Краткое содержание: Жизненный успех и психологические варианты направленности личности детей. Как вашему ребенку достичь жизненного успеха.

Выделяют несколько основных психологических вариантов направленности личности детей.

1. "Игровой" тип.

Для этих детей наиболее важным являются игровые предметы и игровые ситуации, причем здесь существуют по крайней мере два направления: манипулирование предметами и драматизация - перевод всех житейских ситуаций в ролевые игры. Этим детям (а может, и иным взрослым) свойственно все дела превращать в игру. Причем игры бесконечны и самозабвенны и как бы во вред делу (но на самом деле это не так).

2. Тип "реально-бытовой", "реально-практический".

Эти дети предпочитают знакомые бытовые предметы, ситуации, практические действия. Склонны действовать по определенному известному им образцу, их мышление конкретно, они лучше воспринимают наглядные примеры, а не отвлеченные рассуждения. Они особенно активны в ситуациях, где можно применить практически имеющийся у них опыт.

3. Тип "живущих по правилам" ("школяры").

Для этих детей очень важны правила, требования взрослых, социальные нормы. Делать как надо, правильно - это главное. Они хорошо усваивают формальные требования, формально-логические схемы знаний и поведения, что позволяет им хорошо справляться с социальными ролями.

4. Тип "отношенческий".

Детям с таким типом направленности личности наиболее близок и дорог мир человеческих отношений, эмоциональных переживаний. В этот мир они часто так глубоко погружены, что внешний мир - объективных предметов и их связей - становится для них как бы чужим. В итоге они начинают в нем хуже ориентироваться, больше подчинены внутренним импульсам, нежели внешним сигналам. Окружающий мир воспринимается ими через оценки "люблю - не люблю", "хороший (для меня) - плохой". И чрезвычайно важно, чтобы другие люди считали, что я - хороший. "Отношенческим" детям свойственно тонкое различение эмоциональных состояний других людей, повышенная чувствительность и впечатлительность, напряженность эмоций и интенсивность переживаний внутри себя.

5. Тип "общенческий".

Эти дети предпочитают совместное с другими людьми времяпрепровождение, совместную деятельность, обмен разнообразной информацией. Им интересен мир людей и их социальное взаимодействие, и в нем они всегда активны. Благодаря оживленным контактам, в которые они активно вступают, они часто обладают довольно обширными сведениями из разных областей жизни, словоохотливы и быстро продвигаются в накоплении всякой информации. Но их практический опыт жизни, как правило, обеднен - ведь они больше говорят, чем делают.

6. Тип "познавательный".

Такие дети заметно отличаются от остальных склонностью к умственной, познавательной работе. У них развита речь, довольно широкие (для их возраста) познания в разных областях, часто - ранний интерес к какой-либо специальной области знаний. Они предпочитают интеллектуальные занятия: решение логических задач, головоломок, рассуждения и обсуждение разных вопросов, отмечены острой любознательностью.

В отличие от простой любознательности, свойственной всем детям определенного возраста, они активны в поиске источников знаний (книги, общение), стремятся обобщить узнанное, стараются логически организовать свои знания (на доступном им уровне), подолгу обсуждают и возвращаются к какому-либо заинтересовавшему их предмету, пока не составят четкого представления о нем.

Однако и они часто бывают беспомощны в практических ситуациях и действиях. Их общение не самоцель, а способ получения какой-то интересной информации, тогда как у общенческих детей сам по себе контакт с другими людьми дает заряд активности и чувство удовлетворения.

Конечно, ребенок в обычной жизни не ограничен исключительно рамками одного типа. Сохраняя стержень своей личности, он может проявлять в своем поведении черты других типов.

Родителям, которые узнали в одном из описаний своего ребенка, надо помнить главное: ни один из этих типов не является однозначно плохим или хорошим, более или менее удобным для самого ребенка и для окружающих. Ломать кого-то бессмысленно.

Во-вторых, все мы, и дети в том числе, в течение жизни способны изменяться, обогащая свой арсенал привычных целей и способов поведения.

Другие публикации на тему этой статьи.

Научных определений понятия «направленность личности» немало, психологи понимают ее по-разному. Но несомненно то, что направленность – одна из ведущих характеристик и важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития индивида как социального существа.

Значительный вклад в изучение феномена направленности личности внесли многие советские психологи. Всемирно известны концепции С.Л. Рубинштейна (о динамической тенденции), А. Н. Леонтьева (о смыслообразующем мотиве), Б.Г. Ананьева (об основной жизненной направленности).

По сути, направленность личности – это совокупность побуждений или мотивов человека. Проще говоря, направленность – это, то чего хочет человек и к чему он настолько привык стремиться, что эти устремления стали «опорой», «стержнем» его личности. Направленность личности, словно тенденция в моде, предопределяет в каком стиле будет жить человек.

Направленность – это сложносоставное свойство личности, которое позволяет понять цели и мотивы поведения человека, а также их спрогнозировать. Ведь зная, на что в жизни ориентируется субъект, каковы его установки и направленность, можно догадаться, как он поступит в той или иной ситуации. И наоборот, понаблюдав за человеком в какой-либо значительной ситуации, можно понять его личностную направленность.

Направленность формируется в процессе воспитания и самовоспитания и всегда социально обусловлена, то есть зависит от устоев общества и оценивается с точки зрения морали, нравственности, традиций.

Формы направленности личности:

  • цели,
  • мотивы,
  • потребности,
  • постоянное субъективное отношение,
  • ценностные ориентиры,
  • идеалы,
  • интересы,
  • принципы,
  • симпатии и антипатии,
  • вкусы,
  • склонности,
  • привязанности и прочее.

Направленность влияет на характер, способности, временные психические состояния и даже на практически не способный изменяться в течении жизни темперамент.

Самая важная функция личностной направленности – смыслообразующая . Человек – существо, нуждающееся в смыслах. Если нет смысла, нет мотива, а без мотива нет деятельности. Направленность организует человеческую деятельность и делает ее осмысленной во всех сферах, будь то личная жизнь или работа.

