Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющих различные трудности в развитии и поведении.

В процессе занятий дети должны: прежде всего, расширить свой жизненный опыт, обогатить чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.

Особенно важна интеграция для детей, ведь их сенсорные система только формируется и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной комнате развивает адаптивные функции воспитанников и повышают его познавательную активность. А именно.

Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей:

  • саморегуляция и самоконтроль
  • уверенность в себе.

Развитие коммуникативной сферы воспитанников:

  • эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку
  • формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков
  • преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность) .

Развитие психических процессов дошкольников:

  • произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость
  • память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое) , умственные способности
  • развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

Для осуществления поставленных задач применяться

Методы работы в сенсорной комнате: такие как

  • игры и игровые упражнения
  • специальное оборудование для развитие восприятия, внимания, мышления.
  • дыхательные упражнения
  • релаксационные упражнения такие
  • беседы и сказкотерапия
  • наблюдения
  • песочная терапия
  • работа с ширмой
  • музыкотерапия со звуками природы и животных.
  • лего-конструирование
  • интерактивная доска.

Сенсорная комната оборудована по модульному принципу, что позволяет использовать их для релаксации и развития детей, с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение занятий в сенсорной комнате осуществляется по назначению врача невролога, по решению ПМПК и ПМПк, по наблюдению педагогов и психолога, а также по запросу родителей.

Занятия в комнате с дошкольниками проводятся и начинаются с ритуального приветствия, после чего в разных последовательностях

(в зависимости от особенностей сценария) применяются такие методы как тематические ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, драматизация, игры и упражнения со специальным оборудованием. Ролевые игры в сенсорной комнате активизируют познавательную деятельность воспитанников, а упражнения для релаксации стабилизируют нервную систему и способствуют ее более гармоничному развитию. Задания и упражнения со специальным оборудование и ЛЕГО-конструированием позволяет значительно расширить диапазон работы психолога для достижения поставленной цели каждого занятия

Если целью занятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального, физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то занятия рекомендуется начинать с активационного блока и постепенно переходить к более релаксирующим упражнениям. Световые эффекты и подвижные конструкции стимулируют активность ребенка, а все оборудование блока направлены на подвижные игры с повышенной активностью.

После активационного блока занятия продолжаются в релаксационном бассейне с шариками, которые снимают мышечное напряжение. Все действия происходят под успокаивающую музыку, звуки природы или пение птиц, что создает особенную атмосферу, которая обладает целительными свойствами.

Занятия имеют следующую структуру:

  • ритуал начала занятия (рефлексия)
  • игровое задание на развитие психических процессов
  • релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение
  • ритуал окончания занятия (рефлексия) .

Длительность занятия – 20-25 минут.

Занимающиеся на занятиях, это дети с нарушениями опорно- двигательного аппарата, речи,. Таким деткам трудно адаптироваться к условиям детского сада, сложности вызывает общение со взрослыми и сверстниками, развивающие занятия не заинтересовывают и быстро утомляют ребенка. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста также нуждаются в занятиях в сенсорной комнате, в основном, в связи с трудностями поведения и общения.

Для этого возраста характерными трудностями являются: страхи, тревожность, агрессивность которые часто не поддаются педагогическим и воспитательным воздействиям педагогов и родителей. В работе с такими детьми сенсорная комната является незаменимым местом.

В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, сухой душ) , ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие.

Самым важным и уникальным, моей работы в сенсорной комнате, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, наши занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод, о том что, реализация системы индивидуально подгрупповой работы в сенсорной комнате имеет тесное взаимодействие с педагогически персоналом, и способствует на осуществление системы работы в сенсорной комнате.

Возможности сенсорной комнаты

Эмоциональное развитие;

  • Снятие психоэмоционального и телесного напряжения (психоэмоциональная разгрузка)
  • Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля
  • Тренировка стрессоустойчивости
  • Психогимнастика
  • Коммуникативные игры
  • Развитие позитивного отношения к себе и к окружающему миру
  • Развитие двигательной функции.
  • Развитие психических и познавательных процессов

ЦЕЛЬ: Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей, развитие восприятия и пространственных представлений.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • снятие психоэмоционального напряжения
  • саморегуляция и самоконтроль
  • умение управлять своим телом, дыханием
  • умение передавать свои ощущения в речи
  • умение расслабляться, освобождаться от напряжения
  • формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях
  • сенсорное развитие (цвет, форма, величина)
  • формирование пространственных представлений.

Оборудование сенсорной комнаты

  1. Необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной комнате.
  2. Ограниченное число детей.
  3. Отсутствие внешних шумов во время проведения занятий.
  4. Системность и структурированность занятий.

Игры, упражнения для работы педагога – психолога в сенсорной комнате.

Цветотерапия (аквалампа,)

Цель: стимулировать и развивать умение ребенка соотносить цвет с настроением, развивать мышление и воображение.

  1. ребенок говорит, какое настроение у него вызывает тот или иной цвет воды.
  2. ребенок рассказывает о том, как изменилось его настроение после наблюдения за всеми цветами воды.

Сказкотерапия (аквалампа, ширма, песочница)

Цель: развивать речь, воображение, мышление, умение соотносить цвет с настроением.

  1. ребенок сочиняет сказку о приключениях основываясь на увиденном.
  2. ребенок придумывает историю о том, как меняется характер героев в зависимости от цвета.
  3. ребёнок вместе со взрослым придумывает сюжеты и разыгрывает их.

Обезьянки (зеркало)

Цель: развивать произвольное внимание, формировать умение подражать, создать хорошее настроение.

Дети смотрятся в зеркало, ведущий корчит рожицу, остальные – «обезьянки» - повторяют. Кто лучше повторит, тот становится ведущим. В роли ведущего должны побывать все дети.

Клоуны (зеркало)

Цель: создание бодрого настроения, развитие мимики и пантомимики.

Ведущий – «клоун» - старается развеселить ребенка с помощью мимики и жестов. Ребенок повторяет движение за ним:

  • указательным пальцем нажимает на кончик носа
  • растягивает уголки губ
  • ладонью одной руки машет из-за головы, другой – чешет нос
  • показывает длинный нос, с помощью ладоней
  • изображает смешную мордочку обезьянки.

«Клоун» сообщает, что увидел, как ребенок может веселиться и радоваться.

Отгадай настроение (зеркало)

Цель: развитие мимики и пантомимики, умения отражать и угадывать настроение.

Ребенку даются карточки с изображениями лиц детей с разным настроением. Ребенок показывает настроение, изображенное на карточке, а

Цель: развитие творческого воображения, зрительного восприятия, концентрации внимания.

Психолог с ребенком наблюдают за объектом, делятся полученными впечатлениями, а затем совместно придумывают сказку или историю на основе полученных впечатлений.

Под дождем (сухой душ)

Цель: стимуляция зрительных и тактильных ощущений, снятие нервно-психического и эмоционального напряжения.

Ребенку предлагается представить что это волшебный дождь, который смывает все страхи, обиды и переживания. Под сухим душем кладется подушка, что бы ребенок мог пофантазировать, сидя на ней

Море (сухой бассейн)

Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения.

Ребенок лежит в сухом бассейне. Ему предлагается представить, что он плавает в море на спине (на животе, на боку и т.д.) . Ребенок имитирует движения, придумывает рассказ.

