Дети дошкольного возраста, получившие в специальной литературе прозвище «шустрики», своей чрезмерной активностью, непоседливостью, импульсивностью, неумением сосредоточиться на выполнении одного дела доставляют много беспокойства не только родителям, но и работникам дошкольных учреждений.

Воспитатели детских садов, выступая на конференциях, семинарах, отмечают увеличение количества детей, отличающихся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Сталкиваясь с ними, не только молодые, но и опытные педагоги испытывают дефицит терпения, не зная порой, как вести себя с детьми, которые выкрикивают, не дослушав вопроса, или дают первый пришедший в голову ответ, практически не умеют сосредоточиться на выполнении задания.

Замечено, что такие дети обычно становятся инициаторами ссор и драк, потому что из-за неловкости, неуклюжести нередко задевают, толкают, роняют окружающие предметы, однако в силу своей импульсивности не всегда могут конструктивно устранить проблему.

Не разобравшись серьёзно в такой ситуации, не только воспитатели, но и родители спешат причислить их к гиперактивным детям, не всегда точно понимая значение этого термина. С точки зрения современной медицины среди детей с расстройством поведения можно выделить особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. На ранних этапах развития такие дети отличаются от других, пожалуй, только повышенной активностью. Но по мере взросления отдельные психические функции нарастают, что приводит к так называемой «легкой дисфункции мозга», получившей в медицинской диагностике признак заболевания под названием «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

Психофизиологической основой гиперактивного поведения в этом случае выступает незрелость, несовершенство, нарушения и расстройства работы мозга. При этом среди множества симптомов выделяется избыток двигательной активности, нарушение эмоционального поведения и дефицит внимания.

Не следует спешить причислять своего непоседливого ребенка к числу нездоровых детей. В психолого-педагогических исследованиях российских и отечественных ученых детскую гиперактивность рассматривают не только с позиций медицины. К примеру, многочисленные психологические исследования детей дошкольного возраста подтвердили возможность определения уровня как интеллектуального развития ребенка, так и нарушений со стороны перцепции, визуально-двигательной координации, внимания.

Интеллект таких детей соответствует возрастным нормам. Это дало возможность Е.Гаспаровой охарактеризовать «шустриков» как непоседливых, неугомонных детей, которых трудно приучить к порядку. Им сложно даётся любая деятельность, сковывающая их активность; они не способны выполнить задание, результат которого не виден сразу. Таким детям практически невозможно удержать образ цели, которая многократно меняется во время деятельности, поскольку она для них внутренне не структурирована, отсюда — беспорядочные отвлечения.

По мнению российских ученых И.Брязгунова и Е.Касатинова самой отличительной чертой детской гиперактивности является постоянное проявление беспокойства дома, в семье, в детском саду, в общении с родителями, воспитателями, сверстниками. Такие дети встречаются с трудностями при выполнении любой задачи. Им присущи некоторые особенности поведения, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы. Прежде всего, это наличие неуместной и избыточной активности, которую отличить можно не по тому, что ребенок всё время бегает туда-сюда, а по сверхзадаче — проявить такую активность с места, чтобы произвести ею разрушительное воздействие на окружающих.

Известно, что уровень активности ребёнка можно измерить актографом. Но зачастую его данные значительно расходятся с обычным наблюдением. И здесь есть свои сложности. Только мнений воспитателей и родителей, которые, кстати, зачастую не совпадают, ещё не достаточно, чтобы говорить о наличии проблемы. Дети, страдающие гиперактивностью, могут контролировать своё поведение, если им нравится воспитатель. Значительную роль играет и степень терпимости со стороны родителей.

Признаком гиперактивности у ребенка может служить и плохо удерживаемое внимание. Это выражается в том, что он не может сосредоточить внимание на чём-то несколько минут. Родители описывают ребёнка постоянно двигающимся, не способным усидеть на месте. Но оказавшись в новой обстановке, например, при встрече с незнакомым человеком, эта активность как бы «тормозится» на фоне волнения. Увлекаясь же интересующим делом или игрой, может длительное время концентрировать внимание. Но обычногиперактивные дети почти не уделяют внимание тем вещам, которые считают скучными, многословными или трудными, не доставляющими удовольствие.

Характерной поведенческой особенностьюгиперактивных детей является импульсивность в повседневной жизни. Она выражается в том, что ребёнок действует, не подумав. На групповых занятиях он перебивает других, с трудом дожидается своей очереди, на вопросы отвечает невпопад, не выслушивая их до конца. Обычно может без разрешения встать со своего места, вмешаться в разговор или работу находящихся рядом людей. Во время игр со сверстниками часто не придерживается правил.

Из-за импульсивности ребёнок часто попадает в опасные ситуации (ввязывается в драки, выбегает на проезжую часть дороги и т.д.), что приводит к травмам. Это происходит импульсивно, без умысла. Внимательные родители могут заметить и такие проявления гиперактивности, как нарушение координации движений, несформированность мелкой моторики, например, при завязывании шнурков или застегивании пуговиц. Зачастую недостаточная сформированность координации движений ведёт к моторной неловкости, что мешает занятиям спортом, повышает риск травматизма.

Не вызывает сомнений, что перечисленные выше особенности поведениясоздают гиперактивным детям значительные трудности при общении со сверстниками. Замечено, что дружеские отношения между ними достаточно редки. Особенно отталкивают сверстников их высокая раздражительность и назойливость, особенно если они сопровождаются агрессивностью. Из-за этого такие дети быстро становятся непопулярными среди сверстников, подвергаются критике, насмешкам, что еще больше подталкивает их к формированию низкой самооценки. Отсюда частые расстройства настроения и тревога.

Многие из указанных выше признаков отклоняющегося поведения можно наблюдать у большинства детей дошкольного возраста. Но не все они подвержены гиперактивности, а их поведение часто зависит от повышенной тревожности. Поэтому ни родителям, ни воспитателям не следует спешить с выводами, а терпеливо наблюдать и делать правильные выводы.

Психологи рекомендуют при составлении первичной оценки проявления гиперактивности и тревожности у ребенка ориентироваться на наиболее чётко проявляющиеся симптомы. Для ребёнка с повышенной тревожностью это беспокойные и напряжённые движения, достаточная активность в определённых ситуациях, но в то же время умение контролировать своё поведение. У гиперактивного ребенка хорошо прослеживается постоянная импульсивность, которая не позволяет контролировать поведение, постоянная активность в любых ситуациях, и, главное, не просто напряжение, а явно лихорадочное, беспорядочное движение.

Для большей уверенности следует продолжить наблюдение за ребенком, у которого проявились признаки гиперактивности по трем основным направлениям: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность. Наблюдая за вниманием ребенка, родители или воспитатели легко заметят, может ли он долго удерживать внимание, слушает ли, когда к нему обращаются, хватается ли за дело и доводит ли его до конца, старается ли избегать скучных и требующих умственных усилий заданий, бывает ли забывчивым, как часто теряет свои вещи.

Ещё проще заметить признаки двигательной расторможенности, которая выражается в излишней говорливости, постоянном ерзании, проявлениях беспокойства, неадекватности движений, более короткого сна, чем у других детей, даже в младенчестве.

Если первые два признака постоянно находятся в поле внимания родителей и воспитателей, то про контроль над импульсивностью многие забывают. А это, по мнению большинства психологов, один из главных показателей гиперактивности, фиксация которого требует постоянного внимания наблюдателей. К примеру, в ходе игровых действий можно заметить, подчиняется ли ребенок общим правилам, есть ли стремление все организовать и предводительствовать, быстро без колебаний принимать решения, но при этом легко забывать поручения старших.

