Не так давно считалось, что успешное взращивание винограда возможно в тех случаях, когда природные условия конкретной местности полностью соответствуют особенностям произрастания куста. На сегодняшний день, большое распространение получило стремление выводить гибриды того или иного винограда и сажать их на своих участках, независимо от первоначальных условий климата.

Несомненно, первые годы селекционеры тщательно следят за особенностями привитых качеств. Следят за урожайностью сорта винограда в так называемых спартанских условиях. Благодаря выведению гибридных форм, у виноградарей любого региона появилась возможность наслаждаться по истине превосходными плантациями виноградного искусства.

Сорт Вишенка является гибридной формой столовых видов винограда. Получен в результате скрещивания винограда Виктория и Ризамат.

Был выведен известным селекционером под фамилией Павловский Е.Г., который всю свою сознательную жизнь занимается разведением сортов винограда и является крупнейшим виноградарем.

Именно этому селекционеру принадлежит разработка более пятидесяти гибридных форм, которые нашли своё применение как в России, так и за её пределами.

Огромным достоинством новых форм гибрида является большая устойчивость к широкому списку заболеваний, а также морозу и плохим погодным условиям.

Данный сорт известен скорым сроком созревания. Так, к примеру, в Ростовской области его можно кушать уже в начале августа. Период созревания в среднем составляет 115 суток.

Преимущественно, кусты среднего размера. Грозди также небольшие, но плотные. Иногда бывают исключения. Вес грозди в отдельности 400 грамм. Виноград Вишенка имеет ягоды, как правило, крупные, овальной формы. Вес одной составляет 6 грамм. Размер 25*24мм. Цвет очень яркий, темно-красный.

Настоящие знатоки оценивают мясистую мякоть, сочную и тающую во рту. Вкус имеет нотки муската. Очень гармоничный.

Накапливает сахар умеренно, поэтому сахаристость Вишенки 18,2%, а кислотность 4,6 г/л. Кожица хоть и твердая, но не чувствуется при надкусывании.

Селекционером заявлена хорошая зимняя устойчивость до -24 градусов ниже нуля. Хорошая устойчивость к болезням.

Ценный урожай

Как было сказано выше, данный сорт обладает сравнительно ранним сроком формирования. Несмотря на непривлекательный вид, данная форма отличается богатым урожаем. К концу июля – началу августа спелые плоды можно собирать и радовать близких.

Если оставить ягоды на кустах, портиться не будет долгое время. Так на кустах виноград может висеть до наступления первых морозов. При этом, вкусовые качества останутся неизменными. Ягоды остаются долго неповрежденными и не осыпаются.

Замечено, чем старше куст, тем ягоды лучше по вкусовым и другим характеристикам.

Незначительные недостатки

Как заявляют селекционеры любители, данный сорт, несмотря на недостатки, привлекает их и окружающих своим не отменным вкусом и качеством. Но все же есть маленькие нюансы, над которыми нужно работать:

  • величина и объем грозди;
  • размер ягод;
  • цвет отличается от заявленного, не такой насыщенный;
  • сильно привлекает насекомых;
  • выглядит не презентабельно, только для семейного круга потребления;
  • плохо опыляется, поэтому нуждается в сортах опылителях.

Достоинства Вишенки

Сорт обладает большими преимуществами над другими видами винограда, благодаря своим качествам:

  • изумительный вкус гармонии и легкого муската;
  • хорошая устойчивость к заболеваниям;
  • сорт имеет хорошую морозоустойчивость;
  • очень ранний срок формирования;
  • красивая средней величины ягода с высокой вкусовой атмосферой.

Благодаря прекрасному вкусу и раннему сроку, предпочтения знатоков получает этот сорт.

Как правильно приобретать саженец хорошего сорта

Для получения хорошего урожая, мало правильно выбранный сорт, необходимо его верно приобрести. Для этого при покупках особое внимание стоит уделить состоянию саженца на момент продажи, а желательно знать каков он был изначально.

