Из опыта работы старшего воспитателя. Организация психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Беляева Наталья Владимировна, старший воспитатель
Место работы: МДОУ "Детский сад № 204" г.Саратов

Описание материала: предлагаю вашему вниманию материал о документальном оформлении и организации психолого-педагогического сопровождения дошкольника в образовательном учреждении. Материал может быть использован для всех педагогических работников детского сада, работающих с детьми разных возрастных групп.

Одна из задач современного дошкольного образования - индивидуализация воспитательно-образовательного процесса. Если в школе все ясно и понятно, кто усвоил материал, а кто нет, то в дошкольном образовательном учреждении картина совершенно другая. Важно, что сейчас официально озвучена позиция дошкольных психологов, о том, что развитие дошкольников подвижно, нет четких определений чему и когда должен научиться ребенок. Один дошкольник может и в пять лет начать читать, а другой может "созреть" только к школе. Каждый ребенок в дошкольном возрасте имеет свой "маршрут" развития, поэтому и воспитателям сейчас дана возможность более гибкого планирования. В государственном стандарте дошкольного образования даны целевые ориентиры по развитию дошкольника, там сформулировано то, какие качества должны быть развиты у ребенка в предшкольном возрасте, какие ребенок должен получить представления. Но это не значит, что воспитатель не должен следить за развитием ребенка. Должен, ориентируясь на возрастные психологические особенности детей. Мы отошли от требований строго соблюдать программные задачи по усвоению того, что ребенок должен изучать впоследствии в начальной школе и пришли к основной необходимости в дошкольном возрасте - развивать играя. Но если педагог видит, что у ребенка есть затруднения в развитии речи, в социально-коммуникативном развитии, в художественно-эстетическом и низкий познавательный интерес - должна быть организована индивидуальная работа. Я не говорю о случаях, когда с ребенком должен заниматься логопед и дефектолог. Речь идет о потребности некоторых дошкольников именно в индивидуальном общении, об акценте на некоторые аспекты в его развитии.
С чего же начать? Задача педагогического мониторинга выявить таких деток. Низкий уровень в развитии интегративных качеств, в усвоении образовательных областей - это не оценка ребенку, а сигнал воспитателю к организации особой работы с этим дошкольником. После проведения мониторинга для таких детей составляется маршрут психолого-педагогического сопровождения. В его составлении в нашем учреждении принимают участие все педагоги (воспитатель и педагоги-специалисты). Данный материал оформляется в виде таблицы, куда заносятся все виды работ с ребенком в течение года всех педагогических работников ДОУ. Воспитатель планирует индивидуальную работу в вечернее время, продумывает привлечение этого ребенка к персональным игровым задачам во время проведения НОД (например: Октябрь: развитие познавательного интереса, привлечение к совместному изготовлению макета "Дикие животные осенью", совместное изготовление альбома "Удивительные животные"; индивидуальная работа по развитию мышления - подборка дидактических игр и пособий, подготовка индивидуальных заданий на занятии по формированию элементарных математических представлений). Помимо образовательных задач планируется участие воспитанника в мероприятиях различных уровней (праздники в ДОУ, привлечение к участию в различных конкурсах), воспитательные задачи (привлечение ребенка к помощи, дежурству и тд.) Важно не показывать ребенку, что он не может сделать тоже, что и другие дети, а создать ситуацию успеха. Затем планируется работа с родителями - консультации, рекомендации по посещению театра, выставок и т.п., организация совместной деятельности родителей с ребенком, рекомендации по организации жизни дома, по подбору игр и т.д. Это тоже делается на каждый месяц. Специалисты ДОУ также вносят свое планирование в общую таблицу (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог) Если с педагогом-психологом все ясно (он планирует как индивидуальные занятия с воспитанником, так и участие его в групповых занятиях), то с педагогами-специалистами может быть сложнее. Ранее такого планирования они не делали. Они, естественно, не могут организовать дополнительную работу с ребенком в вечернее время (кроме кружковой работы), но они могут также продумывать свое особое внимание к ребенку во время проведения своих занятий, чтобы ребенок и здесь мог почувствовать себя успешным.
Помимо таблицы с планированием воспитательно-образовательного процесса карта психолого-педагогического сопровождения (индивидуального маршрута) должна содержать анализ результатов мониторинга, анализ индивидуальных особенностей, анализ причин затруднений в развитии (обстановка в семье, особенности здоровья и т.п.), задачи по развитию на учебный год. С такими детьми обязательно должен быть проведен промежуточный мониторинг для корректировки и анализа эффективности выстраиваемой работы. В конце года пишется анализ результативности психолого-педагогического сопровождения и задачи по дальнейшей работе.
Опишу кратко примерную схему карты индивидуального маршрута:
1. Сведения о ребенке.
2 Анализ проведенного мониторинга.
3. Особенности в развитии, особенности здоровья.
4. Социальное окружение ребенка.
5. Задачи в развитии на учебный год.
6. Таблица с записями воспитателей и специалистов (индивидуальная работа, работа по привлечению к участию в различных мероприятиях, работа с родителями, организация совместной деятельности родителей и ребенка)
7. Итоги промежуточного мониторинга, корректировка проводимой работы.
8. Итоги мониторинга в конце года, анализ результатов индивидуальной работы.
Помимо организации сопровождения для детей, испытывающих затруднения в развитии, для детей с ОВЗ, в нашем детском саду планируется индивидуальный маршрут и для способных детей. Здесь особое внимание уделяется реализации их способностей в тех или иных видах деятельности, дальнейшее их развитие, идущее на опережение. Также планируются индивидуальные игровые задания, какие-либо домашние задания с организацией совместной деятельности ребенка и родителей, привлечение ребенка к участию в конкурсах различных уровней.
Важно помнить, что организация индивидуального маршрута - это не "натаскивание" ребенка по основной образовательной программе, а создание благоприятной обстановки для дальнейшего развития ребенка, для формирования у него уверенности в себе, положительной самооценки.

Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду «Школы Сотрудничества»

Задача детских психологов – контролировать процесс развития ребенка и создавать условия для того, чтобы это развитие шло своевременно и эффективно.

Ведущими направлениями деятельности психолога являются просвещение, профилактика, диагностика, коррекция, амплификация (обогащение) психического и личностного развития детей и взрослых, мониторинг различных составных элементов детского сада как социальной системы.

Психологическая профилактика и просвещение

Профилактика и просвещение направлены на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников в процессе обучения и воспитания, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер.

