Индийская одежда знаменита своей цветовой насыщенностью. Одежда для женщин, такая, например, как сари , подчёркивает в них женственность, а мужская комфортна и удобна в условиях жаркого климата. Индийские наряды также разнообразны, как и вся индийская субкультура. Каждая деревня, город, регион отличаются друг от друга не только образом жизни, языком, пищей, но и стилем ношения, цветовой гаммой, способом драпировки одежды. Здесь не существует строгого единообразия, хотя и просматривается общий стиль.

Женская одежда

является одним из самых прекрасных нарядов, которые носят индианки. Когда кто-либо представляет себе индийскую женщину, первое, что приходит на ум — это сари, в которое одета женщина.

Сари — это прямоугольный кусок ткани, как правило, от 5 до 9 метров в длину, сотканный из нежного хлопка или шёлка. Однотонное или с цветочными узорами оно может быть как повседневным, так и праздничным, расшитым золотыми нитями и блёстками. Хотя существует множество способов драпировки сари, наиболее распространённым является стиль, следуя которому индийские женщины обвязывают сари вокруг талии, формируя впереди складки, а конец (паллу ) перебрасывают через плечо, закрывая грудь. Сари одевают с блузкой, называемой чоли или равика , и нижней юбкой.

Особо ценятся сари ручной работы, сотканные для свадеб и торжеств. Узор для таких сари индивидуален. После выполненной работы мастер уничтожает рисунки и эскизы узоров. Поэтому, модница, надевшая такое сари, может не переживать: на празднике в этом наряде она будет неповторима.

Цветовая гамма сари поражает многообразием и способна удовлетворить самое капризное желание. Женщина, одетая в сари, обворожительна, изящна и грациозна. В этой индийской одежде она выглядит стройнее и женственнее. Сари — это национальная гордость Индии. И бесспорно одно — традиция ношения сари, существующая тысячи лет, не исчезнет здесь никогда.




(шальвар камиз) является традиционной одеждой индийских женщин. Из-за особенной популярности в районе Пенджаба сальвар камиз обычно называют панджаби. Мода на сальвар камиз зародилась несколько столетий тому назад в Афганистане, и благодаря кабульским пуштунам (патханам) она проникла в Индию, а затем распространилась по всей Южной Азии. И в наши дни этот прекрасный наряд не менее популярен среди индийских женщин. В Пакистане и Афганистане сальвар камиз, носят как мужчины, так и женщины.

Сальвар (шальвар) — это штаны, свободные и довольно широкие в верхней части, благодаря множеству складок, и зауженные в нижней. Камиз означает длинную тунику, по бокам которой оставляют разрезы, называемые чаак , которые доходят до талии, что очень удобно при ходьбе. Длина камиза, согласно традиционному стилю, должна быть до колен. Разнообразные вырезы украшают орнаментом, зеркалами, блёстками и вышивкой. Сами костюмы шьются в различных стилях, в которых камизы сочетаются с чуридарами (узкими штанами, собирающимися складками на щиколотке),сальварами в стиле Патиала (шаровары со множеством складок на кокетке и на брючине), шарарами (клешеными от бедра штанами). В дополнение к сальвар камизу женщины одевают длинный и широкий шарф, называемый дупатта (dupatta ) или чунни (chunni ). Существует множество способов ношения дупатта, в зависимости от стиля. Дупатта не только дополняет этнический ансамбль сальвар камиза, но и акцентирует внимание на наряде, в который одета индийская женщина.

сальвар камиз и дупатта

Чуридар - Камиз с дупаттой

Ленга-чоли — может иметь множество вариантов, но неотъемлемой частью этого костюма является юбка (ленга), блузка (чоли, которая может быть короткой или длинной в зависимости от модели) и накидка.

Мужская одежда

— это искусно задрапированная, набедренная одежда индийских мужчин. Дхоти представляет собой полосу прямоугольной ткани, длиной обычно 5 метров, белого или другого однотонного цвета. На разных языках Индии оно известно под разными названиями. Так на панджаби — это лаача, на бенгали — дхути, на тамильском — вешти, а на малаялам — мунду. Существуют различные способы драпировки дхоти, но есть и общий стиль. Драпировку начинают не с края, а с середины куска ткани. Центральная часть ткани оборачивается вокруг бедер и завязывается впереди на узел. Левый конец ткани, сложенный в складки, оборачивается вокруг левой ноги и закладывается за пояс сзади, а правый драпируется в складки и закладывается впереди за пояс.
В Северной Индии дхоти носят вместе с куртой (длинной рубахой). Это сочетание называют "Дхоти Курта". В Южной Индии дхоти одевают с ангаваштрам (накидкой на плечи). В некоторых частях страны мужчины носят лунги (полоса ткани длиной 2 метра и шириной 1,5), которые сшиваются наподобие юбки или носятся просто завязанными на талии. Чаще всего дхоти одевают на праздники и семейные торжества. Некоторые мужчины, хотя их и не много, отдают предпочтение именно дхоти и носят его каждый день. Западный стиль всё сильнее проникает в Индию, и для большинства мужчин дхоти стало домашней одеждой, прежде всего из-за удобства.

