Суррогатное материнство – это та из проблем, что относится к числу не столько медицинских, сколько этических и правовых. И мнений здесь может быть много, я изложу свое.
Известно – 47% пар бездетны, из них больше трети не могут иметь ребенка по причине бесплодия. В разных случаях решение проблемы может быть различным: если женщина не может забеременеть, но в состоянии выносить ребенка – то применяется ЭКО. Мужское бесплодие тоже лечится. Случаи, в которых единственным решением может стать суррогатное материнство – это те, в которых женщина лишена возможности выносить и родить ребенка (заболевания или отсутствие матки после ампутации, привычные выкидыши, не поддающиеся никаким видам лечения, тяжелые соматические заболевания сердца, почек, печени, при которых и беременеть, и рожать опасно для жизни мамы). Для таких пар остается выбор – усыновить совершенно чужого ребенка, с чужими генами или родить своего генетически с помощью суррогатной мамы.
Конечно, суррогатное материнство включает в себя как этические, так и юридические проблемы. Паре, решившейся на такой шаг, лучше участвовать в государственной программе, которые существуют так же, как и «банки» женщин, желающих стать суррогатной мамой. Однако большинство людей в целях дешевизны или сохранения тайны происхождения ребенка пользуются услугами случайных людей или непроверенных организаций, что нередко ставит их права на ребенка и многое другое под сомнение.
Говорить о том, морально ли суррогатное материнство на коммерческой основе, не будем – здесь каждый может привести и «за», и «против». В большинстве европейских государств коммерческое материнство запрещено, там женщине возмещают лишь непосредственные затраты, связанные с беременностью и родами. У нас, учитывая низкий уровень жизни многих, думаю, решение проблемы суррогатного материнства на платной основе правильно. Ментальность вряд ли позволит нам оказывать такую сложную «услугу» просто так, раз даже пересадка органов у многих вызывает вопросы. В Европе люди дают разрешение на пересадку органов своих родственников, да еще потом общаются с реципиентами, дружат с ними! К тому же, в отличие от большинства стран, у нас запрещено материнство бабушек, распространенное во всем мире – когда мать в возрасте 45-55 лет вынашивает ребенка бесплодной дочери. У нас же суррогатная мать не может быть старше 35 лет – согласитесь, бабушек такого возраста нет. Любой родившийся ребенок, каким бы путем он не появился на свет – благо для страны и счастье для семьи, и об этом надо думать, прежде чем осуждать женщину, решившую заработать деньги. Суррогатное материнство – не самый аморальный вид заработка, не бандитизм, не взятки и не рэкет! Чаще всего женщина с помощью такого дохода решает какую-то неотложную свою проблему – лечение близких, обретение, наконец, своего жилья и рождение собственного ребенка, на которого появились деньги.
Сразу надо сказать, что ГОСУДАРСТВЕННЫЕ программы исключают суррогатное материнство для тех, кто может выносить и родить ребенка сам по состоянию здоровья – это пресекает разговоры об олигархах, обзаводящихся потомством таким образом. Хотя в частном порядке все возможно, но и олигархам хочется, чтобы их детей вынашивали их же жены, а не чужие тети.
Есть пробелы и в законодательстве, делающие суррогатных матерей иногда мишенью шантажа и преступлений. По закону записать родителями ребенка его биологических родителей можно только с согласия суррогатной мамы, что дает лазейку для вымогательств с ее стороны, например, квартиры или сумм, превышающих оговоренные. Также необходим закон, ограждающий законных родителей от посягательств со стороны суррогатной мамы, когда она пытается насильно забрать ребенка, уже зарегистрированного, после получения гонорара, объясняя тем, что «передумала». В таком случае родители рискуют остаться без ребенка и без денег – суд вполне может оставить ребенка с родившей его женщиной. Возможна и обратная ситуация – ребенок родился с патологией и его не хотят забирать биологические родители, отказываясь и платить тоже, а мама рискует остаться с чужим больным ребенком и без денег. Так что, как видите, проблемы суррогатного материнства в нашей стране пока что далеки от разрешения. Здесь надо все разумно решать, не поддаваясь соблазну запретить и так избавиться от проблемы.
Мысли же о том, что ребенку может что-то передаться от суррогатной мамы – плохой характер, болезни, поскольку ее кровь течет в его сосудах – это с точки зрения физиологии полная ерунда, кровь матери нигде не соприкасается с кровью ребенка и его как внешние, так и физиологические данные определяются только генетически.

Жидовцова Юлия Вячеславовна,
ЧОУ ВПО "Омская юридическая академия"
Научный руководитель - Р. В. Товмасян

В настоящее время в России достаточно популярны методы вспомогательной репродукции в терапии женского и мужского бесплодия. Однако уровень правового регулирования этих отношений невысок и не отвечает современным потребностям. 21 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон). Помимо вышеуказанного закона правовыми источниками, регулирующими сферу вспомогательной репродукции в настоящее время, в нашей стране являются Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ, а также приказ Минздрава РФ от 26.02.2003 № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

Безусловным достоинством Закона является то, что он закрепил на законодательном уровне основные понятия, использующиеся в сфере вспомогательной репродукции, в том числе определение суррогатного материнства, которое представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

Вместе с тем, данное определение, на наш взгляд, является неполным, поскольку не отражает такой сущностный признак суррогатного материнства, как его цель - передача рожденного суррогатной матерью ребенка лицам, указанным в договоре о суррогатном материнстве. Безусловно, п. 4 ст. 51 Семейного кодекса Российской Федерации связывает передачу суррогатной матерью ребенка после его рождения потенциальным родителям с согласием самой суррогатной матери. Такое правило серьезно нарушает права потенциальных родителей, особенно передавших свои биологические материалы для зачатия ребенка, и, как справедливо отмечает Е. С. Митрякова, ставит под сомнение юридическую силу договора о суррогатном материнстве.

Кроме того, согласно принятому Закону потенциальными родителями по договору суррогатного материнства могут стать лица, в том числе и одинокая женщина, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

Существуют и иные модели правового регулирования этих отношений. Так, например, в США (штат Калифорния) законодатель предоставляет возможность применять метод суррогатного материнства и при наличии у человека физической возможности к зачатию и рождению детей естественным путем. Такая модель представляется более рациональной и справедливой, поскольку одинокие мужчины и женщины, способные к естественной репродукции, также должны обладать этим правом.