Эта задача решается через:

  • Еженедельные занятия психолога с детьми в группе. Занятия могут быть направлены на формирование социальной и коммуникативной компетентности, например, «Путешествие в мир эмоций» , «О добре и милосердии» , «Давай дружить!» , «Игры-фантазирования» и другое.
  • Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития воспитанников на каждом возрастном этапе
  • Разъяснение педагогам и родителям необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения.

Диагностика

Диагностика проводится для:

  • определения совместно с родителями индивидуальной программы адаптации ребенка в детском саду;
  • разработки индивидуального образовательного маршрута;
  • исследования причин затруднения в эмоциональной и интеллектуальной сферах;
  • выявления уровня развития творческих способностей ребенка.

Родители хотят знать причины капризов, непослушания, детской агрессии, грубости, тревожности, страхов, негативизма ребенка. Для этого исследуются уровень сформированности коммуникативных навыков ребенка, особенности его воспитания, процессы мышления, памяти, восприятия и другое. При исследовании применяются методы наблюдения, беседы, эксперимента, тестирования, могут исследоваться продукты деятельности детей.

Еще одной задачей является психолого-педагогическое изучение стиля общения педагогов с детьми, родителями, коллегами с целью создания и поддержания комфортной воспитательно-образовательной среды.

Консультирование.

Консультирование проводится по результатам проведенного диагностического исследования или по запросу родителя или педагога. Родителей интересует: все ли в порядке с ребенком? Правильно ли ребенок развивается, правильно ли общается со сверстниками? Нормально ли он ест, спит, ведет себя? Его эмоциональное состояние соответствует норме? Какую образовательную программу, школу, секцию выбрать для ребенка?

В процессе консультирования взрослые знакомятся с траекторией нормативного развития ребенка. Детский психолог объясняет причины поведения ребенка и каким способом сделать воспитательную тактику более эффективной. Может предложить ребенку или родителям образовательную программу, которая гармонизирует процесс развития.

Профессиональное мастерство детского психолога - заметить, когда жизненные силы ребенка расходуются, искажая его развитие, и перенаправить внимание семьи к тому, что сейчас необходимо ребенку.

Коррекционная работа с ребенком в детском саду может быть в двух видах:

  • Ситуационная коррекционная работа.
  • Кратковременная или долговременная коррекционная работа.

Ребенок недоспал или обижен, зол или печалится. Психолог приглашает ребенка к себе в кабинет для решения проблемы. Важно побыть рядом с ребенком, выслушать его, может быть отвлечь от печальных мыслей, или же помочь обрести иное видение ситуации, которая вывела его из равновесия. На это может потребоваться 20-40 минут. Для этих целей используются приемы арт-терапии, терапевтическая песочница, игровые уголки. Благотворным может быть сосредоточение на тактильных или слуховых стимулах. Нормализовав состояние ребенка, психолог возвращает ребенка в группу.

Потребность в кратковременной или долговременной коррекционной работе возникает, когда у ребенка имеются какие-либо особенности, затрудняющие его взаимодействие с другими людьми или препятствующие его учебе.. Долговременная работа невозможна без подключения всех заинтересованных лиц. Это могут быть родители, специалисты детского сада и другие дети. Долговременная коррекционная работа может вестись как раздельно с каждым участником, например, посредством индивидуальных консультаций или игровых сеансов, так и в групповом формате (группы для родителей или группы для педагогов; группы для детей) . Возможна работа с детско-родительской парой и работа с детско-родительской группой.

Детско-родительская пара – это 30-40-минутное совместное пребывание родителя со своим ребенком в специально оборудованном помещении (игровая или сенсорная комната) . Детско-родительская встреча выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители становятся более чувствительными и терпимыми к своим детям и научаются относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

Цель встречи психолога с детско-родительской парой заранее проговаривается с родителями. Опробуя новые способы общения со своим ребенком сначала в специально-организованном пространстве, родители переносят их в свою практику взаимодействия с детьми.

Детско-родительская группа – это 2 пары (малая группа) или 3-6 пар (большая группа)

Группы могут носить тематический характер или исследовательский, могут быть открытыми или закрытыми, могут договориться на 5 встреч, а могут работать в течение учебного года.

Родитель в группе наблюдает за своим малышом, за взаимодействием его с другим ребенком или другим взрослым и бывает изумлен открывающейся реальности. Часто можно услышать слова удивления, радости, восторга от открывающихся перспектив. «Я никогда прежде не была так захвачена своим ребенком. Мне так было интересно! Я стала ближе ребенку, я лучше его понимаю!» Так родители и дети становятся единомышленниками: пробуют, радуются, разочаровываются, ошибаются и находят лучшие решения во взаимодействии друг с другом.

Сотрудничество семьи и детского сада является необходимым условием создания такой ситуации развития, в которой рост личности, в том числе, социализация будут успешными и гармоничными.

  • Зубова Галина Геннадьевна – педагог-психолог высшей категории (Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова) , гештальт-терапевт, супервизор, член Общества психологов, практикующих гештальт-подход, Почетный работник общего образования.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Психологическое сопровождение детей в ДОУ Целью психологического сопровождения ДОУ является: - создание условий для полноценного психического и личностного развития детей, -сохранение и укрепление психофизического здоровья и - эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса. Основными задачами психологического сопровождения в ДОУ являются: 1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ. 2. Проведение групповой и индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей. 3. Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ. 4. Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания. Основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ. 1. Психодиагностика. Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных и личностных особенностей. Данное направление включает разные виды и методы психодиагностики в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей: - Диагностика уровня адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста проводится в сентябре, декабре и мае. Осуществляется данное обследование методом наблюдения за детьми в режимных моментах и разных видах деятельности. По результатам диагностики заполняются протоколы наблюдения на каждого ребѐнка. - Психодиагностическое обследование психического и эмоциональ-волевого развития детей младшего и старшего дошкольного возраста проводится в сентябре, декабре и мае. Диагностика проводится авторским методиками С.Д Забрамной и системой методов «Экспресс-диагностика» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко.

