Нетрадиционные формы ВР –одно из средств оптимизации воспит.процесса

(из опыта работы)

Выступление на педагогическом семинаре

В результате реформирования образования осуществляется качественное обновление содержания, форм и методов образования и воспитания детей.

Дети все хотят учиться. Вспомним, какими они приходят в 1 класс, как гордятся новой формой, портфелем, как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Они любознательны, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя толком еще не знают, что это такое.

Как сделать, чтобы детям было интересно учиться в школе?

Не каждый ученик может быть успешен в учебной деятельности в силу разных обстоятельств, но каждому надо дать возможность раскрыть себя в творчестве. В этом и состоит миссия учителя. Думаю, что мне это во многом удалось сделать больше даже как классному руководителю, чем как учителю.

В своей работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю нетрадиционным формам воспитательной работы. Они на экране

Плюсы их вижу в следующем.Они:

Не сковывают учебный процесс;

Вносят разнообразие в школьные будни;

Активизируют ребят;

Я, как любой творческий учитель нахожусь в поиске оригинальных методических решений, стараюсь вовлечь детей в разработку и проведение мероприятия,сделать его увлекательным для них.

КТД (традиции)

Тренинг;

  • КВН;
  • Сюжетно-ролевая игра;
  • Конкурс;
  • Проекты
  • Встречи выходного дня;
  • Походы;
  • Экскурсии;
  • Семейная гостиная (социальная);

. А для того, чтобы увлечь своих учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как "пустой сосуд", а зажечь в них ту "искорку", которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания.

2. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, - говорил Антон. Семёнович. Макаренко. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы». Неотъемлемой частью работы по сплочению коллектива,традицией нашего класса стали КТД ,как одно из звеньев воспитательного процесса в школе, и у нас они чаще проходят в форме праздников спортивно-игрового характера. Например, «Смотр строя и песни», «День именинника», «Выпускной в нач.школе». Не забываем мы и про шефство над малышами детского садика: совершаем вместе путешествие по мотивам известных сказок, в Город Чистоты и порядка. Среди КТД особенно важными дети считают так называемые социально-значимые дела : «Трудовой десант»- акция «Школа-территория чистоты» , «Посади дерево!»,работа над проектом «Школьная клумба», «Цветы малышам» , А через такие мероприятия, которые мы объединили в «Маршрут добрых дел», осуществляем связь поколений. Изготавливаем панно и открытки для ветеранов. Не забываем с праздниками поздравлять дедушек, бабушек, мам и пап. Помним об учителях, которые сегодня на заслуженном отдыхе. Навещаем и поздравляем их. Делают это дети с огромным удовольствием.

В нашем классном коллективе уже есть традиционные Встречи выходного дня (библиотека, поход на лыжах, экскурсии, театр).Эти дела сближают детей, доставляют им большую радость

Анализируя свою деятельность с детьми по проведению КТД, думаю, что мною уже заложено начало волонтёрского движения. Вижу результаты своей работы и в том. что КТД в наибольшей степени позволяет ребенку раскрыть свою творческую индивидуальность, обрести друзей, уверенность в себе, приобрести организаторские навыки. Даю возможность проявить их. Для того чтобы жизнь в нашем классе была наиболее интересной и плодотворной, мы вместе с детьми планируем мероприятия. Выбираем темы. Очень нравится детям, и уже есть определённый опыт работы в этом направлении,- проводить классные часы («Игры на перемене» , «Знай и выполняй правила дорожного движения!» ,»Загадка,где ты?») .По материалам таких классных часов у нас появляются проекты.

Учащиеся выступают с ними перед сверстниками и на научно-практической конференции «Моя страна-Моя Россия» .Сейчас мы работаем над коллективным проектом «История в памятниках»

Особое направление ВР-патриотическое. На классных часах, посвященных годам Великой Отечественной войны дети эмоционально сопереживают вместе с ветеранами и очевидцами войны, которые рассказывают о тех тяжелых днях, принимают участие в

митинге, посвященном Победе, вахте Памяти. Мы взаимодействуем с Советом ветеранов (берём шефство-выращиваем рассаду цветов и помогаем, например, посадить цветы возле дома, разносим газеты, оказываем посильную помощь).Традицией стали экскурсии по местам боевой славы (г.Великие Луки,г.Смоленск), в краеведческие музеи.

Творческий потенциал личности младшего школьника наиболее полно раскрывается при использовании “театральной деятельности”. Мои ученики – активные участники всех мероприятий: будь то праздничный концерт, юбилей школы, ДБ, фестиваль. Спорт нам тоже не помеха «Лыжня России», «Кросс наций». Я стараюсь от них не отставать. Считаю, что личный пример учителя играет большую роль. Говорят ведь, что класс-это лицо кл.руководителя.

