УДК 372.3

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Орловская В.П.

(СКГУ им. М. Козыбаева)

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей - один из главных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это даёт возможность обновить и качественно улучшить речевое развитие детей. Показатели речи и свойства личности - взаимосвязаны и должны быть во внимании родителей, которые заботятся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка .

Сказка как жанр художественной литературы используется в различных областях работы с детьми – дошкольниками. Исследования учёных-педагогов в области дошкольной и коррекционной педагогики (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Аникин В.П., Болыпунова Н.Я., Кабачек О.А. и др.) показали, что проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста можно решать через внедрения метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

Наиболее эффективным средством в работе с детьми с речевыми нарушениями является использование сказки, которая в свою очередь оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей.

Ни для кого не секрет, что сегодня всё больше детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается комиксами, более-менее случайными журналами. Многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. Как бороться с таким положением вещей и надо ли с ними бороться вообще - вот тот вопрос, который остаётся на сегодняшний день более актуальным. А ведь это так важно! Дети в сказках находят частичку себя, своей жизни, своей души. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебных сказочных персонажей (Феи, Деда Мороз), который дарит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. Сказка - это неотъемлемый элемент в воспитании ребенка. Роль сказки многогранна! от развития фантазии, до развития правильной и выразительной речи.

Сказки дарят детям радость, вносят разнообразие в жизнь. Они понимает сказку лучше, чем серьёзную для него взрослую речь. Если взрослые хотят объяснить что-то ребёнку, поддержать его, очень кстати вспомнить язык детства - сказку.

Взаимодействие различных методов и приёмов, предметная среда, коммуникация являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходимо опираться на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность, к высказываниям ребёнка, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов, происходит совершенствование лексико - грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности .

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так существуют дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки, художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные, сказки о животных.

Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.

Сказка несёт в себе ряд функций:

Функция социализации;

Креативная;

Голографическая;

Развивающее – терапевтическая;

Культурно – этническая;

Лексико – образная.

От трех до шести лет происходит умственное развитие детей, которое характеризуется формированием образного мышления, что позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание. Делать это помогает сказка. В четыре-пять лет происходит развитие сказочного мышления. С помощью сказки ребенок интерпретирует окружающую действительность.

В сказке всегда заложен урок: быть дружными, смелыми, трудолюбивыми, мужественными, честными. Они несут в себе активизирующее воздействие и на эмоциональную сферу ребенка, и на речевую деятельность, обеспечивают комплексный подход в развитии ребёнка. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. А также познает и откликается на события и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу. Дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки .

Возрастная аудитория есть у каждой группы сказок. Детям 3-5 лет -.наиболее близки и понятны сказки о животных, а также сказки о взаимодействии людей и животных, т.к. в этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, подражая их манерам поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок сравнивает себя с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становятсяребенок, тем с большим удовольствием он читает сказки о людях, потому что в этих сказках содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Работа со сказкой включает в себя следующие этапы:

    чтение или рассказ самой сказки, затем ее обсуждение. В обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все, что он ни говорит, не должно подвергаться осуждению.

    рисунок отрывка, который наиболее значимый для ребенка;

    драматизация, проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки, сказочной атмосферы: образ сказочного пространства (светотехнические

эффекты), музыкальный образ сказки, собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре .

Сказкотерапия это:

    процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире, о системе взаимоотношений в нём;

    процесс переноса сказочных символов в реальность;

    созерцание, раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего; процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки;

    терапия средой, особой сказочной обстановкой;

    выявление и развитие творческого потенциала;

    снижение уровня тревожности и агрессивности;

развитие способности эмоционального настроя и естественной коммуникации;

    развитие умения преодолевать трудности и страхи;

    формирование навыков адекватного выражения эмоций;

    укрепление союза "Ребенок-Родитель-Педагог".

Особую роль в педагогической деятельности нужно уделять просвещению родителей. Разъяснять о том, какую роль играют сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Рассказывать им о необходимости семейного чтения, подчёркивать его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственных качеств на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки, чтобы чтение и обсуждение сказок стала доброй семейной традицией, что создаст тёплую задушевную атмосферу в доме .

При самостоятельном сочинении сказок, историй приближает ребенка к такому уровню монологической речи, который будет ему необходим для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Дети научатся сами придумывать и завершать сказку, на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал и коллективно сочиняют сказку.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что возможности сказкотерапии уникальны в педагогической деятельности, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода в логопедии для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.

Работа со сказкой на уровнях слова, художественного образа и системы знаний о мире и о себе, позволяет формировать у дошкольника активный речевой запас, развивать вербальное (сочинение сказки) и невербальное воображение (иллюстрация к сказке), которое является основой творческих способностей, умение выделять проблему, актуализированную в сказке, интегрировать сказочный урок в свою «копилку жизненных ситуаций», понимать эмоциональные состояния окружающих и создавать собственные метафоры, основанные на синтезе сказочного материала и эмоционального опыта ребенка.

Литература:

1. Программа воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста «Біз мектепке барамыз». – Астана, 2012. – 63 с.

2. Программа воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста « Зерек бала». – Астана, 2012.- 68 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб.: Речь, 2006.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб.: Речь, 2006.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2002

Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся.
Мы испытываем чувство грусти, радости... Сказка - это чудо!

Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГОС. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса.

Ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера.

Поэтому к числу важнейших задач с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее годы, и применяемых в работе с детьми - использование сказки.

В своей работе мы исходили из утвердившегося в психолингвистике положения, что речь представляет собой совокупность отдельных речевых действий, которые следует формировать поэтапно. При этом опирались на следующие принципиальные положения:

  • принцип постепенного перехода от более простого к более сложному
  • принцип дифференциации, заключающегося в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе усвоения знаний, накопленного им опыта, эмоциональной и познавательной сферы
  • принцип деятельности. В непосредственно образовательной деятельности ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний
  • принцип непрерывности и интегративности. Процесс развития связной речи не заканчивается в деятельности педагога, а продолжается в совместной деятельности ребенка и родителя.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова) .