2 Данная психодиагностика позволяет определить уровень развития психических функций, эмоционально-волевого и личностного развития у детей младшего и старшего дошкольного возраста. По результатам обследования на каждого ребѐнка заполняется протокол, общие результаты каждой группы фиксируются в сводной таблице. - Диагностика психологической готовности детей к обучению в школе проводится в сентябре, декабре, мае с целью определения уровня готовности к усвоению школьной программы детей подготовительной группы. Обследование осуществляется комплексной методикой Л.Я. Ясюковой «Готовность к школе». Результаты диагностики фиксируются в протоколах и сводной таблице. - Углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов проводится с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса. Данное обследование проводится по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям. Методами диагностики служат проективные методики, беседа, интервью, наблюдение, опрос родителей, анкетирование. 2. Развивающая и психокоррекционная работа. Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекционной работы психического, эмоционально-волевого и личностного развития детей. Коррекционно-развивающая работа выстраивается исходя из индивидуального и группового взаимодействия. I. Индивидуальная работа представлена в форме индивидуальных занятий с ребенком, бесед- консультирования с родителями. В развивающей и коррекционной работе с детьми педагог-психолог использует следующие методы и приѐмы: беседа как средство исследования актуальных эмоций и чувств; рисуночные техники А. Венгера, наблюдение; активное слушание; телесный контакт; релаксационные упражнения; Принципы, используемые в работе с детьми и их родителями: системность;

3 наглядность; доступность; профессиональная компетентность; уважение клиента; соблюдение профессиональной конфиденциальности. II. Групповая работа с детьми строится в виде развивающих занятий Выбранная форма работы даѐт положительные результаты. Благодаря групповому взаимодействию, дети становятся более добрые, открытые и отзывчивые, значительно уменьшается процент детей с наличием страхов и тревожных состояний, также улучшаются отношения между детьми и их родителями. На таких занятиях идет: -Развитие эмоциональной сферы. Введение ребѐнка в мир человеческих эмоций. -Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешности развития процесса общения. -Развитие волевой сферы произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе. -Развитие личностной сферы формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе. -Развитие интеллектуальной сферы развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления. -Формирование позитивной мотивации к обучению. -Развитие познавательных и психических процессов восприятия, памяти, внимания, воображения. С детьми, посещающие группы раннего возраста, проводятся занятия, направленные на снижение тревоги, стресса. А также в адаптационный период наблюдаем за детьми, беседуем с родителями, вместе с воспитателями заполняем адаптационные листы. 3. Консультирование. Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуального подхода в воспитании и развитии детей.

4 Психологическое консультирование направлено на оказание психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не выходит за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ: -консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательнообразовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка; - групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей; - групповые формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста; - систематизированное психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний, круглых столов с обязательным учетом тематики возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей; -создание информационных уголков педагога-психолога. Важной составной частью является повышение психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей. Консультирование выстраивается с опорой на результаты изучения конкретных особенностей нашего ДОУ, с учѐтом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразия детей и родителей. 4. Психопрофилактика. Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса. Работа педагога-психолога в рамках психопрофилактики включает множество направлений. 1). Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды: - анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

5 - групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей; - информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса. 2). Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста. 3). Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации. 4). Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива и содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ. При введении новшеств в ДОУ педагог-психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям. 5. Организационно-методическая работа. - Участие в педагогических и методических советах, плановых и оперативных совещаниях, родительских собраниях; - составление и оформление годового и календарно-тематического планирования, циклограммы и графика работы педагога-психолога; - оформление журналов консультативной, психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы; - разработка и оформление мониторинга развития детей дошкольного возраста; - анализ и обработка диагностических данных; - разработка и оформление индивидуального маршрута развития ребенка; Сочетание всех направлений работы педагога-психолога позволяет выявить и развить индивидуальные возможности и способности ребѐнка с учѐтом его психофизиологических особенностей. Психологически грамотное сопровождение естественного развития обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся

6 у него возможностей и позволяет избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития. Психолого-педагогическое сопровождение Вместе с формированием гуманистической направленности образования стала развиваться идея психолого-педагогического сопровождения развития детей, Она возникла в рамках проблемы оказания эффективной квалифицированной психологической помощи. Парадигма сопровождения приобрела особую популярность среди моделей психологической службы в образовании. Непродолжительный срок существования в системе образования данной модели деятельности психолога (с 1994 г.) и ее широкое распространение в различных образовательных учреждениях показывают интенсивность изучения специфики проблемы. Однако, несмотря на достаточно большое количество публикаций по проблеме психологического сопровождения, недостаточно изучена специфика сопровождающей работы применительно к различным категориям сопровождаемых в разных типах образовательных учреждений. Поэтому проблему психологического сопровождения развития дошкольника мы относим к разряду малоизученных. Исследования, проведенные в последнее время по данной тематике, позволяют сделать вывод об актуальности сопровождения развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений (в дальнейшем - ДОУ). Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.). Поэтому проблема психологического сопровождения дошкольников является актуальной и значимой. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях образовательного учреждения (ДОУ, школе) достаточно молодое направление в образовании. Первая книга в помощь педагогу психологу вышла в 1991 году: «Рабочая книга школьного психолога» под ред. А.И. Дубровиной. В работах Битяновой М.Р., Овчаровой Р.В, Фридмана Л.М. -

7 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ Цель ФГОС обеспечение единства образовательного пространства РФ -Доступность качественного основного общего образования -Преемственность ступеней образования -Духовно-нравственное развитие и воспитание детей и сохранение их здоровья -Создание социальной ситуации развития -Единство требований к формированию компетенций?? Психолого-педагогическое сопровождение это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социальнопсихологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде. Развитие личности ребенка, его способностей, интересов процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху его нужно знать и понимать. Познание каждого дошкольника, его индивидуальности, потребностей, творческого потенциала главное направление работы педагога-психолога ДОУ. В соответствии с ФГТ психолого-педагогическое сопровождение должно осуществляется психологами ДОУ в сотрудничестве с педагогами. В содержание психолого- педагогического сопровождения входят: Три перспективных направления в функционале педагога-психолога: -Консультирование воспитателей по вопросам совершенствования воспитательно-образовательного процесса. В первую очередь это вызвано необходимостью обеспечивать индивидуальные образовательные маршруты детей. В частности, педагог-психолог вместе с воспитателем должен создавать условия для психологически комфортного существования детей в различных образовательных областях, определять психологически обоснованные "коридоры" перехода воспитанников из одной образовательной среды в другую, обеспечивать необходимый уровень компетентности воспитанников в рамках конкретного уклада ДОУ. В совокупности это и составляет психологическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута.