Использую активно ещё одну форму ВР – конкурсы . Своих детей я увлекаю в разнообразные виды художественного творчества. Я сама сотрудничаю с ДДТ(веду кружок «Волшебная кисточка»). И мои дети приняли участие во многих конкурсах художественно-прикладного характера. (изготовление различных поделок-«Сувенир», «Рождество», «Пасха»,рис. «Благодать Божьего мира») . Всем классом участвовали в конкурсе агитплакатов в защиту окружающей среды,“Мы и наше здоровье”. Работы детей выставлялись на выставках в Районном ДК.

Говоря о сотрудничестве с ДДТ, особенно хочу остановиться на музейных уроках . У нас в школе 2 музея- «Музей трудовой и боевой славы» и «Музей русского быта».Я для себя открыла очень интересную форму работы(причём как для уроков, так и для внеклассной работы). . Начав работать с детьми на базе музея, я заметила, что изучение однотипного материала, например по литературному чтению по теме «Устное народное творчество», легче усваивается учащимися в музее, через игровую деятельность, инсценировки. Вхождение в образ, перевоплощение дают возможность проявить детям творческие способности.Например, при изучении материала о жизни славян хорошие результаты даёт метод «погружения в прошлое».А использование музейных предметов на уроках (письмо, гильзы, фотографии) дало возможность проявиться в душе ребёнка чувству благодарности защитникам Родины и родного посёлка.

Я сначала сама проводила уроки в музее, а теперь сами дети пробуют себя в роли лекторов (не только для своего класса).Готовя краведческий материал, мы теперь обращаемся в первую очередь к музейным материалам, а потом идём в библиотеку.

Тесное активное сотрудничество с библиотекой, библиотечный час -это ещё одна форма воспитательной работы, которую я провожу целенаправленно, начиная с первого класса.

Результат радует. Класс ежегодно побеждает в номинации «Самый читающий класс» ,есть и свои лидеры.

Успех будет неполным, если не будет сотрудничества с семьёй . Но как писал Антон Семенович Макаренко: «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать воспитание»

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я и в работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями , и нетрадиционные. Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в школе. Например, «Мастер-класс» по вырезанию из дерева, интеллектуальная игра «Колесо удачи», «Мама,папа я- спортивная семья,» конкурс « Наши мамы», «Мы с папой-бравые солдаты». Особенно сближают «Семейные гостиные» Все вместе мы садимся за стол, где готово угощение. Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.

И в заключении стоит отметить, что педагог, владеющий современными подходами к организации воспитательного процесса, сможет более эффективно взаимодействовать со всеми его участниками. А нестандартные формы работы во внеурочное время помогают учителю-воспитателю формировать личность интересную и неординарную. Как раз этого и требует наше время.

Итогом моей учебно-воспитательной работы с классом станет Портфолио класса(можно сказать.что это ещё одна форма работы), которое мы собирали в течение 4-х лет классной жизни. Оно будет отдано активу уже 5-го класса, и.пополнится новыми яркими страничками из школьной жизни моих учеников, став ещё одной страницей большой школьной жизни.

А про себя могу сказать, что,не напрасно я тружусь и званием Руководитель классный я горжусь. За особую награду считаю слова благодарности от уже взрослых, но всё ещё моих учеников, особенно от тех «классных» деток, с кем пришлось нелегко. Но мы были вместе,а это главное.

Через результаты мониторингов (уровень воспитанности, самооценка, удовлетворённость школьной жизнью) определяю дальнейший план работы в данном направлении.


Использование нетрадиционных технологий на самоподготовке и во внеклассной деятельности

Три пути ведут к знанию:

Путь размышления – это путь самый благородный,

Путь подражания – это путь самый лёгкий

И путь опыта – это путь самый горький.

Конфуций

Проблема воспитания поколения, которому суждено строить новую Россию и жить в ней, стоит сегодня особенно остро. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, специалистам образовательных учреждений необходимы знания о технологиях воспитательной работы.

В педагогике постоянно предпринимались и предпринимаются попытки обновления практики образования. Образовательные учреждения рано или поздно встают перед выбором: идти по сложному пути совершенствования через освоение нового или оставаться в стороне, сохраняя приверженность проверенным методикам. Однако изменения, происходящие сегодня в школе, всё чаще подталкивают педагогов к поиску нового, к изменению сложившейся, наработанной системы. В таких условиях необходимо ориентироваться в широком спектре образовательных и воспитательных идей и направлений, не тратить времени на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Актуальной задачей педагогической науки и практики является проблема поиска альтернативных систем воспитания, основанных на новых педагогических технологиях.

Дети с девиантным поведением имеют характерные особенности эмоциональной и волевой сфер. Это проявляется в виде: повышенной тревожности, дефектности ценностной системы (особенно в области целей и смысла жизни), импульсивности, агрессии, раздражения, вспыльчивости, конфликтности. Такое отклоняющееся поведение учащихся отличается высокой личностной включенностью, заниженной критикой к совершённому проступку и возможностью его повторения.