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и в работе над связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников - это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Сказкотерапия в системе коррекционной работы по развитию связной речи преследует такие цели:

  • создание коммуникативной направленности речевых высказываний
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи
  • развитие просодической стороны речи
  • развитие диалогической и монологической речи
  • приобщение детей к истокам народной культуры.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребёнка - это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Работа по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программными требованиями.

Дидактическим материалом работы служат различные виды театров: настольный, пальчиковый, бибабо. Также используется фланелеграф и драматизация сказок.

Непосредственно образовательная деятельность с применением приема сказкотерапии состоит из нескольких этапов.

На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с предметами, с которыми дети затем встречаются в сказке.

На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения содержания сказочного произведения;

На третьем – овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами, одно из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные ситуации;

На четвертом – творческое использование этих средств в самостоятельной деятельности.

В соответствии с вышеизложенной системой работы со сказкой были определены дифференцированные задачи и разработана методика, способствующая реализации каждого этапа.

I этап. Цикл кратковременных наблюдений, разработанных в соответствии с содержанием сказочного произведения. Основная цель наблюдений – подготовить детей к пониманию содержания сказки.

Задачи:

  • развивать чувственное восприятие сказки и эмоциональное отношение к ней.
  • побуждать детей к объяснению наблюдаемых ситуаций;
  • выполнять трудовые действия, направленные на освоение сказки.

II этап. Знакомство со сказкой.

Задачи:

  • подводить детей к пониманию содержания сказки, опираясь на непосредственный чувственный опыт, с которым дети встречаются в сказке;
  • развивать у детей интерес и чуткость к образному языку сказки;
  • расширять знания о художественном слове, его эмоциональной окраске;
  • способствовать усвоению различных изобразительно-выразительных средств раскрытия сказочного образа и применению их в своих рассказах;
  • развивать у детей умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения;
  • развивать у детей умение вживаться в образ, передавать его эмоционально.

Читая сказку, используем эмоциональные средства (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности) . В беседе по содержанию сказочного произведения используем вопросы, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки. Во время беседы постоянно обращаемся к личному опыту детей, поощряя высказывания детей.

III этап. Путешествие по сказке.

Задачи:

  • побуждать детей к видоизменению содержания сказки;
  • использовать позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение проблем;
  • развивать умения детей высказывать оценочные суждения о содержании и качестве придуманных сказок (как своих, так и сверстников) ;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям товарищей, умение внимательно выслушивать их, давать оценку.

Предлагая детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя ставлю в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом "путешествия" по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом мною используются различные приемы: вариативные схемы-образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составления плана сказки. После рассказывания привлекаю детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка при составлении сказки.

IV этап. Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок.

Задачи:

  • развивать у детей интерес к творческому рассказыванию, желание фантазировать и сочинять сказки;
  • побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок по различным лексическим темам;
  • развивать у детей желание и умение совершенствовать свое сочинение (целенаправленность, композиционная целостность, художественная выразительность и оригинальность) ;
  • побуждать к творческому рассказыванию сказок лексического содержания, созданию несколько вариантов на одну тему.

Для этого мною используются разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок, предлагая детям разнообразные сюжеты и интересные темы.

Заключительный этап. Продолжительность данного этапа – 2 недели.

Цель заключительного этапа: проведение контрольной диагностики.

Задачи:

  • получить информацию об уровне сформированности связной речи
  • определить наиболее результативные приёмы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Использование приема сказкотерапии в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

Заключение

Таким образом, на основании вышеприведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в коррекционной работе по развитию связной речи:

  • У ребенка исчезают переживания связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации.
  • Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере.

Используемая литература:

  1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки - СПб.: КАРО, 2001. - 128 с, ил.
  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М. 2004.
  3. Зинкевич-Евстигнеева. Т.Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии» Спб. -1998 г.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
  5. Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста» Москва: «ЦГЛ» , 2004 г.
  6. МакунинаЕ. Ж.Придумываем истории и сказки. Ребенок в детском саду 6-2005г. с.35.
  7. Нищева Н. В. Разноцветные сказки. - СПб., «Детство-пресс» , 1999.
  8. Шорохова О.А. «Играем в сказку» ТЦ «Сфера» Москва 2006г.

Вострикова Вера Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Отрадненский детский сад
Населённый пункт: Отрадное Воронежской области
Наименование материала: Концепция Сказкотерапия
Тема: "Скакотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 04.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Литература 1. Большева Т.В. «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Санкт-Петербург. 2001 2. Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой: методическое пособие.- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 3. Василькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 4. Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В., Азбука и сказки, загадки и подсказки. -М.: Лабиринт-К,1998 5. Гришина Г.Н. Любимые детские игры.М.,1999 6. Грекова О.Ю., Детский фольклор. Ярославль,1998 7. Захаров А.И что снится нашим детям. (Как избавиться от страхов) СПб.: Дельта, 1997 8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: АОЗТ «Златоуст», 1998 9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000 10. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. СПб.: Речь, 2000 11.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2003 12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунки в сказкотерапии. СПб.:Речь,2004 13.Рузина М.С. Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. СПб.: Кристалл, 1997 14.Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М.: Эксмо-пресс,2001 15. Чистякова М.И. Психогимнастика.М.: Просвещение,1995 16.Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения.СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,1998 МКДОУ «Отрадненский детский сад»
Педагогическая концепция
«Сказкотерапия- как средство развития

