Легенда о Купале

Разлучённый в детстве со своей родной сестрой, Купала встречает красивую девушку. Не зная о том, что это его родная кровь, он впоследствии женится на ней. А закончилось это всё трагически: брат и сестра, узнав о том, что они родственники, покончили с собой, утопившись.

Праздник Ивана Купалы - это народный языческий праздник, отмечаемый в России, Беларуси, Польше, Литве, Латвии, Эстонии и Украине. Иванов день имеет старинную традицию празднования практически по всей Европе. До Крещения праздник Ивана Купалы был приурочен ко дню летнего солнцестояния (22 июня по старому стилю). Церковь, как и в случае с языческой Масленицей, не захотела отнимать у народа любимый летний праздник. Поэтому с принятием христианства праздник стали отмечать в день рождения Иоанна Крестителя — 24 июня по старому стилю. А с переходом на новый стиль дата рождения Иоанна Крестителя сдвинулась на 7 июля, так как православная церковь живёт по старому стилю. В связи с этим праздник потерял астрономическое соответствие летнему солнцестоянию. Кстати, во многих местностях праздновали этот праздник не один день, а два. 6 июля по церковному календарю — Аграфена Купальница (день памяти мученицы Агриппины). А 7 июля — Иван Купала (Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна).

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников. Корни его уходят в эпоху язычества. У наших предков существовало божество Купала, олицетворяющее летнее плодородие. А плодородие — это не только хороший урожай, но и плодородие человеческих отношений. Это создание семьи и рождение детей. Именно поэтому Иван Купала был наиболее популярен у незамужних девушек и неженатых парней.

В основе народных обрядов праздника лежит почитание воды и солнца. Существовал всенародный обычай в Иванов день купаться. Хотя в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день именинник — сам водяной. А он не любит, когда люди лезут в его царство, и может отомстить, утопив всякого неосторожного. А ещё в день Ивана Купалы купались в росе. Считалось, что Иванова роса делает кожу чистой и молодой. Если же ею окропить стены дома и кровати, то перестанут водиться домашние насекомые.

Есть несколько народных примет, связанных с этим днём: «На Иванов день солнце на восходе играет», «Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов», «На Ивана ночь звёздная — много будет грибов», «Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться».

Очищающие костры главная особенность купальской ночи. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет — тот будет счастливее. Через костры прогоняли домашнюю скотину, чтобы защитить от болезней. Матери сжигали в купальских кострах сорочки болезненных детей, чтобы им было послано здоровье. По поверьям, в купальскую ночь нельзя спать. В эту ночь оживает всякая нечисть: ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. А к спящему человеку легче подобраться и навредить. Чтобы уберечь от злых духов животных, наши предки выкапывали чертополох и вешали над входом в хлев.

6 июля, на Аграфену Купальницу, обязательно мылись в банях. Русская парная баня — это совершенно уникальное явление. Совмещая в себе стихии огня и воды, баня олицетворяла стремление к очищению через огонь и воду. В день Аграфены Купальницы на весь год заготавливали веники для бани.

С днём Ивана Купалы люди связывали и свои представления о несметных богатствах природы. Народ ждал не только богатого урожая, но и помощи в поисках сокровищ. Так рождались самые невероятные легенды. Самая известная из них повествует о том, что в день Ивана Купалы расцветает папоротник: цветок его огненно-красного цвета и цветёт он только один час. А кто найдёт цветок, тому и клад достанется, что под ним зарыт. Сейчас всем известно, что папоротник никогда не цветёт и цвести не может по биологическим причинам. Но простим нашим предкам их наивность, тем более что они оставили нам в наследство такой красивый праздник и множество легенд, с ним связанных.

Другое название дня Ивана Купалы — Иван Травник. Поэтому для праздника характерны многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивают и сберегают, считая особенно целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для «разжигания» любви.

В старые времена в ночь на Ивана Купалу девушки плели венки с зажжёнными лучинками или свечками и опускали их на воду. Если венок утонул — значит, милый друг разлюбил. У кого венок дольше всех проплывёт, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше прогорит, та проживёт долгую-предолгую жизнь!