Обращайтесь к проверенным заводчикам или продавцам. К такой покупке нужно относиться максимально ответственно. Купив “кота в мешке”, любитель садовод рискует быть обманутым.

Важно, чтобы за саженцем Вишенки правильно следили, во время прививали, обрезали, при транспортировке не сломали.

О вкусах не спорят, но всё же

Следую известной поговорке, можно говорить, что каждый выбирает плод по себе. Но данный сорт, учитывая все его перечисленные характеристики, просто превосходен. Перед ним невозможно устоять, даже зная все его недостатки.

Дело конечно на любителя. Кто-то предпочитает красивые формы, а кого-то устраивает вкус. И неважно какая обертка сверху.

Передать вкус данного сорта на бумаге не возможно. Его нужно испробовать на деле.

Начиная с раннего возраста, мы знакомим детей с окружающим их миром. Постепенно у детей формируются представления о живой и неживой природе, природоведческие понятия, они осознают зависимости, происходящие в природе. На протяжении всего раннего и дошкольного возраста педагог старается воспитать у ребят гуманное, бережное и заботливое отношение к природе, вызвать чувство любви к живому и неживому миру природы. В решении таких непростых задач помогает художественное слово и природоведческая литература.

Во-первых, природоведческая литература носит познавательных характер и способствует умственному развитию детей. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.(4) При знакомстве ребят с художественными произведениями природоведческого характера конкретизируются, пополняются, уточняются знания об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдений и труда в природе.(Н. М. Павлова «Под кустом» (о гусином луке) и «Как облачко» (о подмареннике), П. Воронько «Вишенка», «Виноград», «Липка», Г. Бойко «Васильки», Р.Барадулін “Коцікі”, В. вярба “Пралеска”, М. Хведарович “Сонечны зайчык” и др.)

Белыя бярозы

Спалі на узлеску, як сваю галоўку

Узняла пралеска.

Тоненькую ножку

З-пад пярыны белай

На зямлю пралеска

Ставіла нясмела…

(В. Вярба «Пралеска»)

С помощью художественной литературы можно узнать о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах, явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе. Дети получают знания о новых явлениях и предметах природы, которые они не могут непосредственно наблюдать (например, о половодье, ручье, реке, об образе жизни зверей в лесу, на лугу, водоеме, и т.д.). В этом могут помочь такие произведения, как П. Прыходзька “Ручай”, Я.Брыль “Жыў-быў вожык”, У. Караткевіч “Белавежская пушча”, А. Пысін “Вяселка над плёсам”, В. Хомченко “Поклон лесу”, В.Бианки «Лесные домишки», «Лесная газета», Е. Чарушин «Сорока», К. Д. Ушинский «Орел», «Лиса-патрикеевна», М. Пришвин «Лесной доктор», «Ребята и утята» и др.

«Тук-тук-тук! В глухом лесу на сосне чёрный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом постукивает, ? мурашей да козявок из-за коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит… Тук-тук-тук! Чёрный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает; мурашей, словно рыбку, таскает.» (К.Д. Ушинский «Дятел»)

«Кого сорока увидит? стрекочет.

Что плохо лежит - она тук как тут.

Птичье гнездо приметит - яйца расклюет, птенцов нелетных съест…» (Е. Чарушин «Сорока»)

«Обманчивая погода в начале марта. Не хочет зима отступать по-хорошему. То метель закружет снежные вихри, то мороз заскрепит вроде бы от злости…» (В. Приходько «Капельные часы»)

Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе, дает возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. С помощью художественного слова и литературы систематизируют и обобщают знания детей о природе, формируют природоведческие понятия. (В. Бианки «Приключения муравьишки», «Первая охота», «Лесная газета», «Лесные домишки», Н. Сладков «Синичий запас», Н. Павлова «Зимняя пирушка» и др.)

« … На самом краю полянки, в канаве, под опавшими листьями, под снегом, будто под толстым одеялом, спят лягушки. Спят и не знают, что тут же неподалёку, под кучей хвороста, свернувшись в клубок, заснул их злейший враг - ёжик…» (Г. Скребицкий «На лесной полянке»)

«…такая ледяная корка на снегу - крепкая, жесткая, скользкая - ее не разобьешь не слабыми лапками, ни клювом…» (В. Бианки «Гололед» из «Лесной газеты»)

На лугу растет ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка!

