“У меня, видимо, такие представления о Боге, в которых невозможно разочароваться”, - сказал в интервью для KV игумен Евмений Перистый. Его жизненная позиция удивительно точно иллюстрирует слова Спасителя “Дух дышит, где хочет” (Евангелие от Иоанна).

Игумен Евмений Перистый - священнослужитель Русской Православной Церкви с 1989 года, с 1992 по 2006 год - настоятель Макариев-Решемского монастыря в Ивановской области, с 2006 по 2008 год - сотрудник Миссионерского отдела Московского Патриархата. Сейчас он - сотрудник Центра реабилитации наркозависимых “Отчий Дом”. (дер. Мухортово, Кинешма, Россия), а также автор книг “Пастырская помощь душевнобольным”, “Духовность как ответственность”, “Здравствуй, малыш (книга о здоровой беременности)”, “Аномалии родительской любви”, “Луч надежды в наркотическом мире”, “Батюшка, я - наркоман”, “О побеждающем христианстве”, “Притчи православного миссионера”, “Царство, которое внутри”.

- Как Вас лучше представить?

Игумен Евмений: Сотрудник Центра восстановления “Отчий дом”. Ну, можно сказать еще: просто хороший человек (улыбается).

- Ваш центр рассчитан на реабилитацию зависимых людей мужского пола? Почему?

Игумен Евмений: Мы считаем, что человек должен сначала решить вопрос своей зависимости, а потом - отношений с противоположным полом.

- Т.е. Вы просто не хотите, чтобы возникали “параллельные” сюжеты?

Игумен Евмений: Да, человек восстанавливается, едет домой и там у него уже пусть возникают “параллельные сюжеты” (улыбается ).

- Сколько времени Вы работает с этой проблемой?

Игумен Евмений: Помогать зависимым людям мы начали еще 15 лет тому назад, когда я служил в монастыре. В тот период написал две книги - “Батюшка - я наркоман” и “Луч надежды в наркотическом мире”. Я законспектировал в них все то, что помогало мне самому в этом разбираться.

- По Вашим работам складывается впечатление очень “высшего” образования в сфере психологии, психотерапии и других смежных дисциплинах. Где Вы учились?

Игумен Евмений: В смысле образования я - девственник (смеется). У меня нет ни специального церковного, ни светского образования. Изначально я - традиционно консервативный православный человек.

Однако, в какой-то момент я понял, что не на все, связанные с современной человеческой жизнью, вопросы может ответить православная аскетическая литература. Например, в православии не так уж глубоко и не слишком качественно рассмотрены вопросы групповых взаимодействий, семьи, сексуальности, вопросы наших различий - психотипов, акцентуаций характера.

И если мы сегодня не имеем другой, помимо религиозной, точки описаний, то формируем образ усредненного среднестатистического православного человека, вместо того, чтобы раскрыть в нем полноту Богом заложенной индивидуальности.

- Тогда где же Вы черпаете эти знания?

Игумен Евмений: Я исследую то, что лично мне интересно. Не занимаюсь погоней за дипломами, курсами, еще чем-то. Если мне интересен тот или иной специалист, обладающий знаниями, - я прихожу к нему учиться.

Обучение для меня - это не академический формат, не передача только информации. Ты приходишь к человеку, которого чтишь как учителя - и получаешь больше, чем он тебе формально, на уровне вербальной информации, сказал. Это другой способ обучения...

В наше время информация есть в открытом доступе в Интернете, но от этого факта ни духовнее, ни мудрее люди не становятся. Дело в тонкой энергетической составляющей того, что называется знанием. Если я хочу узнать что-то о католицизме, мне не интересно, что об этом скажет православный, я буду говорить с католиком, а о буддизме - с буддистом.

Конфессионально ограниченный человек боится непосредственного соприкосновения с иной точкой зрения, у меня таких ограничений нет.

- Сегодняшняя агрессивность приверженцев “теории бендеровцев” или “теории москалей” видимо также исходит от этой “конфессиональной ограниченности”, когда человек пытается “впарить” собственную картину мира самому себе, прежде всего?

Игумен Евмений: Наверное. Если человек обладает знанием - он ничего никому не будет “впаривать”. Помните, как говорил Лао Цзы, “не знающий говорит, знающий молчит”?

Познание возможно и в дискуссии, - форме взаимодействия, которая больше похожа на танец, на понимание ценности различий, деталей. Культурная полемика не переходит на личности. Это скорее похоже на сверку карт, в которой мы составляем более точное описание интересного нам пространства.

К сожалению, культура дискуссии в наше время почти утрачена. Узнав, что человек обладает противоположной не тождественной нашей, точкой зрения, мы, почти автоматически идентифицируем его как “врага”, замыкаемся в себе, не слышим, только и ждем паузы, чтобы начать доказывать “свое”.

- Мне казалось, что без академической парадигмы образования вообще учиться невозможно. А Вы ведь продолжаете учиться? Вы в Киев приехали практически после встречи со Станиславом Грофом? Что Вы оттуда привезли?

Игумен Евмений: Моему эго можно похвастаться тем, что теперь все трансперсональщики, которые видят меня, знают, что Стен Гроф в своем особняке заваривал мне чай.

К Стену я попал практически случайно, узнав, что в Калифорнии находился в то время мой знакомый Владимир Майков. Володя снимал Стена в его особняке, а я сидел, слушал…

Понимал, наверное, процентов 50% того, что он говорил, так как мой английский не достаточно хорош. Станислав Гроф, на мой взгляд, великий человек, осознающий свою монументальность, но в его поведении нет никакой “великости”.

В гостях у Станислава Грофа

Владимир спрашивал его о Кастанеде, об исследовании ЛСД, о холотропном дыхании, у него видимо об этом все спрашивают, а у меня сложилось впечатление, что путь исследователя он как будто завершил: в нем присутствует какая-то завершенность. И теперь он делится своими открытиями прошлых лет.

- У Вас не сложилось впечатление, что борьба его как-то надломила? Ему же приходилось сталкиваться с чудовищным давлением со стороны властей, коллег по цеху, общественности.

Игумен Евмений: Да нет, ведь любой человек, открывающий что-то яркое, нетрадиционное на пути познания сталкивается с сопротивлением, обвинением в ненаучности и ереси. Так было с трансперсональной психологией, начало которой положил Станислав Гроф.

В конце встречи я попросил Стена благословить меня каким-то символическим предметом. Он ответил на это, что не считает себя гуру, чтобы кого-то благословлять. Я возразил, что он - трансперсональный гуру. Но он настаивал - “нет, я просто ученый”, и тогда я сдался и попросил его просто что-то мне подарить на память.

Стен пошел в свою комнату, вынес оттуда и подарил мне очень интересный образ - писаную православную икону, на которой изображен юноша на коне, убивающий копьем другого юношу, лежащего на земле. Символика меня удивила: к чему бы это?

И вот, после Калифорнии я оказываюсь в Киеве, где действительно “человек на коне” убивает другого, лежащего на земле, т.е. - война…

- И как вам здесь, в Киеве?

