Для ребёнка дошкольного возраста характерно чувственное познание окружающего мира, в основе которого лежат процессы ощущения и восприятия. Именно дошкольный период детства является сензитивным для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем. Выдающиеся зарубежные учёные в области дошкольного образования (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец Л.А. Венгер, А.Д. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считают, что сенсорное воспитание ребёнка является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и других.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Богатство и разнообразие чувственных впечатлений, получаемых из окружающей действительности, делает его жизнь богаче и ярче. Бедность же впечатлений обусловливает появление отрицательного эмоционального состояния.

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

Первое положение. Ощущения и восприятия рассматриваются не как пассивные процессы зеркального отражения предметов и явлений окружающей действительности, а как особые действия анализаторов, направленные на обследование этих предметов и явлений, их особенностей. Само развитие восприятия рассматривается как длительный путь овладения ребёнком сенсорными действиями.

Второе положение. В свете культурно-исторической концепции Л.С.Выготского развитие восприятия у ребёнка есть процесс усвоения социального сенсорного опыта, формирование под влиянием взрослых новых, ранее не существовавших сенсорных способностей.

Социальный сенсорный опыт может приобретаться как перцептивными (обследовательскими) действиями, так и интеллектуальным путём.

В работах Л.А. Венгера дан содержательный анализ и перцептивного и интеллектуального путей усвоения систем сенсорных эталонов.

Под сенсорными эталонами понимаются общепринятые, нормативные образцы внешних свойств предметов, выделенные в процессе общественно-исторической практики человечества. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры и т.д.

Процесс освоения сенсорных эталонов начинается в раннем детстве и продолжается на протяжении всего дошкольного детства и за его пределами. В процессе освоения сенсорных эталонов можно выделить три периода.

Первый период длится до начала третьего года жизни. Это период сенсомоторных предэталонов, когда ребёнок отображает лишь отдельные особенности предметов, которые имеют существенное значение для непосредственного двигательного приспособления - некоторые особенности формы, величины предметов, их


пространственное положение и т. д.

Второй период длится примерно до пяти лет. Ребёнок пользуется сенсорными эталонами, соотнося их с конкретными предметами (овал - огурец, круг - солнышко, красный цвет - помидор).

В третьем периоде (в возрасте пяти лет и старше) по мере накопления социального опыта и обобщения его под руководством взрослого происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов. При этом сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребёнок уже соотносит качество предметов с общепринятыми эталонами: арбуз как шар, листик зелёный.

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у детей.

В дошкольном детстве выделяются следующие задачи сенсорного воспитания:

1) формирование перцептивных (обследовательских) способностей;

2) формирование системы сенсорных эталонов;

3) формирование умений самостоятельно применять перцептивные действия и
сенсорные эталоны в практической и познавательной деятельности.

В каждом возрасте эти задачи конкретизируются.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребёнку достаточного разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется ещё одна - необходимо помочь ребёнку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведёт к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определённое значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берётся пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон и т.п.).

Сенсорное воспитание в этот период занимает приоритетное положение. Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребёнок раннего возраста ещё не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств - шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и чёрным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимание на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трёхлетнему возрасту завершается

подготовительный этап сенсорного воспитания ребёнка и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

В сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет выделяются следующие основные задачи:

1. На первом году жизни - это обогащение ребёнка впечатлениями. Следует
создавать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими
игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

2. На втором-третьем году жизни ребёнка обучают выделять цвет, форму и
величину как особые признаки предметов, а также накапливать представления об
основных разновидностях цвета и формы и об отношениях между двумя предметами по
величине.

3. Начиная с четвёртого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны -
устойчивые, закреплённые в речи представления о цветах, геометрических фигурах и
отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует познакомить
их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и отношеними по величине,
возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению всё более сложных глазомерных действий.

Согласно современной теории сенсорного воспитания его содержание для детей дошкольного возраста предусматривает накопление ими широкого сенсорного опыта в процессе познания многообразных сенсорных характеристик окружающего мира (сенсорных эталонов, перцептивных действий).