Известные ограничения действуют в Нидерландах, Великобритании, где не допускаются договорные начала суррогатного материнства, а женщине оказывается лишь необходимая медицинская помощь в целях обеспечения рождения здорового ребенка. В некоторых государствах, например в Венгрии и Дании, суррогатной матерью может стать только родственница генетических родителей.

Также необходимо отметить, что вынашивание суррогатной матерью ребенка влечет за собой ряд особенностей в области физиологии.

Если оплодотворение (естественное) и последующее вынашивание ребенка сопряжено у суррогатной матери с чувством любви, привязанности, нежности и т.п., это может разрушить семью потенциальных родителей или привести к иным плачевным последствиям.

С другой стороны, если вынашивание ребенка происходит «механически», это не лучшим образом повлияет на психическое и эмоциональное развитие будущего ребенка. Кроме того, когда он станет понимать, как он появился на свет, то это может спровоцировать кризис идентичности у ребенка (которая мать - настоящая?).

Другой, тесно связанный с физиологическим - моральный аспект.

Решаясь на вынашивание чужого ребенка, суррогатная мать помогает бесплодной семье и обрекает себя на психологические проблемы. Сторонники использования суррогатных матерей, конечно, смотрят на эту практику совсем по-иному. Они указывают на то, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребенка, который будет генетически "своим" для мужа. По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Также, они утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за выполнение этой роли достаточную материальную компенсацию, а также моральное удовлетворение от приносимой обществу пользы.

Что же касается религиозного аспекта, можно привести в пример опыт Израиля, где соглашение между суррогатной мамой (которая обязана не иметь мужа и детей) и потенциальными родителями должно получить одобрение специальной комиссии, состоящей, в том числе из священнослужителей.

Иудейские священники вообще убеждены, что суррогатное материнство «несет добро людям и облегчает страдания бесплодных пар».

Однако во многих странах суррогатное материнство не признается религиозными служителями. Так, например, в Польше ярыми противниками суррогатного материнства является костел.

Церковно-общественный совет по биоэтике при Московской Патриархии резко осуждает такое явление, как суррогатное материнство. По мнению служителей православной церкви, суррогатные матери делают несчастными себя и своих детей.

Для чего нужно суррогатное материнство, - недоумевают священнослужители, - если бездетная семья может взять ребенка из приюта?

При всей сложности морально-этических, медицинских, юридических аспектов суррогатного материнства в России этот способ рождения детей развивается и приобретает все большую популярность. Поэтому необходимо предусмотреть в законодательстве положения, регулирующие суррогатное материнство, с учетом интересов всех сторон.

В частности, необходимо включить в законодательство следующие положения:

1. До планирования беременности суррогатная мать и родители проходят обязательную медицинскую и юридическую консультацию. Им разъясняют права и обязанности, правовые последствия суррогатного материнства, стороны достигают соглашения о том, что делать с оставшимися эмбрионами. Консультации должны продолжаться и во время беременности и после родов.

2. Право на участие в программе суррогатного материнства должны иметь все граждане вне зависимости от их способности зачать ребенка самостоятельно.

3. Обязанность суррогатной матери передать ребенка после рождения родителям-заказчикам.

Разнообразные этические вопросы, рассмотренные в настоящей статье, связаны с индивидуальными и общественными суждениями о надлежащем поведении по вопросам продолжения рода. В прошлые эпохи считалось, что на каждый из этих вопросов есть только один верный ответ. Сегодня же мы понимаем, что правильность тех или иных ответов относительна, так как все больше знакомимся с разными религиями и культурами, с самым широким спектром взглядов и многообразием форм сексуального поведения. Каждый человек должен сам делать собственный выбор и не навязывать свои взгляды другим.

Не очень благозвучный термин "суррогатное материнство" означает методику переноса оплодотворенных яйцеклеток женщины, которая по тем или иным причинам не может выносить беременность, в организм другой женщины — суррогатной матери. Рожденный этой женщиной ребенок передается генетическим родителям на основе заключенной договоренности. По наблюдениям врачей, вероятность возникновения беременности в таком случае составляет 30% и более (по некоторым данным, до 70%). Данная процедура становится в России все популярнее; существуют даже базы данных суррогатных матерей, а пресса и церковь обсуждают морально-нравственные проблемы, связанные с этой медицинской технологией.

В настоящее время в связи с огромным количеством разнообразных причин как медицинского, так и социального характера, а также из-за неблагоприятных экологических факторов проблема бесплодия становится одной из самых актуальных. Пути ее решения становятся все многообразнее, позволяя паре иметь ребенка практически при любой патологии.

Так, процедура ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) становится одним из хорошо зарекомендовавших себя способов решения проблемы. Суть ЭКО заключается в получении из яичников женщины зрелых яйцеклеток, оплодотворении их сперматозоидами мужа (или, по желанию обоих супругов, донора), выращивании получившихся эмбрионов в инкубаторе в течение 48-72 часов и переносе (подсадке) эмбрионов в матку пациентки. Но есть случаи, когда даже ЭКО либо нерезультативно, либо невозможно по медицинским показаниям, а усыновление по психологическим причинам не может быть осуществлено. Тогда на помощь приходит программа суррогатного материнства.

Разговор об этой процедуре стоит начать с перечисления показаний. Таковыми являются:

  • отсутствие матки (врожденное или приобретенное);
  • деформация полости или шейки матки при врожденных пороках развития или в результате заболеваний;
  • синехии ( внутри матки) полости матки, не поддающиеся лечению;
  • различные заболевания внутренних органов, при которых вынашивание беременности противопоказано;
  • неудачные повторные попытки ЭКО при неоднократном получении эмбрионов высокого качества, перенос которых не приводил к наступлению беременности.

Теперь посмотрим, как происходит сама процедура.