Хочется рассказать ещё об одном мистическом персонаже купальской ночи. Это русалки. Существует поверье, что в эту ночь русалки принимают человеческий облик и могут заворожить юношей, которые отправились на поиски папоротника.

Кстати, водятся русалки и в зарубежных водоёмах, только зовут их несколько иначе. В Греции это сирены, в Сербии — вилы (крылатые красавицы, способные убивать взглядом), в Германии — ундины, в Ирландии — мерроу, выходящие на берег в образе маленьких лошадок.

Как же отпраздновать этот день, если ты живёшь в большом городе и нет поблизости места, где жгут костры, и водоёма, куда можно опустить венок?

Вечером, после ужина можно устроить шуточное гадание. Для этого надо приготовить карточки с нарисованными на них цветами или просто с их названиями и расшифровкой: какой цветок что означает. Кто-то из домашних садится спиной к столу, где разложены карточки. Другой член семьи поднимает карточку со словами: «Кому этот цветок?» Сидящий спиной называет имя кого-либо из присутствующих.

Гадание по цветам

Боярышник — есть надежда на любовь.

Василёк — в тебя влюбятся.

Вьюнок — он тебя никогда не полюбит.

Гвоздика (красная) — страстная любовь.

Георгин — признательность.

Жасмин — ничего не значащее заигрывание.

Колокольчик — не верь ему, обманет.

Лютик — на свидании всё прояснится.

Маргаритка — застенчивая любовь.

Мята — тебя любят очень сильно.

Незабудка — боится тебя потерять.

Ноготки — вы расстанетесь.

Роза (белая) — любит сильно, но не подаёт виду.

Роза (красная) — тоскует по тебе.

Ромашка — он сомневается в своей любви.

Летом мы редко заглядываем в календарь и не задумываемся, какой сегодня праздник. Ведь каждый теплый денечек – уже радость. Между тем, в июле есть почти официальный повод для гуляний - Ивана Купала. Стародавний праздник в славянской культуре имеет несколько названий: Иванов день, Купальская ночь, Ярило, Травник. Классики русской литературы - Гоголь и Есенин - описывали его в произведениях. И не зря этот день упоминают и воспевают великие люди. Древние традиции, посвященные природе, солнцу, любви, очаровывают, заинтересовывают, манят волшебством по сей день.

Ивана Купала: значение и история праздника

Наши пращуры чествовали летнее солнцестояние - 23-24 июня - рубеж, после которого ночь становится длиннее, зима ближе. День, с которого великое светило медленно, но теряет силы, на смену теплу незаметно подкрадываются холода. Торжество персонифицирует Купала. Одни источники называют его славянским богом плодородия, другие – фольклорным персонажем, возникшим по недоразумению летописцев.

В старину люди верили, что именно в этот день четыре стихии - вода, огонь, земля и воздух, а также растения, обладают необыкновенными очищающими и излечивающими свойствами.

Но, вместе с тем, цикл купальских праздников считали и самым опасным периодом года. По поверьям, нечисть набирала силу, могла являться людям, шкодить и заманивать к себе. Особенно боялись ночи на Ивана Купала, в которую русалки, водяные, лесные духи, ведьмы обретали невиданную мощь.

Так было до крещения Руси. Клирики поступили мудро, они не искоренили полностью древние обычаи, а приурочили праздник к рождеству Иоанна Предтечи (7 июля). Образ святого ассоциируют с ритуальным купанием, очищением, омовением. Паства далеко не сразу осознала филигранную разницу между привычными устоями и церковными обрядами. Прошли века, смысл языческих верований забыт, но древние обычаи до сих пор практикуют в глубинке и весело возрождают в больших городах.

Традиции на Ивана Купала

Особенное место в традициях на Ивана Купала принадлежит легендам о папоротнике. Ведь только раз в году, в ночь на Купайлицу, на непродолжительное время распускается необыкновенный цветок. Счастливчику, который, несмотря на трудности и ухищрения лесных духов, сумеет найти его и сорвать, повезет в любви и богатстве. Но мероприятие считали опасным: в дебрях, у каждой тропинки, камешка, деревца, ожидали встречи с ведьмой или лешим, потому на поиски цвета папоротника отправлялись лишь настоящие смельчаки.

