Понятие "дидактические игры и игрушки" для многих родителей является чем-то далеким, непонятным и сложным. А ведь такие игрушки занимают особое место в жизни и , поскольку являются первым обучающим материалом малыша.

Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления. Часто при покупке и выборе игрушек возникает вопрос: полезна ли она малышу, чему она может научить, как с ней играть, подходит ли она по возрасту ребенку?

Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватку, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста. Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры.

Однако, дидактическая игрушка требует особенного подхода. Чтобы малыш смог действовать с ней, а не просто манипулировать, необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней. Задача родителя направить детскую активность в развивающее русло. Так, с помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину), выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые.

Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему средств, связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает "прямые" и "обратные" действия. Он познает свойства предметов (большой - маленький), их качества (твердый - мягкий, легкий - тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо). Ребенок знакомится и с другими особенностями: шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами: устойчивостью и пр.

На каждом возрастном этапе меняются интеллектуальные задачи, стоящие перед малышом, соответственно им подбираются и игрушки, необходимые для решения этих задач.

0-1 год

С первых дней жизни родители покупают долгожданному чаду всевозможные мягкие игрушки, а также разнообразные погремушки и подвески, которые открывают копилку дидактических игрушек. Первые из них служат, прежде всего, для своевременного развития детей, формирования восприятия и начальных элементов мышления, различения форм, величин, цветов, материалов. Также они помогают расширить ориентировку в звуках и знакомят малыша с разнообразием окружающего мира.

1-2 года

Со второго года жизни разнообразие дидактических игрушек значительно увеличивается. В этом возрасте малыш продолжает познавать такой неизвестный для него окружающий мир. Дети учатся производить действия, требующие относительно сложных ручных умений. Знакомятся с физическими свойствами предмета (масса, подвижность и т.п.), с количеством (один, много, мало).

Занятия с дидактическими игрушками активно развивают слух, зрение, мышление, память и воображение, мелкую моторику пальцев и координированные движения рук. Формируется любознательность, устойчивый интерес доводить дело до завершения.

На этом этапе сохраняются все игрушки из прошлого периода, однако увеличивается число частей, составляющих комплексную игрушку, и, возможно, размер. В пирамидке число колец может доходить до 10. Нанизывая и снимая кольца разного размера сначала со взрослым, а потом и сам, ребенок поймет, что за большим кольцом следует меньшее и т.д. Можно продолжать вставлять втулочки в отверстия и вынимать их. Они могут быть одного или разного размера. Такая игрушка способствует развитию не только мелкой моторики, но и речи, если при выполнении действий с ней взрослый рассказывает сказку, побуждая малыша к продолжению повествования.

В этом возрасте ребенок может выполнять задания на подбор, соотнесение, группировку игрушек по сходству или различию, что развивает его мышление. Например, малыш может отделить красные шарики от синих, шарики от кубиков, выбрать одинаковые по размеру втулочки. Для проведения таких игр возможно использование строительных наборов-конструкторов , которые в дальнейшем послужат ребенку в развитии других функций. Детали конструктора должны быть средней величины, чтобы ребенок мог удержать их в ручке. Не стоит высыпать все кубики, лучше для начала достать 5 - 6 штук. Здесь появляются элементы первой конструктивной деятельности, способствующей развитию мышления, воображения. Например, постройте с ребенком домик или башенку, он уже может ставить один кубик на другой.

Также, с помощью конструктора, можно выстраивать всевозможные лабиринты и прокатывать внутри них шарик, сначала рукой, а потом с помощью какого-либо удлиненного предмета (палочки). Это способствует развитию мелкой и крупной моторики, координации движения рук. Для развития этих функций также подойдут и лабиринты, сделанные из проволоки: на нее нанизаны всевозможные фигурки, которые необходимо "провести" по дорожке.

После года малышу также можно предложить так называемые "почтовые ящики" , которые представляют собой пластиковую коробку. На ее стенках вырезаны геометрические формы, и в эти отверстия дети вставляют предметы, соответствующие контуру.

Сначала нужно показать самый простой "почтовый ящик" с 2-3 геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник).