Гвоздика, смолка, колокольчик,

Хвощ -как елка…

(Г. Лагздынь «Что растет?»)

Использование природоведческой литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Для этого полезны короткие сообщения из «Лесной газеты» В. В. Бианки, «Сорочьих тараторок» Н. Сладкова и др.

Во-вторых, природоведческая литература развивает у ребят чувство прекрасного, формирует эстетические чувства, пробуждает любовь ко всему живому. Образное описание пор года, пышного цветения садов, разноцветия лугов, причудливых деревьев и всевозможных красок природы помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить ее. Стихи белорусских поэтов Я. Коласа, Я.Купалы, М. Богдановича и многих других, в том числе и современных поэтов, дают представления детям о красоте белорусской природы в разные времена года, произведения русских поэтов и писателей знакомят ребят с разнообразием всего живого на земле, подчеркивают уникальность и великолепие природы.

Сонейка ты, залатое!

Колькі цёмных, сумных дзён

Мы чакалі, дарагое,

У нашых хатках ля акон

Тваіх ясных цёплых косак,

Твае ласкі і пяшчот…

(З. Верас “Сонейка грэе”)

“Вчера вечером и ночью шел теплый, липкий снежок, облепил все голые ветки моей любимой березки в саду перед крыльцом, весь белый ее ствол. А под утро ударел морозец…” (В. Бианки «Волшебная березка» из «Лесной газеты»)

«Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни.

На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов и осин…» (И. Соколов-Микитов «Русский лес»)

И, конечно же, художественная литература помогает формировать у детей бережное отношение к природе и желание заботиться о ней. (С. Михалков «Прогулка», Г. Ладонников «Дикарь в лесу», В. Бианки «Лесная газета» ? «Дотерпят ли?», «»Гололед», «Под ледяной крышей» и др.)

Мы по берегу прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там - пустые банки

И. как будто нам назло,

Даже битое стекло.

(С. Михалков «Прогулка»)

Но если посмотреть с другой стороны, то любая художественная литература природоведческого характера, которая затронула маленькое сердце ребенка, способна привить ребенку любовь к природе, сформировать у него осознанно правильное отношение к ней, и дать необходимые знания. Но для того, чтобы природоведческая литература реализовала свою роль и заняла достойное место в ознакомлении дошкольников с природой, необходимо, при отборе художественных произведений природоведческого характера, опираться на следующие принципы:

· связи и закономерности природы раскрыты в доступной детям степени;

· произведение должно быть занимательным (интересная фабула, четкая сюжетная линия);

· оно должно быть эмоциональным, насыщенным поэтическими оборотами, выразительными средствами;

· гуманизма. (1, с. 64)

Научность и реалистичность дают возможность дать детям точные знания, которые с каждым годом будут углубляться, что позволит должным образом подготовить детей к обучению в школе. Так как детям не интересны сухие научные тексты, то подчеркивается необходимость принципов единства содержания и художественной формы, занимательности и эмоциональности. Если ребенку интересно художественное произведение, то он более внимательно будет слушать его, у него возникнет желание услышать его еще раз, а из этого следует, что знания, которые педагог хотел передать ребенку через чтение данного произведения, усвоятся намного быстрее и останутся в памяти надолго.

Принцип гуманизма основан на выборе литературы, воспитывающей гуманное отношение ко всему живому. Этот принцип неотъемлем при выборе художественных произведений природоведческого характера для чтения детям раннего и дошкольного возраста. Так как в дошкольном возрасте закладываются основы отношения ребенка с окружающим миром и вся работа по ознакомлению детей с окружающим, в том числе и с природой, должна быть направлена на воспитание гуманного, бережного отношения ко всему живому.

На основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что использование в работе с детьми природоведческой литературы играет огромную роль в формировании у детей представлений о живой и неживой природе, природоведческих понятий, зависимостей, в воспитании бережного, заботливого и бережного отношения к ней, при условии соблюдения принципов отбора художественных произведений.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Разработка технологических карт по ФГОС «Планирование воспитательно-образовательной деятельности по темам» ProPowerPoint.Ru

2 слайд

Описание слайда:

Когда мы тратим время на планирование, его становится больше. Б. Франклин ProPowerPoint.Ru

3 слайд

Описание слайда:

Из энциклопедии Технологическая карта - это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта. ProPowerPoint.Ru

4 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта, как педагогическое новшество Технологическая карта- это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное планирование, преподавание и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ Технологическая карта ОД – это графический способ описания процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов. ProPowerPoint.Ru

5 слайд

Описание слайда:

Параметры технологической карты занятия Параметрами могут быть - этапы занятия - его цели - содержание учебного материала - методы и приемы организации учебной деятельности - деятельность педагога и деятельность воспитанников ProPowerPoint.Ru

6 слайд

Описание слайда:

Дидактическая сущность ТК В дидактическом контексте технологическая карта представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата Проектная педагогическая деятельность при разработке технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описанн заданий по освоению темы, четкой формулировке предполагаемых образовательных результатов ProPowerPoint.Ru

7 слайд

Описание слайда:

Виды технологических карт урока ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет Класс Тип урока Тема Цель Задачи Образовательные: Развивающие: Воспитательные: УУД ЛичностныеУУД: Регулятивные УУД: КоммуникативныеУУД:ПознавательныеУУД: Планируемые результаты Предметные: знать… уметь… Личностные: Метапредметные: Основные понятия Межпредметныесвязи Ресурсы: основныеи дополнительные Формы урока Технология ProPowerPoint.Ru

8 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта с методической структурой урока Дидактическая структура урока Методическая структура урока Признаки решения дидактических задач Методы обучения Форма деятельности Методические приемы и их содержание Средства обучения Способы организации деятельности Организацион ныймомент Актуализация знаний Сообщение нового материала Закрепление изученного материала Подведение итогов Домашнее задание ProPowerPoint.Ru

9 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта урока Учитель: Предмет: Тема занятия: Класс: Цели урока: Дата: Образовательные ресурсы: Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся познавательная коммуникативная регулятивная 1.Постановка учебных задач 2.Совместноеисследование проблемы 3.Моделирование 4.Конструирование нового способа действия 5. Переход к этапу решения частных задач 6.Применение общего способа действия для решения частныхзадач 7. Контроль на этапе окончания темы ProPowerPoint.Ru

10 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта по теме недели Технологическая карта по теме недели включает в себя интеграцию образовательных областей и видов деятельности. Такая технологическая карта помогает воспитателю объединить образовательные области, спроектировать совместную и самостоятельную деятельность детей, определить её содержание и конечный продукт ProPowerPoint.Ru

11 слайд

Описание слайда:

Компоненты образовательных областей по ФГОС конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и задачами Программы; реализуется в различных видах деятельности. ProPowerPoint.Ru

12 слайд

Описание слайда:

Социально-коммуникативное развитие Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. ProPowerPoint.Ru

13 слайд

Описание слайда:

Познавательное развитие Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. ProPowerPoint.Ru

14 слайд

Описание слайда:

Речевое развитие Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. ProPowerPoint.Ru

15 слайд

Описание слайда:

Художественно-эстетическое развитие (Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). ProPowerPoint.Ru

16 слайд

Описание слайда:

Физическое развитие Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). ProPowerPoint.Ru

17 слайд

Описание слайда:

1.Технологическая карта интегрированного образовательного процесса на тему «Дары осени» в старшей группе Цель: формирование обобщённых представлений об осени как времени года, приспособленности растений к изменениям в природе, явлениях природы. Расширение представлений о неживой природе. Оказание посильной помощи в уборке урожая на огороде детского сада. Образовательная область (ФГОС) Вид детской деятельности (ФГОС) Содержание деятельности Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная Игровая Трудовая Беседа «Стадии роста и развития растений»; рассматривание иллюстраций; беседа«Взаимоотношениячеловека с природой»: беседа о выращивании урожая фруктов, овощей, ягод и. д. Беседа «Растения полей, лесов, садов и огородов» Дидактическая игра «Похож-не похож»; «Съедобное-несъедобное»; "Расскажи без слов". "Назови три предмета", "Когда это бывает", "Что сначала. что потом", "Похоже - не похоже", "Овощехранилище" «Что где растёт»; «Вершки и корешки». Словесная игра "Пирожки","Садовник" Мозаика "Урожай" , "Собери букет" Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты" Театрализованная игра "Колосок" Сбор семян растений на огороде; сбор урожая; ProPowerPoint.Ru

18 слайд

Описание слайда:

Познавательное развитие Познавательно-исследовательская Экспериментирование Опыт Проект «Блюда национальной кухни» (совместно с родителями); Игры «Узнай по запаху»; «Узнай на ощупь»; «Узнай на вкус» «Состояние почвы в зависимости от температуры»; "Почмуне тонут корабли" Дидактическая игра «Пройди к овощехранилищу» Физическое развитие Игровая Двигательная Подв/ игра «Кто больше урожая соберёт одной рукой»; "Красочки", «Картошка»; Эстафета «Урожай собирай»; "аймисвой цветок"; М/подв. игра "Весёлый мячик", «Ручеёк»; «Капуста»;"Ручеёк", "День-ночь" Игра - релаксация "Поспать бы" Утренняя гимнастика «Цветы»; гимнастика после сна "Цветочек" Речевое развитие Восприятие художественной литературы и фольклора Коммуникативная Игровая Чтение и пересказ украинской народной сказки «Колосок»; Ю. Глушенко "Грядка";П.Воронько"Виноград", "Вишенка"; " Кабачок" Пальчиковые игры «Мы делили апельсин»; «Засолка капусты»; "Обед у слона" Художественно-эстетическое развитие Изобразительная Конструктивная Музыкальная Двигательная Рисование на тему: «Натюрморт с фруктами»; аппликация «Фрукты на тарелке» Конструирование склада для хранения урожая Разучивание песен «Осень пришла» (сл.Е.Авдиенко, муз. В.Герчик); придумывание и исполнение «Танца осенних листьев») Итоговое мероприятие «Ярмарка вкусностей» (совместно с родителями; каждая семья представляет своё любимое блюдо из собранного на даче урожая) ProPowerPoint.Ru

19 слайд

Описание слайда:

2.Технологическая карта по теме «Продукты питания Труд повара» Образовательная область Вид деятельности Содержаниедеятельности Взаимодействие с родителями Предполагаемый результат Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная НОД Игровая Трудовая Беседа «Об удивительных превращениях пищи в организме человека», «Что значит «правильное питание? » НОД «Продукты питания» Описательные рассказы о посуде, продуктах питания по схеме. Ситуативные беседы: «Какие виды посуды вы знаете? », «Почему растаяло мороженое? », «Почему утром мы едим кашу? » Разучивание и исполнение ролей для выступления на празднике посуды для детей младших групп. Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы» Заучивание стихотворения «Для чего нужна посуда? »И.Шорыгиной. Д/игра «Полезные и вредные продукты» Игра на развитие мелкой моторики: «Поможемоваруперебрать крупу», пД/игры: «Поваренок», «Что нужно повару для работы? », «Составим меню» Игры с палочкамиКюизенера«Собери посуду» Сюжетно-ролевые игры: «Продуктовый магазин», «Посудная лавка», «Поварята», «Ждем гостей», «Выставкапосуды»,Театрализованнаяигра «Поможем Федоре» Дежурство по столовой. ХБТ- мытье посуды в игровом уголке. рассматривание с детьми домашней посуды, кухонных электроприборов, заучивание с детьми стихов о посуде, помощь в создании альбома «Путешествие в прошлое посуды», презентация блюд из полезных продуктов. ProPowerPoint.Ru


(Платон Воронько)

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
— Где же лучшая земля? —
Отвечал он, пролетая:
— Лучше нет родного края!