речи детей дошкольного возраста.»
Воспитатель Вострикова Вера Викторовна
Сказка – источник народной мудрости. Она учит доброте, смелости, честности. Порицая зло и несправедливость, сказка вызывает у ребенка сочувствие к обиженным героям и тем самым содействует формированию гражданственности. Сказку справедливо можно считать одним из важных воспитательных средств. Многим людям свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?... Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего-то нового, неожиданного… А чудо – совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка. Работая по методике сказкотерапии, я старалась, чтобы эта мысль стала основной в работе. Метод имеет многовековую историю, но свое призвание получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось без использования сказки. Основные возможности сказкотерапии заключается в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция. Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом,- естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта.
Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.
Актуальность
данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей. Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, на экскурсиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память, т. е на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество. Исходя из вышесказанного, я построила свою работу с детьми по сказкотерапии, развитию речи и творческой активности.
Сказкотерапия –
это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.
Сказкотерапия
– это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Ребенок, находясь в сказке, взаимодествует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно,
сказкотерапия
– это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное. Так что же такое сказкотерапия? Созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.

Задачи скакотерапии
1. Развить речь детей с помощью: - пересказывание сказок; -рассказывание сказок от третьего лица; -группового рассказывания сказок; -рассказывания сказок по кругу; -сочинения сказок; 2. Выявить и поддержать творческие способности. 3.Снизить уровень тревожности и агрессивности. 4.Развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 5.Развить умение преодолевать трудности и страхи. 6.Формировать навыки конструктивного выражения эмоций. 7.Укрепить союз «Ребенок – Родитель – Педагог». 8.Научить изготавливать волшебные краски и рисовать ими. 9.Научить шить куклу-марионетку и манипулировать ею.
Основные этапы работы

Ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Изготовление

кукол – марионеток


Для ознакомления родителей с методом «Сказкотерапия» было проведено собрание, на котором была дана иформация о том, что такое сказкотерапия, какие проблемы она решает и что только в совместной деятельности ребенка, родителей и специалиста работа будет наиболее успешной. Договорились о совместном изготовлении кукол – марионеток. Определили удобный для всех день, но пришли далеко не все мамы. Чудо произошло чуть позже, когда дети начали приносить первых кукол и разыгрывать небольшие сцены с ними. Интерес детей заключается еще в том, что ребенок вкладывал в куклу свое желание (бусинку), которое обязательно должно исполниться в сказке. Мы обращали внимание на то, что чудо произойдет только в том случае, если ребенок помогает маме шить куклу: что-то пришьет сам или поможет советом.
Первые куклы были принесены уже через неделю, и вскоре стали исполняться желания детей. Крепла вера в то, что желания, вложенные в кукол, исполняются. Каждая принесенная в группу кукла – это как маленький праздник. Ребенок, который приносил куклу, рассказывал о ней: называл ее имя, говорил о том, что она любит, в какой сказке ей хотелось побывать. Все дети очень радостно воспринимали появление нового «гостя», активно давали советы и рекомендации. Затем выбирали место, где будет жить их кукла. Изготовление кукол – марионеток полезно для общего развития детей. Оно развивает мелкую моторику, фантазию детей, их образное мышление, а также укрепляет союз «Ребенок – Родитель – Педагог». Играя с куклой, ребенок реально становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным. Ребенок, общаясь с куклой, проявляет те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам он не может или не позволяет себе проявить.
Пальчиковые игры
На этом этапе работы большое внимание уделялось мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображали животных, в повседневной жизни играли в различные пальчиковые игры.
Сказкотерапевтическое рисование


Конечно, дети еще рисовали сказки. Мы просили детей нарисовать любимого сказочного героя, сказочную страну и так далее. Это тоже относится к сказкотерапии, ибо в задании используются метафора и идея превращения. В сказкотерапевтическом рисовании используются: - проективное диагностическое рисование; -спонтанное рисование. В первую группу вошли такие рисунки, как «Моя семья в образах сказочных героев» Под спонтанным сказкотерапевтическим рисование подразумевается изготовление и рисование объемными «волшебными красками». Дети сами изготавливали краски и подбирали цвета по своему желанию и внутреннему состоянию. Все работы получились совершенно разные и по цвету, и по
содержанию. Все дети испытывали огромное удовольствие, изготавливая краски, а затем рисуя ими. Детские рисунки – это и звездное небо, и поляна с колокольчиками и ромашками, и сказочный лес, в котором есть избушка на курьих ножках, и пещера лесного человека… В своих работах дети находили много разных существ и придумывали о низ истории и сказки, что является прекрасным средством обогащения словаря, проявлением творчества и фантазии.
Решение сказочных задач

Решение сказочных задач –
это сбор психодиагностического материала,развитие творческого мышления и воображения. Как сказочные задачи, так и ответы детей были разные. Задания были направлены на то, чтобы не повторять ответы товарищей. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.
Работа со страхами детей


В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделялось страхам детей (по просьбе родителей). Псикоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Не все сказки обсуждались в группе после прочитывания, иногда мы давали возможность ребенку побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов. Две сказки были придуманы нами. Первая сказка была написана для Игоря М. и Ромы Р. (они не раз брали чужие игрушки). Рома умный мальчик, он сразу понял, в чем тут дело, не находил себе места до конца занятия. Сказка после занятия не обсуждалась, но во время рассказывания дети не сводили глаз с обоих мальчиков. Вторая психокоррекционная сказка была написана по просьбе мамы Любы Г. Девочка очень боялась пауков. Как выяснилось позже, у мамы тоже был навязчивый страх пауков, выраженный в большей степени, чем у Любы. Мы не только рассказывали сказку, но и проигрывали ее вместе с Любой и другими детьми. Затем рисовали пауков, а те дети, которые их боялись, положили рисунки в «волшебную грушу», и она унесла все страхи детей.
На этом этапе давались такие задания, как придумывание новых эпизодов к сказкам, рассказы о любимых игрушках, дополнение эпизодов к сказкам, рассказы о любимых игрушках, дополнение неоконченных историй и сказок.
Психодинамические медитации и танцы