Обычно, проявляя уверенность в том, что он справится с любым заданием, ребёнок требует к себе внимания, не хочет ждать, часто повышает голос, кричит в ответ на тех, кто на него кричит, и при этом может нагрубить и родителям и воспитателям.

При этом такой ребенок очень чувствителен к похвалам и порицаниям. В общении с ним следует обратить внимание, как часто меняется у него настроение, многие ли вещи раздражают или выводят его из себя, часто ли он производит впечатление ребенка, переполненного энергией, у которого главное — действовать, а не рассуждать. Он, например, может резко отказаться от еды, которую не любит. Он, хотя и обидчив, но не злопамятен, и часто чувствуется, что ему все надоело. Если более половины перечисленных признаков подтверждаются наблюдениями нескольких взрослых, то это является основанием для более глубокого диагностирования на предмет гиперактивности специалистами, желательно найти психолога.

После уточнения причин заболевания и выявления сопутствующих нарушений ставится диагноз с указанием преобладающих отклонений дефицита внимания, импульсивности или сочетания этих нарушений. На основе диагностических данных выстраивается индивидуальная схема лечения и психолого-педагогической коррекции. Следует учитывать, что медикаментозное лечение проводится только врачами с учётом индивидуальных особенностей, повышенной двигательной активности, агрессии или возбудимости ребёнка. Многие врачи не советуют надеяться только на лекарственные препараты, которые далеко не у всех детей дают ожидаемый эффект, а имеют побочные действия, не всегда улучшают поведение ребенка.

Большинство исследователей склоняются к мысли о большей эффективности психолого-педагогической коррекции. Среди ее методов рекомендуют использовать поведенческую психотерапию. Степень ее эффективности зависит от того, насколько в тесном контакте работают родители и воспитатели детских учреждений. Дело в том, что зачастую родители не понимают, что происходит с ребенком, его поведение выводит их из себя, раздражает и приводит к агрессивным действиям. Но окрики, наказания, запреты не приводят к желаемому результату.

У многих родителей даже возникает настороженное отношение к детскому саду в ожидании упрёков со стороны воспитателей за плохое поведение ребенка. А если подобное происходит, то они начинают отчаянно защищаться, либо объяснять поведение сына или дочери неправильным воспитанием, переносить конфликт в семью с потоком упреков и нотаций в адрес ребенка.

Для изменения подобных ситуаций в детских садах стали широко практиковать не только встречи и беседы с родителями, но и проводить обучающие тренинги с теми, чьи дети определены как гиперактивные. И вызвано это прежде всего необходимостью не только научить тому, как правильно общаться с гиперактивными детьми, но и убедить в том, что их ребёнок такой, какой есть, и в этом никто не виноват: ни он сам, ни они.

Учитывая практически непредсказуемый состав родителей, их отношение к детям и воспитателям, приводить примеры конкретных тренинговых занятий не имеет смысла. Можно лишь порекомендовать возможную содержательную последовательность. Предварительно воспитатели проводят разъяснительную работу с родителями. Происходит обмен опытом, что благоприятно сказывается как на повышении мотивации, так и на дальнейшей коррекционной работе.

Совместно разрабатывается стратегия и тактика взаимодействия с ребёнком, составляется индивидуальная программа его развития, заключается договорённость с родителями о методике отслеживания эффективности проводимого лечения и информировании о его результатах невролога, психолога, воспитателя. Важно провести индивидуальные беседы с мамой или папой, в ходе которых следует убедить их в необходимости посещения тренинговых занятий.

На первых встречах надо подкрепить уверенность родителей в том, что окружающие люди не отвергают их ребёнка, а принимают его. Такая позитивная информация позволит снять напряжённое состояние и наполнить родителей чувством гордости и радости за своих детей. В ходе тренинга родителям предлагается описание ребёнка с диагнозом «гиперактивность» для того, чтобы они смогли сравнить его со своим реальным ребёнком, трезво оценить проблемы, которые могут возникнуть в будущем. В результате проясняется начальная цель встреч — изучить поставленную проблему, наметить пути ее решения. На следующих встречах в игровой форме рассматриваются направления: «Как узнать гиперактивного ребенка», «Как выявить гиперактивного ребенка», «Как помочь гиперактивному ребенку».

Это даст возможность перейти к наиболее важным встречам, на которых родители, участвуя в театрализованных играх, отрабатывают приемы развития нужных и важных качеств детей, умение их успокаивать. На встречах «Как играть с гиперактивным ребенком» родители закрепляют навыки, необходимые им для повседневного общения со своим ребенком. На завершающих встречах — обсуждение трудностей, которые возникли у родителей при воспитании гиперактивных детей, обмен опытом выхода из кризисных ситуаций. Цель этих встреч — ответ на вопрос «Легко ли быть родителем гиперактивного ребёнка?». Родителей подводят к выводу о том, что одной коррекционной работы с ребенком недостаточно. Необходимо решать и свои личные проблемы, которые находят непосредственное отражение в негативном поведении детей. Результатом умело проведённого тренинга с родителями может стать лучшее понимание и принятие сына или дочери, умелое пользование приемами взаимодействия с детьми без обострения внутренних проблем гиперактивности.

Непосредственнаяработа с гиперактивными детьми в условиях детского сад связана с использованием методик и на практике подтвердила свою эффективность. Если позволяют условия, то часть детей с чётко выраженными медицинскими показаниями объединяют в отдельные группы (не более десяти человек), проводят с ними коррекционные занятия по специальным программам. При этом осуществляется индивидуальный контроль над каждым ребёнком со стороны психолога, невролога и других специалистов. Но в реальности большинство дошкольных учреждений не располагают такой возможностью. Однако отсутствие вообще какой-либо коррекции может привести к развитию хронической формы заболевания, а значит, к проблемам в жизни детей и окружающих.

Поэтому следует использовать повседневные формы работы с детьми, наполняя их соответствующим содержанием. Существует также мнение о нецелесообразности организации групп исключительно для гиперактивных детей, которые развиваются главным образом путём подражания и следования авторитетам.

В этом отношении более легко можно перестроить музыкальные занятия. Автором в целом ряде статей была показана эффективность использования средств музыкальной терапии в работе с детьми разных возрастных групп, даны характеристики их составляющих, приведены примеры построения занятий. Активное использование специально разработанных музыкально-ритмических игр не только развивают личность ребёнка, но и оказывают положительное воздействие на патологические изменения жизнедеятельного ритма детей с гиперактивными отклонениями. Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными.

Включение в занятия музыка и рисование активизирует спонтанный выход внутренних конфликтов, а игра на простейших музыкальных инструментах, зачастую переходящая просто к шумовым эффектам с имитацией звучания грома, дождя, пения птиц и др., развивает не только слуховые ощущения, но и умение действовать в быстро меняющихся ситуациях, дисциплинирует внимание, повышает инициативность.

При моделировании занятий важную роль играет подбор музыкальных программ. Практика показала пользу классической музыки, особенно Моцарта и Вивальди, не несущую в себе частую смену настроений. Это связано с мировосприятием ребёнка, ещё не разбирающегося в многообразии оттенков добра и зла. Учитывая различное проявление гиперактивности, следует отдать предпочтение музыке с выдержанным ритмом, с мелодикой, соответствующей душевному состоянию детей в данный момент.

Важность этого заключается в том, что строго выдержанный ритм вызывает немедленную реакцию у всех детей. Поэтому в музыкальных играх, при проведении психогимнастических упражнений и других рекомендуется использовать знакомые мелодии из детских песенок, мультфильмов, народных песен.