Направленность личности, так же как и стремление человека к какой-либо конкретной цели, не появляется из ниоткуда и не является чем-то стабильным.

Формируется направленность поэтапно. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой появляются структурные компоненты направленности личности:


Интересы как структурные компоненты направленности личности могут сказать о человеке намного больше, нежели его влечения, желания и стремления. Зная, чем интересуется человек, уже можно составить приблизительное представление о нем.

  1. Склонность. Склонности определяют не созерцательную, а активную направленность. Склонность побуждает действовать в одном направлении не единожды, а возвращаясь к определенному занятию снова и снова. Возникает склонность, когда интерес подкрепляется волей, ее можно назвать интересом к конкретному виду деятельности.
  2. Идеал . Это конкретный образ конечной цели склонности, личный ориентир, опора в принятии важных решений и основа мировоззрения.
  3. Мировоззрение . Это совокупность взглядов на мир, общество и самого себя, соединенная в единую, целостную модель. Мировоззрение – это свод личных законов жизни, помогающих адаптироваться в настоящем и планировать будущее.
  4. Убеждение . Высшая форма направленности, представляющая собой систему осознанных жизненных мотивов, побуждающих поступать согласно принципам и мировоззрению. Без убеждений человеку пришлось бы каждый раз снова и снова познавать и постигать на собственном опыте как следует поступать. Убеждения же помогают быстро определяться с правильной моделью поведения в той или иной ситуации. Множество убеждений это множество групп устойчивых мотивов, которые и образуют «стержень» направленности личности.

Такая последовательность – от влечения к убеждению – подобна матрешке : каждый следующий структурный компонент содержит предыдущие.

Направленность личности в зависимости от главного объекта устремлений бывает нескольких видов :

  1. Личная или направленность на себя . При такой направленности человек стремится к самореализации, удовлетворению личных потребностей и достижению собственных целей.

Это целеустремленные, ответственные, организованные, полагающиеся только на собственные силы, думающие и планирующие, и в то же время активные личности.

Такие люди сильные и уверенные в себе, но со стороны может казаться, что они самоуверенны и эгоистичны. Их проблемой нередко становится неумение делегировать полномочия, просить о помощи и стремление к одиночеству.

  1. Коллективистская или направленность на других . Главная потребность людей с этим видом направленности – общение и контакт с другими индивидами.

Такие личности неконфликтны, учтивы, добропорядочны, готовы прийти на помощь, сопереживают и соучаствуют, ориентируется на окружающих, прислушиваются к чужому мнению, ждут одобрения. Коллективистская направленность делает человека прекрасным партнером, безотказным и легко уживающимся с людьми как в коллективе, так и в семье.

Проблемы направленных на других личностей кроются в их неумении высказывать собственное мнение, противостоять манипуляциям, бороться за личное счастье. К сожалению, такие люди не умеют планировать, боятся серьезной ответственности, не способны определять личные цели.

  1. Деловая , направленность на дело . Люди, ориентированные на деятельность, совмещают личную выгоду с благом для общества.

Это требовательные к себе, серьезные, надежные, компанейские, доброжелательные, но в то же время независимые и очень свободолюбивые личности. Они любят учиться и обучаться чему-то новому.

Для определения вида личностной направленности разработан (автор методики Б. Басс), так как точно определить ее самостоятельно довольно проблематично.

Существуют и другие классификации видов направленности личности. К примеру, отдельно выделяется суицидальная и депрессивная направленность. Такого вида направленности имеют ярко выраженную негативную окраску и несомненно нуждаются в психологической коррекции.

Что касается трех основных направленностей (на себя, на других и на дело), их нельзя оценивать как однозначно положительные или отрицательные. Точно можно сказать лишь то, что направленность личности напрямую влияет на успешность любой деятельности человека и его жизнь в целом.

Рекомендуем прочесть классический труд Б.Г. Ананьева “Человек как предмет познания” ; для родителей, желающих успешно воспитать своего ребенка – книга А. Моисеевой “Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье” ; преподавателям рекомендуем – А.В. Зосимовский

А.С. Макаренко оставил бесценное педагогическое наследие по семейному воспитанию, в том числе и по ликвидации беспризорности и перевоспитанию безнадзорных детей. В своих работах он вскрыл взаимосвязь и взаимообусловленность этих проблем. В книге «Беспризорность и борьба с ней» автор указывает истоки этого явления: «…беспризорность приходит к нам из семей, приходит на наши улицы только потому, что семья как первичный воспитательный коллектив не способна уберечь ребенка ни от голода, ни от одиночества, ни от плохого влияния» . Убедившись на своем опыте работы с правонарушителями, Антон Семенович писал: «…для дела воспитания беспризорных необходимы очень большие усилия. Работа с беспризорными очень тяжелая и неблагодарная, и мало есть желающих отдаться ей целиком» . Поэтому правильно налаженное с самого начала воспитание будет намного более легким делом, «тогда не нужно будет искать самоотверженных героев на должности педагогов» .

Вопросы семейного воспитания являются органической частью педагогической системы А.С. Макаренко.

Его взгляды на значение семьи в деле воспитания с течением времени менялись. Сначала Антон Семенович придерживался мнения, что правильно организованный и оснащенный детский дом даст ребенку в воспитательном отношении больше, чем «старая», патриархальная семья. «Как наша пятилетка рушит кустарные магазинчики и прилавки…точно так же она разрушит и кустарное воспитание в семье, построит взамен него фабрики воспитания, полные света и воздуха, внимания к ребенку и заботы, коллективной силы и творческого труда» . Однако это не означало, что ребенок отрывается от семьи и «растет как ничейный ребенок». «Именно в полной гармонии между организационной силой воспитательного детского дома и природной родственностью в семье лежит секрет будущего воспитания» .

Впоследствии осмысление наработанного опыта с беспризорниками и детьми из неблагополучных семей привело педагога к выводу о решающем значении семейного воспитания в формировании личности.