Подготовительный этап

Первоначально выбирается женщина, которая должна в итоге стать суррогатной матерью; ее участие в этой программе обязательно добровольное. Начальные требования к ней просты:

  • возраст от 20 до 35 лет;
  • наличие собственного здорового ребенка;
  • психическое здоровье;
  • отсутствие серьезных хронических заболеваний.

Чаще всего на роль суррогатной матери выбирается кто-то из обследованных родственниц или совершенно посторонний человек — этот выбор всегда индивидуален, в зависимости от пожеланий и предпочтений семьи.

Когда договоренность между предполагаемой суррогатной матерью и генетическими родителями достигнута, женщина, которая будет вынашивать ребенка, сдает анализы и проходит следующие обследования:

  • обследование на инфекции, передающиеся половым путем ( , генитальный герпес, уреаплазмоз, микоплазмоз, цитомегалию, краснуху и др.) — действительно 6 месяцев;
  • общий анализ мочи (действителен 1 месяц);
  • клинический анализ крови + свертываемость (действителен 1 месяц);
  • : АЛТ, ACT, билирубин, сахар, мочевина и др. (действителен 1 месяц);
  • флюорография (действительна 1 год);
  • мазки на флору из уретры и цервикального канала и степень чистоты влагалища (действительны 1 месяц);
  • цитологическое исследование мазков с шейки матки;
  • осмотр терапевта и заключение о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к вынашиванию беременности (действителен 1 год);
  • осмотр и заключение психиатра (однократно).

В одном из индийских храмов есть фреска, иллюстрирующая легенду о зачатии Махавиры (599 г. до н. э.), основателя джайнизма. Это еще одни пример реализации идеи суррогатного материнства. Махавира случайно был зачат в чреве женщины низкого сословия. Царь богов Индра повелел перенести плод женщине, достойной родить Великого Героя. На фреске изображены две полулежащие женщины: одна из них — Девананда, жена священника, в чреве которой был зачат Махавира, другая — королева Тришала, которой он был пересажен. Перенос эмбриона был осуществлен божеством с оленьей головой, Харинегамешином. Как гласит легенда, плод был взят сквозь матку и пересажен в чрево другой женщины с величайшим искусством.

Если все обследования и анализы показали, что женщина, которая согласна выносить ребенка, здорова, начинается следующий этапсинхронизация менструальных циклов генетической и суррогатной матери.

Задачей этого этапа является достижение необходимой степени зрелости эндометрия (внутреннего слоя матки) суррогатной матери для имплантации (прикрепления) эмбриона к моменту получения и переноса эмбрионов. Для этого суррогатной матери по определенной схеме вводятся гормональные препараты, вызывающие созревание эндометрия, или же синхронизация осуществляется в натуральном цикле. Во время этой подготовки проводится контроль уровня гормонов в крови, УЗИ-мониторинг эндометрия и яичников. Естественно, что суррогатная мама в этот период может применять лишь барьерные методы контрацепции, а не гормональные контрацептивы.

Процедура ЭКО для всех перечисленных ее участников состоит из нескольких этапов.

  • Обследование генетических родителей . Оно проводится по следующим параметрам:

Для женщины:

  • общее и специальное гинекологическое обследование;
  • ультразвуковое исследование органов малого таза;
  • определение группы крови и резус-фактора;
  • клинический анализ крови, включая время свертываемости (действителен 1 месяц);
  • анализ крови на сифилис, ВИЧ, гепатиты В и С (действителен 3 месяца);
  • исследование на флору из уретры и цервикального канала и степень чистоты влагалища;
  • заключение терапевта о состоянии здоровья и возможности вынашивания беременности.

По показаниям генетической маме проводят следующие исследования:

  • исследование состояния матки и маточных труб (гистеросальпиногография или гистеросальпингоскопия и лапароскопия);
  • биопсия эндометрия;
  • бактериологическое исследование материала из уретры и цервикального канала;
  • цитологическое исследование мазков шейки матки;
  • анализы крови на гормоны;
  • обследование на наличие антиспермальных и антифосфолипидных антител (антител против сперматозоидов);
  • инфекционное обследование (хламидиоз, урео- и микоплазмоз, вирус простого герпеса, цитомегаловирус, и т.д.);
  • заключения других специалистов по показаниям.

Для мужчины:

  • анализ крови на сифилис, ВИЧ, гепатиты В и С (действителен 3 месяца);
  • определение группы крови и резус-фактора;
  • консультация андролога;
  • инфекционное обследование (хламидиоз, уро- и микоплазмоз, вирус простого герпеса, цитомегаловирус и т.д.).

Кроме того, для супружеской пары старше 35 лет необходимо медико-генетическое консультирование.

  • Индукция суперовуляции . Этот этап начинается после обследования генетической матери. Суперовуляция — это созревание в одном яичнике сразу нескольких яйцеклеток (в норме в течение каждого менструального цикла в яичнике созревает только одна яйцеклетка). Стимуляция суперовуляции у женщины, желающей иметь ребенка, проводится с целью увеличить шанс наступления беременности. Для этого ей вводятся специальные гормональные препараты, вызывающие созревание сразу нескольких фолликулов (пузырьков, в которых растут яйцеклетки). Их развитие контролируется исследованием уровня гормонов в крови и ежедневным УЗ-исследованием с 4-5-го дня стимуляции до достижения фолликулами определенных размеров.

Методы контроля

Ультразвуковой мониторинг является основным методом контроля за процессом развития фолликулов и эндометрия во время индукции суперовуляции. В процессе ультразвукового мониторинга констатируется количество фолликулов, проводится измерение их среднего диаметра, определяется толщина эндометрия.

Гормональный мониторинг заключается в динамическом определении концентрации яичниковых гормонов в крови и дополняет данные ультразвукового исследования о зрелости фолликулов.

Показателями того, что индукция суперовуляции успешно завершена, являются диаметр фолликула — более 17 мм, а также толщина эндометрия — 8 мм и более. Для завершения созревания яйцеклеток внутримышечно вводится хорионический гонадотропин (ХГ) — гормон, который стимулирует выход яйцеклетки из яичника. Через 35-36 часов должна будет произойти овуляция — выход фолликулов из яичника.