Волшебство июльского праздника Ивана Купала завораживает чистотой и поэтичностью, но в нем есть и практические моменты. Например, люди верили, что в купальскую ночь растения приобретают магические свойства, потому в комнатах больных развешивали множество цветов, которые к утру должны были избавить человека от хвори. Целители до сих пор считают «правилом хорошего тона» пополнить запасы лечебных трав на год вперед именно в этот период. Знахари читают заговоры и молитвы Иоанну Крестителю, прося святого защитить от порчи, кровотечений, болезней головы.

Внимание, существует современная разгадка легенды, даже две.

Бытует мнение, что волшебные цветы путали с мерцанием светлячков. Жучки пугаются шороха шагов, и садятся они далеко не на все папоротники. Вот почему не каждый храбрец мог сорвать чудо.
В соответствии с другой теорией, летом, когда жарко и душно, некоторые папоротники источают ядовитые запахи, вызывающие галлюцинации.

Другая красивая традиция связана с кострами. И в наше время в ночь на Ивана Купала разжигают очищающий огонь, вокруг которого танцуют, водят хороводы, в него кидают одежду больных людей, прыгают через него. Ловко и высоко перепрыгнешь - весь год будешь здоров и счастлив, а если зацепит пламя, то наоборот, будут сопутствовать неудачи. Пары, взявшись за руки, перескакивают огонь, чтобы в будущем им сопутствовали любовь и взаимопонимание. Хозяева скота проводят животных между кострами, чтобы те не болели и не умирали.

Народ верил, что в этот день водяные и русалки покидают пруды, реки, озера, а сама вода становится целебной. Потому люди купались, набирались жизненной энергии. Если же естественного водоема поблизости не было, то растапливали бани и парились в них.

Почивать в объятиях Морфея в купальскую ночь не принято, ведь русалки, лешие и другая нечистая сила на пике активности, потому им не трудно утащить за собой спящего. Порог дома обязательно закидывали колючей крапивой, препятствуя попаданию ведьмы в сени, а коней запирали в стойле, чтобы их не похитили для поездки на шабаш, откуда ни одна лошадь не возвращалась.

Вы скажите – сказка, мы согласимся. Но какая красивая!

Как гадать на Ивана Купала?

Ворожба – занятие богопротивное, но захватывающее и молодежь, и даже людей степенных. Все хотят узнать судьбу, выяснить: исполнится ли желание, когда появится долгожданная любовь. В летний солнцеворот на вопросы отвечают высшие силы и сама природа.

Вы видели, как 7 июля в селах девушки плетут венки и пускают их по реке. А знаете, что обозначает сие действие? Символу круговорота в природе придают следующие значения:

  • быстро отплывает, не тонет - удачное замужество, долгая жизнь;
  • чей венок отдалится дальше других, та будет самой счастливой;
  • травы расплелись – не быть невестой в текущем году;
  • утонет заветный круг – жди обмана от коварного суженого.

Венки кидают и через костер. Женихи стараются схватить плетения любимых на лету, обретая таким способом новый статус – суженый. А из обладательниц венков, упавших в огонь, раньше выйдет замуж та, чей сгорит первым.

По обычаям, гадая на желание, кидают небольшой камушек в реку или таз с водой. После считают расходящиеся круги: четное количество – положительный ответ, нечетное – нежелательное развитие событий. Аналогично ворожат на кленовом листе. Важно только выбрать деревце именно этой породы. Подумайте о сокровенном и поднимите приглянувшийся листок. Четное количество острых углов символизирует исполнение желания, и наоборот.

Следующее простое гадание - на двух ромашках. Девушки обрывают стебли, а цветам дают имена (свое и возлюбленного), пускают их в реку. Плывущие рядом ромашки обещают паре совместное будущее, расходящиеся – к ссоре.