Проблемам семейного воспитания А.С. Макаренко посвятил две специальные работы – «Лекции о воспитании детей» и «Книгу для родителей», которые написал в 1937 г. В «Лекциях о воспитании детей» им рассмотрены основные вопросы теории и методики семейного воспитания, определены условия правильного воспитания, его содержание, методы. Все лекции начинаются с изложения общих положений, которые затем аргументируются, наполняются конкретным содержанием и заканчиваются подытоживанием основных мыслей автора. Отбирая тематику лекций, А.С. Макаренко дает необходимый минимум педагогических знаний, а также указывает на наиболее типичные ошибки семейного воспитания. «Книга для родителей» - художественно-публицистическое произведение, написанное Антоном Семеновичем в соавторстве с женой Галиной Стахиевной, задумывалось как четырехтомный труд. Однако написан был только первый том. Эта работа посвящена рассмотрению социальных, философских, нравственных проблем семьи, раскрытию сущности семейного воспитания, педагогическому анализу наиболее важных вопросов, на примерах конкретных семей иллюстрируются положения, данные в «Лекциях о воспитании детей».



«Книга для родителей» включает девять глав, каждая из которых посвящена одной из проблем педагогики семьи: 1 – гражданской позиции родителей в новой семье, 2 – воспитанию потребностей, педагогическому значению семейного хозяйства, 3 – семейному коллективу, стилю его жизнедеятельности, 4 – деньгам в семейном хозяйстве, 5 – факторам, разрушающим семейный коллектив, 6 – авторитету, дисциплине и игре в семейном воспитании, 7 – половому воспитанию, 8 – материнской любви и долгу, 9 – общественному и личному в семье.

А.С. Макаренко не ставил своей целью дать рецепты семейного воспитания, он пытался привлечь внимание родителей к «узловым вопросам семьи», «помочь родителям избежать семейных «катастроф», в которых ломаются и взрываются характеры будущих людей СССР» , помочь увидеть предвестников этих катастроф.

А.С. Макаренко пишет о значении семьи и детей в жизни человека. В семье «реализуется прелесть человеческой жизни», сюда «приходят отдыхать победные силы человека», здесь «растут и живут дети – главная радость жизни». Антон Семенович показывает, насколько велика роль семейного воспитания в развитии общества. «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны и, значит, историю мира» . Семейное воспитание формирует ребенка и как будущего семьянина. От него зависит горькая или счастливая старость самих родителей. Поэтому воспитание детей – это большое серьезное и «страшно ответственное» дело.



Заслугой А.С. Макаренко является то, что он по-новому подошел к пониманию семьи. Он считал, что настоящая семья – это не случайное объединение членов общества, а естественный коллектив, обладающий всеми его признаками (единые общественно-значимые цели, отношения «взаимной ответственности и ответственной зависимости», органы самоуправления, педагогическое руководство). Правильное и эффективное воспитание возможно только в условиях семейного коллектива. «Теряя признаки коллектива, семья теряет большую часть своего значения, как организация воспитания и счастья» .

А.С. Макаренко в работе «Лекции о воспитании детей» глубоко и разносторонне раскрыл основы семейной педагогики. К общим условиям правильного семейного воспитания он относил следующие. 1) Стремление родителей к правильному воспитанию, чтобы потом не перевоспитывать. «Разумно и точно провести ребенка по богатым дорогам жизни, среди ее цветов и сквозь вихри ее бурь может каждый человек, если он действительно захочет это сделать» . 2) Руководство своей семьей, ответственность за нее. «…помните, что ребенок не только ваша радость, но и будущий гражданин, что вы отвечаете за него перед страной» . 3) Правильная структура семьи. Наличие обоих родителей – важное условие целостности семейного коллектива. А.С. Макаренко подчеркивает, что положение брошенных детей сложнее и опаснее положения сирот, в этом случае дети испытывают невыносимое ощущение будто кто-то их «небрежно завернул в старую газету и выбросил в сорный ящик». Обида, ощущение своей ущербности губительно влияют на психику и характер детей.

Угроза потери семьей «качеств коллектива» возникает и в случае воспитания единственного ребенка, т.к. это приводит «к концентрации беспокойства, слепой любви, страха, паники» со стороны родителей. Гипертрофия родительской любви приводит к тому, что мера любви и заботы превышает все разумные пределы, деформирует личность ребенка. И даже в ситуации чрезмерной любви единственный ребенок обделен, т.к. «ни опыта заботы, ни опыта игры, любви и помощи, ни подражания, ни уважения, нет, наконец, опыта распределения, общей радости и общего напряжения – просто ничего нет, даже обыкновенного соседства» . А.С. Макаренко приходит к важному выводу: воспитание единственного ребенка представляет исключительно сложную задачу. Он советует родителям, желающим правильно воспитать своих детей, взять в свою семью чужого ребенка и полюбить, как собственного, как бы ни затруднительно было материальное положение.

Целостность и единство семейного коллектива зависит от семейных взаимоотношений, которое разрушается «и ссорами родителей, и деспотической жестокостью отца, и легкомысленной слабостью матери» . Любовь родителей друг к другу, к детям – обязательное условие семейного воспитания. «Люди, воспитанные без любви, - часто искалеченные люди» . 4) Точная цель и программа воспитания. Родители должны знать, какого человека и что они хотят воспитать в нем, причем не только для себя, но и будущего гражданина для общества. «Я убежден, что цель нашего воспитания заключается не только в том, чтобы воспитать человека-творца, человека-гражданина, способного с наибольшим эффектом участвовать в строительстве государства. Мы должны воспитать человека, который обязан быть счастливым» . Поэтому, обращаясь к родителям, А.С. Макаренко писал: «Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, … но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем» . 5) Родители сами должны быть хорошими гражданами. 6) Предъявление самых строгих требований к своему поведению. Воспитательную работу, писал А.С. Макаренко, нужно начинать с самого себя, «прежде самого себя положить под микроскоп». 7) Правильная организация жизни семьи с пристальным учетом мелочей. А.С. Макаренко подчеркивал, что в воспитании не бывает мелочей, оно происходит даже тогда, когда родителей нет рядом с ребенком. Важную роль в единстве, целостности, индивидуальности семьи, по мнению педагога, играют семейные традиции. 8) Умение руководить ребенком, а не оберегать его от жизни. Это заключается в искусстве соблюдения меры в воспитании. «Это чувство меры в любви и строгости, в ласке и в суровости…» . Родители должны предоставлять ребенку необходимую свободу, но не пускать воспитание на самотек, знать своего ребенка и его окружение. 9) Естественность и простота в воспитании. «Не нужно надеяться на рецепты и фокусы, нужно быть серьезным, простым, искренним» .