8 -Диагностика состояния воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Задача состоит в том, чтобы дать оценку текущего состояния воспитательнообразовательного процесса. - Профессиональная коммуникация. Или психологическое просвещение. Необходимость введения нового термина связана с задачей преодоления широко распространенных в последнее время ложных и надуманных психологических знаний. То есть стоит задача преодоления поверхностного психологического просвещения, последствий распространения информации, наукой не подтвержденной. Практика развивающего обучения показывает, что необходима длительная и кропотливая работа педагога-психолога с педагогом по анализу условий и результатов развития воспитанника в реальном воспитательно-образовательном процессе. Очевидно, что необходимо поднять на более высокий уровень психологическую подготовку воспитателей. Значит, и на качественно более высокий уровень должно подняться взаимодействие педагога-психолога с воспитателем в деле организации воспитательно- образовательного процесса. Отсюда следует, что приоритетным направлением деятельности педагогапсихолога становится ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ. Разработан алгоритм деятельности по психолого- педагогическому сопровождению на основе анализа актуальных запросов. Он подразделяется на внешние и внутренние ресурсы направления модернизации воспитательнообразовательного процесса Внутренний ресурс ДОУ -Организация индивидуально ориентированной воспитательной работы в группах -Постановка воспитательных задач исходя из особенностей контингента по видам готовности к школе -Целевая педагогическая работа по созданию детского коллектива -Программа социализации -Плановая и целевая организация прогулок -Учет комплексно-тематического принципа -Плановая работа по сопровождению детей в самостоятельной и игровой деятельности во второй половине дня -Игра как средство коррекции личностного развития и общения

9 Привлечение внешнего ресурса -Включение семьи в образовательно воспитательный педагогический процесс -Профилактика и просвещение - Развитие профессионального диалога -Методическая и профессиональная поддержка специалистов ДОУ -Обеспечение коррекционного процесса воспитанников с особенностями в развитии, поведении и социализации - Система мониторинговых исследований -Федеральные государственные требования: направления модернизации воспитательно-образовательного процесса, внутренний ресурс ДОУ - Привлечение внешнего ресурса -Индивидуальная и групповая развивающая работа - Диагностика


Психологическая служба ДОУ - одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании системы социальной помощи семье и детям. Она предназначена для оказания своевременной квалифицированной

Психологическое сопровождение образовательного процесса в МБДОУ ДСОВ 108» Работа с детьми индивидуальная работа с детьми в процессе их адаптации к дошкольному образовательному учреждению выявление индивидуальных

«Утверждаю» Заведующая «Тогучинский детский сад 2» И.А.Шиповалова От 2016г. Перспективно-календарный план работы На 2016-2017 учебный год Педагога-психолога Жуковой И.В. Цель: Создание условий, направленных

Аналитический отчѐт педагога-психолога МБДОУ детский сад «Березка» Сорокиной Е.И. за 2014 15 учебный год Цель работы педагога-психолога: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 5» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан Приложение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 301 Красноармейского района Волгограда» План работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год УТВЕРЖДАЮ Заведующий МОУ детским садом 301

Принято на заседании педагогического совета МАОУ «СОШ 30» Протокол 11 От «31» августа 2015г. Утверждаю. Директор МАОУ «СОШ 30» Ю.М.Шляхов «02» сентября 2015г. Программа коррекционной работы (модель адаптации

УТВЕРЖДАЮ: Заведующий Детского сада 246 ОАО «РЖД» Н.Г.Енбаева 2015г. План работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год п/п 2. Задачи Изучение адаптационного периода детей младших групп и вновь пришедших

Муниципальное бюджетное учреждение «Усть-Янское районное управление образования» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Уяндинская основная общеобразовательная школа» «Утверждаю» Директор Колесова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 122» Отчет о работе психологической службы МБДОУ «ЦРР - детский сад 122» за 2014-2015учебный год Подготовили

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Психолого педагогическое сопровождение в рамках модернизации образования призвано оптимизировать соотношение стратегий развития, формирования и коррекции при обучении и воспитании

Аннотация к рабочей программе по развитию детей второй группы раннего возраста Рабочая программа разработана воспитателями в соответствии с содержанием основной образовательной программы дошкольного образовательного

Направления работы Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам,

3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования Требованиями Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 1056» Москва, 2015 Группа детей с проблемами Портрет групп Не всегда бывает просто отыскать причину слёз,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью психолого педагогического сопровождения ребёнка в учебно воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем

ГОДОВЫЕ ЗАДАЧИ ДОУ 1. Совершенствование работы по обучению дошкольников государственным языкам РТ с учетом эффективного использования региональных УМК, инновационных методик и программ. 2. Внедрение в

ГБОУ СОШ 256 Адмиралтейского района Санкт-Петербург УТВЕРЖДЕНА приказом директора ГБОУ СОШ 256 г. Санкт-Петербург от 31.08.2016 года План работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год Разработчик

«УТВЕРЖДАЮ» и.о.заведующего МДОУ Детский сад 72 О.Н.Ларичкина Приказ 10 от 28.05.2015г ПОЛОЖЕНИЕ о психологической службе муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад 72 Принято:

План работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год Задачи: 1. Укреплять психологическое здоровье детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. 2. Создавать благоприятные условия для

План работы педагога - психолога МБОУ г. Иркутска СОШ 50 Хадаевой Н.М. на 2014-2015 учебный год 2014/ 2015 учебный год Цель: Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе обучения: создание

Модель психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации ФГОС ДО Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов,

Направление деятельности Мероприятие Используемая методика, программа Целевая аудитория Краткий итог Психопрофилактика и психопросвещение Занятия по адаптации с вновь поступившими детьми «Занятия психолога

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Педагогический колледж

Аннотация к рабочей программе группы раннего возраста Рабочая программа по развитию детей группы раннего возраста разработана в соответствии с содержанием образовательного процесса первой младшей группы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 27 общеразвивающего вида Петродворцового района Санкт - Петербурга Аналитический отчет о проведенной работе педагога-психолога

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2014 г. 761н «Об утверждении Единого квалификационного

Годовой план работы психолога на 2016-2017 учебный год. Основные задачи детского сада: на 2016-2017 учебный год: 1. Обеспечивать сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад 11 города Алексеевка белгородской области РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

107 Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физической или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ педагога-психолога Евлашкиной Н.М. на 0-0 учебный год Цель: создание условий для гармоничного развития детей в процессе школьного обучения, психолого-педагогическое сопровождение ребенка

