Презентацию подготовила учитель биологии КОГОАУ «КЭПЛ» Попова Наталия Вячеславовна

Слайд 2

  • Царство Грибы - около 100 тыс. видов.
  • Наука, изучающая грибы – микология.
  • Распространены повсеместно – на почве, на растительных останках и пищевых продуктах, в тканях растений, животных и человека
  • Продолжительность жизни: от нескольких дней (у плесневых грибов) до нескольких лет (у шляпочных).

Общая характеристика грибов

Слайд 3

1. Общее признаки грибов с растениями – неподвижность, неограниченный рост, всасывание питательных веществ, размножение спорами, наличие клеточной стенки.

2. Общее признаки грибов с животными – нет хлорофилла, гетеротрофы, имеют хитин в составе клеточной стенки, запасное питательное вещество - гликоген, продукт обмена - мочевина.

3. Особые признаки грибов – имеют мицелий, состоящий из гиф и плодовое тело для размножения.

Почему грибы выделили в особое царство

Слайд 4

Тело образовано мицелием, состоящим из тонких нитей – гиф. У дрожжей мицелий отсутствует, тело состоит из одиночных клеток. У некоторых грибов (мукор) тело состоит из одной сильно ветвящейся клетки. Стенка клеток образована хитином.

  • Плодовое тело шляпочных грибов
  • Клетки дрожжей
  • Мицелий мукора

1. Строение грибов

Слайд 5

  • Бесполым путём
  • Половым путём
  • Почкованием
  • Спорами
  • Частями грибницы
  • Почкование дрожжей
  • Цикл развития шляпочного гриба

2. Размножение грибов

Слайд 6

3. Группы грибов по питанию

3. Сапрофиты (шляпочные, плесени) - поселяются на мёртвых остатках растений и животных, разлагают мертвую органику

4. Хищники - ловят обитающих в почве нематод и амёб с помощью гиф, а затем высасывают их содержимое

1. Симбионты (шляпочные) – связаны с высшими растениями (микориза) или водорослями (в лишайниках)

Слайд 7

Микориза (грибокорень) – симбиоз грибницы шляпочных грибов с корнями деревьев. Грибы поглощают из почвы воду, а деревья снабжают гриб органическими веществами.

Симбиоз – взаимовыгодное существование организмов.

Что такое микориза

Слайд 8

4. Многообразие и значение грибов. Плесневые грибы: мукор

Плесневые грибы вызывают порчу продуктов. Мукор образуется на продуктах питания в виде белой, а затем чёрной плесени. Тело (мицелий) состоит из одной сильно разветвлённой клетки с множеством ядер. Споры созревают в шаровидных спорангиях наверху спорангиеносцев.

Слайд 9

Плесневые грибы: пеницилл

Пеницилл – многоклеточный мицелий, образует зелёную плесень. Споры развиваются в образованиях напоминающих метёлки. Пеницилл используют для производства лекарства – пенициллина.

  • кисточка (конидия) со спорами
  • конидиеносец
  • многоклеточные зелёные гифы
  • Слайд 10

    Дрожжи

    Дрожжи (пищевые, пивные). Тело образовано одиночными шаровидными клетками с одним ядром, встречается на всех веществах, содержащих сахара. Могут размножаться почкованием.

    Дрожжи используют в пищевой промышленности для производства продуктов питания.

    Слайд 11

    Шляпочные грибы

    Тело – многолетняя грибница, расположенная в почве, и плодовое тело, состоящее из ножки и шляпки. Верхний слой шляпки (кожица) окрашен, нижний представлен пластинками у пластинчатых грибов (волнушки, сыроежки) или пронизан трубочками – у трубчатых грибов (белые, подосиновики). Образуют микоризу.

    Съедобные шляпочные грибы используют в пищи, а ядовитые грибы могут вызвать отравления

    Слайд 12

    • Пластинчатые грибы
    • Трубчатые грибы
    • Белый гриб
    • Подосиновик
    • Маслёнок
    • Груздь
    • Сыроежка
    • Рыжик

    Разделите шляпочные грибы на группы

    Слайд 13

    • Белый боровой гриб
    • Опёнок летний
    • Лисичка настоящая
    • Сыроежка пищевая

    Слайд 14

    • Моховик
    • Подосиновикжелто-бурый
    • Масленок обыкновенный
    • Подберезовик

    Примеры съедобных шляпочных грибов

    Слайд 15

    • Сатанинскийгриб
    • Желчныйгриб
    • Мухомор красный
    • Бледнаяпоганка

    Примеры ядовитых шляпочных грибов

    Слайд 17

    5. Закрепление материала.Дайте определения следующим понятиям.

    • Микология
    • Мицелий
    • Плодовое тело
    • Микориза
    • Сапрофиты
    • Спорангии
    • Спорангиеносцы
    • Трубчатые грибы
    • Пластинчатые грибы
  • Слайд 18

    1. Хорошо выражена клеточная стенка

    2. Продукт обмена веществ - мочевина

    3. Имеют мицелийи плодовое тело

    6. Неподвижны

    4. Неограниченный рост

    7. Есть хитин в клеточной стенке

    8. Нет хлорофилла

    5. Запасное вещество - гликоген

    Распределите 8 признаков в соответствующие 3 группы

    1. Сходства грибов с растениями

    2. Сходства грибов сживотными

    3. Отличительные особенности грибов

    Слайд 19

    Вопросы на размышление.

    • Сравните строение бактерий и грибов.
    • Почему грибы выделили в отдельное царство?
    • Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы (мухомор, бледная поганка и т.д.)?
    • Луговые опята и другие грибы часто образуют на лужайке замкнутые круги (в народе их называют « Ведьмины круги», внутри которых грибы не растут. Объясните это явление.
    • Известно, что белки и зайцы способствуют распространению грибов. Как они это делают?
  • Слайд 20

    Спасибо за внимание!