Кроме отклонений в эмоционально-волевой сфере, у таких детей имеются проблемы в обучении. Причинами этому могут быть как педагогическая запущенность со стороны родителей и учителей, пропуски занятий по уважительной причине и без нее, так и особенности умственного развития. У многих детей наблюдаются следующие трудности:

1. Отсутствует мотивация к обучению, нет интереса к своему будущему.

2. Нарушение произношения, бедный словарь.

3. Узость знаний и представлений об окружающем мире.

4.Несформированность пространственно-временных представлений, не сформированы в достаточной степени зрительно-двигательные координации.

5. Нарушение познавательных процессов: внимания, запоминания, концентрации, словесно-логического, абстрактного и ассоциативного мышления, с трудом могут сосредоточиться на предмете или деятельности, заторможены или гиперактивны и т.д.

6. Мыслительных процессов: анализ, синтез, сравнений, обобщение, классификация (выделение главного и общего).

7. Испытывают трудности письменной речи (многие дети с трудом читают и медленно пишут, делают огромное количество ошибок).

8. Восприятие слабодифференцируемо, незначительно нарушена целостность восприятия.

9. Медицинские факторы: соматическая ослабленность.

10. Понимают инструкцию только после разъяснения, осуществляют частичный перенос на аналогичные задания, затруднена автоматизация навыков.

Все выше перечисленное затрудняет общение девиантников с окружающими и создает значительные сложности в процессе их обучения и воспитании. Кроме того, все эти факторы ведут к снижению работоспособности и обучаемости в целом, а следовательно к школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Затруднение построения модели учебно-воспитательного процесса, ориентированного на единство обучения и воспитания, обеспечивающих социальную адаптацию таких детей, объясняет запоздалой диагностикой отклоняющегося поведения. Как правило, в специальные школы такие дети попадают уже сильно запущенными и с большими пробелами в знаниях.

Поэтому при работе с такими детьми педагог должен быть не просто учителем и воспитателем, но и психологом, дефектологом, наставником и другом.

Эффективность нетрадиционных форм обучения, воспитания и развития хорошо известна. Такие занятия, мероприятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такую занятость, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, интуицию, творчество. С помощью нетрадиционных форм можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, адаптации их в социуме. Для того, чтобы увлечь своих учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как "пустой сосуд", а зажечь в них ту "искорку", которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания.

Нетрадиционные формы воспитательной работы:

Не сковывают учебный и воспитательный процессы;

Вносят разнообразие в школьные будни;

Оживляют атмосферу в коллективе, приподнимают настроение;

Активизируют ребят;

Приближают учёбу к жизненным ситуациям.

Предлагаю рассмотреть таблицу «Соотношение традиционных и нетрадиционных форм», сравнить элементы традиционных и нетрадиционных формы работы с учащимися.

В своей работе использую следующие нетрадиционные формы работы на самоподготовке и во внеклассной работе:

— в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, деловая или ролевая игра, кроссворд, КВН, «Что? Где? Когда?», «Эрудицион», викторина;

— основанных на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследования, комментарий мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

— урок мужества, урок мудрости, урок любви, букварь здоровья, презентация, "живая газета", устный журнал;

— Классные часы с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника и т.д.;

— Занятия, имитирующие общественно культурные мероприятия: заочная экскурсия, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж.

— Музыкотерапия, сказкотерапия,анималотерапия, релаксация и др.

Игровые технологии

Немаловажную роль в моей работе с учащимися отводится игровым технология. В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).

Прежде всего следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмами проведения игры. Социокультурная природа игры очевидна, что делает ее незаменимым элементом обучения. В процессе игры:

  • осваиваются правила поведения и роли социальной группе класса (минимодели общества), переносимые затем в "большую жизнь";
  • рассматриваются возможности самих групп, коллективов - аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;
  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
  • накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, воспитателями, привлеченными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Различные исследователи и мыслители зарубежья нагромождают одну теорию игры на другую - К. Гросс, Ф. Шиллep, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. «Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного явления игры, и ни одно, по-видимому, не охватывает подлинной ее сущности».

Игры позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развивать не только физическое, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т. д. В играх расширяется кругозор ребенка, развиваются его умственные способности (сообразительность, догадка, смекалка), происходит формирование черт характера и нравственных качеств. В работе использую разнообразные виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, спортивные, дидактические.

Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы позволяют расти как ученикам, так и педагогу.

Нетрадиционные технологии на самоподготовке

Самоподготовку ни в коем случае нельзя превращать в урок, нельзя, чтобы она была шаблоном. Каждый воспитатель должен творчески подходить к вопросу организации и проведения самоподготовки, т.к. ничто так детей не утомляет, как однообразие. И какой бы разумный порядок не был заведен в процессе проведения самоподготовки, если воспитатель не будет совершенствоваться сам, применять современные педагогические технологии, он не достигнет желаемого результата.