Игумен Евмений: Хорошо.

- Говорят, что священник должен заниматься только православной духовностью, а Вы просите благословение трансперсонального гуру. Как у Вас все совмещается?

Игумен Евмений: Я просто смотрю на то, что мне интересно, и исследую это. Без приятия, доверия всему тому, что есть, невозможно взаимодействие с этим миром. Приятие - везде.

К примеру, вчера я простыл, зашел в аптеку - мне говорят - принимайте вот это три раза в день. И я принимаю. Принимаю прописанное лекарство, еду принимаю, воду, воздух принимаю, любовь окружающих меня людей.

- А в Боге вы никогда не разочаровывались?

Игумен Евмений: У меня, видимо, такие представления о Боге, в которых невозможно разочароваться. Бог и Его воля выражены для меня в том, что Есть.

Можно соглашаться, можно противостоять тому, что есть, не соглашаться с этим, но противостоять - себе дороже. Согласие - как облегченный выдох, да, я согласен. И тогда течение жизни несет тебя по волнам легко и естественно.

- Есть такая группа людей, их еще называют ищущие, которым всегда чего-то не хватает. Какой-то еще один пазл, еще один наставник, еще один смысл. Ум никогда не останавливается, внутренний зуд не дает покоя.

Игумен Евмений: Когда человек ищет - он в динамике, интересен сам путь, само движение, а не результат.

- Вы уже нашли?

Игумен Евмений: У меня нет желания чего-то там особенное найти. Я не ищу человека, который подарит мне “последний пазл”. Есть безусловное согласие с тем, что я знаю и с тем, чего не знаю, каковым бы оно ни было.

- Картинка сложилась?

Игумен Евмений: Картинка складывается ежедневно. И ежесекундно она меняется. Реальность не статична, она живет, пульсирует, трансформируется.

Если говорить об ищущих, то эти люди ищут не информацию, а состояние. Если бы дело было в информации, уже никто бы никуда не ходил - ее много. Но многие люди не нашли такого состояния, когда им хорошо с собой. Поиск человека, в присутствии которого они могут испытать это состояние ясности и покоя, и составляет суть процесса поиска. В конечном счете, это - поиск отца, который даст ощущение стабильности, защищенности в нестабильном мире.

Когда же человек обрел Источник Жизни в себе, внутри, он может напитать и тебя, и окружающих людей.

- Для этого надо тренироваться или это дается даром, по милости Божьей?

Игумен Евмений: И так, и так! Пока человек не открыл в себе Источник - ему нужен кто-то, кто его поддержит и одобрит. Если такое подтверждение приходит, измученному поиском ученику, учитель шепчет на ушко - “ты - это то, что тебе было нужно, ты и есть то, что ты искал” - и приходит облегчение. Настоящий учитель умеет сказать эти слова в самое сердце, поэтому не каждому учителю мы можем поверить.

- То есть, нужны “душеприказчики”? Что бы вот он сказал, приказал душе - и она доверилась, послушалась?

Игумен Евмений: Да. И это может произойти, если учитель в достаточной мере обладает сострадательной любовью. Я уверен, что каждый человек находится в своей (правильной) точке развития, в своей правде, в том, что ускорять или прерывать эти процессы преждевременно не стоит. И в том, что со всеми все в порядке.

- Хотела вернуться к работе Вашего Центра. Вы всех берете?

Игумен Евмений: Всех, из любой страны.

- Есть ли в планах приглашать женщин для индивидуальной или групповой терапевтической работы?

Игумен Евмений: Мы приглашаем и принимаем женщин. Они приезжают с разными терапевтическими вопросами - на недельку, на две. Живут рядом с центром, в соседнем селе. А вечером у нас общая встреча, определенная душевная работа.

- Какие у вас критерии исцеления?

Игумен Евмений: В каком бы состоянии к нам человек ни приехал, проходит 3-4 месяца - и он становится полноценным другом, участником, собеседником. Способность к насыщенному и глубокому общению - и есть критерий.

Вопрос не в том, чтобы потом “не употреблять”, а в том, что человек уезжает и поддерживает в себе достигнутый уровень осознанности.

Недавно у меня был такой случай: мы встретились с одним человеком через некоторое время после того, как он прошел реабилитацию в нашем Центре. Тогда, в течение времени реабилитации, мы с ним достигли достаточного глубокого уровня общения и взаимопонимания. И вот, встретившись в кафе, минут десять мы просто смотрели друг другу в глаза. А когда начали разговор, я понял, что этот мир уже “переформатировал” его, что это уже другой человек. Я не смог продолжать разговор, дождался официанта, расплатился и ушел.

А вот другой случай, у меня был один ученик, еще в монастыре. Он тоже проходил там реабилитацию от наркотической зависимости. Там же уверовал всем сердцем в Бога. Обретя веру, он так рассказывал (свидетельствовал) о том, как Бог изменил его сердце, что даже бывалые проповедники и катехизаторы слушали и проникались (смеется ).

В какой-то момент старая и новая личность в нем столкнулись. Он резко решил уехать. Плохо уезжал, агрессивно, с конфликтом. Потом у него был срыв…

Перед отъездом я сказал ему: “Вот, ты уезжаешь, делаешь вид, что ничего кроме личного конфликта не происходит, но у меня остается “резервная копия” того, светлого человека”.

Прошло 8 лет, он опять появился в моей жизни, успев к тому времени жениться и развестись.При встрече сказал мне: “все, что я искал, всегда было здесь”. Вот такие интенсивные истории приходится проживать.

Если ты нашел, открыл в себе этот Источник - он светит и разливается во все стороны, он безграничен. Христос неслучайно говорит об этом внутреннем свете: свеча не может светить в одну сторону и не светить в другую. Мы же и так сгораем каждый день но можно светить, а можно тлеть или экономить себя, “чтобы на себя и самых близких хватило”.

Область глубинных отношений с человеком и область единения с Богом - это одно единое пространство. Боишься отношений близких отношений с людьми - боишься Бога. Хочешь обрести любовь к Богу - ищешь единения с людьми. Если ты не можешь признаться в своих глубинных чувствах человеку - значит, ты не можешь ему признаться в Боге, Который раскрылся, проявился посреди вас. Все едино, все про одно.

Иногда беседуешь с людьми, видишь - Бог у них в одной стороне (сознания), близкие отношения с людьми - в другой, чувства - в третьей, реагирование на события, происходящие в этом мире - еще где-то. Расщепленность, схизис… А если человек целостен, - все об одном, во всех проявлениях и контекстах жизни он узнаваем.

- Процесс контекстуализации, наверное, важен, это этап развития сознания человека. Как один философ говорил: “Чтобы объединиться - нам надо окончательно размежеваться”. А если без души, без любви идти в духовность? Не будет ли это подменой, диссоциацией себя от себя же?