Сущностью семейного воспитания А.С. Макаренко считал правильную организацию семьи, личной и общественной жизни родителей, организацию жизни ребенка. «Истинная сущность воспитательной работы …заключается вовсе не ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личности и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. В этом деле поэтому нет мелочей. Вы не имеете права ничего назвать мелочью и забыть о ней. … В воспитательной работе нет пустяков» .

Понимание современными родителями сущности воспитания является весьма важным и сегодня, когда все усилия большинства отцов и матерей направлены на материальное обеспечение семьи и детей, а об организации жизни ребенка, его досуга мало кто задумывается. Дети оказываются предоставлены сами себе, формирование их жизненных ценностей и установок осуществляется под влиянием дворовой компании, средств массовой информации, компьютерных игр, содержанием которых взрослые часто не интересуются. А.С. Макаренко указывал, что сущность воспитания ребенка состоит в бесчисленном множестве отношений формирующейся личности со всем окружающим миром. «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» .

Родители должны понимать, что воспитание – естественный, целостный, непрерывный процесс. Ребенок воспитывается постоянно, в каждый данный момент, поскольку он в каждый данный момент живет и действует. И в зависимости от того, как живет и как действует ребенок, в зависимости от этого он упражняет, а, следовательно, развивает свои естественные силы и приобретает (формирует) определенные навыки, умения, знания и все другие человеческие качества, т.е. определенным образом воспитывается.

Потребностно-мотивационная сфера ребенка формируется под влиянием множества факторов, отдельные из которых не замечаются родителями, а некоторые воспринимаются пустяками. Только понимая потребности и мотивы ребенка, родитель может разобраться в его эмоционально-поведенческих реакциях, а также влиять на их формирование. А для этого каждому необходимо научиться анализировать детскую жизнь, изучать отношения и их результаты. « … прежде всего вы должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ваш ребенок. Вы должны знать с кем он дружит, с кем играет и во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное» . Многие ли родители смогут ответить на эти вопросы? И это показатель того, знает ли родитель своего ребенка и пытается ли он это сделать, или он просто живет рядом с ним. «Когда он учится в школе, вам должно быть известно, как он относится к школе и к учителям, какие у него затруднения, как он ведет себя в классе. Это все вы должны знать всегда, с самых малых лет вашего ребенка. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах, вы должны их предугадывать и предупреждать» . Образ жизни родителей, вся семейная атмосфера обусловливают результаты воспитания детей. «Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель» . Жить правильно – в этом залог верного воспитания детей в семье, условие счастья родителей и детей.

Главным методом семейного воспитания, по мнению А.С. Макаренко, является «родительское требование к себе, родительское уважение, родительский контроль над каждым своим шагом». А.С. Макаренко был убежден, что воспитание требует от родителей самого серьезного тона, самого простого и искреннего. Даже самое незначительное прибавление лживости, искусственности, легкомыслия обрекают воспитание на неудачу. Воспитывает все. «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь… все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями…» . «В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это самый правильный путь семейного воспитания» . А.С. Макаренко не был и сторонником широкого использования поощрений. «Детская радость, удовольствие, развлечение должны предоставляться детям не в качестве награды за хорошие поступки, а в естественном порядке удовлетворения правильных потребностей» .

Особое внимание в творчестве педагога получила проблема родительского авторитета. Раскрыв сущность авторитетов, основанных на ложных основаниях (подавления, расстояния, чванства, педантизма, резонерства, любви, доброты, дружбы, подкупа), А.С. Макаренко указывает, что настоящий авторитет родителей базируется на их гражданской деятельности, гражданском чувстве, знании жизни ребенка, помощи ему и ответственности за его воспитание.

Важным средством воспитания А.С. Макаренко считал целесообразный режим, целью которого является накопление правильного дисциплинарного опыта, что позволяет избежать крайностей в воспитании – излишних поощрений и ненужных наказаний. Он писал, что «дисциплина создается не отдельными какими-нибудь «дисциплинарными» мерами, а всей системой воспитания, всей обстановкой жизни, всеми влияниями, которым подвергаются дети» .

Игру А.С. Макаренко признавал важным видом деятельности, ценность которой заключается в том, что в ней происходит формирование будущего деятеля, труженика, складывается отношение к другим людям, к коллективу, развиваются способности. Антон Семенович рекомендовал родителям помогать детям в организации игр в раннем возрасте, а затем предоставлять большую свободу, контролируя общую направленность их интересов, помогая разумно сочетать игру с учебными, трудовыми и другими обязанностями, с соблюдением рационального режима дня. Кто из родителей сегодня задумывается об этом? В лучшем случае их забота сводится к обеспечению ребенка игрушками, запрещением засиживаться у компьютера. А во что играет ребенок, какова направленность его игр – это зачастую остается вне поля родительского внимания. А.С. Макаренко охарактеризовал стадии развития детской игры, дал рекомендации родителям по руководству игрой.