Погремушка, барабан, ксилофон, металлофон, свистульки, органчики, бубны - все это музыкальные игрушки . Их назначение - способствовать развитию музыкального слуха, ритма, поэтому они должны иметь чистый звук.

Когда ребенок начинает ходить уверенно, ему нужны игрушки, развивающие движения, например всевозможные каталки (на устойчивых колесах и с палкой или удобной для малыша ручкой для захвата). Заинтересуют его и музыкальные коврики, где прорисованы шаги и дорожки.

К концу второго года жизни можно удивить кроху разрезными картинками из 2-4 частей. То же касается и кубиков. Лучше, если это будет один нарисованный предмет, персонаж, а не сюжетная картинка с мелкими изображениями героев.

2-3 года

В этом возрасте активность малыша проявляется в большей самостоятельности, в желании создавать что-то своими руками (нарисовать, сконструировать, построить), возрастает способность детей к проведению сравнения и обобщения.

К третьему году все вышеперечисленные игрушки не стоит убирать от ребенка, наоборот, необходимо увеличить их количество (включая новые виды, например пирамидки из объемных геометрических фигур со сквозными отверстиями). В этом возрасте можно дать малышу "шнуровки" .

Игра "Парные картинки" также может заинтересовать ребенка, но следует помнить, что без помощи взрослого ему будет трудно их освоить. Начинайте с картинок, где изображен один хорошо знакомый ребенку предмет.

К трем годам интерес у малыша вызывает как крупная, так и мелкая мозаика . Покажите ребенку, как "строить" домик, цветочек и, начав собирать по образцу, в дальнейшем он порадует вас собственными изобретениями, которые поначалу могут и не представлять собой что-то определенное. В этом возрасте к прочим игрушкам можно добавить пазлы . Начинайте с небольшого количества элементов (от 6 штук), крупных по размеру. Обратите внимание на картинку. На ней не должно быть изображено много мелких предметов, сейчас достаточно одного или двух. Все фигуры должны резко выделяться из фона, поэтому выбирайте пазлы с контрастными цветами и так, чтобы предмет ограничивался 2-3 элементами. Несколько раз собрав пазл вместе с ребенком, вы убедитесь, что вскоре он будет действовать без помощи взрослого. По мере его успехов увеличивайте число элементов.

Интересным для ребенка этого возраста окажется "волшебный мешочек" с вложенными в него игрушками и формами, которые нужно распознать на ощупь, запустив руку внутрь. В магазинах встречаются обычно мешочки с деревянными фигурками. Однако здесь главное, чтобы предмет был знаком, поэтому в мешочек сначала можно прятать любые игрушки малыша. Да и сам мешочек может быть условным, например, вложить какой-нибудь предмет в шапочку, и получится тот же результат. Такая игрушка способствует развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, образного мышления.

Для развития крупной моторики подойдут такие игрушки, как "рыбалка" и "сачок".

Можно организовывать семейные игры, например "Лото", "Домино" с изображением предметов и животных, "Логические цепочки". Это игры, в которых ребенок будет подбирать необходимые предметы по смыслу или выстраивать логическую последовательность. Также к семейным относятся всевозможные настольные игры, например: "Кто что дает" (корова-молоко; курица - яйцо), "Где чей детеныш", "Ассоциации".

4-6 лет

К 4 годам появляется особый вид игрового материала - настолъно-печатные игры . Они способствуют развитию внимания и памяти, например, такие игры, как "Чего не стало", "Что изменилось"; развитию интеллекта и образного мышления ("Чего не хватает"); символического мышления ("Правила дорожного движения") и умения выделять существенные признаки ("Времена года"); знакомят ребенка с окружающим миром, дают представления о среде обитания животных ("Мир животных и птиц"), о профессиях и многом другом. Такие игры помогают не только сформировать логические операции (классификация и другие), но и понять связи между предметами одной категории, усвоить произношение трудных звуков, запомнить цифры и буквы. Кроме того, настольные игры требуют внимания, сосредоточенности, быстроты, умения ориентироваться.