Волшебный мостик (сенсорная дорожка)

Цель: развитие внимания, умения передавать свои ощущения в словесной форме; стимуляция анализаторов подошв ног, профилактика плоскостопия.

Ребенку предлагается идти по дорожке и на каждой подушечке, остановившись, сказать о том, что ощущают его ножки.

Выполняет аналогичные задания по сигналу ведущего, изменяя темп.

Сказочный цветок (аквалампа)

Цель: развитие восприятия, артикуляционного аппарата, воображения.

Ребенок наблюдает за тем, как изменяются цвета, называет их. Для каждого цвета, с помощью психолога, придумывает волшебную историю. В конце упражнения ребенку предлагается побыть сказочным ветерком, который погладит цветок своим дуновением (ребенок с разной силой и темпом дует на волокна лампы) .

Музыкотерапия

Цель: обогащение восприятия и воображения, создание психологического комфорта, снижение нервно-психического напряжения, активизация двигательной активности, формирование навыков саморегуляции.

Ребенку предлагается внимательно послушать музыку (звуки, в зависимости от цели занятия) , прокомментировать свои ощущения, выразить их в движении.

Уходи, злость, уходи!

Цель: учить выплескивать агрессию, гнев.

Ребенок ложится на мягкое напольное покрытие (сухой бассейн) . Упражнение начинается и заканчивается по сигналу ведущего. По сигналу ребенок начинает бить ногами и руками по покрытию с громким криком «уходи, злость, уходи!!!» . Упражнение длится около 4 минут, после чего ребенок должен отдохнуть еще 3-4 минуты.

Выбиваем пыль

Ребенку предлагается выбить пыль из подушки, но так как она очень упрямая, бить надо очень сильно. После упражнения ребенок в течении минуты спокойно сидит или лежит, восстанавливая дыхание.

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ребенку разрешается в течение 3 минут вести себя на мягком напольном покрытии (или в сухом бассейне) так, как он хочет (прыгать, крутится, вертеться и т.д.) . После упражнения ребенок в течении минуты спокойно сидит или лежит, восстанавливая дыхание.

Упражнения по коррекции уровня тревожности

Цель: снижение тревожности; развитие мимики и пантомимики.

Чтение стихотворения:

Меня напугал так сильно страх
В потемках у ворот,
Что я в испуге крикнул: Ах!
Совсем наоборот:

Я крикнул: ХА!

И мигом страх забился под забор,

Он струсил сам!

И слово Ах я позабыл с тех пор!

Психолог говорит: когда чего-то боишься, надо страху громко говорить ХА! – тогда он испугается вас. А делать это надо так: поднять вверх руки, глубоко вздохнуть, резко наклониться вперед, руки опустить и громко выдохнуть ХА!!!

У страха глаза велики

Представь, что мы с тобой находимся в лесу и спокойно отдыхаем… Но что это?! Хрустнула ветка, еще одна! Кто это?! Нам стало страшно:

  • мы сжались в комочек и застали
  • брови подняли вверх, глаза широко раскрыли
  • рот приоткрыли
  • боимся пошевелиться и вздохнуть
  • голову втянули в плечи, глаза закрыли.

Ой, как страшно! Что это за огромный зверь?! И вдруг у своих ног мы услышали: «Мяу» Один глаз открыли, - а это котенок! Давай возьмем его в руки, погладим. Смотри какой он ласковый, и совсем не страшный!

Страх совсем не страшный (зеркало)

Цель: снижение тревожности; развитие мимики и пантомимики, воображения.

Ребенку предлагается с помощью мимики и пантомимики показать свой страх. Посмотри в зеркало, какой он твой страх, а теперь давай его напугаем (ребенок с психологом показываю перед зеркалом страшные-страшные рожицы) .

Упражнения на релаксацию с использование сенсорного оборудования

Летняя ночь (релаксатор)

«Ночная симфония»

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствует себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: личико, руки, ноги, спину… Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым и послушным… Дышим глубоко, ровно, легко…

Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится веселым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии…

Отдых на море (релаксатор)

: «Шум прибоя» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы находимся на берегу огромного синего моря. Мы лежим на мягком теплом песочке… Вам тепло и приятно…

Теплые легкие лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, ручкам, ножкам, по животику… Дышим глубоко, ровно, легко… Теплый ласковый ветерок обдувает все тело легкой свежестью. Нам тепло и приятно…

Лучики теплого солнышка скользят по нашей коже, приятно согревая ее. Мы спокойно отдыхаем и засыпаем… Дышим глубоко, ровно, легко…

Хорошо вы отдыхала, отдыхали, отдыхали,

Хорошо вам отдыхать? Но уже пора вставать!

Подтянуться, улыбнутся, всем открыть глаза и встать!

Отдых в волшебном лесу (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Лесные звуки» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами находимся в лесу, отдыхаем на мягкой зеленой травке. Вокруг нас много деревьев и кустарников. Растут разноцветные, яркие и очень красивые цветы: желтые, красные, голубые… У них приятный сладкий запах. Мы слышим пение птичек, шорох травинок, шелест листочков на деревьях.

Дышим глубоко, ровно, легко…

Теперь открывайте глазки, улыбнитесь друг другу и постарайтесь запомнить все, что видели в волшебном лесу.

Водопад (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Журчание воды» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Сядьте удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте себе, что мы с вами находимся под небольшим водопадом. Вода в нем чистая и теплая. Вам тепло и очень приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, ручкам и ножкам. Вода стекает и продолжает свой бег дальше.

Давайте немного посидим под водопадом и представим, что вместе с водой от нас уплывают все страхи, грусть и неприятности. А мы остаемся сидеть чистыми, бодрыми, веселыми и полными сил. Мы благодарны водичке за то, что она омыла нас. Открывайте глазки и улыбнитесь друг другу.

Радуга (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Лесные звуки» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами лежим на мягкой зеленой травке. Над нами чистое голубое небо, а на небе яркая разноцветная радуга. Радуга блестит, переливается всеми цветами и дарит нам свое настроение. Давайте посмотрим на ее цвета.

Красный и оранжевый дают нам тепло и силу. Мы становимся сильнее, нам тепло и приятно. Желтый цвет дарит нам радость. Солнышко тоже желтого цвета, его лучики гладят нас, и мы улыбаемся. Зеленый цвет – это цвет травы и листьев. Нам хорошо и спокойно. Голубой и синий – цвета неба и воды, мягкие и освежающие, как вода в жару.

А теперь открывайте глазки и вставайте. Давайте протянем ручки к нашей радуге и запомним все ощущения, которые она нам подарила.

Полет к звездам (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Шум прибоя» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами летим к звездам… Они становятся все ближе, и мы с вами видим какие они большие и красивые. Звезды приветствуют нас своим сиянием. Почувствуйте как вам хорошо и тепло. Мы купаемся в лучах звездного света и нам становится очень радостно. Дышим легко и спокойно.

Открывайте глазки и улыбнитесь друг другу.