Дхоти курта

— это длинная широкая рубаха, длина которой достигает колен, но может быть и немного короче. В зависимости от личных предпочтений, курту можно одевать с чуридарами , узкими штанами, выкроенными специально длиннее ноги, чтобы образовать на голени складки, напоминающие браслеты. Также её носят с широкими шальварами (шароварами) и паджами — широкими, свободными брюками, незауженными книзу.

Курта является универсальной частью одежды, которую носят как в официальных, так и в неофициальных случаях. Традиционная курта не имеет воротника и вырез, как правило, находится на груди. Однако сегодня она претерпела значительные изменения. Существует удивительное разнообразие выбора курты различного качества и стиля переплетения нитей. Летом предпочтительна курта из хлопка и шёлка, а зимой пользуются спросом плотные ткани, такие как шерсть или кхади (ткань из спряденных вручную нитей на прялке, называемой чаркха (charkha), сырьём для которой служат хлопок, шерсть и шёлк). Пуговицы традиционно деревянные и металлические не пришиваются, а скорее привязываются к ткани. Украшенная вышивкой и драгоценностями, курта, являющаяся традиционно индийской одеждой, пользуется всё большей популярностью в других странах.

— это длинный сюртук, застёгивающийся до воротника. Его длина бывает обычнониже колена. Он добавляет шарма и грации особенно высоким мужчинам. Индийцы не скупятся, покупая шервани по случаю торжеств и свадьбы. Шервани обычно одевают с шальварами (шароварами) или с чуридарами (узкими штанами).

Происхождение шервани можно проследить, вернувшись во времена Делийского Султаната и Могольской империи. К концу XVIII в. почти каждый мужчина носил шервани. На сегодняшний день существуют огромные варианты стилей и моделей этого костюма. Шервани шьют из шелка или сатина и украшают вышивкой, зеркалами и блёстками. В Пакистане шервани является национальной одеждой, причём правительственные чиновники носят шервани чёрного цвета. В то время как в Индии мужчины одевают шервани в основном на семейные торжества.



Махабхарата (древний индийский эпос) рассказывает, что однажды царь Пандав, играя в кости с вражеским кланом Кауравов, проиграл и свою казну, и свое войско, и мать, и братьев, и самого себя. Последней ставкой сделал жену Драупади - и тоже проиграл. Обрадованный победитель приказал привести в зал собраний, где проходила игра, прекрасную Драупади. Но она отказалась прийти, говоря, что еще не одета. Тогда слуга схватил ее за волосы и поволок, как простую рабыню. И вот все увидели горько плачущую Драупади, из последних сил она удерживала наполовину спустившееся платье. В скорби, не поднимая головы, стояли ее мужья. А враги разразились злорадным смехом. Довольны они были, что удалось им оскорбить Пандавов. Один их Кауравов решил сорвать с Драупади одежду, чтобы навеки покрыть ее имя позором. Как ни старался обнажить ее Каурав, Драупади оставалась одетой.
Тогда распутные победители схватили один конец тонкого материала, в который она была скромно и тщательно задрапирована. Они продолжали тянуть его и распутывать, но тщетно.Так, 5000 лет назад, в первый раз в письменном источнике была упомянута древняя индийская женская одежда - сари.
Самый простой способ заинтриговать мужчину - одеть элегантное сари, открывающее часть спины. Оно выгодно подчеркнет фигуру и в тоже время скроет недостатки. В сари женщина становится хрупкой и женственной. Сари не зависит от веяний моды. Надевая его, женщина создает стиль своими руками, меняя драпировку, экспериментируя с цветом и тканью. Вот почему сари становится все популярнее по всему миру. Успех сари заключен в его простоте, комфорте и элегантности.
Сари не изменилось за века. Различные народности Индии со временем лишь вносили свой вклад, употребляя разнообразные ткани для изготовления сари, применяя новые способы драпировки. Жители южной Индии традиционно драпируют девятиярдовое сари (примерно 8,2 м) в виде шароваров. У народностей, проживающих на территории центральной и южной Индии оно выглядит как длинное европейское платье. Некоторые племена носят сари без блузок. Длина классического шестиярдового сари (5,5 м) позволяет сделать складки на нижней части сари и обернуть его вокруг тела через плечо, что выглядит очень элегантно.