К 5-6 годам дети уже способны решать сложные интеллектуальные задачи. Это самое подходящее время для разнообразных конструкторов с различными креплениями, деталями. Малыш сможет придумывать и реализовывать свои замыслы самостоятельно, будет чувствовать себя творцом, радоваться и гордиться своими успехами, и эти чувства родителям необходимо поддерживать и разделять вместе с ним.

Вашему ребенку уже подвластны пазлы с большим количеством деталей. Конечно, это не однодневный труд, но итог стоит затраченного времени. И не забудьте про головоломки . Это игрушки для развития ума и тренировки сообразительности. К ним относятся: викторины, цилиндрики с шариками, которые надо выстроить по цвету, "Пятнашки", "змейки", "загони шарик", знаменитый "Кубик Рубика". Подобные игры развивают интеллект, воображение, сообразительность, ловкость, упорство в решении игровых задач на основе образного и логического мышления. Их устройство часто требует от ребенка применения ранее неизвестных ему способов действия для достижения цели. Некоторые игрушки способствуют тому, чтобы дети научились решать задачи на сопоставление, удерживание в памяти необходимой информации, на опробование и выбор вариантов действий.

Родители должны помнить, что знакомство с окружающим миром для ребенка - это труд, который закладывает основу первых знаний, а сам малыш - не пассивный созерцатель, а труженик, потому что он прикладывает собственные активные усилия к освоению действительности.

Вероника Алексо, Мария Агафонова,
психологи Центра Музея игры и игрушки Московского
городского психолого-педагогического университета
Статья предоставлена журналом "Мама и Малыш" №01 2007 год

Абдуразакова Асият Шарапудиновна ,

воспитатель

МБДОУ детский сад «Снежинка»

п.Нижнесортымский, Сургутский район

Предметная деятельность - ведущая в раннем возрасте жизни ребенка. Она оказывает особое воздействие на его умственное развитие. Игрушки, подобранные по Цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, являются специально составленным набором предметов с запрограммированными свойствами. Основная наша задача состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задачи на подбор их по сходству и различию (соотнесение, группировка, сортировка).

Трудно переоценить значение первых предметных игр малышей с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему, связанную с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. В процессе работы мы учли, что дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малыша, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Педагоги поняли, что дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу: они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев. Все это дает возможность побуждать детей к мыслительной деятельности, вызывает у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия.

Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память - запоминание, узнавание и воспроизведение. Таким образом, занятия с дидактическими игрушками направлены на осуществление широкого круга воспитательно-образовательных задач :

  1. Умственное воспитание в процессе действий с предметами: развитие восприятия (сенсорное воспитание), мышления, памяти, воображения и других высших психических функций.
  2. Формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете, форме, величине, но и положении в пространстве, количестве, массе, соотношении частей, в особенностях материала, звуковых свойствах предметов).
  3. В процессе действий с предметами совершенствование моторики пальцев и координированных движений левой и правой руки.
  4. Пробуждение познавательной активности (любознательности).
  5. Воспитание первых волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.)

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Наталья Карасева
Дидактическая игрушка как средство развития речи ребенка раннего возраста

В этой статье оснащена актуальность дидактической игрушки . Статья предназначена для воспитателей детских садов, а также для родителей.

Воспитатель Карасева Наталья Викторовна

ГБДОУ № 47 комбинированного вида Фрунзенского района СПб

За несколько лет работы с детьми разного возраста , я столкнулась с проблемой речи у детей . В наше время, почти каждый ребенок , испытывает проблемы с речью. Это связано с резкими изменениями условий жизни, экономическими и национальными катаклизмами, болезнями. В этот период необходима помощь, как от педагога, так и от родителей.

В начале второго года жизни, когда дети свободно передвигаются, они активнее, чем раньше, приобретают действенные представления о свойствах и назначении предметов, о том, как с ними следует обращаться. Это, прежде всего, игрушки и некоторые предметы домашнего обихода. Они нужны для успешного развития детей , чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях, а так же способствовали обогащению активного и пассивного словаря.