Сердечки (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Стук сердца» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Послушайте ребята, что вы слышите? Тук-тук, тук-тук… Это тихонько бьются наши сердечки. Положите руку на грудь и почувствуйте… Тук-тук, тук-тук…

Наши сердца полны добра и любви. Тук-тук, тук-тук… Мы слушаем как стучат наши сердца, и нам становится хорошо и спокойно. Радость наполняет наши сердца с каждым ударом. Дышим легко и спокойно.

Откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

Рыбки (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения: «Журчание воды» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами разноцветные рыбки и плаваем в теплой воде, мягко шевеля плавничками и хвостиками. Мы плаваем над самым дном моря и видим красивые водоросли, разноцветные камешки на дне, других рыбок. Они радуются нам и улыбаются. Нам хорошо и спокойно. А теперь отдохнем и опустимся на мягкий теплый песок на дне моря. Нам хорошо и приятно лежать на морском дне.

Мы отлично отдохнули и поднимаемся на поверхность моря. Улыбнитесь солнышку и с улыбкой откройте глаза. Пусть улыбка останется с вами на весь день!

Волшебный сон (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения «Ночная симфония» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Начинается волшебный сон.

Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем, (2раза)
Сном волшебным засыпаем.


Наши ручки отдыхают…
Ножки тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (2раза)

Шея не напряжена
И расслабленна…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется. (2раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!

Но уже пора вставать!
Крепче кулачки сжимаем
И повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть газа и встать!
Солнечные зайчики (релаксатор)

Звуковое сопровождение упражнения «Лесные звуки» . Дети ложатся на мягкое напольное покрытие.

Ложитесь удобно, так, что бы ваши ручки и ножки отдыхали и закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами отдыхаем на лесной полянке. Мы лежим на мягкой теплой траве, а с неба нам улыбается солнышко. Оно посылает нам свое тепло и ласково касается лучиками. А вместе с лучиками к нам прилетели озорные солнечные зайчики. Один зайчик прыгнул нам прямо на носик, он дарит нам радость и улыбку. Давайте очень аккуратно погладим его, чтобы не испугать зайчика. С носика зайчик прыгнул на щечку и подарил нам тепло и спокойствие, погладьте его тихонечко. Зайчику нравятся наши прикосновения. Он посидел еще немного на щеке и прыгнул нам на животик. Вы понравились солнечному зайчику и он подарил нам свою ловкость и силу. Давайте поблагодарим зайчика и нежно погладим его.

Пришло время прощаться с солнечными зайчиками, помашите им рукой, откройте глазки и улыбнитесь друг другу.

ЛЕГО - конструирование

Спонтанные коллективные ЛЕГО - игры;

  • Самостоятельное конструирование по замыслу, по схемам, по чертежам

Дидактические игры

Игры с песком

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности.

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются") .

Упражнение "Змейки"

Цель: снять эмоциональное напряжение

Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Змейки на песке играли Письма не прочесть никак!
И хвостом слова писали, Как узнать ей о змеятах?
За узором шли петельки- Что случилось? Где? И как?
Это письма Маме-змейке. Ты теперь у нас волшебник!

Но пронесся ветерок Напиши скорей слова,
И засыпал все в песок. Помоги ты маме-змейке
И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства

Настольный театр чаще всего используем при пересказе сказок, небольших рассказов. Здесь дети водят игрушки на столе. Особое внимание уделяется четкой дикции, выразительности речи, интонации, тембра голоса, мимике. Настольный театр представлен в виде театра игрушек, театра картинок.

Стендовые кукольные театры используются так же при пересказе сказок и рассказов. Здесь тоже важна четкая дикция, интонационная выразительность речи. Фигурки героев в данном виде иллюстрируют содержание произведения. Рассказчик стоит сбоку от стенда, и по ходу повествования переставляет фигурки.

Театр с куклами на ширме представлен куклами би-ба-бо, пальчиковым театром. Игры с куклами на ширме выполняют развлекательную, дидактическую, коммуникативную, диагностико – коррекционную, психотерапевтическую, эстетическую функцию. Эти игры развивают моторику рук, развивают речь, внимание, память, мышление, фантазию. Театр с куклами на ширме предусматривает, что кукловод находится за ширмой, поэтому от него требуется выразительность речи.

Методы работы по совершенствованию творческой активности детей в театрализованной игре являются:

  • метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности) ;
  • метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога) ;
  • метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы) . Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Примерная тематика игр-занятий с интерактивной доской:

Перечень игрового пособия:

  1. Зеркальный уголок
  2. Калейдо
  3. Кубики Никитика
  4. Логические блоки Дьеныша
  5. Мягче –Жёстче
  6. Набор тактильных шаров
  7. Определи на ощупь
  8. Пирамида приключений
  9. Побери пару
  10. Пощупай рукой и определи ногой
  11. Сверкающее домино
  12. Тактильные доски
  13. Уравновесим весы
  14. Что это?

Используемая литература:

Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. – М.: АРКТИ, 2008.

  • Ледина В.Ю. ИБИС. Игровое биоуправление и саморегуляция. Антистрессовый тренинг для детей и подростков: Метод. пособие. – СПб., 2000.;
  • Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.: ил.;
  • Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.;
  • Левис Ш., Левис Ш.К. Ребёнок и стресс. – СПб: Питер Пресс, 1996.
  • Н. А. Сакович. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2008.
  • Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1976 г.
  • Компьютерно - игровой комплекс для дошкольников http: //40204s020. edusite. ru/p110aa1. html Ярусова Е. А.
  • Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. http: //www. ivalex. vistcom. ru/konsultac203. html Петрова Е.
  • Развивающие компьютерные игры. Дошкольное воспитание, 2000, № 8. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе. Дошкольное воспитание, 2000, № 4.
  • Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения-М.: ТЦ Сфера, 2001 г.
  • Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду6 «школьная пресса» -2000 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26

структурное подразделение детский сад «Тополёк»

Мастер-класс

«Организация занятий в сенсорной комнате как средство сохранения и укрепления психофизического и эмоционального здоровья учащихся».

Цель мастер-класса: повышение методической компетенции педагогов в использовании здоровьеформирующих технологий.

Задача: продемонстрировать технические возможности сенсорной комнаты, активное и грамотное использование оборудования сенсорной комнаты в образовательном процессе и внеурочной деятельности.

Уважаемые коллеги! Мастер-класс я бы хотела начать необычно, в школьном коридоре. Ответьте мне, пожалуйста, что находится за этой дверью? Сенсорная комната, что она из себя представляет? Для чего она нужна и все ли умеют правильно работать с оборудованием? Хотите, чтобы я открыла вам эту дверь, а вместе с ней и «тайну» сенсорной комнаты?

Для начала хотелось бы отметить, что проводимые занятия в этой комнате оказывают положительное влияние на весь организм в целом. Комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему, создание радостного настроения позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для людей, различной возрастной категории, степени отклонений -гиперактивности или вовсе без каких либо отклонений.

В оснащение сенсорной комнаты входит световое оформление, сопровождающееся музыкой и видео для релаксации, а так же ароматерапией. Так же массажные и тактильные изделия, бескаркасная мебель, светозвуковое и интерактивное оборудование. Со всем этим мы и познакомимся сегодня. Эффективнее проводить занятия в группах, состоящих из 3-7 учащихся, а так же индивидуально. Детей выбираю по карте здоровья или по наблюдению во время уроков. В сенсорной комнате используется метод релаксации. Занятие имеет три основные части :

Вводная – ритуал приветствия, разминка

Основная - релаксация, игра

Завершающая – ритуал прощания

Ну и для начала нашего занятия, давайте проведем ритуал приветствия:

Наши веселки (мячики-весёлки) улыбаются нам, они очень рады, что мы пришли к ним в гости, улыбнитесь, и вы им помашите рукой, скажите «здравствуйте»!

