Изобразительная деятельность как средство психического развития ребенка

Исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и других показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством, появляется новый тип деятельности – творческий. Своеобразие данного типа состоит в том, что он рождает возможность идти от мысли к ситуации, а не наоборот, как было ранее. Однако, характеризуя особенности творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, педагоги и психологи подчеркивают её специфичность. Так, многие из компонентов творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое. Н.Н. Поддъяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать, как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста. По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.

В исследованиях, посвященных проблемам развития детского творчества, отмечается, что в дошкольном возрасте у ребенка появляется ряд черт, характеризующих его как творца. Это проявление активности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы по отношению к новому содержанию, нахождение оригинальных способов решения поставленных задач, использование разных видов преобразований и т.п.

В исполнительских видах деятельности (пении, рисовании, играх-драматизациях, танцах) развитие способности к творчеству идет от подражания взрослому к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в повседневную жизнь, а затем и к творчески инициативе.

В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое.

На основе теории деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, Н.А. Ветлугина выделила показатели, по которым возможно определить отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве, качество творческих действий способности в комплексе и выделила следующие их особенности:

1) Способность воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко "входить" в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту;

2) Творить по законам красоты;

3) Оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театральной деятельности;

4) Самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач.

По исследованиям Н.А. Ветлугиной, деятельность детей основывается на тех знаниях и умениях, которые приобретаются в повседневной жизни в процессе воспитания и обучения, осуществляемого в детском саду под руководством педагога.

Она отмечает, что исполнительская деятельность детей требует творческой интерпретации, проявления творческой активности. Творческая интерпретация находится в известной зависимости от степени владения художественными умениями и навыками.

Восприятие всех видов искусства и воспроизведение отдельных их явлений требует способности их эстетической оценки.

Заслуживают внимания показатели наличия творческого начала, выделенные Н.А. Ветлугиной. Среди них показатели, характеризующие отношение детей к творчеству:

Искренность, непосредственность переживаний;

Увлеченность, "захваченность" деятельностью;

Активизация волевых усилий, способность к вхождения в изображаемые обстоятельства;

Специальные художественные способности к вхождению в изображаемые обстоятельства;

Специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи.

Показатели качества творческих действий включает в себя:

Внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований;

Создание новой комбинации из усвоенных старых элементов;

Применение известного в новых ситуациях;

Нахождение новых приемов решения;

Быстрота реакции;

Хорошая ориентировка в новых условиях;

Нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий.

К показателям качества продукции детского художественного творчества относятся:

Нахождение адекватных выразительных средств воплощения образов;

Своеобразие манеры исполнения и выражения своего отношения;

Соответствие продукции элементарным художественным требованиям.

"Один рисунок стоит тысячи слов". Это восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею изобразительного искусства. Именно этот вид деятельности имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному и психическому развитию.

Создание образа в своем воображении – наиболее трудный путь, требующий от детей большого объема знаний и впечатлений. Богатая эмоциональная гамма душевных переживаний, умение удивляться, наблюдать – всё это помогает ребенку создавать чудо-картины, коллажи.

В формировании психических процессов неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой отражение действительности.

Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

При проведении занятий по изобразительной деятельности воспитатель использует методы и приемы работы с детьми, чтобы донести определенное содержание, сформировать у детей знания, умения, навыки.

Под методами обучения изобразительной деятельности понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного "Программой воспитания и обучения в детском саду".

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира и из сообщений педагога (объяснения, рассказа, указаний и т.д.), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.д.), то выделяют методы: наглядные, практические, используемые не только на занятиях, но и в повседневности.

Изобразительная деятельность как один из её видов – рисование привлекает каждого ребенка. Рисование, как определенный вид деятельности имеет два вида техник: традиционный (кисть, карандаш) и нетрадиционный.

Если следовать концепции Л.С. Выготского, овладение рисованием можно рассматривать как овладение одним из средств культурного развития личности, относящихся к сфере развития высших психических функций. Рисование не только выражает определенные результаты психического развития ребенка, но и само обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей. В этом развитии переплетается присвоение общих человеческих свойств и способностей, овладение собственно изобразительной культурой и влияние характера ведущей деятельности на специфику развития изобразительной деятельности в тот или иной период социального развития ребенка.

