священников нового образца, отмечает сайт «Защищать Россию» . В канун православной Пасхи «Газета.Ru» разбиралась, в каком состоянии находится современный институт армейского духовенства.

Во многих странах мира полковые священники или капелланы состоят в войсках уже на протяжении нескольких сотен лет — так, в США и Великобритании этот институт функционирует с XVIII века. В дореволюционной России этот институт был законодательно утвержден еще раньше — во времена царя Алексея Михайловича.

Как правило, в военных соединениях западных стран представлены священнослужители основных конфессий и религий, с учетом особенностей демографии. В большинстве армий так или иначе представлены католические и протестантские священники, нередко — раввины и муллы. С американскими военными в небольшом объеме работают также буддийские и индуистские священнослужители.

Стоит отметить, что религиозное разнообразие было и в традиции российских военных до Октябрьской революции — в Российской армии кроме православных батюшек служили имамы и раввины.

В советские годы военное духовенство оставалось не у дел — часто упоминаются послабления в годы Великой Отечественной, однако полномасштабного вовлечения священников в жизнь армии все-таки не происходило.

Боевое соборование

После распада СССР обозначилось возрождение традиции, однако фактическое решение по этому вопросу было принято лишь в 2009 году по распоряжению тогдашнего президента Дмитрия Медведева.

Формально священники занимали должность помощника командира по работе с верующими военнослужащими, позже их приравняли к должности замполита. Впрочем, реформа пошла со скрипом — по данным 2012 года, некомплект священнослужителей в Российской армии 90%. При этом тем священникам, которые не хотели работать на этой должности, власти предоставили отсрочку от военной службы.

В 2014 году стало известно о начале учебных программ по подготовке священников в военных вузах страны. «С этого года начнется разработка и реализация программ повышения квалификации военного духовенства в пяти военно-учебных заведениях, в первую очередь командных», — заявлял тогда глава управления по работе с верующими Александр Суровцев.

Некомплект решили ликвидировать при помощи главного священника страны — патриарх Кирилл распорядился привлекать к комплектованию армейских должностей монахов из ставропигиальных (то есть непосредственно подотчетных предстоятелю) монастырей.

Однако, как писал в 2009 году журнал «Военное обозрение» , некомплект сохранялся: вместо необходимых 242 «капелланов» удалось набрать только 132, из них 129 православных, два мусульманина и один буддист.

В 2010 году Синодальный отдел РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами учредил специальное СМИ для российских «капелланов» — «Вестник военного и морского духовенства». Интернет-журнал публикует материалы, например, о соборовании на полигоне Капустин Яр и о визите протоиерея Александра Бондаренко на полигон в Крыму.

Особенно отличились в области привития веры воинству Воздушно-десантные войска. В 2013 году стало известно о тестировании передвижного храма на базе грузовика «КамАЗ». Занятно, что первые образцы подобного храма были произведены на Донецком металлургическом заводе, который позже оказался в зоне боевых действий украинского конфликта.

Сообщалось, что эта машина предназначена для духовного «окормления десантников в ходе учений и вооруженных конфликтов». Такими передвижными церквями предлагалось оснастить все части российских ВС.

Новый рубеж был взят через несколько месяцев, когда публике продемонстрировали десантирование мобильного храма на парашюте, которое отрабатывали на полигоне под Рязанью.

«Парашют — такое же средство транспорта, как и автомобиль или велосипед, на котором можно прибыть в место, где находится чадо Русской православной церкви» — так охарактеризовал новшество один из священников, участвовавших в тренировке.

В начале 2016 года свою приверженность православным идеалам продемонстрировала российская группа войск в Сирии, когда на базе Хмеймим рождественская служба.

«Эта служба несет любовь, мир, надежду на то, что с приходом Христа Спасителя на сирийскую землю придет мир», — заявил тогда отец Илья, который провел службу.

Насколько известно, несмотря на присутствие в Сирии российского десанта и военных священников, операции по установке мобильных храмов в пораженной исламскими террористами стране не проводились.

«Перед вами выступит настоятель такой-то»

Несмотря на декларируемый энтузиазм во взаимодействии армии и церкви, в рядовой армии эта работа пока находится в зачаточном состоянии.