    Посмотреть все слайды

    Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
    « Средняя школа № 2 г. Рудня »
    Исследовательский проект на тему
    «Удивительное царство грибов».
    Выполнил: ученик 4-б класса
    Минаев Максим
    Руководитель:Терещенкова С.И.
    2016 – 2017 учебный год

    Содержание
    стр.1
    Введение ……………………………………………………
    1. Что такое гриб?......................................................................
    2. Гриб ­ это растение или животное?.....................................
    3. Где живут грибы?..................................................................
    4. Грибы съедобные………………….……………….……..
    5. Ядовитые грибы……………………..…………….……….
    6. Как правильно собирать грибы?..........................................
    Заключение ……………………………...…………………
    Литература………………………………………………….

    1
    Актуальность
    Гриб – одно из самых интересных и таинственных явлений природы.
    В.Л. Солоухин.
    С виду он похож на зонтик,
    Только меньше во сто крат.
    Коль гроза на горизонте,
    Он бывает очень рад.
    Если дождик и тепло,
    Он считает ­ повезло! (Гриб)
    В августе я с родителями люблю собирать грибы. В нашем лесу их видимо
    невидимо! Сбор грибов ­ это очень увлекательное занятие! У нас даже есть
    свои корзинки. Но часто бывает так, что выходя из леса, папа, перебирая
    собранные нами грибы, часть из них выбрасывает, объясняя тем, что они
    ядовитые. Я хочу стать опытными грибником. А для этого решил побольше
    о них узнать. Часто рассматривая грибы, я задаю себе вопрос, грибы ­ это
    растения или нет. Если грибы – это растения, то почему у них нет

    настоящих корней, стеблей и листьев. Если грибы –это животные, то
    почему у них нет лап, зубов и других, типичных для животных признаков. А
    может грибы – это особые живые организмы, которые сочетают в себе
    признаки растений и животных. Все ли грибы в нашей местности можно
    употреблять в пищу? Как собирать их правильно, чтобы не навредить
    природе? Все это мне предстояло узнать.
    2
    Цель исследования:
    узнать:
    ­ что такое грибы? (найти определение в словаре и специальной литературе)
    ­ гриб ­ это растение или животное? (найти сходство и различие)
    ­ где растут грибы?
    ­ какие грибы съедобные для человека, а какие несъедобные?
    ­ ­какие правила должен соблюдать грибник?
    Задачи:
    ­ расширить знания о грибах;
    ­ проверить свои знания;
    ­ использовать знания в жизни;
    ­ разработать памятку «Как собирать грибы»
    Объект исследования: грибы

    Предмет исследования: многообразие грибов, произрастающих в
    окрестностях Руднянского района
    Гипотеза: Я предполагаю что бывают съедобные, несъедобные и ядовитые
    грибы.
    Методы исследования:
    Наблюдение, сравнение, исследование, анализ литературы,
    информационных ресурсов.
    1.Что такое гриб?
    Грибы ­ особый организм, не образующий цветков и семян,
    размножающийся спорами. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка.)
    Грибы ­ особое царство природы. Грибы непохожи на зеленые растения, у
    них нет корня, стебля, листьев и цветков. Они не могут питаться, как
    зеленые растения. Но и к животным они не относятся. (Учебник
    «Естествознание».2 класс)
    Грибы ­ самостоятельное царство живых организмов. В отличие от растений
    грибы не умеют использовать энергию солнечного света и питаться
    углекислым газом из воздуха. Грибы возвращают углекислый газ
    атмосфере, а минеральные вещества почве. Роль грибов абсолютна
    противоположна роли растений. (Энциклопедия для детей. Биология.).
    Мы встречаем в лесах нашей области самые разнообразные грибы. Грибы
    удивительные организмы. Существует наука, посвященная изучению
    грибов. Она называется – “микология”.Микология (“микос” – гриб, “логос”
    – наука).

    2.Грибы – растения или животные?
    Многие люди считают, что грибы ­ это особый вид растений, но на самом
    деле грибы растениями не являются. До середины 20 века ученые
    действительно относили их к растениям, но потом были сделаны
    исследования, которые показали, что относить эти организмы к растениям
    совершенно неправомерно.
    На данный момент систематики выделяют грибы в отдельное
    самостоятельное царство живой природы наравне с растениями, животными
    и бактериями. Относятся они к низшим споровым растениям. Сейчас
    насчитывается около 100 тысяч видов грибов.
    Грибы не способны усваивать углекислоту из воздуха и питаются за счет
    готового органического вещества, находящегося в почве. Грибы отличаются
    от растений по целому ряду очень существенных признаков. Во­первых,
    несложно заметить, что грибы никогда не бывают зеленого цвета, это
    потому что в их клетках отсутствует пигмент хлорофилл, который
    содержится только в зеленых растениях и в некоторых бактериях, и

    благодаря ему растения способны самостоятельно вырабатывать
    органические вещества из углекислого газа, содержащегося в воздухе и
    воде, которую они поглощают с помощью своих корней. Грибы не способны
    к фотосинтезу, и они, соответственно, не способны производить
    самостоятельно органические вещества. Это один из самых главных
    признаков, который отличает их от растений.
    Несмотря на то, что эти организмы внешне ничем не напоминают животных
    и, казалось бы, ничего общего между ними быть не может, тем не менее, это
    не так. Между грибами и животными существует небольшое количество
    общих черт. Например, грибы, так же как и животные, питаются только
    готовыми органическими веществами, которые производят другие живые
    организмы, в основном, это растения. Помимо всего прочего, в состав
    клеток грибов входит особое вещество ­ полисахарид, который называется
    хитин. Кроме грибов хитин был обнаружен и в клетках животных, в
    частности, он входит в состав покровов насекомых.
    С растениями же грибы роднит тот факт, что рост этих организмов
    продолжается в течение всей их жизни. Сколько бы времени не
    существовал гриб, то есть его грибница, она на протяжении всего этого
    времени будет расти и увеличиваться в размере. То же самое происходит и
    у растений. Даже тысячелетний дуб каждый год дает небольшой, но все­
    таки прирост. И корневая система растения также будет расти на
    протяжении всей его жизни.
    Царство грибов имеет и свои признаки, характерные только для грибов. Это
    грибница или мицелий. Грибница (мицелий) – это вегетативное тело гриба,
    состоящее из ветвящихся нитей (гиф). Это основное состояние гриба.
    Интересный факт!
    ­ Шляпка и ножка ­ это ПЛОДОВОЕ ТЕЛО гриба

    ­ Сам гриб скрыт под землей
    ­ ГРИБНИЦА и есть сам гриб!