Сари - гордость индийской женщины. Оно может быть исполнено из сверкающего шелка или тончайшего хлопка, в пастельных тонах или пышно украшенное цветами. Его вышивают золотыми нитями, украшают окантовкой. Сари бывают романтичными, шикарными, скромными, яркими, изысканными и невинными.
Сари - чрезвычайно гибкая одежда. Оно состоит из простого прямоугольного куска материала (обычно 8 метров в длину), который обертывают вокруг женского тела. Модельеры древности, создавшие эту универсальную одежду, не предполагали, что она станет явлением в истории мировой моды. Современные дизайнеры отмечают в сари, помимо таких эстетических качеств, как красота и изящность, еще и практичность: его легко стирать и гладить, оно не стесняет движений, выгодно подчеркивает женский силуэт, и в то же время скрывает недостатки фигуры. Наблюдая со стороны, наверное, не без присущего женщинам любопытства, за бесконечной сменой тенденций мировой моды, индианки и сегодня остаются верны своей национальной одежде. Ткачество издревле было ремеслом семейным, профессиональные секреты передавались из поколения в поколение. Ткацкое ремесло тяжелое и трудоемкое, поэтому чаще им занимаются мужчины. Самый дорогой заказ выполняют юноши с чувствительными пальцами, ткут в определенное время суток, чтобы глаза могли видеть естественный цвет нити. Нити прядут из коконов шелкопряда. Потом их вываривают, окрашивают и наматывают на бобины. Окрашивают специальными красками, секрет приготовления которых каждая семья ткачей хранит в тайне. Краски славятся своей стойкостью, они не линяют и не выгорают на солнце.
Модельеры древности, создавшие эту универсальную одежду, не предполагали, что она станет явлением в истории мировой моды. Современные дизайнеры отмечают в сари, помимо таких эстетических качеств, как красота и изящность, еще и практичность: его легко стирать и гладить, оно не стесняет движений, выгодно подчеркивает женский силуэт, и в то же время скрывает недостатки фигуры. Наблюдая со стороны, наверное, не без присущего женщинам любопытства, за бесконечной сменой тенденций мировой моды, индианки и сегодня остаются верны своей национальной одежде. Ткачество издревле было ремеслом семейным, профессиональные секреты передавались из поколения в поколение. Ткацкое ремесло тяжелое и трудоемкое, поэтому чаще им занимаются мужчины. Самый дорогой заказ выполняют юноши с чувствительными пальцами, ткут в определенное время суток, чтобы глаза могли видеть естественный цвет нити. Нити прядут из коконов шелкопряда. Потом их вываривают, окрашивают и наматывают на бобины. Окрашивают специальными красками, секрет приготовления которых каждая семья ткачей хранит в тайне. Краски славятся своей стойкостью, они не линяют и не выгорают на солнце.
Индийские ткани уникальны. Они обладают замечательными свойствами и предоставляют безграничные возможности для моделирования. Они ценятся за потрясающие сияющие расцветки и богатое украшение разнообразными орнаментами. Некоторые образцы излучают такой свет, как-будто это не ткань, а горсть самоцветов.
В древности в Индии по одежде можно было определить принадлежность к роду и сословию. Для простых людей существовали хлопковые ткани, а для членов королевских семей ткали золотую или серебрянную парчу. Индийская парча представляет собой шелковую основу с вплетенными в нее золотыми или серебряными нитями. Эти нити образуют на ткани нежные цветочные узоры. Но не только по виду материала или цвету выделяли касту — в Индии даже драпировка сари означала многое и существовали специальные правила. Сегодня, конечно, о кастовой принадлежности говорить не приходится, но способы различных драпировок до сих пор существуют.
В Индии и сегодня многие полотна ткут на станках вручную. Но в европейские страны поступают материалы, изготовленные промышленным способом, что никак не лишает их своей уникальности.
Важно заметить, что в последних коллекциях мировых дизайнеров присутствуют модели сари. Это вечерние платья ярких расцветок, расшитые золотом или серебром, а также украшенные самоцветами. В этой одежде женщина выглядит стильно, элегантно и привлекательно
Находки, относящиеся к III тысячелетию до н.э., позволяют говорить о том, что основой современной нешитой одежды как раз являются элементы древнейшего мужского и женского индийского костюма.
Переселение мусульман из Центральной Азии и нашествие иноземных народов имеют прямую связь с появлением и дальнейшим утверждением в Индии сшитых видов одежды.
У простых людей по-прежнему сохраняются традиционные элементы индийского костюма.
Шитый костюм со временем завоевывает господствующее положение в официальной жизни.
Не могло не сказаться на развитии индийской одежды сближение с западной культурой. Это явление в наибольшей степени отразилось на мужской одежде.
Женщины же до последнего времени хранили верность индийской традиционной одежде.
В XIX в. англичане привезли в Индию сюртуки, брюки и даже свои пилотки. Приобщение к европейской моде сказалось в изменении силуэта платья индийских женщин.
Например, свободная национальная рубаха, приближаясь к формам европейского платья, становится все более прилегающей.
Индийская одежда очень богата в своём разнообразии разновидностей и видов стилей и способов драпировки. Поэтому выделяют Пенджабский, Гуджаратский и другие согласно индийским штатам (районам) национальные костюмы.