Главное назначение труда в семье, по мнению А.С. Макаренко, - формирование нравственных качеств личности: бережливости, чувства заботы о других, достоинства и т.д. Эта мысль педагога особенно значима сегодня, когда материальная нужда, нежелание и неумение трудиться толкают детей и подростков к преступлениям, когда у молодежи гипертрофированы материальные потребности. Этому способствует культивирование мещанства, вещизма, потребительства, отсутствие трудового воспитания в семье, которое заменяют навязчивая реклама в СМИ, кинофильмы о богатой и праздной жизни, развлечениях и удовольствиях, о красивой одежде и вкусной пище, «боевики» и блокбастеры, романтизирующие уголовные «бригады». А.С. Макаренко считал, что родители должны стремиться воспитать у ребенка готовность к труду, «когда ребенок сам замечает необходимость той или другой работы, видит, что матери или отцу некогда ее сделать, когда он по собственной инициативе приходит на помощь своему семейному коллективу» . Главная область трудовой деятельности в семье – самообслуживание, труд-забота. А.С. Макаренко был решительным противником использования поощрений и наказаний в трудовом воспитании. В семье, по его мнению, ребенок может и должен получать гораздо больше разумно предоставляемой свободы, возможности выбора тех или иных занятий, инициативы в полезных делах, в оказании помощи родителям, в проявлении заботы о них.

Много ценных рекомендаций родителям дал А.С. Макаренко по воспитанию культурных навыков, которое является сегодня одной из слабых сторон семейного воспитания. Условиями культурного воспитания являются культурные устремления родителей, «культурный тон в семье». Культурное воспитание должно начинаться рано и быть сознательно организовано, «сопровождаться некоторым планом, правильным методом и контролем». А.С. Макаренко дал полезные советы по приобщению детей к чтению сказок, газет, книг, посещению кино, театра, выставок, привлечению к спорту.

А.С. Макаренко не обошел вниманием и важную проблему полового воспитания. Он был убежден, что представления о взаимоотношениях полов ребенок должен получить в семье. Антон Семенович считал, что половое воспитание не может быть воспитанием физиологии. Родители должны помнить, что половое воспитание – это прежде всего воспитание культуры социальной личности. Главное в половом воспитании – чтобы дети учились понимать смысл половых отношений как высшего проявления любви людей друг к другу. «Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым – это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству» .

Проблема полового воспитания весьма актуальна сегодня, когда вопросы половых взаимоотношений из разных источников становятся рано известны ребенку, опошляются и сводятся к животному проявлению инстинкта. Примитивность и цинизм, с которыми осуществляется преждевременное и настойчивое половое просвещение усилиями СМИ, калечат душу ребенка. Многие родители не задумываются об этом вопросе, некоторые стесняются и пугаются, некоторые надеются, что он решится без их участия. А.С. Макаренко подчеркивал главное: «Никакие разговоры о «половом» вопросе с детьми не могут что-либо прибавить к тем знаниям, которые и без того придут в свое время. Но они опошлят проблему любви, они лишат ее той сдержанности, без которой любовь называется развратом» . Поэтому культура любовного переживания невозможна «без тормозов», организованных в детстве. «Умение владеть своим чувством, воображением, возникающими желаниями – это важнейшее умение…» .

А.С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что «половое влечение не может быть социально правильно воспитано, если мыслить его существующим отдельно от всего развития личности. Но в то же время нельзя половую сферу рассматривать как основу всей человеческой психики и направлять на нее главное внимание воспитателя» . Родители должны понимать, что истоки половой любви лежат в опыте неполовой человеческой симпатии. «Молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире область этой неполовой любви, тем благороднее будет и любовь половая» .

Актуальна мысль А.С. Макаренко о том, что правильное половое воспитание нельзя осуществить только усилиями семьи и школы, этому вопросу должно уделять внимание все общество. «В самом обществе должны все сильнее и требовательнее звучать настойчивые суждения общественного мнения и моральный контроль над соблюдением нравственной нормы» . Общество должно четко определить свое отношение к матерной ругани и установить контроль за соблюдением этой нормы, что, как справедливо отмечал А.С. Макаренко, является важным фактором полового воспитания.

На первый взгляд кажется «мелочь», но пахабное слово чрезвычайно вредно для детей. Матерное слово обнажает половую тайну в самой безобразной, циничной и безнравственной форме. Частое использование ругательных слов привлекает внимание ребенка к половой сфере, к однобокой игре воображения, к нездоровому интересу. В наши дни, когда матерные слова стали нормой и образцом общения, весьма злободневно звучит изречение А.С. Макаренко: «Не все понимают такую простую, абсолютно очевидную вещь, что матерное слово есть неприкрашенная, мелкая, бедная и дешевая гадость, признак самой дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое, хулиганское отрицание и нашего уважения к женщине, и нашего пути к глубокой и действительно человеческой красоте» . «Половое воспитание, - настаивал А.С. Макаренко, - должно быть воспитанием именно любви, т.е большого и глубокого чувства – чувства, украшенного единством жизни, стремлений и надежд» .

Главным результатом воспитания детей в семье, по А.С. Макаренко, должно быть формирование определенного типа социального поведения, основанного на разумных потребностях.

Ценность и актуальность работ А.С. Макаренко в том, что подробно раскрывая важнейшие проблемы семейного воспитания, он учит читателей искусству педагогического анализа всех, даже мельчайших деталей семейной жизни.

Большое внимание в своих работах А.С. Макаренко уделял связи семьи и школы. Школа, по его мнению, обязана организовать помощь семье в воспитании детей, всемерно помогать ей, повышать педагогическую культуру родителей, поддерживать и пропагандировать опыт лучших семей.

Разработав широкий диапазон вопросов семейной педагогики, А.С. Макаренко подчеркивал: «Каждая семья отличается своеобразием жизни и жизненных условий, каждая семья должна самостоятельно решать многие педагогические задачи…» . А.С. Макаренко был далек от мысли дать родителям педагогические рецепты, пригодные для всех случаев жизни. Он стремился побудить родителей к педагогическому анализу, т.к. результативность семейного воспитания зависит не столько от знания ими азов методики воспитания, сколько от умения их применить в конкретных обстоятельствах жизни. Эффективность же умелого применения методических рекомендаций обусловлена способностью родителей осмысливать свой опыт, свои действия и их последствия, а также прогнозировать эти последствия.