Психологическая служба в Хивской школе Основные функции и направления работы Организация психологической службы, являющейся основным звеном, организующим психологическое обеспечение в школе, преследует

«РАССМОТРЕНО» атель ПМПС «Шко^ 1566» К.ГЩиликян Н. 4 м аркина I 2016 г. План психолого-педагогической деятельности на апрель-май 2016-2017 уч.г. Педагог-психолог: Самошкина И.И. Москва 2017 План психолого-педагогической

Задачи Направления Ответствен ный 1.Задача: Сопровождение детей раннего возраста в период адаптации. 2 Задача: Создание системы психологопедаго-гического сопро вождения детей раннего возраста еще не посеща---ющих

Российская Федерация Ямало-Ненецкий автономный округ Департамент образования Администрации муниципального образования Надымский район Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная

Перспективное планирование работы педагога - психолога на 2015-2016 учебный год Педагог - психолог: Костырева Валентина Викторовна Образование: высшее Общий педагогический стаж: 12 лет Стаж работы в данной

ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА дошкольного отделения МКОУ Лицей 1 городского поселения Терек на 2016-2017 учебный год Педагог-психолог: Г.П. Терек, 2016 год Цель: Систематизация организационно-методических

У Т В Е Р Ж Д А Ю Заведующая МБДОУ «Детский сад 15» Ковальчук Л.А. ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПСИХОЛОГА МБДОУ «Детский сад 15» ИЗОТОВОЙ РАИСЫ ВИКТОРОВНЫ на 2015 2016 учебный год Составлен на основе Образовательной

Модель 1 психологического сопровождения участников образовательного процесса на основной ступени обучения в МБОУ «Майнский многопрфильный лицей. 1. Психологический мониторинг 2. Выявление детей с ОВЗ 3.

Департамент образования города Москвы Троицкое и Новомосковское окружное управление образования Управление образования администрации городского округа Троицк в городе Москве Муниципальное автономное дошкольное

Годовой план работы педагога-психолога МБДОУ 2 «Ладушки» Поляковой С.С. на 2015-2016 уч. год. Цель: Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие каждого воспитанника, своевременное

Утверждаю Директор МБОУ «Лицей 17» С. И. Харченко Приказ 187 от 31 августа 2017 года План работы базового психологического кабинета МБОУ «Лицей 17» на 2017 2018 учебный год Цель: Создать условия для благоприятного

Пояснительная записка Система психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса МОАУ «Бершетская средняя школа» разработана с учетом современных требований и задач образования, основана

«РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ В ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ» АНЦУПОВА Д.В., ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД 8, Г. ЛИВНЫ Идеи психолого - педагогического

Приложение 13 к годовому плану МБДОУ 63 «Жемчужинка» План работы педагога-психолога на 2017-2018 учебный год Задачи: Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим

План работы педагога-психолога Колодешниковой Виктории Викторовны МБДОУ детский сад 39 на 2015-2016 учебный год. Диагностическая деятельность 1. Изучение периода детей младших групп и вновь пришедших детей.

Психолого-педагогическое консультирование Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи. Задачи: 1. С родителями: 1.1. консультирование

«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ МГДМЦ им. Петра Великого Н.А. Сусов 20 г. ПОЛОЖЕНИЕ о социально-психологической службе ГБОУ МГДМЦ имени Петра Великого I. Общие положения. 1.1. Настоящее положение определяет

ПЛАН РАБОТЫ с первыми классами педагога-психолога МОУ «СОШ 7» на 2011-2012 учебный год. Работа с обучающимися Цели: Формирование основ социальной компетентности обучающихся первого класса через развитие

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Кавказская средняя общеобразовательная школа 8 Утверждаю: Директор школы О.Н. Дмитриенко от 2015 года План работы педагога-психолога МКОУ Кавказской

БОУ ТР ОО для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Троснянский Центр психолого-медико-социального сопровождения» «УТВЕРЖДАЮ» Директор ППМС-Центра Н.И. Королева КАЛЕНДАРНЫЙ

Психологическое сопровождение ФГОС НОО и ФГОС ООО Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей

Аннотации к рабочим программам в МБДОУ «Детский сад 64 «Колобок» г.йошкар-олы» Рабочие программы всех возрастных групп (младшей, средней, старшей, подготовительной) и рабочие программы специалистов МБДОУ

Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе педагога-психолога 2017-2018 уч. год Рабочая программа педагога-психолога разработана в соответствии с нормативными правовыми документами: Международные

Согласовано: / у Утверждаю: Заместитель директора fio ВР / / Директор МБ0У г. Нягань МБОУ МО г. Н ягань^fjj/iн^ия» «Гймназия» " Е.В. Сальникова "J? 4* ^ н.в. Пономарева «Ш 2015 г. «(/ /».ш е Я л я Х л,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад 11» УТВЕРЖДЕНО: Приказом_ от Программа работы педагога - психолога на 2016 2017 учебный год Составила педагог-психолог Даниленко

Модель психологопедагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС Баранова Юлия Юрьевна, руководитель Регионального центра ФГОС ГБОУ ДПО ЧИППКРО, Почетный работник Программа

ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, для разработаны основанные на научной психологии

Логопед, врач ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МБДОУ285 ЗОТКИНОЙ Е.В. НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД Годовые задачи педагога-а: 1. Создать условия для реализации способностей и развития ВПФ в познавательной

ПОЛОЖЕНИЕ о психологической службе МБДОУ Красноярск 2014 год 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 321

ПЛАН РАБОТЫ педагога-психолога МБОУ СОШ 48 г. Белгорода Михайловой А.В. на 2015-2016 учебный год «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ 48 г. Белгорода Виноградская М.В. 20 г. Цель работы с обучающимися: осуществление

Рабочие программы всех возрастных групп составлены в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад 4», разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного

Министерство образования Саратовской области государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Балаковский промышленно-транспортный техникум» Положение о психологической

План работы социально-психологической службы на 2015-2016 учебный год Пояснительная записка Деятельность социально-психологической службы строится на следующих принципах: - гуманно-личностный подход к

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС (из ФГОС ДО) 3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 3.2.1. Для успешной

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Теремок» УТВЕРЖДАЮ Руководитель Приказ Дата утверждения Рабочая программа психологического развития детей дошкольного возраста педагога

План работы педагога-психолога МОУ «Лицей 22» на 2016-2017 учебный год Приложение 9 к приказу от 201 г. Виды работы: 1) психопрофилактика, просветительская работа; 2) психологическое консультирование;

Психолого-педагогическое сопровождение следует понимать как взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие.