Каждый человек или вернее женщина, хоть раз за всю свою жизнь смотрела индийское кино. Не современное, больше похоже на голливудское творение, а то старое из нашего детства. Каждый раз мы сочувствовали героям, плакали и радовались вместе с ними. Но разве можно представить это кино без песен, танцев и конечно же красивых женщин в обворожительных сари. Неужели вам некогда не хотелось примерять на себя эту национальную традиционную одежду индианок? Именно сари много веков подчеркивало женственность и грациозность женщин живущих в Индии. Многие и по ныне носят сари. Оно скрывает все недостатки и выгодно подчеркивает достоинство женщины. Пошить такой простой, комфортный и в то же время элегантный и изысканный наряд на много проще чем вам кажется. Не стоит отказываться от мечты примерять на себя сари из-за такого пустяка, как отсутствие такового. Достаточно иметь большое желание, немного фантазии и совсем чюток умения в пошиве одежде.

Для того что бы пошить само сари нужен подходящий по размеру и цвету отрез ткани. Какую именно? Ну конечно же легкой и прозрачной текстуры. Подойдет воздушный шифон, шелк или атлас. Именно они с легкостью приобретут нужную форму для создания самого наряда. Нужны так же нижняя юбка и блузка для сари которая имеет название чоли. Немного остановимся на этих деталях.

Нижняя юбка

Сшить ее довольно таки просто. Форма её - обычная юбка полусонцеклеш. Длина на 5 - 10 сантиметров короче самого сари в подвернутом состоянии. Ткань для неё должна подходить в тон самому сари и лучший вариант - хлопчатобумажная ткань. Пояс - не в коем случаи не резинка, только шнурок или лента. Резинка не сможет удержать сари, которое заправляется в пояс нижней юбки.

Чоли

Что касается блузки, тут по сложней. Тон и ткань остается та же как и на нижней юбке, но вот покрой и пошив сложен для человека который не имеет практики. Но возможен вариант купить готовую. Блуза должна быть с коротким рукавом, облегающей и выгодно подчеркивать все достоинства женщины.

Переходим к самому важному элементу наряда и в то же время к самому простому в пошиве. Само сари это отрез ткани который правильно нужно обвернуть вокруг себя. В зависимости от полноты фигуры длина его колеблется от 5,5 - 9 метров. Вот здесь можно и нужно проявить фантазию и вкус. Края ткани обычно обрамлены орнаментом. Ткань можно расшить бисером, камнями или кружевными вставками и золотыми орнаментами. Все зависит от состояния вашего внутреннего мира. Главное - правильно намотать само сари. Способов это сделать довольно таки много. Мы остановимся на одном из них. Классический способ поэтапно.

  • Для начала нужно одеть чоли и нижнюю юбку.
  • Возьмите приготовленное сари и обведите его вокруг талии закладывая за край нижней юбки. Оборачивание начинаем всегда с правого бока. Обратите особое внимание на то, что бы край сари доходил до пола.
  • Теперь переходим к самому ответственному моменту - драпировке. Нужно сделать 7 - 10 складок. каждая приблизительно 10 - 12 см собирая их вместе таким образом
  • Сделанные складки нужно так же заложить за пояс нижней юбки. Очень важный момент - складки должны смотреть на левую сторону
  • Закончите оборачивать сари вокруг талии уже не заворачивая за пояс
  • Осталось теперь только свободный край сари перекинуть через левое плечо. Если ткань такая, что будет сползать с плеча то можно её зафиксировать булавкой к чоли

Теперь вы сможете смотреть индийские фильмы про любовь и чувствовать себя полноценным героем происходящих событий. Всегда можно найти или придумать самим повод для того, что бы одеть этот обворожительный наряд. Уверенна, мужчина оценит его. Сари вдохновляет многих кутюрье для создания незабываемых коллекций. Уверена, что и вас оно вдохновит на творчество и даст возможность выплеснуться неограниченной фантазии. Макияж и украшения конечно же необходимый антураж который прилагается к любому наряду, а не только к этому. Если все будет соответствовать вашему замыслу, возможно вы сами сможете написать свою незабываемую романтическую историю.

Сари - это любимая одежда индийских женщин. Они его носят и на работу, и на отдых, и на праздники, и на повседневную жизнь. А по сути, это все лишь пятиметровый кусок ткани. Но многообразие узоров и различных тканей просто поражают, как и способы одевания сари. Существует множество способов как одеть сари. Это может зависеть от стиля сари, его рисунка, а также вашего творческого подхода.

На каком бы способе завязывания сари вы не остановились, существует несколько постулатов, к которым стоит придерживаться:

  • Носите юбку того же цвета, что и сари.
  • Обувь надевайте перед тем как надеть сари.
  • Булавки подготовьте заранее, они должны быть готовы к использованию, т.е. открыты.
  • Макияж накладывается заранее.
  • И не забывайте об аксессуарах с драгоценностями.

Итак, рассмотрим подробные схемы, как одеть сари.