Хочу остановиться на важных разделах своей работы, которые очень любимы и детьми, и взрослыми. К ним относятся психодинамические медитации и танцы.
Психодинамические медитации
- это вид медитаций, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта. Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных: лису, зайца, медведя, волка, медведя, птиц. Этот прием был также использован во время проведения утренней зарядки или как физкультурная минутка. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными, уверенными. Танец – это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребенок начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им. Наблюдая за тем, как дети танцуют, можно получить богатую информацию об их внутреннем мире. Дети все разные, и каждого надо понять. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним нужно постоянно двигаться, третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать… Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить множество ситуаций, значительно расширить его мировосприятие и усвоить способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Погружения в различные стихии
В своей работе я использовала приемы, связанные с погружением в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, описанные выше, дети приобретают умения необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок и историй.

Самостоятельное сочинение сказок и историй
Составляя творческий рассказ или сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков, умения точно передавать свой замысел. Всеми этими умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений. При обучении детей рассказыванию используются несколько приемов: 1.
Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го

лица.
В последующем дети не только рассказывали придуманные ими сказки, но и старались описать те чувства, которые возникали в той или иной сказочной ситуации. Дети слушали сказки в разных положениях (как им было удобно в тот момент): лежа или сидя с закрытыми глазами. Рассказывали дети сказки под спокойную музыку.
2.

Групповое рассказывание сказок.
Каждый участник группы по очереди рассказывает небольшой кусочек знакомой сказки. 3.
Рассказывание известной сказки и придумывание к ней

продолжения
. Я использовала несколько вариантов группового придумывания сказки. Был использован такой прием, как придумывание и рассказывание и детьми нарисованной сказки. Каждый ребенок рисует кусочек сказочной страны, затем придумывает общую сказку о том, что было в этой стране, что там происходит сейчас и что будет происходить. Иногда я предлагала любую игрушку и просили придумать сказку о том, что с ней приключилось в сказочной стране. Возникали ситуации, когда мы комментировали происходящее, включались в игру, вводя персонажа. Таким образом, разные формы рассказывания позволили обогатить речь детей: она стала более образной, дети стали легче и свободнее выражать свои мысли, улучшалась память, внимание стало более устойчивым, у детей развилась способность слушать другого, следить за ходом его мыслей и уметь встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
Читая сказки, рассказывая, придумывая их, я объясняла детям, что, даже читая знакомые уже много лет сказки, такие как «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», можно многому научиться для жизни. Наиболее интересные и оригинальные сочинения я старалась записать. Очень оживляло и стимулировало творческую активность детей прослушивание сказок собственного сочинения. Итогом работы послужило проведение праздника сказки для родителей и детей средней группы. Работа, конечно, не была бы столь плодотворной без помощи родителей. Они живо откликались на любую мою просьбу: приобрели «волшебный цветок», благодаря которому дети перевоплощались в сказочных героев, изготовили «ковер-самолет», принесли «волшебную грушу», в которой исчезают страхи детей. Постоянно проводились индивидуальные консультации, короткие беседы. Все советы и пожелания не оставались без внимания. Такое творческое содружество («Ребенок-Родитель- Педагог») способствует дружбе, взаимопониманию, укрепляет доверие и уважение к работе педагога. Работа по сказкотерапии дала хорошие результаты. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого и видеть мир с разных сторон. Дети стали более раскованны, они свободнее вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Научились фантазировать, сами организовывают игры по сказкам, их речь образной, выразительной.

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

В настоящее время проблема развития речи волнует педагогов дошкольного образования. Если детский сад не имеет в штате учителей-логопедов, то задача коррекции недостатков в речевом развитии ложиться на «плечи» воспитателей и родителей воспитанников.

Специалисты в области коррекции речевого развития предлагают воспитателям групп общеразвивающей направленности включать в образовательный процесс элементы сказкотерапии, которая позволяет повышать мыслительную и эмоциональную активность, снимать физическую и психическую напряженность, совершенствовать у детей речевые навыки.

Диагностические данные детей с ОНР (общим нарушением речи) подтверждают у них нарушение всех основных частей языковой системы, нарушение внимания, памяти, недостаточно сформированное словесно-логическое мышление. Все перечисленные процессы тесно связаны с речевой функцией.

Концепция сказкотерапии разработана российскими учеными: Л.Б.Фесюковой, Л.Д.Коротковой, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой и др.).

Л.Короткова в своей книге «Сказкотерапия для дошкольников и детей младшего школьного возраста» рекомендует методическую систему работы над сказкой, которая состоит из 2-х этапов:

Первый этап включает в себя следующие виды работы:

    чтение сказки воспитателем;

    беседу по сказке на нравственно- духовную тематику, эмоциональное переживание;

    речевую зарядку (словарная работа, развитие фразовой речи, знакомство с фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками);

    развитие мышления и воображения (вопросы по сказке, задания на преобразование сюжета, героев, обучение умению выражать свою позицию, оценку событиям и героям);

    арттерапия (развитие воображения, восприятия, формирования чувства красоты, мелкой моторики).

Второй этап предполагает следующие виды совместной деятельности:

    Беседа по содержанию сказки.

    Инсценирование эпизодов или всей сказки.

    Психогимнастика.

    Работу над выразительностью речи, тембром голоса, выражением настроения.

    Психокоррекционная работа (снятие тревожности, замкнутости, страха и т.д.).

Основным моментом сказкотерапии является выполнение сказочной роли. В процессе игры ребенок создает образ действием и словом, что способствует активному развитию его речевой деятельности. Можно выделить основные направления логопедической коррекционной работы при использовании сказкотерапии:

    формирование культуры речи (правильность, выразительность, четкость);

    развитие артикуляционной и мелкой (пальчиковой) моторики, речевого дыхания; пространственной ориентировки; правильной осанки;

    совершенствование фонематического восприятия, правильного произношения, грамматического строя речи;

    развитие монологической и диалогической формы речи, мыслительных навыков и творческой самостоятельности детей.

Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребёнка становится интереснее и богаче. В процессе сказкотерапии у ребёнка расширяется представление об одном и том же образе, что в свою очередь способствует развитию мыслительных операций дошкольника.

Чрезвычайно полезно для общего развития детей изготовление кукол-марионеток. Оно развивает мелкую моторику, фантазию детей, их образное мышление, а также укрепляет союз «Ребёнок – Родитель – Педагог». Играя с куклой, ребёнок становится волшебником, заставляя неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным. Ребёнок, общаясь с куклой, проявляет те эмоции, чувства, состояния, которые в обычной жизни по каким-либо причинам он не может или не позволяет себе проявить. На этом этапе работы по сказкотерапии большое внимание большое внимание уделяется мелкой моторике пальцев рук. Дети, находясь в сказке, изображают животных с помощью движения пальцев.

Целесообразно проводить сказкотерапевтическое рисование. Это тоже относится к сказкотерапии, потому что в заданиях могут использоваться метафора и идея превращения. В сказкотерапевтическом рисовании используются: проективное диагностическое рисование («Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев») и спонтанное рисование (Рисование объёмными «волшебными» красками. Дети сами изготавливают краски и подбирают цвета по своему желанию.).

Не менее интересен один из этапов работы по сказкотерапии – психодинамические медитации (это вид медитации, связанный с движениями, перевоплощениями, с развитием различного рода чувствительности, получением позитивного двигательного опыта). Например, находясь в сказочном лесу, дети изображают разных животных. Этот приём можно использовать и во время проведения утренней зарядки и физминутки. Застенчивые дети чувствуют себя в такие минуты более свободными и уверенными. Наблюдая за тем, как дети танцуют, можно получить богатую информацию об их внутреннем мире.

Педагог предлагает представить, что все попали в сказочную страну, жители которой очень любят танцевать. Включается музыка и педагог даёт детям различные задания:

Сейчас мы потанцуем, потому что нам очень весело.

А теперь мы потанцует так, словно мы грустим.

А теперь мы на что-то сильно рассердились и злимся……

В сказкотерапии используется интересный приём – погружение в стихии. Педагог предлагает закончить сказочную историю, в которой дети должны сделать выбор в действиях, дабы не пострадать в чрезвычайной ситуации. Пример. Педагог говорит детям: «Мы с вами сейчас на берегу большой реки. Стоит тёплый солнечный денёк. Вокруг летают бабочки, поют птицы, радуют глаз чудесные ромашки, тихо перешёптываются листочки на берёзке. И вдруг налетела туча, закрыло солнышко, подул сильный ветер, пошёл мелкий дождь…..». Такие упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение у дошкольника. Выполняя задания, дети приобретают умения, которые необходимы для получения навыка самостоятельно сочинять сказки и истории.

Работа по самостоятельному сочинению сказок и историй требует большого запаса слов, композиционных навыков, умения точно передавать свой замысел. При обучению детей рассказыванию можно использовать несколько приёмов.

1. Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или 1-го лица.

2. Групповое рассказывание сказок.

3. Рассказывание известной сказки и придумывание к ней своего продолжения.

4. Групповое придумывание сказки.

Сопереживание сказочному герою даёт ребёнку ощущение собственной силы. Поскольку во время слушания сказок у детей возникают не только радостные образы, но и пугающие, то возникают не только положительные, но и отрицательные эмоции. Поэтому дна из важнейших целей этих занятий – научить ребёнка справляться со своими страхами. Детский страх- обычное явление для психического развития ребёнка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребёнок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. Гиперопекаемые дети часто испытывают трудности в общении и поведении, выходя из привычной семейной среды. Обычно много страхов у детей, чьи родители сами многого боятся, не уверены в жизни. Приведённые ниже игры и упражнения снимают страхи и повышают уверенность ребёнка в себе.

«Дизайнеры» (с 6 лет). Для игры необходимо накопить несколько непонравившихся по какой-то причине тюбиков губной помады. Играть можно всей семьёй и с друзьями ребёнка. Каждый получает по тюбику, ему разрешается подойти к любому участнику и «украсить» его лицо, руки, ноги. В результате игры преображается и выражение лиц участников. Нужно следить, чтобы «украшали» всех.

«Расскажи свой страх!» (с 5 лет). Минимальное число участников – двое, но чем их больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном кругу взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то …..»Затем задаёт вопрос: «А у вас было такое? А кто боится, расскажите!». Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Педагог каждый раз просит поднять руку тех, кому было страшно.

«Маски» (с 6 лет). Минимальное число участников – двое, но чем их больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы пластырь, бумага, ножницы, пластырь медицинский. На бумаге рисуются страшные маски, вырезают их, затем каждый участник примеряет на себя любую, остаётся в ней на какое-то время. Можно исполнить «дикие» танцы, побегать в них, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок. Все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

Сказка - это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

Например, направленность сказки «Как коза избушку строила» - равнодушие к окружающим, ленивость, безделье, болтливость, но и сопереживание, доброта. Проблема сказки понятна и доступна ребенку, он может обсудить ее и понять причины, пропустить через собственный эмоциональный мир. Сказкотерапевтическое занятие содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (психологический настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал «выхода из сказки». Сказкотерапевтический эффект на занятии достигается сочетанием трех составляющих образа сказки и сказочной атмосферы: музыкальный образ сказки, образ сказочного пространства (светотехнические эффекты), собственно рассказывание сказки и демонстрация персонажей сказки в настольном театре. Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение.