Смотрите, сколько здесь много интересного и разгуляться нашей фантазии есть где. Давайте представим, что мы очутились на берегу моря. (Музыка прибоя, сухой бассейн) можно посидеть на берегу, послушать шум моря, «помочить» ножки, а то и поплавать.

Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка - нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно - сосудистой системы, органов дыхания, опорно – двигательного аппарата, активизирует деятельность обменных процессов, способствует нормализации массы тела, создает положительный психо - эмоциональный фон. Сухой бассейн создает массажный эффект, эффект погружения, эффект ускользающей податливой опоры, расслабляющий эффект, сенсорный эффект, тренирующий эффект. Занятия в сухом бассейне показаны всем без ограничения возраста. Занятия в бассейне показаны при ДЦП, нарушениях осанки, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, при сколиозах, остеохондрозах, заболеваниях нервной системы, после травм, вегетососудистой дистонии, гипотонии, при неврозах у детей. Противопоказания: повышенное давление 140\90, острый период заболевания, повышенная температура тела 37,5, заболевания кожи - гнойничковые, грибковые) В сухом бассейне можно проводить как специальные, так и общие развивающие упражнения, массажные движения, дыхательные упражнения, упражнения в сопротивлении, в равновесии, с дополнительными предметами. Исходные положения в бассейне: лежа на животе, спине, боку, сидя, сидя по - турецки, стоя на коленях, четвереньках, сидя и лёжа ноги свешиваются на бортик бассейна. Продолжительность занятий 10-15 минут с применением цветовой гаммы мячей и подсветки.

Поиграем? (показывает ассистент)

1 упражнение «Часики» (с опорой или без опоры на руки) сидя в бассейне с упором, ноги вытянуты. «Стрелки» поворачиваются: одна нога отводится в сторону, другая придвигается к ней. И так по кругу. Игра служит для укрепления мышц нижних конечностей, координации работы позвоночника, повышения опорности рук.

2 упражнение «Солнышко» стоя перед бассейном опускает руки внутрь и рисует солнышко (вращательные движения обеими руками) - укрепление мышц плечевого пояса.

3 упражнение «Шаловливые ножки» сидя на бортике, опустив ноги в бассейн болтать ими как в воде - укрепление мышц голени

4 упражнение «Нырки» стоя у бассейна, руки в упоре достаем головой дно бассейна - массаж шейного отдела

5 упражнение « Перекаты » лежа на бортике, перекатываемся с бортика и перекатами добираемся до другого бортика – массаж и коррекция работы позвоночника

6 упражнение «Салют» лежа на спине ноги врозь, соединяя ноги захватывать мячики и подкидывать их вверх – укрепить мышцы живота и ног.

Давайте перейдем к другому месту игр. И, переходя к песочному столику, мы опять же проведём незамысловатее упражнения на тактильных дорожках, сделаем массаж нашим ножкам. Тактильная дорожка состоит из 7 отделов, наполненных различными наполнителями. Есть основное правило, отделы должны чередоваться мягкий - твердый, жесткий – гладкий. Ходьба по такой дорожке восстанавливает кровообращение, благоприятно воздействует на жизненно-важные органы человека, ведь на стопах ног находятся нервные окончания и точки, отвечающие за работу того или иного органа и организма в целом.

Вот мы с вами и подошли к песочному столику .

Многие из вас любили в детстве играть в песке, строить башенки, рисовать на нем, давайте сейчас и попробуем (столик с песком, подсветка) можно рисовать замысловатые картины, фантазировать, используя различную подсветку. Игры в песке снимают психическое напряжение, учат общаться со сверстниками, развивают глазомер, творческие способности.

Игры: - оставляем следы

Рисование

Закапывание и раскопки

Многие из нас в детстве любили играть в лабиринты, загоняя шарики в лунки, а здесь вам предлагается попробовать то же самое проделать не только руками,но и ногами. (Лабиринты) - развитие координации движения, мышц ног, рук, глазомер.

Говорят, что человек без устали может смотреть на огонь и на воду. Обратите внимание на эти колонны с пузырьками воздуха. На них так же можно смотреть бесконечно, преломляясь в лучах света, вода становится волшебной и рыбки, которые плавают в этих колоннах, оживают и нам кажется, что они виляют хвостиками. (Колонны с пузырьками) Вглядываясь в зеркала, нам кажется, что этих столбов с пузырьками, гораздо больше. С зеркалами так же можно поиграть, построить различные рожицы.

Играя, учимся активизировать зрительное восприятие, развитие зрительно моторной координации, учимся концентрировать внимание, идет формирование фиксации взора.

Упражнения: - найди такую же рыбку

- посчитай пузырьки

- проследи взглядом

Я думаю, что многие из вас сейчас если и любят дождь, то только когда вы находитесь в помещении. Я вам предлагаю поиграть с дождем и сейчас, но не настоящим, а «волшебным». (Фиброоптиковолокно)

Пучок волокон уже сам по себя является анти депрессантом. Волокна мягкие, приятные на ощупь, их можно переплетать, мастерить замысловатые фигурки, применив скотч. Прибор предназначен для создания релаксационного светового эффекта, развития мелкой моторики, тактильных ощущений, развитие аналитического восприятия свойств и признаков предметов.

Игры:

Заплети косу

Слепи улитку

С наступлением вечера, яснее становятся запахи лета (аромалампа) пахнет высохшей травой, морем. Хочется полежать на берегу, посмотреть на небо, на звезды, помечтать.

(Звучит релаксационная музыка.)
- Усаживайтесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар, аромалампа с ароматом.)
- Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею, живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным.
Дышится легко и свободно.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.

Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.
Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

И в конце нашего занятия ритуал прощания:

Отдохнули, поиграли

И совсем мы не устали

Скоро мы придем опять

Будем вместе мы играть.

Помашите ручками нашим «Веселкам», улыбнитесь. Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь как они, тогда и настроение у вас будет хорошим всегда. С детьми мы так же отмечаем, как изменилось наше настроение и самочувствие после занятия.

Уважаемые коллеги, в конце мастер класса мне бы хотелось, чтобы и вы поделились своими ощущениями, чувствами, мыслями по поводу всего увиденного. Удалось ли мне вам раскрыть тайну сенсорной комнаты? (ПРЕДЛАГАЕТСЯ РЕФЛЕКСИЯ)

Данный материал предназначен для педагогов-психологов в котором представлен опыт работы в сенсорной комнате с использованием упражнений на развитие межполушарного взаимодействия; развития мышления, стимуляции движения глаз, коррекции внимания, снижение психоэмоционального напряжения и другие психологические методики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в тёмной сенсорной комнате

Тема занятия: «УЧУСЬ ДАРИТЬ РАДОСТЬ»

Цели: развитие межполушарного взаимодействия; развитие мышления; стимуляция движения глаз; коррекция внимания; снижение психоэмоционального напряжения.