Пункция

Далее следует пункция фолликулов яичников — получение яйцеклеток прокалыванием фолликулов специальной иглой, вводимой через влагалище в полость малого таза и яичник, и отсасыванием яйцеклеток. Это происходит через 32-40 часов после момента введения ХГ. Процедура выполняется под ультразвуковым контролем с помощью специальных пункционных игл. При невозможности выполнения пункции через влагалище яйцеклетки могут быть получены лапароскопическим путем, т.е. путем прокола передней брюшной стенки под контролем специальной камеры, вводимой в брюшную полость.

Генетической матери перед пункцией обычно рекомендуется прекращение приема пищи и питья по возможности за 8 часов до пункции и местная санация влагалища (введение во влагалище обеззараживающих свечей или растворов) за несколько дней до пункции с целью снижения риска проникновения инфекции во время пункции. После пункции на протяжении нескольких дней возможны незначительные болезненные ощущения в области малого таза, но в основном неприятных последствий не бывает.

Оплодотворение

Итак, яйцеклетки генетической матери извлечены и переданы эмбриологам. Что дальше? Дальше происходит самое важное — "инсеминация яйцеклеток и культивирование эмбрионов in vitro", т.е. оплодотворение полученных яйцеклеток спермой мужа (генетического отца) в пробирке.

Перед пункцией фолликулов генетической матери генетический отец сдает сперму. Перед сдачей спермы мужчине рекомендуется половое воздержание в течение 3-5 дней. Получение спермы осуществляется путем мастурбации.

Далее полученные от жены яйцеклетки оплодотворяются спермой мужа. Это происходит следующим образом: фолликулярную жидкость, полученную в результате пункции фолликулов, помещают в чашку Петри, при этом проводится оценка качества полученных яйцеклеток, после чего их переносят в специальный инкубатор вместе со спермой. Факт оплодотворения яйцеклеток можно оценить через 12-18 часов. Если все прошло успешно и оплодотворение состоялось, их помещают в специальную среду, где и происходит начальное развитие эмбрионов.

Повторная оценка оплодотворения проводится через 24-26 часов. Контроль оплодотворения яйцеклеток осуществляется при просмотре чашек с культивируемыми клетками под микроскопом. Однако их наличия еще недостаточно для решения вопроса о возможности переноса эмбрионов в полость матки суррогатной матери: сначала необходимо удостовериться в нормальном развитии эмбрионов. Об этом можно судить только исходя из количества и качества делящихся клеток эмбриона и не ранее чем через сутки после оплодотворения, когда появляются первые признаки дробления клеток.

Если оплодотворения не произошло, всю операцию повторяют заново в другом менструальном цикле.

Перенос эмбрионов

Если оплодотворение состоялось, наступает следующая стадия — перенос эмбрионов в полость матки суррогатной матери , которая подготовлена к этому предварительной гормональной терапией.

Процедура переноса проводится на гинекологическом кресле: врач аккуратно вводит специальный катетер в матку, эмбриолог приносит специальный шприц, наполненный жидкостью, в которой находятся эмбрионы, их плавно вводят с помощью катетера в полость матки через канал шейки матки. Это совершенно безболезненная процедура. В случае если это невозможно сделать по тем или иным причинам, перенос эмбрионов может быть выполнен через стенку матки (трансмиометрально). При этом игла может быть введена в полость малого таза через влагалище или переднюю брюшную стенку. Обычно переносится не более трех эмбрионов, хотя возможно и большее количество — при предполагаемой сниженной вероятности имплантации.

После переноса эмбрионов суррогатной матери оказывается так называемая гормональная поддержка прогестеронсодержащими препаратами — это улучшает состояние внутренней оболочки матки — эндометрия и повышает тем самым шансы на успешное прикрепление эмбрионов.

Суррогатной матери необходимо воздержаться от половых контактов на 2 недели после переноса эмбрионов, а также отказаться от напряженного физического труда и физической активности. Когда же будет известен результат?

Эмбрионы переносят на 17-й день менструального цикла (дни считают от первого дня менструации), диагностика беременности по содержанию бета-ХГ в крови или в моче осуществляется через 12-14 дней от момента переноса эмбрионов, а с 15-го дня назначают специальные гормональные препараты, и при положительном тесте на беременность это лечение продолжают до 12-14 недель беременности.

Ультразвуковое подтверждение факта беременности может проводиться начиная с 21 дня после переноса эмбрионов.

После того как беременность наступила, суррогатная мать находится под наблюдением врачей.

Морально-этические аспекты вспомогательных репродуктивных технологий

Как уже было сказано, в связи с суррогатным материнством возникает целый ряд морально-этических проблем, которые пока не имеют однозначного решения. Наиболее активно обсуждаются в СМИ, в обществе и в церкви следующие.

Противники суррогатного материнства считают, что оно превращает детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих детей. Они утверждают также, что материнство становится при этом договорной работой, поэтому стремление к выгоде может возобладать здесь над соображениями пользы для договаривающихся сторон.

Отсюда связанная с этим и активно обсуждаемая в рамках церкви проблема усиления в обществе дегуманизации и безнравственности, подрывающих многие моральные устои, в том числе святость брака и семьи.

Существуют опасения, что некоторых суррогатных матерей может психологически травмировать необходимость отдать выношенного ею на протяжении 9 месяцев и рожденного "своего" ребенка, даже если поначалу ей казалось, что она сможет расстаться с таким ребенком без особых переживаний. И такие случаи не редкость.

Также важны вопросы психологической адаптации ребенка в этой ситуации: следует ли информировать ребенка о способе его появления на свет, возможны или невозможные его отношения с суррогатной матерью.

Что можно сказать по этому поводу? Да, серьезные проблемы — как медицинские, так и морально-психологические — существуют. Но их постепенное решение и преодоление — это естественный путь вхождения в нашу повседневную жизнь тех новых технологий, которые — на глобальном уровне — помогают человечеству существовать, а на частном — быть родителями, имеющими счастье держать на руках своего долгожданного и любимого ребенка.