Сказкотерапия как средство развития связной речи у дошкольников средней группы ДОУ

(методическая разработка)
Содержание.
1. Введение
2. Сказка как жанр художественной литературы
3. Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста
4. Методы развития связной речи дошкольников посредствам сказок
5. Заключение
6. Список литературы
7. Приложение

Введение
Чтобы подготовить человека духовно
к самостоятельной жизни, надо ввести
его в мир книг.
В.А. Сухомлинский

В настоящие время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и связно строить высказывания являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящие из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку видеть добро и зло.

Многим людям свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?.. Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего- то нового, неожиданного…
А чудо - совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка. Работая по методике сказкотерапии, мы старались, чтобы эта мысль стала основной в работе.
Метод имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки.
Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.
Основные возможности сказкотерапии заключается в следующем: развитие связной речи, интеграция личности, развитие творческих способностей и адоптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а так же обучение, диагностика и коррекция.
Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта.
Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.
Как считают многие психологи, именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей.
Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей.
Что же такое сказкотерапия? Первое, что приходит в голову, - лечение сказками. Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. При чем же здесь лечение? Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно лечит.
Когда говорят о том, что сказкотерапия – это лечение сказками, имеют в виду совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются психотерапевтическими.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.
Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.
Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно, сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное.
Так что же такое сказкотерапия? Созерцание внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки.
Таким образом, Мы считаем, что восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, следовательно сказки имеют огромное влияние на развитие связной речи и поэтому целью данной работы является изучение роли сказокотерапии в развитии связной речи дошкольников.
Сказка как жанр художественной литературы
Определение, данное Никифоровым, гласит: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением»
Это определение есть результат научного понимания сказки, выраженный в кратчайшей формуле. Здесь даны все основные признаки, характеризующие сказку.
Другой признак, установленный Никифоровым, состоит в том, что сказка рассказывается с целью развлечения. Онапринадлежит к развлекательным жанрам. Признак развлекательности стоит в связи с другим признаком сказки, выдвигаемым Никифоровым, а именно необычайностью события, составляющего содержание сказки. Последний признак, выдвигаемый Никифоровым, - специальное композиционно-стилистическое построение. Стиль и композицию мы можем объединить общим понятием поэтики и сказать, что сказка отличается специфической для нее поэтикой.
Но сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка – творчество народа, а литературная сказка – плод авторского гения.
Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее двуплановой: одинаково интересной и детям и взрослым. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий.
Литературная сказка – целое направление в художественной литературе. Фундаментом ей послужила сказка народная.
«Один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел» (Литературный энциклопедический словарь.М.,1988).
«Краткая поучительная, чаще оптимистическая история, включающая правду и вымысел» (С.К.Нартова-Бочавер. Хрестоматия. Сказки народов мира. М.,1996).
И это далеко не полный перечень определений сказки Л.С. Выгодский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком.
В. Оклендер считает, что сказки уникальны не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребенку, как никакая другая форма искусства. Сказки обладают глубочайшим знанием, смыслом, они действительно попадают в самую точку, когда речь идет об основных всеобщих эмоциях: любви, ненависти, гневе, чувстве одиночества, изоляции и утраты.

Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста
Детство, детский возраст – период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников.
Бруно Беттельхейм пишет: «Сказка в разнообразных формах сообщает ребенку, что борьба с жизненными невзгодами неизбежна, это органическая часть человеческого существования.
Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Л.Ф. Обухова отмечает, что сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо обстрактными объектами (величинами объема, числами и пр.), новыми понятиями.
Хорошей сказке, считал С.Я. Маршак, свойственны «большой охват событий в быстром, даже стремительном темпе, с высокими подъемами и крутыми спусками, с живым неподдельным чувством рассказчика, со смелыми обобщениями и выводами». Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Наро – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Сказка позволяет детям в особой метафорической форме формулировать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира и решать проблему неопределенности (т. е. прогнозировать события).
Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных действий. Действительно, понятия добра, зла, хитрости, времени, пространства, меры и т. д. недоступны ребенку-дошкольнику в измерениях логического мышления, однако эти понятия вполне осмысленны и функциональны, когда они имеют образно-символические обозначения внутри пространства сказки.
Методы развития связной речи дошкольников посредствам
сказок.
Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но и действовать и творить, опираясь на них. Эта способность была подмечена итальянским детским писателем Джанни Родари и легла в основу его знаменитого пособия для детей «Грамматика фантазии». Используя сказочную тематику, Дж. Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития речи, мышления, воображения.
Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешения глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро.
Существуют различные методики, например универсальная методика Л.Б. Фесюковой, развивающие образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомит детей с миром природы и помогает подготовить их к школе.
Поскольку, сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, Л.Б. Фесюковой разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать.
Название сказки
Нравственный урок.
Воспитание добрых чувств.
Речевая зарядка.
Развитие мышления и воображения.
Сказка и математика.
Сказка и экология.
Сказка развивает руки.
Вполне понятно, что предлагаемые семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений.
В большинстве своеммы привыкли традиционно, относится к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать… Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.
Нетрадиционный подход дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка.
Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.
Л.Б. Фесюкова предлагает несколько методов и приемов, способствующих развитию связной речи.
Умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец,Л. Венгер, А. Фромм и др.)умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям сказки.
Кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Л.Б. Фесюкова предлагает использовать следующие приемы:
Срифмовать два слова (кузнец-удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
Составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого – по словечку».
Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения, по мнению Л.Б. Фесюковой, это записки, телеграммы, короткие письма. И любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму, да еще и срочную. И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, а взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии.
Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, Л.Б. Фесюкова предлагает к произведению подбирать фразеологизмы и пословицы и вместе с детьми обсуждать смысл каждой из них, тем самым помогая ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки.
Важным, по мнению Л.Б. Фесюковой, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками :
Найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
Сочинить длинное и в то же время смешное слово;
Разбирать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер);
Объяснить этимологию слова;
Произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его.
Следующий метод в общей системе развития мышления, речи и воображения – «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная шапочка?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом).
Так же Л.Б. Фесюкова предлагает использовать игры, например: « А если бы..», «Хорошо – плохо», придумывать новые названия сказок, не искажая идеи произведения.
Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовке к школе.
Заключение
Таким образом, разные формы рассказывания позволяют обогатить речь детей: Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Можно отметить, что развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической, улучшается память, внимание становится более устойчивым, у детей развивается способность слушать другого, следить за ходом его мыслей и умении встраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
Проведенная работа показала, что использование сказки в развитии связной речи должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.
Были выработаны рекомендации воспитателям и родителям
Ребенок - существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения и т.д.
С помощью сказки ребенок может объяснить множество явлений. Но, к сожалению, в настоящие время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора т. к. смотреть сказки легче и интереснее, чем читать и слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникает ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное.
Мы рекомендуем подходить к работе со сказкой не традиционно. Т.к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано, то есть уча детей мыслить оригинально, не правильно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка.
Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