Расширение знаний подростков об эмоциях. Развитие эмпатии, умения адекватно выражать свои эмоции, формирование коммуникативных качеств.

1. Оргмомент. Цели: сплочение группы; эмоциональное и мышечное расслабление.

Процедура проведения. Звучит релаксационная музыка, на стене мерцает ковёр «Млечный путь», «Волшебный светильник», включён светильник «Вулкан» Воспитанники входят в комнату по сенсорной тропе и образуют круг. Педагог – психолог предлагает выполнить упражнения: «Приветствие друг друга», передача мяча по кругу со словами «Здравствуй, Серёженька и т. д...».«Круг любви» воспитанники стоя в кругу берутся за руки. Медленно раскачиваясь из стороны в сторону, они мысленно посылают друг другу знака внимания, радости.

Ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили о дружбе. Сегодня мы с вами поговорим о том какие бывают эмоции, за одно вспомним какие эмоции чаще всего испытываем мы с вами, разберёмся какие эмоции нам нужны, а какие лучше испытывать как можно реже. В руках у меня альбом с разными эмоциями. Я буду вам показывать картинку с определённой эмоцией. А вы постараетесь угадать, что это за эмоция, попытаемся её изобразить и сказать кто её часто испытывает в нашей группе. Педагог – психолог

Для этого мы сейчас удобно расположимся в наших креслах и будем выполнять упражнения, которые помогут сохранить наше зрение

Часть 1

Глазодвигательные упражнения

Цели: преодоление состояния статического напряжения; тренировка способности глаза фокусировать изображение, совершенствование координации в горизонтальной плоскости; повышение устойчивости вестибулярных реакций, улучшение координации движений глаз и головы.

Процедура проведения. Воспитанники удобно располагаются в креслах «трансформерах».Используется один из приборов, создающих светоэффект. (Дождь). Инструкция:

  1. Сесть, расслабить тело, широко открывать и закрывать глаза с интервалом в 30 сек. Повторить 5 – 6 раз.
  2. Вращать глазами по кругу по 2 – 3 с. Повторить 3 – 4 раза.
  3. Быстро моргать в течение 1 – 2 минут.
  4. Вытянуть руки с мячом вперёд вперёд. Раскачивать руки влево, вправо и следить глазами за мячом. Повторить 5 – 8 раз.
  5. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки соответствующего

глаза и подержать 1 – 2 с. Повторите 3 – 5 раз.

  1. Отвести полусогнутую правую руку, с мячиком в сторону. Медленно передвигать шарик справа налево и следить за ней глазами, вернуть мячик в исходное положение. Повторить 4 – 5 раз. Выполнить то же упражнение левой рукой.

Дыхательные упражнения:

Цели: активизация работы отделов мозга; ритмирование правого полушария. устранение мышечного напряжения; гармонизация деятельности дыхательной. нервной и сердечно – сосудистой систем.

Процедура проведения. Подростки располагаются в креслах трансформерах. Психолог обращается к ним: «Представьте, что ваш живот превратился в воздушный шарик. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. А теперь представьте, что шарик лопнул. Сделайте выдох.

  1. Глубокий вдох (руки медленно поднимаются до уровня груди.) Задержать дыхание внимание сконцентрировать на середине ладоней.) Медленно выдохнуть (руки опустить вдоль тела.)
  2. Глубоко вдохнуть. Завернуть уши от верхней точки до мочки. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком А – А – А (чередовать со звуками Ы- Ы – Ы; У- У – У; О – О – О.)

Кинезиологические упражнения:

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий. способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. Процедура проведения.

  • «Кулак – ребро – ладонь» (по Озерецкому). Три положения кисти последовательно сменяют друг друга. Ладонь – сжатая в кулак, ладонь – ладонь ребром, распрямлённая ладонь. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем – двумя руками вместе. Повторяется 8 раз.
  • «Колечко». Следует поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
  • «Перекрёстные танцы». Упражнение выполняется стоя. Равномерно поднимая левую ногу, сгибая в колене, соприкасаться согнутой в локте правой рукой. И наоборот правая нога – левая рука. Повторяется 5 – 8 раз.
  • «Восьмёрка». Сидя в креслах рисование в воздухе «восьмёрки» Поочерёдно левой и правой рукой 5 раз. Затем обеими руками вместе.

Часть 2

Игры и упражнения с мячами

Самомассаж.

Цель: Преодоление состояния психоэмоционального напряжения. Процедура проведения. Общее освещение в комнате приглушено, Пузырьковая колонна, звучит спокойная музыка.Дети в течении 3 – 5 минут массируют руки ноги, плечи с помощью мячей ёжиков.

«Массаж по кругу».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения; установление телесного контакта. Процедура проведения. Подростки встают друг за за другом в круг. Психолог предлагает выполнить произвольный массаж мячом – ёжиком своему соседу. Включить световые эффекты (Звёздная сеть, светильник вулкан)

«Мы вместе»

Цель: повышение позитивного настроя, сплочённости группы. Процедура проведения. Воспитанники образуют два круга (внешний и внутренний). В начале игры игры мяч находится во внешнем круге. Один из подростков бросает мяч другому, стоящему перед ним, со словами «Нас объединяет...» и перемещается на одного человека вправо. Другой подросток бросает мяч следующему и т. д. до возвращения в первую пару.

«Перекати мяч»

Цель: активизация тактильной рецепции. Процедура проведения. Воспитанники сидят в креслах «трансформерах», выполняя следующие движения.

  1. Перекатывание мячей - ёжиков в ладонях с нажимом.
  2. Перекатывание мячей – ёжиков стопами ног.

«Отдых на мячах»

Цель: преодоление состояния тревожности; развитие умения оказывать поддержку.

Процедура проведения. Группа делится пополам. Игроки поочереди садятся на мячи – гиганты. Дети второй поддгруппы встают позади них. поддерживая и покачивая отыхающих.

Упражнения сопровождаются релаксационной музыкой и светоэффектами.

«Купание в бассейне» Цель: снятие напряжения, мышечная релаксация.

Дети по двое погружаются в сухой бассейн и в течении минуты. выполняют удобные для них движения, имитируя купание

«Выполни движение»

Цель: развитие активного внимания. Процедура проведения. Когда в «Пузырьковой колонне» появляются пузырьки определённого цвета, дети выполняют различные действия с мячами. на зелёный цвет- опускают мячи на пол, на жёлтый - поднимают руки вверх, на синий -вытягивают руки перед собой, на красный -руки за голову, на белый подкидывают мяч вверх перед собой. При загорании других цветов выполняется действие совершаемое на предыдущий цвет.

«Хлопки»

Цель: развитие внимания; воспитания чувства единения.

Процедура проведения Подростки размещаются в креслах «трансформерах», спиной к центру. Включается «Звёздная сеть». Психолог в соответствии с ритмом мерцания сети задаёт определённый темп. хлопая в ладони. Дети повторяют его друг за другом по часовой стрелке.

«Запомни цвет»

Цель: развитие зрительной памяти, концентрации внимания.

Процедура проведения. Психолог предлагает воспитанникам сидя в креслах наблюдать за изменением цвета воды в пузырьковой колонне, запоминая за определённый промежуток времени сколько раз поменяла цвет вода в коллоне, вспоминая какой цвет был первым, вторым, и т. д.