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

  1. Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
  2. Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Позиция психолога позволяет ребенку реально оценивать ситуацию и собственное положение в детском саду.
  3. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
  4. Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.

Этот метод требует от нас не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним, веры во внутренние силы и возможности. Основными приоритетами сегодня выступают личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, забота о его эмоциональном благополучии.

Возникает вопрос, как организовать свою деятельность, чтобы не навредить ребенку, а психологически помочь ему, сохраняя привычный круг общения с близкими окружающими его взрослыми, войти в мир более широких и сложных социальных отношений, найти себя в этом мире?

Как предупредить возможные нарушения в психическом и личностном развитии ребенка и организовать развивающую среду?

Работая в данном учреждении в течении продолжительного времени, я обратила внимание на то, что существенно выделяются следующие проблемы:

  • разорванность в требованиях;
  • решение собственных проблем педагога за счет детского коллектива;
  • неспособность детей глубоко понимать, чувствовать, переживать.

Чтобы приступить к решению этих проблем я изучила литературу: Н.В. Пилипко “Приглашение в мир общения”, “Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками”, К. Фопель “Как научить детей сотрудничать”, В.В.Ветрова “Уроки психологического здоровья”, В.Алямовская “Ясли – это серьезно”. Изучив и проанализировав литературу, пришла к выводу, пересмотреть и изменить содержаниесвоей работы. Создала творческую группу, в которой вошли активные педагоги. Четыре года мы успешно работаем в этом направлении. Меня не может не радовать тот факт, что перестраиваются и другие сотрудники детского сада. Из собственного опыта работы я понимала, что нельзя заниматься сопровождением детей и быть изолированным от семейвоспитанников. Поэтому я задумалась о том, как мне приобщить родителей? Простое агитирование и “созывание” не поможет. И тогда я решила расширить свое поле деятельности.

Четко определила цель и задачи.

Цель: Способствовать созданию благоприятных условий для взаимодействия ребенка и взрослого.

  • развивать в детях умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
  • Углубить содержание работы по самораскрытию и самореализации педагогов.
  • Установить равноправные, партнерские отношения с семьями воспитанников.

Определила основные субъекты психологического воздействия:

  • дети;
  • педагоги;
  • родители;

Планируя практические коррекционно – развивающие занятия с детьми, я опираюсь на опыт детей, учитываю их возможности, интересы, потребности; состояние здоровья. Для того, чтобы детям было уютно, комфортно, я разработала собственную структуру ведения занятий, подобрала, систематизировала серию игр, упражнений. В играх дети постигают социальные отношения, проигрывают непонятные и проблемные ситуации, выражают собственные реакции на все, что особенно затронуло ребенка, поразило его, заставило размышлять.

Они оказывают благоприятное воздействие на малоконтактных, агрессивных, робких, застенчивых детей.

Так, например, Маша С. Испытывала трудности в общении, была замкнута, робка, неуверенна, не могла обратиться к сверстникам, не умела поддержать разговор. В процессе организованного взаимодействия со сверстниками у Маши нормализовались взаимодействия с малой группой детей, появились устойчивые дружеские связи. Девочка стала проявлять себя активней. У нее появился интерес не только к себе, но и к окружающим. Постоянное включение в театрализованные игры помогли. Маше самореализоваться, самораскрыться. Через год она играла в спектаклях ведущие роли.

Паша Л. – агрессивный, не контролировал свои поступки, эмоции. Проигрывая созданные ситуации, Паша учился принимать решения сам. У него чаще стали проявляться положительные реакции на приглашение взрослого. На следующим этапе взаимодействия мальчика со сверстниками, более широко проявилось дружелюбие, так как в играх ему приходилось делать добрые поступки.

Дима Н. – интеллектуальное развитие выше нормы. Проблемы были в особенностях поведения ребенка. Он никогда громко не смеялся, играл только там, где не было других людей. После продолжительного времени занятий в состоянии мальчика отметила положительную динамику: у Димы появился интерес к совместной игре, умение работать сообща, улучшилось взаимодействие “ребенок – взрослый”, улучшилась речь, слуховое внимание. У него появился эмоциональный тонус. Он впервые громко засмеялся во время игры.

Особенно эффективной формой занятия, где используются указанные игры и упражнения, я считаю “Минуты общения”. Здесь дети на практике применяют накопленный опыт по взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Из своих наблюдений я заметила, что дети успешнее “учат друг друга”, чем слушают объяснение взрослого. Поэтому так важно, чтобы Сопровождающий Взрослый сумел “на равных” войти в деятельность детей. Лишь тогда мы, взрослые, можем пытаться направить эту деятельность (как бы изнутри) на те задачи, которые стоят перед нами.

В проводимых мною тренинговых занятиях родители, воспитатели, администрация являются активными участниками. Им дается возможность поставить себя на место ребенка и проанализировать собственную реакцию – чувства, мысли, возможное поведение. Взрослые становятся ближе к детям, лучше их понимают, проживают вместе с ними.

Систематические встречи детей со взрослыми, сопровождающими его развитие, позволяют дошкольникам открыто высказываться, выговариваться, выплескивать эмоции, делиться мыслями, впечатлениями, чувствами. При этом исчезает страх быть неправильно понятым взрослым, появляется очень важное чувство доверия. Дети свободно задают вопросы, обсуждают информацию и подвергают ее сомнению, делают собственные выводы, воображают, мыслят, ведут диалог. Хочу с уверенностью сказать, что я создаю максимальные условия для самореализации, самораскрытия, не только личностных, но интеллектуальных, творческих возможностей детей.

Определенным навыкам ребенок обязательно научиться. А вот чувствовать, сопереживать, общаться и любить – этому обучиться сложнее; когда сформированы подобные умения, в учебной деятельности ребенок также становиться успешнее, активнее развиваются познавательные психические процессы, ярче результат.

Способствуя созданию наиболее благоприятных условий развивающей среды, я обращаю особое внимание на тесное сотрудничество с педагогами.

С активной группой коллег я провела ряд теоретических семинаров, где обсуждались вопросы по данной проблеме. В результате обсуждения мы пришли к единому мнению: очень важно обеспечить как объективные, так и субъективные предпосылки для создания эмоционального благополучия и комфорта.