Владимир Кулаков
главный акушер-гинеколог Минздрава РФ,
президент Российской ассоциации акушеров-гинекологов, вице-президент РАМН, академик
Статья из мартовского номера журнала

Обсуждение

http://babymama.com.ua/publ/4-1-0-515

24.12.2008 23:40:33, Lena

Я была сурмамой в прошлом году.У генетических родителей родился превосходный ребенок!К этому ребенку я относилась так,как хорошая няня относилась бы к ребенку,которого она воспитывает. И никак не более того.

В России где за чертой бедности людей ооооооооооочень много, надо полагать уже Мировой лидер по программам Сурматеринства и экспорту Сурмам. В стране где в роддомах отказываются от собственных детей не имея средств,
Сурматеринство (в рамках закона) не плохой бизнес.Как любой серьёзный бизнес он опасен и хлопотен.

03.07.2005 14:46:47, Alex

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ. тРУДНО НАВЕРНОЕ ВЫНОСИТЬ И ОТДАТЬ РЕБЕНКА

Комментировать статью "Суррогатное материнство: медицина, этика, право"

Один из самых простых способов решения проблемы материнства - возложить заботы о Материнство - "недуг", не поддающийся исцелению, но Проблемы, связанные со здоровьем детей. Это значит, что инстинкт материнства у них или утрачен из-за приоритетности других...

Обсуждение

Тема очень близка. Мое мнение
1. Да, очень трудно, а главное, ребенок - тот фарш, который на 100% невозможно провернуть назад. ребенок может оказаться разный, обстоятельства (деньги, здоровье, семейный статус) могут меняться не в лучшую сторону, а ребенок никуда не денется.

2. Рассказы про "легко" и "можно совмещать", а также о "счастье материнства" - в топку!
Полезно понимать, что да, для многих женщин, дети - это единственное осмысленное дело в жизни. И это нормально - не у всех работа осмысленная. Если для тебя это не так, их мнение для тебя просто иррелевантно. Также как мнения "хоть какой, но муж". Просто принцип "лучше одной, чем с кем попало" уже воспринимается нормально. А дети по-прежнему считаются необходимой частью самореализации. Это тоже изменится, но пока не.

3. Чайлдфри - см. п.2. Тоже считаю нормой. тут еще тонкий момент, что сейчас ИМХО, надо стремиться к уменьшению народонаселения. Просто общественные традиции отстают.

4. Лучший принцип жизни "не верь, не бойся, не проси". Советчиков это тоже касается.

5. Жизнь несправедлива. Как я говорю, одной своей юной подруге на ее "это ужас" - "ужас, это когда тебе наркотики подкинули. А это еще не ужас".

6. Другое дело, что депрессия страшна сама по себе, а со стороны кажется как "с жиру бесится". Тут тоже ничего не сделаешь, Т.к. жизнь несправедлива, см. п.5.

Идеально было бы не поддаваться соблазну с кого-то что-то стребовать. А растить ребенка с привлечением посторонней помощи, как это обычно и бывает. Детский сад, школа, другие родственники, няня. Поубавив на время карьерные амбиции и требования к быту. Не так уж долго ребенок требует много внимания именно от матери.

Лютое вранье может быть не ложью, а ошибкой, когда советчик не учитывает различия в мировоззрении, темпераменте и состоянии здоровья между собой и тем, кому он советует. Если кому-то было легко и просто, то не факт, что так же будет и у другого. Обычно молодые люди уже это понимают, потому что сепарация от родителей происходит в подростковом возрасте.

13.12.2018 13:56:16, читаю иногда с осени 2012

Суррогатное материнство. А что вы думаете о нравственной стороне этого вопроса? и уместно ли вообще рассуждать о нравственности в этом вопросе? Не знаю, могут ли об этом рассуждать женщины, для которых эта тема не актуальна... но если меня спросят...

Этическая проблема. Плюс для "ИИ со спермой донора " выбираются очень качественные спермотозоиды, у мужчин тоже Мальчик или девочка? Врачи использовали ее в программе суррогатного материнства с донорской яйцеклеткой. Банки есть почти во всех клиниках...

Обсуждение

я конечно не показатель, но 2 ЭКО результатов не дало, зато после сама забеременила. У вас возраст, поэтому 2 ЭКО вообще не показатель. Вы морозили эмбрионы, при таком количестве ЯК - сколько оплодотворяется? Говорят, что если 2 ЭКО не удачны в одной клинике, то надо переводиться в другую и искать другого врача.
Вы пробовали какие-нибудь цитамины, чтоб улучшить ЯК? пробовали иглотерапию и т.д. К ЭКО тоже нужно готовиться и вам и мужу в том числе, даже если у него хорошие показатели.
я бы пробовала сама, у нас в Канаде многие рожают за 40 с помощью ЭКО.
И на последок, советую вам зайти на форум пробирка.ру - там очень много информации, в том числе есть тема тому, кому за 40.

В каких клиниках в СПб делали, если не секрет? Спермограмма у мужа хорошая? Какой у вас АМГ? Подсадку делали на 3-й день? Вопросы не праздные.

Про суррогатных матерей. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе Про суррогатных матерей. Девушки, здравствуйте! Давно я не была тут, зашла почитать, а тут такие темы интересные в свете последних событий в...

Обсуждение

Мне кажется, рожать можно, пока оно рожается,:) особенно если дети уже есть. Другое дело, когда их нет, лет уже немало, а хочется именно своего, не усыновленного. Ну, тут можно и эко.
Но сурмама...тут психологических моментов много. Она ж носит чужого ребенка, как своего. У нее выделяются гормоны материнства. Она чувствует,как он у нее в животе шевелится. Она рожает, испытывает на себе весь этот процесс, в то время как "родная" мама в это время спокойно может заниматься чем угодно. У сурмамы потом приходит молоко. Она ж живой человек, не робот! И может просто элементарно не захотеть этого ребенка отдать. Поэтому на сурмаму я бы никогда не согласилась, ну, по мне проще взять готового из детдома - его тоже уже какая-та женщина родила, при этом она от него уже отказалась, так что чего уж там. Это лучше, чем включать какую-то постороннюю тетку в процесс, в котором по логике, должны участвовать всего двое, ну и врачи иногда (если эко).