Игумен Евмений: Эмоционально-чувственное восприятие, проявления души - это еще не все. Пока душа находится на этом уровне, она ищет свое отражение, довосполнение в другом человеке. На этом этапе, насколько можно открыться человеку (а значит, мирозданию, жизни, Богу), насколько можно доверять человеку (а значит, мирозданию, жизни, Богу). Душа пульсирует, туда-сюда.

Но существует и другое измерение, за пределами двойственности, где все воспринимается как единое, там нет ни страха, ни надежды, там нет времени, есть только настоящий момент, и не только теоретически, а опытно переживается целостность всего мироздания.

- Этот страх восприятия вхождения в пространство тотальности, он поверхностен?

Игумен Евмений: В Едином (в Боге) нет ни восторга, ни спада, ни очарования, ни разочарования, но пройти в это возможно, полностью, до глубины пройдя пространство своей души, для которой такое прохождение болезненно и непривычно. Если же пройти ее до донышка, то там, дальше, страха нет.

- А как пройти?

Игумен Евмений: Если человек ощущает себя искателем, если его уже запустили туда, он дойдет до этого пространства. Вы бывали в аквапарке? Пока ты поднимаешься по лестнице - можешь с любой ступеньки вернуться назад, если тебе это путешествие покажется опасным, но если ты уже попал в трубу - все, выхода нет. Остается только довериться силам, которые несут тебя вниз и ни за что не цепляться.

- Сегодня люди очень застрессованы: Фейсбук и телевизор переселились в голову людям, там ведется нескончаемый внутренний диалог. Все это может вызвать, в том числе, нездоровую тягу - выпить какую-то таблетку, или алкоголь, что-то покурить, словом, как-то отдохнуть от происходящего. Стоит ли сейчас давать читателю какие-то рекомендации?

А тексты из разных гламурных журналов - как похудеть, потолстеть, помедитировать, как подумать о том, чтобы подумать как помедитировать... Помните, в “Солярисе” Сноуден говорит: “Человеку нужен человек”? Каждому из нас нужен человек, с которым у нас Дом.

Это очень важно - найти такого человека, с которым у тебя Дом. То есть, человека, с которым тебе не нужно ничему соответствовать, не нужно ничего из себя изображать, быть “образцовым мужем/женой” или “быть духовным”, ты ценен во всех своих проявлениях, тебе рады именно потому, что ты - это ты!

Наверное, со времен хиппи произошел какой-то сдвиг в сознании людей - осознание того, что Дом - это не обязательно те люди, которые являются ближними на семейном, бытовом, кровном уровне. Это может быть любой человек, даже если он территориально находится далеко...

Мой первый духовник был очень стареньким, слепым, с редкими волосами, он собирал у себя дома людей и рассказывал истории, о том, как его маму благословил Иоанн Кронштадский, еще что-то, мог одно и тоже каждый вечер рассказывать. Люди в его присутствии оттаивали, каждый раз переживали благодать. И я приходил к нему юношей, лет 15-16 и чувствовал это переживание Дома. Именно там у меня впервые оно возникло, а затем я генерировал его, воспроизводил в отношениях с другими людьми.

Разговор с Петром Мамоновым

Сегодня это состояние душевного сиротства, бездомности, толкает людей в духовные поиски. А по сути, если по-честному говорить, всем нам Человек нужен... И не находя человека, многие думают: пойду искать Бога, может быть, хоть Бог не выгонит, примет меня таким, каков я есть.

- Такое знакомое чувство - только бы не выгнали. Откуда это в нас? Этот “синдром самозванца”?

Игумен Евмений: Бабушка мне в детстве говорила: “Не смейся, чтобы потом не плакать”. Многие из нас выросли с твердым убеждением, что если сейчас хорошо, то потом должно обязательно стать хуже. Это наш такой вот русский, украинский, славянский ангедонизм: “Не расслабляйся!”.

- Я раньше думала, что состояние - вот этой глубины, трансцендентности, ощущение Дома можно получить только с духовным наставником. Много ездила, искала чего-то, ходила на разные семинары, а недавно в Таиланде познакомилась с немцем-хозяином бара, и мы проговорили весь вечер на таком легком английском языке. Но возникло ощущение очень глубинного контакта, когда ты про человека все знаешь, он про тебя, и вы - не два, а часть какого-то большего процесса. При том, речь не идет о любовных отношениях. И, да, у него очень большое пристрастие к алкоголю.

Игумен Евмений: Дело не в том, что человек пьет или употребляет, сколько лет и с какой периодичностью он это делает. Дело в том, где человек в это время находится, можем ли мы с ним погрузиться в глубину или нет? Под воздействием алкоголя человек находится в измененном состоянии сознания, “что у пьяного на уме…” - и разболтать себя в этом состоянии - дело нехитрое.

А если искать единения с человеком по трезвому? В совместном движении в глубину нужно осознанно проходить барьеры, препятствия, страхи и комплексы. Вот, недавно у одного психолога прочитал: “Ощущение душевной близости мужчины и женщины может быть настолько непереносимым, что мужчина и женщина начнут заниматься сексом, чтобы избежать переживания близости”.

Иногда встречаешься с религиозными или “слишком правильными” людьми. С ними еще труднее идти в глубину. У них нет химической зависимости, но они сухие, эмоционально выжатые. Все у них так простроено, что не знаешь, как с таким человеком говорить...

С живым человеком наткнуться на несоответствие, на различие в мировоззрении - интересно! Если что-то выпало из привычной логики рассуждений - это не повод для конфликта, а повод для возникновения танца энергий, смыслов. А с “правильным человеком” ну просто не знаешь как - “грехов” у него нет, секса у него нет, зависимостей у него нет, принадлежит исключительно к правильной религии, духовника “имеет” (это особенно впечатляет). Весь вопрос в том, способны ли мы удерживать живую нить искренности, подлинности, настоящести.

- Значит не всех-то и спасать от зависимостей надо?

Игумен Евмений: Я так не ставлю вопрос: стоит или не стоит. Нужно смотреть на человека, на его запрос. Если человек обращается ко мне, просит помощи - я понимаю, что ему это нужно, не навязываю ему свой результат. Мне интересно с человеком, с его божественной красотой на глубинном уровне. Даже если сам человек ее не видит, а я ее вижу, то я хочу раскрыть эту красоту, прежде всего для себя. Да-да, для себя. Мне интересен этот Единый Свет, который светит через множество прекрасных индивидуальностей.

- То есть, Вы помогаете человеку увидеть этот Свет?

Игумен Евмений: Я могу только указать направление, а идти человеку придется самому.

- Какова, на ваш взгляд, основная причина возникновения зависимостей?

Игумен Евмений: Рано или поздно у каждого человека появляется какое-то подозрение, что вот эта вся материальная сторона жизни, с ее деньгами, вещами, необходимостью жениться, разводиться, ходить на работу, доказывать свою компетентность, учувствовать в каких-то дурацких спорах - это еще не все. Существует какое-то удовольствие от жизни, жизнь должна быть в удовольствие, не хватает какой-то радости, завершенности.