Дети без всякого специального намерения своими рисунками отражают идеологическую и культурную направленность общества, учатся оценивать действительность, подражая оценкам взрослых. Путь развития каждой культуры своеобразен, поэтому наряду с системой общечеловеческих ценностей, ребенок, развиваясь, присваивает ценности, свойственные той стране, тому обществу, в котором он живет. Усваивая ориентации окружающих людей, ребенок вырабатывает и свою личную позицию, свои частные идеалы.

Эффективное художественно-эстетическое развитие личности ребенка на занятиях изобразительным искусством обусловлено, в первую очередь, использованием в образовательной системе богатства мировой культуры и искусства.

Рисование – сложная синтетическая деятельность, в которой обнаруживается формирующаяся сложная личность ребенка и которая сама оказывает существенное влияние на формирование личности.

По словам М. Шкляровой: "Нетрадиционные техники рисования" помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать немного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.

Одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка являются печатка. А с помощью геометрических печаток можно создать декоративные композиции, украшать салфетки, стаканчики, пакеты для подарков и т.д. не менее интересный способ рисования поролоном. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях.

Следующий способ – с помощью обыкновенных ниток. Данный способ рисования требует просыхания композиции, чтобы ниточки приклеились. Рисунок получается слегка выпуклым и объемным.

Но рисовать можно не только поролоном, печаткой и с помощью ниток, существуют и другие нетрадиционные техники изобразительной деятельности, такие как: рисование пальчиками, "ладонная" техника, фотокопия (рисование свечей), отпечатки листьев, кляксография, расчесывание краски и другие.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё! И цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова и другие.

Формированию психофизиологической основы речи способствует и совместная деятельность детей и педагога. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности.

На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник мы решаем и частные задачи развития речи, развитие артикуляционной моторики и правильного речевого дыхания.

Таким образом, из всего выше сказанного можно подвести итог, что изобразительная деятельность, в частности рисование, лепка, аппликация и конструирование имеет большое значение. С помощью изобразительной деятельности ребенок воплощает в естественных образах, всё то, что он познал ранее. Это является, своего рода, способом выражения своих мыслей.

Во время занятий изобразительной деятельностью дети знакомятся с новыми словами, учатся понимать, различать и, безусловно, использовать в своей речи слова, описывающие предметы и действия.

В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности воображения и других психических процессов. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приучая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы, содержание которых заимствовано из литературных произведений.

Дошкольный возраст является возрастом интенсивного развития личности ребенка. Именно в период дошкольного возраста развиваются многие психические процессы, в том числе происходит творческое развитие. Если в этот период творческому развитию не уделять должное внимание, то в последующем наступает быстрое снижение активности этого процесса. Вместе с тем исчезает радость творчества, труднее формируются умения воспринимать и ценить все хорошее, что обедняет личность, снижает возможности становления творческого мышления. Поэтому творческое развитие выступает одной из главных задач дошкольного воспитания. В концепции дошкольного образования на этом сделан особый акцент [ФГОС ДО ст. 1.6]. В настоящее время творческое развитие понимается, как развитие творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей в отношении к себе, которое активно проявляется в деятельности ребенка, особенно ярко в изобразительной деятельности.

В своих работах А.В. Брушлинский определяет творчество, как процесс, в результате которого человек находит что-то новое, ранее неизвестное. Сущность творческого процесса заключается в создании новых комбинаций на основе имеющегося опыта. Характерными особенностями творчества является:

  • 1. Наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
  • 2. Социальная и личная значимость и прогрессивность;
  • 3. Наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
  • 4. Наличие субъективных (личностных качеств. знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
  • 5. Новизна и оригинальность процесса или результата.

Иное определение дает Я.А. Пономарев, считая, что творчество - характерная черта человека, предназначающая быть его творцом. То есть творчество для ученого есть свойство и живой и неживой материи, присущее и человеку, и обществу. Согласно Я.А. Пономареву, творчество - необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с их возникновением меняется и сама форма творчества .

Ю.А. Бычков определяет творчество, как деятельность по созданию качественно новых для человека ценностей, имеющих общественное значение, поиск новых путей решения, создания чего-то нового, проявляющегося в новаторстве и инициативе .