Каждую самоподготовку я начинаю с психологическим настроем, например,

«Встаньте ровно, ребятишки –

И девчонки, и мальчишки!

Руки вверх все, потянулись,

Мне все мило улыбнулись.

Здоровья всем мы пожелаем

И самоподготовку начинаем»

«Сядем аккуратно,

Всё сделаем опрятно:

Напишем, сосчитаем,

Немного почитаем»

«Раз, два, три, четыре, пять –

Самоподготовку пора нам начинать.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь»

В ходе проведения самоподготовки провожу игры на развитие внимания и памяти, физкультминутки, стихотворные паузы, задачи, игры-путешествия. Значение игры на самоподготовке трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребёнка, сообразительность. Игра даёт возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам.

Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение основного задания можно положить на стол яркий конверт с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом. Я же предлагаю игры, не требующие подготовки: “Наборщик”, “Эрудит”, “Закоулки”, “Точки”, “Пазлы”, игры в паре и др.. Можно позволить самому избрать вид отдыха, побывать в библиотеке, прочитать книг, порисовать.

Театрализация как один из приёмов развития ключевых компетенций

Театрализация способствует развитию и коррекции всех психических познавательных процессов. Заучивание роли способствует развитию памяти, расширению словарного запаса, автоматизации звукопроизношения, выразительности речи, что в конечном итоге формирует у учащихся ключевые компетенции.

Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность. Работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок развивает логику, учит правильно оценивать ситуацию. При наличии доброжелательных зрителей ребёнок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх, получать положительные эмоции, испытывать ситуацию успеха. Инсценирование сказок очень увлекает детей. Они стараются быстрее запомнить слова персонажей, часто импровизируют, обыгрывая ту или иную сценку. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причём в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. Полученный положительный эмоциональный заряд от показа сказки повышает самооценку детей.

Театрализация сказок, сценок для утренников предполагает большой объём предварительной работы. Эта работа проводится в системе и взаимосвязи со всеми специалистами школы. Это и воспитатель, и организатор внеклассной работы, и педагоги психолого-дефектологического блока. Они вместе с детьми готовят реквизит, проводят репетиции, участвуют в представлении. Совместная деятельность помогает учащимся адаптироваться в социуме. У них ярко выражена потребность в общении как друг с другом, так и со взрослыми, развивается речь, появилось стремление к получению новых знаний.

Сказотерапия

Необходимо проводить профилактику психического здоровья. Психи́ческое здоро́вье (мента́льное здоровье) - согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Для профилактики психического здоровья использую технологию сказотерапии. Сказотерапия – метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Целью и задачей сказотерапии и является снижения агрессивности у детей, устранения тревожности и страхов, развитие эмоциональной саморегуляции и позитивных взаимоотношений с другими людьми.

Музыкотерапия

Но как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства. Огромные возможности для душевного здоровья детей имеет музыкотерапия. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести и в крайнее возбуждение, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Специалисты ставят перед собой задачу целенаправленного воздействия музыки на ребёнка с учётом его настроения, возраста, пола, сезона года и даже времени суток.

Релаксация

Психологи рекомендуют научиться расслабляться и пользоваться средствами релаксации и медитации для борьбы с «перегрузками». "Релаксация" (от лат. relaxatio - уменьшение напряжения, ослабление) - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Релаксация может быть непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызванной принятием спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.

Психологические рисуночные тесты

Для диагностики и изучения личности ребёнка использую в работе психологические рисуночные тесты. В основе их применения лежит принцип проекции на бумагу через рисунок психологического состояния детей и взрослых, отражение и раскрытие характера, чувств, эмоций, желаний, выявление межличностных отношений и т.п.

Анималотерапия

Уже не один год мы сотрудничаем с эколого-биологическим центром. С нами работает Кирокосьян Любовь Анатольевна. Она не только ведёт с детьми кружок «Природа и фантазия», но и организует экскурсии в эколого-биологический центр.
Цель:
формирование экологической культуры через ознакомление с природой и воспитание положительного отношения к объектам природы.

После посещения эколого-биологического центра:

— Дети становятся не только более спокойными, они еще и раскрываются, становятся более раскрепощенными. Многие из них просто бояться прикасаться к братьям нашим меньшим. Потихоньку они осваиваются, начинают привыкать к общению с животными, добреют.

— Очень интересно, когда приходит новенький ребенок, другие дети его сразу начинают учить, как надо обращаться с питомцами.

— Благодаря занятиям с животными расширяются запасы знаний и представлений об окружающем мире.

— Непосредственное общение с животными положительно влияет на психику ребенка, его эмоциональную сферу, а также способствует общему улучшению состояния здоровья, коррекции и восстановлению после психических и физиологических заболеваний.