1. Самый простой и быстрый способ

  1. Наденьте юбку и блузу.
  2. Оберните краем сари себя в области талии, так, чтобы правый конец оставался длинным.
  3. Завяжите на поясе узелком конец и край полотна, чтобы образовалась юбка.
  4. Оставшийся конец сари, примерно метр, перекиньте через левое плечо.
  5. Возьмите оставшуюся ткань посередине и задрапируйте несколько складок по 14 см. Это самая ответственная часть. Драпировку можно закрепить прищепками.
  6. Заложите края драпировки под юбку. Сари готово.

Рассмотрим еще один способ как завязывать сари от Калпаны Шах, известной актрисы в Индии.

2. Способ от Калпаны Шах

Возьмите конец сари и приложите его к правой стороне бедра к талии, так чтобы подол был на 5 см выше уровня пола.

Заправьте сари в юбку спереди.

Продолжайте заправлять сари в юбку сзади пока не сделаете полный круг.

Сделайте одну большую складку, отведя сари на расстояние вытянутой руки от талии, как показано на рисунке.

Другой конец заправьте в юбку, чтобы образовалась свободная петля. Оберните свободно сари вокруг вашего тела.

Возьмите оба конца края сари в руки перед собой.

Начните делать драпировку шириной складки примерно 15 см.

Должно получиться 4,5 полных складок. Для удобства можно закрепить складки прищепками.

Конец сари должен оказаться сзади на уровне ниже колен.

Закрепите драпировку сари к чоли на плече с помощью булавки.

Теперь вернитесь на свободную складку, которая осталась на поясе.

Начинайте драпировать складки левой рукой, поддерживая их правой.

После заправьте драпировку в юбку.

Выровняйте драпировку.

Драпировку опустите чуть ниже пупка.

Так выглядит драпировка со спины.

Конечный результат!

Поначалу, это может показаться сложно, но разобравшись один раз, вы научитесь завязывать сари очень быстро. Давайте рассмотрим еще некоторые способы как завязывать и носить индийское сари.

Ниви-стиль, это один из самых популярных видов драпировки сари в Индии. Данный стиль берет свое начало в штате Андхра-Прадеш. До сих пор местные жители предпочитают носить сари данным способом и это не удивительно, так как этот стиль драпировки представляет собой культурное наследие Индии. Ниви стиль подходит для любых случаев жизни.

Инструкция:

  1. Заправьте один конец сари в юбку и сделайте полный оборот сари вокруг талии.
  2. Убедитесь, что расстояние от пола и сари составляет 5 см.
  3. Возьмите другой конец сари и задрапируйте его в 6-7 полных складок.
  4. Закрепите складки, так чтобы длины хватило на всю спину до уровня выше колен.
  5. Перекиньте драпировку через левое плечо и закрепите булавкой сари к чоли с внутренней стороны.
  6. Теперь сосредоточьте внимание на оставшейся части незадрапированного сари. Верхний край слева уложите в юбку с правой стороны.
  7. Оставшуюся ткань задрапируйте и заложите за юбку также с правой стороны. После можно с изнаночной стороны закрепить драпировку к юбке булавкой, на расстоянии выше правого колена, чтобы драпировка не распалась при ходьбе.

Бенггальский стиль сари выглядит шикарно из-за замысловатых границ и ярких оттенков. Данный стиль выбирают для больших мероприятий.

Для того чтобы был законченный стиль вам понадобится:

  • Сари белого цвета с красной каймой.
  • Блузка с коротким рукавом-фонариком.
  • Красные и белые браслеты.
  • Круглое красное бинди.
  • Туфли на каблуках.
  • Булавки.
  • Брелок–колокольчик.
  • Серьги, желательно круглые и большие.

Способ драпировки ткани в Бенгальском стиле

  1. Начните заправлять сари в юбку начиная справой стороны, чтобы конец сари смотрел вправо. Сделайте 1,5 круга.
  2. После сделайте складку в обратную сторону, т.е. слева направо. Повторите эту операцию 2 раза.
  3. Возьмите другой конец сари и задрапируйте его.
  4. Перекиньте драпировку через левое плечо.
  5. Достаньте кончик сари и наденьте на него колокольчик.
  6. Перекиньте конец сари с колокольчиком через правое плечо.

5. Лехенга стиль сари

Благодаря своей уникальности слияния двух традиционных драпировок сари, Лехенга стиль дает впечатление особого случая и торжества.

Для того чтобы был законченный стиль, вам понадобится:

  • Красивое сари.
  • Атласная блузка различающаяся по цвету с сари.
  • Юбка атласная в цвет сари.
  • Туфли на каблуках.
  • Много браслетов.
  • Несколько булавок.

Способ драпировки ткани в Лехенга стиле:

  1. Начните заправлять сари в юбку начиная с центра юбки сзади, двигаясь вправо. Т.о. конец сари смотрит влево.
  2. Дойдя до правово бедра начните драпировать сари, делая по полной складке, двигайтесь влевую сторону. Т.о. в конце у вас должны получиться 5 складок спереди, каждую из которых видно по отдельности.
  3. После того, как складки сделаны, оберните сари так, чтобы закрепить его посредине сзади за юбку. В итоге сари завершает один полный круг вокруг талии, возвращаясь на исходную точку.
  4. Возьмите другой конец сари и задрапируйте его, можно воспользоваться прищепками для удобства.
  5. Перекиньте задрапированный конец сари через правое плечо, так чтобы конец сари был спереди чуть ниже бедер.
  6. Закрепите булавкой драпировку на плече к блузке.
  7. Возьмите внутренний угол конца сари и закрепите его к юбке булавкой на левом бедре.
  8. Сари готово!