И необходимо некоторое личностное усилие, чтобы этот поиск удовольствия дорос до переживания блаженства жизни, а не упал до уровня банального кайфа. Последнее проще: укололся и забылся.

Можно, конечно говорить о причинах зависимости с точки зрения нейрофизиологии: существуют люди со сниженным синтезом гормонов удовольствия: серотонина, дофамина, эндорфина. Это может быть связанно с наследственностью, может быть, человек просто не знает творческого вдохновения, или не дополучил в детстве одобрения, объятий, ласки. И человеку как-то не по себе. Никуда не хочется, никуда не тянет, ничего не радует. Он может начать поиски радости жизни, и, не найдя ничего, пробует наркотик.

- Про батюшек, про церковь и про радость жизни хотела еще спросить. В Непале, например,буддистские священнослужители веселые и улыбчивые. А мы чего все время скорбим? Я не критикую, а пытаюсь понять.

Игумен Евмений: Потому что Бог у нас такой, такого Бога мы выбрали. Речь, конечно, не о Христе, скорее, о том, как образ Христа трансформировался, дойдя до наших мест. Сначала - в обличии Византийского Царя, затем, уже на Руси - Спас Ярое Око, Судия, от праведного гнева Которого могут спасти только молитвы Его Матери.

Но, кроме всего прочего, в храмах нас приучают чувствовать вину за то, что мы (лично каждый из нас) виновны в том, что Его распяли. Теперь представьте, какое непростое послание для психики человека: мы (своими грехами, а значит тем фактом, что мы живы) убили Бога, Который впоследствии будет нас судить! И еще неизвестно до конца, то ли по справедливости (и тогда - однозначно в ад), то ли по милости (то есть, амнистия).

И, чтобы этого избежать, нужно каждый день просить Его о помиловании. Но эти просьбы никакого результата не гарантируют!

Узнаете, откуда взята подобная модель? Конечно, из нашей русской ментальности. Вот они, “духовные скрепы” нашей государственности, о которых так много говорится сегодня.

- Погодите, погодите, но церквях афроамериканцев поют очень веселые песни.

Игумен Евмений: Интерпретация, воплощение священного текста очень во многом зависит от менталитета. Посмотрите, один и тот же канонический текст Евангелия, но какие разные интерпретации.

Вот, к примеру, Мария, Матерь Христа. У нас, православных, Она - Богородица Мать, у Католиков - Дева (вспомните католические скульптуры), холодная и неприступная. Понимаете? Персонаж то один и тот же, но ментальные образы, архетипы, разные.

Иешуа - у евреев, у нас - Иисус, в Америке Jesus (и сразу вспоминается “Christ, - Superstar”).

Иисус у католиков - в большей степени образ страдающего, распятого на кресте, мученика, кровь течет. У нас Он - Василевс, Царь, притом, находящийся под влиянием Матери, т.к. Богородица, как веруют православные, может вымолить того, кого Он по справедливости должен будет наказать.

За то долгое время, пока я служил миссионером, убедился, что свои глубинные представления о Боге (даже если они не соответствуют Евангелию) люди никогда и ни за что не сдадут. То есть, у нас Бога нужно “любить” и “бояться” одновременно. Непростая, скажу Вам, задачка для психики.

А в афроамериканских церквях присутствует естественная радость жизни, там люди просто поют и танцуют перед Богом, там постоянное ликование “Jesus loves you”. А нам, в нашем ментальном поле, в нашей религиозности - к Богу только через великие скорби, да и то, без гарантий туда попасть.

Разве что единожды свидеться на Страшном Суде. И потом - навечно в ад.

- Ангедонизм на государственном и религиозном уровне.

Игумен Евмений: Только скорбями, да. И при жизни мучиться, и после смерти.

Один русский философ говорил: “Как же несправедливо, что за какие-то 40, 50, 60 лет моей грешной жизни, Бог накажет меня вечными муками, повелевая прощать, наказывает нас навечно”.

И вопрос духовной зрелости: осознав в себе такую версию Бога, не боится ли человек ставить самому себе и своей религии “неудобные вопросы”? Если человек представляет Бога как надзирателя, который всю жизнь копит на него досье, чтобы расквитаться с ним за все после смерти - Бог ли это?

- А что же тогда есть Бог?

Игумен Евмений: Мне кажется, то, что есть Бог - за пределами описаний и концепций. На Него можно только указать. Молчанием.

Беседовала Н аталья Р евская (Халимовская), ОМ-Агентство, специально для KV

В последнее время во Всеукраинский апологетический Центр им. свт. Иоанна Златоуста все чаще стали обращаться люди с просьбой разъяснить деятельность так называемого игумена Евмения. Нас спрашивают, что это за «христианская медитация» такая, которой он обучает за немалые деньги?



Повышенное внимание к этому феномену возникло в связи с тем, что «гастролировать» с такими практиками игумен Евмений по городам Украины стал все чаще. Наших сотрудников, как правило, не удивить плакатами с обещаниями просветления, самосовершенствования или раскрытием гармонии Вселенной, но вот увидеть афишу с православным монахом вместо гуру, который обещает вышеперечисленное... Это обескуражило. На подобные уловки традиционно пускаются разного рода оккультисты, а никак не клирики Православной Церкви (пускай и заштатные).

Кто же этот странный игумен с плакатов о просветлении?

Игумен Евмений (Перистый) родился в 1969 г. в Донецкой области Украины, принял монашество в Киево-Печерской Лавре в 1989 г., а с 1992 по 2006 гг. был настоятелем Макарьево-Решемского мужского монастыря Ивановской епархии. Свою бурную деятельность он начинает в Москве, куда переезжает со временем. Здесь он становится известным как публицист и организатор "прогрессивных" семинаров под названием «Альфа-курс».

Однако уже в 2008 г. приказом № 2/3 от 6 февраля председателя Миссионерского отдела РПЦ архиепископа Белгородского Иоанна (Попова) он отстраняется от миссионерской деятельности, освобождается от должности клирика Никольского храма Патриаршего подворья в Отрадном г. Москвы и отправляется за штат.

За что отправили за штат игумена Евмения?

Согласно заявлению пресс-службы Синодального миссионерского отдела РПЦ, книги Евмения «Притчи православного миссионера» выходят без благословения священноначалия, а текст их содержит «сомнительные примеры и сравнения, которые вносят смущение в умы и сердца новоначальных и не могут служить главному назначению миссионерства - распространению православной веры». В связи с чем рекомендовано воздержаться от использования этих текстов в миссионерской работе.

С критикой его «Альфа-курса» выступили известные православные миссионеры, сектоведы и священники. Попытка создать волну, по сути харизматического обновления в православной обертке, снискала ему недобрую славу. Это движение было расценено специалистами как лжеучение и внутрицерковное сектанство.

Как заштатный клирик стал восточным гуру?