Используемая литература.
1. Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. Азбука и сказки, загадки и подсказки. – М.: Лабиринт – К, 1998.
2. Вартанян Н. Семинар-практикум для родителей «Учимся у книги»: журнал Ребенок в детском саду,№1,2011. с47-51
3. Гриценко З. Ребенок и книга: журнал Дошкольное воспитание,№3, 2000. с49-64
4. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. М., 1999
5. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником.// Психология дошкольника. Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева – М.:изд. «Педагогика», 1998-138с.
6. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: АОЗТ « Златоуст», 1998.
7. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Развивающая сказкотерапия. СПб.: Речь,2000.
8. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2004.
9. Кабачкова Ж.В. Сказка как средство развития речи и воспитания детей: журнал Логопед №6, 2009 с64-71
10. Пропп В.Я. Русская сказка. –М.:изд. «Лабиринт»,2000-416с.
11. Расскажи мне сказку./Сост. Э.И. Иванова. –М:изд. «Просвещение»,1993.-464с.
12. Синицына Е.И. Умные пальчики. М.: Лист,1998.
13. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М.: Эксмо – Пресс, 2001.
14. ФесюковаЛ.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста.-М.: ООО «ИздательствоАСТ», 2000.-464с.
15. Цвынтарский В. Играем пальчиками и развиваем речь.СПб.: Изд – во « Лань»,1998.