Противоположное мнение выдвигает философ А.М. Коршунов, выдвигая позицию, что создание нового не есть творчество, а самое прямое отражение действительности. "Создаваемые человеком представления отсутствующих вещей также являются отражением. В отражении слито воспроизведение настоящего, прошлого, будущего" . Однако отражение хоть и является более широкой категорией, но не подразумевает обозначение всей деятельности человека. То есть "творчество" есть специфический вид отражательной человеческой активности.

Многие психологи определяют творчество, как процесс познавательной, эмоциональной, волевой сферы человеческой личности. А.Н. Леонтьев трактует понятие творческие способности так: "Творческие способности - это качественно своеобразное и индивидуально выраженное сочетание способностей, необходимых для создания нового, оригинального, субъективно или объективно значимого творческого продукта […]. Творчество - синоним оригинального мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творчество зиждется на свободе воли и воображения. А воображение - часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно, неповторимо отражается мир" .

Из определения можно заключить, что воображение включается в познавательную деятельность субъекта, отражает явления действительности и помогает создать ту базу накопленного опыта на основе которого создаются творческие произведения. Такая же позиция свойственна и другим отечественным психологам, так Л.С. Выготский отмечает: " воображение - импульс к творчеству. Воображение преобразует действительность в направлении потребности, формируя конкретные пути их удовлетворения" . По мнению Л.С. Выготского, творчество является необходимым условием существования, который носит личностный характер. "Творчество - норма детского развития", - заключает Л.С. Выготский .

С мнением Л. Выготского соглашается Н.С. Лейтес, указывая, что творчество характерно для каждого здорового ребенка . Стимулом к творчеству служит эмоциональное состояние ребенка, выражаемое в рисунке. Для ребенка важно выразить свои переживания. Поэтому критерием могут быть не само качество работы ребенка, а стимул, который подтолкнул ребенка к творческой активности.

Анализируя исследования отечественных психологов и свои собственные, В.В. Давыдов приходит к выводу, что личность - это не всякий субъект индивидуальной деятельности, включенный в систему отношений, а тот, кто действует творчески. Личность - это творчески действующий индивид, творчески преобразующий окружающий мир, а через это творчески созидающий самого себя.

То есть критерием личности является наличие творческих возможностей, способности к творчеству. Соответственно В.В. Давыдов выделил черты творческой личности . Первая - потребность личности в активном созидании. Эта потребность является главной, смыслообразующей, как отмечает В. Давыдов, и подчиняет себе все другие. Другой признак творческой личности - чувство нового, понимаемое как способность улавливать новые общественные потребности.

Проблемы соотношения личности и творчества представлены и в работах Н.Н. Поддьякова . Творчество рассматривается им как способ существования личности. Он полагает, что в основе психологического развития человека лежит поисковая деятельность. Поэтому овладение человеческой культурой должно проходить у детей через поиск, который выступает как основа детского творчества. Ученый определяет деятельность экспериментирования как самую поисковую в детстве и разделяет ее на два вида: 1) познавательное творческое экспериментирование, направленное на получение новых сведений, новых знаний; 2) продуктивное творческое экспериментирование (создание новых построек, рисунков, сказок и т.д.). Ученый подчеркивает, что игра и экспериментирование - два генетических источника творчества личности.

Так, обобщая вышеперечисленное, личность представляется как активный творческий деятель, способный к поиску, самостоятельному выбору способов действия, занимающий определенный статус в обществе, который творчески преобразует мир, а значит и самого себя тоже.

На протяжении дошкольного возраста идет процесс становление образа "Я", он включает в себя не только знания о себе, а осознание себя как личности, своего места в обществе, в системе общественных отношений. Образ "Я" включает отношение человека к самому себе, то есть формируется самооценка. Она формируется в процессе общения, в результате сопоставления себя с другими. Благодаря чему человек ориентируется на наиболее значимую для него группу (лицо), идеалы ее, ценности .

Огромные возможности для такого развития заложены в изобразительной деятельности.

Общение с искусством помогает человеку (ребенку) лучше понять себя, осознать свои мысли и чувства. Благодаря произведениям искусства, человек знакомится с авторской позицией, иной точкой зрения. Он может принять ее, поспорить с ней. Процесс собственного творчества также способствует самосознанию, поскольку связан с осознанием своих желаний, интересов, возможностей, оценкой чего-либо. Этому способствует наличие конкретного продукта, художественного образа.