Как рассказал «Газете.Ru» молодой человек, отслуживший в Таманской дивизии, это взаимодействие ограничивается несколькими православными праздниками — Рождеством, Масленицей и Пасхой. Он отметил, что это еще лучший вариант, так как Таманскую дивизию можно назвать во всех отношениях «показательной». Другие экс-военнослужащие, опрошенные «Газетой.Ru», говорят об отсутствии духовной поддержки солдат.

По словам «таманца», контакты со священниками происходили на плацу во время общих построений. «Все выходят на плац, командир бригады выступает по тому или иному вопросу. И потом, например, говорит, что сегодня такой-то праздник, перед вами выступит настоятель такой-то. Выходит священник, поздравляет солдат и окропляет их святой водой», — рассказал молодой человек.

Мусульманам, евреям и нерелигиозным солдатам предлагали подождать в стороне от плаца. Как правило, из строя выходили срочники азиатского или кавказского происхождения. А большинство солдат оставались в строю — «не хотели выделяться, хотя за это никого не наказывали».

По словам солдата, лично пообщаться со священником солдат теоретически может, обратившись по этому поводу к командиру или замполиту части. «При мне такого никто не делал. Чаще солдаты обращаются к психологу», — уточняет он.

«Крестики носили многие, но разговоров о боге особенно не было. Все скучали по девушке, маме, родным, еде. Каждый вечер пели гимн всей бригадой... Короче, было весело, но бога не было», — подытожил экс-военнослужащий.

Судя по тому, что значительная часть ведущих армий мира имеет институт капелланов, военные священники так или иначе выполняют важную социальную функцию — вне зависимости от реальной религиозности военнослужащих.

Для молодого человека несение военной службы является стрессом, справиться с которым должна помогать любая психологическая поддержка — как от штатных психологов, так и от родственников, друзей, офицеров и сослуживцев. Священники также способны играть эту роль.

Тот самый архимандрит Андрей (Вац), служащий на российской базе в Армении, в 2013 году формулировал роль клириков в армии так: «Мы поддерживаем и оказываем помощь тем солдатам, которые в силу такой нашей социальной действительности теряются. Очень многие приходят, оторвавшись от маминой юбки, и попадают в такую среду, где одни мужчины. Это тяжело! Немногие готовы все-таки смиряться со своими немощами, а уж тем более с другими. Поэтому

нужен огромный духовный ресурс для этого военнослужащего, чтобы преодолеть самого себя. Вот здесь и нужна наша помощь!»

Трудно не согласиться с такой формулировкой — для этого не нужны богословские дискуссии. Однако Российской армии еще предстоит пройти долгий путь для того, чтобы институт военных священников начал в полном объеме выполнять стоящие перед ним задачи.

Сценарий рождественского утренника в детском саду "Славим Рождество Христово"

Под колокольный звон дети входят в зал, становятся полукругом.
1 Ведущий:
Доброе утро,
Щедрое утро.
Людям добрым на здоровье!
Сегодня мы отмечаем праздник
Рождества Христова!

2 Ведущий:
С неба ангел к нам спустился,
И пропел: Христос родился!
Он родился не в палатах
И не в каменных домах.
А в пещере Вифлеемской
У овечек на соломе,
И положен был в яслях.
1 Ведущий: Вот и пришел к нам великий праздник Рождества Христова, а за ним и зимние святки. Святки – это от слова “святой”. В этот праздник славят Иисуса Христа. В этот праздник благодарят Бога за то, что он послал с небес сына своего, который учит любить, верить и прощать. Для того пришел Христос на землю, чтобы в сердцах людей произошло чудо, чтобы злой стал добрым, жадный стал щедрым, чтобы плачущий был утешен, чтобы одинокий обрел друга.
2 Ведущий: Прославим Христа пришедшего в наш мир и пожелаем всем, чтобы все любили друг друга, как заповедовал Господь Бог. Рождество Христово весь мир празднует. Взрослые и дети поют радостно: всему свету во спасение Бог родился в Вифлееме!
Рождественский тропарь
Дети:
1. В небе звездочка, мерцая,
Лишь появится едва,
Знают все: настанет добрый
Светлый праздник Рождества!