Дети дошкольного возраста, получившие в специальной литературе прозвище «шустрики», своей чрезмерной активностью, непоседливостью, импульсивностью, неумением сосредоточиться на выполнении одного дела доставляют много беспокойства не только родителям, но и работникам дошкольных учреждений.

Воспитатели детских садов, выступая на конференциях, семинарах, отмечают увеличение количества детей, отличающихся чрезмерной подвижностью, расторможенностью.

Сталкиваясь с ними, не только молодые, но и опытные педагоги испытывают дефицит терпения, не зная порой, как вести себя с детьми, которые выкрикивают, не дослушав вопроса, или дают первый пришедший в голову ответ, практически не умеют сосредоточиться на выполнении задания.

Замечено, что такие дети обычно становятся инициаторами ссор и драк, потому что из-за неловкости, неуклюжести нередко задевают, толкают, роняют окружающие предметы, однако в силу своей импульсивности не всегда могут конструктивно устранить проблему.

Не разобравшись серьёзно в такой ситуации, не только воспитатели, но и родители спешат причислить их к гиперактивным детям, не всегда точно понимая значение этого термина. С точки зрения современной медицины среди детей с расстройством поведения можно выделить особую группу страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной нервной системы. На ранних этапах развития такие дети отличаются от других, пожалуй, только повышенной активностью. Но по мере взросления отдельные психические функции нарастают, что приводит к так называемой «легкой дисфункции мозга», получившей в медицинской диагностике признак заболевания под названием «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

Психофизиологической основой гиперактивного поведения в этом случае выступает незрелость, несовершенство, нарушения и расстройства работы мозга. При этом среди множества симптомов выделяется избыток двигательной активности, нарушение эмоционального поведения и дефицит внимания.

Не следует спешить причислять своего непоседливого ребенка к числу нездоровых детей. В психолого-педагогических исследованиях российских и отечественных ученых детскую гиперактивность рассматривают не только с позиций медицины. К примеру, многочисленные психологические исследования детей дошкольного возраста подтвердили возможность определения уровня как интеллектуального развития ребенка, так и нарушений со стороны перцепции, визуально-двигательной координации, внимания.

Интеллект таких детей соответствует возрастным нормам. Это дало возможность Е.Гаспаровой охарактеризовать «шустриков» как непоседливых, неугомонных детей, которых трудно приучить к порядку. Им сложно даётся любая деятельность, сковывающая их активность; они не способны выполнить задание, результат которого не виден сразу. Таким детям практически невозможно удержать образ цели, которая многократно меняется во время деятельности, поскольку она для них внутренне не структурирована, отсюда — беспорядочные отвлечения.

По мнению российских ученых И.Брязгунова и Е.Касатинова самой отличительной чертой детской гиперактивности является постоянное проявление беспокойства дома, в семье, в детском саду, в общении с родителями, воспитателями, сверстниками. Такие дети встречаются с трудностями при выполнении любой задачи. Им присущи некоторые особенности поведения, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы. Прежде всего это наличие неуместной и избыточной активности, которую отличить можно не по тому, что ребенок всё время бегает туда-сюда, а по сверхзадаче - проявить такую активность с места, чтобы произвести ею разрушительное воздействие на окружающих.

Известно, что уровень активности ребёнка можно измерить актографом. Но зачастую его данные значительно расходятся с обычным наблюдением. И здесь есть свои сложности. Только мнений воспитателей и родителей, которые, кстати, зачастую не совпадают, ещё не достаточно, чтобы говорить о наличии проблемы. Дети, страдающие гиперактивностью, могут контролировать своё поведение, если им нравится воспитатель. Значительную роль играет и степень терпимости со стороны родителей.

Признаком гиперактивности у ребенка может служить и плохо удерживаемое внимание. Это выражается в том, что он не может сосредоточить внимание на чём-то несколько минут. Родители описывают ребёнка постоянно двигающимся, не способным усидеть на месте. Но оказавшись в новой обстановке, например, при встрече с незнакомым человеком, эта активность как бы «тормозится» на фоне волнения. Увлекаясь же интересующим делом или игрой, может длительное время концентрировать внимание. Но обычно гиперактивные дети почти не уделяют внимание тем вещам, которые считают скучными, многословными или трудными, не доставляющими удовольствие.

Характерной поведенческой особенностью гиперактивных детей является импульсивность в повседневной жизни.

Она выражается в том, что ребёнок действует, не подумав. На групповых занятиях он перебивает других, с трудом дожидается своей очереди, на вопросы отвечает невпопад, не выслушивая их до конца. Обычно может без разрешения встать со своего места, вмешаться в разговор или работу находящихся рядом людей. Во время игр со сверстниками часто не придерживается правил.

Из-за импульсивности ребёнок часто попадает в опасные ситуации (ввязывается в драки, выбегает на проезжую часть дороги и т.д.), что приводит к травмам. Это происходит импульсивно, без умысла. Внимательные родители могут заметить и такие проявления гиперактивности, как нарушение координации движений, несформированность мелкой моторики, например, при завязывании шнурков или застегивании пуговиц. Зачастую недостаточная сформированность координации движений ведёт к моторной неловкости, что мешает занятиям спортом, повышает риск травматизма.

Не вызывает сомнений, что перечисленные выше особенности поведения создают гиперактивным детям значительные трудности при общении со сверстниками. Замечено, что дружеские отношения между ними достаточно редки. Особенно отталкивают сверстников их высокая раздражительность и назойливость, особенно если они сопровождаются агрессивностью. Из-за этого такие дети быстро становятся непопулярными среди сверстников, подвергаются критике, насмешкам, что еще больше подталкивает их к формированию низкой самооценки. Отсюда частые расстройства настроения и тревога.

Многие из указанных выше признаков отклоняющегося поведения можно наблюдать у большинства детей дошкольного возраста. Но не все они подвержены гиперактивности, а их поведение часто зависит от повышенной тревожности. Поэтому ни родителям, ни воспитателям не следует спешить с выводами, а терпеливо наблюдать и делать правильные выводы.

Психологи рекомендуют при составлении первичной оценки проявления гиперактивности и тревожности у ребенка ориентироваться на наиболее чётко проявляющиеся симптомы. Для ребёнка с повышенной тревожностью это беспокойные и напряжённые движения, достаточная активность в определённых ситуациях, но в то же время умение контролировать своё поведение. У гиперактивного ребенка хорошо прослеживается постоянная импульсивность, которая не позволяет контролировать поведение, постоянная активность в любых ситуациях, и, главное, не просто напряжение, а явно лихорадочное, беспорядочное движение.

Для большей уверенности следует продолжить наблюдение за ребенком, у которого проявились признаки гиперактивности по трем основным направлениям: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность и импульсивность. Наблюдая за вниманием ребенка, родители или воспитатели легко заметят, может ли он долго удерживать внимание, слушает ли, когда к нему обращаются, хватается ли за дело и доводит ли его до конца, старается ли избегать скучных и требующих умственных усилий заданий, бывает ли забывчивым, как часто теряет свои вещи.

Ещё проще заметить признаки двигательной расторможенности, которая выражается в излишней говорливости, постоянном ерзании, проявлениях беспокойства, неадекватности движений, более короткого сна, чем у других детей, даже во младенчестве.

Если первые два признака постоянно находятся в поле внимания родителей и воспитателей, то про контроль за импульсивностью многие забывают. А это, по мнению большинства психологов, один из главных показателей гиперактивности, фиксация которого требует постоянного внимания наблюдателей. К примеру, в ходе игровых действий можно заметить, подчиняется ли ребенок общим правилам, есть ли стремление все организовать и предводительствовать, быстро без колебаний принимать решения, но при этом легко забывать поручения старших.