Одно из важнейших условий развития ребенка - это обновление и совершенствование его деятельности. Процесс развития деятельности означает постепенное становление всех ее структурных компонентов: мотивов, целеполагания, комплекса действий.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок.

Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Игра отвечает тем потребностям ребенка, которые доминируют в данном возрасте. Изобразительная деятельность показывает влияние приоритетов в потребностях ребенка. Это влияние сказывается на ведущих мотивах, содержании и форме детской изобразительной деятельности. Таким образом, ведущее отношение ребенка к миру ("ребенок - предмет", "ребенок - взрослый") существенным образом определяет содержание не только ведущей (игровой), но и изобразительной деятельности (тему и замысел).

Дошкольник, побуждаемый к изобразительной деятельности увлеченностью тем или иным содержанием (как и в игре), долгое время может рисовать не для других, а для себя. Хотя оценка, отношение взрослого к рисунку рано начинает интересовать детей. Основой совместного переживания является содержание художественного образа, а не форма рисунка, понятная для других. Когда ребенок рисует для себя, его не беспокоит, похоже или непохоже он изобразил что-либо, понятно или нет для других .

В дошкольном возрасте влияние ведущих мотивов игры сказывается не только на содержании мотива изобразительной деятельности, замысла, темы, но и на форме проявления деятельности, на особенностях развития замысла.

В рисунке ребенок может прибегать к игровым способам действия. Такие рисунки, как правило, схематичные, полуготовые. Они нарисованы наскоро, остальное ребенок дорисовывает, разворачивая сюжет.

Таким образом, система педагогических воздействий должна быть направлена на закрепление и сохранение социальных мотивов, специфических для изобразительной деятельности. К ним относятся стремление отразить волнующее явление; выразить свое отношение к нему; стремление быть понятым и принятым в своей деятельности взрослыми и другими детьми; вкус к художественному творчеству, преобразованию своих впечатлений и выражению их в продуктивной форме. Такие мотивы, выражая и развивая духовные потребности ребенка, в то же время стимулируют его образное видение, воображение, направленность его деятельности на результат.

Отечественные педагоги рассматривают творческое развитие детей старшего дошкольного возраста, как целенаправленный процесс, обращая внимание на качество. Е.А. Флерина пишет: В оценке детской изобразительной деятельности следует также остерегаться злоупотреблять термином "творчество". Правда, ещё К.Д. Ушинский отмечал, что, несмотря на неразвитость детского воображения, удельный вес его в психике ребёнка больший, чем в психике взрослого . Подвижность воображения при действенной моторной активности ребёнка выгодно подчёркивает творческий момент в деятельности ребёнка. Но эта лёгкость и беззаботность, которая даёт обильную продукцию, не должна расцениваться как сила творчества. У детей ещё мало знаний, мало подлинно творческих замыслов, усилий; легко, весело и часто как бы играючи ребёнок создаёт свои наивные образы. Это хорошо, но при условии постепенного переключения интереса и внимания к результатам, к качеству того, что он создаёт. Н.И. Сакулина, советский педагог, говорит об этом так: "Мы полагаем, что педагогическое руководство детским рисованием складывается из воздействий, направленных на воспитание творческой личности, и из учебной работы, в результате который ребенок овладевает тем объемом умений, который позволит ему творчески выражать свой замысел. Педагог учит детей таким способом деятельности, которые обязательно требуют проявления творчества". . Такой же подход встречается в методике Т.С. Комаровой. "Детское изобразительное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога" .

Т.С. Комарова также заключает, что детское творчество такой же сложный процесс, как и творчество взрослых. В нем объединяются сознательное и интуитивное мышление, творческое воображение, труд, оригинальность. На основе этого, Комарова дает свое определение детского творчества - это "создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка) продукта, придумывание к известному новых, ранее не пользуемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации, проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений. Под творчеством мы будем понимать и сам процесс создания образов сказки, рассказа и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной)" .

Обобщая все определения, можно заключить, что творческое развитие - это процесс освоения универсальных способностей: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, экспериментирование. Занятия творчеством должны ориентироваться на развитие этих способностей.