2. И светом озарилось всё.
Ликуют, радуются люди
Надежда, вера появилась,
Что жизнь теперь счастливей будет!

3. Звезда, которой ярче нет,
Пусть в жизни путь нам освещает!
Иисус Христос – спаситель наш,
Он в жизни радость предвещает!
1 Ведущий:
Елка нарядная радует глаз,
Горит над нею звезда торжественно…
Гостям подарим библейский рассказ
О памятной ночи рождественской.

2 Ведущий: В ту ночь по окрестным полям ходили пастухи, охраняя свои стада. Вдруг перед ними явился блистающий Ангел. Пастухи, конечно, испугались, но Ангел сказал им: «Не бойтесь! Я возвещаю о великой радости. Родился Господь-Спаситель!» И в тот же миг на поле появилось множество ангелов, славящих Бога и разносящих повсюду радостную весть Пастухи решили, что им нужно поспешить в Вифлеем и увидеть Младенца, о котором возвестил Ангел.
1 Ведущий:
В это время на небе появилась новая яркая звезда. Волхвы (так называли восточных мудрецов) увидели ее в небе и поняли, что она возвещает о рождении Царя Иудейского.. Оседлав верблюдов, волхвы тронулись в путь, а чудесная звезда указывала им дорогу, пока не остановилась над тем местом, где родился Иисус. Волхвы очень обрадовались. Они вошли в хлев, увидели Матерь Божию Марию с Младенцем и поклонились Ему до земли. Потом волхвы поднесли Иисусу свои дары – золото и драгоценные благовония: ладан и смирну.
2 Ведущий:
Огонь души, огонь сердец
К тебе, Христос, мы обращаем,
Быть чище в помыслах, делах,
Тебя, Христос, мы Прославляем!

1 Ведущий:
Давайте петь и танцевать,
Христа рожденье прославлять!

Песня «Рождественская»

2 Ведущий:
Снег укутал город пеленою белой,
За окошком будет биться ветер колкий,
Собирать снежинки, прижиматься к раме.
Я поставлю в зале праздничную ёлку,
Я на стол поставлю золотые свечи,
А под ёлку спрячу сласти и подарки.
И с друзьями вместе Рождество я встречу,
Самый лучший праздник, радостный и яркий!

Игра "Передай шапку".

Выбегают Снежинки
1. Рукодельница-зима
Ёлочку-малютку
Убрала с утра сама
В беленькую шубку.

2. Легким облачком над лесом
Проплывала сказка
И снежинками касалась
Веток елок ласково.

Танец снежинок

3. Снег пушинками кружится
У окошка моего.
Будем вместе веселиться:
Елка! Праздник! Рождество!

4. Ель украсим мы звездой
И гирляндой золотой.
Скоро, скоро торжество -
Рождество! Рождество!

Песня «Рождественская ёлка»

1 Ведущий
Рождество – светлый, радостный праздник! Мы наряжаем елочку, украшаем ее макушку сверкающей звездой, зажигаем фонарики. И сейчас мы поиграем и узнаем «Чего на елке не бывает?»

Проводится игра: "Чего на елке не бывает?"

Я буду называть вам разные предметы, если вы услышите название елочных игрушек, надо поднять вверх руку и сказать: "Да". Если буду называть то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. Постарайтесь не ошибиться. Готовы?
Вот и праздник наступил,
Каждый елку нарядил.
Кто, ребята, подтвердит -
На ветвях ее висит:
Звездочка - верхушка?
Звонкая хлопушка?
Петенька - петрушка?
Мягкая подушка?
Белые снежинки?
Яркие картинки?
Шар из паутинки?
Старые ботинки?
Плитки-шоколадки?
Кони и лошадки?
Зайчики из ватки?
Варежки-перчатки?
Красные фонарики?
Хлебные сухарики?
Яркие флажки?
Шапки и платки?
Яблоки и шишки?
Колины штанишки?
Вкусные конфеты?
Свежие газеты?…

2 Ведущий:
В небе звездочка зажглась золотая.
Эта звездочка была не простая.
Сам Всевышний Бог ту звезду зажег.
И горит звезда, и сияет
Нам к спасенью путь озаряет.