Такое влияние животных на полноценное развитие личности ребенка называется «анималотерапия» (от латинского «animal» - животное)

Влияние животных на полноценное развитие личности ребенка:

Интеллектуальное развитие

  • Животные являются источником первых знаний о природе. Ребенок видит животное - он к нему тянется, распознает названия, отмечает различия, познает его поведение.
  • Животные являются источником развития сенсорики. Ни одна обучающая игрушка не может сравниться с природой. Ребенок непосредственно через органы чувств воспринимает объект: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т.д.
  • Животные являются источником развития логического мышления. На основе представлений о животных, дети учатся видеть связи и зависимости: киса мяукает у миски - голодная, хорек высоко подпрыгивает, гулит - хочет поиграть, затаился - охотится.
  • Животные источник для различных видов деятельности - наблюдение, игра, труд, творчество и т.д. В результате формируется любознательность, наблюдательность, развивается фантазия.
  • Источник первых переживаний и радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении с животным. В современном обществе этого как раз больше всего и не хватает - положительных переживаний.
  • В процессе общения у ребенка развиваются чувства прекрасного. Они учатся видеть естественную красоту.
  • В процессе деятельности ребенок учится проявлять бережное (пассивное) и заботливое (активное) отношение к животному миру в целом. Таким образом у ребенка формируется основы экологической культуры, которая является составной частью духовной культуры.
  • Натуральная и естественная красота побуждает детей к творчеству. Дети стремятся отражать свои переживания с животным в детских стихах, рассказах собственного сочинения и конечно же в изодеятельности.
    • В процессе наблюдения, ребенок знакомится с несложными трудовыми операциями. Под руководством взрослых у него формируются элементарные навыки по уходу за животными. Приобретаются дополнительные сведенья об условиях жизни в природе и в домашних условиях.
    • Животные источник укрепления здоровья, психического развития: в процессе прогулок с собакой, хорьком, кроликом и т.д., в процессе труда дети также совершенствуются физически.

Прогулка

Если спросить детей моего класса, что они больше всего любят в режиме нашей школы-интерна, большинство ответит – прогулки. Прогулка – это педагогически организованная форма отдыха детей. Она решает прежде всего задачи восстановления умственной работоспособности, а также расширения кругозора детей, развития их познавательных интересов, воспитание навыков нравственных взаимоотношений.

Недопустимо, чтобы воспитатели относились к прогулкам, как к таким естественным паузам в общем режиме. Нередко воспитатели допускают большую ошибку, считая, что прогулки – это неуправляемый, свободный отдых детей на воздухе, когда каждый может выбирать себе занятие сам, а задача воспитателя – обеспечить надзор и профилактику травматизма. Иные воспитатели полагают, что прогулки как главное средство борьбы с гиподинамией, имеют только оздоровительное значение, и поэтому организуют лишь игры в мяч, спортивные эстафеты. Да, оздоровительная часть прогулки является ведущей, определяющей, но она реализуется всегда в сочетании с разнообразными проявлениями познавательной, художественной, социальной деятельности младших школьников и не только в подвижных и спортивных играх, но и в свободном общении детей, в их творчестве.

Хочу в своём выступлении рассказать о некоторых типах прогулок, используемых мной.

Спортивная прогулка. Во время такой прогулки дети играют в спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, бадминтон. Отдаю предпочтения играм с мячом, весёлым эстафетам, прыжкам через скакалку.

Прогулка-наблюдение. Её основное содержание чаще связанно с целенаправленным наблюдением учащихся за сезонными изменениями в природе, особенностями растительного и животного мира: «Экскурсия в осень», «В гости к матушке Зиме», «Как готовят деревья зимовать?», «Звенит капель» и др.

Прогулка - практикум. Такие прогулки используются для отработки, закрепления жизненно необходимых навыков, например, следования определённым правилам культуры поведения. Правилам уличного движения.

Во время прогулки воспитатель создаёт специальную педагогическую ситуацию, в которой школьники должны действовать с правилами, организует контроль и оценивает действия детей. Например, они учатся переходить улицу с оживлённым движением транспорта, определяют самую удобную дорогу к школе-интернат. Подобные прогулки помогают детям понять целесообразность поведения людей в различных ситуациях городской жизни, помогают избавляться от социальных страхов, тревожности.

Прогулка – задание. Содержание этой прогулки определяется задачами общественной жизни школы-интернат или планами клубной работы. Задание дети получают в виде путёвок. Например, варианты путёвок-заданий:

- «Улицы, переулки вокруг нашей школы. Как они называются? Почему они так названы? Узнать и побывать»;

- «Какие растения растут на территории нашей школы? Подготовить гербарий».

Прогулка – экскурсия. Её назначение – ознакомить младших школьников с историей своего города, района, достижениями в науке, искусстве. Главное в такой прогулке – не само обозрение достопримечательного объекта, а разговор с детьми. Чтобы они проявили познавательный интерес к событиям, судьбам людей, пережили особую атмосферу места.