    3.Где живут грибы?
    Грибы, как и люди, имеют привычки.
    Живут в самой чаще лисички­сестрички,
    Живут на опушке подружки­волнушки,
    Пока не посолены в тесной кадушке.
    Поганки открыто стоят на полянке,
    Зато сыроежки попрятались в спешке,
    Маслята устроились дружной семейкой,
    У маленькой шляпки меньше копейки,
    И крошек опят тонконогие стайки.
    У старого пня собрались на лужайке.
    Найдется и белый для зоркого глаза,
    Хотя и не всюду хотя и не сразу.
    Он в хвою зарылся, он мохом покрылся,
    Забрался под кочку, сидит в одиночку.

    А вот кто – то важный на беленькой ножке,
    Он с красною шляпкой, на шляпке горошки.
    С осанкою строгой глядит недотрогой;
    Хоть царствовать впору ему, мухомору!
    Живет без забот населенье лесное,
    Живет под березкой, живет под сосною.
    У каждого жителя нрав свой особый.
    Их много в лесу, а найди­ка, попробуй!
    (Викторов)
    Виды грибов необычайно многочисленны и разнообразны: одни могут жить
    в воде, другие преспокойно произрастают в темноте, третьи выносят очень
    низкую или очень высокую температуру. В термальных водах и грязях
    можно найти теплостойкие грибы, которые выдерживают температуру до
    +55 градусов, а в полярной тундре встречаются грибы, переносящие зиму
    до ­60 градусов. Для одних видов свет может быть фактором,
    ускоряющим рост, у других при свете рост замедляется ­ например у
    навозника.
    Замечено, что наибольшее число самых разных грибов растет в лесистой
    местности и особенно в конце лета и осенью.
    Однако видовой состав грибов сильно отличается в зависимости от
    характера леса. Все леса делятся на три вида: хвойный, лиственный и
    смешанный. Разным типам леса соответствуют и разные виды грибов.
    Нередко случается, что определенный вид гриба встречается только под
    определённым деревом.
    Некоторые грибы образуют своеобразную взаимовыгодную связь с
    корнями тех или иных деревьев ­ это так называемый микоризный
    симбиоз. (Что такое "микориза"?). Это "грибокорень", взаимовыгодное
    сожительство (симбиоз) мицелия гриба с корнем высшего растения.)
    Среди грибов, растущих в лесистой местности, одни живут за счет

    гниющей лиственной подстилки или в подлеске, другие ­ на древесном
    субстрате (ветки, корни, пни, стволы).
    Каждая древесная порода так или иначе связана со "своими" микоризными
    грибами, обычно растущими в лесах, где эта порода господствует. К тому
    же в каждом лесу существует подлесок ­ трава, папоротники, мох, который
    может вступать в более или менее тесную связь с грибами. Одни грибы
    растут на сухих полянах, другие ­ во влажном мху.
    Так в сосновом лесу растут говорушки, грибы­зонтики пестрые,
    дождевики шиповатые, зеленушки, козляки, маслята, моховики, мокрухи,
    рыжики, сморчки, сыроежки, лисички, опята и белый гриб.
    В березовом лесу встречаются белые грибы и подберезовики, волнушки и
    грузди, лисички и моховики, подосиновики, сморчки, сыроежки и опята
    осенние.
    В еловом ­ белые грибы, дождевики, рыжики еловые, моховики зеленые,
    лисички, дождевики.
    В осиновом лесу растут подосиновики, моховики, вешенки, опята,
    подгруздки, сморчки.
    В широколиственном лесу растут белые и каштановые грибы, лисички,
    опята и грузди.
    А волнушки розовые, дождевики шиповатые, подгрузки белые и сыроежки
    растут в ольховом лесу.
    Но это всё условно, поскольку леса у нас, в основном, смешанные. И разные
    грибы могут соседствовать...
    Кроме того грибы растут на пастбищах и равнинных лугах. Обычно
    вершины гор ­ неблагоприятная среда для растений. Однако на некоторых,
    не очень крутых склонах, живут ползучие кустарники, которые могут
    вступать в симбиоз с микоризными грибами ­ совсем как в лесах.

    Виды грибов, растущих в горах, примерно те же, что и на равнине, хотя
    есть и сугубо горные виды, такие, как например сыроежка альпийская,
    млечник ноздреватый и аманита снежная. Есть виды, растущие на границе
    вечных снегов, где начинается высокогорная тундра, и где летнее таяние
    снега временно даёт достаточно влаги для прорастания спор.
    Корни каждого дерева имеют свою силу, поэтому именно под деревьями
    можно найти большое количество грибов. В старину говорили, что грибы
    без деревьев не могут расти. Под разными деревьями, растут разные грибы:
    Берёза - подберезовик.
    Дуб -груздь, рыжик, так же под дубом можно найти
    сатанинский гриб (двойник белого гриба и дубовика);
    Осина - осиновый груздь, осиновик, сыроежка;
    Ель - белый гриб, белый трюфель, красный рыжик, груздь,
    лисичка;

    Сосна - боровик, белый гриб, маслёнок, моховик;
    Лиственница - рыжик, маслёнок, моховик;
    Кедр - пёстрая лисичка, рыжик;
    Тополь - груздь, подберёзовик;
    Граб - белый гриб.