На исполнение желаний проще всего гадать по созревшему одуванчику: нужно сорвать цветок и подуть. Если вся белая шапка улетит, задуманное сбудется в скором времени, половина – результат позитивный, но не скорый, если же останется большая часть семян, увы, исход неблагоприятный.

В интересном гадании на Ивана Купала участвуют лошадки. Необходимо подумать о будущем, глядя на животное, а потом некоторое время проследить за его поведением:

  • опустит голову – проблемы в любовных отношениях;
  • махнет слева направо - в жизни присутствует лживый человек;
  • ударит копытом - желание сбудется;
  • переступит с ноги на ногу – пора собираться в путь.

Да, праздник Ивана Купала утратил былое значение и красоту. Но в деревнях и селах все еще следуют традициям: разжигают костры, прыгают через них, устраивают хороводы, пускают венки по воде.

Праздник Ивана Купалы у славян

Иван Купала (Иванов день, Купальская ночь) - народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы и отмечаемый 7 июля (24 июня по старому стилю). По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи , приходящимся в Православных церквях на 7 июля. В календарном цикле симметричен Рождеству (Коляде).

Ночь накануне праздника по своему ритуальному наполнению превосходит сам день Ивана Купалы.

Праздник Ивана Купалы у славян - древний обрядовый праздник. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают - священники (волхвы, жрецы), урядник, старейшина.

Традиционно Иван Купала начинался так: с утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.


Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы - куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины.

«Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия - деревянный гой (детородный орган) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы.


Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина).

Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки – плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру - Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя.


Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеек», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых.

Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?». Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво - обязательно). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.


На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре - Купальце, кто спать пойдет, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов.


Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.


В России и сегодня эти традиции продолжают жить. В разных регионах в ночь Ивана Купалы принято собираться на берегу рек, озер и других водоемов. На праздниках выступают русские народные коллективы и другие творческие группы. Люди жгут большие костры, прыгают через них, водят хороводы, плетут венки из трав и цветов, поют песни и просто веселятся. А кто-то ищет цветок папоротника…


В Украине Иван Купала - один из самых поэтических праздников обрядового календаря. Купальские огни вдохновляли на творчество не только великого Н.В. Гоголя, но и многих других писателей и поэтов. Церковь в этот день отмечает Рождество Иоанна Крестителя. Еще в дохристианскую пору славяне отмечали праздник Купайла, то есть Солнца. Путем слияния христианских и языческих традиций и образовался праздник Ивана Купала.

Специально ко дню Купала в Украине ребята и девчата изготовляли куклы-чучела - Купало и Марену. Вокруг этих персонажей происходят главные события вечера на Ивана Купала. Марена представляет собой сделанную из соломы куклу, которую одевают в женскую одежду. Купало также изготовляется из соломы, но одежда на нем мужская. Марену, соответственно, делают девчата, а Купало - ребята. Интересно, что происхождение образов ни Марены, ни Купало не известно, зато известно, что и Купало, и Марену ждет трагическая развязка. Их обоих или топят, или сжигают.


Марена

Как известно, этот обычай и сейчас хорошо сохранился в сельской местности Украины. Главным развлечением вечера на Ивана Купала являются прыжки через костер. Если прыгнуть очень проворно, то, считают, что будет хорошее здоровье, если удачно перескочат через пламя влюбленные, то они скоро поженятся. И не дай Вам Боже вскочить в огонь - беды на протяжении года не избежать.


Генрих Семирадский. Ночь на Ивана Купалу

По окончании веселых действ можно идти отдыхать. Это не касается лишь самых смелых и чистых сердцем, у которых есть шанс найти волшебный цветок папоротника и получить все земные сокровища. Но помните: путь к цветку защищает нечистая сила, да и земные богатства, которые он открывает, еще никого до добра не доводили. В день Ивана Купала старались исцеляться росой. Для этого нужно встать как можно раньше и пройтись босиком по целебной купальской росе. В этот день проходил массовый сбор лечебных трав. Особой целебной силы купальская трава набирает к восходу Солнца, так что, как говорится, «Кто рано встает, тому Бог и дает!».