Обычно, проявляя уверенность в том, что он справится с любым заданием, ребёнок требует к себе внимания, не хочет ждать, часто повышает голос, кричит в ответ на тех, кто на него кричит, и при этом может нагрубить и родителям и воспитателям.

При этом такой ребенок очень чувствителен к похвалам и порицаниям. В общении с ним следует обратить внимание, как часто меняется у него настроение, многие ли вещи раздражают или выводят его из себя, часто ли он производит впечатление ребенка, переполненного энергией, у которого главное - действовать, а не рассуждать. Он, например, может резко отказаться от еды, которую не любит. Он, хотя и обидчив, но не злопамятен, и часто чувствуется, что ему все надоело. Если более половины перечисленных признаков подтверждаются наблюдениями нескольких взрослых, то это является основанием для более глубокого диагностирования на предмет гиперактивности специалистами.

После уточнения причин заболевания и выявления сопутствующих нарушений ставится диагноз с указанием преобладающих отклонений дефицита внимания, импульсивности или сочетания этих нарушений. На основе диагностических данных выстраивается индивидуальная схема лечения и психолого-педагогической коррекции. Следует учитывать, что медикаментозное лечение проводится только врачами с учётом индивидуальных особенностей, повышенной двигательной активности, агрессии или возбудимости ребёнка. Многие врачи не советуют надеяться только на лекарственные препараты, которые далеко не у всех детей дают ожидаемый эффект, а имеют побочные действия, не всегда улучшают поведение ребенка.

Большинство исследователей склоняются к мысли о большей эффективности психолого-педагогической коррекции. Среди ее методов рекомендуют использовать поведенческую психотерапию. Степень ее эффективности зависит от того, насколько в тесном контакте работают родители и воспитатели детских учреждений. Дело в том, что зачастую родители не понимают, что происходит с ребенком, его поведение выводит их из себя, раздражает и приводит к агрессивным действиям. Но окрики, наказания, запреты не приводят к желаемому результату.

У многих родителей даже возникает настороженное отношение к детскому саду в ожидании упрёков со стороны воспитателей за плохое поведение ребенка. А если подобное происходит, то они начинают отчаянно защищаться, либо объяснять поведение сына или дочери неправильным воспитанием, переносить конфликт в семью с потоком упреков и нотаций в адрес ребенка.

Для изменения подобных ситуаций в детских садах стали широко практиковать не только встречи и беседы с родителями, но и проводить обучающие тренинги с теми, чьи дети определены как гиперактивные. И вызвано это прежде всего необходимостью не только научить тому, как правильно общаться с гиперактивными детьми, но и убедить в том, что их ребёнок такой, какой есть, и в этом никто не виноват: ни он сам, ни они.

Учитывая практически непредсказуемый состав родителей, их отношение к детям и воспитателям, приводить примеры конкретных тренинговых занятий не имеет смысла. Можно лишь порекомендовать возможную содержательную последовательность. Предварительно воспитатели проводят разъяснительную работу с родителями. Происходит обмен опытом, что благоприятно сказывается как на повышении мотивации, так и на дальнейшей коррекционной работе.

Совместно разрабатывается стратегия и тактика взаимодействия с ребёнком, составляется индивидуальная программа его развития, заключается договорённость с родителями о методике отслеживания эффективности проводимого лечения и информировании о его результатах невролога, психолога, воспитателя. Важно провести индивидуальные беседы с мамой или папой, в ходе которых следует убедить их в необходимости посещения тренинговых занятий.

На первых встречах надо подкрепить уверенность родителей в том, что окружающие люди не отвергают их ребёнка, а принимают его. Такая позитивная информация позволит снять напряжённое состояние и наполнить родителей чувством гордости и радости за своих детей. В ходе тренинга родителям предлагается описание ребёнка с диагнозом «гиперактивность» для того, чтобы они смогли сравнить его со своим реальным ребёнком, трезво оценить проблемы, которые могут возникнуть в будущем. В результате проясняется начальная цель встреч - изучить поставленную проблему, наметить пути ее решения. На следующих встречах в игровой форме рассматриваются направления: «Как узнать гиперактивного ребенка», «Как выявить гиперактивного ребенка», «Как помочь гиперактивному ребенку».

Это даст возможность перейти к наиболее важным встречам, на которых родители, участвуя в театрализованных играх, отрабатывают приемы развития нужных и важных качеств детей, умение их успокаивать. На встречах «Как играть с гиперактивным ребенком» родители закрепляют навыки, необходимые им для повседневного общения со своим ребенком. На завершающих встречах - обсуждение трудностей, которые возникли у родителей при воспитании гиперактивных детей, обмен опытом выхода из кризисных ситуаций. Цель этих встреч — ответ на вопрос «Легко ли быть родителем гиперактивного ребеёнка?». Родителей подводят к выводу о том, что одной коррекционной работы с ребенком недостаточно. Необходимо решать и свои личные проблемы, которые находят непосредственное отражение в негативном поведении детей. Результатом умело проведённого тренинга с родителями может стать лучшее понимание и принятие сына или дочери, умелое пользование приемами взаимодействия с детьми без обострения внутренних проблем гиперактивности.

Непосредственная работа с гиперактивными детьми в условиях детского сада связана с использованием методик и на практике подтвердила свою эффективность.

Если позволяют условия, то часть детей с чётко выраженными медицинскими показаниями объединяют в отдельные группы (не более десяти человек), проводят с ними коррекционные занятия по специальным программам. При этом осуществляется индивидуальный контроль за каждым ребёнком со стороны психолога, невролога и других специалистов. Но в реальности большинство дошкольных учреждений не располагают такой возможностью. Однако отсутствие вообще какой-либо коррекции может привести к развитию хронической формы заболевания, а значит, к проблемам в жизни детей и окружающих.

Поэтому следует использовать повседневные формы работы с детьми, наполняя их соответствующим содержанием. Существует также мнение о нецелесообразности организации групп исключительно для гиперактивных детей, которые развиваются главным образом путём подражания и следования авторитетам.

В этом отношении более легко можно перестроить музыкальные занятия. Автором в целом ряде статей была показана эффективность использования средств музыкальной терапии в работе с детьми разных возрастных групп, даны характеристики их составляющих, приведены примеры построения занятий. Активное использование специально разработанных музыкально-ритмических игр не только развивают личность ребёнка, но и оказывают положительное воздействие на патологические изменения жизнедеятельного ритма детей с гиперактивными отклонениями. Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, влияет на способность ребенка контролировать свои движения и делать их более гармоничными.

Включение в занятия музыкорисования активизирует спонтанный выход внутренних конфликтов, а игра на простейших музыкальных инструментах, зачастую переходящая просто к шумовым эффектам с имитацией звучания грома, дождя, пения птиц и др., развивает не только слуховые ощущения, но и умение действовать в быстро меняющихся ситуациях, дисциплинирует внимание, повышает инициативность.

При моделировании занятий важную роль играет подбор музыкальных программ. Практика показала пользу классической музыки, особенно Моцарта и Вивальди, не несущую в себе частую смену настроений. Это связано с мировосприятием ребёнка, ещё не разбирающегося в многообразии оттенков добра и зла. Учитывая различное проявление гиперактивности, следует отдать предпочтение музыке с выдержанным ритмом, с мелодикой, соответствующей душевному состоянию детей в данный момент.