Вовлечение ребёнка в различные виды деятельности является одним из условий сенсорного воспитания. Именно в условиях содержательной результативной деятельности возможно организовать восприятие свойств предметов, их особенностей, формировать представления о них.

Следующим условием сенсорного воспитания является обучение, которое представлено рядом этапов.

На первом этапе взрослый привлекает ребёнка к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого он предлагает ребёнку создать какой-либо продукт, который должен быть похож или на образец, или удовлетворять определённым требованиям (например, ворота определённой высоты для машины). Не имея навыков обследования образца, дети на этом этапе допускают ошибки. Эту ситуацию неудачи использует взрослый. Он помогает ребёнку увидеть, осознать то свойство, которое необходимо учесть для достижения цели.

На втором этапе взрослый обучает ребёнка перцептивным действиям. Параллельно с обследовательскими действиями идёт накопление представлений о сенсорных признаках предметов и явлений.

Воспитатель показывает и называет само перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое ребёнок получил в результате обследования (например, для знакомства ребёнка с таким свойством, как мягкость, предлагается смять предмет. Затем называется слово-качество - мягкий). При этом целесообразно использовать приём сравнения (предложить смять твёрдый предмет и ответить, мягкий ли он).

Целью третьего этапа является формирование представлений об эталонах. Для этого у ребёнка должно быть сформировано умение группировать предметы по тому или иному признаку (собрать все круглые предметы, разместить красные цветы в красную вазу, синие - в синюю и т.п.). Постепенно детей учат применять усвоенные ими эталоны


качеств для анализа предметов, сравнивать предмет с эталоном, замечая сходство и отличие. В процессе этой работы к концу дошкольного возраста дети начинают осваивать систему эталонов (цвета, формы, величины, времени, звуков и т.п.).

На четвёртом этапе важно создавать условия для самостоятельного применения знаний, освоенных детьми в процессе какого-либо вида деятельности (подбери бумагу для лодочки, сделай коробочку под рассаду, сшей мишке тёплое одеяло и т.п.).

Литература:

1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры
ребенка. - М., - 1988.

2. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. - Минск, 1994.

3. Морозова О., Тихеева Е.И. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание,
// Дошкольное воспитание. - 1993, №5.

4. Плеханов А. Овид Декроли и его метод. // Дошкольное воспитание. 1991, №11.

5. Плеханов А. , Морозова О.М. Манасеина М. Сенсорное развитие и воспитание
детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. 1994, № 2 .

6. Поддьяков Н.Н., Аванесова В.М. Сенсорное воспитание в детском саду. - М., 1981.

Контрольные задания по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

1. Что предполагает сенсорное воспитание ребенка:

а)......................... б)......................... в)..........................

2. На что направлено сенсорное воспитание, являясь одной из основных сторон
дошкольного воспитания? Выберите верный ответ, отметив его каким-либо знаком:

а) сенсорное развитие,

б) умственное развитие,

в) формирование сенсорных эталонов.


ю схему, дайте краткую р асшифровку, отметив основное

Познание

ТШРАЗЪГВиСПРИЯТИЗГ

Результа ты переработки образов


Нормальное умственное развитие


Полноценное восприятие


4. Каково главное направление сенсорного воспитания?

5. Дайте определение понятию «сенсорная культура».

6. Верно ли, что сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних
свойств предметов?

7. Сопоставьте основные задачи сенсорного воспитания детей с возрастными
периодами, характеризующими их:


б) 2-3 года


1) формирование сенсорных эталонов, устойчивых, закрепленных
в речи представлений о цвете, геометрических формах и
отношениях по величине между несколькими предметами;

2) обогащение ребенка впечатлениями о свойствах окружающих
предметов;

3) выделение цвета, формы и величины как особых признаков
предметов;

4) развитие аналитического восприятия;

5) обогащение представлений об основных разновидностях цвета и
формы, об отношениях между двумя предметами по величине;

6) знакомство с оттенками цветов, с вариантами геометрических
фигур и с отношениями предметов по величине.