Однако никто не предполагал, что Евмений настолько сильно погрузится в индуистскую мистику и восточные практики. Все началось с того, что общественности стали доступны опубликованные горе-миссионером фотографии путешествий, на которых он позирует, обнимая разные идолы, красуется на фоне индуистских храмов в компании с разными гуру. Позже появляются фотографии, где он уже с тилакой (красная точка) на лбу или же в позе лотоса в накидке для медитации.

И вот сегодня его можно увидеть на цветных плакатах во многих городах Украины. Игумен Евмений предлагает украинцам погрузиться в «христианскую медитацию»...

И что же конкретно проповедует «гуру» Евмений на своих семинарах-тренингах?

На одной из ознакомительных встреч поприсутствовал и наш сотрудник.

Евмений объяснял, что любая религия – это оковы для человека, из которых надо выбраться. Сравнивал религию с открытой дверью, возле которой столпились тысячи, но через которую не входят (почему-то). В общем, всячески намекал, что есть человек, который вырвался из оков, прошел сквозь дверь и теперь знает, как через нее проскочить и другим...

А еще он знает, как простыми методами йоги гармонизировать внутренний мир, наладить взаимоотношения с людьми и обрести уверенность в себе. Словом, уроки индийских гуру для Евмения не прошли даром. Даже для ряда эзотериков и йогинов он стал диковинкой. Когда еще монах в рясе и с крестом распространял оккультный бред, а вместо Евангелия цитировал Веды?

Все дело в цене, или Почем «новое учение»?

Только вот такая «уникальность» дорогого стоит. Самые главные тайны на бесплатном занятии не открывали, их можно было узнать, заплатив всего 2000 грн.

Несколько «ярких мыслей» из выступлений «учителя»

Предлагаем несколько крылатых высказываний Евмения из его выступлений в неоиндуистской общине «Дивья Лока», что расположена в нижнем Новгороде, а известна, к слову, тем, что была заподозрена в связях с Аум Синрике.

«Я с удовольствием захожу в англиканский храм или в аудиторию, где проходят дзен-медитации. И я слушаю сердцем, обогащаюсь и наполняюсь. И когда сердцем волна принята, тогда я понимаю писание этой традиции. А как сердцем? Когда я полюблю то состояние и тех людей, которые являются носителями, я тогда понимаю те форматы, те теории и те практики».

«Мои догматические убеждения говорят, что в это Божественное измерение только один путь по имени Христос! И это догматические истины, в которых я убежден, и меня убедили, и так далее. Когда я вижу, например, вас (йогов). Я по сердцу слышу тот же резонанс и тот же самый вкус. Я по текстам, которые встречаю, вижу те же резонансные ответы, которые известны мне из Священного Писания. И здесь передо мной, как перед христианином, стоит вопрос, то ли вернуться в свое догматическое, то ли довериться новизне встречи, которое по резонансу меня с вами роднит. Я выбираю путь сердца!»…

К чему может привести такое «миссионерство»?

Можно по-разному пытаться объяснить "молитвы" этого человека с еретиками, камлания с иноверцами и разного рода оккультистами. Некоторые пытаются оправдать такие действия, называя их, хоть и своеобразным, но миссионерством. Якобы так Евмений пытается познакомить с Православием далеких от христианства людей, но выглядит все ровным счетом наоборот.

Заштатный игумен в рясе утверждает в ересях собравшихся на его лекциях. И после подобного «миссионерства» уже практически невозможно будет объяснить человеку, далекому от истинного учения Церкви, что подобные практики никак не могут соотноситься с Православием. И куда печальней и трагичней, если неокрепший в вере православный христианин, доверившись авторитету и советам Евмения, начнет прибегать к таким оккультно-эзотерическим экспериментам. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Ведь любое новшество, не имеющее твердых корней в предании Церкви, чуждое ему, и не должно приниматься нами.

Особую обеспокоенность вызывают его семинары-тренинги

Евмений, используя телесно-ориентированную психотерапию, пропитывает свои практики смертельным ядом оккультизма и преподносит все это, как учение Православной Церкви. Подобные наработки, взятые из оккультных практик, могут негативно воздействовать на психику и тело человека, и уж тем более категорически неприемлемо связывать это с христианством.

Путь из монахов в гуруизм лежит через…

Итак, что могло толкнуть игумена на то, чтобы оставить христианскую аскезу, богословие и отправиться на духовные поиски в оккультно-мистические практики?

Люди, которые лично знают Евмения, объясняют это тем, что в свое время его сильно обидели, недооценив талант и миссионерские стремления. Но, похоже, это не вся правда, причина должна быть глубже.

Существует ряд схожих примеров зарождения сектантских тенденций в разных религиях. Лидерам таковых движений свойственно постоянно приспосабливаться к изменяющимся запросам общества. Как правило, последователи таких внутрицерковных течений перестают видеть востребованность существующего вероучения в окружающей их реальности, поэтому начинают поиск новых «живых» форм религиозных переживаний и интерпретаций. Поначалу эти новые формы они пытаются найти в рамках вероучения и практики своей Церкви. Если искомое не будет ими обнаружено, то они могут взять на себя инициативу по изменению традиции, начиная тем самым процесс развития сектантских тенденций.

Вполне вероятно, что адекватность восприятия Евмений потерял с попыткой ввести в Православие такое опасное течение, как «Альфа-курс».

Все остальное его перевоплощение в гуру, похоже, обусловлено необходимостью приспособиться к новой реальности и найти в ней свою нишу. И надо признаться, он ее нашел.

Оккультист в монашеском одеянии – эзотерики в восторге!

Нехристианские практики гуру предлагает в православном одеянии и с наперсным крестом на груди. Только подумайте: монах, который владеет оккультными знаниями! Вот та эклектика, которую многие оккультисты ждали и на которую ссылались, когда говорили, что «монахи прячут тайные знания в монастырях и не рассказывают о них простым людям».

И можно ожидать, что как только исчерпается тема «христианских медитаций» и «православной йоги», последует новая волна перевоплощения игумена в русле «православного вудизма» или «православного танца Дервишей».

Весьма прискорбно осознавать, что игумен Евмений и сам шагает к погибели, и другим служит соблазном. В связи с чем особенно актуально в наше время быть начеку – хранить свой ум от всякого рода лжеучений или «религиозного винегрета», который время от времени готовят неокрепшим умам подобные умельцы.

Важно четко понимать, что абсолютно неприемлемо и опасно привносить в реку церковного учения чуждые духу Православия новшества, гнездящиеся в оккультизме, в восточных религиях, а порой носящие откровенно демонический характер.

Полностью присоединяюсь к предыдущим отзывам. Очень познавательная, написана современным языком. Читала и пересказывала мужу.