Приложение
План программа работы по развитию связной речи с использованием сказок
Тема занятия Цели: Методы, приемы:
Блок 1
(4 занятия)
Сказка «Репка» Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь. Развивать мелкую моторику. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать 1. Рассказывание сказки.
2. Отгадывание загадок.
3. Дидактические игры: «Что умеют делать звери», «Какой, какая, какое?», «Кто сумеет похвалить», «От каждого по словечку».
4. Развивающая игра «А если бы…»
5. Придумывание нового названия сказки.
Блок 2
(4 занятия)
Сказка «Колобок»
Систематизировать представления о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умение подбирать слова – названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные с существительными. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление. 1. Чтение сказки.
2. Беседа.
3. Дидактические игры: «Напишем письмо герою», «Закончи предложение», «Кто знает другое слово».
7. Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо»
4. Сочинение загадок.
5. Пересказ эпизода сказки от имени героя.
6. Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя.
Блок 3
(4 занятия)
Сказка «Маша и медведь» Продолжать формировать умение подбирать антонимы, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания, подбирать слова – названия качеств, действий, частей предметов. Активизировать словарь. Продолжать развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. 1. Чтение сказки.
2. Пересказ с помощью иллюстрации.
3. Придумывание нового названия сказки.
4. Сочинение загадок.
5. Дидактические игры: «Дополни предложение» , «Какой, какая, какое?», «Задай вопрос герою»
8. Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо»
6. Придумывание нового конца сказки.
7. Изменение сюжета сказки.
Блок 4
(4 занятия)
Сказка «Гуси – лебеди» Систематизировать представления о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умение подбирать слова – названия качеств, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы; умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. 1. Чтение сказки.
2. Беседа.
3. Дидактические игры: «Кто сумеет похвалить», «Назови ласково», «Задумай слово», «От каждого по словечку».
4. Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо»
5. Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию.
6. Придумывание нового названия сказки.
7. Придумывание нового конца сказки.
8. Изменение сюжета сказки.
Блок 5
(4 занятия)
Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» Формировать умение отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать, подбирать антонимы, синонимы. Развивать умение использовать заместителей при пересказе конкретного эпизода сказки. Активизировать словарь, творческое воображение и мышление. Развивать умение составлять связное высказывание. Упражнять в решении творческих задач. 1. Чтение сказки.
2. Беседа.
3. Изображение героев геометрическими фигурами.
4. Рассказывание сказки по схеме.
5. Дидактическая игра: «Скажи наоборот»
6. Придумывание истории.
7. Придумывание нового названия сказки.
8. Сочинение загадок.
9. Придумывание другого конца сказки.
10. Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо»
11. Изменение сюжета сказки путем добавления нового героя.
Блок 6
(4 занятия)
Итоговый.
1 занятие. Итоговое по пройденным сказкам. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слово к заданному, объяснять смысловую связь между словами, обогащать словарь за счет слов, относящихся к разным частям речи; умения составлять связное высказывание с опорой на иллюстрацию; умение аргументировать. Активизировать и развивать мышление и память.
1. Рассказ эпизода сказки по иллюстрации.
2. Дидактическая игра: «Разные слова».
3. Самостоятельное составление рассказа о любимом герое.
2 занятие.
Придумывание новой сказки. Активизировать знания и представления. Формировать умение подбирать нужное слово, уточнять значения слов. Развивать творческое воображение и мышление. Продолжать формирование умения составлять связное высказывание.
1. Дорисовывание кляксы на бумаге.
2. Дидактические игры: «Бывает – не бывает», «Речевые ситуации».
3. Придумывание сказочной истории про кляксу.
3 занятие.
Придумывание сказочной истории по игрушке. Формировать умение заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже. Развивать творческое воображение и мышление, мелкую моторику. Продолжать формировать умения самостоятельно составлять связное высказывание. 1. Дидактические игры: «Какой, какая, какое?», «Закончи предложение».
2. Придумывание сказочной истории про игрушку.
3. Рисование истории.
4 занятие.
Придумывание сказки по сюжетной картинке. Формировать умения классифицировать предметыпо цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение; составлять разнообразные словосочетания, связные высказывания. Развивать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. 1. Дидактические игры: «Какое что бывает?», «Что умеют делать звери?»
2. Рассматривание картинки.
3. Придумывание сказочной истории по сюжетной картинке.
Блок 4 (4 занятия)
Сказка «Гуси лебеди»
Занятие №1
Цель: Формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь. Развивать умения составлять связное высказывание. Развивать мышление, память. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Ход занятия. ,
Воспитатель читает сказку. Беседа по сказке:
- Понравилась сказка? Что понравилось? Почему?
- А вот мне не все понравилось. Что могло мне не понравиться?
- Кто помог Аленушке спасти братца Иванушку?
- А как бы вы поступили на месте Аленушки, если бы вам родители наказали заботиться о младшем братике?
- .... Если бы вам печка сказала, что поможет найти братика, только нужно съесть пирожок?
- А как бы вы поступили на месте печки, яблоньки и речки? Вы стали бы помогать Аленушке спрятаться с братом от Гусей-Лебедей?
Занятие №2
Цель: Систематизировать представления о значении слов. Формировать умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы. Активизировать словарь. Развивать умения составлять связное высказывание. Развивать мышление, память. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: иллюстрации к сказке.
Ход занятия.
- Отгадайте к какой сказке иллюстрация?
Пересказ сказки по цепочке с опорой на иллюстрацию.
- Почему сказка называется Гуси-Лебеди?
- Давайте придумает другое название сказки.
Игра «Назови ласково»
- Вам нравятся герои сказки? А когда нам кто-то или что-то понравится, мы называем их ласково. Давайте назовем ласково: сестру, брата, яблоню, мышь, печь, дерево, реку, дом, кисель, молоко.
Игра «Задумай слово»
-Поиграем в такую игру. Сейчас (ребенок) задумает слово, которое есть в сказке, но называть его не будет, а просто расскажет что это слово обозначает, а мы отгадаем, какое слово задумал (ребенок). Например: Она маленькая, серенькая и пищит.
Занятие №3
Цель: Формировать грамматический строй речи, умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении.. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: нарисованные вагоны поезда, иллюстрации к сказке.
Ход занатия.
- Отгадайте сказку по словам: «Унесли они ее братца», «Яблонька, красавица, спрячь нас».
- Давайте вспомним всех героев этой сказки.
Игра «От каждого по словечку».
- А сейчас мы с вами составим поезд. Поезд - это предложение, а каждый из вас назовет по одному слову - это будут вагоны. Будем браться за руки, так сцепим вогончики-слова. И если поезд составлен правильно - он сможет поехать, (каждому ребенку, назвавшему слово, дается нарисованный вагон). Придумывание предложений про Аленушку, Гусей-Лебедей, Бабу-

Ягу, печку, яблоньку.
Игра «А если бы...»
- А если бы печка, яблонька и река отказались помогать девочке, что тогда ей пришлось бы сделать, чтобы спастись самой и спасти братика?
Игра «Хорошо-плохо»
- Мышка помогла девочке убежать от Бабы-Яги. Что в этом хорошо, а что плохо?
- Река молочная. Что в этом хорошо, а что плохо?
- Печка умеет разговаривать. Что в этом хорошо, а что плохо.
Занятие №4 ,
Цель: Формировать грамматический строй речи. Активизировать словарь, творческое воображение, мышление, память. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умения составлять связное высказывание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: иллюстрации к сказке.
Ход занятия.
Узнать к какой сказке иллюстрация. Рассказать эпизод сказки, изображенный на иллюстрации.
-Какие герои в этой сказке хорошие, а какие плохие?
- Гуси-Лебеди какие? Почему?
- А если бы Гуси -Лебеди служили доброму волшебнику, какие тогда они были бы?
- Баба-Яга какая? Почему?
- А если бы Баба-Яга оказалась доброй, как тогда закончилась бы сказка?
- Но если Баба-Яга добрая, зачем Гуси-Лебеди унесли Иванушку?
- Давайте придумаем сказку, где Аленушка стала злой, а Баба-Яга - доброй.
Блок 5 (4 занятия)
Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
Занятие №1
Цель: Формировать грамматический строй речи, умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать. Развивать умение использовать заместители при пересказе конкретного эпизода сказки. Развивать умение строить связное высказывание. Продолжать Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Материал: фланелеграф, полоски разной длины и ширины,
иллюстрации к сказке.
Ход занятия.
Чтение воспитателем сказки. Беседа по содержанию сказки:
- Можно назвать Пузыря, Соломинку и Лаптя друзьями?
- Почему?
- За что вы любите своих друзей?
Составление схемы сказки.
- Давайте зашифруем сказку на фланелеграфе.
- Какую полоску лучше выбрать для обозначения Пузыря, Соломинки, Лаптя, речки?
Пересказ детьми сказки по схеме.
- Давайте придумаем загадки про героев сказки, а потом вы их загадаете родителям.
- Какой Пузырь? (круглый, легкий)
- А что еще такое же? (воздушный шарик)
- Получилась загадка: круглый и легкий, но не воздушный шарик.
Придумывание загадок про остальных героев.