Прогулка – поход. Конечно, за час – полтора настоящий поход не провести, но создать ситуации, где было бы много перемещений на местности, неожиданных открытий, испытаний навыков ориентирования, взаимодействия, дисциплины, вполне возможно.

Для такой прогулки особенно подойдёт игра-поиск. Например, игра «Операция «Клад»». Подготовка к прогулке:

  • Определение маршрута игры-поиска. Предварительное изучение мест и объектов для промежуточных заданий на этапах;
  • Подготовка оборудования: красочного конверта с письмом от любого сказочного героя, пакеты с заданиями на этапах, но и сам «Клад».

Проведение прогулки: дети собираются на школьном дворе, получают необычное письмо, читают его (в письме написано, что объявляется операция «Клад» и даётся первый этап поиска). По маршруту поиска в тайниках разложены пакеты с заданиями. Итогом прогулки – дети находят «Клад».

Прогулка – творчество. Определяющая задача этого вида прогулок – вызвать у детей эмоциональный подъём и организовать их творческую деятельность. Наибольшая творческая активность младших школьников возникает в общении с природой. Во время таких прогулок дети могут делать зарисовки с натуры, материть поделки из природного материала, составлять композиции, букеты из осенних листьев, лепить из снега забавные скульптуры и т.д.

Прогулка – развлечение. Забыть об этом виде прогулок, лишать детей возможности повеселиться, позабавиться. Попеть, пошутить педагогически неверно. На прогулке можно затеять забавные состязания «Собирайся, детвора, начинается игра». Разгадывание занимательных задач, шарад, пение песен во время дождя под навесом на школьном дворе – это тоже развлечение.

В итоге я хочу сказать, что прогулка даёт ребёнку определённый социальный опыт проживания его детской жизни, который просто не может возникать находясь постоянно в классе или перед экраном телевизора. Ребёнок на прогулке как бы выходит в реальный мир и сам выбирает, с чем соприкоснуться, что созерцать, мимо чего пройти, что преобразовать по-своему. Он сам выстраивает себе события сегодняшнего дня. Именно прогулка, а никакое иное занятие в режиме нашей школы, даёт ребёнку возможность почувствовать себя участником жизни.

Творческая мастерская

В режиме послеобеденного дня час-полтора предусмотрено свободное время. В это время, мы часто с ребятами занимаемся в нашем классном кружке «Город мастеров». Кружок – самая распространённая форма внеклассной работы с младшими школьниками. Кружок позволяет расширять и углублять знания, полученные на уроках, применять их на практике, в детском творчестве. Кружок имеет достаточно выраженную предметную деятельность, он удовлетворяет те или иные интересы детей, связанные с познавательной и художественной деятельностью, начатой на уроках. На занятиях кружка «Город мастеров» младшие школьники работают с бумагой, картоном, природным материалом, пластилином, делают мягкие игрушки, сувениры, любят рисовать и т. д. Этот кружок является своеобразным продолжением уроков труда и изобразительного искусства. Иногда мы выполняем работу под музыку, это нам очень нравиться: рисовать музыку. Очень любят рисовать пальцами, ладошками. Все работы ребят находят своё место на выставке «Творческая мастерская».

Как сказал Ян Каменский: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются, это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но и нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Использование традиционных и альтернативных технологий на самоподготовке и во внеклассной деятельности многогранно и безгранично.

Каждый педагог в зависимости от возраста и уровня развития учащихся самостоятельно определяет, где и как их использовать. Исключительно важную роль играет творческий потенциал и желание педагога применять те или иные методы.

Используемая литература

1. Современные технологии воспитательной работы/ авт.-сост. Т. В. Панафидина, О. А. Северина, В. Н. Пташкина, Н. В Зюзюкина – Волгоград: Учитель, 2009.

2. Развивающие игры на уроках и переменках: мир игры в 3-4 кл./ Н. Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008

3. Воспитательное пространство продлённого дня. – СПБ.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2002

4. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых/ Маргарита Шевченко. – Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009

5. Гражданское образование: технологии, интерактивные формы работы/авт.-сост. О. А. Северина. – Волгоград: Учитель, 2009

6. Полякова О. В., составление Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – Волгоград: ИТД «Корифей»,2009

14. С истема форм и методов воспитания

Методы воспитания - это взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитуемого в процессе воспитания.

Методы подразделяются на приёмы. Методы воспитания тесно взаимосвязаны со средствами воспитания.

Классификация методов:

Традиционные:

1- я группа - меотды убеждения (беседа; школьная лекция; пример (как метод воспитания); диспут). Осн. Назначение - разъяснение норм общепринятых ценностей.

2- я группа - методы формирующие поведение (игра, как метод воспитания; соц соревнование; общественная деятельность; общественное поручение).

3- я группа. Методы поощерения и наказания. Их осн функция – стимулирование, поощерение.