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

СОЦИОЛОГИЯ МАРКЕТИНГА

Воробьева Софья Альбертовна

Социальное родительство: опыт суррогатного материнства и/или экстракорпорального оплодотворения (ЭКО)

Реферат по «Социологии семьи» студентки

5-го курса очной формы обучения

Москва 2014

Введение…………………………………………………………………….3

1. Правовая характеристика суррогатного материнства в России.....4

2. Этические проблемы суррогатного материнства.............................12

Заключение…………………………………………………………….…..16

Список литературы. …...............................................................................17

Введение

На протяжении всей истории существования человечества одной из главных целей брака считаются дети. С их рождением и воспитанием связаны наши мечты, заботы и надежды и именно дети являются нашим продолжением. Но не всем дано ощутить радость отцовства и материнства, так как в соответствии с медицинской статистикой 20% всех супружеских пар не обладают естественной способностью к рождению детей, причём причины бесплодия в равной степени распределены между полами.

На естественный процесс репродукции пытались влиять во все времена. Сегодня, благодаря быстрому прогрессу медицинской науки и использованию научных достижений в лечебной практике, значительно расширились возможности преодоления бесплодия.

К мерам медицинского вмешательства, стимулирующим репродуктивные процессы, помимо всем известного искусственного оплодотворения и осеменения, относится и такой способ, при котором эмбрион, зачатый в пробирке, переносится в организм, так называемой, суррогатной матери для вынашивания и рождения ребенка с последующей его передачей заказчикам (генетическим родителям).

Роль суррогатной матери заключается в том, чтобы выносить и родить здорового ребёнка лицам его ожидающим. Цель данного метода вспомогательных репродуктивных технологий – частичное разрешение проблемы бесплодия.

1. Правовая характеристика суррогатного материнства в России.

Согласно указу Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков является приоритетным для России.

Бесплодие во всем мире стало сегодня острейшей проблемой, которая меняет привычные демографические и культурные константы. С развитием репродуктивных технологий бесплодные пары в России все чаще стали обращаться к услугам суррогатных матерей и другим методам вспомогательных репродуктивных технологий. Но, наверное, не секрет, что именно суррогатное материнство получает в последнее время наиболее широкое распространение в России и за рубежом.

Конечно, все мы хорошо понимаем, насколько велико значение семьи в жизни каждого из нас. Одной из основных целей создания семьи является продолжение рода.

Рождение ребенка – это важное событие в жизни каждой семьи, а если рождение сопровождается множественными проблемами, то и очень долгожданное. Суррогатное материнство – это способ продолжения рода для тех людей, у кого имеются реальные проблемы с естественным зачатием ребенка.

Однако при применении именно этого метода вспомогательных репродуктивных технологий возникает не мало вопросов юридического значения. Данная сфера общественных отношений развивается стремительными темпами, а ее нормативное регулирование в значительной мере отстает от потребностей практики и развитие института суррогатного материнства в юридическом смысле видится в совершенствовании его нормативно-правовой базы.

Немаловажное значение при законодательном решении вопросов, относящихся к здоровью и этике, имеет отношение государства к новым научным технологиям, в частности к вопросам суррогатного материнства. На этот счет есть множество мнений, но существует проблема морального и ценностного характера. Какие бы договоры ни заключались, возникает немало споров о том, чей же ребенок. Той кто родила или той, чьи гены были использованы. Эти вопросы по-разному решаются законодательством различных стран. Некоторые проблемы непросто решить и в суде, потому что речь идет о неурегулированной законом деятельности, особенно с точки зрения прав в отношении ребенка.

Единственным выходом для пар не имеющих ребенка долгое время считалось усыновление. Однако не каждая семья готова взять на воспитание чужое дитя. На сегодняшний день программа суррогатного материнства, получившая распространение с последних десятилетий прошлого века, выглядит заманчиво и привлекает всё больше сторонников.

Программа «суррогатного материнства» даёт шанс иметь ребёнка женщинам, у которых удалена матка или вынашивание беременности им противопоказано. Если раньше исправить такую ситуацию можно было, только усыновив чужого ребенка, то на сегодняшний день бесплодные семейные пары могут прибегнуть к сурматеринству. Медиками замечено, что эмбрионы приживаются в матке другой женщины гораздо лучше. Вероятность возникновения беременности в таком случае составляет 30% и более. В этих случаях используются яйцеклетки и сперма бесплодной супружеской пары.

Как писала Хрусталева в своей статье «Сегодня суррогатное материнство используется во многих странах мира. Но отношение к этой «щекотливой» теме весьма противоречивое. Так, в Германии, Швеции и Норвегии этот метод оплодотворения юридически запрещен, а в Греции – не контролируется законодательно. Понятие суррогатного материнства в странах СНГ, ЮАР и некоторых штатах США является не только медицинским, сама методика отрегулирована законодательством. Тем не менее, многие вопросы ещё находятся на этапе совершенствования» 1 .

Аналогично зачатию в пробирке, суррогатное материнство является относительно новой репродуктивной технологией. Для многих бесплодных пар оно становится единственной возможностью иметь собственных детей.

Суррогатное материнство - вспомогательная репродуктивная технология, при применении которой в зачатии и рождении ребёнка участвуют три человека:

1) генетический отец – лицо, предоставившее свою сперму для оплодотворения и согласное после рождения ребёнка взять на себя обязанности отца;

2) генетическая мать – лицо, предоставившее свою яйцеклетку для оплодотворения и согласное после рождения ребёнка взять на себя обязанности матери;

3) суррогатная мать – женщина детородного возраста, согласившаяся на возмездной или безвозмездной основе выносить и родить ребёнка от генетических родителей и не претендующая на роль матери данного ребёнка.

После рождения ребёнка генетические родители оформляются в качестве юридических родителей.

Чаще всего суррогатное материнство применяется при бесплодии в супружеских парах, в которых женщина не способна выносить ребёнка по медицинским показаниям.

Оно возможно только при применении экстракорпорального (искусственного) оплодотворения в гинекологических клиниках соответствующего профиля: яйцеклетку, оплодотворённую «в пробирке», переносят в матку суррогатной матери в течение первых 3-5 дней развития эмбриона.