    4.Съедобные грибы
    Съедобные грибы­ это обычно грибы, которые можно без риска для
    здоровья употреблять в пищу. Съедобные грибы отличаются от
    несъедобных и ядовитых строением, формой и цветом плодового тела, и
    лишь в последнюю очередь запахом. Практически все «хорошие» грибы
    имеют под шляпкой трубочки, похожие на губку, или же пластинки, в
    которых содержатся споры. Кроме того, практически все грибы меняют
    цвет мякоти при надавливании или на срезе. Поэтому перед походом в лес
    стоит поинтересоваться, в какой именно цвет могут окрашиваться те или
    иные съедобные грибы.
    Боровик.

    Белый гриб – мечта всех грибников. Гриб растет в берёзовых рощах, в
    сосновых борах, дубовых и еловых лесах. В одиночку растёт редко, чаще
    группами. Боровик – красивый и крупный гриб, его ещё называют царём
    грибов. Бери этот гриб, девочка, в свою корзинку, не пожалеешь!

    Лисичка.
    Лисички растут в смешанных лесах. Их можно варить, жарить, мариновать.
    Есть одно интересное свойство у этих грибов – они никогда не крошатся и
    не мнутся. Очень редко встретишь червивые лисички. Вот какие это грибы!
    Подберезовик - является ближайшим родственником белого, однако
    отличие состоит в том, что мякоть его при разрезе и сушке чернеет. В
    разных местах этот гриб называют по­разному: березовик, черный гриб,
    осовик, серый гриб, бабка, подобабок. В молодом возрасте он очень похож
    на белый гриб.
    Подос новик (красногол вик)
    - по внешнему виду очень похож
    ии
    ои
    на подберезовик, только шляпка красного цвета. Отсюда другие
    названия - красный гриб, красноголовка, красная шапочка. Подосиновик
    очень красив, и отыскать его всегда большая радость
    Рыжик - это грибок, имеющий круглую шляпку с
    концентрическими окружностями, крепенькую ножку с ямками и млечный
    оранжевый сок. Гриб произрастает группами и в одиночку, виднеясь среди
    опавшей хвои (сосновые и еловые боры), травы, под отдельно стоящими
    соснами в смешанных и хвойных лесах Российской европейской части.
    Опенок осенний,

    есть леса. Растет большими группами на пнях, стволах, корнях хвойных и
    или настоящий распространен почти повсеместно, где
    лиственных деревьев, осенью - до заморозков
    Сморчок обыкновенный - растет на севере лесной зоны в сосновых лесах,
    особенно на вырубках, с апреля по май, изредка в июне.

    5. Ядовитые грибы
    Видов ядовитых грибов сравнительно мало, а смертельно ядовита только
    бледная поганка.
    Особое внимание следует обратить на то, что и съедобные грибы при
    неблагоприятных экологических условиях могут стать ядовитыми.
    Вырастая вблизи промышленных предприятий, химических комбинатов,
    автомобильных трасс, где происходит выброс токсических веществ в воду и
    атмосферу, грибы сильно ртуть, свинец, кадмий, другие тяжелые металлы и
    тогда становятся опасными для здоровья.
    Бледная поганка. Шляпка у молодых грибов полушаровидная (молодую
    бледную поганку чаще всего путают с шампиньоном), затем плоско­
    выпуклая, 7­10 см в диаметре, оливково­зеленая, бледно­зеленая до

    беловатой, ровная, шелковистая, по краю иногда слаборубчатая. Ножка
    белая с муаровым рисунком, с неопадающим кольцом. Мякоть белая, под
    кожицей шляпки иногда зеленовато­желтоватая, слегка сладковатая на
    вкус. Растет в широколиственных лесах. В средней полосе встречается
    редко, чаще к югу. Смертельно ядовитый гриб.
    Мухомор красный. Шляпка у молодых грибов шаровидная, затем до
    плоской, ярко­красная, оранжевая, иногда до желтой с белыми крупными
    хлопьями, впоследствии иногда исчезающими, очень редко совсем без них.
    Мякоть белая, под кожицей желтая или красноватая, без запаха, с слегка
    сладковатым вкусом. Растет чаще в березовых и сосновых лесах, на
    различных почвах.
    Ложный опенок серо­желтый. Шляпка 2­5 см в диаметре, желтая или
    буровато­желтая, цвета дубленой кожи. Пластинки серно­желтые, затем
    зеленоватые, наконец, черновато­оливковые. Ножка тонкая, полая, ровная,
    желтая, волокнистая. Мякоть желтая, горькая на вкус. Растет на гнилой
    древесине лиственных, реже хвойных пород, на пнях и около пней,
    группами.
    В Смоленской области чаще встречаются мухомор красный, ложный опенок
    серно­желтый, бледная поганка.сомневаешься, незнакомый гриб лучше обойти;
     нельзя пробовать сырые грибы;