Совет: количество передних складок регулируйте самостоятельно на свой вкус, а чтобы избежать большой пышности вокруг талии, выбирайте юбку без утолщенного пояса.

6. Гуджарати сари

Этот способ популярен в Западной Индии. Данная драпировка подходит для любого случая жизни, как на каждый день, так и на праздник.

К данному стилю хорошо подходят: стеклянные браслеты и золотые ювелирные украшения. Чоли может не совпадать по цвету с сари, а вот юбку лучше подобрать в цвет.

Инструкция:

  1. Заправьте сари в юбку начиная справой стороны, чтобы конец сари смотрел вправо. Сделайте 1 круг.
  2. Начните драпировать сари так, чтобы складки смотрели вправую сторону. Заправьте их в юбку, так чтобы они были посредине юбки.
  3. Возьмите другой конец сари и задрапируйте его. Можете для удобства драпировку закрепить прищепками.
  4. Оберните драпировку сари вокруг спины и перекиньте конец через правое плечо. Так чтобы конец сари был чуть ниже уровня бедер.
  5. Закрепите драпировку на плече к блузке булавкой.
  6. Возьмите конец сари и заправьте его под юбку на талии со стороны левого бедра.
  7. Можете надеть браслеты. Сари готово!

7. Мумтаз стиль

Стиль Мумтаз знаком нам по индийскому кино. Известная актриса Мумтаз Бану в своих фильмах полюбилась нам и именно она внесла этот стиль, как один из видов драпировки сари.

Для законченного образа стиля Мумтаз нам понадобятся:

  • Сари с цветными четкими границами.
  • Блузка без рукавов.
  • Туфли на каблуках.
  • Юбка.
  • В качестве аксессуаров - ювелирные украшения (серьги, браслеты).

Инструкция драпировки:

  1. Заправьте сари в юбку, начиная с правой стороны, так чтобы конец смотрел вправо.
  2. Оберните сари вокруг талии, сделав полный круг.
  3. Убедитесь, что сари располагается на одной высоте от пола.
  4. Сделайте 1-2 складки и уложите их в центр передней части юбки так, чтобы они были обращены влево.
  5. Начинайте оборачивать сари вокруг юбки так, чтобы оно было выше на 20-25 см длины сари.
  6. Теперь повторите 5 шаг так, чтобы оно было еще выше 20-25 см.
  7. Возьмите другой конец сари и задрапируйте в 6-7 складок, для удобства закрепите их прищепками.
  8. Перенесите драпировку вокруг спины и перекиньте спереди через левое плечо. Закрепите драпировку на плече булавкой к блузке.

Советы: длина конца сари должна быть чуть выше бедер; вы можете добавлять оборачивания, для более утонченного вида; можете не драпировать конец сари, а просто перекинуть его.

8. Стиль Махараштры

Стиль Махараштры произошел из одноименного штата. Данный стиль хорошо подчеркивает фигуру, добавляя нотку простого и скромного очарования.
Вам понадобятся:

  • Пайтхани сари.
  • Пара велосипедных шорт.
  • Набор стекляных браслетов.
  • Пара удобной обуви, предпочтительно без каблуков.
  • Несколько булавок.
  • Бинди.

Инструкция драпировки:

  1. Возьмите один конец сари и оберните себя один раз вокруг талии.
  2. Возьмите несколько сантиметров с обоих краев и завяжите узел у центра талии, так чтобы оставалось с одной стороны 0,5-0,7 м. ткани.
  3. Возьмите короткий кусок сари и пропустите его между ног. Конец заправьте сзади по центру талии.
  4. Теперь возьмите длинный конец сари, который остался спереди и сделайте 5-6 полных складок. Заправьте складки под юбку по центру спереди.
  5. Возьмите конец сари и задрапируйте его в 4-5 складок. Возьмите драпировку и пропустите через спину и выведите к переду.
  6. Закиньте драпировку на левое плечо и закрепите ее булавкой к блузке.

Советы: для этого сари вместо юбки используются шорты; убедитесь, что узел у центра талии тугой; обувь для данного стиля вы можете надевать и после того, как задрапируете сари.

9. Стиль сари «Русалка»

Данный стиль является современным. В нем объединены способы драпировки, как новые, так и традиционные. Данный стиль достаточно удобен для носки. Стиль «Русалка» подходит для динамичных женщин.

Перед тем, как начать драпировать сари в стиле Русалка, вам понадобятся:

  • Сари с контрастным цветом одного конца.
  • Нарядная чоли.
  • Соответствующая сари юбка.
  • Пара туфель
  • Ювелирные украшения.