С целью создания объективных предпосылок необходимо:

  • весь практический материал располагать на доступных для детей местах, стимулируя их свободную деятельность;
  • центры развития использовать гибко, так чтобы дети могли самостоятельно изменять, структурировать в соответствии с собственными потребностями.

Крайне важен и рост профессионального мастерства всех субъектов, влияющих на развитие дошкольника. В частности, педагогу необходимо:

  • уметь выделить личностные качества ребенка и, ориентируясь на них, сопровождать воспитательно-образовательный процесс;
  • уметь сотрудничать с другими членами коллектива

Анализируя работу теоретических семинаров, я разработала схему взаимодействия всех педагогов детского сада.

Итогом деятельности активной группы является создание модели психолого – педагогического сопровождения и разработка схемы личностно – ориентированного взаимодействия педагогов с детьми.

Переработка, обсуждение карт индивидуального развития ребенка, которые используем на психолого-медико-педагогическом консилиуме. Он проходит два раза в год. Основная задача консилиума – наметить маршрут индивидуального развития детей, и помочь пройти его.

Помимо указанной работы я систематически провожу тренинговые занятия, индивидуальные консультации, собеседование, анкетирование, совместные практические занятия со всем педагогическим коллективом.

Проводимые занятия в форме психологического тренинга дали возможность развить у педагогов эмптатию, т.е. способность понимать состояние другого человека, мысленно ставить себя на его место и собственно действовать, самореализовываться, самораскрываться. Тренинг “Познай себя”/. В одном из упражнений “Какой я” участники говорили о личностных качеств друг друга. Один педагог услышал некоторые прямые высказывания в свой адрес. Она приняла их без излишних обид, но после этого у педагога произошли некоторые изменения не только во взаимоотношениях с педагогами, но и в отношении с детским коллективом.

Педагог с высоким интеллектуальным уровнем, с широким кругозором, внедряющий инновационные технологии, испытывала трудности в тренинговых играх. На нескольких занятиях я предложила ей быть наблюдателем а затем она стала участником. Проблема ее была в неумении устанавливать контакт с другими людьми. Через некоторое время педагог высказала свое мнение: “Ни за что не поверила бы, что тренинг может так сблизить”.

Таким образом, вся работа способствовала созданию профессиональной общности педагогов, ориентировала на дальнейшее развитие социального партнерства, сотрудничества, и тесного взаимодействия педагогов друг с другом, например, в практике театральной студии.

Мною были даны рекомендации по индивидуальному подходу к каждому ребенку, участвующему в спектакле, на основе изучения личностных особенностей. Руководитель театральной студии чутко и внимательно прислушалась к моим советам при распределении ролей и отработке их содержания. Воспитатель этой группы оказывала эмоциональную поддержку. Актеры чувствовали общую доброжелательную атмосферу.

Организованная и систематическая работа с педагогами дала возможность ближе понимать внутренний мир ребенка и его проблемы

Из бесед с родителями, анкетирования и наблюдения я выяснила, что каждый родитель желает, чтобы его ребенок был окружен атмосферой любви и понимания, а сотрудники были компетентны и доброжелательны в общении с детьми и взрослыми. Для родителей важно, чтобы педагог мог подробно и заинтересованно рассказать о ребенке, выделить его особенности, достижения, лучшие качества. Я понимала, что моя работа может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители будут являться его активными помощниками и единомышленниками.

Возникли новые формы работы с родителями: семинары, тренинги, индивидуальные консультации, совместные практические занятия, конференции, клуб “Молодая семья”, адаптационная группа “Мать и дитя” и т.д.

Наиболее продуктивны в этом плене практические занятия совместно с родителями. Хорошо зарекомендовал себя семейный клуб “Молодая семья”, где я являюсь руководителем. Вот уже пять лет он плодотворно работает. Это не просто лектории для родителей, интересующихся воспитанием своих детей, – это заинтересованный диалог двух сторон.

Потребность в психолого-педагогических знаниях велика, будь то молодые родители, которые привели к нам своего первенца, или родители со стажем, ожидающие рождения второго. Обсуждения темы “Ждем ребенка”, “В семье растет ребенок”, “Как подготовить ребенка к детскому саду” и.т.д., мы решаем те проблемы и находим ответы на те вопросы, которые в данный момент злободневны и значимы для родителей. Заинтересованность родителей в судьбе ребенка и детского сада позволила нам обсуждать совместную деятельность, вносить коррективы, оценивать эффективность взаимодействия.

На проводимых родительских конференциях используют опыт семейного воспитания. Эта работа освещает ежегодно в местной газете.

Отрадно говорить о том, что за последние годы значительно вырос уровень педагогического сознания родителей, которые интересуются не только возрастными особенностями, но и проблематикой развития ребенка.

Важно то, что родители, получая консультации и помощь специалистов, еще и общаются друг с другом.

Я, как психолог, считаю очень важным моментом вхождения ребенка в новые социальные условия, т.е. адаптацию к условиям детского сада. Это и явилось главной идеей в организации группы кратковременного пребывания. Пять лет эта группа функционирует в нашем детском саду. Родители с детьми посещают 3 раза в неделю дошкольное учреждение. В работе используется разработанная схема “Адаптация к условиям детского сада”.

Продолжением этой идеи было открытие в этом году адаптационной группы ясельного возраста “Мать и дитя”. Эта группа, создаваемая на три месяца (апрель, май, июнь), необычно тем, что ребенок приходит вместе с мамой, и все мероприятия, которые мы проводим для малыша, идут в присутствии родителей. Они знакомятся с педагогическим коллективом, видят, какие условия созданы в нашем детском саду, какое здесь отношение к детям, повышают свою психолого-педагогическую культуру, обсуждают вопросы, касающиеся индивидуального развития ребенка.

Система работы по психолого-педагогическому сопровождению позволила обеспечить успешное решение поставленных задач. Руководитель детского сада, все педагоги активно поддерживали и развивали идеи сотрудничества в своей деятельности. На педагогических совещаниях, семинарах, психолого-медико-педагогических консилиумах живо обсуждались возникающие проблемы и коллегиально вырабатывались конструктивные решения.

На родительских собраниях, конференциях, семейных клубах рассматривались проблемы гармоничного взаимодействия с детьми.

Анализ полученных данных позволяет сделать выводы, что такие методы и приемы работы позитивно изменили:

  • уровень личностного, интеллектуального развития детей, посещающих детский сад;
  • количество родителей, заинтересованных быть активными партнерами в реализации задач ДОУ;
  • профессиональный уровень педагогического коллектива;
  • сам подход к ребенку не как к объекту воздействия, а как к субъекту взаимодействия.