    собирать лучше молодые грибы, так как в старых (перезревших)
    могут накапливаться токсические вещества.
    Б. В. Андрест, автор многих книг, рекомендует идти за грибами рано
    утром: «Настоящий грибник встречает солнце в лесу с трофеями в
    лукошке. Рано утром, когда нет еще солнечных лучей, гриб виднее. Хорошо
    гриб искать по росе, влажная шляпка его блестит и среди листвы далеко
    заметна. Рассвет - лучшее время сбора, недаром говорят: «Чтоб грибов
    набрать, надо раньше встать». И это не единственная причина раннего
    похода за грибами, так как тому, кто опоздал в лес, могут остаться только
    обрезанные грибные ножки, а на рассвете грибы самые душистые и
    крепкие». Грибы быстро портятся, поэтому перерабатывать их надо в день
    сбора. Грибник в лесу должен быть заботливым хозяином. Срезал гриб, а он
    червивый или не тот, за который вы его приняли, - не бросайте, а наденьте
    его на сучок или веточку. Гриб высохнет - белка, лось, птицы им типам леса соответствуют и разные виды грибов. Кроме того, грибы растут
    на пастбищах, равнинных лугах и даже на склонах гор.
    3. Разделил грибы на 2 группы: съедобные и несъедобные. На картинках
    внимательно рассмотрел грибы, которые растут в нашей местности.
    Научился распознавать белый гриб, рыжик, подосиновик, груздь, путник,
    подберезовик, маслята, моховики, волнушки, сыроежки и другие съедобные
    грибы, встречающиеся в нашей местности. Особое внимание уделил
    изучению ядовитых грибов, чтобы избежать отравления, а также
    познакомил с ними одноклассников.
    4. Изучил советы опытных грибников. Составил "Памятку начинающего
    грибника" и повесил ее в классном уголке".
    Я уверен, что следующей осенью соберу богатый урожай грибов, не
    причиняя вреда природе и себе. Полученные знания мне в этом обязательно
    помогут!
    Литература
    1. "Все о грибах". И. Кнооп
    2. "Естествознание" . Учебник. 2 класс
    3. "Словарь русского языка". С.И.Ожегов

    4. "Энциклопедия для детей". Биология
    http://indasad.ru/novosti­zametki/gribi­rasteniya­ili­zhivotnie
    http://likonsta.ucoz.ru/publ/pogovorim_o_gribakh/gde_rastut_griby/gde_ra
    stut_griby/29­1­0­151
    http://mushroomer.info/archives/3
    http://mushroomer.info/archives/1760

    Царство грибов - одна из самых больших и процветающих групп организмов. В настоящее время известно около \(100\) тыс. видов грибов. Наука, изучающая грибы, называется микологией (от греч. микес - «гриб», логос - «учение»).

    Грибы обитают всюду, где имеются органические вещества: в почве, в воде, в жилищах, на пищевых продуктах, на теле человека и животных. Среди грибов есть одноклеточные и многоклеточные организмы. Эти организмы относятся к эукариотам , так как в их клетках имеется ядро .

    Грибы занимают особое положение в системе органического мира. Они не являются ни растениями, ни животными, однако имеют некоторые черты сходства с представителями обоих царств.

    Сходство с растениями

    Они, так же как и растения, неподвижны , постоянно растут верхушечной частью , имеют прочные клеточные стенки , способны синтезировать витамины и гормоны, дышат кислородом, часто осуществляют вегетативное размножение.

    Сходство с животными

    Наряду с этим грибы обладают многими признаками животного организма. Они, так же как и животные, являются гетеротрофами , так как не имеют хлорофилла, поэтому питаются готовыми органическими веществами . В их клеточных стенках содержится вещество хитин , из которого состоит оболочка покровов некоторых животных (насекомых, раков и др.).

    Отличительные признаки грибов заключаются в том, что вегетативное тело гриба, называемое грибницей , или мицелием (от греч. микес - «гриб»), образовано тонкими ветвящимися нитями. Их называют гифами (от греч. гифа - «ткань», «паутина»). Разветвляясь, мицелий образует большую поверхность, что обеспечивает всасывание воды и питательных веществ.

    Условно грибы делятся на низшие и высшие.

    У низших грибов гифы не имеют поперечных перегородок, и мицелий представляет собой одну сильно разветвлённую клетку.

    У высших грибов гифы разделены на клетки (нити грибницы многоклеточные ), причём клетки могут содержать одно или несколько ядер. Высшие грибы могут формировать плодовые тела . То, что мы в быту называем «грибами», и есть плодовые тела. Типичное плодовое тело такого гриба состоит из шляпки и ножки .

    Из гиф образованы сама грибница и плодовое тело , в котором образуются споры .

    Питание грибов

    Размножение грибов

    Размножаются грибы бесполым или половым путём .

    Бесполое размножение происходит при помощи специализированных клеток - спор или вегетативно (участками грибницы или почкованием - у одноклеточных дрожжевых грибов).

    Предварительный просмотр:

    МАДОУ Детский сад «Снежинка» с.Выдрино

    Проект в старшей группе «Такие разные грибы»

    Подготовила и провела

    Воспитатель О.В.Кобзарь

    2017 г

    Проект «Такие разные грибы» в старшей разновозрастной группе

    Характеристика проекта :

    Тип проекта : познавательно-игровой, творческий.

    Вид проекта : семейный, групповой .

    Продолжительность проекта : месяц.

    Режим работы : во время и вне занятий.

    Место проведения : МАДОУ с. Выдрино детский сад «Снежинка» .

    Возраст детей : 5-7 лет.

    Предмет проекта : грибы .

    Актуальность проекта :

    Осенью природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Есть ещё дары, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы , и лекарственные травы. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека. Именно поэтому мы с ребятами и родителями решили реализовать проект « Такие разные грибы » .

    Проблема :

    Дети не имеют достаточных знаний о грибах , произрастающих в лесах Бурятии.

    Основной целью проекта стало углубление естественнонаучных представлений и знаний детей о грибах , формирование познавательных навыков.

    Для того чтобы узнать, что конкретно интересует детей, использовала метод трёх вопросов.

    Проанализировав вопросы детей, я сформулировала задачи работы над проектом и составила перспективное планирование.

    Задачи проекта :

    Задачи развития ребё нка :

    Формировать представления детей о грибах , об их строении.

    Закрепить умение узнавать съедобные и несъедобные грибы .

    Развивать логическое мышление (составление загадок, придумывание сказок о грибах ) .

    Задачи педагогической деятельности :

    Познакомить с разнообразием грибов .

    Познакомить со свойствами съедобных и несъедобных грибов .

    Познакомить со схемой оказания помощи при отравлении.

    Формировать умение получать информацию из разных источников .

    Ожидаемый результат :

    Получение информации из различных источников.