Это восточнославянское название древнего праздника, отмечаемого большинством народов Европы. В языческие времена он был связан с летним солнцестоянием и обозначал середину лета, но после распространения христианства все обряды начали связывать с днем рождения Иоанна Крестителя, который традиционно отмечается 24 июня. Однако Русская православная церковь живет по юлианскому календарю, и Рождество Иоанна Предтечи празднуется ей 7 июля. В связи с этим на Руси праздник полностью утратил свое древнее астрономическое значение, но несмотря на это, все же сохранил многие языческие обряды. Само название - Иван Купала является славянской интерпретацией имени Крестителя. Так как крещение совершается водой, то и имя Иоанна для всех христиан всегда было нераздельно связано с купанием в реках и озерах.

Обычаи и обряды на праздник Ивана Купала

Основные обряды праздника, большинство из которых проводится ночью, связаны с водой, огнем и травами.

По народным поверьям, накануне Ивана Купалы из воды выходит вся нечисть, а потому непременным атрибутом праздника было массовое купание. Вода в этот день считалась целебной и наделялась магическими свойствами.

По окончании купания, на берегах водоемов разжигали огромные костры. Люди верили, что в эту ночь вода объединяется с огнем в единую мощную природную силу, дарующую всем живым существам крепкое здоровье и волю к жизни.

Огонь для купальского костра обязательно должен быть «живой», то есть добытый путем трения, часто после окончания праздника, его уносили домой и сохраняли в домашних очагах. Вокруг костра всю ночь кипела жизнь - люди пели песни, устраивали различные игры и водили хороводы, а самой распространенной забавой были прыжки через огонь. Это был своеобразный обряд очищения, считалось, что перепрыгнув через костер, человек избавлялся от болезней и становился недосягаем для нечистой силы на весь будущий год.

Многочисленные обряды в этот день связаны и с целебной силой растений . Одним из главных символов дня Ивана Купала был цветок Иван-да-марья, символизировавший союз воды и огня. Все травы, собранные в этот день, обладали сильнейшей магической силой, их засушивали, бережно хранили и использовали в течение всего года.

Но, пожалуй, самым известным растением, связанным с праздником, считается папоротник. По народным поверьям, он цветет только раз в году - именно в ночь на Ивана Купалу. Тому, кто найдет цвет папоротника открываются тайные магические знания - он начинает понимать язык животных, видеть все зарытые в земле клады, и открывать все замки и засовы. Он также обретает возможность по своему желанию принимать любое обличье, становиться невидимым и даже повелевать нечистой силой.

Однако сорвать цветок не так просто, все черти и русалки в эту ночь становятся особенно опасны, и всячески стараются помешать человеку обрести над ними власть.

Гадания на Ивана Купалу

Также как и зимой на Святки, в ночь на Ивана Купалу девушки гадали на своего суженого. Самым популярным было гадание на венке - сплетенный из трав и цветов венок пускали по воде - если он поплывет, девушку ждет скорое замужество, а если утонет - придется ждать еще год. Та, чей венок дольше всех продержится на поверхности воды - проживет самую долгую жизнь.

В полночь необходимо было сорвать пучок травы, и положить его под подушку. Утром травы вынимали и внимательно рассматривали, если в пучке присутствовало двенадцать различных растений - быть скорому замужеству.

Заговоры на Ивана Купалу

Существовали очень сильные заговоры, которые принято было читать в купальскую ночь. Чаще всего это были заговоры на любовь. Считалось, что это волшебное время просто создано для исполнения всех самых сокровенных желаний, и многие несчастные влюбленные надеялись, что их горести вскоре закончатся. Чтобы приворожить любимого, необходимо было глядя на огонь купальского костра произнести необходимые слова:

«Огонь жарко горит, ночь ярко осветит,
тайну любви мне поможет открыть, (имя) к себе приворожить.
Едва с ним мы за руки возьмемся, страстной любовью нальемся.
Огонь нашу любовь скрепить, наши сердца навек соединит».

Чтобы приворот окончательно вступил в силу, тот, на кого он направлен должен был перепрыгнуть через костер.