Инструкция драпировки сари:

  1. Начните заправлять сари начиная с правого бока. Оберните вначале перед и заправляйте сари пока не сделаете полный круг.
  2. Убедитесь, что низ сари находится на уровне с полом.
  3. Теперь возьмите другой конец сари и задрапируйте край сари, распределяя складки по длине. Для удобства можно воспользоваться прищепками.
  4. Пропустите драпировку через спину и перекиньте драпировку через правое плечо, так чтобы конец сари был на 15-20 см выше пола.
  5. Оставшуюся незадрапированную часть сари заправьте в юбку.
  6. Возьмите конец задрапированной ткани и пропустите его по юбке сзади, после выведите уголок на левое бедро спереди, ниже талии. Закрепите уголок булавкой.

Острый вопрос, который встает перед теми, кто собирается туда съездить отдохнуть.

Город Мумбаи, бывший Бомбей, знаменит своим Болливудом. А какие еще есть достопримечательности там? Узнаете, если перейдет по ссылке.

Население Индии постоянно растет и очень скоро индийцы догонят китайцев:

10. Раджрани стиль

Раджрани стиль считается королевским стилем. Девушка, одетая в данный стиль, вселяет элемент величия из-за тонкого сочетания драпировок и расшитого богатыми украшениями сари.

Вам потребуются:

  • Богато украшенное сари.
  • Соответствующая юбка к сари.
  • Чоли.
  • Ювелирные изделия, такие как браслеты, серьги и длинные бусы.
  • Пара стильных туфель, предпочтительно на каблуке.
  • Несколько булавок.

Способ драпировки ткани сари в стиле Раджрани:

  1. Возьмите один конец сари и аккуратно уложите его в юбку вокруг талии, начиная с правого бедра спереди и заканчивая, после первого круга, центром талии спереди.
  2. Задрапируйте другой конец сари, можете воспользоваться прищепками.
  3. Оберните драпировку через спину и перекиньте ее вперед через правое плечо, так чтобы конец был немного выше правого колена. Прикрепите булавкой сари к блузке.
  4. Возьмите не заправленную часть сари и задрапируйте ее, после заправьте в юбку.
  5. Теперь возьмите край сари, тот который был перекинут через правое плечо, и прикрепите его к левому с помощью булавки.
  6. Теперь можете надеть украшения.

11. Индозападный стиль

Данная драпировка является инновационной, она относится к современным стилям.

Вам потребуется:

  • Сари, выполненное с нанесением печатного рисунка.
  • Легенсы.
  • Блузка, м.б. без рукавов.
  • Пара туфель на каблуках.

Инструкция:

  1. Возьмите один конец сари и сделайте 6-7 складок, после уложите их по центру заправляя в легенсы так, чтобы края драпировки были обращены влево.
  2. Продолжайте заправлять сари под легенсы, пока не прикроете ягодицы (т.е. до правого бока).
  3. Возьмите другой конец сари (ширина) и задрапируйте его. Закрепите драпировку прищепками.
  4. Пропустите драпировку через спину к переду и перекиньте конец через левое плечо назад, так чтобы конец сари был ниже колен.
  5. Теперь приколите драпировку булавкой к блузке по плечу.

12. Сдвоенный способ

Данный стиль является уникальным и простым, так как в нем драпируются два сари. Данный стиль представляет собой смесь современного и традиционного. Такой стиль популярен среди модниц и сегодня.

Вся эта рукодельная история началась с того, что один мальчик, десяти лет от роду, попросил маму обеспечить его карнавальным костюмом к школьному новогоднему утреннику. И захотелось этому мальчику примерить на себя колоритный образ североамериканского индейца. Мама, конечно, предлагала ему много других вариантов, разных и хороших, - от мушкетера и былинного богатыря до рыцаря в доспехах и Аладдина в чалме. Но в итоге все равно пришлось иметь дело с индейцем.

Почему я озаботилась созданием костюма индейца своими руками, а не купила его в магазине? Во-первых, потому что в магазинах небольшого городка, в котором мы живем, очень сложно найти готовые костюмы на детей старше 6-7 лет. Во-вторых, потому, что я совершенно забыла о возможности заказать этот наряд в интернет-магазине. А когда вспомнила, подходящих размеров для моего ребенка там уже не было. И, в-третьих, просто появилось желание порукодельничать.

Мастерить костюм пришлось впопыхах – накануне утренника. Поэтому все делалось на скорую руку. Швейной машинки у меня нет. Но, в конце концов, у настоящих индейцев швейных машинок тоже не водилось. Настоящему индейцу завсегда везде ништяк, как поется в одной песне, и из-за таких пустяков они не огорчаются.