    Продукты детской деятельности : загадки, поделки.

    Составление схемы оказания первой помощи при отравлении грибами .

    Подготовка к драматизации сказки «Под грибком » .

    1 этап.

    Сообщение темы проекта детям и родителям с целью привлечения их к совместной деятельности. Знакомство с планом работы, распределение обязанностей с учётом пожеланий и возможностей родителей.

    2 этап.

    Постановка проблемы :

    Осень к нам пришла!

    Сколько ярких красок людям принесла!

    Принесла подарки,

    Ягоды, грибы .

    В огороде много вкусного, смотри!

    Вон уже и огуречки с помидорами спелые висят.

    Каждый огородник урожаю рад!

    Автор стихотворения нам рассказывает о прекрасном времени года. Только осенью природа дарит нам столько подарков сразу! Что -то человек выращивает сам в огороде и в саду. Сама природа дарит нам и ягоды, и грибы , и целебные травы. Вот сегодня мы поговорим с вами о грибах . В нашем кабанском районе растёт много разных грибов . Давайте посмотрим карточки грибов , растущих у нас.

    3 этап. Деятельность по осуществлению проекта .

    НОД Совместная деятельность Самостоятельная деятельность

    1) Лепка « Грибная полянка » .

    2) Аппликация «Белый гриб » .

    3) Ознакомление с художественной литературой – чтение сказки в обр. В. Даля «Война грибов с ягодами » , рассказа

    Я. Тайца «По грибы » .

    4) Природный мир – «Лесные дары осени» , «Съедобные – несъедобные» .

    5) Музыкальное развитие – разучивание песенки о грибах .

    6) Физическое развитие - разучивание подвижных тематических игр.

    Чтение и заучивание загадок о грибах .

    Стихи о грибах .

    Поиск информации в энциклопедиях.

    Изготовление поделок. Схема оказания первой помощи при отравлении грибами . Изготовление книжки – малышки « Грибок » .

    Сюжетно-ролевые игры «В лесу» , «Магазин грибов » .

    Словесные игры «Доскажи словечко» , «Исправь ошибку» , «Продолжи рассказ» , «Съедобные, несъедобные» .

    Беседы : «Кому полезны грибы » , «Правила поведения в лесу» , «Какие бывают грибы » .

    Раскраски « Разные грибы » .

    Игра «Съедобный грибок положи в кузовок » .

    Рисование грибов . Изготовление макета «Осенний лес» .

    Настольно-печатная игра « Грибы , ягоды» .

    4 этап. Продукт проектной деятельности .

    В процессе проекта дети проявляли активный познавательный интерес, узнали много нового о грибах , получая информацию и у родственников, и в книгах, и на прогулке.

    1. Выставка поделок « Грибная полянка » .

    2. Выставка аппликация «Белый гриб » .

    3. К изготовлению книжки – малышки « Грибок » в поиске материала были подключены и родители наших детей.

    4. Драматизации сказки «Под грибком » .

    НОД в старшей группе «Грибы»

    Цель :

    Познакомить детей с грибами ;

    Закрепить представление о лесе и растениях, произрастающих в лесу;

    Учить детей различать съедобные и ядовитые грибы ;

    Воспитывать у детей бережное, не потребительское отношение к природе;

    Познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов .

    Задачи :

    Закрепить знания о ядовитых грибах .

    Развивать внимание память, познавательные интересы.

    Закрепить умение различать грибы по картинам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя.

    Оборудование :

    Картинки и фотографии грибов , силуэтные изображения грибов съедобных и ядовитых.

    Ход :НОД

    1. Загадка :

    Кто сидит на крепкой ножке

    В бурых листьях у дорожки

    Встала шляпка из травы –

    Нет под шляпкой головы? (гриб )

    Д.: Это - гриб .

    В.: Правильно, молодцы!

    В.: Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (На доску вывешивается картинка – схема гриба ) . Что есть у грибов ? (Дети отвечают, что есть ножка и шляпка.) Правильно, ножка, шляпка, корни – грибница . Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов . Когда грибы созревают , споры падают на землю. Из спор вырастают маленькие грибочки . Через корни-ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами , называют грибниками . Настоящие грибники берегут лес и никогда не дёргают грибы из земли с корнем , так можно повредить грибницу , тогда не вырастут на этом месте маленькие грибочки . Гриб нужно аккуратно срезать ножом.

    2. Беседа : « Гриб и его дом » .

    (Воспитатель, рассказывая о грибе , выставляет картинку с его изображением.)

    В.: У каждого гриба есть свой дом , где он растёт. Белый гриб – боровик растёт в сосновом и еловом лесу. Шляпка у него мясистая, упругая, светло серая или коричневая. Ножка толстая – белая. Белые грибы сушат , а потом варят из них суп. В сосновом лесу растут маслята. Как вы думаете, почему эти грибы так называются ? (Ответы детей.) Да, у них шляпка скользкая, словно маслом смазана. А какой гриб мы нашли под осиной ?

    Д.: Под осиной нашли подосиновик.

    В.: Правильно, а под берёзой?

    Д.: Под берёзой нашли подберёзовик.

    В.: Молодцы! У подосиновика и подберёзовика длинная ножка и шляпка коричневого цвета или красноватая (как опавшие осенние листья, в которых грибы прячутся ) . А вот в густой траве выросли лисички – рыжие, как лесной зверь – лиса. Ай, а это что за чудо-пень? Весь усыпан грибами . Это опята – дружные ребята, растут они большими семьями на пеньках. Мы говорили про съедобные грибы . Их можно варить, жарить, мариновать, сушить. А вот на полянке мы увидели красивый гриб : тонкая белая ножка с юбочкой, шляпка красная с белыми пятнами. Догадались, что это за гриб ?

    Д.: Это мухомор!