За помощью в любовных делах можно было обратиться и к другой великой стихии - воде. Для того чтобы обрести счастье в любви, необходимо было уговорить своего избранника искупаться, и перед тем как он войдет в воду, произнести определенные магические слова.

«Вода, вода! Тела и души наши омой, сердце (имя) для любви открой.
Чтоб как только он в тебя окунулся, враз ко мне душой и телом обернулся.
Как мы вместе в тебя войдем, так по жизни вместе пройдем».

Также очень сильны были заговоры на удачу. Чаще всего они произносились во время хороводов вокруг костра и были обращены к могущественной силе Огня. Однако удачи во всех делах можно было попросить и у Солнца. Для этого специальный заговор читался на восходе, в момент появления его первых утренних лучей.

«Солнце ясное, Солнце красное, на небо взойдет, мне великую удачу принесет.
Я его лучи первый увидал, я теперь самым удачливым стал.
Будет у меня все получаться, будет мое счастье прибавляться».

Сила воды и огня на праздник Ивана Купала могла помочь и в денежных делах. Самый простой, но очень действенный ритуал - накануне купальской ночи наполнить какую-либо посуду водой из ближайшего водоема и положить туда горсть монет. Утром этой водой нужно умыться, приговаривая строго определенные слова, и тогда ближайшие несколько месяцев будут очень успешными во всех финансовых делах. Бросить горсть монет можно было и в огонь, также сопровождая свои действия особым заговором.

«Огонь могучий, дар мой забери, мне в делах удачу подари.
Чтобы мое богатство прибавлялось, чтоб любое дело удавалось.
Чтоб в мои руки денежки плыли, чтобы замыслы мои удачливыми были.
Коль исполнишь все, как говорю, тебя щедро отблагодарю».

Народные поверья, суеверия и приметы на Ивана Купалу

С праздником Ивана Купала связано большое количество примет и поверий, вот лишь некоторые из них:

Рано утром женщины собирали росу. Считалось, что купальская роса обладает целебной силой, ею умывались, чтобы избавится от болезней глаз, и ей же опрыскивали всю мебель в доме, чтобы целый год его обитателям не досаждали клопы.

В Ивановой росе замачивали лечебные травы, а через некоторое время их вынимали и тщательно высушивали. Считалось, что после такого ритуала растения обретали волшебные свойства и их применяли для борьбы со всевозможной нечистью, болезнями, а иногда даже для приворотов и разжигания любви.

Еще одним мощным средством против самых разных болезней считалось масло, собранное в купальскую ночь на муравьиных кучах.

Символ праздника - цветок Иван-да-марья также обладал магическими свойствами, и помещенный в углы дома, надежно защищал его от воров.

Как и многие праздники, сохранившиеся с языческих времен, праздник Ивана Купала носил и некоторый эротический оттенок. Исключительно в предпраздничную ночь допускалась свобода в интимных отношениях. В народе верили, что случайная связь в это время не греховна, а наоборот, способна очистить человека от скверны.

Но главным символом очищения, все же, считался купальский костер. Удачный прыжок через огонь предвещал счастье, крепкое здоровье и скорую свадьбу. В очищающем огне сжигали одежду, снятую с больных детей, считалось, что вместе с ней сгорят и все их недуги. А в отдельных случаях мимо купальских костров проводили скотину, чтобы уберечь все поголовье от мора.

Бытовали и очень забавные поверья, к примеру, чтобы исполнилось заветное желание, в праздник необходимо было перелезть через двенадцать заборов чужих огородов.

А вообще считалось, что любого, кто принимает участие в обрядах и ритуалах праздника Ивана Купалы в будущем году ожидает удача, и он обязательно обретет свое счастье и найдет настоящую любовь.

Праздник Ивана Купалы в наши дни

Древний праздник, наполненный символами и странными обрядами, сохранился до наших дней, и сегодня его отмечают не только славяне. День Ивана Купалы празднуют жители стран Балтии и Скандинавии, а также испанцы, португальцы и англичане.

И несмотря на то что в подавляющем большинстве стран, языческие обряды купальской ночи осуждаются официальной церковью, люди очень любят этот праздник. Даже сейчас многие верят в очищающую силу огня и воды, и каждый в тайне мечтает отыскать в темноте заветный цветок папоротника.