Итак, анализ проблемы творческого развития детей дошкольного возраста в научно-педагогической литературе показал, что большинство исследователей рассматривают данный процесс как:

  • - лежащей в основе развития личности ребенка;
  • - осуществляемый в активной деятельности;
  • - включающий развитие творческого воображения, эмоционально-волевой сферы, готовность к надситуативно-преобразовательным действиям. Творческое развитие дошкольника заключается в самоценности этого процесса и его результата для самого ребенка. Открывая для себя что-то новое в творчестве, ребенок открывает нечто новое о себе для взрослых. Помочь ему могут организованные занятия художественным творчеством, через которые, посредством общения с искусством, освоением знаний, навыков, обогащением своего эмоционального опыта, ребенок развивает свои универсальные и творческие способности, формирует самооценку и отношение к окружающему обществу.

11. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000.Х» 2. С. 14-18.

12. Никандров И.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. С. 20-43.

13. Парамонов В. Значение педагогики и психологии в деле пастырского душепопечения юношества // Духовная академия: Сб. 1991.

14. Св. Иоанн Крондштадский. Христианское воспитание детей // Школа духовности. 1999. №5. С. 8-11.

15. Тайчинов М.Г. Религиозная культура и воспитание // Педагогика. 1993. № 2. С. 38.

16. Троицкий В.Ю. Словесность в школе. Книга для преподавателей русской филологии. М., 2000.

17. Филиппов В. Российская система образования на рубеже тысячелетий: обретение духовности // Народное образование. 2000. № 4. С. 8.

Поступила в редакцию 20.03.2003.

ИГРОВАЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Л.А. Пшеничных

Все мы знаем, какую роль в жизни ребенка выполняет игра, захватывая все его мысли и чувства. Игра дошкольника - это независимая деятельность, в которой он может реализовать все свои желания и интересы, в ней отсутствует обязательность и необходимость, требования и запреты. Она позволяет дошкольнику выйти за пределы ограниченного мира и построить свой собственный мир. Мы, взрослые, знаем, как увлеченные игрой дети с трудом переключаются на другие внды деятельности. Но, значение игры не только в том, что это приоритетный вид деятельности ребенка. Игра имеет большое значение для его всестороннего развития. Передавая в игре впечатления об окружающей жизни, дети заново переживают жизненные ситуации, свое отношение к происходящему. Их впечатления углубляются, уточняются и по-новому действуют на них. В этом находится много общего с изобразительной деятельностью. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игровой изобразительной деятельности, дети испытывают не только эстетические и нравственные чувства, но и получают интеллектуальное и творческое развитие.

Изобразительная деятельность является основой для творческого развития детей. В процессе изобразительной деятельности осваивается специфический язык человеческого общения - язык изобразительного искусства. Изобразительная деятельность очень интересна для дошкольника, так как удовле-

творяет его потребность в деятельности. Однако другая значимая потребность ребенка-дошкольника - это потребность в творчестве. В своем творчестве ребенок отражает полученные впечатления от окружающей жизни, выражает свое отношение к увиденному, пережитому. В творческой деятельности возникает другая потребность - познавательная.

Творчество - это специфическая форма познания. Здесь происходит развитие восприятия, памяти, воображения, мышления. Для развития творчества принципиальное значение имеют познавательные операции мышления: анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация и конкретизация. Данные познавательные операции развиваются во всех видах деятельности ребенка. Одной из специфических особенностей изобразительной деятельности является то, что она достаточно полно задействует все познавательные операции. В процессе рисования ребенок анализирует форму предмета, цвет, характер пластики очертаний предмета, пропорции предмета и т. п. В целом, каждый вид изобразительной деятельности требует включения всех познавательных операций мышления. Целенаправленный акцент на ту или иную познавательную операцию возможен при решении конкретной специфической художественной задачи. Очевидно, можно смоделировать систему развития познавательных операций мышления ребенка на основе изобразительных игр и упражнений.