А.С. Макаренко заложил научные основы семейной педагогики. В своих работах он обосновал, что настоящая полноценная семья, в которой имеются условия для правильного воспитания детей – это коллектив. «В тех случаях, когда этот коллектив дает трещину по разным причинам: либо по причине раздора между родителями, либо по причине ухода одного из родителей, либо по такой причине как отсутствие режима, отсутствие родительского авторитета, и даже по такой причине, которой до сих пор не придавалось должного значения как единственный ребенок в семье, - условия воспитания становятся более тяжелыми, так как коллектив теряет признаки коллектива» .

Основные идеи А.С. Макаренко получили дальнейшее развитие в работах педагогов, психологов, психиатров. Сегодня семья ими рассматривается как ячейка, малая социальная группа, важнейшая форма организации личной жизни, многоуровневая и многофункциональная система. Современными исследователями раскрыто понятие «неблагополучная семья», показано ее влияние на психическое здоровье и формирование личности ребенка. Более углубленное изучение получили вопросы о функциях, структуре, динамике семьи, коммуникативных процессах, ролевом взаимодействии, эмпатических характеристиках членов семьи, разработаны различные классификации семей. Относительно недавно в научной литературе появилось понятие «воспитательный (педагогический) потенциал семьи», к характеристикам которого относят тип, структуру, материальную обеспеченность, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и другие особенности семьи. Эти факторы выделил и дал им характеристику в своих работах А.С. Макаренко.

Сегодня более благоприятные материальные условия для воспитания детей имеет однодетная семья. Экономические обстоятельства таковы, что дети стали дорогим удовольствием для родителей. Далеко не всякая семья может позволить себе «завести» более одного ребенка. Более 70 лет назад А.С. Макаренко ратовал за семью с несколькими детьми, т.к. такая семья представляет собой коллектив, где воспитателями выступают не только родители, но и дети по отношению друг к другу. Сегодня нет однозначного подхода к этой проблеме: есть плюсы и минусы, как в воспитании единственного ребенка, так и нескольких детей. Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что при положительных сторонах воспитания единственного ребенка (усиленное внимание к нему, атмосфера любви, создание максимума условий для развития, самодостаточность, уверенность в себе), велика опасность формирования эгоцентричного типа личности с завышенными самооценкой и притязаниями. Гиперопека, избыточная любовь, отсутствие необходимой требовательности и дисциплины нередко влекут формирование негативных черт характера (агрессия, низкая адаптивность, др.), приводят к возникновению стрессов, неврозов. Обо всем этом и писал в своих книгах Антон Семенович. Требующая безотлагательного решения проблема сиротства и социального сиротства, обострила сегодня внимание к вопросам воспитания в сиротских учреждениях и приемных семьях, в том числе и к вопросам перевоспитания детей и подростков. Ответы на многие из этих вопросов также можно обнаружить в работах А.С. Макаренко.

Много времени прошло с тех пор, как вышли в свет замечательные работы А.С. Макаренко, многое изменилось в нашей жизни. Однако актуальными остаются вечные вопросы семейной педагогики: как воспитать ребенка настоящим человеком, как сделать его счастливым, как подготовить к жизненным испытаниям, как решить проблему отцов и детей, как добиться авторитета, как избежать ошибок, какие важные вопросы не упустить из виду и многие-многие другие. Жизнь подтвердила правоту многих педагогических рекомендаций Антона Семеновича. «Книга для родителей» остается тем же острым, ярким, талантливо щедрым обращением к разуму и сердцу каждой семьи, добрым и требовательным советчиком на ее пути к счастью и продолжению себя в самом прекрасном, самом тревожном, самом ответственном, что дано пережить людям, - в детях» . Очень жаль, что автор не успел изложить всех своих мыслей и идей о семейном воспитании, остались не написанными три тома «Книги для родителей».

Несмотря на обилие современной педагогической и психологической литературы, посвященной вопросам семейного воспитания, в книгах А.С. Макаренко каждый родитель и педагог смогут почерпнуть для себя немало полезного, а главное – получить пищу для размышлений, для собственного активного педагогического мышления, научиться искусству педагогического анализа семейных обстоятельств.

Введение …………………………………………………………………. стр.3

1. Жизнь и деятельность А. С. Макаренко………………………… стр.4

2. Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко…………………………………………………………. стр.5

3. Воспитание в коллективе и через коллектив……………………. стр.6

4. О трудовом воспитании…………………………………………... стр.8

5. Значение игры в воспитании……………………………………... стр.9

6. О семейном воспитании………………………………………….. стр.10

Заключение ………………………………………………………............ стр.12

Список литературы ……………………………………………………. стр.13

Введение

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ А. С. МАКАРЕНКО

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения Его имя широко известно п разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А С Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны Многочисленные труды А С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.

1.Жизнь и деятельность А. С. Макаренко

А. С. Макаренко родился 13 марта 1888 г в г Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. В 1905 г он окончил с отличием высшее начальное училище с одногодичными педагогическими курсами. Бурные события периода первой русской революции 1905 г. сильно захватили способного и активного юношу, рано осознавшего свое педагогическое призвание и страстно увлеченного гуманными идеями русской классической литературы. Огромное влияние на формирование мировоззрения Макаренко оказал М Горький, владевший тогда умами передовых людей России. В эти же годы А. С. Макаренко познакомился с марксистской литературой, к восприятию которой он был подготовлен всей окружающей его житью.

Но окончании училища А. С. Макаренко работал учителем русского языка, черчения и рисования в двухклассном железнодорожном училище пос. Крюково Полтавской губернии. В своей работе он стремился осуществить прогрессивные педагогические идеи: установил тесные связи с родителями учеников, пропагандировал идеи гуманного отношения к детям, уважения их интересов, пытался ввести труд в школе. Естественно, что его настроения и начинания встретили неодобрение со стороны консервативного школьного начальства, которое добилось перевода Макаренко из Крюкова в школу захолустной станции Долинская Южной железной дороги. С 1914 по 1917 г. Макаренко учился в Полтавском учительском институте, который окончил с золотой медалью. Затем он заведовал высшим начальным училищем в Крюкове, где прошли его детство и юность и где ныне открыт музеи его имени.