Не традиционные (по Щукиной) :

1. группа. Методы формирования положительного опыта поведеня в деятельности (пед требование; общественное мнение; приучение; создание воспитательной ситуации).

2. Группа. Методы формирования сознания (разъяснение; пример; беседа; диспут).

3. Группа. Методы поощерения и наказания.

По Бабанскому

1. Методы формирования сознания личности (беседа; разъяснение; пример; диспут).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта положительного поведения (педагогическое требование; общественное мнение; приучение; создание воспитывающей ситуации; уважение).

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование; поощрение; наказание).

По Васильевой

1. Метод выдвижения воспит.целей, задач и путей их достижения. Данный м-д приучает шк-ов ставить цели и выбирать ценностные ориентации.

2. Информационно-просветительский м-д. Приучает учащихся к выработке умений проводить беседы.

3. Труд как метод восп-я (формирование осознанного отношения к труду у каждого шк-ка).

4. Общение как метод восп-я. Рассматривает общение как вид деят-ти. Оно способствует осознанию шк-ком норм общественного поведения. Главная функция м-да заключ в воспитании отношения ч-ка к чел-ку.

5. Методы оценки (отличаются разными формами проявления: педагогическая; самооценка; оценка коллектива) Нрав оценка предупреждает слепое подражание. Через оценку формир идеал, в оценочных суждениях проявл отношение шк-ов к изуч предметам, по оценке судят об успехах или не успехах, о качественной стороне его деят-ти

В любом виде деят-ти проявляется ценностные ориентации шк-ка.

Методы воспитания - это пути целенаправленного, систематического, специально организованного воздействия на личность воспитуемого при условии активности самой личности. М-ды воспитания - это управление развитием личности.

М-ды восп по Макаренко – это инструмент прикосновения к лич-ти шк-ка. Сухомлинский – прикоснов к сердцу ребенка.

М-ды восп – способы взаимод педагогов и уч-ов с пом ктр происходит становление лич-ти шк-ка. Все м-ды должны быть обращены и к уч-лю и к уч-ку.

Формы воспитательной работы - это варианты организации конкретного воспитательного процесса и композиционное построение воспитательного процесса.

Мероприятие - организованное действие коллектива направленное на достижение разных целей.

Каждая из форм воспитательной работы решает свои воспитательные задачи, использует при этом интересы потребности личности и на этой основе формируют те или иные качества личности школьника.

Формы воспитательной работы:

1. Уважение к личности воспитуемого.

2. Признание его индивидуальности.

3. Признание его прав и свобод.

4. Учитель всегда должен обязательно опираться на потенциал возможности личности.

Классная форма воспитательной работы:

1. как организованны учащиеся (массовые, индивидуальные, групповые);

2. на направления воспитательной работы

· познавательно-развивающая деятельность (викторины, аукционы, деловые игры, смотры знаний);

· осуществление задач нравственного воспитания и самовоспитания (круглый стол, пресс конференции, диспуты);

· деятельность, связанная с профориентацией;

3. при формировании эстетического воспитания (вечера поэзии, музыкальные вечера, утренники, экскурсии в музей, прогулки на природу, танцы)

4. при формировании физического воспитания (спартакиады, походы, эстафеты, встречи со спортсменами)

Структура воспитательного мероприятия:

1. В классе создается временная группа, которая разрабатывает план данного мероприятия.

2. Идет обсуждение данного мероприятия.

3. Инициативная группа готовит список средств для проведения мероприятия.

4. Распределяет каждому задание, поручение.

5. Включение в деятельность.

6. Проведение подготовленного мероприятия.

7. Итоговый этап, обсуждение результатов; как избежать допущенных ошибок.

Согласно базисному учебному плану начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:

1. Спортивно- оздоровительное;

2. Художественно- эстетическое;

3. Научно- познавательное;

4. Военно-патриотическое;

5. Общественно- полезная и проектная деятельность.

Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника.

Указанные предпосылки творческой деятельности школьников формируют такие внеурочные мероприятия как различные олимпиады, конкурсы, разнообразные тематические викторины, сочинения разных типов, выступления учащихся на утренниках, классные часы, посвященные определенным нормам поведения в школе и за ее пределами и многие другие мероприятия.

Внеурочная работа должна строиться с учетом возраста детей, их психологических и индивидуальных особенностей. Система воспитательной работы в классе строится на основе единства учебно- воспитательного процесса.

1 класс- развитие коммуникативных навыков;

2-4 классы - вовлечение каждого ученика в творческую активную деятельность.

Формы проведения внеурочных мероприятий:

· творческие игры, праздники, конкурсы, концерты;

· музыкальные спектакли;

· субботники, организация дежурств по классу;

· классные часы, беседы, викторины;

· экскурсии в музеи и на выставки города, в другие города;

· участие в школьных, городских, Российских конкурсах.

В организации внеурочной работы с младшими школьниками большое значение имеют развлекательно- познавательные мероприятия, помогающие детям хорошо отдохнуть, сплотить коллектив.