Екатерина 0

Читали вместе с мужем эту книгу, когда я была беременной. Чтобы подготовить себя с осознанному родительству. Очень многие моменты в книге, действительно, проскальзывали в детстве от наших родителей. Поэтому такие ситуации как-то сразу откладываются в голове, и думаешь, что уж со своим ребёнком ты этого не повторишь! А порой вокруг увидишь, как обращаются и разговаривают некоторые родители со своими детьми, так вообще же плакать хочется и кричать: - Люди, одумайтесь! Что вы делаете?! Когда ребёнок маленький, он все простит маме и папе, только потом в более зрелом возрасте это может аукнуться в разной степени. Книга заставляет над этим задуматься и проанализировать своё поведение и найти истоки своих недостатков и комплексов. Книга помогает взглянуть по-иному на процесс воспитания детей (особенно у кого первый ребёнок) и к книге хочется возвращаться снова и снова по мере взросления детей.

Если книгу хочется перечитать еще раз, а потом еще - значит, книга каждый раз открывает то, что в прошлый выпало из поля внимания. Потому что глубоко и емко и сразу всего умом не охватить. Хотя каждая из глав - всего по 2-3 странички. Читала и взрагивала - на каждую ситуацию могу сходу назвать несколько примеров из жизни. Причем это поколение современных родителей, а вовсе не те, кому эти вопросы уже не интересны (кстати, там есть совершенно потрясная глава для бабушек - читать, читать и еще раз читать всем!). В конце каждой главы даются важные, на мой взгляд, выводы: "Почему так происходит?", "Что делать дальше" и "Прогноз". Все темы - родительская классика заблуждений и стереотипов. Дух замирает, насколько они живучие! Еще одно достоинство книги - очень легко (несмотря на глубину) и интересно читать. Даже такие темы, как ранняя беременность и развод. Эх, эти бы книжки - да к ЗАГС, в качестве подарка на свадьбу...

Sapozhnikova Svetlana0

Здравствуйте! Спасибо автору, Татьяне Леус, за откровенный и добрый разговор со мной в книге " Распространенные родительские заблуждения" Советую молодым мамам и молодым бабушкам- почитайте эту книгу.Мы думаем что все известно, как воспитывать, как строить отношения, в этом есть наши заблуждения и ошибки. Наши дети другие чем были мы, а внуки растут в новом социуме. В книге последовательно и глубоко раскрывается тема отношений родителей и детей. Полезная и нужная книга.

Аксенова Лора0, Москва

Комарова Ксения0, Россия, Екатеринбург

Татьяна Леус

Распространенные родительские заблуждения

© Леус Т. В., 2009

© ООО «Рама Паблишинг», 2010

* * *

Дорогие взрослые!

Эта книга о ваших детях. Эта книга о вас. Мы все когда-то были детьми и до сих пор ими остаемся в глубине души. Во всех нас живут детские страхи, обиды, невыплаканные слезы, невысказанная боль.

В этой книге каждый узнает себя, найдет свои эмоции и переживания. Наши «вредные советы» помогут увидеть последствия ошибок ваших родителей, подскажут, как не допускать их со своими детьми. Вы увидите другие стороны своего ребенка, иначе ощутите и увидите себя. Общение с ребенком приобретет новые краски, новый смысл.

Прочтите эту книгу для себя. Побудьте наедине с собой, переживите, наконец, то, что мучает вас много лет.

Введение

«Вот уже несколько лет я нахожусь в состоянии апатии, близком к депрессии. А последние месяцы меня мучают сильные боли в области живота. Я не говорю о головных болях, которые почти не проходят – к ним я уже привыкла». Так начался сегодня мой рабочий день. На приеме женщина 29 лет, симпатичная, стройная, с виду благополучная. Ее жизнь превратилась в кошмар. Но не сегодня, а много лет назад. Сейчас мы только пожинаем плоды того времени.

Чтобы помочь женщине, нам придется совершить путешествие в ее детство, добраться до того маленького обиженного ребенка, который до сих пор живет в ней, страдает, болеет, боится, злится, чувствует себя виноватым. А потом долго выращивать его до зрелого, взрослого человека, умеющего жить без боли физической и моральной.

Сколько таких обиженных, рыдающих детей живет внутри преуспевающих бизнесменов, строгих учительниц, банкиров и взрослых родителей, у которых уже есть собственные дети! И эти родители, сами того не осознавая, делают все возможное и невозможное, чтобы их ребенок однажды сказал «Я ненавижу маму и папу» или «Я их боюсь», что, впрочем, одно и то же. Они ждут, что ребенок, когда вырастет, отдаст им долг, да только не тем, что родители посеяли сами, а добротой и заботой, ведь они же хотели как лучше. Вот такая путаница!

Милые родители, дорогие взрослые! Предлагаю вам заглянуть в таинственный мир неведомого будущего прямо сейчас. Может, ваш ребенок еще не родился или он совсем маленький, или уже подросток. У вас есть возможность увидеть последствия родительских ошибок прямо сейчас, пока вы сами эти ошибки не сделали. Ведь я уверена, что вы хотите для своего ребенка только добра.

В этой книге у меня появилась уникальная возможность соединить многолетний опыт работы в детской поликлинике с опытом ведения глубинной психотерапии у взрослых «детей», то есть работой с людьми, страдающими серьезными психологическими проблемами, погружаясь и разбирая случаи из их детства. Каждая разобранная в книге тема – это статистика реальных случаев, а не предположение «если сделать так, то может случиться следующее…». Много лет мне приходилось слушать рассказы мам, пап, бабушек и даже теть о детях разного возраста. Однако часто с рассказов о своих детях взрослые переключались на случаи, которые происходили давно, иногда десятки лет назад, с ними – в пору, когда они сами еще были детьми. Все они переживали те же ситуации, испытывали те же эмоции, что и… их собственные дети сегодня. Так, может, не стоит дожидаться последствий, к которым приводят родительские заблуждения? А если ошибки допущены, лучше их исправить сейчас.

О страхе, оценках и бабе-яге

Ребенок должен знать, что мир опасен

В этой главе я хочу затронуть одну серьезную проблему – вопрос мировосприятия. Безусловно, это тема не одной книги, но мы поговорим прежде всего об эмоциональной стороне ваших отношений с миром. Понятно, почему: ребенок воспринимает сценарий вашего отношения к реальности зачастую в искаженном варианте.

«После свадьбы, – говорит женщина, – муж сказал мне: „Сиди дома, воспитывай детей, остальные проблемы я решу сам“. Посопротивлявшись для вида, я несказанно обрадовалась возможности не выходить в этот опасный, страшный, полный неизвестности мир».

«Я не могу поменять работу, хотя нынешнее положение меня совсем не устраивает, – жалуется молодой человек, – мне настолько трудно адаптироваться в коллективе, что я не готов в очередной раз подвергнуть себя новому стрессу».

«Если мне нужно позвонить незнакомому человеку, я начинаю готовить себя чуть ли не за сутки. И не факт, что я смогу в итоге это сделать», – рассказывает на приеме женщина 39 лет. «Что же вас останавливает?» – «Мне страшно». – «Что же такое может произойти? Чего вы боитесь?» – «Всего».

Как вы заметили, разговор шел со взрослыми людьми. Что и когда их так напугало?