Однако требовать от ребенка систематического выполнения художественных задач или серьезного выполнения развивающих упражнений нецелесообразно. Ни возраст ребенка, ни характер детской изобразительной деятельности не предполагает такого подхода в художественном развитии. Развитие познавательных процессов мышления ребенка в системе изобразительной деятельности должно осуществляться ненавязчиво, без довлеющей роли процесса обучения. Чтобы упростить, сделать интересным освоение изобразительных и выразительных средств в детском возрасте, к этому процессу можно привлечь игровую деятельность ребенка. И на этой основе возникает возможность установления взаимосвязи игры и изобразительной деятельности, которая способствует углублению переживаний детей, расширению их представлений о мире, обогащению творчества, как в игровой, так и в изобразительной деятельности.

Разработанные изобразительные игры направлены на интеллектуально-творческое развитие личности ребенка. Содержание этих игр направленно на закрепление знаний о языке изобразительного искусства, на развитие мыслительных операций мышления, воображения, памяти и на воспитание эстетических чувств. Игры разделены на блоки в соответствии с компонентами языка изобразительного искусства. В каждом блоке игры направлены на развитие мыслительных операций (серии игр). Каждая игра имеет два уровня. На первом уровне игры проводятся с целью получения и закрепления знаний об аспектах изобразительного искусства; на втором уровне происходит усложнение игры за счет самостоятельного выполнения зада-

ния. Графический материал данных игр представлен в виде цветных иллюстраций, в данной статье по техническим причинам этот материал представлен в черно-белом изображении.

1 блок. Художественные материалы.

Серия: анализ и синтез.

Игра «Лукошко».

Цель: закрепить знания детей о художественных материалах (гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры), развивать мыслительные операции: анализ и синтез -умение мысленно разъединять целое на части. а также мысленное соединение отдельных свойств в целое.

Оборудование: рисунок лукошка, рисунки грибов, выполненные различными художественными материалами - гуашь, акварель. цветные карандаши, фломастеры.

Ход И1 ры. Детям предлагают отправиться в лес за грибами. Они берут лукошко и собирают грибы. Выполняя задание, они анализируют, каким художественным материалом нарисован гриб. В конце игры подводится итог.

Серия: сравнение и обобщение.

Игра «Осьмипоэкки».

Цель: закрепить умение детей различать в рисунке художественные материалы: гу ашь и акварель: развивать мыслительные операции: сравнение и обобщение умение мысленно устанавливать сходства и различия предметов и явлений, мысленно объединять сходные по какому-либо признаку.

Оборудование: рисунки, выполненные гуашью и акварель: две мамы и по четыре ребенка-осьминожки разного цвета.

Ход игры: Детям рассказывается история: «Однажды мама - Гуашь и мама - Акварель пошли гулять со своими детьми. Но вдруг на море поднялся сильный шторм. Море взбушевалось и мамы-осьминоги потеряли своих детей. После шторма все в море перепуталось, и маленькие осьминожки не могли найти своих мам». Далее детям предлагают рисунки осьминогов мам и просят показать, где Гуашь, а где Акварель. Далее дети помогают детям-осьминожков найти своих мам. В ходе игры дети выделяют различия между гуашью и акварелью. В конце игры подводится итог.

Серия:систематизация и классификация

Игра «Звездочет».

Цель: закрепить умение дегей различать в рисунке художественные материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, уголь, фломастеры; развивать мыслительные операции: систематизацию и классификацию -умение мысленно разъединять все предметы и явления на группы, находить сходства и рахтичия предметов и явлений.

Оборудование: рисунок Звездочета,

звездочки выполненные гуашью, акварелью, фломастерами, цветными карандашами, углем.

Ход игры: Детям рассказывают историю: «Старый звездочет собрал много звезд, но по своей старости он их все перепутал и не может различить, где какая звезда». Помогите доброму звездочету. Разложите звезды по видам художественных материалов. В конце подводится итог.

2 Блок. Технические приемы.

Серия: анализ и синтез.

Игра «Листопад».

Цель: закрепить знания детей о технических приемах: набрызг. монотипия, гычок, точка, раздувание, графарет, широкая кисть, вертикальный штрих; развивать мыслительные операции - анализ и синтез - умение мысленно разъединять целое на части, а также мысленно соединять отдельные свойства в целое.

Оборудование: рисунок дерева, листочки, нарисованные разными техническими приемами.

Ход игры: «Жило-было деревцо, - начинает рассказ воспитатель. - Но, однажды, поднялся сильный ветер и сорвал с него все листочки. И стало деревцу очень грустно.