В настоящее время существуют различные нестандартные творческие формы организации внеурочной деятельности, которые мы изобразили на нашем коллаже. Например,

1. Очень полезно использовать проектную деятельность , которая вошла в практику многих современных российских школ. Перечислим неоспоримые плюсы данного метода:

Он развивает познавательный интерес;

Ребята используют различные формы работы: дискуссии, изучение литературы, сбор эмпирической информации и т.п.;

В процессе этой деятельности происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, от её результата;

Знания находят практическое применение;

Устанавливается связь с жизненным опытом детей;

В групповых проектах школьники овладевают умением сотрудничать, слышать друг друга, оказывать взаимопомощь.

В ходе работы над проектом нужно стараться на всех его этапах помогать в поиске источников информации, поощрять и поддерживать энтузиазм участников проекта, помогать при появлении трудностей, поддерживать обратную связь.

2. КВН проводится в форме соревнований между командами.

Этапами являются задания для команд: приветствие, разминка, домашнее задание, практические задания, поединок капитанов и другие. Вопросы и задания по содержанию могут носить познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.

3. Викторина

Она предполагает индивидуальную работу учащихся и проводится, как и урок-КВН, с целью повторения учебного материала.

4. «Путешествия»

Эти занятия красочные, на них применяется наглядность, элементы игр, во время проведения таких уроков дети необыкновенно активны, почти каждый получает оценку своим знаниям и серьезнее, ответственно относится к изучению нужного материала.

5. Занятия, опирающиеся на фантазию: сказки.

Такой вид нетрадиционных занятий лучше проводить в 1-2 классах. Он может быть построен по сказкам В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, по русским народным сказкам, или учитель сам сочиняет новую сказку. Как и в любой сказке, на таком занятии должны быть положительные и отрицательные герои. В сказке должна быть завязка;

6. Игры

Они могут быть построены по аналогии с одноименными телевизионными играми «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час» и другие. Интересна и такая форма игры как «Крестики-Нолики». Учебная задача данных уроков - обобщение и систематизация знаний.

7. Конкурс «Русский медвежонок»

Языкознание кажется многим школьникам сводом сухих и скучных правил. Чтобы преодолеть это заблуждение, открыть детям красоту науки о языке, с 2000 года ежегодно проводится международная игра-конкурс "Русский медвежонок - языкознание для всех". Игра проводится прямо в школах, не требует от учителя особых усилий, а задания веселы, занимательны и в большинстве доступны не только "одаренным", но и самым обычным детям (что не мешает их содержательности). Даже те участники, которые не слишком увлекаются языкознанием, верно решают хотя бы несколько задач, и мало кто уходит обиженным.

8. Конкурс «Кенгуру»

В России конкурс впервые был проведен в 1994 году по инициативе

Санкт-Петербургского Математического общества.Конкурс «Кенгуру» — это олимпиада для всех школьников с 3 по 11 класс. Цель конкурса - увлечь детей решением математических задач. Задания конкурса очень интересные, все участники (и сильные, и слабые в математике) находят для себя увлекательные задачи.

Проходя производственную практику в школе, я впервые столкнулась с проблемой разработки конспекта внеурочных занятий и их проведения.

Для решения данных проблем, мы опирались на возрастные особенности и жизненный опыт учащихся. Мы проводили различные внеурочные мероприятия, в таких кружках:

· «Умелые ручки»

· «Занимательная математика»

· «Занимательная экология»

· «Азбука добра»

· «Веселая грамматика»

При проведении кружковых занятий использовались следующие

· индивидуальная (проведение опытов и самостоятельное выделение свойств воздуха и воды на занятиях «Занимательная экология»);

· групповая (выполнение заданий по карточкам на занятиях «Веселая грамматика», «Занимательная математика»);

· парная (взаимопроверка решения арифметического диктанта друг другом на занятии «Занимательная математика»),

· коллективная (на занятиях «Азбука добра» учащиеся составляли перечни правил разговора по телефону, вежливости),

· фронтальная (использовалась на каждом занятии).

· словесные (использовалась на каждом занятии);

· наглядные (использование на занятиях презентации, проведение опытов, инсценирование различных ситуаций);

· частично - поисковые (использовалась на каждом занятии);

· контроль и взаимопроверки (использовалась после выполнения детьми самостоятельной работы).

Для того чтобы продолжить формирование мотивационной сферы учащихся, студенты применяли следующие установки:

1. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

2. Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности;

3. Эмоциональную речь учителя;

4. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

5. Применение поощрения и порицания;

6. Нестандартные формы проведения кружковых занятий;

7. Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

8. Создание ситуации успеха.

ВЫВОД: Во время прохождения практики мы столкнулись с трудностями организации деятельности детей. Практика способствовала положительному отношению к своему выбору специальности «Преподавание в начальных классах».