Часть 3

«Я отдыхаю»

Цель: преодоление состояния психоэмоционального напряжения.

Процедура проведения. Дети удобно расположены в креслах «трансформерах». Включено оборудование (настенный ковёр «Млечный путь» и «зеркальный шар»). Общее освещение в комнате выключено или приглушено. Звучит релаксационная музыка записи шума моря, пения птиц. Психолог читает релаксационный текст: «Садитесь удобно, закройте глаза и постарайтесь представить необычайное путешествие. Давайте соберём чемодан в дорогу. Положим в него всё что нам мешает: обиды, слёзы, ссоры, разочарования... Закроем чемодан и отправляемся в путь. Путь наш далёк. Давайте глубоко вдохнём: вдох (задержать на 3 с) – выдох (подождать 3 с) – повторить 3 раза. Свежий запах трав,аромат цветов наполняет воздух. Земля забирает вашу усталость, тревоги. обиды,наполняет тело силой,

свежестью. Вы идёте по полю среди цветов, стрекочут кузнечики, жужжат пчёлы, радостно поют птицы. Впереди прозрачный ручеёк.

Вдруг на полянке вы увидели чудесный домик. Дверь открыта и приветливо приглашает вас войти. Вы вошли в это домик. Вы садитесь рядом с печкой и рассматриваете яркий огонь, яркие язычки пламени. Они весело подпрыгивают, танцуя. Угольки подмигивают вам. Приятное тепло ласкает лицо, руки, ноги, всё тело... Становится уютно и спокойно. Добрый огонь забирает все ваши печали, усталость, грусть... Ваш чемодан опустел. Вы выходите из ома. Довольные и спокойные, вы с радостью вдыхаете свежий воздух. Лёгкий ветерок ласкает волосы, шею. всё тело. Тело будто растворяется в воздухе. становится лёгким, невесомым. Вам очень хорошо. Ветерок заполняет чемодан радостью, добром и любовью... Всё это богатство вы отнесёте домой и поделитесь им со своими друзьями, родными, знакомыми. Теперь вы можете открыть глаза и улыбнуться – вы дома и вас все любят.

Заключительная часть:

А теперь встанем все в круг и тот ученик которому достаётся мяч одной фразой расскажет о своих ощущениях после занятия, что нового вы открыли для себя сегодня, какое упражнение понравилось больше всего, что запомнилось больше всего, какие новые ощущения удалось испытать, где удалось побывать, может кто – то избавился от чего ненужного. Воспитанники отзываются о проведённом занятии.

И давайте в заключении нашего занятия подойдём к нашей птице счастья, и мысленно представив себе всё самое доброе, хорошее что нам удалось взять с сегодняшнего занятия сделаем глубокий вдох и на выдохе выпустим все наши пожелания, вращая птицу счастья, чтобы она взмахивая крыльями принесла всем здесь присутсвующим и остальным добро, счастье, здоровье все что вы мысленно пожелали. На этом наше занятие закончено. Мы возвращаемся из волшебного мира в настоящий и не забываем дарить всем частичку свой радости и доброты и остальные ответят тебе тем же.


Наталья Ефтифеева
Конспект занятия в сенсорной комнате «Здравствуй, волшебная комната»

Конспект занятия в сенсорной комнате

«Здравствуй , Волшебная комната »

Цели : знакомство детей с интерактивной средой темной сенсорной комнаты , формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием, формирование положительного эмоционального настроя и мотивации к занятиям , установление доверия между психологом и детьми, создание благоприятной психологической атмосферы в группе.

Задачи :

1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

2) создание положительного эмоционального фона;

3) развитие коммуникативных умений;

4) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;

5) развитие памяти, речи, оригинальности мышления.

Используемое оборудование : сухой душ, сенсорная тропа , пузырьковая колонна, сухой бассейн с шариками, световой песочный столик, массажные мячики, пузырьковая колонна, мультимедийное оборудование, висящая система «Мелодичный звон» , панно «Звёздное небо» .

Ход занятия.

Вводный этап занятия

1. Приветствие. Знакомство.

Психолог : «Здравствуйте , ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня мы с вами отправимся в волшебное место . На каждом занятии нас ждет увлекательное путешествие в необычные миры. В этой таинственной комнате привычные вещи становятся необычными и волшебными ».

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель : создание благоприятного психологического климата в группе, формирование мотивации к общению.

Психолог : «Ребята, прежде чем отправится в путешествие по волшебной стране , давайте поприветствуем друг друга и подарим хорошее настроение. Давайте все возьмёмся за руки и скажем дружно «Доброе утро» .

Ребята, сегодня у нас необычный день, сегодня мы познакомимся с хранителем таинственной комнаты , который будет всегда нам помогать. Далее ведущий представляет игрушку-хранителя мира сенсорной комнаты : «Ребята, это домовёнок Шуня, он знает все, что происходит в волшебной комнате и охраняет в ней порядок, домовёнок Шуня будет нас встречать и провожать на каждом занятии . Давайте поздороваемся с Шуней».

Дети рассматривают домовёнка Шуню, гладят его, знакомятся с ним.

Цель : оценка эмоционального состояния в начале занятия .

Психолог : «Ребята на каждом занятии в начале и в его конце мы будем заполнять Дневник настроения. У каждого из вас он свой.

Психолог : «Из трёх представленных эмоций вам нужно выбрать ту, которая отражает ваше настроение сейчас, в начале нашего путешествия, и приклеить её в свой дневник настроения».

Красный цвет Я ДОВОЛЕН, НАСТРОЕНИЕ ХОРОШЕЕ.

Зелёный цвет НАСТРОЕНИЕ НЕЙТРАЛЬНОЕ, МНЕ ВСЁ РАВНО

Синий цвет МНЕ ГРУСТНО, НАСТРОЕНИЕ ПЛОХОЕ

2. Коррекционно-развивающий этап занятия .

Ритуал входа.

Упражнение на восприятие и понимание своих тактильных ощущений.

Цель : стимуляция стоп, профилактика плоскостопия, умения передавать свои ощущения.

Ведущий говорит ребятам о том, что Шуня покажет им, какие чудеса живут в Волшебной комнате , и показывает веселую дорожку (сенсорная тропа , которая не даст заблудиться в этом путешествии. Но вам нужно произнести волшебные слова :

Психолог :

Друг за другом мы пойдем,

Ощущенья назовем,

В комнату чудес войдем .

(Дети называют каждый по три ощущения, которые испытывают ножки) .

Психолог : «Ребята, для того чтобы попасть в волшебную комнату , нужно открыть, что, как вы думаете»? Ответы детей.

Психолог : «Верно, нужно открыть дверь. А чтобы дверь открылась, нужно позвонить в волшебный звоночек . К сожалению, руками его трогать нельзя. Что же нужно сделать, чтобы он зазвенел?»

Упражнение «Дыхательная гимнастика»

Цель : укрепление физиологического дыхания у детей, тренировка силы вдоха и выдоха.

Психолог : «Правильно! Молодцы! Надо на него подуть. Я вам сейчас расскажу, как это сделать правильно. Представьте, что у вас в животике воздушный шарик. Какого он цвета? У кого-то желтый, у кого-то голубой. Чтобы надуть шарик, нужно сделать глубокий вдох через нос. А чтобы сдуть - медленно делаем выдох через рот. Здорово! А теперь каждый по очереди должен три раза подуть на звоночек. Делаем глубокий вдох через нос, набираем воздух в животик, выдыхаем через рот».

Дети выполняют.

Упражнение «Под дождем» (сухой душ)

Цель : стимуляция зрительных и тактильных ощущений, снятие нервно-психического и эмоционального напряжения.

Психолог : «А теперь ребята вам предлагается представить, что это волшебный дождь , который смывает все страхи, обиды и переживания».

Психолог : Наш друг домовёнок Шуня очень рад, что мы пришли к нему в гости и просит нас пройти дальше. Посмотрите как здесь необыкновенно красиво. Пока мы шли в комнату , мы устали. И Шуня предлагает нам отдохнуть и отправиться в морское путешествие. Для этого нужно лечь на пуфики и внимательно посмотрим ролик.

Визуализация «Морское путешествие»

Цель : общая релаксация, выработка положительного настроя.

Детям предлагается лечь на мягкие напольные пуфы и показывается релаксационный ролик «Морское путешествие»

Так приятно расслабляться,

Но пора всем просыпаться.

Хорошенько потянитесь!

И друг другу улыбнитесь!

Пошевелите руками, ногами, сделайте глубокий вдох и выдох, медленно встаньте.

Анализ :

1. Как себя чувствуете?

2. Удалось ли расслабиться?

3. Что вас впечатлило в увиденном?

Пальчиковая гимнастика («Осьминог» , «Дельфин» ).

Цель : развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Психолог : «Ребята, посмотрите, что вы видите? Верно, это бассейн, но это необычный бассейн. В этом бассейне живут морские обитатели. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Давайте познакомимся с ними поближе? Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями. на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это :

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь руко – ног!

Это чудо.? (Осьминог) .

Психолог : Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию) .

Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей) .

Психолог : Удивительное головоногое животное : голова и восемь ног (рук, щупалец) . На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски

Превращаемся все в осьминогов. Давайте пошевелим своими щупальцами :

Я сам себя не узнаю :

Менять свой цвет не устаю.

Был в горошек час назад,

А сейчас я полосат.

Подплываю я к кораллам –

Становлюсь я алым – алым.

Вот я клоун – осьминог –

Восемь разноцветных ног!

Стать могу чернее ночи –

Свет гаси. Спокойной ночи!

(Дети изображают осьминогов)

Посмотрите, на горизонте появился следующий обитатель моря?

Я вижу, отгадайте кого :

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн :

Любит поиграть. (Дельфин) .

Психолог : Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей) . Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами» . Ребята, давайте изобразим дельфинов. Сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины!

Упражнение «Волшебные мячики » (с использованием сухого бассейна и массажных мячей) .

Цель : развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений, воздействие на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней.

Психолог : Кто ещё нас ожидает на морском дне?

Ты попробуй взять меня :

Я колюсь, как ёжик.

Круглым вырос я, друзья,

И совсем без ножек.

Я живу на дне морском

Там, где очень тихо.

Звёзды движутся ползком,

А вот рыбки - лихо. (Морской еж) .

Давайте их найдём в нашем бассейне.

«Ребята, а сейчас давайте найдём в нашем бассейне морских ежей. Возьмите каждый по – волшебному шарику . Это и есть морской ёж.

Ёжик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Пустим ежика на ручку, (кладем мячик на руку)

А другой рукой прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик) Дети выполняют.

А теперь я предлагаю встать в тесный кружочек и повернуться в левую сторону. Дотроньтесь мячиком до спины того, кто стоит впереди вас. Прокатываем мяч по всей спинке. Дети выполняют.

Приятно делать массаж? Замечательно, давайте вернём морских ежей обратно в бассейн. Ребята, давайте помашем морским обитателям и продолжим наше путешествие. Дети кладут мячики обратно.

Упражнение «Будь внимателен» (с использованием пузырьковой колонны)

Цель : стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на сигналы.

Психолог : «Ребята, вы заметили, что у нас необычный аквариум, он волшебный , как все предметы находящиеся в этой комнате , он меняет цвета. Приложите ваши ладошки к стеклу? Что чувствуют ваши ладошки? Давайте поиграем в игру «Будь внимателен» . Я называю цвет и как только в аквариуме загорится названный цвет, вы хлопнете в ладоши. Посмотрим, кто из вас самый внимательный». Дети выполняют.

Психолог : Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Устали! Давайте отдохнем. Располагайтесь удобнее. Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. Ребята, а в какое время суток могут гореть звезды? Вечером, ночью. Давайте сейчас представим чудесную ночь.

Релаксация «Чудесная ночь» (с использованием пано «Звездное небо» ).

Цель : снижение мышечного и эмоционального напряжения, общая релаксация.

На темном небе зажигаются звездочки. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Приятное ощущение тепла и спокойствие охватывает все ваше тело, лоб, шею, спину, руки, ноги.

Реснички опускаются

Глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем

Дышится легко, ровно, глубоко

Наши ручки отдыхают

Ножки тоже отдыхают,

Глазки тоже отдыхают, засыпают

Шея не напряжена и расслаблена.

Дышится легко… ровно… глубоко…

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем .

Ваши ручки легкие-легкие. Ваше тело тоже легкое- легкое. Вы слышите приятные звуки. Вам хорошо и приятно.

Но вот пришла пора возвращаться назад. Гаснут звезды. Наступает утро. Открываем глаза. Настроение становится бодрым и веселым. Вы полны сил и энергии.

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.

Настроение у вас бодрое и жизнерадостное. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

Обсуждение :

1. Как себя чувствуете?

2. Удалось ли расслабиться?

Упражнение «Пожелания»

Цель : развитие коммуникативных навыков, стабилизация психоэмоционального состояния, развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.

Психолог : «Ребята, я предлагаю вам всем вместе написать на нашем песочном столе пожелания для хозяина волшебной комнаты домовёнка Шуни . Что бы вы хотели ему пожелать?» Дети выполняют.

Ритуал выхода : дети выходят по сенсорной тропе .

3. Заключительный этап занятия .

1. Рефлексия занятия . (Получение обратной связи от участников группы) .

Ребята, как вы себя чувствуете после выполнения всех упражнений?

Понравилось занятие или нет ?

Какие упражнения вам понравились больше всего?

Психолог : «Путешествие подошло к концу. Возвращаться мы будем по нашей волшебной тропинке » (прохождение по сенсорной тропе ) .

Экспресс-диагностика» Дневник настроения»

Цель : оценка эмоционального состояния в конце занятия .

Психолог : «Ребята, сейчас, в конце нашего занятия , мы вновь вернёмся к нашим дневникам и заполним их» (заполнение Дневников настроения)

Ритуал прощания. Дети становятся в круг и берутся за руки. Произносятся слова : “До новых встреч”. Детей прощаются с игрушкой-хранителем таинственной комнаты Домовёнком Шуней .

План-конспект

группового занятия в условиях тёмной сенсорной комнаты.

КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Класс(группа): 3 класс( 6-8 человек)

Тема занятия: Снятие напряжения, гармонизация эмоциональной сферы

Цель занятия:

д еятельностная цель : формирование способности обучающихся к новому способу действия: восприятия цвета, мышечный релаксации, создание положительного эмоционального фона, формирование метапредметных.