Важность этого заключается в том, что строго выдержанный ритм вызывает немедленную реакцию у всех детей. Поэтому в музыкальных играх, при проведении психогимнастических упражнений и др. рекомендуется использовать знакомые мелодии из детских песенок, мультфильмов, народных песен.

Снова и снова вы просите своего ребенка убрать за собой игрушки, аккуратно есть, внимательно слушать, посидеть на месте хоть пять минут, не раскидывать вещи, быть послушным, не отвлекаться? Вновь и вновь порядок в доме разрушен до самого основания, причем, вместе с вашей нервной системой? Вы просите, требуете, приказываете, наказываете? Поздравляем, в вашем доме растете ребенок-непоседа!

Какие они, непоседы?

Давайте заглянем внутрь проблемы слишком активного, на ваш взгляд, ребенка. Непоседа очень любознателен, потому что ему все интересно. Он совершенно искренне любит этот мир, открытий полный. И также искренне недоумевает, почему родителей это так сердит. Это же так интересно – исследовать предмет на ощупь и на вкус. Посмотреть, что с ним будет, если его кинуть вот так вот. А мама что делает при этом? Снова возвращает. Потрясающе! Полный восторг! А теперь вот так кинем. А теперь постучим. А после сломаем. А затем…. А затем начинается все самое интересное. Ладошки хлопают. Ножки ходят. Вокруг красота и лепота. Ему все интересно и все ново. Он занимается исследованиями, свершает открытия, а родители ему препятствуют.

Родители, вы такие смешные!

Малышу так увлекательно наблюдать за эмоциями мамы и папы. А какая у них будет реакция, если я сделаю вот так? Ого! Здорово! А если повторить? Ух-ты! А если еще и вот это вдобавок? Вот это фейерверк эмоций! Весело! Ну, все – теперь меня не остановить. Я готов на все, лишь бы вновь и вновь играть виртуозную симфонию на нервах родителей. Пусть ругаются. Пусть по попе шлепают. Пусть я не посмотрю сегодня мультфильм. И даже останусь без сладкого…

Подумайте, а был бы ребенок таким активным и непоседливым, если бы родители позволяли ему, искренне, от всего сердца, познавать мир в таких количествах и столько, сколько ему необходимо? Может быть, и был бы, но родительское отношение к его открытиям было бы другим. Ребенку в этом случае вряд ли пришлась бы по вкусу та шалость, на которую реакция со стороны родителей не была бы столь бурной. А пока его «развлечения» не знают границ.

Он − бунтует. Он − требует своего. Он отказывается ходить на горшок и есть самостоятельно. Он плохо спит. Он рыдает на улице по любому поводу. Он делает все вопреки просьбам и требованиям. Чего он требует? Что и все дети в кризисе двух-трех лет. И даже больше того. Ему нужна не только любовь. Не только понимание. Ему нужны вы. Целиком и полностью!!! И он перейдет снова все границы: предусмотренные природой и дозволенного вами.

Непоседам – особый подход

Если ваш ребенок оказался живым сверх всякой меры в полном здравии, то просто радуйтесь, что он у вас здоров, и цените его неуемную жажду жизни, его личность, то, что он у вас есть. Примите его таким с благодарностью. И помните, что только вы можете ему помочь. И только любовью и терпением. Помните, любой ребенок, развивающийся в нормальных условиях, будет заниматься исследованием окружающего пространства и человеческих эмоций. Хорошо, если ваш любознательный малыш исследует мир в пределах досягаемости. Да еще при этом отличается усидчивостью и сосредоточенным вниманием. А если горизонты интересного для него гораздо шире его возможностей – физических и интеллектуальных?

В первую очередь, не попустительствуйте хулиганству ребенка. Очертите рамки того, что ему дозволено делать в доме. Обычно ограничения – это то, что угрожает жизни и здоровью ребенка и окружающих его людей и живой природы. Терпеливо объясняйте малышу, почему этого делать нельзя. Не старайтесь объяснить ему это обычным языком. Сделайте все возможное, чтобы ребенок услышал и понял. Всегда говорите с ним на понятном ему языке. Не требуйте от него того, что он не может сделать на данном этапе развития.

Стоит ли наказывать непоседу?

Общих рекомендаций в этом вопросе не существует. Ищите свой индивидуальный подход. Интуиция и материнское чутье обязательно приведут вас к правильному решению. Главное, успокойтесь. И слушайте себя. Первым делом сделайте глубокий вдох. Очень глубокий. Остановитесь. Выдохните из себя весь негатив. Стали спокойны? Нет? Еще раз то же самое. Пока не почувствуете, что в данный момент вы любящий родитель своего малыша. Действительно ли он сделал то, за что требуется наказание? Или все же вы чуть было не сорвали на него свое зло? Очень важно ответить на этот вопрос. И ответить честно. Если наказание необходимо, то вы это сделаете так, что не придется потом жалеть о своей горячности. Наказывайте в спокойном расположении духа, но наказывайте сразу. Чем меньше малыш, тем дороже каждое мгновение. Пока он не отвлекся на другой объект и уже не в состоянии вспомнить то, о чем вы сейчас с ним говорите.

Бить ребенка нельзя!

Запомните это. Берегите своих родных деток. Не переходите сами границы, когда будете их поведение корректировать под ваши рамки. Но самый лучший способ – эти рамки не дать перейти ребенку. Сдерживайте эти порывы малыша. Включайте всю свою мудрость, чтобы не травмировать кроху. Никогда не унижайте и не обижайте своего ребенка. Если чувствуете, что перестарались, не оставляйте это без внимания. Попросите прощения у ребенка. И обязательно объясните ему, почему вы так поступили.

Не бойтесь говорить о своих чувствах

Если сердитесь – так и скажите. Если он сделал вам больно – не скрывайте этого от него. Он еще только знакомиться с миром. Не пугайте его своими эмоциями. Не ленитесь объяснять своим детям все-все-все-все-все. То, что для вас элементарные вещи − для него удивительная диковина, невидаль из мира непознаваемого. Если дадите ему волю самому все изучать, его детство будет очень увлекательным, но очень травмоопасным. К тому же, из ребенка, которого ни в чем не ограничивают в детстве, скорее всего, получится личность, не знающая меры ни в чем и в зрелые годы.

Родительская любовь творит чудеса!

Внимание, проявленное с заботой и любовью, не бывает лишним. Что может быть чудеснее для ребенка, как знать, что мама его всегда любит, всегда ему рада, всегда найдет для него время, всегда его пожалеет и поймет. Не бойтесь лишний раз присесть, и глядя на равных прямо в глаза, сказать малышу, что вы его очень любите. Не стоит бояться лишний раз погладить ребенка по головушке и похвалить за самое маломальское достижение. Не бойтесь его обнимать и радовать подарками. Бойтесь постоянно критиковать, делать замечания, отгонять от себя, игнорировать его вопросы или поиск контакта с вами. Старайтесь объяснять ему его чувства, свои чувства, чувства других людей или персонажей мультфильмов и сказочных героев. Играйте с ним, повторяйте его действия, пытайтесь находиться с ним на одной волне, вплоть до того, что орите как он и беситесь вместе с ним, если по-другому понять его не получается.

Ребенку не нужно позволять все

Нужно просто уметь показать, что вы и таким его любите. И у него не возникнет желание вновь и вновь проверять вас на наличие к нему любви. Необходимо обладать высочайшим искусством управлять желаниями ребенка. Вы можете спокойно прекратить его попытки как следует похулиганить, но при этом у него не возникнет сомнений в том, что вы делаете это с любовью, учитывая его интересы, уважая его как личность. И он будет тянуться к вам. Ему приятно будет находиться в родных объятиях при чтении книжки с интересными картинками. Он с удовольствием будет засыпать, прижавшись всей душой и телом. Он в полном восторге будет утром залезать в постель к родителям, чтобы успеть первым пожелать доброго утра и поцеловать. И в конце концов, у него будет желание делать вашу жизнь радостной и счастливой. Он очень будет стараться. Стараться так, как вы сейчас стараетесь для него.