Танец звездочек (с фонариками)

1 Ведущий:
Все спешили поклониться чудесному Богомладенцу. Ликовала природа, радовались люди

(Все дети выходят, становятся полукругом)
2 Ведущий:
Под окошками стучатся
«Рождество Твое» поют.
«Христославы! Христославы»
Раздается там и тут.

1 Ведущий:
Эти праздничные Рождественские дни на Руси называли Святками.
Христославы ходили от дома к дому и всем несли благую весть о рождении Христа. Люди благодарили их, угощали.

Христославы:
1. С неба ангел к нам спустился
И сказал: "Христос родился!"
Мы пришли Христа прославить,
С Рождеством всех вас поздравить!

2. Ангелы поют
И нам радости дают!
И мы радость принимаем -
С РОЖДЕСТВОМ вас поздравляем!

3. Мы маленькие детки,
Сломили по ветке,
В ограде стояли,
Христа прославляли!
Рай отворился -
Христос народился!

4.Мы пришли колядовать,
Христа рожденье прославлять.
Открывайте сундуки,
Да давайте пятаки!
Все: Сеем, веем, повеваем,
С Рождеством вас поздравляем!

(В центр выходит ребёнок)
Стих. « Рождество Христово»
Рождество Христово!
На душе светло!
Праздника святого
Солнышко взошло.
Небеса так ясны,
Белый день в ночи:
То Младенцу в ясли
Шлет звезда лучи!

Стало плотью Слово
Ради наших бед:
Рождество Христово –
Вечной жизни свет!

Музыкальная импровизация под песню «Рождество твоё Христово»

Зимние праздники самые радостные, они любимы всеми – от малышей и до стариков. Один из самых главных дней для православных – Рождество Христово. В этот день устраивают утренники и представления буквально во всех учебных заведениях. Вот один из сценариев рождественского праздника для детей.

Участники и антураж

Сценарий предполагает довольно большую подготовку. Основная масса работы ложится на взрослых, но для детей также отведено несколько важных ролей.

Действующие лица

  • Ведущий – взрослый. Он берет слово, когда не выступают остальные участники.
  • Три пастуха. Это могут быть учащиеся.
  • Ангел – ребенок.
  • Бабушка Антонина. Она же хозяйка дома.
  • Внук.
  • Внучка.
  • Дед (взрослый) с козочкой (вполне можно кого-то из малышей нарядить в соответствующий костюм).
  • Кикимора с Лешим – взрослые, возможно, воспитатели или родители.

Роли, которые исполняют родители или воспитатели вполне можно скомпоновать так, чтобы один человек успел переодеться и сыграть следующего персонажа. Иначе потребуется слишком много людей.

Антураж и убранство зала

В одном углу зала стоит елка, рядом стол со стульями. Это горница. В ней сидят хозяйка с внуками, беседуют и пьют чай. Елка пока совсем без украшений. Коробка с ними стоит недалеко. Зал декорирован гирляндами, звездами и фонариками, на столе стоят горящие свечи. Стулья для малышей и родителей (они тоже приглашены на праздник) расставлены немного в отдалении. Обязательно нужно оставить свободное пространство, так как сценарий предполагает активные игры, конкурсы и танцы. Они включены в программу, чтобы задействовать всех детей. Все время, когда хозяйка и гости рассказывают разные истории о самом празднике и традициях, с ним связанных, должна играть негромкая, соответствующая ситуации музыка.