Игрушка - неотъемлемая часть маленького человечка. Они помогают ребенку уточнить представления об окружающем мире, способствуют развитию мышления и речи , дают возможность ее содержанию, дают возможность ребенку оживить мир игры , приблизить желаемое, интересное, выразить стремление, получить знания, проверить умения и ловкость, сообразительность и находчивость. Она занимает главенствующее положение в жизни каждого ребенка , ребенок сам выбирает себе маленького друга в друзья, она будет сопровождать его на протяжении всего детства. Ведь с игрушками он растет , дружит, фантазирует, разговаривает, заботиться, осваивает новое, переживает и взрослеет. Так же она помогает ребятам полнее и ярче отображать впечатления окружающей действительности.

Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка . Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития . Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представление о людях разных профессий, разных национальностей, она в то же время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Дидактические игрушки - это игрушки , направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу , соответствующую возрасту . Это могут быть задачи на развитие восприятия , памяти, мышления. Дидактическая игрушка в жизни ребенка появляется с первых дней его жизни, когда родители покупают ему погремушки и подвески на кроватку, и остается с ребенком на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста . Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу , условия решения которой заложены в самой игрушке , ее конструкции или содержании игры.

Цель дидактических игрушек - передача детям разных знаний; развитие речи , мышления, памяти, внимания, воображения, воли, творчества и пр.

Однако дидактическая игрушка требует особенного подхода. Чтобы малыш смог действовать с ней, а не просто манипулировать, необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней. Так, с помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину, выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые.

Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т. п. Они входят в дидактическую систему средств , связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка , способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции : анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, малыш осваивает "прямые" и "обратные" действия. Он познает свойства предметов (большой - маленький, их качества (твердый - мягкий, легкий - тяжелый, их количество (один, много, мало, форму (шар, куб, круг, кольцо) . Ребенок знакомится и с другими особенностями : шарики прекрасно прокатываются, но они неустойчивы; кубики нельзя прокатить, но они обладают динамическими свойствами : устойчивостью и пр.

Игрушки , подобранные по цвету , форме, величине, количеству, соотношению частей, являются прекрасным средством развития маленьких детей . Основная задача взрослого здесь состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить подбирать их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов, развиваются различные мыслительные операции.

Дидактические игрушки развивают мелкую моторику , вызывают у детей желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с игрушками учат ребенка запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т. е. развивают память и воображение. Сенсорное развитие детей - основа познания мира.

На каждом возрастном этапе меняются интеллектуальные задачи, стоящие перед малышом, соответственно им подбираются и игрушки , необходимые для решения этих задач.

Вывод : Занятия с дидактическими игрушками :

1. Сформировать практический опыт действия в зависимости от объективных свойств предметов.

2. Стимулировать их речевую активность. Такие игры-занятия способствуют речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечными персонажами или с взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей раннего возраста .

3. Научить простым поисковым действиям по методу проб и ошибок в решении практической задачи.

4. Укреплению правильного произношения звуков.

5. Постоянно обогащать свою речь за счет общения в процессе игры. Следовательно, занятия с дидактическими игрушками , связанные с выполнением игровых действий, имеющих логику, оказывают всестороннее воздействие на развитие малышей , а так же на их словарный запас.

Список используемой литературы.

1. Борисенко М. Г., Лукина Н. / А Мне купили игрушку . – С-Пб.: Паритет, 2004

2. Борисенко М. Г., Лукина Н. / Начинаем говорить. – С-Пб.: Паритет, 2005

3. Бородич А. М. / Методика развития речи детей . – М.: Просвещение, 1996

4. Васильева М. А. и Гербова В. В. / Программа воспитания и обучения в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2009

5. Гербова В. В., Максаков А. И. / Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада – М.: Мозаика-Синтез, 2008

6. Гербова В. В. / конспект занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе с 2-7 года– М.: Власов, 2002

Фаина Валеева
Как играть с дидактической игрушкой

КАК ИГРАТЬ СДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРУШКОЙ ,

Игра – это основное занятие ребенка и непременное условие для его здорового и полноценного развития. Очень важно чтобы игрушки доставляли малышу радость.

Мы взрослые, какие игрушки покупаем детям ? Обычно мы делаем выбор ориентируясь на собственный вкус, на цену. Часто покупаем ребенку игрушку , которая не подходим им по возрасту или наоборот покупаем слишком простые игрушки , которые ребенок уже перерос.