8. Укажите функции взрослого в сенсорном развитии ребенка, которые
выделяла М. Монтессори? Выберите верные ответы, отметив их каким-либо знаком:

а) организация разнообразной детской деятельности;

б) оказание помощи;

в) выступание в роли коллеги, партнера;

г) организация занятий с дарами;

д) ненавязчивое руководство;

е) посредничество между ребенком и предметной средой;

ж) оказание систематической помощи.

9. Сопоставьте возрастные периоды с основными действиями, характерными для
них, по мнению А.В. Запорожца:

1) 3 года а) планомерное и последовательное обследование объекта;

2) 4 года б) манипулирование предметом без попытки обследования;

3) 5-6 лет в) рассматривание предмета, выделение отдельных частей и

4) 7 лет признаков;

г) систематическое, планомерное рассматривание объекта.

10. Отметьте, какие сенсорные эталоны выделяет А.В. Запорожец:

а)....................... б)........................ в)

11. Дополните схему дидактического материала, способствующего развитию
органов чувств по М. Монтессори.

Описание материала : Предлагаю вам консультацию для родителей «Значение сенсорного воспитания». Данный материал будет полезен воспитателям при подготовке материала к родительскому собранию или проведению консультации по данной теме, а также данный материал будет полезен заботливым родителям.

Консультация для родителей «Значение сенсорного воспитания»

Сенсорное воспитание - это развитие его восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.

Каково же значение сенсорного воспитания?

Значение состоит в том, что сенсорное воспитание является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность. Сенсорное воспитание способствует усвоению сенсорных эталонов. Выделяют эталоны: цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый), формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.), вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.).

Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.) Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.) Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.).

Сенсорное воспитание влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

Сенсорное развитие происходит в самых различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопления представлений об окружающем мире.

Роль родителей заключается в стимулировании интереса ребёнка к предметам окружающего мира. Сенсорное воспитание может осуществляться не только через предметную, но и через продуктивную деятельность: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем возрасте накапливаются представления о форме, цвете, величине.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закреплённые в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух - то есть различение речевых звуков. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребёнка в школе.

В семье необходимо создать предметно-развивающую среду. Игрушки ребёнка должны быть изготовлены из различных материалов, игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.

Игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука.

Шумящие и гремящие игрушки можно изготовить самостоятельно. Необходимо иметь несколько видов мозаики, шнуровки, конструкторы, книги с изображением окружающих предметов, животных.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребёнка.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово “сенсорный” происходит от латинского слова “sensus” - “чувство”, “ощущение”, “восприятие”. Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятия детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием и др.), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И.Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям. Были созданы системы, в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитие ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания. Применение системы будет успешно только в том случае, если воспитатель достаточно глубоко усвоит принципы подбора и усложнения заданий, поймет особенности их связи друг с другом. Для этого необходимо познакомиться с основными положениями теории сенсорного воспитания дошкольников, разработанной советскими учеными, и с тем, как эта теория, была использована при подборе, разработке и систематизации игр и упражнений.



Периоды освоения сенсорных эталонов:

До 3 лет – сенсомоторные предэталоны: ребенок накапливает сенсорный опыт, не выделяя особенности предмета.

3-5 лет – предметные предэталоны: ребенок пользуется предметами эталонами в области свойств предметов (круглый как яблоко).

5 и выше – усвоение систем общепринятых эталонов (огурец какой формы?Овальной)

Основной целью сенсорного воспитания является воспитание сенсорной культуры и развитие сенсорных способностей. Т.е. формирование у детей умений, которые способствуют совершенствованию процессов рисования, конструирования, труда. Это умения находить предметы в пространстве, выделять их, умения находить части предметов и составлять из них целое.