Действие первое – знакомство

В зале уже все готово, но гости пока этого не видят. Они входят только вместе с ведущим. Прежде всего, ведущий приветствует хозяев дома, представляет их и гостей друг другу. Бабушка говорит, что всегда рада гостям, особенно, в такой прекрасный вечер. Ведь она как раз собиралась рассказать внукам о том, какой чудесный праздник их ожидает. Поэтому если детей будет больше, это еще лучше и интереснее. Затем гости рассматривают убранство зала и рассаживаются на приготовленные стулья. Бабушка : Здравствуйте, мои дорогие гости! Очень хорошо, что вы пришли именно сегодня. Ведь этот вечер очень необычный. Все вы, наверное, знаете, что завтра великий праздник. Но сегодня – тоже очень важное время. Этот вечер называют навечерием Рождества или Сочельником. А сам праздник носит такое интересное название, потому что именно в этот день был рожден Спаситель Иисус. Кстати, сейчас мы ведем календарь, который начинается именно с этого времени. Говорят – год такой-то от Рождества Христова. А произошло это знаменательное событие в 5508 году от сотворения мира. Первыми о том, что произошло, узнали три пастуха, которые занимались своей работой на пастбищах недалеко от города Вифлеема. Им явился самый настоящий ангел, чтобы принести людям эту весть.

Инсценировка «Пастухи»

В зале приглушают свет. На свободном пространстве оказываются три пастуха, сидящие на бревнах вокруг костра. Костер можно изобразить с помощью цветной бумаги, из которой вырезаны языки пламени. Ведущий за кадром озвучивает происходящие события. Музыка сменяется торжественной и входит ангел. На него направлен луч света, поэтому становится видно, что на нем белые одежды. Он просит пастухов не бояться, ведь он просто посланник Божий, который принес великую весть. Рассказывает, что сегодня в мир пришел Спаситель всего человечества. Бабушка : Пастухи сразу поверили посланнику и, оставив все дела, отправились в город, чтобы поклонится и воздать первые почести младенцу Иисусу. В это время свет становится ярче, а актеры уходят переодеваться. Бабушка : Кстати, а кто знает, почему именно к пастухам пришел ангел с таким великим известием? Ведь это совсем простые люди, которые не имели ни чинов, ни званий, ни власти. Внучка : Они наверно были очень добрыми и хорошими, имели чистые сердца. Внук : И еще они по-настоящему, искренне верили в Бога. Бабушка : Правильно, ребята. А теперь послушайте, что я расскажу вам о том, как раньше праздновали Рождество, и одну очень интересную историю.

Предание о Елке и коллективное украшение праздничного дерева

Слово берет хозяйка. Она рассказывает предание о елке. После этого дети узнают, как раньше наряжали это дерево.

Бабушка : Возле входа в пещеру, где укрылось святое семейство, росло три дерева – маслина, ель и пальма. Они увидели чудесный свет в пещере, и вот какой у них вышел разговор. Пальма сказала, что она самая стройная, а лучший свой лист она принесет в подарок младенцу, чтобы укрывать его от солнца в жаркие дни. Маслина сказала, что ее листья очень ароматные, и она хочет наполнить благоуханием всю пещеру. А ель расстроилась, потому что у нее не было ничего, кроме острых игл и липкой смолы. Маслина с пальмой сказали, что ей идти не стоит, и ушли сами. Ель, оставшись одна, начала сокрушаться, что она дерево никуда не годное, ей осталось только уступить дорогу более достойным. В это время рядом находился ангел, который отблагодарил елку за ее скромность и насыпал на ветви множество ярких звездочек. Младенец, родившись, даже не заметил пальмы и маслины, зато елочке помахал ручкой и улыбнулся. Именно это стало началом традиции, которую мы очень любим – наряжать рождественское дерево. После этого бабушка рассказывает, что раньше было принято наряжать не такими игрушками, как сейчас, а сладостями. Сладости когда-то дети получали далеко не каждый день. Оттого они были еще вкуснее, снятые с елки. Еще использовались раскрашенные овощи и фрукты. Украшалось дерево всей семьей в последний день перед наступлением праздника. Затем достается ящик с игрушками и все дети со взрослыми занимаются декорированием дерева. Звучат песни и мелодии, связанные с праздником.

Часть вторая – гости

Традиция гласит, что в эти дни люди должны ходить в гости с подарками. Так было во всех хороших домах.