Дело в том, что, когда речь идет о каких-то конкретных событиях, объектах, которых боится взрослый человек, мы можем предположить, что в корне этого страха лежит какое-то происшествие, оставившее след в сознании человека. Например, во время полета случилась непредвиденная ситуация и теперь человек боится летать, хотя далеко не каждый, попав в подобную историю, будет испытывать страх перед полетами. Но в наших историях у каждого обнаруживался такой страх перед миром, как будто это были не взрослые, зрелые люди, а маленькие дети, у которых «деревья еще большие». Ясно, что этот ужас зародился еще в детстве и сейчас в отношениях с миром человек продолжает пребывать в том возрасте, когда он был так напуган.

В моей практике не было ни одного случая, чтоб источником страха не оказался родитель или другой взрослый. Даже когда дети выходят из опасных для жизни ситуаций, они боятся чего-то конкретного, но отношение к миру формируется только при непосредственном участии родителя.

Как вы думаете, может ли у ребенка сформироваться позитивное отношение к тому, к чему у его мамы или папы, мягко говоря, настороженное, недоверчивое отношение? Может ли родитель в таком состоянии транслировать ребенку: «Мир добр, мир прекрасен»?

Представляю реакцию скептиков: «Ничего себе прекрасен: войны, убийства, насилие! Вот у соседа вчера квартиру обворовали. А в школах что творится?! А в стране?!»

То-то и оно! Мир – он разный . В нем, как и в чем угодно другом, можно увидеть плохое или хорошее. Два человека, глядя на одну и ту же вещь, могут воспринимать ее совершенно по-разному. Помните притчу о стакане, который либо наполовину пуст, либо наполовину полон? Воды-то в нем налито одинаково, но один человек видит его в первую очередь пустым, а другой – полным. Наше восприятие мира зависит от того, что внутри каждого из нас. Это восприятие вольно или невольно мы передаем нашему ребенку.

И снова разбор вечных вопросов о воспитании. Как воспитывать детей садичного возраста и старше, и вообще – КАК воспитывать?

Татьяна Леус Папины дочки&Маменькины сынки.

Игры, в которые играют семьи.

Издательство: У-Фактория, 2008 г.

В серии местного издательства «Психология детства» плохих книг не бывает. И новая книга психолога Татьяны Леус оказалась весьма полезной. Чем она может быть близкой современному читателю: во-первых, узнаваемый стиль отечественных психологов. Не «американизированный» – свой. Спокойный, доверительный, чуть ли не домашний. Во-вторых, текст гармонично вливается в бессознательное, как будто всегда там был. Несмотря на огромное количество упрощений, тоже свойственное нашим психологам.

Женщина жалуется подруге, мол, не мужчина у нее, а маменькин сынок, не обращает на нее никакого внимания. Подруга советует: «Надень самое красивое белье и вечером прямо в таком виде встречай мужа с работы. Уверяю, на некоторое время о маме он точно забудет!" Та так и сделала: привела себя в порядок, надела черное шикарное кружевное белье. Муж возвращается с работы, открывает дверь и, видя жену в черном белье, испуганно спрашивает: "Что-нибудь с мамой случилось?"

Это анекдот из книги. А вот типичная история из нашего форума: маленький ребенок на вопрос мамы «ты меня любишь?» постоянно отвечает «нет!» Мама на полном серьезе огорчается. Подходим к сути книжки: не проецируйте отношение к одному человеку на другого человека, особенно если другой – это ребенок. Не проецируйте любовь к маме на жену, любовь к сыну – на мужа, и так далее. Разберитесь со своими проекциями. Проанализируйте свое отношение к родителям, мужу/жене и детям с точки зрения возможных проекций – у многих просто глаза открываются на решение многих проблем во внутрисемейных отношениях. Психологи предупреждают: не надо ждать от ребенка реакций мужа, а от мужа – эмоций и поступков своего папы.

Ценности сугубо индивидуальны. То, что входит в список ценностей одного, не обязательно войдет в ценностный ряд другого человека. Есть, конечно, такие ценности, которые просто должны быть у человека, и все: это его собственная жизнь, здоровье, собственная безопасность. Но даже эти ценности не догма! К сожалению, в мире есть люди, стремящиеся к суициду или уходящие в секты, дабы погибнуть за идею. Это тоже их ценности. Вряд ли нам захочется таких ценностей для наших детей.

Для формирования здоровых ценностей у вашего ребенка в период, пока он еще маленький, придется потрудиться. И потрудиться, как всегда, над собой. Невозможно получать, ничего не делая. Но и стремясь к получению, подумайте, что вкладывать и чем это вернется. Что бы вы ни говорили своему ребенку, что бы ни старались привить, ваше поведение – это единственный инструмент, который будет формировать его ценности, его мировосприятие, а значит, и его поведение. И по отношению к вам в том числе. Каждый ваш поступок будет записан на «пластинку» бессознательного вашего ребенка, и именно это будет влиять на его выборы, на его поведенческие реакции. Это и является формированием духовной сферы ребенка. Не то, что вы скажете, а то, как вы поступите в той или иной жизненной ситуации.

В книге подробным образом разбираются все мыслимые проецирования. О том, как из обычных детей в итоге получаются папины дочки или маменькины сынки: кто такая «женщина-мать» и «женщина-дочь», «мама-герой» и «авторитарная мама». Такие же роли исполняют и мужчины. Кого воспитывают взрослые, играющие ту или иную роль – и кого они при этом надеются воспитать. Психолог объясняет, почему ожидания не соответствуют реальности, и какие жизненные сценарии в итоге программируются подобными ролями и стойким служением своей проекции.

У меня на приеме женщина. Она хочет договориться о том, чтобы привести ко мне сына. Причина: мама считает, что сын неуважительно к ней относится и не проявляет должного внимания. Еле сдерживая слезы, женщина рассказывает, что на днях у нее был день рождения, и сын, которому одиннадцать лет (он сейчас отдыхает в лагере), позвонил ей и сказал: «Мама, я поздравляю тебя с днем рождения!» От возмущения и обиды у женщины перехватило дыхание: «И это все?!» Сын, вероятно довольный, что он поздравил маму, весело отрапортовал: «Да!» Маминому возмущению не было предела: «И ты ничего мне больше не хочешь пожелать?!» - чуть не закричала она. На что сын так же весело ответил: «Я желаю, чтобы ты поскорее закончила свой важный проект и купила мне плеер, как обещала». Был скандал. Были слезы. Была речь о неуважении и возгласы: «Я для тебя… а ты!..» Настроение было испорчено. Ожидания матери не оправдались. Чего же она ждала?! Этот вопрос я задала маме. Мама хотела услышать приятные для нее слова, пожелание счастья, любви, какой-нибудь комплимент. «А он, эгоист, все о себе думает», - закончила она. Стоп, стоп! Мы о ком сейчас говорим?! Это не муж и не любимый мужчина! Мальчику всего одиннадцать лет! Он вспомнил о мамином празднике и даже нашел возможность ей позвонить. А требование матери явно не как к сыну.