А. С. Макаренко восторженно встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. В период гражданской войны и иностранной интервенции в южных украинских городах скопилось огромное число беспризорных подростков, органы Советской власти начали создавать для них специальные воспитательные учреждения, и А. С. Макаренко был привлечен к этой труднейшей работе. В 1920 г. ему было поручено организовать колонию для малолетних правонарушителей.

В течение восьми лет напряженного педагогического труда и смелых новаторских поисков методов коммунистического воспитания Макаренко одержал полную победу, создав замечательное воспитательное учреждение, прославившее советскую педагогику и утвердившее действенный и гуманный характер марксистско-ленинского учения о воспитании.

В 1928 г. М. Горький посетил колонию, носившую с 1926 г. его имя. Он писал по этому поводу: “Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто сами создали его”.

Героическая история создания и расцвета этой колонии прекрасно изображена А. С. Макаренко в “Педагогической поэме”. К ее написанию он приступил в 1925. г. Все произведение по частям было опубликовано в 1933-1935 гг.

В 1928-1935 гг. Макаренко руководил организованной харьковскими чекистами коммуной имени Ф. Э. Дзержинского. Работая здесь, он смог подтвердить жизненность и действенность сформулированных им принципов и методов коммунистического воспитания. Жизнь коммуны отражена А. С. Макаренко в его произведении “Флаги на башнях”.

В 1935 г. Макаренко был переведен в Киев для заведования педагогической частью трудовых колоний НКВД Украины. В 1936 г. он переехал в Москву, где занимался теоретической педагогической деятельностью. Он часто выступал среди педагогов и перед широкой аудиторией читателей своих произведений.

В 1937 г. было опубликовано крупное художественно-педагогическое произведение А. С. Макаренко “Книга для родителей”. Ранняя смерть прервала работу автора, предполагавшего написать 4 тома этой книги. В 30-е годы в газетах “Известия”, “Правда”, “Литературная газета появилось большое число статей А. С. Макаренко литературоведческого, публицистического и педагогического характера. Эти статьи вызывали большой интерес читателей. Макаренко часто Выступал с лекциями и докладами по педагогическим вопросам, много консультировал учителей и родителей. Выступал он и по радио. Ряд его лекций для родителей неоднократно издавался под заглавием “Лекции о воспитании детей”. А. С. Макаренко скончался 1 апреля 1939 г.

2.Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С.

Макаренко

А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “... Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики”,- говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее.

Сторонники “свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.

А. С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами “закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.

В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого человека. “Воспитать человека - значит воспитать у него,- говорил А. С. Макаренко,- перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы”. Работа эта должна организовываться по “системе перспективных линий”.

3.Воспитание в коллективе и через коллектив

Центральная проблема педагогической практики и теории А. С. Макаренко - организация и воспитание детского коллектива, о чем говорила и Н. К. Крупская.

Октябрьская революция выдвинула актуальную задачу коммунистического воспитания коллективиста, и естественно, что идея воспитания в коллективе занимала умы советских педагогов 20-х годов.

Большая заслуга А. С. Макаренко заключалась в том, что он разработал законченную теорию организации и воспитания детского коллектива и личности в коллективе и через коллектив. Макаренко видел главную задачу воспитательной работы в правильной организации коллектива. “Марксизм,- писал он,- учит нас, что нельзя рассматривать личность вне общества, вне коллектива”. Важнейшим качеством советского человека является его умение жить в коллективе, вступать в постоянное общение с людьми, трудиться и творить, подчинять свои личные интересы интересам коллектива.

Предварительный просмотр:

Тема. «А.С.Макаренко о воспитании детей

в семье».

План.

  1. Выдающийся советский педагог А.С.Макаренко.
  2. О родительском авторитете.
  1. Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко.

Антон Семенович Макаренко родился (1888 –1939) в г. Белополье, в быв. Харьковской губернии, в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.

По окончанию городского училища в г. Кременчуге и педагогичес- ких курсов он в 1905 году начал работать народным учителем двухклассного железнодорожного училища в посаде Крюково.

С 1914 – 1917 г.г. оканчивает Полтавский учительский институт. В 1917- 1918 учебном году работает инспектором высшего начального училища в Крюково.

В1920 году А. С. Макаренко организовал в близи Полтавы колонию для несовершеннолетних правонарушителей…

А. М. Горький, посетив в 1928 году колонию писал:

«Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью?

Организатором и заведующим колонией являлся А. С. Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог…»

Анализируя свои работы он создал такие замечательные труды, как «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей».

К А. С. Макаренко обращались за консультацией сотни родителей и учителей. Он часто выступал с докладами и лекциями на педагогические темы, горячо пропагандировал достижения молодой советской педагогики.

  1. Общие условия семейного воспитания.

Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это граждане страны и граждане мира, Они будут творить историю Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны расти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети – это наша старость Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

Прежде всего: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать. Правильное воспитание с самого раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По всей трудности это дело по силам каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка может каждый человек, если только он этого действительно хочет, А кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое – перевоспитание. Перевоспитание требует больших сил и знаний, больше терпения, а не у каждого родителя все это найдется.

Родителям всегда необходимо помнить, что всегда необходимо воспитывать так, чтобы потом ничего не пришлось переделывать, чтобы с самого начала все было сделано правильно…

Можно… решительно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком.

Следующий вопрос, на который нужно обратить внимание, это вопрос о цели воспитания. В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут случайные.