    В.: Да. Когда мухомор состарится , края его шляпки загнуться кверху и он превратится в блюдечко. Пройдёт дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьётся этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухомор. А какой ещё ядовитый гриб вы , ребята, знаете? (Ответы детей.) Правильно, бледная поганка. У этого гриба длинная тонкая ножка и бледно-серая шляпка. Запах у неё неприятный.

    Теперь вы знаете, какие грибы - съедобные , а какие – ядовитые.

    3. Физкультминутка и гимнастика для глаз «Дождик» .

    В.: Вставайте, ребята, подходите ко мне, беритесь за руки и цепочкой пойдём по извилистой тропинке в лес.

    Напомните, как нужно вести себя в лесу?

    Д.: (Предположительные ответы : нельзя шуметь в лесу, ломать ветки деревьев, внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить на гриб , не повредить муравейник.)

    (Дети за воспитателем идут змейкой от стульчиков на ковёр.

    Гимнастика «Дождик»

    Капля первая упала – кап!

    И вторая пробежала!

    (Сверху пальцем показывают траекторию

    движения капли и прослеживают взгляд)

    Мы на небо посмотрели :

    (Смотрят вверх)

    Капельки «кап-кап» запели.

    Намочились лица, мы их вытирали.

    (Вытирают лицо руками)

    Туфли – посмотрите – мокрыми стали.

    (Показывают руками вниз и смотрят на ноги)

    Мы плечами дружно поведём,

    Капельки с себя стряхнём.

    (Двигают плечами из стороны в сторону, руки на поясе)

    От дождя мы убежим,

    (Бегают друг за другом по кругу)

    Под кусточком посидим.

    (Приседают)

    4. Дидактическая игра «Что в лукошко мы берём?»

    Воспитатель называет грибы , которые упоминались в ходе НОД. Если съедобный, дети хлопают (кладут в лукошко, если ядовитый – не хлопают.

    5. Сбор грибов называют «тихой охотой» . Почему, как вы думаете? (Ответы детей) . Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса : растительный и животный лесной народ. Как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей) . Не шумите, не мусорьте, не топчите, не срывайте грибы с корнем . На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами . Зачем, знаете? (Ответы детей) . Грибы нужно не срывать , а срезать. А для чего? (Ответы детей) . Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов . Без грибницы не бывать новым грибам .

    6. Пальчиковая гимнастика « Грибы »

    Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

    Мы идем грибы искать .

    Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

    Этот пальчик гриб нашел , начиная с мизинца.

    Этот пальчик чистить стал,

    Этот пальчик жарить стал,

    Этот пальчик только ел,

    Оттого и потолстел.

    7. Правила сбора грибов :

    1. Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;

    2. Не срывать, не топтать ядовитые грибы - они нужны многим жителям леса;

    3. Не раскапывать палкой грибницу-она может высохнуть , не покрытая листвой;

    4. Не собирать грибы у проезжей части ;

    5. Собирать только известные грибы ;

    6. Не срывать старые и очень маленькие грибы .

    7. Срезать грибы аккуратно ножом , а не срывать их- можно повредить грибницу .

    8. Игра «Чего не стало?»

    В.: – Я положила на стол 4 гриба . Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.

    9. Загадки о грибах :

    Может быть, вы не поверите мне,

    Но я увидала грибы на сосне .

    Разве грибы на деревьях растут ?

    Что-то совсем непонятное тут…

    Надеты на ветки маслята, опята…

    Кто же их на зиму сушит, ребята? (Белка)

    Стоит лепешка

    На одной ножке.

    Кто не пройдет,

    Всяк поклон отдает. (Гриб )

    Глубоко был спрятан он,

    Раз-два-три – и вышел вон,

    И стоит он на виду.

    Белый, я тебя найду. (Боровик)

    Не спорю – не белый,

    Я, братцы, попроще.

    Расту я обычно

    В березовой роще. (Подберезовик)

    У кого одна нога,

    Да и та без башмака? (У гриба )

    Я в красной шапочке расту

    Среди корней осиновых.

    Меня увидишь за версту –

    Зовусь я? (Подосиновик)

    Землю пробуравил,

    Корешок оставил,

    Сам на свет явился,

    Шапочкой прикрылся. (Гриб )

    Нет грибов дружней , чем эти, -

    Знают взрослые и дети –

    На пеньках растут в лесу,

    Как веснушки на носу. (Опята)

    Он в лесу стоял,

    Никто его не брал,

    В красной шапке модной,

    Никуда не годный. (Мухомор)

    9. Игра Какие грибы "

    Цель : учить образовывать отглагольные прилагательные.

    Если грибы сварить , то они будут. вареные;

    А если грибы пожарить , тогда они будут. жареные;

    Если засолить, они будут. соленые;

    Если замариновать, они будут. маринованные;

    Если засушить- сушенные.

    10. Физкультминутка «За грибами »

    Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки.

    Ищут грузди и волнушки.

    Белочки скакали, Скачут вприсядку,

    Рыжики срывали. Срывают « грибы » .

    Лисичка бежала, Бегут, собирают « грибы » .

    Лисички собирала.

    Скакали зайчатки, Скачут, срывают « грибы »

    Искали опятки.

    Медведь проходил, Идут вразвалку,

    Мухомор раздавил. Топают правой ногой.

    Итог :

    В.: - Вы все большие молодцы, справились со всеми заданиями!

    Понравилось вам путешествие?