Как сделать для мальчика костюм индейца, если у вас нет швейной машинки

Состоит всего из двух элементов – импровизированного пончо и повязки на голову. Именно эти вещи я делала своими руками. И, как мне кажется, их вполне достаточно для того, чтобы создать яркий «индейский» образ. А под пончо ребенок надел обычные джинсы и водолазку. Кстати, водолазку я постаралась купить такую, чтобы она совпадала по цвету с тканью, из которой создано пончо. Но, наверное, подошла бы любая светлая фуфайка с «горлышком» и длинными рукавами.

При создании костюма были использованы:

  • отрез плотной ткани (бязь) размером 1Х1 м;
  • моток акриловой пряжи красного цвета;
  • ситцевая ткань красного цвета размером 1Х1,2 м;
  • узкие ленточки черного и коричневого цвета шириной по 0,5 см;
  • обрезки джинсовой ткани черного цвета (из домашних «закромов»);
  • швейные нитки № 40 черного и оранжевого цвета;
  • клеевая лента «паутинка»;
  • меховые брелоки для мобильного телефона – 2 шт.;
  • цветная крепированная бумага;
  • трубочки для коктейля – 2 шт.;
  • прозрачный канцелярский скотч;
  • двусторонний скотч.

  • Сначала на свет появилась повязка с «перьями». Был отрезан кусок красной ситцевой ткани длиной 1 м и шириной 0,4 м. Я его сложила по длине в несколько раз так, чтобы получилась широкая полоса, полностью закрывающая лоб ребенка. Подвески с меховыми «хвостиками» пришивала к повязке вручную, а самодельные «перья» закрепила с помощью скотча, замаскировав их нижние края в подгибах ткани.


    Перья, как видно на фото, изготовлены из трубочек для коктейля и креп-бумаги. Трубочки я разрезала вдоль маленькими маникюрными ножницами. Из креп-бумаги разных цветов вырезала прямоугольники длиной примерно по 20-22 см и шириной около 5 см. Закруглила края так, чтобы бумажные заготовки стали больше похожими на птичьи перья и сделала многочисленные надрезы по всему периметру.

    Креп-бумага сама по себе невероятно тонка и рвется от малейшего прикосновения. Наносить на нее какой-либо клей – гиблое дело, поэтому я решила закрепить ее на каркасах из коктейльных трубочек с помощью двустороннего скотча. Полосочки скотча должны быть очень узкими – я резала их «лапшой» шириной по 2-3 мм и с помощью зубочистки прижимала к внутренней стороне трубочек. Затем также аккуратно, орудуя зубочистками, «сажала» на этот скотч бумажные заготовки. При этом «перья» у меня слегка помялись, но зато приобрели более правдоподобный и естественный вид.


    Я сделала всего три разноцветных пера и решила, что этого вполне достаточно. Сначала в планах было склеить головной убор в виде «венца», но потом поняла, что у меня не хватит на это ни сил, ни времени. Поэтому решила довольствоваться малым.


    «Ножки» перьев на повязке были зафиксированы скотчем. Крепление оказалось достаточно надежным – я, честно говоря, даже не надеялась на такую прочность. Ребенок на утреннике бегал, прыгал и «отрывался», как только мог, но ни одно перо с его головы не упало.


    Подвески к головному убору – это брелоки для мобильников. У них есть текстильные петли длиной около 5 см. В эти петли я продела черные ленточки (по 20 см в длину каждая), согнув их пополам и закрепив с «изнанки» головной повязки.

    А теперь несколько слов о том, как «рождалось» . Наверняка сейчас какие-нибудь прилежные рукодельницы раскритикуют меня в пух и прах за варварские методы. Но еще раз повторюсь: костюм я мастерила при полном отсутствии швейной машинки, и времени у меня было в обрез.


    Основой пончо стал квадратный отрез бязи. По его центру я вырезала ромбовидное отверстие для головы, ориентируясь на размеры своего ребенка. Вручную обметала края этого отверстия оранжевыми нитками.

    Из остатков красного ситца нарезала 4 полосы шириной по 15 см и длиной по 80 и придала им «бахромчатый» вид. На поверхности пончо декоративные красные полосы с бахромой были закреплены посредством клеевой ленты (паутинки): ее нужно проложить между двумя слоями ткани и прогладить это место не слишком горячим утюгом.

    Из черных обрезков джинсовой ткани получилось 12 квадратиков, которые я тоже использовала в качестве декоративных элементов. Обметала их по периметру черными нитками и пришила вдоль красных полос, располагая на одинаковом расстоянии друг от друга. Под центральным передним квадратиком закрепила концы черных и коричневых лент, спустив их свободные концы вниз, - получилось еще одно простое украшение.

    Самым трудоемким процессом оказалась обработка нижних краев пончо. Я решила их оформить имитацией бахромы из акриловой пряжи. По всему периметру пончо я сделала множество прорезей шириной 0,7-0,8 см.

    В прорези продевала сложенные в три раза акриловые нити, завязывала их двойными узлами и подрезала концы, отступая от узелка приблизительно на 8-10 см.

    И вот что в итоге получилось. Ребенок был очень доволен, а поэтому я смею думать, что с поставленной задачей, в принципе, справилась.