Исходя из этого, можно выделить следующие задачи сенсорного воспитания:-Формирование у детей систем сенсорных эталонов; -Формирование систем обследовательских действий; -Формирование умений применять системы сенсорных эталонов и обследовательских действий в познавательной и практической деятельности ребенка.

Обследовательские (перцептивные действия) – система специальных действий, выработанная человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего.

Условия сенсорного воспитания в д/с: осуществляется в самостоятельной деятельности детей и целенаправленном обучении.

Методика сенсорного воспитания в детском саду.

1 этап. Цель: привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен (воспитатель показывает лодочку, которая будет долго плавать, если правильно выбрать бумагу.На ошибке учимся выделять признак).

2 этап. Цель: обучение детей обследовательским действиям (воспитатель сам показывает и называет персептивное действие – бумага гладкая… дети повторяют все за ним; сравнивает свойство с противоположным свойством – плотная-мягкая бумага).



3 этап. Цель: формирование представлений об эталонах. (Формировать умение группировать предметы по одному качеству).

4 этап. Цель: упражнять в использовании сенсорных эталонов и обследовательских действий в повседневной жизни ребенка. Для чего необходима система знаний. (Например, отобрать бумагу для изготовления самолетика или для ящика для рассады).

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. Это знакомство с цветом, форматом, величиной, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов. При этом ставится задача повышения чувственности соответствующих анализаторов; развитие тактильной, зрительной, слуховой, обонятельной и др. чувственности.

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов. Формирование представлений о сенсорных эталонах обучения обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления его свойств, которые важно знать, чтобы успешно справиться с деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному, в зависимости от целей обследования.

Есть общее правило обследования : -Восприятие целостного облика предмета; -Мысленное деление его на основные части и выявление их признаков (цвет, форма); -Пространственные соотношения частей друг с другом (справа, слева); -Вычленение мягких деталей, установление их пространственного расположения по соотношению к основным частям; -Повторное целостное восприятие предмета.

Садия Карабудакова
Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Как определяется понятие «сенсорное воспитание » ?

Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия предметов и явлений . Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия , являются результатом их переработки. Особое значение чувственное познание имеет в дошкольном детстве . Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития сенсорных процессов , которые обеспечивают отражение действительности. Развитие восприятия - сложный процесс , который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов , выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направлено на обеспечение всего вышеуказанного.

Сенсорное воспитание - целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие , накапливается сенсорный опыт ребенка , формируются представления об окружающем мире.

Результатом сенсорного воспитания является сенсорное развитие ребенка . Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также о запахе, вкусе и прочих внешних свойствах предметов.

Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу . Например, в деятельности художника, архитектора, конструктора точное восприятие , различение

И представление форм, их пространственного расположения, отношений по величине необходимы, без этого успешного результата деятельности не достичь. В деятельности музыканта, врача, механика особую роль играет точное восприятие и различение звуков по длительности, высоте, тембру, силе и т. д. Эти слуховые восприятия лежат в основе создания музыкальных произведений или их исполнения (у музыканта, в основе диагностики ряда заболеваний (у врача, в определении характера неисправности работающего механизма (у автослесаря) .

Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на этапе дошкольного детства - главное условие познавательного развития растущего человека, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, формирования эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию окружающего мира.

В чем специфика задач и содержания сенсорного воспитания в детском саду ?

Целью сенсорного воспитания является обогащение чувственного опыта восприятия окружающего мира и развитие сенсорных способностей у детей . Сенсорные способности дошкольника проявляются и развиваются в процессе разнообразных видов детской деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой) и в свою очередь влияют на развитие этих видов детской деятельности.

На этой основе можно определить следующие задачи сенсорного воспитания :

Формировать у детей разнообразные обследовательские действия;

Формировать у детей знание систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

Побуждать детей точно обозначать словом обследовательские действия, свойства предметов и материалов;

Развивать у детей умение применять обследовательские действия

И эталоны свойств предметов в самостоятельной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой определенный объем представлений о свойствах и качествах, отношениях предметов и явлений, который осваивается ребенком на протяжении дошкольного возраста . Этот объем определяется, с одной стороны, многообразием особенностей окружающего ребенка мира, а с другой - разнообразием деятельностей, которые начинают складываться в дошкольном возрасте и имеют различные сенсорные основы .