Дед с козой

Раздается громкий стук в дверь. Хозяйка говорит, что дверь открыта. Входит дед с козочкой. У него в руках плетеная корзинка. Дед : Здравствуйте, добрые люди! Счастья и радости вам в добрый праздник! Как хорошо, что кто-то еще помнит о прекрасной традиции в Рождество ходить друг к другу в гости. Вот, услышал я, что так у вас весело, и тоже решил завернуть на огонек. И хозяйство свое привел. Козочка у меня хорошая, веселая. А ну-ка дети, станцуйте с ней вместе. Здесь козочка начинает подвижный танец. Малыши повторяют за ней движения. После песни она убегает из зала. Дед : Вот, егоза! Убежала. Пора и мне. Только вот отдам подарки. Отдает корзинку и уходит. Бабушка начинает раздавать подарки детям. Это разнообразные деревянные изделия – ложки, шарики, особые палочки.

Игры

Бабушка предлагает несколько игр с предметами, которые были в корзинке.

  1. Закидушка . Здесь нужно с определенного расстояния забросить небольшой деревянный шарик в чашку.
  2. Калеина-малечина . Нужно как можно дольше удержать деревянную палочку на локте, колене, запястье, пальце или любой другой части тела.
  3. Моталочка . Участвуют по одному ребенку из двух команд. У каждого есть палочка и веревка. По команде они должны плотно, но очень быстро наматывать эту веревку на палочку.

Кикимора и Леший

После знакомства ребят со старыми играми, бабушка предлагает поводить хоровод вокруг елки. Все берутся за руки и с песнями водят хоровод.

Вдруг начитает звучать громкая задорная музыка и в зал входят еще два персонажа – Кикимора с Лешим. Ведущий : У нас снова гости! Но кто же это? Леший : Вот такие мы лесные! Я Леший. Кикимора : Да, да всем здравствуйте. А я Кикимора. Что, не узнали? Мы тоже хотим веселья! Ведущий : Но ведь Рождество совсем не ваш праздник. Леший : Вот и попали, а вы не рады? Кикимора : Вспомните, что идет за Рождеством, вот и будет вам отгадка. Бабушка : Конечно, рады. Мы всем гостям радуемся. Действительно, дети, за этим прекрасным праздником следуют Святки. А в это время на Руси было очень шумно и весело – гаданья, колядки всевозможные забавы. Леший : Права бабушка. Ну что, ждали веселья? Кикимора : Будем играть?

Подвижные игры

Замиралочка

Всем предлагают танцевать под веселую музыку. Время от времени ведущий произносит «Замри, левая рука!» или «Замри, правая нога!» и так далее. После этих слов двигать можно только теми частями тела, которые еще не замерли. Задействовать можно даже глаза и рот.

Передача мяча

Нужны две команды. Дети выстраиваются в два ряда друг за другом. По команде они начинают передавать мяч. Первый передает его стоящему сзади над головой и так до конца. Когда мяч получает последний, он между ногами игрока, стоящего перед ним, передает его вперед. Побеждает та команда, которая справится первой.

Рождественская викторина

Вопросы должны быть простыми. Например, о временах года, двенадцати месяцах, Рождестве, учебном процессе и тому подобное.

Художники

Двум командам, которые успели уже занять свои места (можно немного сдвинуть стулья), выдают по большому листу бумаги. На каждый заранее нанесены точки. Из них, после соединения в определенном порядке, должен получиться рисунок, как-то связанный с праздником. Задача игроков состоит в том, чтобы разгадать, что же задумывалось изобразить и правильно соединить точки. Взрослые тоже могут участвовать и немного помогать.

Заключительная часть

Бабушка : Ну что, гости дорогие, наигрались – набегались? Сегодня все молодцы. Тогда прошу за рождественский стол. Вас ждет угощение. Ведь пост заканчивается с появлением на небе первой звезды. После этого можно было готовить блины, пироги и прочие вкусности! Ведущий : Со светлым праздником вас Рождества Христова! В каждый дом благодати и добра. Завершающий этап – угощение. Всем раздают напитки, пряники, конфеты и пироги. Вариантов сценария для детей на Рождество Христово может быть несколько – предлагаем вам посмотреть видео с еще одной красивой сказкой, в исполнении воспитанников детского сада: http://www.youtube.com/watch?v=pK9AjhfxV7k