Методические обобщения личного опыта доказывают благоприятное воздействие на ребенка и взрослых разработанных мероприятий, представленных в данной работе.

Считаю, что изложенные материалы достаточно актуальны и их можно использовать в типовых, специальных детских учреждениях по психолого-педагогическому сопровождению.

(Слайд 1)

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ.

Душа – то, чем люди пишут стихи и чем их понимают.

/Марина Цветаева/

В настоящее время определены Федеральные государственные требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада.

(Слайд 2) Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родовыми травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), неврозами и неврозоподобными состояниями.

Именно психолого-педагогического сопровождения дошкольников в МДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

(Слайд 3) Исходя из этого основной целью психологической службы ДОУ, является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.

(Слайд 4) В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи, решаемые психологической службой:

1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста и каждого ребенка;

2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.;

3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;

4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

(Слайд 5) Психолого-педагогическое сопровождения воспитательно-образовательного процесса охватывает работу с детьми, родителями и педагогами.

(Слайд 6) Систему психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ можно представить в виде горы, в основании которой находится такое направление работы как психодиагностическое сопровождение. На основе его и строится коррекционно-развивающее, консультационное и психопрофилактическое сопровождение, необходимое для того, чтобы достичь вершины горы. Вершиной горы является психологическое просвещение, которое направлено на формирование психологического здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

(Слайд 7) Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ являются:

Психодиагностическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса: изучение процесса адаптации детей при поступлении в ДОУ, диагностика склонностей и способностей детей с целью выявления талантливых детей, диагностика психологического здоровья дошкольников, диагностика готовности к школе ;

Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: развитие школьно-значимых функций, познавательных процессов, снижение индекса тревожности, агрессивности, импульсивности;

Психопрофилактическое и здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: профилактика нарушений поведения, коммуникативной сферы, формирование жизненных навыков;

Психологическое просвещение и консультирование: формирование психологической культуры детей, родителей и педагогов.

Организованная таким образом работа позволяет обеспечить оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка.

(Слайд 8) Психологическая диагностика осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей. В течение адаптационного периода ведется наблюдение за поведением детей в младших группах, которое показывает, как протекает привыкание детей к новым условиям, освоение нового пространства. Проводится анкетирование родителей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка в семье и детском саду. Для выявления динамики уровня адаптированности детей к детскому саду проводится сравнительный анализ диагностирования в начале и в конце адаптационного периода.

Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (октябрь) и в конце (апрель).

(Слайд 9) Для обследования применяются следующие методики:

  • Ориентировочный тест определения школьной зрелости Керна-Йерасека;
  • Вербальная часть (Я. Иерасек) (конец года);
  • Психосоциальная зрелость (С.А. Банков) (начало года);
  • «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин);
  • Мотивационная готовность (Л.А.Венгер) (конец года).

Углубленная диагностика детей, показавших низкий уровень готовности к школе, а также детей, испытывающих трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, осуществляется по материалам для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях автора Забрамной С.Д.

Психодиагностика эмоционально-личностной сферы педагогов проводится по их личному запросу индивидуально. Педагоги вторых младших групп и первых младших групп заполняют «Карты наблюдения» на начало и конец адаптации, в средних, старших и подготовительных группах воспитателями заполняются «Карты оценки эмоционального состояния ребенка в группе».

Родители заполняют анкеты на предмет адаптации ребенка к ДОУ, готовности к школе, анкеты по оценке нервно-психического состояния ребенка. На основании заполнения данных анкет готовятся консультации в информационные папки в каждой группе.

(Слайд 10) Психологическое сопровождение направлено на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. В нашем дошкольном учреждении для решения этой задачи с детьми раз в неделю проводятся групповые занятия по развитию эмоционального мира с использованием программы В.М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников» с учетом особенностей каждого возрастного этапа. (Слайд 11) Для профилактики дезадаптации осуществляется психологическое сопровождение ребенка в условиях дошкольного учреждения: групповые и индивидуальные игры и занятия с детьми с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов, развития навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирования идентичности с коллективом. Проводится индивидуальная работа по профилактике дезадаптации, в которой используются игры с водой и песком с целью установления контакта с ребенком. Выявляются такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии.

(Слайд 12) Индивидуальная коррекционно-развивающая работа ведется по следующим направлениям: (Слайд 13) работа с агрессивными детьми (сказкотерапия), с детьми с гиперактивностью (программа Сиротюк А.Л., программа Арцишевской И.Л.), тревожными, застенчивыми детьми (Г.Б.Монина, Е.К.Лютова), работа по развитию школьно-значимых функций («Ступеньки к школе» Безруких М.М.).

(Слайд14) Психологическое просвещение направлено на формирование психологической культуры всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогов, которое заключается в формировании жизненных навыков, профилактике дисгармоничного развития.

(Слайд 15) Консультативная работа с воспитателями младших групп проводится по вопросам течения адаптации детей, особенностям развития, протеканию кризиса 3х лет, где они получают рекомендации по формированию игровой культуры ребенка и снятию эмоционального напряжения. Родителям в этих группах даются рекомендации по смягчению адаптационного периода. В средних, старших и подготовительных группах проводятся консультации для педагогов и родителей в начале и конце учебного года по результатам диагностики психологического здоровья детей. Также в подготовительных группах родители и воспитатели на консультациях по результатам диагностики готовности к школе в начале и конце учебного года получают необходимые рекомендации по развитию школьно-значимых функций.

Психологическое просвещение, т.е. приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. (Слайд 16) Психологическое просвещение проходит в нашем дошкольном учреждении в виде выступлений на педсоветах, родительских собраниях, бесед, семинаров, а также в виде информационных папок для родителей «Страничка психолога», информационного стенда «Уголок психолога» и блоке информации на сайте детского сада.

(Слайд 17) Благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса и индивидуальному психологическому сопровождению детей, можно отметить:

  • Поставленные цели и задачи реализуются
  • Происходит диагностика раннего развития детей с целью предупреждения возможных проблем
  • Решение проблем происходит через отлаженное взаимодействие взрослых
  • Происходит повышение профессионального уровня педагогов через интерактивные формы работы
  • Тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.

(Слайд 18) Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.

(Слайд 19) И прав был В.А. Сухомлинский, когда сказал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».