МАЛЬЧИК ПОМОГАЙ
(Платон Воронько)

По земле из края в край

Ходит мальчик Помогай.

Где народ сажает сад,
Там и он сажает ряд.

Зачерпнул ведро воды,
Взял и полил две гряды

На дубу колхозных пчёл
Помогай в лесу нашёл.

Он накрыл их и в колхоз
Целый рой в мешке принёс.

Землекопы роют пруд,
Он и с ними делит труд:

Возит вырытый песок —
Аж кряхтит его возок.

Всем и каждому помог
Помогай чем только мог:

Столяру и кузнецу,
Брату, матери, отцу.

Что за славный это край,
Где растёт наш Помогай!

ПАХАТЬ ПОРА
(Платон Воронько)

Вешний день.
Пахать пора.
Вышли в поле трактора,
По холмам идут горбатым,
Их ведут отец мой с братом.
Я вдогонку им спешу,
Покатать меня прошу.
А отец мне отвечает:
— Трактор пашет, не катает.
Погоди-ка: подрастёшь —
Сам такой же поведёшь!

ЗЕЛЁНЫЙ ГОРОД
(Платон Воронько)


Мы посадим липы и клёны.
Будет город нарядный, зелёный.

Тополя мы посадим рядами.
Станут площади наши садами.

Окружим мы деревьями школу,
Пусть звенит над ней гомон весёлый.

Любят зелень советские дети,
Любят видеть деревья в расцвете.

С молодыми садами, лесами
Мы расти и цвести будем сами.

Пусть цветёт с каждым часом всё краше
Молодое Отечество наше!

ЛИПКА
(Платон Воронько)

Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Не ломай меня!

Медоносным цветом
Зацвету я летом.
Береги меня!

В полдень подо мною
Спрячешься от зноя
Вырасти меня!

Я тебя листвою
От дождя укрою.
Поливай меня!

Вместе, друг мой милый,
Наберёмся силы!
Ты люби меня!

А дождёшься срока,
Выйдешь в мир широкий —
Не забудь меня!

БЕРЁЗКА
(Платон Воронько)

Тонкая берёзка,
Ростом невеличка.
Словно у подростка,
У неё косичка.

Деревце на славу
За год подросло.
До чего кудряво,
До чего бело!

Прибежали козы
Рано поутру,
Гложут у берёзы
Белую кору.

Не ходите, козы,
В молодой наш лес.

Вырастут берёзы,
Будут до небес!

У НАС СДЕЛАЛИ ДОЖДЬ
(Платон Воронько)

Солнце греет, ветер веет,
Ясен синий небосвод.
А поляна зеленеет,
Потому что дождь идёт.

Вот так чудо! Прямо чудо!
Что за дождик и откуда?
Чист и ясен небосвод,
Тучки нет, а дождь идёт!

Это верно. Не из тучи
Дождь идёт у нас в краю.

На поля мотор могучий
Гонит шумную струю.


Я НОСИЛА ВОДУ
(Платон Воронько)

Я носила воду, воду
От колодца к огороду.

А потом носила в сад,
Поливала десять гряд.

И на грядках — погляди-ка! —
Нынче выросла клубника.

Спелых ягод я нарву,
Всех подружек созову!

ПОЧЕМУ ЦАПЛЯ СТОИТ НА ОДНОЙ НОГЕ
(Платон Воронько)

Сшила цапля башмаки
Не малы, не велики.

Не искала цапля броду.
Чапу-лапу — прямо в воду.
«Полюбуйтесь, кулики,
На подмётки, каблуки!»

А пока она хвалилась,
Обувь с ног её свалилась.
Утонул один башмак,
А другой в воде размяк.

Цапля ногу поднимает
Ничего не понимает
И весь день среди ракит
На одной ноге стоит.


СПАТЬ ПОРА
(Платон Воронько)

Наступает ночка.
Ты устала, дочка.
Ножки бегали с утра,
Глазкам спать давно пора.
Ждёт тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко!