А может быть, вы видели бэби-йогу. Коррекционные сложнейшие асаны (также недоступные взрослому), во время которых тельце новорожденного складывают, сворачивают… ту же голову, кстати, можно развернуть на 180 градусов! А младенец при этом сладко спит. Он может это, легко.

Итак, мы держим малыша горизонтально с поддержкой под голову в двух случаях:

  • он ест
  • он спит

В остальное время кроха находится в вертикальных положениях, прижатый к телу взрослого, лицом к нему или лицом в мир.

Как держать головку ребенка

Лицом в мир - оптимальное и страстно любимое малышами положение: и обзор, и возможность тренировать плечевой пояс и шею.

Поддерживаем ребеночка подмышки одной рукой, он как бы лежит грудью на нашем предплечье (вспомните, как в роддоме это ловко получалось у акушерок и врачей).

Или прижимаем его спинкой к нашей груди, а второй рукой можно прижимать к своему животу его выровненные коленки, а можно собрать в свою ладонь его стопы «пятка к пятке» и поднять их повыше, к его пупику (получится что-то похожее на позу йога).

Все эти положения безопасны для позвоночника, поскольку являются висовыми - основной вес у нас находится в руке, поддерживающей за грудку. Страшно самим - попросите помощи у опытных мам или инструктора по гимнастике для новорожденных.

Как держать новорожденного

Зато часто молодые родители даже не знают о том, что могут навредить ребенку, интенсивно его укачивая. Да, это вполне реально. Если младенца сильно трясти, можно спровоцировать синдром детского сотрясения.

Страх переохлаждения новорожденного

А почему почти никто не боится ?

Общеизвестно, что перегрев переносится организмом малыша гораздо труднее, чем переохлаждение. У ребенка ограничены возможности теплоотдачи (небольшая поверхность кожи и неглубокое дыхание), он может избавляться от лишнего тепла только до определенного предела.

А после предела тепло начинает накапливаться внутри тела, повышать его температуру, нарушать работу всех систем…

Как избежать переохлаждения новорожденного

Но «холодные ручки, холодные ножки» пугают нас почему-то сильнее. Наверное, потому, что мы забыли: у ребенка внутри организма вырабатывается в 2 раза больше на единицу массы тела, чем у нас, взрослых.

Нормальная функция кожи - обеспечивать барьер между внутренней температурой и температурой окружающей среды, именно поэтому наружный слой принимает температуру последней.

Ручки и ножки комнатной температуры говорят о хорошей терморегуляции!

К тому же, малыш много времени проводит на руках взрослого, который дает ему свое тепло, не нарушая при этом терморегуляцию крохи. А еще ребеночек может легко согреть себя сам, он просто активнее двигается, тем самым, развивая дополнительно свои мышцы.

Терморегуляция малыша совершенна, по задумке природы он готов родиться на улице в любых погодных и климатических условиях и адаптироваться к ним моментально.

Кожа под одеждой утрачивает навык правильной терморегуляции, и чем больше - тем быстрее и вернее. Тогда малыш узнает, что такое «мерзнуть» и получает возможность простужаться.

Оптимальный способ использования родной терморегуляции - находиться в квартире голышом.

Наконец ваш ребенок стал первоклассником! Этого дня ждали долго! С этим днем стало понятно, что отпустить ребенка в школу — задача сложная для родителей. С этого дня начинается полоса сомнений и переживаний! Как будет протекать обучение ребенка в школе? Как ваш ребенок будет ладить со сверстниками? Правильно ли вы выбрали школу? Как реагировать на оценки? и многое другое.

Чего боятся родители перед школой?

Педагоги-психологи выделили ряд основных страхов родителей перед началом школьного обучения . Вот некоторые из них:

  1. Страх родителей за уровень образования своих детей. Часто родители слишком сильно переживают из за того, что не могут дать лучшего образования собственным детям. Ведь от этого, по их мнению, зависит дальнейшее социальное положение детей и их достаток. При этом, под «лучшим образованием» каждый родитель имеет ввиду собственные убеждения, как то: солидность учебного заведения, большую нагрузку, достижения учебного заведения и т.п.
  2. Страх невнимания учителя или отношения к ребенку . Ребенок только вышел из детского сада, а порой, из дома. Кто будет следить за ним и ухаживать? Учитель в школе — не воспитатель в детском саду, не няня и не бабушка! Как будет учитель относиться к нему? Будет ли помогать?
  3. Страх за то, как будут складываться отношения со сверстниками ! Будут ли ребенка обижать? А если в классе будет неадекватный ребенок? Будут ли у него друзья? Как ребенок сможет преодолевать конфликты? Почему он не хочет ходить в школу? и т.п.
  4. А если ребенку будут занижать оценки ? Зачастую родители воспринимают оценки своих детей в качестве оценки собственной состоятельности.

Все эти страхи основаны на заблуждениях родителей. Например, когда мы помогаем делать уроки детям, неосознанно играем в игру: ученик — учитель, в то время, как дома главная задача родителей — не быть наставником и давать оценку, а помочь ребенку безбоязненно, в условиях безопасности, понять материал, научиться учиться. А не доказывать кому то свое превосходство и уж тем более, не доказывать своим родителям собственную состоятельность.

Поэтому родитель должен, в первую очередь, дать понять ребенку, что любит его не зависимо от его оценок, и отношение к нему не изменится от них.

Порой страхи родителей настолько сильны, что выливаются в агрессивном отношении к собственным детям.

Что делать, чтобы ребенок был счастлив в школе?

Стоп!
Давайте остановимся и не будем паниковать. Интуитивно родитель понимает, что школа для ребенка становится своеобразным домом и начинает выполнять функции «родителя», другими словами, забирает власть над ребенком. Конечно, такое понимание нуждается в анализе и коррекции поведения самого родителя. Тем не менее, родитель должен стать не врагом своим детям, а товарищем, союзником. В обратном случае, способность и интерес к познанию у ребенка затухает, возникает внутренний протест, результатом которого может быть агрессивное поведение или лживость, ребенок начинает обманывать и хитрить.

Чем должны руководствоваться родители школьников?

Выделим основные правила, которые нужно соблюдать родителям школьника:

  • не пугайте ребенка школой — нельзя говорить: «ты не умеешь читать — значит тебя не возьмут в школу», «не будешь учить — выгонят из школы»;
  • наоборот, сформируйте у ребенка положительное отношение к школе : читайте книги о школе, обсуждайте школьную жизнь, знакомьтесь с первоклашками и т.п.
  • не возлагайте надежды на ребенка , он не должен быть лучшим в школе, классе и т.п.: не говорите ему «ты должен быть лучшим в школе»;
  • чаще хвалите ребенка, создайте атмосферу успеха .

Вот некоторые замечания, которые мне очень понравились от педагога Мингелевич Т. В.

  1. Будите ребенка спокойно , проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.
  2. Не подгоняйте с утра , не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали.
  3. Не торопите . Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удается, это не вина ребенка.
  4. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака , до школьного завтрака ему придется много работать.
  5. Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «смотри, не балуйся» , «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п.
  6. Пожелайте ребенку удачи , подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
  7. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» .
  8. Встречайте ребенка после школы спокойно , не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  9. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку , постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда нелишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.
    После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.
  10. Не заставляйте делать все уроки в один присест , после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.
  11. Во время приготовления уроков не сидите «над душой» , дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) - необходимы.
  12. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  13. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса , когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  14. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком , свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что - то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.
  15. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее , быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников (3-4 недели для учащихся 2-4 классов), конец 2 четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина 3 четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.
  16. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль , усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы. Помните, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой» 7 — 8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.
  17. Завтра новый день, и вы можете сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным .

Добрый день, уважаемые читатели. Мы с Вами уже говорили о детских страхах, и почитать о них можно . Но, ни для кого не секрет, что родители (особенно мама) и дети очень тесно связаны эмоционально. Ведь не зря же в народе говориться: «Спокойная мама – спокойный и ребенок».

Чем младше ребеночек, тем сильнее на него влияет страх человека, который проводит с ним много времени. Обратите внимание, если мама тревожная, то тревожным становится и ребенок.

Что такое тревога?

Это эмоция, которая выражает ощущение неопределенности, ожидания каких-то негативных событий. Это страх по поводу будущего. Тревога возникает в ситуациях, когда еще нет реальной угрозы, и может даже не быть, но человек ее ожидает и не понимает, как с ней справиться.

Страх мамы за ребенка. Какими бывают мамины страхи?

Страх за жизнь малыша

Он появляется еще до рождения крохи и сопровождает маму всю жизнь.

Почему появляется страх за жизнь ребенка?

Мама волнуется за то, как пройдут , мама переживает, когда ребеночек долго спит и, тихонько подкрадываясь, прислушивается к его дыханию. Каждая мама волнуется за то, хватит ли карапузу молока. И так всю жизнь…

Каковы признаки маминой тревоги?

Она часто раздражается.
Плачет.
Не ухаживает за собой.
У мамы нарушен сон и аппетит.
Мама постоянно делает уборку.
Не дает себе возможность отдыхать.
Не просит помощи у близких людей.
Целыми днями не отходит от малыша ни на шаг.

Если мама в таком состоянии находится долго, ребенок тоже будет тревожным, ведь не зря говорится, что мама и дитя психологически едины.

Поэтому, чтобы помочь ребенку справится с тревожностью, нужно начинать с мамы.

Как помочь себе справиться со страхами? Как преодолеть мамины страхи?

Полностью расстаться со страхами нам не получится, поскольку мама ухаживает за ребенком, и волноваться за него – естественно. Чего только стоят детские болезни. Но, можно сделать это волнение таким, чтобы чувствовать себя счастливой, а не обеспокоенной.

Для того чтобы себя лучше чувствовать, нужно больше отдыхать, снимать нервное напряжение. Для этого воспользуйтесь нашими советами:

Делайте упражнения для расслабления.
Высыпайтесь. Если чувствуете усталость, ложитесь спать вместе с ребеночком даже днем.
Принимайте теплые ванны.
Не отказывайтесь от помощи близких людей.
Найдите увлечение для души, с помощью которого Вы могли бы расслабиться: читайте, рисуйте, вышивайте, вяжите и т. д. Очень хорошо, например, помогает расслабиться рисование. Достаточно просто отобразить на бумаге то, что Вас волнует, и Вы поймете, что это не так уж и страшно.
Не держите свои страхи в себе. Расскажите их близкому человеку (маме, мужу, брату, сестре) – они помогут Вам их развеять.

Каким еще может быть страх мамы за ребенка и как с ним справиться?

1. Страх за здоровье ребеночка. Или страх перед детскими заболеваниями

Помните, что Ваше грудное молоко обеспечивает ребенку надежную иммунную защиту. Бывают ситуации, когда вся семья заражается , а малыш остается здоровым.

Да, дети часто болеют. Но, от этого становится крепче иммунитет, большое количество заболеваний легче переносится именно в детстве.

2. Страх ошибки

Каждая мама волнуется за то, что по неопытности может допустить ошибку. Но, даже самая юная мама интуитивно чувствует, когда, что и в каких количествах нужно ее малышу. Это инстинкт, и он очень сильный. Не бойтесь доверять ему и своему сердцу.

3. Боязнь за то, что мама не справится с уходом за крохой

Вам нужно понять, что в первое время после рождения ребенка – именно он должен быть самым важным объектом для Вас. Остальные обязанности можно немного отодвинуть на задний план. Поймите, с рождением крохи Ваша жизнь сильно поменяется. Вы теперь не сможете обеспечить идеальную чистоту в доме, но это не страшно. Когда Вы адаптируетесь к новой роли, сможете .

4. Страх за то, что родители не смогут дать ребенку все самое лучшее

Подумайте о том, что перспективы уверенного, надежного будущего есть не у всех. Каждый может остаться без работы, второй половинки, поддержки родителей. А может быть и наоборот. С рождением малыша, Ваша жизнь может сильно измениться, у Вас могут появиться новые возможности.

5. Страх за то, что не получится наладить грудное вскармливание

Некоторым женщинам кажется, что – это целое искусство, которым нужно научиться владеть после рождения ребеночка. Здесь главное настроится на то, что это естественный процесс и никаких особых навыков он не требует. Важно просто с первого раза , а дальше все пойдет, «как по маслу».

6. Страх за то, что ребенок может причинить себе вред

В возрасте примерно 6 месяцев кроха начинает активно изучать окружающий мир. Он ползает, трогает все вокруг, пробует на вкус. Но Вы заранее можете подумать о его безопасности. Уберите предметы, которые могут причинить ему вред. Поставьте заглушки на розетки, постарайтесь сгладить острые углы, обратите внимание на ступеньки.

7. Страх за то, что ребенок упадет

Детки значительно крепче, чем Вы о них думаете. Они в своем развитии проходят сложные этапы, которые просто невозможны без падения, особенно это касается попыток научиться самостоятельно стоять и ходить. Природа наградила ребеночка сильными связками и мускулатурой, но оставлять его без присмотра, ни в коем случае нельзя.

8. Страх за то, что ребенок не проснется

Этот страх преследует всех родителей до того возраста, пока кроха не научится переворачиваться и держать голову. А вдруг он уткнется в одеяло либо матрасик и не сможет дышать? Для этого нужно правильно организовать спальное место карапуза и контролировать его сон.

9. Страх за собственную жизнь

С рождением ребеночка, ответственность за него ложиться на родителей. И страх, что малыш может потерять Вашу заботу, нежность, тепло, вполне объясним. Но, рано или поздно, он отпустит Вас, останется только чувство умиления и радости за малыша.

Родители беспокоятся и волнуются за деток и это нормально, но помните о том, что Ваше беспокойство может передаваться крохе и на этом фоне развиваются другие страхи.

Это инструмент и инструкция по работе с детскими страхами и страхами родителей. Она не только о тревожности и страхах, но и об отношениях родителей и детей, о том, как помочь взрослым понять малышей и подружиться с ними, о том, как помочь детям почувствовать себя счастливее.

От авторов
Введение
Глава 1 — Мамины страхи
Глава 2 — Первые страхи и беспокойства младенца
Глава 3 — И снова о маминых страхах
Глава 4 — Страхи детей от года до трех лет
Глава 5 — Страшные взрослые: Дед Мороз и Клоун
Глава 6 — Как ожидания родителей влияют на ребенка
Глава 7 — Страхи детей от трех до пяти лет
Глава 8 — Мальчишки и девчонки, а также их страхи
Глава 9 — Почему дети боятся врачей?
Глава 10 — О смелости
Глава 11 — Зачем малышу расслабляться?
Глава 12 — Ситуации, которые тревожат ребенка и способствуют появлению страхов
Глава 13 — Когда действительно нужно беспокоиться
Глава 14 — Как подружиться со страхом
Послесловие
Первые отзывы о книге

Если Вам интересен мой отзыв на книгу, вот он:

«Страхи — это то, что есть у каждого человека. А когда у женщины рождается ребенок, то страхов у нее становится еще больше. И не многие мамы задумываются о том, что ее страхи легко передаются и ее малышу.

Книга «Большие страхи маленьких детей и их родителей» рассказывает мамам о том, какие переживания могут возникать у деток с самого рождения, какие страхи передаются от мамы малышу, что делать со своими материнскими страхами (переживаниями) и перечень самых «стандартных» детских страхов.

«Изюминкой» книги является «рецепт» для лечения страхов — сказка. К каждой главе книги написана сказка не только для ребенка, но и для мамы. Сказки помогают родителям стать более уверенными в своих словах и действиях.

Книга подойдет всем будущим родителям, которые с опаской вглядываются в будущую жизнь. Так же можно порекомендовать эту книгу всем мамам, которые уже имеют детей и хотят воспитать их счастливыми».

Страхи и фобии - распространенные причины обращений среди моих клиентов. Чаще всего эти люди ничего не ведают о причинах своих фобий. Также мало кому известно, что страх и фобия это не одно и то же.

Как сказал классик: “Жизнь человека это история его страхов”. И это утверждение верное, если посмотреть под определенным углом. По мере своего развития ребенок получает много информации и перерабатывает ее.

Неизбежно ребенок встречается с ситуациями, которые пугают его. Отдельные события расцениваются как травматические и посредством психической защиты “вытеснения” убираются из сознания в бессознательную область психического аппарата, вытесняются.

Несмотря на то, что данный страшный эпизод стерт из сознания, якобы забыт, он продолжает оказывать влияние на сознание ребенка (и взрослого!) и давать о себе знать, например, в виде фобии.

В качестве первой иллюстрации приведу знаменитую фобию Фрейда. Как известно отец психоанализа страдал от сидеродромофобии (боязнь поездов). Любая поездка на поезде, а таких было много, превращалась для него в сущее страдание.

Посредством самоанализа, анализа собственных сновидений и бесед с матерью о своем раннем детстве, Фрейд смог разгадать причину недуга. Все произошло, когда ему не было и трех лет. Маленький Зигмунд и его родители отправились на поезде в другой город.

По пути в тот город ребенок вел себя предельно спокойно. В пункт назначения семейство Фрейдов прибыло поздно вечером и было решено остановиться в привокзальной гостинице. Свободного номера с двуспальной кроватью не оказалось, поэтому пришлось арендовать два одноместных номера по соседству. Маленький Фрейд, само собой, остался с матерью. Малыш лежал на кровати и наблюдал за тем как его мать, облаченная в пижамное платье, готовилась ко сну.

Естественным образом влюбленный в свою мать ребенок предвосхищал как через мгновение-другое он будет спать рядом с обожаемой матерью, зачарованный теплом и запахом ее тела.

Однако произошло то, чего Зигмунд предугадать не смог - в номер вошел отец и позвал жену к себе в покои. Она покорно согласилась и направилась в сторону открытой двери. В момент, когда мать выходила из номера, раздался громкий гудок паровоза - вот, что примерно вспомнил взрослый Зигмунд Фрейд через некоторое время после беседы с матерью о том вечере.

Именно этот гудок и стал для малыша символом пугающего расставания с матерью. На обратном пути малыш безутешно плакал каждый раз когда слышал гудок паровоза.

Произошедшее в номере травматическое событие было “забыто” посредством вытеснения. Вместо этого страха возникла фобия. Поезд символизировал жуткое событие - расставание с любимой матерью.

Фобия стала защитным забором, ограждающим от страха разлуки.

Вот еще короткий пример: распространенная среди мужчин гинекофобия - боязнь женщин. Частой причиной этого, хотя и не единственной, является так называемая фаллическая мать и, как правило, сопутствующий слабый, безавторитетный отец. В норме когда отец структурирует жену и защищает ребенка от материнского произвола (подробно об этом я писал в одной из ).

Все это способствует мощному усилению таких страхов ребенка как: страх кастрации; страх наказания, а позже и страх смерти.


Также подобные условия воспитания ребенка однозначно способствуют формированию “негативного Эдипова комплекса” со всеми вытекающими последствиями. Негативный эдипов комплекс связан с любовью ребенка к родителю одного с ним пола и ненавистью к родителю противоположного пола.

Например, такие мужчины, компенсируя нехватку отцовского внимания, часто создают очень крепкие дружеские отношения с другим мужчиной. Эта дружба, скорее, похожа на отношения гомосексуальной пары (без соития). Такие друзья ревнуют друг друга к другим друзьям и к девушкам, с которыми и без этого все сложно.

Фобия защищает от встречи с бессознательным страхом и является символом этого страха.

И каждая из них защищает человека от встречи с каким-нибудь страхом, то есть от пугающих бессознательных влечений. Например, от бессознательного страха смерти или влечения к смерти.

Влечение к смерти по Фрейду относится к “фундаментальной категории влечений, противоположным влечениям к жизни, цель которых - полное устранение напряжения. Эти влечения главным образом направлены внутрь, на саморазрушение, и лишь вторично проявляются в форме влечения к (внешней) агрессии, к разрушению”.

Опираясь на вышесказанное можно заключить и то, что страх, от которого защищает фобия, формируется в детстве. Очевидно, что нет ни единого варианта исключить развитие страхов у ребенка, но попытаться минимизировать эти шансы и не способствовать развитию страхов - можно.

Формирование фобий в детстве

Даже без вмешательства взрослых в процесс психического становления ребенка, он неизбежно встретится с событиями, которые вызовут страх, тревогу. Предотвратить подобное - невозможно. Однако можно попытаться воспитывать ребенка таким образом, чтобы минимизировать вероятность его психической травматизации, вместо того, чтобы культивировать в нем страхи и тревогу.

К психологам вообще, и ко мне в частности, регулярно обращаются родители, которые жалуются на “плохое поведение” своих детей. Некоторые из родителей умудряются даже обвинять своих отпрысков в этом.

Большинство вовсе не задумываются о том, что их “не ребенок, а чудовище какое-то” в общем-то обычный ребенок, а поведение его обусловлено непосредственно обстановкой в семье - взаимоотношениями “мать - отец”, “мать - ребенок”, “отец-ребенок”.

Известно, что поведение ребенка - это всегда симптом родителей, но почему-то некоторые из них так не считают, а надеются, что ребенок это такое существо, которое “ничего не понимает, ведь он маленький” и растет сам по себе как фикус - главное вовремя поливать.

А если ребенок вдруг стал капризным, беспокойным и, то это значит, что “у него шарики за ролики заехали”. К сожалению, зачастую приходится залечивать детские раны, которые нанесли их же родители.

При этом стоит отдать должное всем родителями, которые все же приводят своих детей к специалистам. Некоторые из тех, кого в свое время не привели родители, приходят сами уже в зрелом возрасте, жалуясь на тревоги, панические атаки и фобии.

Страхи буквально отравляют жизнь ребенка. Он словно живет в тюрьме, а надзиратели в ней это страх наказания, страх неодобрения, боязнь взрослых, боязнь Бога, Дьявола и тд.

Как результат - ребенок живет в страхе и испытывает ненависть к жизни и всем ее компонентам. Если страхи вовремя не проработаны, они “вырастают” вместе с ребенком и продолжают отравлять жизнь, но уже взрослому человеку.

Наверняка и у многих из вас, уважаемые читатели, есть один или несколько страхов, тревога или панические атаки, природа которых вам не известна. Откуда они?

Хочу заметить, что страхи бывают разные - те, что помогают нам жить - рациональные и те, что мешают - иррациональные.

В каком то смысле все люди - трусы. Кто-то скрывает свои страхи, кто-то нет. В трусливости нет ничего плохого, если страхи не мешают комфортно жить.

Рациональный страх смерти - охраняет наши жизни. Например, в природе страх, именуемый “инстинктом самосохранения” способствует сохранению вида.

Среди “пси-специалистов” есть категория, которая считает, что причина всему - наследственность, генетика, что странно. Однако общепризнанного научного ответа на вопрос “почему одни дети рождаются храбрыми, а другие - с “заячьей душой” - нет.

Возможно генетика, а возможно это связано с внутриутробным развитием. Может быть, в силу определенных обстоятельств тревожная беременная мать каким - то образом передает свою тревогу плоду.

И если на данном этапе развития науки специалисты не имеют возможности отслеживать и сопровождать внутриутробное психическое состояние будущего ребенка, чтобы тот не родился, например, робким, то методы правильного взаимодействия с ребенком сразу после его рождения неплохо изучены и находятся в свободном доступе.

Несмотря на обилие этих материалов именно неправильное воспитание часто делает детей застенчивыми и трусливыми. Впоследствии они вырастают во взрослых с отравленной душой, которые вероятно воспитают таких же детей.

“Здоровые свободные дети не боятся будущего, они смотрят вперед с радостью. В свою очередь, их дети тоже встретят жизнь без болезненного страха перед завтрашним днем”. А. Нилл

Поговорим об ошибках в воспитании, которые допускают родители во время воспитания детей

Большинство психологов сходятся во мнении, что наибольший вред психике ребенка наносится с момента его рождения и до 5 лет жизни.

Вред, который поселится в его душе на всю жизнь. Именно в этот период ребенок переживает важнейшие стадии психического развития: оральная, анальная, фаллическая стадии.

Конечно же необходимо отметить, что “воспитание” страхов в ребенке, как и многого другого, начинается еще до его рождения. Если будущая мать тревожна и закомплексована, то велика вероятность того, что мать, сама того не осознавая, “передаст” все это ребенку в процессе воспитания. У любого ребенка всё начинается с матери.

Снимаю шляпу перед теми женщинами, которые это понимают и ради будущего своих детей обращаются со своими тревогами к специалистам еще до рождения ребенка - то, что можно назвать “ответственный подход”.

Основные ошибки в воспитании, провоцирующие неврозы, страхи, фобии

Однозначно будет ошибкой наказывать ребенка за его естественный сексуальный интерес.

Помимо наказаний за подобного рода интерес, многие родители, но чаще мамы и бабушки, запугивают ребенка, например, карой небесной и подобными мифическими пророчествами, что увеличивает вероятность вырастить ребенка - труса.

Проклятия это вообще один из мощнейших источников детских страхов. Ребенок не знает о культурных нормах и о том, что взрослые в какой-то момент определили сексуальный интерес как нечто недопустимое, грешное.

Поэтому ребенок смело исследует себя и вдруг слышит от взрослого, который “все знает”, что-то вроде: “не трогай, а то отвалится; Боженька покарает; Черти ночью заберут под кровать ” и тд.

Что происходит в такой момент в психике ребенка, который пока крайне наивен и верит всем словам старших, в чудеса и в Деда Мороза? - Формируется страх кастрации, который кстати примерно одинаков у девочек и у мальчиков.

“Вынь руки из под одеяла. А то - все отсохнет, волк укусит” и тд - вот, что звучит в головах несчастных, запуганных детей.

Вероятно, вы даже не представляете сколько тревожных детей, а впоследствии взрослых, которые запуганы именно таким способом обращаются к психологам. А сколько не обращаются.

“Сексуальное ограничение идет рука об руку с определенной трусливостью и осторожностью, между тем, как бесстрашие и отвага связаны со свободным удовлетворением сексуальной потребности, писал Фрейд.

Помимо наказаний еще один верный способ сделать ребенка трусом - это запугивать(!) его карой небесной, адом, чертями и тому подобным.

Известно, что страх и влечение всегда идут вместе. Что это значит? Бессознательный страх кастрации может одновременно стать желаемым как наказание за мастурбацию, за сексуальное влечение. На поверхности - тревога.

Также в связи с вышеописанными методами воспитания дети нередко страдают ночными кошмарами, бессонницей. Почему? Естественно у ребенка есть эротические фантазии, мысли о сексе. Но он уже узнал от взрослого, что все это грешные мысли, что за это черти покарают и он неминуемо отправится в Ад.

Результат - ребенок “горит” в своих сновидениях адским пламенем, его терзают чудовища за его “грязные” мысли и “нечистую” совесть. А нечистую совесть, кстати говоря, ребенку формируют нерадивые родители.

Теперь стоит упомянуть колыбельные песни.

Одна из самых популярных русских-народных колыбельных включает в себя следующие слова:

“Баю-баюшки-баю,
не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок”

Такое послание вряд ли способствует крепкому, спокойному сну. Перспектива быть “ухваченным за бочок”, в случае приближения к краю кровати - далеко не радужная.

Дети действительно верят, что какой-то волк, вероятно прячущийся где-то в темном месте детской комнаты, сидит и ждет, пока ребенок подвинется к краю кровати.

Выбирайте колыбельные, которые не пугают детей карой волчьей, а иначе у ребенка может развиться никтофобия боязнь темноты. Чаще всего люди заполучают ее в раннем детстве, испытав сильный страх, порой надуманный, в темной комнате или на ночной улице. Например, волк утаскивающий за бочек. Со временем причина страха забывается, но боязнь самой темноты не проходит.

Или боязнь остаться одному. Если мама, папа уйдут, то кто же от страшного волка защитит? (монофобия).

Также развитию страхов, а как следствие фобий, способствует ситуация когда родители и ребенок спят в одной комнате.

Рационализации на тему “жилищных условий” я уже слышал много раз.

Ребенок спит и вдруг, в ночи слышит незнакомые звуки, издаваемые родителями, например, во время полового акта. Ребенок может подумать, что “папа обижает маму”.

Позже мальчик, идентифицируя себя с отцом - агрессором может, как вариант, вырасти садистом, так как в его представлении секс связан с причинением страдания.

А девочка мазохисткой, так как в ее представлении секс связан с терпением, мама ведь терпела. Известная и распространенная сексуальная фантазия у женщин - быть изнасилованной, как минимум понарошку.

Жилищные условия - жилищными условиями, но наверняка можно найти время и место, чтобы удовлетворить свои потребности без свидетелей.

Будет здорово, если мать, бабушка, дедушка воздержится от запугиваний ребенка отцом.

Всем известно как это обычно бывает: “Ах, ты негодник, вот придет отец с работы и устроит тебе!”. И вот ребенок сидит в страхе и ждет когда же придет изверг-отец. Когда раздается звонок в дверь у ребенка от страха дыхание замирает, в прямом смысле.

Если так будет продолжаться регулярно, то вероятно, ребенок превратится в дрожащий осиновый лист или у него сформируется акустикофобия - боязнь разных звуков, в числе, которых и звук дверного звонка.

К акустикофобии могут приводить и другие факторы, например: громкие ссоры родителей, услышанные ребенком в детстве или крикливый учитель в школе. Ребенок запуган, со временем появились учащенное сердцебиение, повышенное артериальное давление, гиперпотливость, бледность или мраморность кожи, пульсация в голове, покалывание в руках или ногах и прочие сопутствующие фобиям и неврозам симптомы.

И начинаются регулярные хождения по поликлиникам, где через какое-то время, после того как таблетки не помогут, терапевт скажет: “мы сделали, что могли, видимо вам к психологу ”.

Но если, все же мать запугивает ребенка отцом, он должен поступить мудро и никогда не воплощать в реальность страшные пророчества матери. Помимо того, что ребенок сможет избежать печальных для него последствий, отцу не достанется вся ненависть ребенка, которую тот направлял на мать до прихода отца.

Конечно же не стоит врать своим детям о том какими вы, родители, якобы были милыми ангелочками в детстве.

Как вы всех слушались, как великолепно учились, как муху в жизни не обидели. Если сын спросит у отца хулиганил ли тот в детстве, то отцу следует ответить честно, если он хулиганил. Например: “Да, сынок, я разбил пару стекол в школе и подбил воробья из рогатки. Не могу сказать, что горжусь этим, сейчас я бы так не поступил, но что было - то было”. В любом случае не будет лишним уважительно обсудить с ребенком причины его такого поведения, если тот хулиганит.

Здорово, если честные ответы отца будут распространяться на все вопросы ребенка.

То, чего никогда не надо делать родителям так это запугивать детей чем-то или кем-то.

Как часто приходится слышать, проходя мимо детской площадки, как мать пытается “воспитывать” своего ребенка запугиваниями типа “Прекрати, а то тебя дядя полицейский, баба Яга, черт лысый заберет”.

Помимо того, что со временем ребенок обнаружит, что его мама - врунья, у него может возникнуть фобия. Например боязнь динозавров, призраков, драконов и тд. Или полицейских (полициофобия). Блюстители порядка станут для него символом того, кто наказывает за “плохое” поведение или за “плохие” мысли.

Дети всегда связывают страх со своими провинностями - поступил, подумал “плохо” и сразу страх наказания. Как вариант, воспитанный запугиваниями ребенок, чувствует вину за свои сексуальные мысли, мастурбацию или еще какие то “плохие” поступки, а боится полицейских на улице. Кстати подобные фобии часто формируются уже у маленьких детей, например у тех, кого воспитывает строгий отец или строгая мать.

Помните я писал выше о полициофобии? Думаю многие из взрослых, которые водят автомобиль были в следующей ситуации: находясь в пути за рулем, человек спокойно едет куда-то, правил при этом не нарушает. В какой-то момент водитель замечает сотрудника ГИБДД. Душа замирает, возникает сильная тревога, чувство вины, всякие мысли. Откуда это? Ведь данный человек ПДД не нарушал.

Полицейский - представитель власти - в этом случае может символизировать строгого, деспотичного отца, который своими методами воспитания и жесткими правилами поведения сформировал у ребенка страх перед отцом и наказанием. Отец в таком случае символизирует закон. В свою очередь полицейский, как представитель закона, символизирует строгого отца. Детский страх, как травматичный опыт, был вытеснен в бессознательное. “На поверхности” образовалась полициофобия, символизирующая страх перед строгим отцом.

Если отец не хочет, чтобы его ребенок вырос замкнутым, запуганным и, что называется нервным, то из методов воспитания следует исключить ненависть и недоверие. И не быть для своего ребенка прокурором-обвинителем, тюремщиком, строгим цензором и тд.

Часто дети чувствуют вину за те мысли, о которых не помнят вовсе. Например за то, что желали смерти своим родителям. Или убивали кого-то в своих фантазиях. Убить в понимании ребенка это всего лишь убрать с дороги.

Например: не разрешил ребенку смотреть его любимый мультфильм - получай звонкую очередь из невидимого или игрушечного пулемета с криками “ты убит!”. Обычная ситуация. Для ребенка это значит не убить в понимании взрослого, а “уйди и не мешай смотреть мультики!”.

От некоторых родителей можно получить ответный “залп” в виде проклятия “тебя Бог за это накажет”, “вот умру, потом пожалеешь”. Потом на порогах кабинетов пси-специалистов появляются люди, например с депрессией или тревогой, причиной которым является сильно чувство вины за смерть отца или матери. Они буквально убеждены в том, что ответственны за это.

Минимизировать появление страхов подобного рода и чувства вины - можно. Для этого родителям нужно воздержаться от воспитания криками и битьем. Таким образом у ребенка будет значительно меньше причин ненавидеть своих родителей и фантазировать о их смерти, а значит будет меньше поводов для возникновения подобных тревог.

Воспитание запугиваниями заставляют ребенка вести себя хорошо не потому, что он того хочет, а потому что он боится наказания. В этом случае ребенок “соглашается” с родительскими взглядами и ценностями, не потому что принимает их, а потому что боится родительского или мифического гнева.

Также как и воспитание в стиле “веди себя хорошо и тогда тебе воздастся” - нельзя отнести к правильному способу.

Фрейд писал: “Нет ни одного человека, способного отказаться от наслаждения; даже самой религии приходится обосновывать требование отказаться от удовольствия в ближайшее время обещанием несравненно больших и более ценных радостей в некоем потустороннем мире”. Понимаете?

Запугивая детей, родители эгоистично облегчают себе жизнь. Ведь такие дети требуют гораздо меньше внимания в силу того, что избегают общения с родителями.

Огромный опыт пси-специалистов, работающих с семьями и с детьми в частности, показывает, что наиболее счастливые семьи - те, в которых “родители честны и откровенны с детьми и не морализируют. В таких семьях детям неведом страх. Отец и сын там друзья, и такая атмосфера благотворна для любви. В других семьях любовь убивают страхом.

Надутая важность одних и принужденная уважительность других не пускают любовь в семью. Навязанное уважение всегда связано со страхом”. А. Нилл.

Подводя итог можно сказать, что воспитать смелого, жизнерадостного и не закомплексованного ребенка, не так уж трудно: просто вместо того, чтобы запугивать ребенка, вызывать у него чувство вины и страх перед наказанием, родители должны проявлять уважение и понимание к ребенку и его чувствам.

Гинотт писал: “К ребенку нужно относиться так же, как к дорогому гостю - то есть уважительно”.

Портрет ребенка, чьи родители патологически за него боятся, выглядят примерно так: болезненный мальчик или девочка, которых не водят в детский сад, заставляют сто раз на ню мыть руки, не подпускают к качелям, лестницам и велосипедам, которым не разрешают гладить соседского пса, даже если он безобиднее хомяка, и вообще не спускают с них глаз – им везде мерещатся страшные опасности. Узнали свое чадо, а заодно и себя? Тогда эта статья для вас.

Патологический страх за ребенка

Если верить психологам, все люди чего-то да боятся, например, кого-то пугает высота или замкнутое пространство, а кого-то дрожь берет при виде змей или тараканов. Но если одни легко справляются со своими страхами, то у других они принимают поистине вселенские масштабы. Все зависит от типа личности и жизненных обстоятельств. Например, есть такой тип людей – тревожно-мнительные, которые живут с ощущением постоянной опасности. Их пугает абсолютно все: таяние снега в Арктике, ураганы в Америке, предсказания о скорой гибели человечества, а и само человечество, кстати, тоже: «Кругом одни маньяки, алкоголики и наркоманы».

Повышенная тревожность обычно передается по женской линии, а и вообще чаще встречается у представительниц слабого пола. Набор страхов у каждой пугливой особы свой, но практически всегда в него входит страх за ребенка.

Впрочем, за чадо боятся не только тревожно-мнительные особы, а вообще любые нормальные мамы и папы – это проявление родительского инстинкта. Ребенок – самое главное, что у них есть, и они всячески стараются его оберегать. Однако весь вопрос в «дозировке» страха. Если одни борются с волнением, позволяя отпрыску бегать, лазить, кататься на роликах и устраивать дома опыты с химией, то другие кутают его в теплые вещи даже летом, во время прогулки усаживают рядом с собой на лавочку, а про велосипед, ролики и лабораторные опыты даже думать запрещают. Почему же нормальная, в общем-то, вещь – страх за ребенка – превращается в патологию?

Причины появления патологии

Когда происходят события, меняющие привычный уклад, например ребенок идет в детский сад, уезжает в лагерь или, не дай Бог, оказывается в больнице, это усиливает беспокойство родителей. Подобное переживают все мамы и папы, но со временем большинство из них успокаиваются: чадо выздоравливает, адаптируется в новом коллективе. Однако у мнительных личностей после перенесенного стресса тревожность лишь усиливается.

  • Психологическая травма. Утрата близких, развод с мужем и т.п. – может привести к тому, что женщина всю свою любовь выплескивает на драгоценного отпрыска, ограждая его от реальных и мнимых опасностей.
  • Детские травмы. Причиной чрезмерного страха за ребенка может стать… страх собственной смерти. Скорее всего, будучи маленькой, женщина сильно испугалась, узнав, что все люди смертны, но никто из близких не обратил внимания на ее смятение. Не отработанный в детстве страх превратился в монстра, вызывающего сильную непрерывную тревогу, которая вылилась, в частности, в чрезмерное беспокойство за собственного ребенка.
  • Чувство вины. Это случается с мамами, которые вынуждены все время проводить на работе. Уделяя мало времени сыну или дочери, они грызут себя изнутри: «Я плохая мать, совсем не вижу ребенка!». В итоге чувство вины перерастает в постоянный страх за жизнь и здоровье своего чада.

Что с этим делать?

Любой навязчивый страх – настоящее бедствие для тех, кто его испытывает: он причиняет массу душевных мук и терзаний, а в запущенных случаях и вовсе порабощает свою жертву: человек не может отделаться от мысли, что наследника похитят или он умрет от неизлечимой болезни или попадет в аварию. А мысль, как известно, материальна – думая о возможных ЧП, вы нередко их только притягиваете.

Именно поэтому дети, над которым постоянно трясутся родители, чаще своих сверстников попадают в различные неприятные ситуации. Более того, они быстро обзаводятся собственными страхами. Такие дети замкнуты, не уверены в себе, боятся перемен, неохотно идут на контакт. Это первые кандидаты в невротики, причем невроз может развиться уже в школьном возрасте. Стало быть, с патологическим страхом за ребенка просто необходимо бороться.

  1. Позитив. Проснувшись утром, гоните прочь мрачные мысли – посмотрите, как ласково светит солнышко, или послушайте, как звонко шлепает по крыше дождик. Хорошо бы записаться на тренировки – во время фитнес тренировок вырабатываются гормоны счастья эндорфины.
  2. Отделите реальное от мнимого. Беспочвенные волнения съедают львиную часть вашей энергии. Например, тревожиться, как ребенок после уроков дойдет до дома – нормально. Однако миллионы детей каждый день ходят в школу и обратно самостоятельно, и ничего плохого с ними не случается. Да вы и сами наверное обходились в детстве без нянек. Попросите сына или дочь звонить после занятий, проведите инструктаж на тему, что нельзя доверять незнакомым дядям и тетям.
  3. Сделайте жизнь насыщенной и интересной. Чаще всего избыточным страхом за ребенка страдают те матери, которые проводят с ним буквально все время, не доверяя любимое дитятко никому – ни бабушке, ни няне, ни воспитательнице. Научитесь хотя бы ненадолго разлучаться с малышом. Устройтесь на работу, отдав его в детский сад, пусть даже на пол дня, водите на развивающие занятия. Ведь навязчивый страх нередко скрывает неумение жить своей жизнью. Как известно, лучший способ отвлечься от собственных проблем – заняться чужими.