    Что вы о нём расскажите своим родителям, о чём узнали, что делали? Ответы детей

    Конспект занятия в старшей группе

    Проект «Грибы-грибочки»

    Актуальность реализации проекта:

    Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Так же не счесть даров, которые дарит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека. Не каждый современный родитель ходит со своими детьми в лес. А ведь невозможно познакомиться с природой достаточно близко, не побывав в лесу в разные времена года. Осенний лес необычайно красив. Именно поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать проект «Грибы-грибочки». Шагая по ступенькам к финалу проектной деятельности, мы с ребятами узнаем много нового и интересного о родной природе, познакомимся с различными видами грибов, особенностями их произрастания и полезными свойствами, как для человека, так и для животных, птиц. Совместно с родителями оформим выставки в группе и украсим наш участок.
    Цель: расширить представление у детей о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни детского сада, группы.
    Задачи:
    Воспитательная:
    воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к природе, показать ценность природы и её даров для каждого человека.
    Обучающая: формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов для человека и животных, птиц, расширять знания о лесах родного края, учить разбираться в грибах, проявлять заботу о природе.
    Развивающая:
    развивать любознательность, наблюдательность, развивать творческие способности детей, вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.
    Автор проекта: воспитатель: Останина Виктория Александровна
    Тип проекта:
    творческий, информационно-исследовательский.
    Вид проекта: семейный, групповой.
    Проблема:
    дети не имеют достаточных знаний о грибах, произрастающих в лесах уральского региона.
    Ожидаемые результаты: воспитание бережного отношения к природе, расширение знаний детей о грибах и их ценности для человека, приобщать родителей и детей к совместной деятельности, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
    Место проведения: МДОУ ДС №53 «Серебряное копытце».
    Сроки проведения: 3 -4 неделя сентября.
    Режим работы: во время и вне занятий.
    Количество участников проекта:
    2 воспитателя: Останина В.А, Пепеляева А.Ю., дети-18 чел., родители-32 чел.
    Возраст детей: 4-5 лет.

    Форма проведения:

    Игровая деятельность, беседы, заучивание стихов о грибах и осени, просмотр презентации «Грибы наших лесов», выставка книг «Грибная поляна», фотоколлаж «Мы - грибники» (совместная деятельность детей и родителей), оформление участка «А у нас выросли грибочки!» (совместная деятельность родителей и воспитателей), продуктивная деятельность: лепка, аппликация.
    Материал и оборудование: Стихи, пословицы, маски для театрализованной деятельности, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, музыкальная аппаратура, подборки детских песен, ноутбук, презентация «Грибы наших лесов», мультфильмов, макеты различных грибов, корзинка, бумага цветная, ножницы, картон, клей - карандаш, набор демонстрационных картинок «Грибы», подборка детских книг о грибах (для выставки в группе), 4 небольших брёвнышка, 4 таза различных размеров,краска, гвозди, лопата, газеты, клей ПВА, лак, сухие берёзовые листочки, пластилин.
    1 этап.
    Сообщение темы проекта детям и родителям с целью привлечения их к совместной деятельности. Знакомство с планом работы, распределение обязанностей с учётом пожеланий и возможностей родителей.
    2 этап.
    Постановка проблемы:
    Осень к нам пришла!
    Сколько ярких красок людям принесла!
    Принесла подарки,
    Ягоды, грибы.
    В огороде много вкусного, смотри!
    Вон уже и яблоки спелые висят.
    Каждый огородник урожаю рад!
    Воспитатель: Ребята, скажите, о чём это стихотворение? Что хотел сказать автор?
    Дети отвечают на вопросы.
    Воспитатель: Правильно, автор нам рассказывает о прекрасном времени года. Только осенью природа дарит нам столько подарков сразу! Что -то человек выращивает сам в огороде и в саду. А вот что дарит нам сама природа?
    Дети отвечают.
    Воспитатель: Да, богата природа дарами. Это и ягоды и грибы и целебные травы. Вот сегодня мы поговорим с вами о грибах. В наших лесах растёт много разных грибов. Давайте посмотрим презентацию «Грибы наших лесов»
    3 этап.
    Организация деятельности проекта.
    3.1. Игровая деятельность.
    *** Сюжетно-ролевая игра «Семья», «В лесу», «Магазин»,
    «Больница».
    Цель: развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым; уточнить особенности поведения в лесу и правил сбора в лес; учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу.
    *** Настольно-печатная игра «Животные наших лесов», лото «Кто где живёт», «Овощи, фрукты».
    Цель: расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
    *** Словесные игры «Кто где живёт? », «Доскажи словечко », «Исправь ошибку», «Продолжи рассказ», «Съедобные, несъедобные».
    Цель: расширять у детей знания об окружающем мире, учить различать съедобные и несъедобные грибы, развивать речь, память.
    3.2. Художественно-речевая деятельность.
    Цель: прививать любовь и бережное отношение к природе, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, проявлять заботу о родных людях, учить внимательно слушать, развивать речь и память.
    Чтение и заучивание стихов о грибах, осени.
    Беседа: «Кому полезны грибы», «Правила поведения в лесу», «Какие бывают грибы».
    Чтение пословиц и поговорок о грибах, отгадывание загадок.
    Музыкально-театрализованная деятельность.
    Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки по показу воспитателя и других детей, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.
    3.3. Художественно-эстетическая деятельность.
    Цель: развивать творческие способности детей, учить доставить радость другому, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
    Аппликация из цветной бумаги «Братцы – грибочки».
    Аппликация из цветной бумаги и сухих листьев «Осенний гость»
    Лепка различных грибов: подосиновик, лисичка, боровик.
    Оформление в группе выставки детских работ «Все грибочки хороши!»
    3.4. Выставка. Фотоколлаж «Мы - грибники»
    Цель: развить интерес детей к сбору грибов, обсудить ценность грибов для человеческого организма, познакомиться с семейными традициями ребят, вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
    3.5. Акция «А у нас выросли грибочки!»
    (благоустройство участка Детского сада).
    Цель: обратить внимание родителей на необходимость в благоустройстве участка, привлечь их к совместной деятельности.
    4 этап. Продукт проектной деятельности.
    4.1. Выставка книг «Грибная поляна»
    4.2. Фотовыставка «Мы – грибники»
    4.3. Изготовление шкатулок-плетёнок для природного материала в «Живой уголок».
    4.4. Выставка детского творчества «Все грибочки хороши!»
    4.5. Акция «А у нас выросли грибочки!»»