Наталья Кудрявцева

Непоседливый ребенок: почему он не может вести себя по-другому

Когда малыш чересчур активен, не может и минуты усидеть на одном месте и никого не хочет слушаться, с ним не знают покоя ни родители, ни близкие родственники, ни воспитатели. Все попытки призвать малыша к хорошему поведению, порядку и спокойствию, оказываются абсолютно бесполезными. Такое состояние ребенка напрямую связано с особенностями работы головного мозга и называется оно – гиперактивностью с синдромом дефицита внимания. Чаще всего ему подвержены те детки, которые часто болели с рождения или перенесли сильную психическую травму.

Гиперактивные дети не могут и минуты посидеть спокойно, сосредоточиться на чем-то. Они постоянно отвлекаются на посторонние звуки и события, чем часто вызывают недовольство у взрослых. Их не могут увлечь ни спокойное собирание конструктора, ни рисование, ни лепка из пластилина. Даже если такому ребенку скачать игры на Android, он не сможет долго себя развлекать и тоже быстро потеряет к ним интерес.

В мире таким детям бывает очень непросто. У окружающих они не вызывают ничего кроме раздражения, часто становятся главными источниками конфликтов со сверстниками и изгоями в детском коллективе, поскольку не умеют налаживать отношения с другими, прислушиваться к ним или уступать в чем-то. Нередко, будучи в состоянии возбуждения, они могут повести себя агрессивно, сломать или испортить чужую вещь. Им свойственно сначала сделать, а потом подумать. Поэтому очень часто поведение таких детей представляет угрозу для них самих. Например, перебегая дорогу, они даже не подумают сначала посмотреть на приближающиеся машины.

Любой ребенок время от времени может проявлять свою непоседливость и неуправляемость, но для гиперактивных детей свойственны характерные признаки поведения. Они неусидчивы, легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на решении поставленного задания, не умеют ждать, постоянно теряют свои вещи и никогда не дослушивают до конца то, что им говорят.
Некорректное и неправильное воспитание может только усугубить ситуацию. У ребенка начнет развиваться заниженная самооценка, он может стать агрессивным, способным на большую ложь. При правильном поведении родителей, а также своевременной помощи психологов и невропатологов нежелательные поведенческие качества ребенка могут навсегда исчезнуть.

Во многом улучшение состояния зависит от спокойного, доброжелательного и теплого отношения к малышу в семье, внимания со стороны родителей. Гиперактивного ребенка нужно как можно чаще хвалить и поощрять, сложные монотонные задания, требующие внимания и концентрации, вводить постепенно, приучать к соблюдению режима дня. В общении с ребенком нужно полностью исключить повышенные тона, не предъявлять завышенных требований и никогда не сравнивать с другими детьми.

  • Великая женщина
  • Если вы найдете человека с которым сможете себя вести также свободн... Великая женщина

    Если вы найдете человека с которым сможете себя вести также свободно, как ведете себя наедине с собой, то цените его как воздух.

  • Если вы найдете человека с которым сможете себя вести также свободн... Великая женщина

    Если вы найдете человека с которым сможете себя вести также свободно, как ведете себя наедине с собой, то цените его как воздух.

  • Временами люди так ведут себя с близкими и любимыми, будто не боятс... Великая женщина

    Временами люди так ведут себя с близкими и любимыми, будто не боятся их потерять. И, часто, они даже не допускают мысли, что любимые люди могут исчезнуть из их жизни. Не испытывайте близких и судьбу на прочность. Человеческие отношения подобны хрусталю, а не железу… Наши близкие люди - это самая большая ценность, которая у нас есть в жизни, берегите их.

  • Мужики, вам ноги брить не надо, рожать не надо, месячных у вас нет,... Великая женщина

    Мужики, вам ноги брить не надо, рожать не надо, месячных у вас нет, так может, хотя бы, вести себя будете по-мужски?

  • Я всегда удивляюсь, почему птицы остаются на месте, если они могут... Великая женщина

    Я всегда удивляюсь, почему птицы остаются на месте, если они могут лететь куда угодно. И тогда я задаю этот же вопрос себе. © Харун Яхья

  • Женщина должна вести себя достойно, даже если ее мужчина ей изменил... Великая женщина

    Женщина должна вести себя достойно, даже если ее мужчина ей изменил. ДОСТОЙНО поговорила, ДОСТОЙНО застрелила, ДОСТОЙНО закопала!

  • - Папа, почему ты женился на маме? Великая женщина

    Папа, почему ты женился на маме? - Вот видишь, даже ребенок удивляется..

  • Накануне свадьбы мать даёт дочери советы, как вести себя с мужем: -... Великая женщина

    Накануне свадьбы мать даёт дочери советы, как вести себя с мужем: - Всегда поддерживай его.Старайся не обсуждать важные дела перед ужином. И никогда не рассказывай мне о ваших ссорах. -Почему? -Потому что ты его простишь, а я нет.

  • «ПЕРЕЗАГРУЗКА» ОТНОШЕНИЙ: ОТДЕЛИТЬСЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ Рецепты здоровья

    «ПЕРЕЗАГРУЗКА» ОТНОШЕНИЙ: ОТДЕЛИТЬСЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ Отношения с родителями – сложная тема, даже если нам уже за тридцать и мы давным-давно выпорхнули из родительского гнезда. Мы можем не жить вместе с мамой и папой (их может уже даже не быть в живых), но все равно «носить» своих родителей в себе, долгие годы находиться под влиянием их оценок и запретов, действовать с оглядкой на них, вести с ними внутренний диалог, вновь и вновь пытаясь что-то доказать. Шаг за шагом В своем развитии и своих отношениях с родителями мы проходим несколько этапов. 1-й этап: зависимость. Это период от рождения до 10 –12 лет – когда ребенок во всех смыслах зависит от родителей и находится в слиянии с ними. Мама и папа – самые значимые для него люди, их авторитет непререкаем. 2-й этап: сопротивление зависимости. Идеалы рушатся. Подросток начинает восставать против родительского контроля и все больше ориентируется на мнение сверстников. Начинаются претензии, растет недовольство и разочарованность родителями, которые уже не могут (или отказываются) удовлетворить растущие желания отпрыска. Значение этого периода – в расставании с иллюзиями, в принятии мира со всеми его ограничениями и несправедливостью. В понимании, что родитель – не бог, а обычный человек со своими слабостями и недостатками. В идеале подросток должен сделать вывод, что детство – заканчивается, надо становиться более самостоятельным и взрослым, учиться отстаивать свое мнение, защищать то, что для тебя дорого и важно, поступать по-своему, нести за это ответственность и перестать чего-то ждать от мамы и папы. 3-й этап: автономия. До этого этапа редко кто доходит: обычно люди «застревают» на первых двух. Либо родители остаются главными людьми всей жизни и основной эмоциональной привязанностью, либо конфронтация с ними становится бесконечной. Автономия же предполагает, что человек не только физически и финансово, но и перестает зависеть от оценок и суждений родителя. Слова мамы «Доченька, ты все делаешь неправильно, я