Давайте поможем - соберем листочки, и назовем, в какой технике он изображен». В конце игры подводится итог.

Серия: сравнепне и обобщение.

Игра «Старуха Шапокляк».

Цель: закрепить знания детей о технических приемах: набрызг. монотипия, тычок, точка, раздувание, чрафарет, широкая кисть, вертикальный штрих; развивать мыслительные операции - сравнение и обобщение - умение мысленно устанавливать сходства и различия предметов и явлений, мысленно объединять сходные по какому-либо признаку

Оборудование: рисунок старухи Шапокляк. крыски-Лариски. нарисованные разными техническими приемами.

Ход игры: Дети, все вы знаете историю про старуху Шапокляк. У нее была подружка крыска-Лариска. нарисованная в технике монотипия. Но случилась беда, старуха Шапокляк поссорилась со своей подружкой. И ее крыска-Лариска затерялась среди других, которые выполнены в различных техниках. А чтобы им помириться. Шапокляк должна найти свою подружку среди других. Но, к

сожалению, она не знает технических приемов, с помощью которых они нарисованы. Помогите ей, ребята, назовите эти технические приемы, которыми нарисованы крыски, и найдите подругу старухи Шапокляк.

Серия: Систематизация и классификация.

Игра «Курочка Ряба».

Цель: закрепить знания детей о технических приемах: набрызг, монотипия, тычок, точка, раздувание, трафарет, широкая кисть, вертикальный штрих; развивать мыслительные операции - систематизацию и классификацию - умение мысленно разъединять все предметы и явления на группы, находить сходства и различия предметов и явлений.

Оборудование: рисунок курочки Рябы, яйца, нарисованные разными техническими приемами.

Ход игры: Дети вспоминают сказку про курочку Рябу. Снесла курочка Ряба волшебное яичко, нарисованное в технике трафарет. А потом снесла еще много яичек. И совсем забыла, которое из них простое, а какое волшебное. Помогите, ребята, курочке Рябе -назовите, каким техническим приемом они нарисованы, разложите их по техническим приемам. Найдите волшебное. В конце игры подводится итог.

Таким образом, игровая изобразительная деятельность способствует не только формированию изобразительных умений и навыков. и раскрытию творческого потенциала, но и развитию мыслительных операций ребенка.

Поступила в редакцию 20.04.2003.

ЛИИГВО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ ПАДЕЖА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

O.A. Руделева

На современном этапе развития методики преподавания русского языка актуальной является проблема установления взаимосвязей между явлениями морфологии и синтаксиса. Падеж с точки зрения содержания научного понятия - явление многомерное. Во-первых, в нем выделяется грамматическая семантика (значение), во-вторых, падежу присуща форма, в-третьих, падеж обладает функцией, которая проявляется в связях слова с окружающими его словами, с контекстом. Эта многомерность понятия диктует необходимость такого подхода к его изучению в школе, когда падежные значения, формы и функции рассматриваются не разрозненно, а в тесном единстве.

Назовем несколько наиболее известных в методике изучения падежей приемов, с помощью которых распознаются падежи. Это падежные вопросы, условные фразы без вопросов, условные фразы с вопросами, падежные окончания, значения падежей. Рассмотрим каждый из названных приемов.

Падежные вопросы (кто? что? и другие), используемые в обучении языку как методи-

ческий прием, к самой науке о языке никакого отношения не имеют, за исключением того, что своим происхождением они обязаны вопросительным местоимениям кто, что. В каких же случаях использовались падежные вопросы? Отметим три момента, когда они нашли свое применение в методике обучения русскому языку:

1) при знакомстве с именем существительным как части речи;

2) при установлении г рамматической зависимости одного слова от другого как в словосочетании, так и в предложении;

3) при распознавании падежей.

Именно способность вопросительных

местоимений изменяться по падежам дапа возможность закрепить последние за каждым падежом и сделать их своего рода индикаторами падежей. Против падежных вопросов выступази такие лингвисты как М.Н. Петерсон, А.М. Пешковский. считая, что они пагубно влияют на усвоение грамматических знаний. В 30-40-е годы падежные вопросы вообще отсутствовали в учебниках русского языка. Другие авторы (Е.А. Адамович,