Для каждой деятельности необходима способность целостного восприятия и представления (предметов, звуков речи, действий, отношений, а также анализирующего восприятия и представления . Так, важно в предметах выделять форму, величину, цвет, материалы, части и пространственное их отношение, скорость и направление перемещения предмета относительно других, соотношение предметов по величине, удаленность предметов и др. Слуховые ориентировки строятся на умении выделять, различать и представлять характер звуков вообще ив речи в частности : их силу, высоту, тембр, темп, ритм, временную последовательность и т. д.

Для другой деятельности важно уметь выделять и представлять такие качества, как плотность материалов или предметов, влажность, твердость или мягкость, гладкость, прозрачность, температурные показатели, тяжесть, эластичность, хрупкость и др.

Очень важным является умение воспринимать и представлять действия не только в целом, но и выделяя в них отдельные движения, их последовательность, длительность, направление, величину размаха движения, усилие и т. д. - и регулировать на этой основе свои действия . Это необходимо в ситуации любой детской деятельности для освоения действий и операций. Современная теория сенсорного воспитания утверждает , что содержание сенсорного воспитания должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира.

Для выделения более сложных качеств, отношений, системы признаков требуется не одиночное действие, а система действий, производимых в определенной последовательности. Так, чтобы выяснить, из чего сделан тот или иной предмет, необходимо выявить признаки материала : прочность, твердость, прозрачность, особенности поверхности

ит. д. Например, признаками металла, в отличие от других материалов, будут блеск, ощущение прохлады при прикосновении , прочность, особенности звучания при ударе и др. Для их выявления нужно владеть системой обследовательских действий. Эта система необходима также для выявления звуковысотных отношений и ритма, звукового состава слова (слушание, проговаривание, движение, модулирующее длительность звука, зрительное восприятие движений и кинестетическое его воспроизведение и т . д.).

Именно поэтому в программу сенсорного воспитания включаются разнообразные способы обследования предметов, то есть перцептивные действия для выделения тех или иных качеств, свойств, отношений, которыми должен овладеть ребенок. При этом для вычленения одной группы качеств требуются более простые действия, например поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т. п.

Многообразный сенсорный опыт ребенок получает в процессе деятельности. Он сталкивается с конкретными проявлениями цветов, форм, величин, материалов, звуков, количественных и пространственных отношений. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет соотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Развитие математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв .

Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, то есть усвоения меры качеств - эталонов, выработанных человечеством. Это эталоны цвета (цвета спектра, форм (геометрические плоскостные

И объемные формы, материалов, эталоны пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др., эталоны величин (метр, килограмм, литр и др., длительности времени (минута, секунда, час, сутки и др., эталоны звучания звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т. п.

Понятие «сенсорные эталоны » предложено А. В. Запорожцем. Еще раньше конце XIX века) И. А. Сикорский наметил подход к рассмотрению процесса интериоризации, употребляя специальный термин для обозначения понятия сенсорного эталона («шаблон» ). Оно включает в себя определенные системы, или закономерно построенные ряды форм, цветов, величин и других воспринимаемых качеств вещей , определенным образом обозначенные вербально. Овладевая такого рода системами, человек получает как бы набор мерок, или эталонов, с которыми может сопоставить любое вновь воспринятое качество

И дать ему надлежащее определение, найти ему место в ряду других.

Надежда Борисовна Калитвенцева
Сенсорное воспитание ребенка

Сенсорное развитие ребенка – это формирование определенной системы для развития сенсорики внешних свойств различных предметов – их форме, цвете, размере, местонахождении в пространстве, запахе, вкусе и т. д.