Игрушки развивающего характера – это кубики, пирамидки, вкладыши, настольно-печатные игры, матрешки, лото, кольца, втулки, такие игрушки называются дидактическими . Дидактические игрушки используются для развития и обучения детей. С помощью таких игрушек можно обратить внимание :

На различные свойства предметов

Научить выполнять задачи на подбор их по сходству

Различию (соотнесение группировка, сортировка)

Дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малыша, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются :

1. Мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения

2. Развивается мелкая моторика пальцев.

3. Формируется ручная умелость.

Все это дает возможности побуждать малыша к мыслительной деятельности, вызывает у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия; запоминать и воспроизводить способы действия с предметами, которые были показаны взрослым.

Существует несколько видов дидактических игрушек , различных по характеру

1. Игрушки для нанизывания- втулки, шары. кубы имеющие сквозные отверстия. Группы этих предметов можно предлагать детям для составления различных пирамид.

2. Игрушки предназначенные для прокатывания и выполнения действий на группировку и соотнесение предметов по цвету, величине, форме : кубы, призмы, кирпичики-параллепипиды.

3. Игрушки состоящие из геометрических тел-вкладышей, предназначенных для вкладывания и накладывания, подбору по цвету, форме, величине. это разноцветные кубы, конусы. Цилиндры.

4. Игрушки сборно-разборные народные : матрешки, яйца, бочата. Они используются для закрепления навыка группировки однородных предметов, соотнесения их по одному или нескольким свойствам.

Занятия с дидактическими игрушками направлены не только на развитие сенсорных задач, но и на развитие зрения, слуха, осязания. Они стимулируют у малыша умственную активность.

На третьем году жизни малыши могут самостоятельно действовать с двухместными дидактическими игрушками : необходимо научить их собирать предметы по убывающей величине, понимать не только слово «поменьше» но и «побольше» .

Наибольшее затруднение у детей вызывает задания на составление пирамидок из последовательно уменьшающихся колец. Для этого нужно показать детям, как следует подбирать кольца по принципу уменьшения : выбирать каждый раз самое большое кольцо из всех оставшихся, выкладывая их цепочкой. Малыши 3 года жизни имеют навыки работы с дидактическими игрушками и любят сними играть . Можно предлагать собирать в усложненных вариантах, если ребенок уже справляется с простыми заданиями. Обращать внимание на выполнение мелких точных действий. Например надо не только приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок на матрешке.

Игры с дидактическими игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка :

Воспитывают умственно и эстетически

Стимулируют работоспособность центральной нервной системы

Приучают к усидчивости

Формируют способность действовать в коллективе сверстников

К сожалению сейчас дидактические игрушки стоят дорого , а для полноценного развития малыша играть в них нужно часто . Такие игрушки можно сделать своими руками из подручных материалов.

МАТРЕШКА ИЗ ПЛАСТМАССОВЫХ БУТЫЛОК

Потребуется : бутылки 2, 5 л., 1,5л., 0,5 л. ,0,25л, нож, ножницы, цветная бумага и изоляционной лента, клей.

Разрежьте каждую бутылку на две равные части. Возьмите верхнюю часть бутылки (с крышкой, края бутылки обклейте цветной изоляционной лентой. Наклейте на них цветную бумагу так, чтобы у вас получилась матрешка (сарафан, лицо, платок) .

Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста, тема: «Игрушки»

(Материал на эту же тему есть на нашем сайте в виде конспектов занятий для детей 1-2 и 2-3 лет. Игры и упражнения там подобраны исходя из возраста и умений детей, а в этой подборке мы подготовили и собрали большое количество заданий и упражнений в дополнение к тем, что уже содержатся в конспектах).