В настоящее время в Российской Федерации суррогатное материнство регулируют следующие законы:

    Федеральный закон № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Закон) 2 .

    Приказ Минздрава РФ от 26.02.2003 № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

    Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.06.93 N 5487-1

Согласно статье 55 Закона: «Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребёнка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребёнка невозможно по медицинским показаниям.

Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребёнка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки» 4 .

Безусловным достоинством Закона является то, что он закрепил на законодательном уровне основные понятия, использующиеся в сфере вспомогательной репродукции, в том числе определение суррогатного материнства.

Однако, он не отражает такой сущностный признак суррогатного материнства, как его цель – передача рождённого суррогатной матерью ребёнка лицам, указанным в договоре о суррогатном материнстве. Безусловно, п. 4 ст. 51 Семейного кодекса Российской Федерации связывает передачу суррогатной матерью ребёнка после его рождения потенциальным родителям с согласием самой суррогатной матери. Такое правило серьёзно нарушает права потенциальных родителей, особенно передавших свои биологические материалы для зачатия ребёнка, и, как справедливо отмечает Е. С. Митрякова, ставит под сомнение юридическую силу договора о суррогатном материнстве 5 .

Чтобы разобраться, так ли необходимо суррогатное материнство с точки зрения государства, рассмотрим демографическую ситуацию в стране и мире.

1. Демографическая ситуация в мире .

Население Земли к 2050 году увеличится почти на 2,6 млрд. с нынешних 7,141 млрд. человек и составит 9,731 млрд. Согласно выводам Французского института демографических исследований, к этому времени четвёртая часть населения Земли будет проживать в Африке и составит 2,435 млрд. человек. Население Европы сократится до 726 млн. с 740 млн. человек (данные на 2013 год). По мнению учёных, к концу XXI века на планете будут проживать около 11 млрд. человек.

Сегодня суммарный коэффициент рождаемости (среднее число рождений у одной женщины за всю её жизнь) в среднем по миру составляет 2,5 ребенка на одну женщину. Показатель по отдельным регионам варьируется: например, в Нигере зарегистрирована самая высокая рождаемость – 7,6 ребенка на одну женщину, а в Боснии и Герцеговине – 1,2.

По сведениям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сегодня сохраняется тенденция быстрого старения населения мира. Ожидается, что с 2000 по 2050 год доля населения планеты в возрасте старше 60 лет удвоится - возрастет с 11% до 22%. Абсолютное число людей в возрасте 60 лет и старше увеличится за этот период с 605 млн. до 2 млрд. человек.

В мире будет больше людей, доживающих до 80 и 90 лет, чем когда-либо ранее. Число людей в возрасте 80 лет и старше с 2000 по 2050 год возрастет почти в 4 раза до 395 млн. человек 6 .

В более отдалённой перспективе, вследствие закономерностей демографического перехода, население Земного шара начнёт сокращаться. Сейчас естественный прирост мирового населения медленно, но верно снижается, составляя достаточно большую величину – примерно 1,2% в год. Но доля стран, в которых коэффициент суммарной рождаемости находится на уровне двух и менее детей, рождённых в среднем одной женщиной за её жизнь, уже вплотную приблизилась к половине 7 .

Нынешние лидеры по численности населения - Китай и Индия - уравняются к 2028 году, когда в обеих странах будут проживать около 1,45 млрд. человек. После этого число граждан КНР начнет падать, а Индии - продолжит расти. По прогнозам Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), численность населения России, Беларуси, Болгарии, Кубы, Румынии и Украины к середине века сократится на 15% 8 .

2. Демографическая ситуация в России.

«Россия будет продолжать терять свои позиции в рейтинге стран по численности населения. При этом многие демографические проблемы, характерные для большинства развитых стран, – старение населения, низкая рождаемость и миграция – усугубляются в России низкой продолжительностью жизни, повышенной смертностью мужчин в трудоспособных возрастах. Так, по ожидаемой продолжительности жизни при рождении российские мужчины уступают японцам более 15 лет.

Депопуляция России несёт на себе тройную нагрузку: численность населения мала и несоизмерима с огромной территорией; она уменьшается по сравнению с тем, сколько здесь жило сравнительно недавно – в конце XX века; население стремительно сокращается по отношению к большому числу соседних стран и в целом в рейтинге мирового населения.» 9

Угроза обострения демографических проблем в ближайшие 10–20 лет заложена в возрастной структуре, несущей на себе отпечаток существенного сокращения рождаемости в 1990-х годах. При полном отсутствии миграции это неизбежно приведёт к сокращению численности населения за счёт значительной естественной убыли. 10

Проблема сокращения численности населения в трудоспособных возрастах на уровне около миллиона человек ежегодно не может быть решена к середине XXI века, даже если каждая женщина в России будет рожать вдвое больше детей, чем сейчас (в среднем 1,6 ребенка). Поэтому представить себе будущее России без приезда немалого числа мигрантов невозможно.

Ухудшает картину и статистика абортов, по которым Россия занимает первое место в мире. Всемирная организация здравоохранения указывает на то, что ежегодное количество хирургических абортов в мире превышает 55 млн., а это значит, что на каждую 1000 рождённых детей приходится 400-500 абортов 11 .

Однако желание иметь собственного ребёнка велико среди части бесплодных пар и вынуждает их прибегать к передовым методам современной медицины. За рубежом таким семьям помогает государство. Многие ведущие западные страны, учитывая высокую объективную стоимость вспомогательных репродуктивных технологий (инсеминация спермой мужа/донора – ИСМ/Д, оплодотворение (по-латыни in vitro) в пробирке – ОИВ, инъекция сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки – ИКСИ, донорство яйцеклетки, суррогатное материнство, замораживание эмбрионов, банк донорской спермы), финансируют их применение для бесплодных семей за счёт государства.

В России также существуют квоты на ЭКО. Для их получения от семейной пары требуется выполнение следующих условий: официально зарегистрированные брачные отношения; отсутствие общих детей; гражданство Российской Федерации; возраст от 22 до 38 лет. Показания к ЭКО по квоте: бесплодие, обусловленное трубным фактором; неэффективность других методов (операции, стимуляция овуляции и др. методы) лечения на протяжении 2 лет; виды бесплодия, успешно поддающиеся лечению методом ЭКО 12 .