КУПАЛО - КУПАЛА - ИВАН КУПАЛА - Летнее солнцестояние - один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Летнему Солнцевороту . Праздник Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета всех животворящих сил Матушки Природы. О сём речено в народе: «На Купалу - Солнце на зиму, а лето на жару », «Кто не выйдет на Купальню - тот будет пень-колода, а кто выйдет на Купальню - тот будет бел-берёза », «Где Ярило купался, там берег колыхался; где Мара купалась, там трава расстилалась ».

В пору двоеверия на Руси 24 кресеня/июня отмечали день Иоанна Крестителя («Ивана Купалы»).

">

">

Иван Купала

Суть праздника Иван Купала

Один из самых значимых праздников у славян. Особенность данного обычая кроется во времени его наступления: рубеж двух периодов солнечного цикла в течение года. Именно годовой цикл солнца заложен в основу древнего календаря земледельцев. Стоит отметить, что в арийских религиях солнечному циклу уделялось огромное внимание: фактически, языческий календарь представляет историю движения солнца в течение года.

В день празднования Купалы солнце достигало высшей активности: самое продолжительное светлое время суток, и самая короткая ночь. Именно после Купалы, как считал народ, солнце начинало «угасать», день шел на убыль. Все дни летнего солнцестояния считались праздничными. Это были зеленые Святки – неделя отдыха после посадки урожая. В это время роль человека в предстоящем урожае была мала: все зависело теперь лишь от погоды. Поэтому люди стремились добиться ее благоприятствования, осуществляя святочные обряды.

По народным приданиям данный праздник олицетворял соединение Неба (Отца) с Землей (Матерью), Огня и Воды, мужа с женой. Считалось, что в сердце каждого человека расцветает Огнецвет, и Природа наполняется любовью. Иванов день (еще одно название праздника) отмечается во многих странах, считается не только общенациональным, но и церковным.

Происхождение названия

У праздника множество названий. В зависимости от местности и времени, его именовали Купала, Купало, Кресь (старорусское), Иван добрый, любовный, Иван-Купала, Иван-травник, Ярилин день (в Ярославской и Тверской губерниях), Сонцекрес (украинское), Духов-день (болгарское) и др.

Смысл слова можно понять, благодаря санскриту. Так, первая часть «купала» - ku – означает «земля, край». Вторая часть – pala – «сторож, хранитель, защитник, повелитель». Отсюда значение названия праздника – Защитник Земли или Повелитель Земли. Очевидно сходство с Гопала (Велескнига) – Божеством третьего месяца солнечного цикла (кола), начало которого приходилось на весеннее равноденствие. Владыка Земли и ее Повелитель – это один из эпитетов Солнца.

Общепринятое сегодня название Иван Купала происходит из слияния народной и христианской этимологий. В переводе с греческого, эпитет Креститель имеет так же значение «погружатель, купатель». После принятия христианства обряд был приурочен ко времени празднования дня рождения Иоанна Крестителя (24 июля).

Время празднования

До того, как на Руси распространилось христианство, Иван Купала отмечался в день летнего солнцестояния (20-22 июня). Позже, как было отмечено, празднование стало тесно связано с днем рождения Иоанна Предтечи (24 июня, по старому стилю, 7 июля – по новому). На сегодняшний день празднование не соответствует астрономическому солнечному равноденствию.

Согласно древнему народному календарю, Купала был одним из праздников, входивших в единый цикл: Аграфены Купальницы накануне и Петрова дня, следовавшего сразу после Купалы. В народе верили, что этот период года характеризуется пиком расцвета природы. Праздничный цикл сопровождался верой в то, что магическая сила стихий (огня, земли и воды) была наиболее великой. Именно поэтому люди стремились приобщиться к данной силе, воспользоваться ее целительными, охранительными и очистительными возможностями на весь предстоящий год. Одновременно с этим, купальским праздникам приписывалась активность потусторонних сил, что весьма пугало народ.