Цели:

Обогатить активный словарь детей словами-названиями игрушек.
Формировать устойчивые представления о величине, форме, цвете, количестве.
Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами.
Учить детей составлять целое из частей.
Познакомить детей с нетрадиционным приемом рисования - рисованием ватными палочками.
Совершенствовать умение рисовать прямые линии карандашом, наклеивать детали изображения в нужное место.
Развивать мышление, мелкую и общую моторику.
Упражнять в звукоподражании, в умении ориентироваться в пространстве, согласовывать движения со словами.
Совершенствовать концентрацию и устойчивость внимания.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование:

Игрушки: чебурашка, маленькие раздаточные матрёшки, кубики, мячи, кошка, мишка, флажки, рули.
Картинка с изображением Чебурашки без ушей и нагрудника, вырезанные из бумаги эти детали, клеящие карандаши.
Лодки, сделанные из мыльниц с наклеенными на них цифрами «1» и «2».
Лист зеленого картона с наклеенными речкой, узким и широким мостиками, кустами с тремя и множеством ягод.
Ватные палочки, красная гуашь, вырезанные из бумаги корзинки.
Картинки с силуэтным изображением неваляшки (из кругов), разноцветные круги соответствующих картинке размеров, разноцветные камешки, круг с изображением лица неваляшки.
Картинка заготовка для пальчикового рисования «Неваляшка» (без глаз), готовые пластиковые глазки, пластилин, пальчиковые краски, влажные салфетки.
Прищепки, разноцветные круги.
Рисунок с пустыми местами в виде геометрических фигур, геометрические фигуры соответствующих размеров и цветов.
Разрезные картинки с изображением игрушек.
Различные игрушки в двух экземплярах каждая, сундук для игрушек.
Пуговицы двух величин разных цветов, картинка с изображением разноцветных флажков, соответствующие цвету и величине пуговиц.
Игрушки: слон, бычок, мишка, кровать, коробка.
Вырезанные из картона квадраты-печенье, картинки с изображением кошки, собаки, коровы, мышки, вороны, поросенок, козочка, уточка, курочки.
Цветные картинки игрушек, вырезанные из бумаги, и их черные тени, нарисованные на картоне.
Цветные карандаши, листы бумаги с нарисованными флажками без палочек, счетные палочки.
Емкость с крупой, в которой зарыты мелкие игрушки.
Картинка-фон с изображением игрушек, картонные квадраты-кубики разных цветов.
Картинка-заготовка «Ночное небо», пластилин желтого цвета.
Аудиозаписи: «Чебурашка», «Флажок», «Игрушки-зверушки».

Сюрпризный момент «Чебурашка»

Посмотрите, кто пришел к нам сегодня в гости? Чебурашка. Он сам игрушка и любит другие игрушки. Сегодня мы будем играть с самыми разными игрушками.

Аппликация «Чебурашка»

Чтобы закончить портрет Чебурашки, нужно приклеить недостающие детали: уши и нагрудник.

Дидактическая игра «Найди тень от игрушки»

Игрушки потеряли свои тени. Найдите тень каждой игрушки и приложите цветную игрушку сверху на ее черную тень.

Дидактическое упражнение «Разрезные картинки»

А этим игрушкам не повезло - дети плохо с ними играли и поломали. Давайте починим эти игрушки - соединим части в целое.

Дидактическая игра «Сколько матрёшек?»

Вот лодки для матрёшек, но в лодку можно посадить столько матрёшек, какую цифру вы видите на лодке. Если на лодке цифра «1» - значит в эту лодку можно посадить только одну матрёшку. А если на лодке цифра «2», то в такую лодку можно посадить две матрёшки.
Берите лодки и рассаживайте матрёшек.

Дидактическая игра «Матрёшки в лес пошли»

Матрёшки любят ходить гулять в лес. Вот и сейчас возьмите матрёшку и ведите ее на прогулку. (Дети манипулируют игрушкой-матрёшкой на листе с наклеенными мостиками через речку, пеньками, ягодными кустами).


Вот идет матрёшка. А перед нею речка. Есть мостики? Сколько мостиков? Два мостика. Одинаковые мостики? Нет. Разные мостики. Один мостик узкий, а другой широкий.
Пошла матрёшка по узкому мостику.
Устала и присела отдохнуть на узкий пенек. Неудобно на узком пеньке, пересела матрёшка на широкий пень.
А вот и кусты с ягодами. На одном кусте много ягод. А на другом мало. Подошла матрёшка к кусту, на котором ягод мало. Собрала все ягодки и сосчитала их: один, два, три. Затем пошла матрёшка к кусту, на котором много ягод.
Пора матрёшке домой. Пошла она домой по широкому мостику. До свидания!

Рисование ватными палочками «Ягодки для матрёшки»

Матрёшки захотели собрать ягоды в корзинки и принести их домой. Давайте нарисуем ягоды. А рисовать ягоды мы будем ватными палочками.

Музыкальная дидактическая игра «Раздай зверушкам печенье»

У нас есть печенье для зверят. Сейчас мы будем их угощать этим печеньем. Слушайте слова песни внимательно - песня подскажет вам, кого нужно угощать. (Соответственно словам песни «Игрушки-зверушки» дети находят картинку с изображением данного персонажа и кладут возле него «печенье»).

Конструирование «Неваляшка»

Вот нарисована Неваляшка. Давайте сделаем ее красивой, яркой с помощью разноцветных кругов. Подбирайте круги подходящего размера и прикладывайте к рисунку.


Когда дети выложат из кругов изображение неваляшки можно предложить украсить туловище - большой круг дети украшают разноцветными камешками и накладывают круг-лицо на круг-голову.

Изобразительная деятельность «Неваляшка»

Давайте сделаем Неваляшке красивые глазки: слепим два шарика из пластилина, приложим к картинке, сверху на пластилин приложим готовые глазки и прижмем их пальчиком.
А теперь с помощью пальчиковых красок мы сделаем Неваляшке красивое красное платье.

Подвижная игра «Карусели»

Еле-еле, еле-еле закружились карусели,
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз и два, и раз, и два,
Вот и кончилась игра!

Игра с прищепками «Погремушки»

У игрушек-погремушек поломались палочки-держалочки. Сделайте их из прищепок. (В ходе выполнения детьми задания, воспитатель интересуется, какого цвета палочки для погремушек подбирают дети).

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На столе моем игрушки
Притаились в тишине.
Пять подарков в день рожденья
Принесли ребята мне.
(Круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой)

Раз - мохнатый, мягкий мишка,
Два - зеленый крокодил.
Три - зайчишка-шалунишка,
А четыре - конь один,
Пять - огромная машина
С желтым кузовом большим.
(Указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой рукой в направлении от основания к кончику)

Я в него свои подарки
Утром рано положил.
(Соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием)

Дидактическая игра «Найди игрушкам пары»

Детям раздаются игрушки и предлагается сходить в «магазин» и купить еще одну точно такую же игрушку.

Динамическая пауза «Флажок»

Ребята, выбирайте себе флажки. Ты выбрал себе флажок какого цвета? А ты? А у тебя какого цвета флажок? Слушайте песенку и повторяйте движения.

Игра с пуговицами «Флажки»

Разложите пуговицы в нужные места.

(В архиве с занятием есть несколько вариантов этой игры для детей разного возраста).

Рисование карандашами «Палочки для флажков»

Вот какие красивые разноцветные флажки.

Из счетных палочек сделайте флажкам палочки-держалочки. (Дети прикладывают палочки к флажкам вертикально). Уберите палочки и возьмите карандаши. Теперь нарисуем флажкам палочки.

Дидактическое упражнение «Найди на рисунке геометрические фигуры»

Посмотрите, с этой красивой картинки убежали некоторые фигуры.

Вот вам треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, а вы верните эти фигуры на свои места на картинке.

Чтение стихотворения А. Барто «Слон»

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.

Лепка «Ночь за окном»

Наступила ночь. На небе появилась луна.

А мы с вами сами сделаем звезды. Отрывайте кусочки пластилина, прикладывайте к ночному небу и придавливайте пальчиком.

Упражнение «Отыщи игрушки в крупе»

Из наполненной крупой емкости дети выкапывают мелкие игрушки.

Дидактическая игра «Сложи башню из кубиков»

Сложите из квадратов-кубиков башню. Назовите цвет каждого кубика.

Эстафета «Сложи игрушки на место»

Дети друг за другом бегут из одного конца комнаты в другой, берут игрушку, возвращаются и кладут ее в сундук.