Если на ЭКО выделяются хотя бы какие-то бюджетные квоты, суррогатное материнство полностью и всегда оплачивается «генетическими родителями». Образовавшуюся нишу занимают частные фирмы, деятельность которых ограничивается посредничеством при подборе суррогатных мам, контролем над их поведением в ходе беременности, юридическим сопровождением договора и при необходимости представлением интересов своих клиентов в суде. При этом за услуги они берут ощутимую часть общей стоимости программы для «генетических родителей», не гарантируя добросовестность поведения обеих сторон. Фактическая монополизация организационной составляющей рынка суррогатного материнства негосударственными компаниями привела к парадоксам ценообразования – стоимость программы для «генетических родителей» растет, а гонорар суррогатной мамы снижается.

По данным на декабрь 2013 года 13 только 26% россиян считают суррогатное материнство морально неприемлемым. Каждый второй полагает, что суррогатные матери делают важное и нужное дело. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 19-20 октября 2013 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Большинство россиян (76%) допускают возможность использования услуг суррогатной матери. При этом 60% респондентов считают возможным прибегнуть к этой мере лишь в том случае, если нет возможности завести детей самостоятельно, а 16% полагают это нормальным в любой ситуации. Пятая часть наших сограждан (20%) заявила о недопустимости существования суррогатного материнства. Интересно, что участники опроса, имеющие начальное образование, настроены более радикально (30% считают недопустимым использовать услуги суррогатных матерей ни при каких обстоятельствах), в отличие от закончивших вузы или получивших незаконченное высшее (15%).

Сейчас суррогатная мать в любой момент может отказаться передать ребёнка биологическим родителям, несмотря на предварительные договорённости, зафиксированные в официально оформленном договоре. При этом суд будет на стороне женщины, которая выносила и родила малыша.

Необходимость получения согласия у суррогатной матери и является главным камнем преткновения - нет никакой гарантии, что она в итоге подпишет фактический отказ от имеющихся у неё родительских прав. Суррогатная мама тоже рискует - биологические родители могут отказаться от малыша по каким-то причинам.

Эта репродуктивная технология вызывает этические проблемы и бурные споры даже, по-видимому, в большей степени, чем метод ЭКО.

Первый успешный случай суррогатного материнства зарегистрирован в 1981 г. в США. Хотя сама идея этого метода довольно древняя: есть сведения, что еще в Античности были случаи рождения женщиной ребенка для другой семьи.

Суррогатное материнство, как правило, используется при бесплодии семейной нары. Сущность этого метода состоит в том, что яйцеклетка одной женщины оплодотворяется искусственным путем, а полученный эмбрион подсаживается другой женщине, которая его вынашивает, рожает и передаст семейной паре. При этом одна женщина называется донором (или генетической матерью), а другая (вынашивающая ребенка) – суррогатной матерью.

Возможно и так называемое частичное суррогатное материнство, когда женщина – суррогатная мать одновременно выступает и донором яйцеклетки. В этом случае она же является и генетическим родителем.

К основным моральным проблемам, связанным с суррогатным материнством, относятся следующие.

  • 1. Разрушение целостности семейных отношений. Суррогатное материнство становится все более доступным и массовым, что не может не вызвать озабоченность с точки зрения традиционных представлений о семье и семейных ценностях.
  • 2. Проблема установления материнства и права матери. В различных странах этот вопрос регулируется по-разному. Имеется немало случаев, когда суррогатная мать отказывалась возвращать ребенка в семейную пару. Действительно, ситуация, когда у ребенка сразу две матери, создает острые конфликты. С помощью правового регулирования стремятся разрешить или хотя бы смягчить эту проблему.
  • 3. Общее количество родителей. Теоретически, если использовать донорство половых клеток, возможно наличие максимально пяти родителей у ребенка(!). Это женщина-донор, мужчина-донор, суррогатная мать и семейная пара – заказчик (социальные родители). Очевидно, что это совершенно экстраординарная ситуация.
  • 4. Суррогатное материнство даст возможность стать матерью в неограниченно пожилом возрасте. Это подрывает все традиционные понятия

о материнстве вообще, а также создает угрозу правам ребенка, так как вряд ли естественный уход и забота о ребенке возможны при наличии престарелой матери.

  • 5. Коммерциализация деторождения ведет к тому, что суррогатная мать, вынашивая ребенка за вознаграждение, становится товаром, женщиной – инкубатором.
  • 6. Моральные и психологические проблемы ребенка – они могут быть довольно острыми, если он узнает о своем происхождении.

В ряде стран (например, в Германии, Австрии, Франции) суррогатное материнство запрещено. Международные этические рекомендации комитета СЕ по биоэтике и искусственным методам деторождения состоят в том, чтобы ограничить суррогатное материнство и применять его только по обоснованным показаниям. Права суррогатной матери должны быть защищены (в частности, ей должно быть обеспечено право оставить ребенка себе). Этически неприемлемой считается практика коммерческого суррогатного материнства.

В России разрешено суррогатное материнство, в том числе за вознаграждение. Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте 20–30 лет (в том числе замужняя), имеющая не менее одного здорового собственного ребенка и медицинское заключение о состоянии здоровья. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки (т.е. запрещено так называемое частичное суррогатное материнство).

Статус родителей после родов методом суррогатного материнства в нашей стране определяется так. Согласно Семейному кодексу РФ. в качестве родителей регистрируются лица, состоящие в браке и давшие согласие на имплантацию эмбриона суррогатной матери, но только с ее согласия. После совершения записи суррогатная мать не вправе оспаривать материнство.

Поскольку суррогатное материнство создает сложные юридические проблемы, то все более важную роль в их решении играет сегодня составление тщательно продуманных договоров и квалифицированная адвокатская помощь.

Противники суррогатного материнства и других вспомогательных репродуктивных технологий утверждают, что в случае бесплодия всегда имеется альтернатива применению этих методов: ведь в детских домах много детей без родителей, которые ждут усыновления (удочерения) и мечтают о нормальной семейной жизни в домашних условиях с любящими родителями.