Планируемые результаты освоения учебного занятия:

Личностные – снятие эмоционального напряжения в условиях сенсорной комнаты; развитие навыков рефлексии, формирование навыков саморегуляции.

Метапредметные:

Коммуникативные - развития навыков взаимодействия в группе.

Регулятивные – целеполагание; планирование и регуляция своей деятельности; прогнозирование.

Познавательные – поиск и выделение необходимой информации.

Тип занятия: общей методологической направленности

Материально- техническое обеспечение:

оборудование темной сенсорной комнаты: сенсорная тропа, пробор динамической заливки цветом «Солнце», зеркальный шар, профессиональный источник света, зеркальный уголок с пузырьковыми колоннами, фиброоптические волокна, светильник «Фонтан света», комплект многофункциональных модулей, мягкое напольное покрытие;

аудиозаписи : «Шум моря», «Шум водопада», «Плеск воды»;

другое оборудование: белые шифоновые платочки, сундучок, самоклеящиеся стикеры, мешочек, карта путешествия, морские эмблемы или воротнички;

комплект материалов для занятия: технологическая карта занятия-путешествия, индивидуальные Дневники настроения, звездочки.

I .Этап мотивации Вступительная часть.(самоопределение)

1.Упр. «Давайте поздороваемся».

Подготовка обучающихся к занятию в сенсорной комнате.

Психолог:

Приветствие, правила поведения, сообщение темы и цели занятия.

Предлагаю отправиться в волшебное путешествие, чтобы получить заряд положительных эмоций и снять эмоциональное напряжение.

По команде психолога дети начинают здороваться, выполняя команды « Один хлопок - здороваются за руку, два - плечиками, три - спинками». Готовность группы к занятию

II . Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений (Выполнение заданий и упражнений.)

2. Выполнение упражнения «Моя команда»

Создание условий для развития навыков взаимодействия в группе.

Создание условий для р азвития мыслительной деятельности, произвольного вни­ мания, памяти, воображения .

Психолог:

Предлагает детям сесть на мягкое покрытие и прошу закрыть глаза и открыть только по сигналу. Ролевое перевоплощение.

Психолог предлагает прикрепить рассмотреть стикеры, прикрепленные на корабль с плохими и хорошими качествами характера.

Учащиеся закрывают и открывают глаза. Называют хорошие качества характера. Выбирают хорошие качества и плохие. Таблички с хорошими качествами прикрепляют к мачте корабля на карте, а плохие выбрасывают в мешочек.

Активное включение в деятельность группы. Развитие мыслительной деятельности

3. Упражнение «Сенсорная тропа»

Развитие тактильного восприятия рецепторов стопы, умение передавать свои ощущения речью; развитие тактильных, слуховых и зрительных анализа­ торов; развитие коммуникативных навыков.

Психолог:

Идя по трапу говорить о том, что ощущают ножки. Проходим по одному и садимся на корабль.

(Включить звуки моря, выключить свет, включить пробор динамической заливки цветом)

Предлагаю совершить морское путешествие.

Дети рассказывают о своих ощущениях.

4.Упражнение на дыхание «Паруса»

Развитие психически х процессов : умение управлять своим телом, дыханием.

Психолог:

Предлагаю выполнить упражнение на дыхание.

Учащиеся берут платочки и выполняют дыхательные упражнения. Снятие напряжения

III . Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Развитие тактильных, зрительных анализа­ торов; создание положительного эмоционального настроя.

На острове «Желаний»

5. Упражнение «Сокровенное желание»

Психолог:

И вот мы на острове Желаний. Предлагаю вам взяться детям за руки, почувствовать тепло рук и загадать сокровенное желание.

Для этого необходимо полностью выключить свет на несколько секунд.

(выключить свет, включить светильник «Фонтан света»). Предлагаю рассказать детям о приятном событии.

Дети садятся, берутся за руки и загадывают желание. Рассказывают о приятных событиях. Создание положительного эмоционального настроя.

6. Упражнение «Водопад»

Общая релаксация; развитие слуха, воображения; развитие тактильного восприятия рецепторов рук, умения передавать свои ощущения в речи, саморегуляция психического состояния, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия.

Психолог:

Предлагаю подойти к водопаду, закрыть глаза, а затем открыть. Предложить сесть рядом с водопадом.

Пока дети сидят с закрытыми глазами, включаю пучок фиброоптических волокон, а затем рассматривает их вместе с детьми.

Предлагаю послушать шум водопада и понаблюдать за струйками воды, как меняется цвет воды, предлагаю взять в руки волшебные струйки прижать их к щечкам, намотать на кисть руки.

По окончании упражнения проводится обсуждение.

Кому удалось представить себе водопад?

Стало ли вам спокойнее?

Предлагаю взять на память цветные капли водопада. Предлагаю продолжить путешествие. Садятся на мягкий модуль- полуцилиндр. Закрывают глаза. Открывают, рассматривают волокна, слушают шум воды. Берут в руки волокна, прикладывают их к лицу, телу, наматывают на кисти рук. Отвечают на вопросы. Говорят о тех чувствах, которые испытывают в данный момент.. Забирают капли водопада, благодарят.

7.Упражнение "Ручей".

Зарядка положительными эмоциями , снятие эмоционального напряжения ; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект.

Психолог:

Предлагаю сесть на платформу, выбрать себе рыбку по цвету и понаблюдайте за их подъемом и опусканием вниз. Можно руками прикоснуться к стеклу, почувствовать движение воды.

Ребята садятся на платформу и выбирают себе рыбок. Слушают шум воды.

Прикасаются к стенкам колонн. Наблюдают за изменением цвета и движением рыбок и пузырьков воздуха.

8. Упражнение на релаксацию

Учить саморегуляции психического состояния, релаксации.

Психолог:

Предлагаю ребятам лечь на пол и закрыть глаза, прослушать под музыку текст, для релаксации.

Учащиеся ложатся на пол, закрывают глаза, выполняют дыхательные упражнения. Открывают глаза, улыбаются, поднимаются и становятся в круг.

IV . Этап включения изученного в систему знаний.

Учить ориентироваться в пространстве комнаты; развитие коммуникативных навыков , логического мышления, воображения.

Психолог:

Предлагаю найти сокровища. Наполнить сундучок своими желаниями.

Дети смотрят на карту, ходят по комнате и находят спрятанный сундучок, заполняют его желаниями.

V. Этап рефлексии.

Заполнение Дневника настроения. Оценка своего эмоционального состояния, формировать умение передавать свои чувства в речи.

Психолог:

Обсуждение с участниками, что больше всего понравилось на занятии?

Испытывали ли вы трудности в путешествии? Предлагаю оценить свое настроение звездочкой. Хвалю каждого участника путешествия. Даю заполнить Дневники настроения и оценить.

Ребята рассказывают о своих чувствах. Прикалывают звездочки настроения к карте. Заполняют Дневники настроения.

Ритуал прощания.

Тактильное восприятие рецепторов рук, снятие эмоционального напряжения.

Психолог:

Прощание. Поглаживание ладошек по кругу.

Учащиеся поглаживают ладошек. Развитие тактильных ощущений.