  • Почему малыш не торопится ходить? Рецепты здоровья

    Почему малыш не торопится ходить? Некоторые дети делают первые шаги уже к году, пусть неуверенно, но самостоятельно. А некоторые в год и два месяца, год и три. Их мамы очень переживают, видя успехи других детей. В каком возрасте ребенок должен начать ходить? Как ему помочь, и нужно ли помогать? * Все дети разные и нельзя сказать точно, когда ребенок должен начать ходить. Есть непоседы, которые жаждут познать окружающий мир. Но есть и более спокойные, уравновешенные дети, которые предпочитают наблюдать жизнь вокруг, прекрасно себя чувствуют сидя и не стремятся пойти. * Некоторые дети прекрасно ползают, и умения передвигаться на четвереньках им надолго хватает. * Некоторые стараются подняться на ножки, держась за кресло, стул или стену, ходят вдоль опоры. Можно помочь ребенку начать ходить. Делать это нужно ненавязчиво, без давления на малыша, чтобы не испугать его, не вызвать обратную реакцию. Можно заинтересовать ребенка новыми открытиями, вызвать желание посмотреть другие уголки дома, подбодрить его, если видно, что он боится. * Если малыш падает на попку, не надо со всех ног бросаться к нему, такая реакция его скорее испугает. Лучше успокоить ребенка словами, ведь ничего страшного не случилось. * Можно понять маму, которая хочет оградить своего малыша от всех трудностей и неприятностей. Но у ребенка не должно сложиться ощущение, что с ним рядом всегда есть взрослый, который поможет в случае необходимости. Так он никогда не научится преодолевать трудности. * Нужно постараться дать ребенку возможность самому учиться ходить, подниматься, спускаться, тогда он с самого детства будет учиться быть самостоятельным. Когда бить тревогу, если ребенок еще не ходит? Если малыш веселый, активный, общительный, спокойствие… он пойдет, когда наступит его время. Если же ребенку больше полутора лет, он кажется грустным, ничто не вызывает в нем жажду открытий, следует показаться педиатру.

  • Самовнушение. Рецепты здоровья

    Самовнушение. Исследователи обратились за помощью к группе школьных учителей. Учителям сказали, что выбор пал на них благодаря их исключительным преподавательским способностям. Кроме того, им сказали, что в их классы наберут только одаренных детей, но ни дети, ни их родители не будут ничего знать об эксперименте, потому что его цель в том, чтобы посмотреть, как будут вести себя одаренные дети, если не будут знать о своих способностях. Как и ожидалось, в отчетах учителя написали, что дети успевают исключительно хорошо. Кроме того, они написали, что работать с этими детьми - одно удовольствие и что они хотели бы работать с ними постоянно. В этом проекте было одно секретное приложение. Учителя не знали, что их выбирали вовсе не за исключительные способности. Выбор осуществлялся произвольно. Кроме того, и детей выбирали отнюдь не по принципу одаренности. Их тоже выбирали наугад. Но так как ожидания были высоки, то и результаты оказались высокими. Так как учителя считали и себя, и детей исключительными, то они смогли добиться исключительных успехов. Что же это значит? А то, что всего лишь представление о себе или окружающих может полностью изменить вашу жизнь.

  • 10 ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЯНУША КОРЧАКА Рецепты здоровья

    10 ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЯНУША КОРЧАКА 1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности. 3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет. 4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта. 5. Не унижай! 6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке. 7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение. 9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему. 10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой. (Януш Корчак)

  • Ученые утверждают, что один и тот же человек может вести себя совер... Рецепты здоровья

    Ученые утверждают, что один и тот же человек может вести себя совершенно по разному в зависимости от того, что на него надето «Надевая деловой костюм, мы не только производим определенное впечатление на окружающих, мы также производим впечатление на самих себя» - говорит автор изыскания. - «Человек, одетый в деловой костюм, начинает перенимать качества, которые ассоциируются с деловой одеждой.» Для того, чтобы исследовать влияние одежды на человека, исследователи провели эксперимент, в ходе которого добровольцам предлагалось носить белый халат. При этом одни участники эксперимента думали, что носят медицинский халат, а другие - что халат принадлежит художнику. Те добровольцы, которым сказали, что на них медицинский халат, проявили максимум внимания. Адам Галински объясняет это тем, что врачу необходимо быть внимательным. В свою очередь, те участники эксперимента, которым сказали, что халат принадлежит художнику, были не столь внимательными, зато проявили свою креативность. Автор исследования говорит, что на проведение эксперимента его подтолкнул известный мультфильм «Симпсоны». В одной из серий «Симпсонов» есть эпизод, в котором группа учеников, одетых в серую школьную форму, ведет себя очень тихо. Однако, после ливня, который сделал одежду школьников разноцветной, дети начинают вести себя совершенно по-другому. «Я подумал о том, что одежда, которую мы носим, оказывает колоссальное влияние на наше поведение» - говорит Галински. - «Надев черную футболку, вы станете более агрессивным, но если вы наденете халат медсестры, то, скорее всего, вы станете более милосердным». В связи с полученными данными, Адам Галински настоятельно советует хорошо подумать, прежде чем надеть ту или иную одежду. Подумайте, какие качества могут пригодиться вам сегодня и только после этого, выбирайте, что вы будете сегодня носить.

  • ЕЩЕ НЕМНОГО ПРО ЗАВИСТЬ Рецепты здоровья

    ЕЩЕ НЕМНОГО ПРО ЗАВИСТЬ Мне так показалось, или это просто мое восприятие таково, что наиболее часто встречающийся вопрос по поводу зависти - это то, что завидовать можно и больше всего зависти возникает к чему-то, чего у нас не может быть по определению. Ну, например, у кого-то вот глаза голубые, кто-то стихи сочиняет, кто-то умеет рисовать, а у кого-то ноги длинные. У нас может чего-то такого не быть. И возникает много зависти. Ну вот генетически в нас этого нет и хоть убейся. Да, в таком ракурсе, действительно, зависть понятна. Но и безгранична, и неразрешима, нет ни малейшей возможности получить то, чего у нас нет. Ну и, соответственно, перестать завидовать, удовлетвориться. Непонятным остается лишь то, что ракурс не тот. У нас есть что-то другое. Глаза карие, руки красивые, петь умеем, считать в уме, какими-то еще особыми талантами обладаем. Да мало ли чем там еще. Да, того у нас нет, но есть другое. И этому тоже, кстати, кто-то может позавидовать, потому что именно этим-то он и не обладает, несмотря на умение рисовать. В общем, пока мы, как младенцы, стараемся что-то от других то ли заполучить, чего у нас нет, то ли украсть, то ли добиться любой ценой, до тех пор зависть неразрешимая штука, иногда действительно пожирающая и тревожащая очень сильно. И это не про то, что "а зато". А про то, что человек зачастую не может себя видеть, узнать, принять, а как следствие, и не пользуется своим, имеющимся у него и часто с лихвой. Почему не принимает - ну это как обычно, опыта не было, преисполнен по этому поводу стыда и чувствования себя не таким. Ясное дело, ведь если меня не любили, то кто в этом виноват? Я. Конечно же. Именно по такой схеме думает ребенок, чтобы иметь хоть какое-то ощущение контроля над своей жизнью. Именно из этого рождается максимальное количество бесконечных улучшателей себя, в надежде получить ту любовь, которой не было. Опять же таки, непонятным в этом месте остается одна простая вещь: если меня не любили, то не могли, не умели