Обряды на Купалу

С древности праздник Купалы отмечали в различных населенных пунктах по-разному, в зависимости от местных обычаев, природных и климатических особенностей местности и духовного уровня людей, принимавших участие в обрядах. Собственно, и по сей день существуют различия: Общины, объединенные главным смыслом обрядов, проводят их по своему обычаю.

Огонь

Неотъемлемый атрибут купальской ночи, когда принято разводить очищающие костры. Зажигали их только от живого бессмертного источника огня – пламени, добытого путем трения дерева об дерево. Вокруг очищающих костров плясали, и прыгали через них, чтобы быть счастливыми. Считалось, что в таком огне сгорают хворь и порча. Поэтому матери бросали в костер белье болевших ребятишек, а между кострами многие проводили скот. В некоторых местностях, помимо очищающих костров, поджигали бочки или колеса, и, надев на шесты, носили их – яркая символика солнца.

Вода

Вода в этот день приобретала магические свойства, как считалось в народе. С этого дня можно было купаться в источниках, так как из них выходила вся нечистая сила. Целебной считалась и утренняя роса. На рассвете люди выходили босиком на траву, умывались росой, стремясь сохранить (или возвратить) здоровье, красоту. Незамужние девушки умывались росой трижды, произнося специальные приговоры, чтобы поскорей выйти замуж.

Союз воды и огня, характерный для праздника Купалы, считался источником природной силы. Поэтому костры нередко разжигались на берегах рек. Так же в Иванову ночь гадали на венках, опущенных в воды рек.

Травы

Множество обычаев и приданий на Ивана Купала связано с растительностью. Собранные в праздничную ночь травы считались особенно целебными, своеобразными оберегами. Центральное место среди растительности в эту ночь занимал папоротник. Считалось, что цветок папоротника, расцветающий лишь на мгновение в полночь, точно укажет, где зарыт клад.

Травы и цветы собирали девушки, плели из них венки, а обережные растения крепили на поясе. Парни заранее готовили невысокое деревце березы или вербы – «марены» или «купалы». Девушки украшали деревце цветами и разноцветными лоскутками. Рядом водружался Ярило, изготовленный из соломы или глины, наряженный и украшенный венком, лентами. Кроме этого, кукле приделывали деревянный символ мужского достоинства, окрашенный в красный цвет. Перед Ярилой раскладывали на блюде или ткани различные яства. Неподалеку разводили два костра: большой Купалец – для веселья, и малый погребальный костер для сожжения куклы Ярилы.

Народные поверья

Существует огромное количество поверий и обычаев, связанных с празднованием Купалы. Приведем лишь некоторые из них. Так, незамужние девушки плетут венки из определенных трав и в ночь накануне праздника опускают венки, украшенные лучинами или свечами, в воду речки или озера. Чей венок дальше других заплывет – той суждено быть самой счастливой. На чьем венке дольше будет огонек гореть, та проживет очень долго. А чей венок сразу потонет, той не выйти замуж за суженого – разлюбил он ее.

Или, например, существовало поверье, что в праздничную ночь потусторонние силы более активны, и ведьмы становятся особенно могучими. Их боялись. От их вредительства защищались: у окон и дверей раскладывали крапиву, скот запирали и стерегли. Считалось так же, что растения и животные беседуют между собой, а деревья переходят с одного места на другое. В полночь некоторые девушки срывали, не глядя, цветы и травы, клали под подушку, а утром гадали: если среди растений набиралось 12 видов, то суждено было в грядущем году девице замуж выйти. А если хотелось, чтобы исполнилось желание, то нужно было в праздничный день перелезть через ограды 12 огородов, и тогда все загаданное должно было сбыться.

Особенности праздника

Еще в давние времена Иван Купала считался самым разгульным, эротическим праздником. В купальскую ночь все запреты, касающиеся межполовых отношений, упразднялись. Свободными становились добрачные отношения: девушка могла позволить себе связь с любым парнем, а ее жениху нельзя было вмешиваться в ее вольности. Интересно, что многие песни купальской ночи основаны на сюжетах «всеобщего брака», инцеста и пр.