Приводятся многочисленные примеры, тесты, психологические игры. Книга легкая как разговор, ее было бы полезно подсунуть и папе (и бабушке с дедушкой). В ней рассматриваются стереотипы: например, известный сценарий поведения, когда взрослые постепенно устанавливают в семьях правила, которым противились сами, будучи на попечении родителей. Как часто мы замечаем, что сквозь нас «проступает» образ матери или отца, слышим знакомые интонации у себя. Нет-нет, да проскальзывает. Не страшно, если это происходит периодически и не портит психологическую атмосферу в семье. Однако прислушайтесь: с какими интонациями мы «вдалбливаем» своим детям свои же собственные ценности – и наши ли это ценности. И нужны ли они детям. И не будут ли они когда-нибудь отрабатывать те же методы на своих семьях...

Также книжка поможет разобраться в воспитании разнополых детей и победить свои комплексы по поводу «неодинаковой» любви к сыну и дочке, ответить на вопрос: почему любовь мамы к дочерям выглядит более требовательной, а к сыну – более эмоциональной, такая же ситуация и с папой – его отношениями с сыном и дочерью.

Заряна и Нина Некрасовы. Ты расти, а мы поможем!

Настольная книга для родителей детей от 3 до 7 лет.

Издательство: Эксмо, 2009 г.

Невероятно плодовитые авторы книг по воспитанию детей, мать и дочь Некрасовы написали книги-справочники с советами для родителей детей дошкольного возраста. Охвачены практически все проблемы, возникающие в «садичном» возрасте от 3 до 7: от развития творческих навыков до самостоятельного одевания, от адаптации к детскому саду до поведения на детской площадке.

Да, для многих ребятишек детский сад – это стресс. Любой, даже самый лучший садик не заменит ребенку маму и папу. Да, сначала ребенку без вас будет трудно, одиноко. Да, многие в детсаду начинают болеть. Многие плачут и жалуются на сверстников.

Но, что самое интересное, к детсаду намного легче привыкают те дети, чьи родители меньше паникуют в связи с детсадовской темой, не трепещут от взгляда в «светлое завтра», не ворочаются ночами с мыслями: «Как же мы теперь будем жить!» А принимают все как данность и спокойно относятся к садику, как к новому повороту судьбы. Почему? Как мне говорила мудрая тетушка, «не вибрируй, деточку не нервируй!». Вы «вибрируете» - это уловит ребенок.

Мы чувствуем вину, мы выражаем тревогу – не словами, но интонациями, взглядами, повышенным вниманием к его самочувствию. И эту нервозность дети перенимают очень быстро, и свое пребывание в детсаду ощущают как что-то неправильное, болезненное, чуть ли не как наказание. Каким будет его состояние и самоощущение? Соответствующим. «Вибрирующая» мамочка, заранее впадая в легкую панику, старается малышу компенсировать будущие «страдания»: больше сюсюкает, старается подсунуть лишние конфетки да развлечения, становится неоправданно снисходительной к плохому поведению и т.п. Умный малыш немедленно этим воспользуется! И что получится? Пройдет ускоренный курс по теме «Как мамой манипулировать». Мало того. Если эта тема, да еще со знаком минус, забивает вам голову – вы не удержитесь и начнете обсуждать садовские проблемы при малыше. А малыш? Он все услышит: у детишек ушки всегда на макушке, даже если они страшно заняты.

Претензия к авторам остается все та же: они окончательно переходят на разговорный стиль, скоро их книги будут восприниматься как радиопередача. Их проще было бы слушать, а не читать. Основное внимание уделяется адаптации к детскому саду: психологической и физической. Много советов по точечным ситуациям: например, как простимулировать ребенка каждое утро идти в детский сад, минуя спектакль, устраиваемый особо впечатлительными личностями. Стремясь «отделаться», «заткнуть», многие мамы задабривают ребенка мультфильмами и сладостями. Это быстро, легко, удобно. Существует много других способов. Например, пообещать интересную игру в догонялки по пути к садику. Использовать метод правильного одобрения реакций и поступков – это когда любая реакция ребенка, вплоть до криков, одобряется, в этом случае мама применяет недюжинную фантазию.

Психологи лишний раз намекают: не надо постоянно говорить ребенку «ты молодец», одобрения должны быть развернутыми. Как то: «я очень рада, что ты…», «я заметила, как ты хорошо это сделал» Если ребенок еще не плачет, но уже куксится, можно быстро сказать: «Как здорово, что ты не плачешь, я бы на твоем месте плакала, так не хочется рано вставать по утрам!» Также описаны тонкости общения с воспитателями – то, о чем родители часто забывают. Ведь ребенок, возвратившийся после садика домой, может о многом сигнализировать – в том числе и о каких-то проблемах, а воспитатель, как пишут авторы, не экстрасенс, чтобы обо всем догадываться без контакта с родителями.

Как-то шла я с маленьким сыном из магазина, несла тяжелую сумку. Он просит: «Дай я помогу». – «Помоги». Идем, несем сумку вроде бы вместе. Малыш вдруг заявляет: «Я сам, дай я сам понесу!» Не давать, отговаривать? Ведь точно знаю: не справится, сумка очень тяжелая. Нет, лучше дать – пусть убедится сам. Сын берет сумку и тут же роняет. Приподнял с земли, поставил опять. Чувствую, что ему неудобно: сам вызвался, сам не справился. Шмыгнул носом, посмотрел на меня. «Знаешь, мам, я потренируюсь еще – и все сумки тебе донесу!» - «Мне приятно иметь такого помощника», - отвечаю. Потом мы достали пакет, положили туда батон и йогурт – и сын понес его сам, до самого дома.

Что ребенок может сделать сам – пусть делает сам. Что не может, но пробует – пусть пробует и сам убедится, и выход найдет. Окружать заботой и вниманием собственного ребенка – это нормально. Но излишняя забота идет ему только во вред. Несет карапуз тарелочку: «Осторожно, разобьешь, дай-ка я сама…» Полез на пенек: «Ты куда! Бух, свалишься», поднимает малыш листик с земли: «Не бери, это бяка»… Так начинается. А потом родители входят во вкус и «выслеживают» фактически каждый шаг своего ребенка, стараясь всюду ему подложить соломки. Усиленно опекающие родители буквально выпестовывают робость своего малыша.

Отдаем должное фантазии авторов книги: практических советов – вагон и маленькая тележка. Как превратить одевание на улицу в познавательную игру, как разобраться с детскими страхами. И самое главное – способы, позволяющие договориться с детьми в самых сложных ситуациях. Когда проступки настолько очевидны, что усталой маме хочется просто накричать и не думать ни о какой психологии. Авторы наглядно показывают, что с детьми можно договориться в любом случае, включая самые безнадежные. Описаны возрастные особенности детей («что должен уметь в таком-то возрасте»), способы закаливания – и, конечно, игры, много игр. Хорошая книга – легкая, эмоциональная, информативная.