  • СТЕПЕНЬ ЗРЕЛОСТИ РОДИТЕЛЯ Рецепты здоровья

    СТЕПЕНЬ ЗРЕЛОСТИ РОДИТЕЛЯ Степень зрелости родителя можно определить по тому, как он принимает агрессию ребенка в свой адрес и принимает ли. Позволяет ли он ребенку злиться на себя или других взрослых (оставаясь рядом и помогая прожить это чувство) или тут же гасит проявление злости, запрещая и даже наказывая. По сути, если взрослый реагирует на злость ребенка запретом, то таким образом он: 1) «затыкает» возможность реализации других чувств. Потому как выход для злости и, скажем, нежности – один. И «заткнув пробкой горлышко эмоций и чувств» мы затыкаем выход для любых эмоций и чувств. 2) Создает в теле ребенка зажим (блок), в котором остается запрещенная злость, которая на момент запрета уже возникла и просто раствориться в воздухе никак не может. 3) Расписывается в том, что его собственный внутренний ребенок сам сжимается в комок, встречаясь со злостью, и ожидает наказания уже от своего родителя. Поэтому взрослый и стремится скорее прекратить проявление негатива от ребенка, опасаясь, что накажут и его. Наказывая своего ребенка, он будто оправдывается перед своим родителем: «Видишь, я помню, что злиться нельзя. Я не допустил злость. Я хороший». *** По большому счету, мир вокруг не "черно-белый", а "цветной". И невозможно испытывать только позитивные эмоции. Это – как всю жизнь есть только манную кашу с кефиром. И важно научить ребенка этому «цветному» восприятию мира. Мир не хороший и не плохой, он – разный. Не однобокий уж точно. И важно уметь говорить не только «да», но и «нет», в том числе и собственным родителям и учителям. И важно видеть и различать в одном человеке и хорошие, и плохие качества, и поступки. В том же родителе или учителе. И именно тогда ребенок сможет сказать «нет», когда ему предложат наркотики или не позволит хамское отношение, или насилие в свой адрес со стороны учителя. А для этого он должен знать и иметь опыт проживания самых разнообразных чувств. Иметь права их проявлять и тогда уже выбирать – проявлять их или

  • Топ-10 книг для мам и пап: список полезной литературы Рецепты здоровья

    Топ-10 книг для мам и пап: список полезной литературы 1. Жан Ледлофф. "Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности" 2. Уильям и Марта Сирс. "В ожидании малыша" 3. Уильям и Марта Сирс. "Ваш малыш от рождения до двух лет" 4. Грентли Дик-Рид. "Роды без страха" 5. Мишель Оден. "Возрожденные роды" 6. Ингрид Бауэр. "Жизнь без подгузников!" 7. Жанна Цареградская. "Ребенок от зачатия до года" 8. Евгений Комаровский. "Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников" 9. Юлия Гиппенрейтер. "Общаться с ребенком. Как?" 10. Януш Корчак. "Как любить ребенка"

    ПОСТУЛАТЫ ОТ МАРИИ МОНТЕССОРИ 1. Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать. 2. Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать. 3. Если ребенку демонстрируют враждебность - он учится драться. 4. Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости. 5. Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким. 6. Если ребенок часто живет с чувством безопасности – он учится верить. 7. Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым. 8. Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться. 9. Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым. 10. Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе. 11. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь

  • "Мне нравилось быть несовершеннолетней. Так вам ничего не могу... Великая женщина

    "Мне нравилось быть несовершеннолетней. Так вам ничего не могут сделать, а теперь мне приходится вести себя хорошо". - Аврил Лавин

Часто приходится слышать, как мамы жалуются, что их ребенок непоседлив, требует постоянного внимания и его ни на минуту нельзя оставить одного. Возникает вопрос, как же быть с таким ребенком. Непоседа доставляет много хлопот и забот родителям, ведь уследить за его передвижениями, а тем более обезопасить его практически невозможно.

Непоседа или гиперактивный ребенок?

Давайте попробуем разобраться, что же скрывается за этим веселым, приносящим кучу забот термином “непоседа”. Сразу же нужно уяснить, что непоседа и гиперактивный ребенок — это не одно и то же. Хотя поведенческие линии и внешние проявления схожи, однако первопричины, которые стоят за каждой из моделей поведения очень сильно разнятся. Родителям в этом вопросе без помощи специалиста разобрать практически не возможно.

Гиперактивный ребенок — болезнь современности?

Пусть Вас не пугает тот факт что термин гиперактивный ребенок встречается в медицинской терминологии, а непоседа – только в разговорной речи. Необходимо обратиться к врачу, чтобы именно специалист разобрался в возникшей ситуации. Гиперактивность детей может сопровождаться таким заболеванием как синдром дефицита внимания, который станет большой проблемой при посещении ребенком школы, ведь он приводит к рассеиванию внимания, плохой концентрации, быстрой утомляемости во время умственных нагрузок. И если упустить время, то очень сложно что-то исправить.

Гиперактивный ребенок часто имеет заниженную самооценку и, как правило, очень остро реагирует на пустяковые ситуации, но в то же время успокоить такого малыша очень сложно. Такой ребенок очень раздражителен и обидчив.

В целом, симптомами гиперактивного ребенка являются: неусидчивость, непоследовательность, непослушность, упрямство, рассеянность, неаккуратность, неуклюжесть. У более старших детей взбалмошность и неусидчивость обычно проходят, но вот неспособность концентрации внимания остается, иногда даже на всю жизнь.

А кто же такой этот непоседа?

  • Во-первых – это такой ребенок, который непрерывно доставляет родителям массу хлопот. Он держит своих родителей в постоянном напряжении, ведь в любой момент может куда-то залезть, что-то перевернуть, нанести увечья себе или чему-то вокруг.
  • Во-вторых – такие малыши практически никогда не слушаются, делают только то? что хочется им, при этом не обращая никакого внимания на крики, просьбы и уговоры взрослых.

Понятное дело, что всем родителям хочется, чтобы их ребенок рос послушным, воспитанным, не принося при этом никаких забот и хлопот. Понятное дело, что такого практически никогда не бывает, но когда поведение ребенка переходит все допустимые границы, мы просто теряемся, не зная как быть и что же предпринять. А, не выдержав, срываем свой гнев на ребенке, и от этого все становится еще хуже. И хотя обещаем себе, сдерживаться в будущем, но когда чаша терпения переполняется в очередной раз, все происходит сначала.

Что же делать и как выбраться с этого замкнутого круга?

Ребенок непоседа – это образ жизни и состояние души Вашего ребенка, поэтому придется смириться.

Но не забывайте о возрастной динамике, ведь начавшись, как острая потребность в исследовании окружающего мира, эта особенность может перерасти в одну из негативных черт характера ребенка, если встретит непонимание со стороны родителей.

Когда ребенок становится на ноги (примерно в 12 месяцев) и начинает исследовать предложенные для него просторы, дайте ему определенную свободу, ведь запреты вызовут и него желание добиться своего любой ценой. Будьте рядом, чтобы прийти на выручку, когда это будет необходимо. Конечно, это требует большого количества терпения и самоотдачи от родителей в этот сложный и непростой период времени. Но потом Вам не придется ломать голову над тем, что же делать с несносным характером своего ребенка.

Чем больше запретов и ограничений, тем больше соблазн вырваться за их пределы и попробовать все то, что запрещено. Конечно, и полная свобода не выход, но постарайтесь дать ее максимально. Постарайтесь по возможности удовлетворять запросы Вашего ребенка в познании окружающего пространства.

Дорогие родители, проявите фантазию и творческие способности, а также постарайтесь максимально задействовать ребенка в свободное время. Таким образом, предлагая ему альтернативу и возможность узнать что-то новое и интересное, Вы избавите себе от проблем с ребенком непоседой, а он с пользой проведет свое свободное время.