Каждый отец и каждая мать должны знать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Надо отдавать себе ясный отчет относительно своих собственных родительских желаний. И при этом надо помнить: вы родили и воспитываете сына или дочь не только для вашей родительской радости. В вашей семье растет будущий гражданин, будущий деятель и борец…

Нельзя отделять также дела семейные от дел общественных. Ваша активность в обществе или на работе должна иметь отражение и в семье, семья ваша должна видеть ваше политическое и гражданское лицо и не отделять его от лица родителя. То, что совершается в стране, через вашу душу и через вашу мысль должно приходить к детям. То, что совершается на вашем заводе, что радует или печалит вас, должно интересовать и ваших детей. Они должны знать, что вы – общественный деятель, и гордиться вами, вашими успехами, вашими заслугами перед обществом.

Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Вы воспитываете ребенка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома…

Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый главный метод воспитания!

Истинная сущность воспитательной работы – это организация труда, воспитания.

  1. О родительском авторитете.
  1. Авторитет подавления.

Это самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за всякий пустяк разражается громом, при всяком удобном случае хватается за палку, то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит страхе не только детей, но и мать. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от страшного папаши, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость. Из забитых и безвольных детей выходят потом либо слякотные, никчемные люди, либо самодуры, в течение своей жизни мстящие за подавленное детство. Этот самый дикий сорт авторитета бывает только у некультурных родителей и в последнее время, как сейчас известно, вымирает.

  1. Авторитет расстояния.

Есть такие отцы, да и матери, которые серьезно убеждены в следующем: чтобы дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка только выступать в виде начальства. Особенно любили этот вид в некоторых старых интеллигентских семьях. Здесь сплошь и рядом у отца какой – нибудь отдельный кабинет, из которого он показывается изредка, как первосвященник. Обедает он отдельно, даже свои распоряжения по вверенной ему семье он передает через мать. Бывают и такие матери; у них своя жизнь, свои интересы, свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки или даже домработницы.

  1. Авторитет чванства.

Это особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, более вредный. У каждого человека есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они – самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом шагу, показывают и своим детям. Дома они даже больше пыжутся и надуваются, чем на работе, они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что, пораженные таким видом отца, начинают чваниться и дети. Перед товарищами они тоже выступают не иначе, как с хвастливым словом, на каждом шагу повторяя: мой папа – начальник, мой папа – писатель, мой папа – командир, мой папа – знаменитость. В этой атмосфере высокомерия важный папа уже не может разобрать, куда идут его дети и кого он воспитывает. Встречается такой авторитет и у матерей: какое – нибудь особенное платье, важное знакомство, поездка на курорт – все это дает им основание чванства, для отделения от остальных людей и от своих собственных детей.

  1. Авторитет педантизма.

В этом случае родители больше обращают внимания на детей, больше работают, но работают как бюрократы. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их – это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего бояться, как бы дети не подумали, что папа боится, что папа человек не твердый. Если такой папаша сказал: «Завтра будет дождь, гулять нельзя», то, хотя бы завтра была и хорошая погода, все же считается, что гулять нельзя. Папе не понравилась какая-нибудь кинокартина, он вообще запретит детям ходить в кино, в том числе и на хорошие картины. Папа наказал ребенка, потом обнаружилось, что ребенок не так виноват, как казалось сначала, папа ни за что не поменяет своего решения: раз я сказал, так и должно быть. На каждый день хватает для такого папы дела, в каждом движении ребенка он видит нарушение порядка и законности и приступает к ним с новыми законами и распоряжениями. Жизнь ребенка, его рост проходят мимо такого папы незаметно; он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования в семье.

  1. Авторитет резонерства.

В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того, чтобы сказать ребенку несколько слов, может быть даже в шуточном тоне, родители усаживают его против себя и начинают скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть добровольными, они хотят быть в глазах детей непарешимыми. Но они забывают, что дети – это не взрослые, что у детей вся жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребенок живет более эмоциональной жизнью, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. Привычка мыслить должна приходить к нему постепенно и довольно медленно, а постоянные разногласия и разглагольствования родителей, постоянное их зудение и болтливость проходят почти бесследно в их сознании.

  1. Авторитет любви.

Это у нас самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребенок не слушается, его обязательно спрашивают: «Значит, ты папу не любишь?» Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Часто мать рассказывает при знакомых: «Он страшно любит папу и страшно любит меня, он такой нежный ребенок…»

В таких семьях ребенок все должен делать только из любви к родителям.

В этой линии много опасных мест. Здесь растет семейный эгоизм. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренных и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

  1. Авторитет доброты.

Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями, и излияниями, а уступчивость, мягкостью, добротой родителей. Папа и мама выступают перед ребёнком в образе доброго ангела. Они всё разрешают, они не скупые. Они боятся всяких конфликтов и готовы жертвовать всем, ради семейного благополучия. Очень часто дети начинают командовать родителями, в противном случае – детские требования, капризы.

  1. Авторитет дружбы.

Довольно часто, еще и дети не родились, а между родителями есть уже уговор: наши дети будут нашими друзьями. В таких семьях дети называют родителей Петькой или Маруськой, потешаются над ними, поучают на каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи. Но здесь нет и дружбы, так как никакая дружба невозможна без взаимного уважения.

  1. Авторитет подкупа.

Ни в коем случае нельзя премировать детей за послушание!

В чем же состоит настоящий родительский авторитет в семье?

Как можно раньше дети должны узнать, чем живут, чем интересуются, с кем стоят и работают их родители. Дети должны видеть не только заслуги своих родителей, но и заслуги их товарищей по работе.

Если родителям удастся воспитать такого ребенка, что он будет гордиться целым заводом, на котором отец работает, если его будут радовать успехи этого завода, - значит, вы воспитали его правильно.

Используемая литература:

  1. А.С.Макаренко «О воспитании», М., 1990, «Полит. Литература».
  2. А.С.Макаренко «Воспитание гражданина», М., «Просвещение», 1988г.
  3. «Мудрости воспитания», книга для родителей, М., «Педагогика», 1989г.
  4. И Константинов «История педагогики» М., «Просвещение», 1982г.