Существует пять сенсорных систем , с помощью которых человек познает мир : зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Сенсорное воспитание ,направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей , т. е. оттого, насколько совершенно ребенок слышит , видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольников . Чем меньше ребенок , тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.

Важно не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д.

Совершенствование сенсорного воспитания должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения» .

Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем мире может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов.

Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка . Ребенок познает предметный мир, а так же явления природы, события общественной жизни.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание – это одна из основных сторон дошкольного воспитания . Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка . С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия , являются результатом их переработки.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия , и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. То есть при восприятии одного предмета , другой используется как образец.

2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и так далее.

Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами , дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными» . От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров : высоты, ширины, длины. Соответственно усложняются дидактические игры.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден , что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтесори. По определению места игры в образовательном процессе М. Монтесори была близка к позиции Ф. Фребеля : игра должна быть обучающей, а в противном случае это «пустая игра» , не оказывающая влияние на развитие ребенка .

В дошкольной педагогике дидактические игры у упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания . Однако только в непосредственно образовательной деятельности нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания . Важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не только от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания дошкольника . Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно-установленными сенсорными эталонами : геометрические фигуры, цвета солнечного спектра.

Существует несколько методов развития детской сенсорики . И самым эффективным из них специалисты называют игровой способ, когда формирование системы представлений о внешнем мире происходит у маленького человека в процессе увлекательных, специально разработанных психологами и педагогами игр. Это могут быть, как индивидуальные, так и коллективные занятия – важно только, чтобы они проходили регулярно и под руководством взрослых. С помощью игр решаются различные задачи :

1 Создание эмоционально положительного настроения;

2 Развитие интереса и побуждения к действиям;

3 Формирование представлений о предметах :

а) формирование способности к общению и различию, ориентируясь на внешние качества;

б) знакомство с качественными признаками предмета (мягкий, твердый, шершавый, колючий)

4 Развитие умения сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера;

5 Знакомство с сенсорными эталонами :

а) знакомство с разнообразными свойствами предмета : величина (большой, маленький) , форма (круг, треугольник, квадрат, цвет;

б) формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру, форме

Игровая система сенсорного обучения разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте особенностей освоения сенсорных эталонов . Поэтому в обучающей системе предлагаются образы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины, которые ребенок может освоить в игровых занятиях. С помощью игры можно научить ребенка восприятию основных свойств явлений и предметов, и сформировать представления об этих свойствах и их разновидностях, разнообразных способах их проявления и обнаружения

Игры на развитие тактильных ощущений :

«Чудесный мешочек»

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др). Ребенку предлагают на ощупь не заглядывая в мешочек найти нужный предмет.

«Узнай фигуру»

На столе раскладывают геометрические фигуры одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Догадайся что за предмет»

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др, которые накрыты сверху тонкой,но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Игры для закрепления понятия формы

«Найти предмет указанной формы»

Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб) .

«Из каких фигур состоит машина?»

Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины. Сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

«Найди предмет такой же формы»

Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановке, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, а на другом предметы. Например круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица, овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь) .

Игры на закрепление цвета

«Какого цвета не стало?»

Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Нужно определить какого цвета не стало.

«Сложи радугу»

Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку . Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) .

«Уточним цвет предмета»

Воспитатель выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету : помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, василек и баклажаны др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений : незабудки голубые а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета : красный – оранжевый, красный – розовый, синий – голубой и др.

Игры на закрепление понятия величины

«Сравни предметы по высоте»

Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить что выше, что ниже.

«Пирамидки»

Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.

«Самая длинная, самая короткая»

Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине : какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Развитие сенсорных навыков у детей дошкольного возраста в игровой деятельности будет идти более эффективно при условии, если :

Первые игры должны быть легкими для восприятия .

На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак.

Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым.

Правильно подобрать методы сенсорного воспитания с учетом имеющегося сенсорного опыта детей .

Систематически проводить игры, направленные на сенсорное развитие

Учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.